Время разбрасывать камни время собирать камни что значит
Что означает выражение «Время собирать камни»?
Фраза «время собирать камни» впервые встречается в Библии (Экклезиаст, Глава 3). На самом деле выражение гораздо более объемное, и эти три, казалось бы, малозначащих слова вырваны из контекста. Полная цитата выглядит таким образом: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни и время собирать камни…»
Современным людям довольно сложно понять философский смысл сказанного в Книге Книг. Для чего разбрасывать камни? Ведь потом их придется собирать…
ТОЛКОВАНИЕ ПРЯМОЕ
Толковать выражение можно по-разному. Если не вдаваться в скрытый смысл строк, то получается очень простая их разгадка: всему свое время. Ничего сложного. В русском языке есть аналогичная народная мудрость: «Всякому овощу свое время». Или: «Время цвести, время отцветать, время жить, время умирать». Но это очень поверхностное толкование древней мудрости.
ТОЛКОВАНИЕ ИНОСКАЗАТЕЛЬНОЕ
Библия для того и дана человечеству, что в ней есть зашифрованное послание людям, которое до сих пор не разгадано. И в каждой строчке великой книги есть тайна, нераскрытый секрет. Много веков эти тайны пытаются разгадать богословы, ученые, философы и обычные люди.
Во-первых, почему речь идет именно о камнях? Возможно, потому что почвы в государстве Израиль, из которого пришла к нам библейская мудрость, очень каменистые. Абсурдом было бы, если бы древние авторы написали о разбрасывании досок или щепок, поскольку дерево в этом южном государстве – большая редкость. Например, камнями в качестве казни в древности забрасывали преступников.
Во-вторых, зачем камни разбрасывать? Вот на этот вопрос и вовсе не возможно ответить.
А вот для сбора камней причин было много. Из камней строили жилища, огораживали ими земельные наделы, очищали земельные участки во время весеннего сева. В конце концов, закрывали огромными каменными плитами вход в склеп.
Так в чем же все-таки скрытый смысл высказывания о камнях? В этой же цитате из Экклезиаста есть еще такие слова: «время разрушать и время строить». Так не они ли являются разгадкой выражения о камнях? Разрушать ведь можно не только материальные объекты. Разрушать можно чью-то жизнь, чье-то благополучие. Да и строить можно не только дворцы и хижины, мосты и стадионы.
Кто из людей не грешил в молодости? Кто не совершал ошибок? Кто не сбивался с верного пути? Человек – существо далеко не идеальное, это не бог. Один разрушил чужую семью, второй совершил преступление, третий не смог воспитать своих детей, четвертый предал, а пятый совершил банальную глупость. Все эти разрушительные поступки – это и есть наши разбросанные «камни».
Проходят годы, и к каждому приходит мудрость. Мы приближаемся к порогу вечности, а за нами шлейф ошибок… Назад вернуться невозможно и изменить совершенное – тоже. Но можно собрать разбросанные «камни», достать их из-за пазухи и очистить свою совесть. То есть сделать так, чтобы ошибки, совершенные ранее, нанесли как можно меньший урон окружающим. Для этого нужно сделать совсем немного: попросить прощения у того, кого обидел, восстановить семью, искупить грехи, исправить ситуацию.
Возможно, в этом и есть смысл библейского выражения о камнях. «Время собирать камни» — это время искупления грехов и исправления ошибок, совершенных ранее, время покаяния и очистки совести.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.8 / 5. Количество оценок: 5
Что означает выражение «время собирать камни»
Библейское происхождение
Как и множество других крылатых выражений, фраза о камнях пришла в современный обиход из Книги Книг – Библии. В главе 3 Книги Экклезиаста читаем:
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».
Из цитаты становится понятно, что речь идет о том, что для всего приходит свое время и всему наступает свой срок. Смысл, действительно глубокий и, как и множество библейских цитат, философский.
Но все же не совсем понятно, зачем разбрасывать камни, чтобы потом собрать их. На самом деле речь в данной фразе речь идет всего лишь об одном из видов крестьянского труда. Земли, на которых жил народ Израиля не отличались плодородием, были каменистыми, и для того, чтобы возделать поле, его сначала необходимо было от камней очистить. Этим и занимались крестьяне, т.е. собирали камни. Но не разбрасывали их, а складывали из них изгороди для земельных наделов.
Как это часто бывает с цитатами из Библии, переводчика подвело незнание реалий крестьянской жизни израильтян, более точно цитату можно было бы перевести как «время собирать и время складывать камни».
Но кто знает, стала бы в таком виде фраза так популярна. Скорее всего, нет, потому, что теряется таинственный смысл.
Современное значение фразы
Оказывается, трактуют его неоднозначно. Есть, как минимум три объяснения данного выражения, хотя и близкие друг к другу, но все же имеющие ряд отличительных нюансов.
Вторая трактовка словно следует из первой: всему приходит свой срок, и важно, чтобы любое дело было сделано вовремя – только тогда деяние принесет желанные плоды. Любой поступок должен иметь свои причины и условия для его осуществления. Бездумные поступки, совершенные не вовремя, могут лишь навредить.
И, наконец, третья трактовка наиболее глубокомысленна, но все же не противоречит первым двум: все в жизни человека имеет свою причину и свое следствие, каждый поступок влечет за собой «воздаяние».
Эта трактовка близка к принципам кармического закона.
Время разбрасывать камни и время собирать: что обозначает это выражение?
Возможно, вы слышали красивый фразеологизм «время разбрасывать камни» — что означает это выражение? Согласитесь, есть в нем что-то магическое и даже тайное. А все потому, что толкование можно найти в самой Библии.
Смысл фразы
Если рассказать кратко, что выражение про камни обозначает своевременность действий. Всему свое время – вот как можно по-другому сказать то же самое. У этого философского выражения есть разные варианты-синонимы, например, «время рождаться и время умирать», «время плакать и время смеяться», «время искать и время терять», «время войны и время мира». Эти фразы – часть одной большой цитаты из библейской книги Экклезиаста.
Все эти выражения подчеркивают, что у любого действия, события или явления есть свое отведенное время и нам, как людям, нужно в какой-то мере смириться со скоротечностью и цикличностью.
Почему именно камни?
Если со своевременностью явлений все понятно, то остается только один вопрос – почему именно камни? Поскольку выражение древнее, его истинное происхождение уже затерялось в паутине времени, но некоторые версии у нас все же имеются.
Возделывание земель
Речь идет о крестьянском труде народа Израиля, который возделывал землю в далекие правремена. Земля не отличалась особой плодородностью, была каменистой и трудной для возделывания. Сначала поля приходилось подготавливать – убирать камни. По этой версии израильтяне собирали камни для того, чтобы засеять свои земли.
Но не стоит принимать эту версию за истину. Считается, что переводчики неправильно истолковали библейское выражение и на самом деле оно звучало как «время собирать и время складывать камни», делая акцент на том, что израильтяне не разбрасывали камни, а складывали у изгороди земельных наделов.
Однако в таком случае теряется философский смысл выражения о своевременности и цикличности времени. Скорее всего, камни – это метафора скоротечности времени. И да, израильтяне могли собирать свои камни и это могло послужить своего рода визуализацией будущего фразеологизма.
Наказание преступников
Несмотря на жестокость варварских времен, смысл в этом все-таки есть: было время для того, чтобы собрать камни, а потом наступало время для последствий – для наказания.
Однако даже в этом случае философский смысл тоже теряется: все-таки явление начинается с того, чтобы разбросать камни, а потом их собирать. И хотя у цикличности нет начала и конца, разбрасывание считается первым действием, потому что, если ничего не будет разбросано, нечего потом будет и собирать.
Камни – это дети
По одной из библейских трактовок камни – это метафорическое обозначение для будущего поколения. Дети – это и есть камни. Сначала мы сеем, а потом собираем плоды. В Советском Союзе любили повторять про «сеять разумное, доброе, вечное», когда говорили об обучении детей в школах. Сначала посеяли (разбросали камни), а потом можно собирать и плоды (собирать камни).
Камни – это бытие
Последняя трактовка вряд ли претендует на право называться одной из версий происхождения, скорее, она раскрывает глубокий смысл фразы о камнях. У буддистов есть одно занятие – рисовать мандалы из песка. Это красочные и красивые узоры, вписанные в окружность.
Получается невероятно красиво, но созданное с таким большим трудом потом же самими создателями и уничтожается легким движением руки – песок собирается и рассеивается на ветру над водой. Это не дает забыть людям о том, что любой труд в этом физическом мире тщетен. Всегда будет время для создания и всегда найдется время для уничтожения.
Теперь вы знаете, что означает это выражение «время разбрасывать камни». Как видите, трактовок много, но все они в итоге сводятся к тому, что для всего есть свое время и мы этого не изменим. А вам какая трактовка больше нравится? 😉
Толкование на Екклесиаст 3:5
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Екклесиаст 3:5 / Еккл 3:5
Григорий Нисский (331/5−
Время разметати камение, и время собирати камение
Тем самым, что показал этот чиноначальник церковной силы, увеличил он силы слушающих, так что могут они и низлагать сопротивляющихся и приготовлять запасы к низложению. Ибо то, чему научились мы прежде, когда дознали пользу во всем соображаться с мерою, какой требует время, и признаком прекрасного полагать во всем благовременность, приводит нас в эту возможность как бы представлять себе у души нашей какую-то мышцу, которою бросает она в цель убийственные для врага камни, и в какого неприятеля ни были бы они брошены, снова возвращает их себе, чтобы ими же всегда поражать сопротивника.
Обращающие внимание только на букву и останавливающиеся на том смысле сказанного, какой представляется с первого взгляда, к настоящим речениям применяют закон Моисеев, потому что закон повелевает бросать камни в тех, которые окажутся в чем либо преступниками закона. Так дознаем из самой истории о согрешивших против субботы, о похитивших священные вещи и о других прегрешениях, за которые наказанием закон определил побиение камнями. И если бы Екклезиаст признал благовременным собирать камни, хотя о сем никакой закон не дает повелений, и на подобное сему никакое историческое событие не указывает, согласился бы и я с объясняющими изречение сие законом, а именно, что тогда подлинное время бросать камни, когда кто нарушит субботу, или похитит что либо из принесенного в дар Богу. Теперь же это прибавление, что камни снова должно собирать, чего никаким законом не определяется, приводит нас к другому разумению. Постараемся дознать, какой это род камней, которым после того, как брошены, снова надлежит соделываться достоянием бросившего. Ибо Екклезиаст учит нас, что, когда бросим камни во время, во время опять и соберем их.
Посему, мне кажется, что и закон, если разуметь его по первому представившемуся понятию, берется не очень высоко. Ибо что великого и боголепного оказывается в буквальном разумении написанного? Если пойман человек, собирающий дрова в субботу, должно ли за это побивать его камнями, когда в этом проступке не видно никакой неправды? Ибо какую сделал неправду, кто несколько сухих сучьев, здесь и там разбросанных по пустыне, собрал, чтобы поддержать ими огонь? Не обвиняется он за присвоение себе чужого, почему казалось бы справедливым понести ему наказание за обиду; напротив того принадлежащее всем вообще для него делается причиною, что мещут в него камни. Но он осуждается как злодей за то, что сделал это в субботу. Кому не известно, что каждое дело, худо ли оно, или не таково, оценивается по собственному его свойству; время же, в которое совершается действие, рассматривается отдельно от свойства того, что сделано? Ибо временное продолжение что имеет общего с совершаемым по нашему произволению? Если кто спросит нас: что такое день? без сомнения ответим: время, когда солнце над землею, и мерою его положим утро и вечер. Такое же понятие дня приличествовать будет не одному только какому либо дню из обращающихся в седмидневном круге времени; напротив того сие же понятие принадлежит и первому, и второму дню, даже до седьмого, и день субботний, поколику он день, не отличается от прочих. А если кто станет доведываться о значении греха, о том, чего не должно делать ближнему, конечно ответим, например, так: «не прелюбы сотвори; не убий; не укради» (Исх. 20:13−15) и прочее. Родовый закон сих заповедей, заключающий в себе каждую из них, состоит в том, чтобы любить ближнего, как себя самого. Это равно и во всякий день, если исполняется, без сомнения, прекрасно, а если нарушается, признается противоположным прекрасному. И если что сего дня признано худым делом, будет ли это преступление — убийство, или другое что из запрещенного, никто на следующий день того же самого не почтет хорошим. Поэтому, если худое всегда таково, в какое бы время ни отважился кто на сие: то и неподлежащее ответственности не сделается подлежащим от времени. Поэтому, если накануне субботы собирать дрова и зажигать костер не есть неправда, и не подвергается это наказанию; то почему тоже самое в следующий день делается преступлением?
Но знаю субботу — день покоя, знаю закон о неделании, который, не связав в человеке естественной его деятельности, повелевает быть без дела, если только повелевает и невозможное, заповедуя ничего не делать нам, у которых, кроме других дел, и самый образ жизни есть дело: таковы: зрение очей, естественная деятельность слуха, обоняние ноздрей, вдыхание воздуха устами, слово слагаемое языком, приготовление пищи зубами, варение ее во внутренностях, движение с помощию ног, совершение руками всего, что обыкновенно делают у нас сии члены. Поэтому, возможно ли пробыть непреложным закону о неделании, когда естество не допускает бездействия? Как убежду ничего не видеть в субботу тот глаз, у которого естественное свойство — непременно на что-нибудь смотреть? Как удержу деятельность слуха? Чем убедится у меня обоняние, отлагать на субботу восприимчивое ощущение испарений? Как внутренности, порабощаясь закону, не будут действовать им особенно принадлежащею деятельностию, оставлять в теле пищу непереваренною, чтобы только показать, что естество пребывает праздным в субботу? Если же прочие части тела нашего не могут принять закона о бездействии; потому что бездейственное вовсе не будет причастно и жизни: то, без сомнения, невозможно не нарушить субботы, хотя бы оставались рука или нога не подвижными, в том же виде и на том же месте. Посему, так как закон положен не одному члену, но целому человеку, то наверно не сохраним мы закона, не действуя членом, если будем нарушать постановленное, согласно с естеством действуя прочими чувствилищами. Но закон от Бога; а все заповеданное Богом не таково, чтобы противоречить естеству, или оказываться не входящим в закон о добродетели; несогласное же с разумом бездействие не есть добродетель; посему надлежит разыскать, чего требует заповедь о субботнем бездействии.
Посему должно уразуметь, какие это камни, бросаемые в такого человека, чтобы рачение его о собирании сучьев не достигло своего конца. Если же это дрова, которыми возжжен будет огонь собирающему (а конечно не неявно сие для того, кто как либо вводит таинственный смысл; ибо Апостол «дровами, тростием и сеном» прекрасно называет дурное здание (1 Кор. 3:12), потому что таковые здания во время суда делаются огнем, и плевы, говорит евангельское слово, уготовляются огню (Мф. 3:12) и о бесплодной ветви дан приговор, что она пригодна только для огня (Ин. 15:6): то явно будет, что дрова, собираемые на уготовление огня суть суетные предначинания жизни; а во время побиваемый камнями, как поймет иной, не погрешая против надлежащего смысла, есть клонящийся к худому помысл. Без сомнения же надлежит разуметь, что убийственные для порока помыслы суть те метко бросаемые из пращи Екклезиастовой камни, которые всегда надобно и бросать и собирать. Бросать к низложению того, что высится против нашей жизни; а собирать, чтобы лоно души всегда было полно таковых заготовлений, и иметь нам под руками, что бросить во врага, если когда против нас иначе измыслит кознь.
Так по нашему рассуждению, надлежит во время бросать камни и во время собирать камни, чтобы совершались всегда добрые метания к истреблению худшего, и никогда не оскудевало у нас обилие таковых оружий. Далее же за сим в связи речи предлагаемая мысль определяет время и неблаговременность какого-то обымания, и буквально читается так:
Время обымати, и время удалятися от обымания
Но сии понятия не иначе сделаются для нас ясными, как по предварительном уразумении сего чтения из Писания же, когда явно нам будет, о чем богодухновенное слово обыкновенно употребляет это рачение. А сие великий Давид дает видеть в псалмах, где взывает, говоря: «обыдите Сион, и обымите его» (Пс. 47:13). Да и сам этот Соломон, когда с любовию расположенного к премудрости вводит в искренний с нею союз, как говорит и нечто иное, чем производится в нас сближение с добродетелию, так присовокупляет и следующее: «почти ю, да тя объимет» (Притч. 4:8). Посему, если Давид повелевает вам объять Сион, а Соломон сказал, что почтившие премудрость объемлются ею: то не погрешим против надлежащего разумения, дознав то самое, обымание чего благовременно. Сион есть гора возвышающаяся над иерусалимскою крепостию. Поэтому советующий тебе обнять его, повелевает быть приверженным к высокой жизни, чтобы достигнуть самой твердыни добродетелей, которую Давид загадочно означил именем Сиона. А уготовляющийся сожительствовать с премудростию возвещает тебе о том объятии, какое у них последует. Итак время обымати Сион, и время быть объятым премудростию, так как именем Сиона указуется высота жизни; а премудрость означает собою всякую в частности добродетель. Посему, если из сказанного узнали мы благовременность объятия, то из сего же самого научились, с кем разлучение полезнее союза. Ибо сказано:
Время удалятися от обымания
Кто освоился с добродетелию, тот чуждается сношения с пороком. Ибо «кое общение свету ко тме, или Христови с велиаром?» (2 Кор. 6:14−15) или как возможно тому, кто служит двоим противоположным между собою господам, соделаться угодным для обоих? Ибо любовь одного производит ненависть в другом. Посему, когда чувство любви имеет хорошее последствие, а это есть благовременность; тогда действительно последует отчуждение от противоположного. Если истинно возлюбил ты целомудрие, то возненавидишь противоположное. Если с любовию взираешь на чистоту; то явно, что возгнушался ты зловонием грязи. Если привязан к доброму, то непременно стал далек от привязанности к худому.
А если кто значение обымания перенесет на любовь к богатству, то Екклезиастово слово показывает, какое богатство обымать — доброе дело, и объятия каких стяжаний надлежит удаляться. Знаю вожделенное сокровище, «сокровеное на селе» (Мф. 13:44), не всем видимое. Знаю еще богатство презренное, не уповаемое только, но видимое уже очами. Сему научает апостольское слово, говоря: «не смотряющих нам видимых, но невидимых: видимая бо, временна: невидимая же, вечна» (2 Кор. 4:18). Если поняли мы это, с помощию сего поймем и продолжение слова.
Источник: На Книгу Екклесиаста.
Григорий Двоеслов (
время разбрасывать камни, и время собирать камни
Августин (354−430)
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий
Источник: О браке и вожделении.
А ты, и сыновей имеющая, и живущая при том скончании века, когда уже время не разбрасывать камни, но собирать, не время обнимать, но уклоняться от объятий (Еккл. 3:5) ; когда, как взывает апостол: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие (1 Кор. 7:29), — воистину, если добиваешься второго супружества, то настанет это ни следованием пророчеству или закону, ни, во всяком случае, желанием плотского потомства, но лишь признаком невоздержанности. Ты можешь поступить так, как говорит апостол, сказавший: …хорошо им оставаться, как я; но в дальнейшем, разумеется, он добавляет: …но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:8−9).
Источник: О благе вдовства.
Иероним Стридонский (
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий
Время разбрасывать камни, и время собирать камни. Удивляюсь, каким образом относительно этого места человек ученый высказал вещь смешную, говоря, что здесь речь идёт о разрушении и постройке домов Соломона, что люди то разрушают, то строят; одни собирают камни для постройки здания, а другие разрушают построенное, по оному изречению Горация:
Разрушает, строить, квадратное круглым сменяет,
Волнуется сильно, и жизни порядком он всем недоволен.
Справедливо ли, или напрасно он высказал это мнение, предоставляю судить читателю. А мы будем следовать способу нашего прежнего толкования, полагая, что время разбрасывать и собирать камни следует понимать применительно к сказанному: «может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» (Мф. 3:9), — что было время рассеяния народа языческого, и время нового собирания его в церковь. В одной книге я читал (применительно, впрочем, к Семидесяти Толковникам, поставившим: «время бросать камни и время собирать»), что в словах этих заключается тот смысл, что суровость закона ветхого смягчена благодатью Евангелия: ибо строгий, немилосердный и беспощадный Закон убивает грешника, а благодать Евангелия милует его и призывает к покаянию, и что слова: «время бросать камни или собирать» означают то, что камни бросаются в Законе, а собираются в Евангелии. Так ли это или нет, пусть за то отвечает автор.
«Время обнимать, и время удаляться от объятий». Сообразно с толкованием буквальным, смысл ясен, когда и апостол согласно с этим говорит: «не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в молитве» (1 Кор. 7:5), — что нужно и заботиться о детях, и воздерживаться. Или же, — что было время обнимать, когда имело силу определение, «раститеся и множитеся и наполните землю» (Быт. 1:28), и что время удаляться от объятий, когда затем последовало иное определение: «время прекращено есть прочее, да имущии жены якоже неимущии будут» (1 Кор. 7:29). А если мы захотим взойти к более высокому, то увидим, что мудрость обнимает возлюбленных своих; ибо говорит: «почти ю, да тя объимет» (Притч. 4:8), и в лоне и недрах своих будет держать тебя в самых крепких объятиях. Далее, так как дух человеческий не может постоянно стремиться к горнему и помышлять о божественном и высшем, и не может непрестанно пребывать в созерцании предметов небесных, а по временам должен уступать потребностям тела: то посему время обнимать мудрость и крепко держать ее, и время давать послабление уму от созерцания и объятий мудрости, чтобы служить попечению о теле и о том, в чем, без греха, нуждается жизнь наша.
Источник: Толкование на книгу Екклезиаст.
Дидим Слепец (
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий
Буквально он говорит следующее: закон предписывает, чтобы судьи Израиля надзирали за делами народа. И если они обнаруживали, что кто-то творит запрещенное, то предавали его побиванию камнями… Понимают этот [стих], к тому же, и в смысле порицания: мудрый наставник знает, кому нужно вынести порицание, а кому не нужно, и, определенным образом, бросает упреки, словно камни, чтобы отвратить того, кого порицает, от порочной жизни. Когда же наконец тот исправится под действием порицаний, он собирает упреки, уже не бросает в того эти камни. Указывает на это и Павел, когда говорит: обличай, запрещай, увещевай (2 Тим. 4:2). Обличая и устанавливая запреты, он бросал камни. А увидев, что тому, кого он обличал, это пошло на пользу, он увещевал и собирал камни. Это означает следующее: время наказывать, и время отвергать наказание.