Врожденная эмпатия что это
Анатомия эмпатии
Фактически, способность к эмпатии имеет отношение к правильному функционированию социальных отношений, поскольку она способствует просоциальному поведению и препятствует антиобщественному поведению.
Более конкретно, эмоциональная эмпатия, по-видимому, более с предполагаемой системой зеркальных нейронов, нижней лобной извилиной, нижней теменной извилиной, задней верхней височной борозды, инсулы и миндалины.
Когнитивная эмпатия связана с областями медиальной префронтальной коры, височно- теменным соединением, задней верхней височной бороздой и височными полюсами.
Кроме того, конкретное поражение правого IFOF предсказывало сложности в восприятии эмоций, выраженных на лице, что свидетельствовало о конкретной корреляции между IFOF и распознаванием тких эмоций. Группа людей с просопагнозией показала заметное снижение целостности обоих пучков по сравнению с контрольной группой.
Верхний продольный пучок (SLF) представляет собой длинный ассоциативный трактат белого вещества, который объединяет височно- теменные области, связанные с восприятием с нижними фронтальными областями, вовлеченными в обработку информации. В то время как левый SLF тесно связан с обработкой речи, правый SLF более связан с обработкой и воспроизведением нюансов мелодии мелодических, объединяя височные области, связанные с восприятием тона с более низкими фронтальными областями, участвующими в его обработке.
Другая система, с которой SLF сильно связана, является системой зеркальных нейронов. Система лицевых зеркальных нейронов, по-видимому, способствует низкоуровневым процессам, связанным с эмоциональной эмпатией и расшифровкой намерений других людей.
Было высказано предположение, что эта фронтопаритетная сеть связана между собой через боковой SLF. gоскольку она имеет корковые окончания в передней части системы зеркальных нейронов. Исследование, посвященное теории мышления и белого вещества проанализировало взаимосвязь между изменением в трактах белого вещества и неудачами в процессах низкоуровневой ментализации (системы зеркальных нейронов). Для этого использовалось «Чтение мыслей в глазах», инструмент, который тесно связан с функциональностью системы зеркальных нейронов Отрицательные корреляции были обнаружены между результатами опроса и уровнем нарушения двустороннего SLF, что свидетельствует о том, что повреждение в этом пучке может объяснять недостатки в правильном функционировании системы зеркальных нейронов.
Поэтому предлагается, чтобы SLF связан с социальным познанием и сопереживанием посредством восприятия и производства аудиальных стимулов (в основном просодических) и «эмоционального заражения», лежащего в основе системы зеркальных нейронов.
Унциатный пучок (UF) объединяет верхние, медиальные и нижние структуры височной доли, включая амигдалу и гиппокамп, с островковой и орбитофронтальной корой. Этот пучок позволяет обрабатывать эмоциональную и когнитивную информацию. В частности, считается, что этот фасцикул играет важную роль в обработке новых стимулов, расшифровывая эмоциональные аспекты аудиальной информации, визуального обучения и саморегуляции.
В основных структурах UF считается, что ортофронтальная кора (OFC) и вентромедиальная префронтальная кора (vmPFC) имеют большое значение для социального поведения и проявления. OFC имеет жизненно важное значение для оптимального функционирования обратного обучения, очень важной функции для сохранения межличностных отношений, в то время как vmPFC больше связан с мониторингом собственных мыслей и эмоций, а также с запоминанием автобиографических событий.
С другой стороны, миндалина также является существенным компонентом способности к эмпатии, поскольку она отвечает за модуляцию эмоциональной валентности поступающих из вне раздражителей. Наконец, еще одна фундаментальная часть способности к эмпатии- это правая передняя височная кора, которая, по-видимому, связана с интеграцией нескольких компонентов эмоциональной эмпатии и представлением социальных понятий
Таким образом, хорошее функционирование этих структур и их оптимальная интеграция достаточно значимы для способности к эмпатии. Можно предположить, что UF, который выполняет эту интегрирующую функцию, играют важную роль для функционирования эмпатии.
Современная фармакология фокусирует свои усилия на восстановлении процесса миелинизации, главным образом в олигодендроцитах, за счет активации рецепторов глутамата AMPA или путем введения мерозина, вещества, которое способствует дифференцировке олигодендроцитов
Часто ли вы чувствуете себя подавленно при виде близкого человека, переживающего неудачу? Или когда герой фильма бьется ногой об угол кровати, мгновенно представляете себя на его месте, вздрогнув от мнимой боли? Поздравляю, у вас есть способность к эмпатии.
Эмпатия помогает нам наладить эмоциональные связи с окружающими нас людьми.
Зачастую эмпатам непросто контролировать свою способность разделения чужих эмоций, они быстро и не всегда осознанно перенимают настроение окружающих людей, даже если сами не испытывают тех же чувств и никогда не были в их ситуации.
Пообщавшись с хмурым человеком, лицо эмпата может приобрести то же выражение. Данное явление называется «бессознательная мимикрия», оно является предшествующим эмпатии компонентом, а также оно помогало ранним людям лучше понимать друг друга.
Нейробиология подтверждает, что вид кого-то, кто испытывает боль, активизирует в нашем мозге те участки, которые регистрируют боль.
Младенцы учатся эмпатии во время общения со своими опекунами. Если, например, мать своевременно реагирует на потребности и сигналы своего ребенка, это позволяет ему эмоционально развиваться. Поскольку эмоциональные состояния ребенка распознаются и находят отклик у других людей, у ребенка закладывается основа для самоощущения и понимания потребностей как своих собственных, так и других людей. Происходит активное формирование системы зеркальных нейронов, которая непосредственно влияет на качество развития личности и адаптации к общественной жизни.
Важно: дети, которые были лишены такого рода взаимодействия, во взрослом возрасте имеют сниженное чувство собственного достоинства, трудности с регулированием собственных эмоций, а также низкий уровень сопереживания другим.
Эмпатию можно развивать, повышая свой эмоциональный интеллект. Когда мы понимаем свои эмоции, умеем обозначать и экологично выражать их, нам становится проще понимать эмоции других людей и правильно на них реагировать.
Большинство эмпатов неосознанно берут на себя чужие переживания, гнев, от чего испытывают дискомфорт. Важно научиться отделять свои эмоции от чужих, не перегружая себя чужим негативом. Эмпатам больше других необходима эмоциональная разгрузка в уединенном месте, даже если со стороны кажется, что поводов для усталости у него нет. Так сложилось, что спектр негативных эмоций человека гораздо шире и «навязчивее, прилипчивее», нежели положительных, поэтому эмпат, словно губка, впитывает их в себя из каждого человека, с которым он вступает в хоть какой-то малейший контакт.
Как понять, насколько у вас развит уровень эмпатии?
Предлагаю обратиться к ряду признаков, свойственных эмпатам:
1. Способность ощущать.
Когда что-то не так. Когда вас хотят обмануть. Когда вас ждут перемены. Можно не знать причину, не обладать доказательствами. Вы просто знаете, что сейчас нужно насторожиться, или вмешаться, или наоборот выждать момент. Интуиция не подводит вас в этом вопросе.
2. Нахождение среди скопления людей, особенно недовольных, очень болезненно для вас.
3. Способность уловить неискренность собеседника.
Собеседник может звучать убедительно, но вас почему-то окутали болезненные ощущения и тревога? Вероятно, вы почувствовали, как он что-то умалчивает, уходит от ответа или откровенно врет.
4. Потребность в творчестве.
5. Вы чувствуете себя лучше на природе или рядом с животными.
Там, где нет чужих мыслей и переживаний, вы можете расслабиться и набраться энергии.
6. Вы тяжело переносите плохие новости.
Настроение портится, как только вы видите/читаете что-то неприятное, узнаете о несчастьях даже незнакомых вам людей, наблюдаете сцены жестокости. Особенно тяжело вам узнавать о болезнях и смерти знакомых и близких вам людей.
7. Способны перенять даже физические недуги других людей.
От большого сопереживания вы способны перенять даже чужую боль в теле или простудное заболевание не выходя из дома.
8. Стремление к свободе.
Все, что может ограничить вас внешне или внутренне, загнать в рамки, доставляет вам дискомфорт, и вам хочется поскорее от этого отделаться и жить в свое удовольствие. Даже если вас торопят, вы испытываете стресс и нуждаетесь в «своем темпе».
9. Высокие моральные ценности.
Не навреди. Не обмани. Делай по справедливости. И если кто-то совершает плохой поступок, вас это огорчает.
10. Сложности с отказом или прекращением общения.
Вы очень заняты для чужих просьб или давно хотите разорвать токсичные связи, но никак не можете заявить об этом, а вдруг человек обидится?
11. Умение слушать и слышать.
Вы позволяете человеку выговориться, почувствовать свою значимость, и слушаете его с искренним интересом, не перебивая его фразами «а вот я. а у меня. «, вы умеете быть хорошим собеседником.
12. Нетерпимость к чужому нарциссизму.
Будучи очень толерантным человеком, вам все же не по душе находиться в обществе самовлюбленных людей, которые считаются только с собственным мнением, не замечая других.
13. Предпочтение новых вещей и недвижимости.
14. Стремятся жить так, как хотят, и делать то, что нравится.
15. «Магнит» для вопросов и жалоб.
Если все так и норовят рассказать вам о событиях своей жизни, проблемах, обращаются за советом, вероятно, от вас исходит энергия человека, которому не все равно. Всем ясно, что здесь их выслушают, возьмут моральный груз на себя, и может даже по головке погладят: «молодец, что доверил мне свои проблемы, я всегда помогу», даже если вы едва знакомы.
16. Потребность в одиночестве.
Иногда вам хочется сбежать в глухой лес, чтобы не сойти с ума. Для вас важно «перезарядиться» наедине с собой.
17. Постоянная усталость.
Вы не заняты тяжелым физическим трудом, но из вас будто выкачали энергию, и сон уже не помогает. Все потому, что вы взваливаете на себя слишком многое, а взамен получаете синдром хронической усталости.
Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии: обзор зарубежных исследований 1785
Юдина Т.О.
старший преподаватель кафедры общей психологии Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Россия
e-mail: judinatatyana@gmail.com
Аннотация
В статье приведен обзор зарубежных исследований, посвященных изучению факторов развития эмпатии на ранних этапах жизни ребенка и условиям, которые способствуют ее проявлению у детей в последующие периоды жизни. Способность к эмпатии наблюдается у детей с периода новорожденности и продолжает развиваться на дальнейших этапах жизни. Частота проявления и характер развития эмпатии у ребенка обусловлены рядом факторов. Многочисленными исследованиями зафиксирован вклад биологических факторов и механизмов в развитие эмпатии (например, свойств темперамента и работы нейронных основ). Результаты лонгитюдных исследований, изучающих соотношение генетических и средовых факторов, демонстрируют весомый вклад генетического фактора в развитие эмпатии. Многочисленные данные о роли социальных условий в развитии эмпатии в детском возрасте показывают наличие связи между качеством внутрисемейных отношений, в частности, ряда характеристик взаимодействия в диаде мать-ребенок и частотой проявления эмпатии ребенком. С учетом накопленных результатов, в статье рассматриваются возможные перспективные направления дальнейших исследований в направлении данной проблематики.
Ссылка для цитирования
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта No.15-06-10943.
Медицинские интернет-конференции
Языки
О роли эмпатии в отношениях врач-пациент
Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.
Резюме
В статье рассматривается история термина «эмпатия», роль эмпатии во взаимоотношениях врача и пациента, а также передовые исследования в данной области.
Ключевые слова
Статья
Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра Философии, гуманитарных наук и психологии
О роли эмпатии в отношениях врач-пациент
В настоящее время все большее внимание уделяется модернизации здравоохранения. Ставятся задачи по улучшению качества и доступности медицинской помощи для оптимизации состояния здоровья населения [1]. Кадровая политика направлена в сторону подготовки молодых специалистов, а также непрерывного повышения квалификации медицинских кадров. Однако многие ли медицинские работники имеют актуальный взгляд на организацию своей работы? Или же сосредоточены исключительно на профессионализме, не уделяя должного внимания этике общения с пациентом? Речь идёт об эмпатии, способности врача к состраданию, сочувствию и сопереживанию. Является ли наличие этих качеств основополагающим свойством компетентного практикующего врача или значение эмпатии переоценено? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории термина.
В переводе с греческого «Empatheia» означает сопереживание; постижение эмоционального состояния, проникновение.
Автором термина «Эмпатия» считается Эдвард Титченер, который перевел немецкое слово «Einfuhlung» как «вчувствоваться в. », применительно к эстетике это понятие описывает процесс понимания произведений искусства.
Термин эмпатии стал распространяться в психологической литературе в начале 50-х годов ХХ века. До этого ученые использовали термин «симпатия», но он употреблялся в более широком смысле. Несмотря на то, что понятие симпатии прочно закрепилось в психологии, эмпатия же стала именно «рабочим» термином, хотя до сих пор ученые дискутируют относительно понимания дефиниции данного термина.
Философ-идеалист Теодор Липпс еще в начале ХХ века говорил об эмпатии как о способности почувствовать эмоции и переживания другого человека путем подражания. В том числе, при помощи эмпатии Липпса, можно было воспринять то, что хотел передать автор при создании произведений искусства или архитектурных объектов.
Фундаментальное значение эмпатия приобретает в теории американского психолога К. Роджерса. В терапии Карла Роджерса эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой врача в терапевтических отношениях и первостепенным условием изменения личности клиента. Эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве одного из основных навыков терапевта, необходимого для создания благоприятного терапевтического климата.
«Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.).
В 1975 году в своей статье «Empatic: an unappreciated way of being» Роджерс писал: «Эмпатический способ общения подразумевает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого человека: к страху или гневу, к растроганности или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает клиент. Это означает временную жизнь жизнью другого, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Быть эмпатичным психологом весьма трудно. Это значит быть ответственным, активным, сильным и в то же время предельно понимающим и чутким» [2].
Об эмпатии, как о взаимодействии врача и пациента, впервые заговорил основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
В начале 20 века он сформулировал наиболее близкое к современному понятие эмпатии: «Мы используем эмпатию, чтобы поставить себя в состояние психически схожее с состоянием пациента. В собственных эмоциях мы стараемся повторить его переживания, чтобы понять его предельно четко и полно» [6].
Рибо отмечает сложность протекания эмпатического процесса, поскольку зачастую люди, близко чувствующие эмоции других, стараются как можно скорее от этого избавиться просто исключив себя из ситуации и отказавшись от помощи [4].
Штерн же в основном занимался эмпатией детей и указывал на то, что через «чувства с другими» (сострадание, сорадость) можно развить у них «чувства к другим» (любовь, нежность и т.д.).
Говоря об умении правильно владеть навыками эмпатии среди будущих и практикующих врачей можно обратиться к исследованиям Васильковой А.П. В своих работах она говорит о том, что эмпатия- одно из ведущих профессионально значимых качеств медицинского работника, оказывающее решающее влияние на отношения врач-пациент. Уровень эмпатии является стабильной личностной характеристикой и не изменяется сильно в процессе профессионального становления. Эмпатийность врача выводит его общение с пациентом на совершенно другой уровень. А.П. Василькова по итогу своего исследования выявила несколько практических рекомендаций. Ведь далеко не каждый специалист слышал об эмпатии и тем более умеет грамотно строить общение с пациентом [5].
В рамках современной модернизации медицинской сферы особое внимание должно быть уделено формированию эмпатии среди абитуриентов-медиков, студентов и практикующих врачей. Достигнуть этой цели можно разными способами.
На ранних этапах довузовской подготовки возможно выявление абитуриентов-медиков, обладающих достаточным уровнем эмпатии в процессе профориентации и профотбора.
При обучении студентов-медиков возможно увеличение практической составляющей психологических дисциплин и расширения их междисциплинарного взаимодействия с клиническими. Правильная психологическая подготовка студентов развивает не только эмпатийные качества, но и способность решения остропроблемных ситуаций, с которыми будущим медикам придётся сталкиваться очень часто. А среди практикующих врачей развитие эмпатии возможно посредством специальных курсов и тренингов по повышению квалификации.
Способность врача понять персональные особенности пациента, играет огромную роль при установлении доверительных отношений в коммуникации врач-пациент [7]. Врач, который действительно заинтересован в помощи больному в проблеме, с которой тот обратился, несомненно, вызывает большее доверие, и как следствие формирует комплаентное поведение со стороны пациента [8].
Человек, впервые обратившийся за помощью, начинает говорить о своей проблеме довольно поверхностно и осторожно, указывает только на самые очевидные причины своего беспокойства и хочет скорейшей помощи. Если пациент видит понимание, соучастие и заинтересованность со стороны врача, то он стремится подробнее описать изменения в состоянии своего здоровья, тем самым помогая доктору собрать расширенный анамнез образа жизни и заболевания, и соответственно поставить точный диагноз. Когда устанавливается контакт между лечащим врачом и пациентом возникает психологический комфорт в отношениях, пациент детальнее описывает эффект от назначенного лечения или побочные эффекты, а доктору проще назначить другие препараты, внести изменения в план обследования и дальнейшего лечения больного. Если пациент видит небезразличное, участливое отношение к своей проблеме со стороны врача, то он будет уверен в своем выздоровлении и обратится к этому специалисту вновь. Доверительное отношение пациента к своему лечащему врачу является одним из главных компонентов успешного лечения. Как правило, создание таких отношений не представляет для врача особой сложности, поскольку сами пациенты стремятся к эффективному сотрудничеству. При установлении гармоничных взаимоотношений с пациентом врач должен оказывать содействие выражению чувств, идей и ожиданий больного, четко преподносить информацию, взаимно согласовывать с ним цели лечения. Пациент должен принимать активное участие в терапевтическом процессе. Огромное значение имеют также положительные эмоции, сочувствие, поддержка со стороны среднего медицинского персонала.
Следует обратиться к современным исследованиям о роли эмпатии в коммуникации врач-пациент. Ученые из Американской академии хирургов-ортопедов пришли к выводу о том, что пациенты выше оценивают своего лечащего врача, если он понимает их переживания. В качестве респондентов выступили 112 пациентов. По результатам проведенного опроса: удовлетворенность пациентов на 65% зависит от эмпатии врача и только на 35% от таких факторов, как профессиональная грамотность врача, длительность приема, время ожидание в очереди и прочее.
Также в качестве примера можно привести исследования Гриффина. Он установил, что на приверженность пациента к лечению влияют такие факторы, как: поощрение пациентов задавать вопросы; запись вместе с пациентами важной ключевой информации (лекарства, их прием, название процедур и т.д.); информирование пациентов; внимание к эмоциональному состоянию пациента; внимание к ожиданиям пациента.
Таким образом, недостаточно быть хорошим специалистом, если достижение взаимопонимания с пациентом вызывает трудности. Внимание пациентов к личностным качествам врача весьма велико. Необходимо не только развивать новые медицинские технологии, но и добиваться того, чтобы пациенты следовали рекомендациям врача, то есть демонстрировали комплаентное поведение, высокую персональную ответственность и заинтересованность в излечении [8]. Поэтому значение эмпатии в практике врача чрезвычайно велико. Зачастую этот фактор является ключевым при расположении к себе пациента и создании необходимого доверительного общения, что в большинстве случаев позитивно сказывается на качестве лечения. Модернизация медицинской сферы должна получить новое направление для подготовки не только высококвалифицированных врачей, но и специалистов, умеющих сострадать, сопереживать и желающих «делать благо» пациенту.
Литература
Список литературы:
Врожденная эмпатия что это
Практикующий социальный психолог. Специализируется на работе со школьниками. Знает всё об эмпатии у детей.
Что такое эмпатия
Эмпатия — это способность понимать чувства другого человека. Её проявление вовсе не означает, что эмпат непременно поможет другому в беде. Эмпатия — чаще всего про уровень понимания чувств и эмоций, а не конкретные действия.
Психологи выделяют три вида эмпатии.
Когнитивная эмпатия. Мы осмысливаем чувства других людей с помощью анализа и обработки данных: например, проводим параллели с художественной литературой и кинематографом. Герой романа «Над пропастью во ржи» чувствовал себя так-то в такой-то ситуации — и я сочувствую своему другу, потому что понимаю, что он сейчас ощущает то же самое.
Эмоциональная эмпатия. Мы осмысливаем чувства других, ассоциируя со своим опытом. Например, понимаем, что человеку сейчас плохо, потому что сами были в аналогичной ситуации.
Действенная эмпатия. Мы не только осмысливаем чувства других, но и переходим к действиям: например, предлагаем человеку конкретную помощь.
Как понять, достаточно ли у ребёнка эмпатии
Эмпатия — не врождённая способность, а следствие воспитания. Её основы должны закладываться в раннем возрасте.
Уже тогда родители могут наблюдать разницу между ребёнком, склонным к эмпатии, и ребёнком, которому сопереживания чужды: первый способен пожалеть кого-то и посочувствовать, а второй останется равнодушным или даже позлорадствует.
К возрасту 3–4 лет дети должны уметь реагировать на чувства других людей и демонстрировать сопереживание. Если у пятилетки не наблюдается достаточной эмпатии — например, смеётся, когда сверстнику больно, — это тревожный сигнал для родителей. Вот несколько способов определить, что ребёнок обладает эмпатией.
Ребёнок улавливает эмоции других и корректно реагирует. Например, считывает, когда мама пришла с работы не в духе — даже если мама ничего не говорит — и спрашивает: «Мам, что-то случилось?», «Мам, ты грустишь?».
Ребёнок не эгоистичен. Например, может пойти на компромисс, играя на детской площадке: разрешить малышу помладше покачаться на качелях первому.
Ребёнок сопереживает персонажам в сказках и мультфильмах. Если сын или дочь плачет при просмотре «Корпорации монстров» или при чтении детского романа «Без семьи», это значит, что он обладает высоким уровнем эмпатии.
Как целенаправленно развить эмпатию
Если опасаетесь, что ребёнку не хватает эмоциональной отзывчивости и умения сопереживать другим, этот навык можно и нужно развивать.
1. Обращайте внимание на чужие чувства
Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо. Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.
Необязательно искать живые ситуации. Акцентируйте внимание на чьих-то чувствах, когда играете с ребёнком. Например: «Моя кукла купила воздушный шарик, а он случайно улетел в небо. Она грустит». Придумывайте ситуации и обсуждайте с ребёнком — как чувствует себя герой? Каково ему? Можем ли мы помочь?
2. Будьте примером
Воспитание и обучение детей строится на повторении действий и реакций обучающего, значимого взрослого. Не скрывайте свои чувства, когда вам плохо, — открыто говорите о них.
Проявляйте эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко. Если вы чувствительны к эмоциональному состоянию ребёнка, он перенимает это. Важно: никогда не говорите ребёнку, как он «должен» себя сейчас чувствовать.
Нужно уметь справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием сына или дочери вне зависимости от их возраста. Не смейтесь и не подшучивайте над негативными эмоциями ребёнка. Такие эмоции — возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — с эмпатией проблем нет.
3. Социализируйте
Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится ладить с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии. Командные игры ускоряют эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка. Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество эмпатических переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту.
Можно предложить ребёнку устроить совместные активности со сверстниками. Есть игры, которые специально развивают эмпатию.
«Передача чувств». Взрослый ведущий выбирает ребёнка и на ушко предлагает, какое настроение загадать. Ребёнок по цепочке передаёт это настроение — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Каждый следующий ребёнок догадывается, о каком настроении идёт речь, и придумывает, как передаст это следующему в цепочке. Когда круг замыкается, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.
«Тихий разговор». Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все дети садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Дети угадывают, что именно это за фраза.
«Эмоции героев». Взрослый ведущий читает детям рассказ или сказку. Детям заранее выдают символические карточки с изображениями разных настроений. В процессе чтения дети соотносят карточки с эмоциональным состоянием героя произведения и объясняют свой выбор.
4. Обсуждайте эмоции
Спрашивайте ребёнка, что он чувствует в данный момент. Но чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Дети не умеют определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого.
Проговаривайте эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что. », «Ты расстроился из-за. », «Тебя обидело то-то и то-то. ». Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче.
Когда говорите о собственных эмоциях, используйте «я-высказывание»: «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Не перекладывайте ответственность за свои эмоции на ребёнка: «Ты такой-то, довёл меня!».
Что в итоге
Эмпатия — это способность понимать чувства других людей. Воспитывать её нужно с детства: показывать пример, обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, позволять ребёнку много играть со сверстниками и разговаривать о внутреннем мире.
В «Домашней школе Фоксфорда» не только осваивают школьную программу, но и развивают эмоциональный интеллект — в том числе, учатся эмпатии.
В школе есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки». Soft skills помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. Навык эмпатии — один из самых важных.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно