Временные избирательные участки что это
Статья 13. Образование избирательных участков
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Положения статьи 13 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Статья 13. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
3. При образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ в часть 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
7. В случае, если избирательные участки не образованы в сроки, установленные частями 2 и 4 настоящей статьи, решение об образовании избирательных участков принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня истечения сроков образования избирательных участков, установленных частью 2 или 4 настоящей статьи.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
Статья 13. Образование избирательных участков
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Положения статьи 13 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Статья 13. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
3. При образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ в часть 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
7. В случае, если избирательные участки не образованы в сроки, установленные частями 2 и 4 настоящей статьи, решение об образовании избирательных участков принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня истечения сроков образования избирательных участков, установленных частью 2 или 4 настоящей статьи.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
Временные избирательные участки что это
Ст. 19 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие положений п. 2 ст. 19 распространяется на избирательные участки, участки референдума, ранее образованные сроком на пять лет в соответствии с ч. 7 ст. 4 ФЗ от 02.10.2012 N 157-ФЗ и данным пунктом в редакции, действовавшей до 01.10.2017.
(в ред. Федеральных законов от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы могут быть уточнены в порядке, предусмотренном для их образования, в следующих случаях:
а) изменение границ, преобразование, упразднение муниципальных образований;
б) уменьшение (до 50 и менее) числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума;
в) в целях уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до полутора тысяч;
г) в целях увеличения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до трех тысяч;
д) в целях обеспечения наибольшего удобства для избирателей, участников референдума с учетом ввода в эксплуатацию новых многоквартирных домов и жилых домов или необходимости замены помещений для голосования.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
2.2. Решение об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ должно быть принято вне периода избирательной кампании, кампании референдума, а в исключительных случаях не позднее чем за 70 дней до дня голосования. При этом в случае, предусмотренном подпунктом «в», «г» или «д» пункта 2.1 настоящей статьи, решение может быть принято один раз в пять лет.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
2.3. Если решение, принимаемое в целях реализации подпункта «в», «г» или «д» пункта 2.1 настоящей статьи, предусматривает увеличение числа избирательных участков, участков референдума в пределах муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, то указанное решение может быть принято исключительно по согласованию с избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и последующему согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В период избирательной кампании по выборам в федеральные органы государственной власти принятие такого решения не допускается.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют в срок, установленный федеральным законом, руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Положение пункта 2 настоящей статьи, касающееся числа избирателей, участников референдума, может не применяться при образовании избирательных участков, участков референдума за пределами территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
(в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 19 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ, от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законом.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
Временные избирательные участки что это
Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума.
2. Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения (далее городское, за исключением городского округа, или сельское поселение именуются поселениями) – главой местной администрации поселения либо лицами, указанными в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, соответствующими комиссиями в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
3. Избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Положение пункта 2 настоящей статьи, касающееся числа избирателей, участников референдума, может не применяться при образовании избирательных участков, участков референдума за пределами территории Российской Федерации.
4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральным законом.
5. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией – не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок отнесения таких участков к избирательным округам, округам референдума. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.
6. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законом.
7. Списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения – главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Порядок доведения до избирателей, участников референдума указанных сведений в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, устанавливается законом.
1. Под избирательными участками, участками референдума следует понимать территорию с установленными уполномоченными органами границами, на которой участковые комиссии осуществляют организацию и проведение выборов и референдумов. Комментируемый Федеральный закон устанавливает общие требования к порядку образования избирательных участков, участков референдума. Цель создания избирательных участков – обеспечение избирателям (участникам референдума) возможности реализовать их волеизъявление во время проведения выборов, референдумов. Именно по избирательным участкам составляются списки избирателей, с которыми избиратели в установленные законом сроки могут ознакомиться и при необходимости потребовать, в том числе и в судебном порядке, внести изменения или уточнения в указанные списки, на избирательном участке организуется место для голосования, обеспечивается открытость и гласность избирательного процесса при строгом соблюдении тайны волеизъявления, организуется подсчет голосов избирателей (участников референдума), составляется протокол об итогах голосования, копия которого по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, представителя СМИ, других лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 комментируемого Федерального закона, присутствующих при подсчете голосов избирателей (участников референдума), выдается им немедленно после подписания протокола. При образовании участков следует учитывать особенности населенных пунктов, устанавливая границы участков таким образом, чтобы было обеспечено максимальное удобство для избирателей (участников референдума).
2. Обязанность по образованию избирательных участков, участков референдума возлагается на глав местной администрации муниципального района и других должностных лиц, указанных в пункте 2 комментируемой статьи. В частности, в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения правомочие по образованию избирательных участков и осуществлению других, связанных с этим, избирательных действий, в том числе по передаче соответствующим комиссиям сведений для составления списков избирателей, участников референдума (пункт 6 статьи 17 комментируемого Федерального закона), при проведении выборов любого уровня может быть возложено на руководителя территориального органа исполнительной власти. Решения о согласовании вопросов создания избирательных участков, участков референдума принимаются комиссиями коллегиально. Избирательные участки, участки референдума, как и прежде, образуются на основании данных о числе избирателей (участников референдума), зарегистрированных на территории указанных участков, по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что на каждом избирательном участке, участке референдума должно быть не более трех тысяч зарегистрированных избирателей (участников референдума). В тех случаях, когда число проголосовавших оказалось больше чем три тысячи (если, например, значительное количество избирателей (участников референдума) проголосовало по открепительным удостоверениям или после определения границ избирательного участка, участка референдума было зарегистрировано дополнительное число избирателей (участников референдума) это не является нарушением закона. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования, что дает возможность обеспечить формирование участковых комиссий в сроки, установленные законом. При этом сроки следует исчислять исходя из требований, установленных статьей 11 1 комментируемого Федерального закона.
3. Требование комментируемого Федерального закона, изложенное в пункте 2 комментируемой статьи о числе избирателей, которые могут быть зарегистрированы на одном избирательном участке, участке референдума, образуемом за пределами территории Российской Федерации, может не применяться. Это обусловлено спецификой учета избирателей, граждан Российской Федерации, проживающих или временно находящихся за пределами Российской Федерации во время выборов. Другой особенностью является то, что избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации самостоятельно без согласования с соответствующими комиссиями. При этом указанные руководители издают соответствующий приказ, в котором определяются территории государства пребывания, входящие в состав избирательного участка, участка референдума.
4. Комментируемый пункт устанавливает требование, в соответствии с которым границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. В зависимости от уровня выборов избирательные участки могут входить в состав избирательных округов, или границы избирательного округа и избирательного участка могут совпадать. Согласно пункту 5 комментируемой статьи избирательный участок для избирателей соответствующего избирательного округа, находящихся за его пределами, на региональных и муниципальных выборах может также образовываться за пределами границ избирательного округа. Образование в пределах границ одного избирательного участка нескольких избирательных округов не позволяет определить результаты выборов в соответствии с требованиями комментируемого Федерального закона и поэтому недопустимо. Для того, чтобы четко организовать избирательный процесс, особенно при разноуровневых выборах, указанное требование закона является принципиальным, отступление от которого может повлечь нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме избирателей.
5. В комментируемом пункте закрепляется возможность образования избирательных участков, участков референдума в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания). К другим местам временного пребывания можно отнести изоляторы временного содержания, где могут в соответствии с действующим законодательством содержаться граждане, имеющие по закону право участвовать в выборах, референдумах и которые являются подозреваемыми или обвиняемыми, или военнослужащие, отбывающие дисциплинарное наказание в виде ареста с содержанием на гауптвахте. Что касается избирательных участков, участков референдума, образуемых в труднодоступных и отдаленных местностях (перечень таких местностей должен быть закреплен в законе субъекта Российской Федерации), то следует отметить, что определение необходимости образования таких участков находится в компетенции вышестоящей комиссии, которая обязана обеспечить возможность для участия в голосовании избирателям (участникам референдума), находящимся в этих местностях. Альтернативой образования таких участков является организация досочного голосования отдельных групп избирателей в соответствии с пунктом 10 статьи 65 комментируемого Федерального закона. Как и в прежней редакции комментируемого Федерального закона, сроки образования указанных участков в перечисленных случаях остались прежними, тогда как срок их образования в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией сокращен с пяти до трех дней.
6. Комментируемый пункт вытекает из общего принципа равенства всех избирателей, независимо от их служебного и иного положения. Если место жительства военнослужащего или место дислокации воинской части или иного воинского подразделения расположено в населенном пункте, то все военнослужащие этих частей и подразделений других военных учреждений голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. Вместе с тем в случаях и сроки, установленные законом, в воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей по решению ИКСРФ (комиссией, организующей выборы, референдум). Это допускается, если воинская часть расположена в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. При этом обособленность, удаленность места дислокации воинской части в каждом конкретном случае определяется ИКСРФ (комиссией, организующей выборы, референдум). Какого-либо законодательного закрепления критериев такой обособленности, удаленности на уровне субъекта Российской Федерации не требуется.
7. Комментируемый пункт устанавливает обязанность должностных лиц публиковать списки избирательных участков, участков референдума не позднее чем за 40 дней до дня голосования с указанием обязательных сведений об этих участках (границы и номера участков, места нахождения для голосования). Причем этот перечень не является исчерпывающим. Конкретные законы о выборах (см. пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ) могут, например, обязать публиковать номера телефонов УИК. При этом сроки опубликования списков избирательных участков рассматриваются как одна из организационных гарантий обеспечения реализации избирательных прав граждан. В указанном Федеральном законе вместо 40 дней установлен срок не позднее чем за 45 дней до дня голосования, что дает дополнительные гарантии реализации избирательных прав участникам избирательного процесса. Порядок доведения до избирателей (участников референдума) сведений об избирательных участках, участках референдума в установленных законом случаях также устанавливается в законах о выборах. Следует иметь в виду, что такие сведения могут быть опубликованы не только в официальных СМИ, но и обнародованы, т.е. доведены до сведения участников избирательного процесса и другим доступным и законным способом. Например, путем издания и рассылки информационных материалов по этому вопросу, размещения сведений об избирательных участках и участках референдума в сети «Интернет», либо на специальных стендах.
Учет избирателей, образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий
Учет (регистрация) избирателей и составление списков избирателей
Учет (регистрация) избирателей является необходимым условием реализации гражданином своих избирательных прав, поскольку участвовать в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей.
Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие регистрацию и включение в списки избирателей особых категорий российских граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться в обычном порядке. К ним, в частности, относятся:
Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам) по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией РФ и представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе заявить о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную комиссию. Избирательная комиссия обязана устранить допущенные ошибки или неточности, либо дать письменный ответ с указанием причин отказа.
Образование избирательных округов
В многомандатном избирательном округе одновременно избирается несколько депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов голосует персонально. В многомандатных избирательных округах по российскому законодательству число мандатов, подлежащих распределению в округе, как правило, не должно превышать пяти. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также образованном в границах избирательного участка.
Избирательные округа в Российской Федерации образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Для определения нормы представительства от избирательного округа общее число зарегистрированных избирателей делится на число округов, которые необходимо образовать на данных выборах.
Образование избирательных участков
Основным критерием образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям и легкодоступность. Поскольку голосование проводится только на избирательных участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность всем категориям избирателей реализовать свои избирательные права. Избирательные участки могут также образовываться: в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых); на судах, находящихся в день голосования в плавании; на полярных станциях; в труднодоступных и отдаленных местностях; в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах; для избирателей, проживающих на территории иностранного государства, избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений на территории страны их пребывания.
Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой администрации муниципального образования и публикуются им (с указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования) не позднее чем за 40 дней до дня голосования.