Время экспозиции что это
Что такое чувствительность, диафрагма, выдержка
Содержание
Содержание
Обилие параметров, которые фотограф контролирует во время съемки, для новичка выглядит весьма угрожающе. В действительности все не так страшно. Научиться настраивать камеру может каждый. Только не стоит браться за все сразу: осваивать техники проще поэтапно. В первую очередь познакомимся с тремя китами экспозиции — диафрагмой, выдержкой и светочувствительностью.
Понятие «экспозиция» характеризует количество света, попавшее на светочувствительный материал (матрицу или пленку) в течение определенного времени. Проще говоря, настройки экспозиции определяют общую яркость снимка. Слишком темное фото называют «недоэкспонированным», пересвеченное — «переэкспонированным».
Работа с экспозицией осуществляется путем изменения трех параметров: диафрагмы, выдержки и светочувствительности. У каждого из них есть нюансы. В рамках материала познакомимся с ними подробно.
Выдержка
Параметр определяет время, в течение которого свет попадает на матрицу. Чем шире диапазон выдержки, тем более гибкие условия доступны при работе. В современных моделях камер он варьируется от 1/16 000 секунды до 30 секунд.
Значение 1/5 говорит о том, что матрица будет открыта в течении одной пятой секунды. Если выставлено короткое значение, например, 1/8000 сек, то за это мизерное время на матрицу не успеет попасть много света.
Обычно работают с выдержками меньше 1 секунды. Поэтому для более рационального использования места на шкале значений современных камер часто не пишут «1/». И, напротив, когда выдержка начинает приближаться к одной секунде, появляется значок «”».
Технически выдержка выглядит так: мы позволяем свету дольше воздействовать на светочувствительный элемент. За время, пока открыт затвор, матрица зарегистрирует абсолютно весь свет, попавший на ее поверхность. Любые движения в кадре смажутся или будут сопровождаться шлейфами. В некоторых сюжетах это является ключевым приемом, но гораздо чаще вредит.
На длинных выдержках испортить фото может и тряска рук фотографа. Следует помнить правило: максимальное значение выдержки равно единице, разделенной на фокусное расстояние объектива.
Например, если съемка ведется на 90-миллиметровый объектив, то безопасный диапазон выдержек начинается с 1/90. Но это не убережет снимок от сильной тряски. При спуске затвора необходимо находиться в максимально неподвижном состоянии или использовать штатив.
Для компенсации тряски рук и предотвращения смазанных кадров производители внедряют стабилизаторы в камеры и объективы. С каждым поколением их эффективность увеличивается. Современные системы стабилизации способны компенсировать свыше 5 стопов экспозиции (вместо 1/90 выдержки из примера можно было бы использовать 1/3). Это действительно впечатляющий результат. В некоторых случаях сделать резкий снимок получается с выдержкой около секунды.
Диафрагма
Диафрагмой называется отверстие внутри объектива, через которое свет попадает на матрицу. Несмотря на то, что встречаются модели с фиксированным значением (например Samyang 300mm F6.3 ED UMC CS Reflex Mirror Lens), в абсолютном большинстве объективов параметр можно изменить.
Максимально открытая диафрагма обычно включается в название модели. Для зум-объективов можно встретить два значения, написанные через тире. Например, Sigma AF 17-70mm F2.8-4 DC Macro OS HSM. Это означает, что максимально открытая диафрагма меняется с 2.8 до 4 от ближнего конца (17 мм) к дальнему (70 мм) во время зуммирования.
Значения диафрагмы имеют вид f/1.8 или F1.8. Это число — результат деления фокусного расстояния объектива на диаметр установленного отверстия диафрагмы. Например, при использовании объектива 50 мм с диафрагмой F1.8, фактический диаметр отверстия составит 50 ÷ 1,8 = 27,8 мм. Именно поэтому максимально открытая диафрагма достигается при минимальном числовом значении.
Влияние настроек диафрагмы на снимок понятно: чем шире отверстие, через которое проходит свет, тем больше его пройдет за одинаковое время (выдержку). Из-за этого объективы с диафрагмой от 1.2 до 2 называют «светосильными».
Но это не единственное влияние диафрагмы на снимок. Регулируя значения параметра, можно изменять глубину резко изображаемого пространства (ГРИП) и интенсивность размытия.
Чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости и сильнее размыт фон. Такой прием часто используется для получения художественных снимков. При этом диафрагма выставляется в максимально открытое положение.
Светочувствительность
Параметр пришел в цифровую эру из пленочной фотографии. Но суть его изменилась. Раньше под светочувствительностью понимали характеристику пленки. А сейчас это величина, которая отражает не столько чувствительность матрицы, сколько степень усиления ее электрических сигналов и их последующую цифровую обработку.
Светочувствительность измеряется в ISO. Это стандартизированная единица, введенная одноименной организацией. В цифровых фотоаппаратах выражается в единицах, эквивалентных светочувствительности пленки. Это позволило получить сопоставимость методов замера экспозиции.
В цифровых камерах значения светочувствительности находятся в пределах от 100 до 32000 ISO с возможностью расширения от 50 до 102 400 и более в некоторых моделях. Зависимость между светочувствительностью и экспозицией прямая: чем больше значение ISO, тем светлее полученный снимок.
Стоит помнить, что изменение светочувствительности происходит за счет комплексной работы многих систем. К ним относится матрица, предусилитель сигнала, алгоритмы работы центрального процессора. Работа с высокими значениями ISO происходит за счет допустимого увеличения напряжения в системе. Результатом становится появление шума, деградация цветов, и потеря контуров на изображении.
Чтобы снизить негативное влияние, центральный процессор применяет алгоритмы шумоподавления, цветовой корректировки и повышения детализации снимка. Зачастую это только усугубляет ситуацию. Но стоит отметить, что производительность ЦП цифровых камер ежегодно возрастает, одновременно с этим внедряются более сложные алгоритмы обработки сигнала.
Практический результат в этом направлении весьма ощутим. В начале 2010-х далеко не для всех камер оказывался рабочим рубеж в 3200 iso. В настоящее время некоторые модели позволяют получить приличный снимок на 12800 iso.
«Стоп» экспозиции
Настройка выдержки и диафрагмы — основные инструменты работы с экспозицией, на которые можно влиять путем изменения светочувствительности. Так как все показатели имеют разные единицы измерения, был введен универсальный способ для сравнения — изменение экспозиции на «стоп».
«Стоп» (ступень) экспозиции — изменение настроек камеры, при которых количество света, попадающего на матрицу, увеличивается или уменьшается в два раза.
Например:
Ступенями экспозиции удобно пользоваться при работе с камерой в ручном режиме, когда фотограф имеет полный контроль над настройками. Снимая спортивные соревнования, приходится часто переключаться между короткой и длинной выдержкой. Чтобы не ошибиться в настройках экспозиции, необходимо корректировать параметры так, чтобы экспозиция в целом оставалась неизменной.
Например, снимая выход спортсменов на площадку с выдержкой 1/200 сек и светочувствительностью 1400 iso, при начале игры следует укоротить выдержку на пару «стопов» (с 1/200 до 1/800) и усилить светочувствительность на те же два «стопа» (с 1400 до 3600), иначе фотография получится слишком темной.
Итак, экспозиция снимка настраивается комбинацией трех параметров: выдержка, диафрагма и светочувствительность. При работе необходимо постоянно держать в голове, как изменение настроек отразится на фотографии и какой запас по светочувствительности остался до того момента, как снимок окажется окончательно испорченным высоким уровнем шума.
Время экспозиции — что это такое
Тем, кто хочет делать качественные фотографии, необходимо разобраться в том, что представляет из себя экспозиция и ее параметры. Правильно выбранное время выдержки позволит сделать наиболее эффектное изображение. Для этого важно разобраться в том, что такое экспозиция, каковы ее параметры и как правильно определить необходимое для нее время.
Время экспозиции — что это за параметр
Когда фотограф ведет съемку на светочувствительную матрицу, через объектив происходит воздействие отраженного света объекта. Для получения качественной фотографии важно исключить ситуации, когда его не хватает или, наоборот, слишком много.
На количество полученного света влияют три параметра:
Время экспозиции — это промежуток, в течение которого открыт объектив. При этом изображение на короткий срок попадает на светочувствительную матрицу в течение указанного периода.
Обратите внимание! Важным обстоятельством является использование вспышки при съемке.
Целесообразность использования краткой или длительной экспозиции диктуется задачей, которую решает фотограф, и ситуацией, в которой проводится съемка. Например, при слабом освещении будет более эффективной длительная выдержка, в то время, как в ясный солнечный день подойдет более короткая.
Другая причина, влияющая на контроль длительности этого периода, необходимость отразить на фотографии движение. При долгой выдержке оно будет смазанным, а неподвижные детали будут показаны отчетливо.
Если фотограф держит камеру в руках, на качество изображения может повлиять дрожание рук. Однако при более краткой экспозиции такой эффект сойдет на нет.
Измерение этого параметра делается в долях секунды. Например, время экспозиции может составлять 1/100 секунду. В этом случае говорят, что экспозиция равна 100.
Второй параметр — это диафрагма. Дело в том, что когда объектив открывается для съемки, диаметр отверстия может быть больше или меньше. В первом случае на светочувствительную матрицу попадет больше света, чем во втором.
Обратите внимание! Однако диафрагма также влияет на глубину резкости.
Чем меньше отверстие, тем она будет больше: и близкие, и далекие детали будут видны с одинаковой четкостью. При большом диаметре этот параметр станет незначительным. В этом случае фон изображения будет размыт, что позволит зрителю сосредоточить внимание на главном образе.
Диафрагму обозначают с помощью латинской буквы F. Например, она может быть равна F3.5 или F16. Чем больше число, тем меньший диаметр отверстия, которое открывается для получения фотографии. Параметр, который соответствует наибольшему отверстию, называется светосилой объектива.
Светочувствительность матрицы возможно регулировать. Существует минимальное значение этого параметра, при котором фотокамера способна сделать качественный снимок. Обычно это значение равно 100 ISO. Более высокий уровень чувствительности позволит в некоторой степени компенсировать слишком малое время экспозиции. Однако при высоких значениях на фотографии будет виден шум, который снизит качество изображения.
Все три параметра влияют на то, насколько много света окажет влияние на качество полученной фотографии. На практике необходимо учитывать не только время экспозиции, но и диафрагму, и светочувствительность.
Современные фотоаппараты при корректировке одного из трех параметров автоматически подбирают два других.
Фотограф обычно не меняет светочувствительность, а подбирает выдержку и диафрагму для того, чтобы получить качественный снимок.
Как его замерить
Если сделана фотография, но видно, что она немного пересвеченная, то можно сделать еще одну попытку, уменьшив время экспозиции. Новое изображение будет немного темнее прежнего. Таким образом можно подобрать выдержку для получения качественного снимка.
Обратите внимание! Более качественно осуществить подбор можно, если пользоваться встроенными средствами фотокамеры.
Существует отдельный прибор — экспонометр. Он также оценивает количество света и определяет параметры экспозиции. Но делает это иначе, чем тот, который встроен в фотоаппарат.
Что такое замер экспозиции в фотоаппарате
Для того чтобы определить необходимые время экспозиции, диафрагму и выдержку, нужно объектив фотокамеры направить на объект, который будет фотографироваться. Экспозамер — это когда на дисплее можно будет увидеть, насколько правильно подобрана экспозиция.
На экране будет представлена горизонтальная шкала, в центре которой располагается нулевое значение. Слева расположены отрицательные значения, а справа — положительные. Если метка указывает на ноль, то параметры экспозиции подобраны правильно, с ними можно фотографировать прямо сейчас. Если значение отрицательное, значит это время экспозиции недостаточно, а если положительное — то чрезмерно.
Обратите внимание! С одной стороны рассматриваемая возможность помогает правильно подобрать экспозицию, с другой — это может привести к неверному результату. Данная проблема связана с тем, что все режимы экспозамера в фотоаппарате относятся к свету, который отразился от объекта съемки и попал в объектив.
Нужно учитывать, что когда солнечный свет падает, например, на человека, то его значительная часть поглощается. При этом отражается тот свет, в котором его видно. Например, если он одел синюю рубашку, то она поглотит все, кроме синего цвета, который будет отражен и попадет в объектив. Именно эта часть освещения будет рассмотрена фотокамерой при оценке экспозиции.
Если человек вместо темно-синей рубашки наденет ярко-желтую, то в тех же условиях съемки фотоаппарат решит, что экспозиция слишком сильная и ее надо уменьшить. Хотя на самом деле освещенность осталась в точности той же самой.
Обратите внимание! Избежать этой проблемы можно, приобретя отдельный экспонометр, который способен замерить не отраженный свет, а степень освещенности объекта съемки.
В двух перечисленных случаях независимо от цвета рубашки он даст одинаковые рекомендации.
Какой замер экспозиции лучше использовать
Когда фотокамера проводит замер освещенности для определения наилучших параметров экспозиции, может применяться несколько различных методов. Детально о том, что такое экспозамер, будет рассказано далее.
Разница между ними состоит в следующем.
Изображение разбивается на квадраты, для каждого из них отдельно учитываются параметры экспозиции. После этого на основе полученной информации тем или другим способом определяется рекомендация для проведения съемки.
Матричный или центровзвешенный точечный
Часто используются замер экспозиции матричный или центровзвешенный точечный способы.
Обратите внимание! Набор используемых методов может незначительно различаться. Однако часто используется матричный метод.
В этом случае площадь изображения делится на квадраты. Для каждого из них вычисляются оптимальные параметры. После этого определяется среднее значение параметров экспонирования. Нужно учитывать, что в данном случае съемка будет эффективна при равном освещении всех деталей. Однако тогда, когда важные детали освещены хуже других, фотография получится недостаточно качественной.
Для подобных случаев применяются другие методы. При центровзвешенном точечном экспозамере в фотоаппарате во внимание принимаются только 9 центральных квадратов. Остальные при принятии решения не учитываются. В таком случае при данных параметрах экспозиции центральная часть фотографии будет изображена с максимальным качеством.
Экспозамер в фотоаппарате
Далее будет рассказано об особенностях выполнения экспозамера в различных ситуациях. Какой лучше экспозамер использовать, определяет фотограф в соответствии с задачами съёмки.
Режим замера Canon
Применяются следующие режимы замера Canon:
При использовании точечного режима замер экспозиции производится в очень узком сегменте.
Обратите внимание! Этот вариант не рекомендуется использовать новичкам. Воспользоваться его возможностями могут только опытные фотографы.
При частичном замере рассматриваются 4 центральных сегмента. Его выгодно использовать в тех случаях, когда фон гораздо ярче объекта съемки. В этой ситуации параметры экспозиции будут вычисляться без учета освещенности фона.
Режим экспозиции центровзвешенный усредненный точечный оценивает ситуацию во всех сегментах изображения, но центральным частям уделяет повышенное внимание.
При использовании оценочного варианта рассматриваются все сегменты изображения. Однако при неравномерном освещении такой способ может давать неточные результаты и определить неверный режим экспозиции.
Замер экспозиции Nikon
В фотокамерах Nikon замер экспозиции осуществляется с учетом отраженного от объекта съемки света. Это метод также называется TTL. При этом свет попадает в объектив и воспринимается датчиком встроенного экспонометра.
Обратите внимание! Никон построен на использовании светочувствительной матрицы CCD или CMOS типа.
Процессор фотокамеры получает данные не только от датчика, но и от устройства фокусировки. Последние необходимы для определения расстояния. На основании полученной информации исполняются расчеты по сложным алгоритмам, результатом которых являются рекомендованные значения оптимальных параметров композиции.
Компенсация экспозиции – что это
Правильный выбор экспозиции определяется тремя основными параметрами: выдержкой, диафрагмой и светочувствительностью. Если фотограф изменит, например, диафрагму, фотокамера автоматически учтет это и поставит такую выдержку, которая ей соответствует. При желании это можно откорректировать в ручном режиме.
Обратите внимание! Однако степень освещенности во многом определяется цветом снимаемых объектов. Определение экспозиции приводится к условному серому цвету, что позволяет выбрать параметры, в среднем подходящие всему изображению.
Что это такое экспокоррекция — имеется в виду поправка, которую делает фотограф. Такая экспозиция в некоторых случаях приводит к появлению недодержанных или передержанных фотографий. В этом случае удобно, когда фотограф может выбрать поправку к автоматическим параметрам с нужным знаком. Она называется компенсацией экспозиции.
Поправка
Обычно на фотокамерах компенсация экспозиции предусмотрена в виде кнопки с изображенными на ней плюсом или минусом или колесиком с круговой шкалой. В последнем случае необходимо просто выставить нужную поправку.
При использовании кнопки ее держат нажатой, пока проводят коррекцию экспозиции на дисплее.
Правильный выбор экспозиции дает возможность выполнить более качественный снимок. Если воспользоваться встроенными средствами фотокамеры, можно подобрать параметры экспозиции не более чем за минуту самым точным образом.
Экспозиция в фотографии: что это такое
Термин «Экспозиция» означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. Три основных параметра, влияющие на экспозицию, — это чувствительность, выдержка и диафрагма. Большинство современных камер, будь то аналоговые или цифровые, автоматически контролируют эти три параметра. Некоторые компактные камеры имеют функции ручного контроля, и все зеркальные камеры предоставляют фотографу возможность полного ручного контроля над всеми параметрами, функциями и настройками.
Каким образом фотоаппарат определяет величину выдержки, диафрагмы и чувствительности? Если ответ на этот вопрос для вас не столь очевиден, то не беспокойтесь, мы сможем разобраться с этим вместе. Многие начинающие фотографы считают вопрос об экспозиции слишком сложным для понимания. Но стоит лишь разобраться с терминами, и все становится ясным и простым. Поняв суть определения правильных экспопар, вы сможете объяснить себе причины появления смазанных, темных или слишком светлых снимков, которые так расстраивают новичков. Вы также поймете, на что способна ваша фотокамера в различных ситуациях.
Диафрагма
Для контроля количества света, пропускаемого через объектив, используется диафрагма. С помощью диафрагмы вы регулируете величину отверстия, создаваемого ее лепестками в межлинзовом пространстве объектива. Чем шире отверстие диафрагмы, тем сильнее световой поток, проходящий через объектив, и тем лучше фотоаппарат подготовлен к сложным ситуациям с недостаточным освещением. Значение диафрагмы (f/) всегда представляется десятичным числом, которое уменьшается при увеличении диаметра диафрагмы. К примеру, диаметр диафрагмы при значении f/2.0 больше, чем при значении f/2.8.
Различные диаметры диафрагмы в первую очередь влияют на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). При малых диаметрах ГРИП растет, и все объекты, попавшие в кадр, изображаются одинаково резко. При больших значениях весь окружающий мир становится размытым, увеличивая акцент на главном объекте, попавшем в фокус.
Камера с меньшим значением диафрагмы (большим относительным диаметром) предпочтительнее для работы в темноте и сумерках при невозможности или недопустимости использования дополнительного искусственного освещения. Штатив, несомненно, необходимый инструмент для сумеречных и ночных съемок.
Выдержка (время экспонирования)
Итак, мы разобрались, что, изменяя диафрагму, можно ограничить величину входного светового потока. Но фотокамера также контролирует и временную продолжительность светового потока для правильной экспозиции, т. е. определяет количество секунд, необходимое при неком значении диафрагмы и определенной чувствительности. При короткой выдержке затвор будет открыт для экспонирования сотые доли секунды, что позволит камере «заморозить» движение объекта съемки. А при длительности в секунду все движущиеся объекты оставят шлейф в кадре, что может быть использовано как технический прием, подчеркивающий динамику происходящего. Выдержки, как правило, имеют дискретные значения: например, при диапазоне от 15с до 1/2000с эти значения составят ряд: 15с — 8с — 4с — 2с — 1с — 1/2 с — 1/4с — 1/8с — 1/16с — 1/30с — 1/45с — 1/90с — 1/160с — 1/320 с — 1/500с — 1/1000с — 1/2000с. Однако некоторые камеры могут плавно изменять значения выдержек и способны более точно устанавливать параметры работы камеры для правильной экспозиции.
При одном и том же значении экспозиции количество сочетаний выдержки и диафрагмы может быть больше десятка. Если ваше изображение смазано, нечетко или размыто, значит, при съемке была выбрана экспопара с длинной выдержкой. Чтобы избавиться от подобной нечеткости, нужно установить более короткую выдержку или раскрыть диафрагму.
Светочувствительность (ISO)
Третьим параметром в определении правильной экспозиции является светочувствительность фотоэлемента (пленки или сенсора). Значение светочувствительности характеризует способность фотоэлемента воспринимать световой поток. Различные значения ISO предполагают: для высокой чувствительности (ISO 400 и более единиц) — короткое экспонирование фотоэлемента, для малой светочувствительности (ISO 100 единиц и меньше) — длительные выдержки, при неизменном значении диафрагмы. В большинстве цифровых камер высокое значение ISO всегда связано с сильными цифровыми шумами, аналогом пленочной зернистости, а порой и со снижением точной цветопередачи. Это заставляет более тщательно выбирать правильную светочувствительность.