Время первых чем закончится
Время первых: краткий обзор фильма
Создатели фильма «Время первых» решили взять историю, которая уже пятьдесят лет лежит на поверхности. Среди прочих рекордов с приставкой «первый» у нас есть первый выход человека в открытый космос, который был при этом связан с рядом сложностей — от ускоренных сроков подготовки пуска (ведь иначе нас бы обогнали американцы) до раздутого в процессе выхода скафандра, из-за которого Леонов физически не мог влезть в корабль, и отказа автоматики «Восхода-2». Несколько нештатных ситуаций за один полёт, часть из которых могли бы стать смертельными — на мой взгляд, это достойно попытки экранизировать важную веху в освоении космического пространства.
Главные герои
Основными действующими лицами исторического полёта были Алексей Леонов и Павел Беляев. На роль Беляева без проб назначили Константина Хабенского, а Леонова сыграл продюсер проекта Евгений Миронов. Если брать исключительно внешность актёров, то они похожи.
Хабенский играет Павла Беляева, самого «старого» лётчика из Первого отряда. Ему на момент зачисления было 34 года, на момент полёта — уже почти 40. Играет интересно, но насколько реально — мы уже не узнаем. Космонавт умер в 1970 году от перитонита. Кажется странным, что человек, побывавший в космосе и приземлившийся на ручном управлении в тайге умирает от подобной болезни.
Генерала Николая Каманина, занимавшегося отбором космонавтов и их подготовкой, сыграл Анатолий Котенёв. Каманин предложил первым кандидатом на полёт в космос назначить Юрия Гагарина, запасным — Германа Титова, и он был активным сторонником отправки Валентины Терешковой на орбиту.
Александр Новин сыграл Евгения Хрунова, дублёра Леонова. Роль в фильме не очень большая, но нужная для развития сюжета.
Семьи космонавтов могут показаться «картонными». Но излишне сентиментальные молодые отцы прольют скупую мужскую слезу на моментах с дочкой Леонова.
Главным героем был Сергей Павлович Королёв. Основоположник практической космонавтики был ответственным за этот полёт. Его роль исполнил Владимир Ильин, актёр старой закалки забирает на себя массу внимания.
В одном из эпизодов фильма после встречи Королёва с Брежневым у Сергея Павловича случился сердечный приступ. На совет врача отдохнуть он сказал, что не устал. Далее эта сюжетная линия не продолжается, но мы знаем, что менее чем через год после пуска Сергей Павлович умер от сердечной недостаточности.
«Время первых» можно сравнить с « Укрощением огня » 1972 года, в котором прототипом главного героя стал Сергей Павлович Королёв. Настолько ярко здесь представлена эта легендарная личность. Даже в то время фильм критиковали за излишний пафос и идеализированность персонажей. В данном случае идеализации Королёва нет, показан живой человек, занятый своей работой.
Сюжет
После откровенно наигранного «Гагарина» 2013 года, который состоял в основном из пафосных фраз, персонажи «Времени первых» кажутся более живыми. Атмосфера СССР передана так, что вызывает добрую ностальгию по тем временам. Пожалуйста, воздержитесь от комментариев на тему «всё было плохо», все и так знают, что Королёв сидел в тюрьме и работал на золотых приисках. Речь всё равно идёт о замечательных людях, которые в то время творили немыслимые вещи.
Начинается фильм с момента, когда из-за ошибки механика Алексею Леонову приходится показывать чудеса посадки на аварийном самолёте. Всё это видит генерал Каманин — тот самый, кто работал с подбором лётчиков-истребителей в Первый отряд космонавтов. «Он сумасшедший!» — «Давай его ко мне, нам как раз сумасшедшие нужны». Я отметил этот эпизод, потому что он есть в трейлере, но показан по-другому — у зрителя возникает впечатление, что лётчик просто так творил безобразие. В фильме он спасал себе жизнь.
Далее нам показывают Сергея Павловича Королёва. Бодрый и одновременно уставший и злой он проходит через ангар к щиту, на котором отображён план выхода первого человека в открытый космос. Он зачёркивает 1967 год, 1966 год и обводит 1965. Сроки сдвинулись, потому что того требует высшее руководство. Космическая гонка в самом разгаре, а американцы наступают на пятки.
«Получить 2 героических трупа вместо двух живых героев?» — говорит Королёв о новой постановке задачи.
Отношения Беляева и Леонова, их тягу к полётам показывают через моменты прыжка с парашютом, после которого старший космонавт ломает ногу. Этот случай при подготовке произошёл в 1961 году. Так Павел был отстранён на год от подготовки, но позже вернулся в строй. В трейлере мы видели его тренировки со штангой под дождём.
Леонов отказывался лететь с другим космонавтом. После фильма возникает вопрос: почему? Откуда взялась такая дружба? Во время просмотра об этом не думаешь, а просто видишь друзей.
Большую часть фильма составляет собственно полёт. Вот здесь сценарий стал сильно отходить от реальности. Ранее я писал, что это уже готовый сюжет, его можно брать без изменений и экранизировать с минимальными изменениями. Но перед нами не документальный, а художественный фильм, поэтому избежать нововведений, нагнетающих атмосферу или раскрывающих персонажей, не получится.
Сценаристы пошли во все тяжкие и начали менять события и их последовательность. Если до просмотра фильма вы не прочитали Википедию, то вы не обратите на это внимания. Во время выхода Леонова в открытый космос космонавт теряет сознание и молчит вместо того, чтобы успокаивать Землю. За клапан герой берётся не до входа в шлюз, а уже в шлюзе, чтобы развернуться. Беляев прикрывает коллегу, сообщая, что тишина была из-за проблем со связью.
Затем — отказ автоматики, ручное наведение, приземление в Пермской тайге в снег, костёр и ожидание спасения.
В конце нам показывают хронику, смешанную с самим фильмом. Момент очень яркий, он добавляет «приземлённости» этой истории, возвращает нас к тому, что это не просто выдумка сценаристов.
Невесомость
Кинопоиск подсказывает, что для выхода в открытый космос студия CGF разработала систему дополненной реальности ViewGA. С её помощью режиссер и оператор видели на экране перемещения актера в условиях виртуального космоса. Выглядит эта картинка хорошо.
Кадр из фильма
Хроника
Для съёмок внутри корабля использовали полноразмерную модель «Восхода» с системой тросов. Но самое интересное — это невесомость внутри корабля на примере карандаша и бортжурнала. Насколько это реалистично, как мне кажется, смогут сказать космонавты. Для обычного зрителя какие-то несоответствия не будут заметны.
Кадр со съёмок
Хроника
Когда показывали моменты с тренировок в самолёте в невесомости, мне казалось, что актёров действительно отправили кататься на ИЛ-76. Оказалось, всё было снято в студии.
Вердикт
Сразу после выхода из зала я начал восполнять пробелы в собственных знаниях, которые получил при подготовке прошлой статьи — удостоверился, что Беляев действительно ломал ногу. Если хоть часть из тех, кто смотрел фильм, будет искать информацию о «Восходе-2», то его снимали не зря.
Фильм смотрится на одном дыхании. В нём есть несколько затянутых моментов, но они не портят общее впечатление. Главное достоинство этого фильма — это продюсерский проект Евгения Миронова. Это не способ заработать деньги, это не пять частей «Ёлок». Это экранизация интересной и важной для него самого истории. И речь не об ура-патриотизме России, а о гордости за всё человечество и за тот вклад, который внесли в освоение космоса конкретные люди.
В результате мы имеем фильм, в который все люди, участвующего в проекте вложили душу. Но это субъективное мнение. Я призываю вас идти в кино и составить своё, после чего написать об этом в комментариях. И рассказать о всех достоинствах и недостатках.
Время первых
Сегодняшняя рецензия на фильм «Время первых» очень неожиданная, давно не было таких отзывов на русское кино.
Все мы с детства знаем, что первым космонавтом был Гагарин, в открытый космос первым вышел Леонов, а первой женщиной-космонавтом была Терешкова. Все эти события преподносились нам как огромные достижения советской космонавтики и всего советского народа, но нам никогда не рассказывали, какой ценой давались эти победы. Поэтому полеты в космос воспринимались как легкие, приятные, но при этом героические прогулки, и, конечно, все мальчишки мечтали стать космонавтами…
Фильм «Время первых», наверняка, заставил бы многих мальчишек подумать о другой профессии.
Итак, 1963 год. Сроки программы по выходу человека в открытый космос, намеченной на 1967 год, резко сокращаются. Полет должен состояться в 1965, иначе американцы сделают это первыми, что никак нельзя допустить. Времени на полноценную подготовку полета совсем нет, пробный запуск беспилотного аппарата заканчивается катастрофой, но руководство страны это мало волнует. В марте 1965 года «Восход-2» с экипажем в составе Павла Беляева и Алексея Леонова отправляется на орбиту, а дальше начинается череда внештатных ситуаций, каждая из которых могла привести к трагедии, но, как известно, закончилось все хорошо. Во многом, благодаря, как ни пафосно это звучит, мужеству и героизму экипажа.
Впрочем, мужество и героизм советских космонавтов довольно ожидаемы, хотя, испытания на их долю выпали, конечно, невероятные, и напряженность отдельных сцен (событий) просто зашкаливает, сопереживание — максимально.
Но удивляет, в первую очередь, не мужество, а неподготовленность техники и технологий. Они летали, практически, на пепелацах, собранных, практически, на коленке!
Разумеется, существовали некоторые отработанные технологии, проверенные узлы и конструктивные элементы, но, в целом, это были абсолютно сырые аппараты.
Например, для посадки в ручном режиме, а осуществлялась она впервые, место посадки определялось визуально, через иллюминатор, и курс корректировался джойстиком вручную.
И это не художественный вымысел. Фильм основан на реальных событиях и воспоминаниях самого Леонова.
Звезды Героев космонавты получали более чем заслуженно…
К числу безусловных плюсов картины стоит отнести актерские работы.
И Миронов (Леонов), и Хабенский (Беляев) — прекрасные актеры, и герои у них получились живыми, яркими, убедительными.
Не меньших комплиментов заслуживает Владимир Ильин. Королев в его исполнении — глыба и Человечище с большой буквы.
Великолепны космические съемки. Они не так масштабны и разнообразны, как, например, в «Гравитации» Куарона, но по уровню очень близки.
Отлично воспроизведен антураж 60-х. Костюмы, прически, предметы быта — все выглядит очень достоверно, колоритно и аутентично.
Неплохое музыкальное сопровождение. Очень уместной и правильной показалась финальная композиция — песня из х/ф «Москва — Кассиопея».
Кино получилось.
Оно заставляет сопереживать, заставляет по-новому взглянуть на некоторые вещи и, самое главное, вызывает чувство гордости. Пусть не за страну, но, как минимум, за отдельных ее представителей.
Год: 2017
Страна: Россия
Режиссер: Дмитрий Киселев
В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин и др.
Космодрама «Время первых»: то ли еще не наступило, то ли уже прошло
В преддверии Дня космонавтики в прокат выходит «Время первых» с Мироновым и Хабенским — наш ответ «Гравитации», заодно ответивший и «Выжившему», и «Скрытым фигурам».
18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым в истории человеком, вышедшим в открытый космос. 19 марта летчик Павел Беляев стал первым, кто смог посадить звездный аппарат в ручном режиме. 20 марта космонавты впервые после приземления вышли на связь — и стало окончательно ясно, что они замерзают в тайге. 21 марта их удалось спасти.
Фильм «Время первых» длится 140 минут и очень странно (с точки зрения драматургии; с точки зрения бюджета все, наоборот, очень логично) расставляет акценты в этой легендарной истории. Больше часа мы наблюдаем за тем, как герои знакомятся, тренируются и преодолевают все тернии на пути к звездам. Еще минут сорок они проводят на орбите. Последняя — страшно выразительная, символичная и наименее изученная — часть экспедиции длится совсем недолго.
Первый акт картины дастся зрителю с большим трудом: голливудская история о преодолении оказывается не очень-то и совместимой с костюмной драмой о советской эпохе. Трусливые чиновники и безжалостные генералы — то есть традиционные силы зла, мешающие героям реализовать свой человеческий потенциал, — говорят на казенном языке плохих сериалов. Играющий Павла Беляева Константин Хабенский тренирует мускулатуру под проливным дождем, но эта сцена выглядит пародийно. Евгений Миронов в роли Леонова произносит трехминутный монолог в формате «Мы за ценой не постоим» — и если бы фильм снимали в США, то именно этот отрывок крутили бы на «Оскаре» во время представления номинантов на премию за лучшую мужскую роль. Но в российском фильме эта сцена кажется рывком во время бега трусцой. А ждущие дома жены (Александра Урсуляк в роли Светланы Леоновой и Елена Панова в роли Татьяны Беляевой) остаются почти без реплик и напоминают образцовых домохозяек из журнала о кройке и шитье. И это выглядит немного дико в год выхода «Скрытых фигур».
Самый интересный персонаж в земной части фильма — гениальный Сергей Королев в исполнении Владимира Ильина. Этот герой кажется инородным в системе, в которой работает: в противовес щедрым на жертвы военным он переживает за вверенные ему человеческие жизни, отмахивается от начальства (включая карикатурного Брежнева) и творит вопреки всему. Бесконечная преданность родине и холодная война с государством превращают его в фигуру, настолько трагическую, что фильму даже не нужно рассказывать, какая судьба ждет советского конструктора после титров. Он и так перетягивает на себя одеяло с обоих космонавтов — и конспирологи, думается, еще долго будут спорить, не является ли этот персонаж подарком Константину Эрнсту: Ильин здесь ну очень на него похож.
В какой-то момент Королев произносит программную для фильма речь: «Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах. Представьте, что будет, если их с нас снять? Так взлетим, что разобьемся». Видимо, это та идея, с которой зритель должен уйти с сеанса: в кандалах жить надежнее, но вообще мы молодцы. Однако фокус в том, что сам фильм доказывает ровно обратное: стоит героям покинуть Землю, как невнятный байопик превращается в невероятный космический триллер. Чувство клаустрофобии и изоляции роднит его с лучшей научной фантастикой. Эпизод выхода в открытый космос можно перемонтировать с «Гравитацией» — и самый предвзятый зритель не сможет сказать, что наше кино в чем-то хуже. В космосе герои Хабенского и Миронова отгоняют от себя страх смерти с помощью юмора — и между ними наконец-то возникает убедительная эмоциональная связь. Но самое лучшее в космических эпизодах — это та скрупулезность, с которой сценаристы и художники описывают работу «Восхода-2». «Время первых» — твердая производственная драма, которая умеет увлечь не только спецэффектами, но и наукой. И это шаг вперед даже по сравнению с «Гравитацией», не говоря уже об отечественном кино. Следить за тем, как работают космонавты, по-настоящему интересно — а страшно за героев будет даже тем зрителям, которые знают, что реальная история закончилась хорошо.
Третий акт ленты — в котором герои оказываются один на один с тайгой в 200 километрах от Перми — мог бы стать идеальным полем битвы между русским человеком и его суровой, холодной судьбой, по аналогии с финальной сценой фильма «Хрусталев, машину!». Или снежным ответом «Солярису» с его зеленой травой у дома. Но фильм предпочитает состязаться не с советской классикой, а с еще одним фильмом оператора Эммануэля Любецки — «Выжившим». И делает это хорошо, зачем-то, правда, сокращая время, проведенное героями в тайге. Но это все равно сильный финал — и если следующая за ним официальная хроника и песня из «Москвы-Кассиопеи» не вызовут у зрителя слезы, то дело в зрителе, а не в фильме.
В итоге «Время первых» кажется тем, что в нашей истории случалось так часто, что получило собственное название — кампания упущенных возможностей. Изначально фильм должен был поставить режиссер Юрий Быков — автор неугодного, но живого «Дурака» и бульварного, но точного в своих психологических портретах «Майора». Возможно, его версия сошла бы с орбиты голливудских блокбастеров еще дальше, а космическая и таежная части получились бы не такими зрелищными, как у режиссера «Черной молнии» Дмитрия Киселева. Но фильм мог бы стать современнее. А говоря о «Времени первых», все же хочется, чтобы и у кинематографа, и у нации оно было впереди, а не позади.
Краткое содержание фильма «Время первых»
Фильм «Время первых» создан по мотивам реальной истории. Россия может похвастать первым выходом людей в открытый космос. Удивительно, что до этого фильма кинематограф никак не отображал эти исторические события. Это действительно то, чем может похвастать страна. В реальной жизни полет в космос сопровождался рядом сложностей, которые приходилось преодолевать, чтобы опередить США в высадке космонавтов. Можно было использовать сюжет без изменений, но для большей художественности было принято решение внести некоторые правки.
В качестве главных героев выступают космонавты: Алексей Леонов и Павел Беляев. Из роли исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский, соответственно. Миронов является продюсером фильма, идею которого он вынашивал на протяжении длительного времени. Есть между актерами и их прототипами определенное внешнее сходство, переняли они манеру поведения и речи.
Вниманию зрителя представляется генерал Каманин, который отбирал космонавтов для такого знаменательного события. Всю ответственность за организацию взял на себя Королев, который в реальной жизни отдавал всего себя любимому делу. Даже после перенесенного сердечного приступа, он отказался от отдыха, продолжая заниматься своей работой.
Атмосфера фильма передана максимально приближенно к тому времени, когда происходили события. Люди, показанные в фильме, творили историю, которую теперь передают из поколения в поколение. С самого начала мы видим умелого летчика Леонова, который из-за ошибки механика вынужден совершать экстренную посадку. За этим наблюдает Каманин, который занимался подбором космонавтов. Оценив бесстрашие летчика, он предлагает его в качестве будущего покорителя космоса.
Согласно реальным историческим событиям Каманина там не было. Свидетелем героизма Леонова был полковник Карпов, который и выдвинул его кандидатуру в дальнейшем. Трейлер фильма показывает этот момент с восклицанием Каманина о сумасшествии этого летчика. В реальности же Леонов не выполнял каких-то смертельных трюков для создания впечатления, он пытался спасти свою жизнь.
В кадре появляется Королев. В плохом расположении духа он перечеркивает сроки, указанные в плане. Вместо запланированного 1967 года полета числа смещаются до 1965 года. Дело в том, что Америка продолжает совершенствовать свои космические корабли и готовить космонавтов к полету. Они уже изрядно преуспели в этом, поэтому СССР стоит поторопиться, чтобы их не обогнали. Сроки поджимают, на подготовку остается не так много времени.
Тренировки становятся более ожесточенными. Во время прыжка с парашютом Беляев неудачно приземляется, в ходе чего ломает ногу. Он был отстранен от полетов, что послужило поводом к замене, но Леонов заявил, что не полетит без друга. Когда именно между мужчинами завязалась такая тесная связь, не известно, но на экране мы видим двух друзей, которые совместными усилиями проходят через испытания.
Реальные события с отправкой космонавтов в полет связаны с первым покорителем космоса — Юрием Гагариным. Он был среди провожающих Леонова и Беляева в космос. Также с ним связывались летчики во время полета в космической невесомости. В фильме Гагарин никак не упоминается и не присутствует, даже в качестве второстепенного героя.
Преимущественно в картине представлен полет, так как он имеет особую значимость для развития сюжета. Правда, без изменений в сюжете не обошлось. Леонов, выйдя в космос, падает в обморок, что делает невозможным связь с Землей. Вместо него связь поддерживает Беляев, который старается успокоить базу, сказав о проблемах с переговорным устройством у напарника. В реальности произошла неприятная ситуация, связанная со вздутием скафандра у Леонова. Первые скафандры были тяжелыми и неудобными. Из-за возникающего в них давления было тяжело вернуться в кабину ракеты, так как размеры космонавта сильно увеличивались.
В момент возвращения ломается автоматическое управление, что заставляет летчиков взять полет в свои руки. Это приводит к экстренной посадке в тайге на территории Пермской области. Однако, в Перми космонавты приземлились в реальности, в кино же они упали в Сахалинской области. По сюжету костер космонавты не разводили, а просто замерзали в тридцатиградусный мороз. Такое добавление было внесено для создания напряжения. На деле же температура в той местности едва достигала отметки в 5°. Леонов и Беляев сняли с себя скафандры, чтобы просушить их от пота, затем оделись в куртки, сброшенные со спасательных вертолетов.
«Время первых»: что правда, а что вымысел
Надо признать, зрелище получилось эффектное. Но удалось ли авторам фильма достоверно показать один из ярчайших эпизодов в истории советской космонавтики? Давайте разбираться.
Фильм начинается с происшествия из лётной практики Леонова. Якобы именно после случая с аварийной посадкой генерал-лейтенант Николай Каманин выбрал его в отряд космонавтов за умение принимать нестандартные решения в экстремальных ситуациях: «Сумасшедшие нам нужны». Это правда?
Будь Леонов таким недисциплинированным, как показано в фильме, он бы не попал в космонавты
По рассказам Леонова, эпизод с экстремальной посадкой действительно был. Впрочем, реальная посадка вряд ли выглядела так лихо, как в фильме, поскольку настоящий самолёт на подобных скоростях разрушился бы. В интервью Леонов рассказывал, что проблема возникла не в двигателе, как показано в фильме, а при выпуске шасси, что, конечно, смотрится не столь эффектно.
Генерал Каманин, курировавший отряд космонавтов, не мог присутствовать при этом эпизоде, поскольку поисками будущих космонавтов сам не занимался. Авиаполк, где служил Леонов, посетил Евгений Карпов — первый начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК). На молодого лётчика он обратил внимание не из-за аварийной посадки, а из-за его таланта художника. Благодаря Карпову Леонов был направлен на обследование для отбора в отряд космонавтов. К слову, «нагрузочные пробы» давались Леонову тяжело, и он подумывал попроситься обратно в полк, но его отговорил Юрий Гагарин.
Кстати, о Гагарине. В фильме совсем нет первого космонавта. Неужели он был занят более важными делами, чем подготовка экспедиции на орбиту?
Отсутствие в фильме Гагарина объяснить трудно. В действительности он не только участвовал в подготовке полёта «Восхода-2» как начальник отдела лётно-космической подготовки и заместитель начальника ЦПК, но и фактически руководил действиями экипажа с наземного пункта во время полёта. Если бы авторы фильма соблюдали историческую достоверность, Гагарин бы постоянно находился в кадре.
Именно Гагарин, а не Брежнев, на самом деле говорил с космонавтами с Земли
Основным сюжетным конфликтом в фильме стало противостояние между генерал-лейтенантом Каманиным и главным конструктором Королёвым. При этом Каманин показан беспощадным чиновником, который готов пожертвовать космонавтами ради достижения рекорда, а Королёв — осторожным и ответственным человеком, озабоченным безопасностью полётов. Это правда?
Всё было с точностью до наоборот. Инициатором создания кораблей «Восход» на основе одноместных «Востоков» стал как раз Сергей Королёв. Он был обеспокоен тем, что руководство страны теряет интерес к ракетно-космической программе и сокращает финансирование, поэтому предложил срочно поставить несколько рекордов, обогнав американских конкурентов. На «Восходе-1» в космос должны были отправиться сразу трое космонавтов; на «Восходе-2» предполагалось осуществить первый выход в открытый космос.
Затея была настолько рискованной, что от неё поначалу отказались даже сотрудники, подчинённые непосредственно Королёву. Скептически был настроен и Каманин, который полагал, что работу по созданию военно-космических сил нельзя приносить в жертву рекордам. Однако Королёв использовал своё влияние и связи с Хрущёвым, чтобы продавить проект.
Чтобы подчеркнуть положительность Королёва, создатели очернили генерала Каманина, героического лётчика. Конечно, в жизни он не предлагал «угробить» космонавтов
Разумеется, главный конструктор тоже заботился о безопасности (например, на корабли «Восход» был установлен второй тормозной двигатель, хотя на «Востоках» стоял всего один), но не испытывал тех колебаний, которые столь драматично показаны в фильме. К примеру, он планировал осуществить полёт «Восхода-2» в ноябре 1964 года, и именно Каманин настоял на более поздней дате — февраль-март 1965-го. Причём главным аргументом генерал-лейтенанта была как раз безопасность.
В фильме Каманин зачем-то показан злодеем, который готов принести космонавтов в жертву. Но подобного никогда не было — они с Королёвым несли персональную ответственность за успех полётов и понимали, что авария с гибелью людей недопустима.
Насколько достоверно показан экипаж «Восхода-2»? Действительно ли Леонов был «хулиганом», а Беляев — «мизантропом»?
Образы Алексея Леонова и Павла Беляева упрощены до условности: Леонов представлен наглецом, которому почему-то всё прощают, а Беляев — мрачным меланхоликом, который не очень-то хочет лететь в космос. В реальности и Леонов, и Беляев были опытными членами отряда космонавтов из «гагаринского» набора 1960 года. Они прекрасно знали, что отчисление обернётся для них жизненным крахом (примеры были перед глазами), поэтому боролись за право участвовать в космических проектах.
Характеры Леонова и Беляева в фильме упрощённо-условные
Одной из причин, почему Беляев не может лететь в космос, в фильме назван перелом ноги, полученный Павлом Ивановичем якобы по вине «хулигана» Леонова. Действительно, Беляев получил серьёзную травму при парашютных прыжках. Но было это ещё в августе 1961 года, задолго до начала работы над проектом «Восход». Леонов никак не был связан с травмой и не мог испытывать по этому поводу чувство вины.
К сожалению, в фильме почти не нашлось места дублирующему экипажу. Помимо Леонова и Беляева, к полёту на «Восходе-2» готовились Евгений Хрунов, Виктор Горбатко и Дмитрий Заикин. Все они проходили тренировки на корабле в монтажном цеху и осваивали невесомость в самолёте-лаборатории «Ту-104». В фильме показан только Хрунов, и то мельком.
Реконструкция полёта «Восхода-2» в фильме производит сильное впечатление. Правда ли, что космонавтам пришлось пережить столько приключений на грани выживания?
Реконструкция полёта, особенно старта и выхода на орбиту, более или менее соответствует реальной истории. Технические сбои действительно угрожали жизни экипажа, но ситуации не были столь безнадёжны, как показано на экране.
Возможное раздутие скафандра было предусмотрено заранее, и Леонов, обнаружив, что не может влезть в шлюзовую камеру, не импровизировал, а воспользовался разработанной процедурой снижения давления. И от дефицита дыхательной смеси он не страдал, поскольку она поступала не только из баллонов, но и по шлангу с корабля (запас позволял оставаться в безвоздушном пространстве до четырех часов). Самой трудной операцией стал разворот в узком пространстве камеры, что считалось почти невозможным, но, как мы знаем, Леонов справился.
Космический полёт снят очень зрелищно, но не без преувеличений
Позже космонавты действительно обнаружили, что внутренняя атмосфера быстро насыщается кислородом. В фильме они вручную вскрывают одну из панелей и под угрозой пожара героически отсоединяют какие-то проводки. Но эта сцена придумана от начала до конца. На самом деле космонавты не смогли установить причину проблемы и по совету с Земли снизили температуру и влажность воздуха в кабине, однако эффекта это не произвело.
Что тогда произошло, никто по сей день точно сказать не может. Наиболее популярна версия, что из-за разницы температур внешний корпус корабля деформировался, и на срезе выходного люка образовалась щель. Через неё утекал воздух, а система жизнеобеспечения восприняла процесс как аварийный и стала нагнетать в кабину кислород. Только через семь часов полёта сработал аварийный клапан перепуска, корабль тряхнуло вибрационным толчком, и крышка плотно «села» на место, закрыв щель.
Проблема с автоматическим спуском, красочно показанная в фильме, была в реальности, но и тут авторы «Времени первых» заметно переборщили с ужасами. Беляев был хорошо подготовлен к операции ручного спуска и сориентировал корабль за несколько секунд. Если бы он ошибся и корабль вместо схода с орбиты поднялся бы на более высокую, у Беляева оставался бы ещё один шанс исправить ситуацию — резервный тормозной двигатель. Однако пользоваться им, как мы знаем, не пришлось.
Что касается угрозы «отскока» спускаемого аппарата от атмосферы, эта безграмотная коллизия придумана авторами фильма. Они, видимо, ориентировались на фильм «Аполлон-13», но не учли, что корабли типа «Восход» двигались по орбите со скоростью ниже второй космической и «отскок» им, в отличие от «Аполлонов», не грозил.
ЦУП, показанный в фильме, взят скорее из картины «Аполлон-13», чем из истории
Создатели не сумели избежать ошибок и при показе Центра управления полётами. В том виде, как на экране, он никогда не существовал. Вообще ЦУП, похожий на американский, появился только в 1970-е годы. Большие антенны Центра дальней космической связи в Евпатории, которые якобы обеспечивали связь с «Восходом-2», на самом деле используются для других целей. Выход Леонова в открытый космос несколько минут демонстрировался в прямом телеэфире, но в то время не было технической возможности транслировать весь полёт. И переговоры космонавта с главой государства, Леонидом Брежневым, тоже выдуманы.
В финале космонавты едва не замерзают насмерть в тайге, вслух прощаются с жизнью, а руководство уже готовит им некрологи. Всё и вправду было так драматично?
Действительно, из-за неудачного расположения кресел в «Восходе-2» для ручного спуска космонавтам пришлось подняться, что сыграло свою роль при посадке. При работе тормозного двигателя возник нерасчётный эксцентриситет, и это привело к перелёту корабля от «точки прицеливания» на 165 км. Космонавты приземлились в глухой тайге, где мороз по ночам достигал −25 °С.
Но их положение было не столь бедственным, как показано в фильме. На поиски отправилось сразу несколько групп, сигналы радиомаяка перехватил радиолюбитель в Ташкенте (в фильме почему-то упоминается Сахалин), а космонавты грелись у костра. Место посадки «Восхода-2» обнаружили за четыре часа, и с того момента над ним посменно барражировали самолёты. Космонавтам сбрасывали тёплую одежду, продукты и коньяк. На следующий день спасатели нашли в двух километрах от них площадку для посадки вертолёта, высадились там и на лыжах добрались до «Восхода-2». Экспедиция завершилась в рабочем порядке, без экранного драматизма.
«Зимовка» в тайге в реальности была не такой драматичной
«Время первых» снято на достойном визуальном уровне и даёт общее представление о проблемах советской космонавтики «героико-романтического» периода. Однако, к сожалению, ради сюжетной динамики и красивых спецэффектов создатели пожертвовали исторической и, главное, психологической достоверностью. Мы, конечно, понимаем, что художественная условность кино допускает некоторые вольности. Но, право слово, история «Восхода-2», сама по себе захватывающая, не нуждалась в «творческой доработке».