Временной парадокс это что такое
Зарядка для ума: о парадоксе временной петли – простым языком
Пытаемся разобраться, что такое парадокс путешествий во времени
Иногда его называют причинной петлей – из-за последовательности событий, являющихся причиной друг друга. Основная идея причинно-следственной петли состоит в следующем: если происходит путешествие в прошлое, в нем могут существовать информация и объекты, которые на тот момент еще не были изобретены. Получается невозможная ситуация.
Рассмотрим пример.
Предположим, вы ученый. В очередной день вы сидите в своем кабинете и ломаете голову над схемой машины времени. Некоторое время спустя вы решаете отдохнуть: достаете телефон и начинаете листать ленту Инстаграм. В этот момент в комнате внезапно появляется человек, который очень похож на вас. Только чуть старше.
Между вами происходит диалог:
– Ты – это я. Это что – Инстаграм? Кстати, именно там ты встретишь ту, на ком позже женишься. Тебе понравится ее фото.
– Что, о чем ты говоришь? Минуту… Машина времени?
– Да. Послушай, у меня слишком мало времени. Да, ты изобретешь машину времени. Вот готовые чертежи. Возьми их, сделай, что нужно, и машина будет готова! Весь мир будет восхищаться твоим умом. Ну, пока, я побежал…
Теперь, если вы еще раз прочтете диалог, вы найдете источник парадокса:
Вы сконструировали машину времени по подаренным эскизам и воплотили ее в жизнь – мир гордится вашим интеллектом. Но только вы знаете правду: на самом деле вы не создали машину времени, вам отдали готовые чертежи. Итак, если вы не создатель великого изобретения, если черновики пожаловали к вам из будущего – где ваша будущая версия достала эти самые черновики?
И сразу другой пример:
Однажды, когда Эйнштейн мирно сидел за своим рабочим столом, в кабинет неожиданно телепортировался незнакомец. «Вы тот, кто сформулировал теорию относительности, я восхищаюсь вашей работой. Я собирался попасть в тот момент, когда вы впервые вывели теорию, с помощью моей машины времени, но случайно оказался в этом году», – объясняет путешественник.
Затем он передает Эйнштейну, который еще не сформулировал теорию, статью, написанную Эйнштейном в будущем. Незнакомец советует непременно ее опубликовать, как будто она его собственность. Потому что она и есть собственность ученого.
Альберт Эйнштейн публикует статью под своим именем, но ему как-то не по себе. Ведь статью написал не он – ее подарил кто-то другой. Итак, если Эйнштейн не написал эту статью, то почему незнакомый путешественник уверил его, что статью написал Эйнштейн? Кто на самом деле написал эту статью?
Примеры этого парадокса часто встречаются в сериалах и фильмах
Например, в «Докторе Кто» и «Теории большого взрыва». В одном из эпизодов Доктор оказывается заточенным в Пандорику – ящик, который можно открыть лишь с помощью звуковой отвертки. Будущая версия Доктора является перед Рори, передает ему свою звуковую отвертку, а вместе с тем и инструкции, как вызволить его из Пандорики. Затем он исчезает.
Рори выполняет указания, и вместе со спасенным доктором они помещают в ящик Эми, чтобы сохранить ей жизнь. Затем Доктор отправляется в будущее и убеждает маленькую Эми прийти в Национальный музей, где стоит Пандорика, чтобы с помощью ДНК маленькой девочки оживить Эми, находящуюся внутри ящика. Пандорика открывается, как только маленькая Эми касается ящика. Доктор вынимает отвертку из кармана Эми, возвращается и передает ее Рори. Так откуда же взялась отвертка?
Еще один пример парадокса временной петли – песня Джонни Би Гуда в фильме «Назад в будущее». Во времена юности Марти песня существует и широко известна, поэтому герой знает ее слова. Но когда Марти исполняет ее на выпускном – песня еще не написана. Когда Марти ее играет, песню заучивает Чак Берри, один из участников музыкальной группы. Выходит, непонятно, кто написал песню первым.
Еще один фильм, в котором отражен парадокс, – «Патруль времени»
Самое убедительное объяснение, которое приходит на ум, сформулировано следующим образом:
Когда путешественник во времени возвращается в прошлое с информацией или предметом в руке, он перемещается в параллельную вселенную. Например, во вселенную, в которой Эйнштейн не вывел общую теорию относительности. Получается, автор статьи – Эйнштейн во вселенной путешественника во времени. А Эйнштейн в альтернативной вселенной, в которую попадает путешественник во времени, – просто счастливый человек, который добьется успеха благодаря внезапному стечению обстоятельств.
Временной парадокс
« | — А это безопасно, находиться в прошлом? Как в этих фильмах, наступишь на бабочку — изменишь будущее человеческой расы. |
— Ну знаешь! Не наступай на бабочек! Что плохого они тебе сделали? — А что если… Даже не знаю… Если я убью своего дедушку? — Ты планируешь это сделать? — Нет! — Вот и хорошо.
« | А у нас сегодня кошка родила вчера котят | » |
— Классический пример сабжа от Сергея Михалкова |
Временной парадокс (temporal paradox) — парадоксальная ситуация, возникающая в результате путешествия во времени в обратную сторону, когда в результате каких-то действий в прошлом подобное путешествие не может быть предпринято.
Типичным примером является дедушкин парадокс, когда герой, путешествуя в прошлое, убивает своего деда до того, как тот успевает зачать его отца. Это является парадоксом, потому что, убивая дедушку, герой предотвращает собственное рождение и, таким образом, исключает путешествие во времени, в результате которого его рождение оказалось невозможным. В то же время, убив своего дедушку и не допустив своё рождение, герой автоматически предотвращает и убийство дедушки, ведь не будет иметь место возврат в прошлое. Кто же убивает дедушку, если внук после убийства никогда не рождался?
Разные философские школы по-разному рассматривают вопрос о том, как будет решаться дедушкин парадокс, если машину времени всё-таки изобретут.
Дисклеймер: путешествие в будущее здесь не рассматриваются, поскольку, в отличие от возможности путешествия в прошлое, которое современная наука однозначно отвергает, возможность путешествия в будущее — научно доказанный и непосредственно наблюдаемый факт, неоднократно имевший место в реальности (космонавты на МКС перемещались в будущее на несколько секунд, а в GPS используется поправка на временной сдвиг спутника), соответственно никаких парадоксов и различных объяснений не нужно.
Содержание
Гипотеза защиты временной последовательности [ править ]
Похожая теория утверждает, что путешествия во времени ответственны за то, каким является мир сегодня, то есть действия путешественников в прошлом влияют на настоящее. С другой стороны, в таком случае путешественники будут стараться взаимодействовать с прошлым как можно меньше из страха перед последствиями.
Такой ход истории можно достаточно легко себе представить. Вообразите, что время — это книга. Машина времени позволяет вам перелистнуть несколько страниц, но текст-то в них от этого не изменится, ни написанный про других, ни написанный про вас.
Где встречается [ править ]
Гипотеза центрального наблюдателя [ править ]
Где встречается [ править ]
Гипотеза повреждения временной последовательности [ править ]
Эта гипотеза предполагает, что любые действия путешественника во времени сильнейшим образом влияют на будущее и вызывают так называемый «эффект бабочки», то есть даже незначительное изменение прошлого ведёт к полному изменению всей истории в будущем, как, например, в фильме «Эффект бабочки» или в рассказе Рэя Брэдбэри «И грянул гром», когда во время сафари юрского периода один из участников наступает на бабочку и в США избирают не того президента.
Очень популярной иллюстрацией этого примера является фильм «Назад в будущее», где школьник Марти МакФлай путешествует на машине времени, созданной Доком Брауном, и пытается сначала спасти Дока от смерти, а затем восстановить «естественный» ход истории, чтобы попасть обратно в привычный мир.
В World of Warcraft Бронзовые Драконы, повелители времени, иногда просят игрока восстановить естественный ход истории, утверждая, что если этого не сделать, последствия будут куда хуже. Таким образом, игрокам удаётся принять участие в событиях, которые происходили в прошлом Азерота, которые они видели в предыдущих играх от Близзард: открытие Тёмного Портала между мирами магом Медивом, битва за гору Хиджал, побег Тралла, Очищение Стратхолма принцем Артасом Менетилом. И даже более того. В одном из квестов мы помогаем драконам защитить один артефакт при помощи… себя же но из будущего, спустя десяток уровней тот же заказчик просит нас отправиться в прошлое и помочь себе в том задании.
В цикле игр «The Journeyman Project», ГГ является агентом временно́й службы, которые постоянно следят за историей. Если приборы засекут временну́ю волну, значит произошло какое-то изменение. У агента есть всего несколько минут (волна не мгновенная), чтобы отправиться в прошлое и найти источник искажения. В первой части было необходимо сперва отправиться в доисторическую эпоху и найти полную запись истинной истории для сравнения, которую там спрятали на всякий случай. Потом этого делать не нужно.
В игре «Millennia: Altered Destinies», ГГ получает от пришельцев пространственно-временной корабль, защищённый от временны́х искажений. При этом, в нём содержится база данных на всю галактику, в которую посылают ГГ, причём сама база данных намеренно не защищена, чтобы ГГ видел последствия своих действий. Задача ГГ: заселить галактику четырьмя разумными видами и помочь им достичь космической эпохи, чтобы они смогли противостоять злобным микроидам. Микроиды тоже не промах — они нашли альтернативную версию ГГ, дали ему такой же корабль и задачу: всячески мешать ГГ. Если ГГ (или его злой двойник) что-то меняют, то проносится временна́я буря, и база данных тут же меняется, отображая дальнейшую историю галактики.
Гипотеза о множественных вселенных [ править ]
Другая гипотеза состоит в том, что убийство дедушки создаёт новую вселенную, в которой и произошло убийство, но это не затрагивает ни убийцу, ни его оригинальную вселенную. Стоит заметить, что для самого путешественника вселенная с мёртвым дедушкой так или иначе выглядит делом его рук: «Разве не любая вселенная с убитым мною до моего рождения дедушкой неизбежно включает меня, помнящего, как я совершил это для попадания сюда?» Так что обе гипотезы могут считаться разными истолкованиями одной и той же; разница возникает из-за различных взглядов на свободу воли путешественника — субъективно для себя, «творящего» новую ветвь времени, которая объективно «существовала всегда», неся в себе путешественника, помнящего, как он создавал её.
Так, в одном из комиксов Супермен пытается предотвратить некоторые исторические события, например, убийство Линкольна. Однако, вернувшись в своё время, он не находит никаких различий, но позже обнаруживает соседнюю вселенную с альтернативной историей, появившейся в результате его действий.
Вокруг этой гипотезы построено аниме Noein. Местная мультивселенная представляет собой неисчислимое множество вероятностей, возникших в результате порой незначительных различий в действиях разных версий одного и того же человека. С другой стороны — друг на друга эти вероятности не влияют, и ежели найти в отстающей по времени вероятности «своего» дедушку и там его хлопнуть, то «домашнюю» вероятность это не затронет.
В кинематографе эта теория ярче всего представлена в фильме «Исходный код». Герои думали, что отправляются в прошлое исключительно в качестве наблюдателей, и что никакие действия в прошлом не имеют значения, но оказалось, что создаются альтернативные миры, учитывающие каждый вариант событий.
Гипотеза Save/Load [ править ]
Сочетание некоторых черт от множественных вселенных и от повреждения временно́й последовательности. Вселенная одна, но её поведение в некоторой степени похоже: отправившись в прошлое, ты покидаешь тот вариант вселенной, в котором ты есть, ты путешествуешь и у тебя именно такая родинка над ухом. Навсегда. Всё, что взял с собой — станет артефактами из этого варианта развития событий, но сама эта ветка (начиная от точки назначения в прошлом) отсекается и дальше всё пойдёт не так. От родинки до самого путешествия во времени вместе со своим существованием.
Для стороннего наблюдателя это выглядит так: в какой-то момент в его мире появляется некий чудак, который начинает городить околесицу о том, как в этом будущем всё плохо, а потом что-то такое вытворяет, что дальнейшее наблюдение показывает, что и будущее не такое уж и плохое, и, возможно, даже сам этот чудак не родился на свет. Или родился, и путешествовать во времени не хочет. А вот для самого хроно-путешественника всё выглядит иначе: он прожил годы в варианте «А», он ему не понравился и он его переиграл по-другому.
Конечно, вариант «Б» тоже может пойти не так, и тогда пришельцы из разных версий будущего, рассказывающие истории одна бредовее другой, посыплются ему на голову, как из рога изобилия. Пока не устаканится тот вариант, когда больше никто никуда лететь не изволит.
Плюс: если Самурай Джек взял с собой в прошлое Аши, она не растворится в воздухе. Как и он сам, его знание о произошедшем, зазубрины на катане и вообще все остальные артефакты уничтоженной ветки событий, которые пропихнули в портал.
Минус: в «то будущее» никогда не удастся вернуться. «Билета домой» нет — дома не существует. Если Самурай Джек отправился один, он в печали разглядывает божью коровку.
Гипотеза о слиянии вселенных [ править ]
Гипотезы хроноволн [ править ]
При изменении прошлого будущее меняется не мгновенно; возникает волна изменений, распространяющаяся с конечной скоростью. Если эта скорость выше естественной скорости течения времени, то возникнут две альтернативных реальности, бесконечно циклически сменяющие друг друга (дед умирает — через некоторое время его внук исчезает — через некоторое время дед снова жив — через некоторое время его внук снова рождается и т. д.) При этом обитатели каждой из реальностей ничего не будут знать о другой (исключая путешественников во времени через фронт волны), т. к. в момент прохождения волны реальность полностью перезаписывается. Раз возникнув, такое чередование будет существовать всегда — никакие «полицейские времени» не смогут его исправить, а смогут лишь породить новые волны.
Если скорость волны равна скорости естественного течения времени, то изменения в прошлом никак не повлияют на будущее, поскольку никогда его не догонят. То, что убийца деда отменит собственное рождение в прошлом, не помешает ему существовать в будущем (при этом ни его память, ни документальные свидетельства о его рождении опять-таки не исчезнут, поскольку все они существуют в одном с ним времени).
Наконец, возможен вариант, когда хроноволны, оказавшиеся в противофазе (создающие парадокс), гасят друг друга, выкидывая из истории породившие их события. Например, дед умрёт от естественной причины, а внук, соответственно, не родится. Или, напротив, дед останется жив, но внук всё равно не появится на свет (или не убьёт деда по другой причине).
На этом варианте основана вся концепция книги «Брат-берсеркер» Фреда Саберхагена, второй части из цикла о противостоянии людей и Берсеркеров — машин, уничтожающих всё живое (именно этот цикл повлиял и на «Терминатора», и на Некронов из Вархаммера, и на Mass Effect). На единственной планете во Вселенной, где возможны путешествия во времени, берсеркеры сначала пытаются уничтожить в прошлом всю жизнь (снизив вероятность существования людей на планете до нуля), затем, когда им это не удаётся — обратить историю в менее благоприятное для людей русло. Герои следят за вероятностными волнами, порождаемыми берсеркерами в прошлом, и противостоят им.
Гипотеза о выборе временной последовательности [ править ]
Идея в том, что история меняется сразу, как только путешественник во времени подумает о путешествии во времени. Таким образом, он может отправлять послания из прошлого в будущее и получать нужные ему в данный момент инструменты или материалы с помощью ещё одного путешествия в более раннее прошлое. Это было описано у Гарри Гаррисона в книгах о Стальной Крысе и в фильме «Невероятные приключения Билла и Теда».
«Этого не может быть, потому что не может быть никогда!» [ править ]
Эта гипотеза утверждает, что путешественник во времени является прошлым по отношению к будущему себе. Если в будущем однажды будет создана машина времени, то, вероятно, она будет когда-либо растиражирована и когда-нибудь потенциальный путешественник во времени в будущем до неё доберётся и отправит к себе в прошлое. Но, поскольку этого не происходит, машины времени не были изобретены и изобретены быть не могут.
Также есть точка зрения, что машина времени, возможно, самоуничтожится, если её отправить в прошлое до даты её изобретения.
Где встречается [ править ]
Гипотеза о потере мотива [ править ]
Суть в том, что если путешественник построил машину времени с целью исправить что-то конкретное и достиг этой цели путешествием во времени, то причина для создания машины времени будет устранена и, таким образом, машина не будет создана. Зато будет создан ещё один парадокс, по сути схожий с парадоксом дедушки.
С другой стороны, этот парадокс может быть обойдён, если никакие манипуляции со временем не смогут изменить событие, которое путешественнику во времени требуется изменить. Тогда машина времени всё равно будет построена, что бы путешественник ни делал во время путешествия в прошлое.
Явно указано в фильме «Машина времени», где главный герой создаёт машину времени, чтобы спасти свою невесту, которая погибла от рук грабителя. Сначала невеста спасённая погибает от другой трагической случайности — её сбивает неуправляемый автомобиль. Затем главный герой отправляется за ответом в далёкое будущее, где главный морлок показывает ему, невеста должна была погибнуть, потому что иначе живущий спокойной и счастливой семейной жизнью герой никогда бы не изобрёл машину времени.
Вариант того как это можно обойти приведен в Steins;Gate: Важно не то, что произошло, а то как это воспринял будущий путешественник во времени. Заменяем труп бессознательным телом, а кровь неотличимой в полумраке жидкостью, и получаем сохранность мотива, при этом спасая нужного человека.
Гармоничная вселенная [ править ]
Пустое время [ править ]
Теория о перемещении во времени, подробно описанная Клиффордом Саймаком в повести «Что может быть проще времени» и позднее использованная Стивеном Кингом в произведении «Лангольеры». Оказавшись в будущем или прошлом, путешественник обнаружит, что оно пусто. Нет людей, спички и бензин не горят, еда и напитки безвкусные, нет электричества, погода и время суток либо статичны, либо меняются абы-как (проще говоря, существуют только те предметы, которые глубоко укоренились во времени и почти вечны — например, наша планета под ногами; все остальные предметы существуют только в виде своих теней или призраков). Прошлое через какое-то время исчезает, далёкого будущего нет, а при попадании в ближайшее герою остаётся лишь ждать, когда его нагонит настоящее (или, как вариант, будущего на самом деле нет, а любой попавший туда столкнётся с полной пустотой, в которой нет даже воздуха). В этот момент внезапно для героя появятся окружающие (а он появится внезапно для окружающих, что может быть чревато в лучшем случае ничем, в чуть менее лучшем — столкновением, а в худшем — зависит от фантазии автора), спички при чирканье о коробок гореть будут и т. д.
Гипотеза замещения памяти [ править ]
Суть этой гипотезы в том, что человек, изменяя прошлое, изменяет и сам себя, а значит не будет ничего помнить. К примеру, если некий человек вернётся в прошлое и убьёт Сталина, то Гитлер выиграет войну и завоюет мир. Но в таком случае получается, что этот некий человек родился в фашистском обществе, жил, разговаривая на немецком и наблюдая везде где можно и где нельзя свастику. Значит, когда он вернётся в будущее, ему будет казаться, что ничего не поменялось (ведь он изменил прошлое и никогда не жил в нашем с вами обществе), хотя на самом деле всё поменялось, ведь Гитлер таки победил в войне.
Похожий пример можно наблюдать в фильме «Эффект бабочки», с той разницей, что ГГ фильма осознаёт и помнит все альтернативные ветки развития времени. Также схожий эффект наблюдается в фильме 2000 года «Радиоволна» и одноимённом сериале 2016-го года.
А в литературе этот вариант ярко обыгран в рассказе «Бруклинский проект». В результате отправки исследовательских зондов в далёкое прошлое, люди превратились в отвратительных лиловых существ с псевдоподиями вместо конечностей. Но никаких изменений они не замечают, они такими были всегда (странно, что при этом их объединяет желание и возможности посылать зонды).
Гипотеза невозможности [ править ]
Вернуться в прошлое невозможно. Вообще никак. И никаких парадоксов. (Хотя теория относительности говорит, что не всё так просто…)
Временной парадокс
«А у нас сегодня кошка родила вчера котят»Классический пример от Сергея Михалкова
Временной парадокс — парадоксальная ситуация, возникающая в результате путешествия во времени в обратную сторону, когда в результате каких-то действий в прошлом подобное путешествие не может быть предпринято.
Типичным примером является дедушкин парадокс, когда герой, путешествуя в прошлое, убивает своего деда до того, как тот успевает зачать его отца. Это является парадоксом, потому что, убивая дедушку, герой предотвращает собственное рождение и, таким образом, исключает путешествие во времени, в результате которого его рождение оказалось невозможным. В то же время, убив своего дедушку и не допустив своё рождение, герой автоматически предотвращает и убийство дедушки, ведь не будет иметь место возврат в прошлое. Кто же убивает дедушку, если внук после убийства никогда не рождался?
1. Гипотеза защиты временной последовательности
Путешественник во времени просто не сможет создать парадокс, потому что природное течение времени не позволит. Например, он появится не в том месте и вообще ничего сделать не сможет, либо ему помешают различные повороты судьбы, или даже он, сам того не замечая, восстановит ход событий в том виде, в котором их помнит. Это, кстати, создает ещё один парадокс — парадокс предопределения, он же — временна́я петля, когда путешественнику во времени предопределено отправиться в путешествие во времени и там произвести какие-то действия, которые уже произошли. Обычно эти действия предопределяют необходимость путешествия в будущем, примером может служить телефонный звонок самому себе.
Похожая теория утверждает, что путешествия во времени ответственны за то, каким является мир сегодня, то есть действия путешественников в прошлом влияют на настоящее. С другой стороны, в таком случае путешественники будут стараться взаимодействовать с прошлым как можно меньше из страха перед последствиями.
Такой ход истории можно достаточно легко себе представить. Вообразите, что время — это книга. Машина времени позволяет вам перелистнуть несколько страниц, но текст-то в них от этого не изменится, ни написанный про других, ни написанный про вас.
Встречается в игре Fallout, в «Методах рационального мышления», в Game of Thrones, Пернский цикл Маккефри весь основан на этом, Гарри Гаррисон, «Фантастическая сага», Terminator, первая часть, режиссёрская версия, «Звёздные врата: ЗВ-1», эпизод «1969», сериал «Вне времени».
2. Гипотеза центрального наблюдателя
3. Гипотеза повреждения временной последовательности
Эта гипотеза предполагает, что любые действия путешественника во времени сильнейшим образом влияют на будущее и вызывают так называемый «эффект бабочки», то есть даже незначительное изменение прошлого ведёт к полному изменению всей истории в будущем, как, например, в фильме «Эффект бабочки» или в рассказе Рэя Брэдбэри «И грянул гром», когда во время сафари юрского периода один из участников наступает на бабочку и в США избирают не того президента.
Очень популярной иллюстрацией этого примера является фильм «Назад в будущее», где школьник Марти МакФлай путешествует на машине времени, созданной Доком Брауном, и пытается сначала спасти Дока от смерти, а затем восстановить «естественный» ход истории, чтобы попасть обратно в привычный мир.
4. Гипотеза о множественных вселенных
Другая гипотеза состоит в том, что убийство дедушки создаёт новую вселенную, в которой и произошло убийство, но это не затрагивает ни убийцу, ни его оригинальную вселенную. Стоит заметить, что для самого путешественника вселенная с мёртвым дедушкой так или иначе выглядит делом его рук: «Разве не любая вселенная с убитым мною до моего рождения дедушкой неизбежно включает меня, помнящего, как я совершил это для попадания сюда?» Так что обе гипотезы могут считаться разными истолкованиями одной и той же; разница возникает из-за различных взглядов на свободу воли путешественника — субъективно для себя, «творящего» новую ветвь времени, которая объективно «существовала всегда», неся в себе путешественника, помнящего, как он создавал её.
Так, в одном из комиксов Супермен пытается предотвратить некоторые исторические события, например, убийство Линкольна. Однако, вернувшись в своё время, он не находит никаких различий, но позже обнаруживает соседнюю вселенную с альтернативной историей, появившейся в результате его действий.
В кинематографе эта теория ярче всего представлена в фильме «Исходный код». Герои думали, что отправляются в прошлое исключительно в качестве наблюдателей, и что никакие действия в прошлом не имеют значения, но оказалось, что создаются альтернативные миры, учитывающие каждый вариант событий.
5. Гипотеза Save/Load
Сочетание некоторых черт от множественных вселенных и от повреждения временно́й последовательности. Вселенная одна, но её поведение в некоторой степени похоже: отправившись в прошлое, ты покидаешь тот вариант вселенной, в котором ты есть, ты путешествуешь и у тебя именно такая родинка над ухом. Навсегда. Всё, что взял с собой — станет артефактами из этого варианта развития событий, но сама эта ветка (начиная от точки назначения в прошлом) отсекается и дальше всё пойдёт не так. От родинки до самого путешествия во времени вместе со своим существованием.
Для стороннего наблюдателя это выглядит так: в какой-то момент в его мире появляется некий чудак, который начинает городить околесицу о том, как в этом будущем всё плохо, а потом что-то такое вытворяет, что дальнейшее наблюдение показывает, что и будущее не такое уж и плохое, и, возможно, даже сам этот чудак не родился на свет. Или родился, и путешествовать во времени не хочет. А вот для самого хроно-путешественника всё выглядит иначе: он прожил годы в варианте «А», он ему не понравился и он его переиграл по-другому.
Конечно, вариант «Б» тоже может пойти не так, и тогда пришельцы из разных версий будущего, рассказывающие истории одна бредовее другой, посыплются ему на голову, как из рога изобилия. Пока не устаканится тот вариант, когда больше никто никуда лететь не изволит.
Плюс: если Самурай Джек взял с собой в прошлое Аши, она не растворится в воздухе. Как и он сам, его знание о произошедшем, зазубрины на катане и вообще все остальные артефакты уничтоженной ветки событий, которые пропихнули в портал.
Минус: в «то будущее» никогда не удастся вернуться. «Билета домой» нет — дома не существует. Если Самурай Джек отправился один, он в печали разглядывает божью коровку.
Странная особенность: когда мы добираемся до точки отправки в прошлое, обычно само путешествие является признаком непротиворечивого развития событий. В этой гипотезе — совершенно наоборот! Если герой не предотвращает своё путешествие во времени, то он отправляется ещё раз, в прошлое прилетают двое, эта ветка тоже отсекается и история перекраивается ещё раз. Если предотвращает — всё устаканивается. Чтобы это не смотрелось так дико, обычно в таком сеттинге в прошлое можно отправить только информацию или передать в прошлое свою личность.
6. Гипотеза о слиянии вселенных
Встречается, например, в сетературе, серия книг «Мэлис Крэш», в четвертой книге заглавная героиня отправляется в прошлое, чтобы помешать злодейке похитить саму себя и изменить историю. Зная о возможности слияния, берет с собой подругу, но в итоге к новорожденной версии ГГ прикасается не она сама, а отделенный и отселенный в отдельное тело кусок ее личности, и слияние таки происходит. Правда, помимо слияния работает также эффект петли времени (слияние было предопределено и необходимо для того, чтобы героиня осталась собой) и эффект хроноволн (позднее раскрывается, что некоторые персонажи из спасенного настоящего успели ощутить как галлюцинацию те изменения, которые произошли бы в случае успешного похищения ГГ).
7. Гипотезы хроноволн
При изменении прошлого будущее меняется не мгновенно; возникает волна изменений, распространяющаяся с конечной скоростью. Если эта скорость выше естественной скорости течения времени, то возникнут две альтернативных реальности, бесконечно циклически сменяющие друг друга (дед умирает — через некоторое время его внук исчезает — через некоторое время дед снова жив — через некоторое время его внук снова рождается и т. д.) При этом обитатели каждой из реальностей ничего не будут знать о другой (исключая путешественников во времени через фронт волны), т. к. в момент прохождения волны реальность полностью перезаписывается. Раз возникнув, такое чередование будет существовать всегда — никакие «полицейские времени» не смогут его исправить, а смогут лишь породить новые волны.
Если скорость волны равна скорости естественного течения времени, то изменения в прошлом никак не повлияют на будущее, поскольку никогда его не догонят. То, что убийца деда отменит собственное рождение в прошлом, не помешает ему существовать в будущем (при этом ни его память, ни документальные свидетельства о его рождении опять-таки не исчезнут, поскольку все они существуют в одном с ним времени). Этот вариант описан в рассказе «Самоубийство» Юрия Нестеренко.
Наконец, возможен вариант, когда хроноволны, оказавшиеся в противофазе (создающие парадокс), гасят друг друга, выкидывая из истории породившие их события. Например, дед умрёт от естественной причины, а внук, соответственно, не родится. Или, напротив, дед останется жив, но внук всё равно не появится на свет (или не убьёт деда по другой причине). Пример — «Вторжение» Юрия Нестеренко.
На этом варианте основана вся концепция книги «Брат-берсеркер» Фреда Саберхагена, второй части из цикла о противостоянии людей и Берсеркеров — машин, уничтожающих всё живое (именно этот цикл повлиял и на «Терминатора», и на Некронов из Вархаммера, и на Mass Effect). На единственной планете во Вселенной, где возможны путешествия во времени, берсеркеры сначала пытаются уничтожить в прошлом всю жизнь (снизив вероятность существования людей на планете до нуля), затем, когда им это не удаётся — обратить историю в менее благоприятное для людей русло. Герои следят за вероятностными волнами, порождаемыми берсеркерами в прошлом, и противостоят им.
8. Гипотеза о выборе временной последовательности
Идея в том, что история меняется сразу, как только путешественник во времени подумает о путешествии во времени. Таким образом, он может отправлять послания из прошлого в будущее и получать нужные ему в данный момент инструменты или материалы с помощью ещё одного путешествия в более раннее прошлое. Это было описано у Гарри Гаррисона в книгах о Стальной Крысе и в фильме «Невероятные приключения Билла и Теда».
9. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!»
Эта гипотеза утверждает, что путешественник во времени является прошлым по отношению к будущему себе. Если в будущем однажды будет создана машина времени, то, вероятно, она будет когда-либо растиражирована и когда-нибудь потенциальный путешественник во времени в будущем до неё доберётся и отправит к себе в прошлое. Но, поскольку этого не происходит, машины времени не были изобретены и изобретены быть не могут.
Также есть точка зрения, что машина времени, возможно, самоуничтожится, если её отправить в прошлое до даты её изобретения.
Встречается в Метавселенной Рудазова, Чарльз Стросс, цикл Эсхатон.
10. Гипотеза о потере мотива
Суть в том, что если путешественник построил машину времени с целью исправить что-то конкретное и достиг этой цели путешествием во времени, то причина для создания машины времени будет устранена и, таким образом, машина не будет создана. Зато будет создан ещё один парадокс, по сути схожий с парадоксом дедушки.
С другой стороны, этот парадокс может быть обойдён, если никакие манипуляции со временем не смогут изменить событие, которое путешественнику во времени требуется изменить. Тогда машина времени всё равно будет построена, что бы путешественник ни делал во время путешествия в прошлое.
Явно указано в фильме «Машина времени», где главный герой создаёт машину времени, чтобы спасти свою невесту, которая погибла от рук грабителя. Сначала невеста спасённая погибает от другой трагической случайности — её сбивает неуправляемый автомобиль. Затем главный герой отправляется за ответом в далёкое будущее, где главный морлок показывает ему, невеста должна была погибнуть, потому что иначе живущий спокойной и счастливой семейной жизнью герой никогда бы не изобрёл машину времени.
11. Гармоничная вселенная
Тут всё достаточно просто: вселенная стремится к гармонии и потому откорректирует себя обратно, даже если некий человек, событие или идея грозят разрушить эту гармонию. Примером этого в советской литературе является произведение Стругацких «За миллиард лет до конца света» с концепцией «гомеостатического мироздания».
12. Пустое время
Теория о перемещении во времени, подробно описанная Клиффордом Саймаком в повести «Что может быть проще времени» и позднее использованная Стивеном Кингом в произведении «Лангольеры». Оказавшись в будущем или прошлом, путешественник обнаружит, что оно пусто. Нет людей, спички и бензин не горят, еда и напитки безвкусные, нет электричества, погода и время суток либо статичны, либо меняются абы-как (проще говоря, существуют только те предметы, которые глубоко укоренились во времени и почти вечны — например, наша планета под ногами; все остальные предметы существуют только в виде своих теней или призраков). Прошлое через какое-то время исчезает, далёкого будущего нет, а при попадании в ближайшее герою остаётся лишь ждать, когда его нагонит настоящее (или, как вариант, будущего на самом деле нет, а любой попавший туда столкнётся с полной пустотой, в которой нет даже воздуха). В этот момент внезапно для героя появятся окружающие (а он появится внезапно для окружающих, что может быть чревато в лучшем случае ничем, в чуть менее лучшем — столкновением, а в худшем — зависит от фантазии автора), спички при чирканье о коробок гореть будут и т. д.
13. Гипотеза замещения памяти
Человек, изменяя прошлое, изменяет и сам себя, а значит не будет ничего помнить. К примеру, если некий человек вернётся в прошлое и убьёт Сталина, то Гитлер выиграет войну и завоюет мир. Но в таком случае получается, что этот некий человек родился в фашистском обществе, жил, разговаривая на немецком и наблюдая везде где можно и где нельзя свастику. Значит, когда он вернётся в будущее, ему будет казаться, что ничего не поменялось (ведь он изменил прошлое и никогда не жил в нашем с вами обществе), хотя на самом деле всё поменялось, ведь Гитлер таки победил в войне.
Похожий пример можно наблюдать в фильме «Эффект бабочки», с той разницей, что ГГ фильма осознаёт и помнит все альтернативные ветки развития времени. Также схожий эффект наблюдается в фильме 2000 года «Радиоволна» и одноимённом сериале 2016-го года.
А в литературе этот вариант ярко обыгран в рассказе «Бруклинский проект». В результате отправки исследовательских зондов в далёкое прошлое, люди превратились в отвратительных лиловых существ с псевдоподиями вместо конечностей. Но никаких изменений они не замечают, они такими были всегда (странно, что при этом их объединяет желание и возможности посылать зонды).
Какая из теорий кажется вам самой правдоподобной? Близкой по духу? Возможно, у вас есть свои теории?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Мне понравился автралийский фильм «Предопределение», у нас правда перевели как «Патруль времени», 2014 (Predestination). Там ГГ был женщиной, потом стал мужчиной, сам с собой переспал, сам себя родил и сам себя грохнул в конце. Очень крутая идея. А фильм неторопливый, позволяет осознать и задуматься по дороге.
Что касается путешествий во времени в книгах, да, у меня есть своя теория, схожая с одной и излложенных в вашем блоге
Профессор махнул рукой и экран снова побелел.
Черная клетка вернулась к белому, соседние четыре клетки почернели.
— Именно! – с энтузиазмом откликнулся ученый. – Когда я начал изучать ваш эксперимент и разрабатывать теорию лепестков, мне никак не удавалось получить целостную картину, чего-то не хватало, каких-то неизвестных элементов, фрагментов несобранной мозаики. Не хватало приложенной энергии, было недостаточно массы, приходилось вводить неизвестные величины. Высказанная мной гипотеза оставалась открытой проблемой. Пока я не узнал о двух отвертках.
— На самом деле, согласно моей теперь уже теории отверток могло быть бесконечно много, но реализовались только две. Одна – та, которую вы достали из катушки, а вторая – та, которую забыли и не заметили. Та, которую не заметили, назовем ее «отвертка из будущего» прилетела в борт корабля и пробила его. Именно это было первым возмущением, а не ваш эксперимент. Я думаю, в каком-то из вариантов развития событий вы даже отказались от его проведения…
— Мы можем прыгнуть еще куда-то? – заволновался Джо.
— Вы хотите сказать, что существует какая-то другая, альтернативная вселенная, откуда им и прилетело? – подняла голову Сандра.
Френки показал на картинку. Одна клетка постоянно меняла цвет, заставляя граничные с ней ячейки реагировать.
— Но рано или поздно и это возмущение стабилизируется, и остается только одна линия развития событий. Гораздо хуже, когда что-то или кто-то подхватывает возможного инициатора, как ваш дрон и он начинает перемещаться туда-сюда, сея возмущения. Но рано или поздно и это тоже пройдет и стабилизируется, может быть не в том состоянии, что раньше, но мы об этом вряд ли вспомним, как о ненайденной отвертке. Никто бы про нее не вспомнил, если бы Мери сама не провалилась. Теперь про «цепную реакцию». Возможно мы бы так и продолжали существовать в нашем «плоском» мире, и ваш эксперимент закончился бы провалом, как вы и предполагали изначально, ну, может быть, просто дрон пропал после вспышки, и мы бы сейчас никуда не летели, а гипотезы так и не стали бы теориями, если бы ваш корабль случайно… Подчеркну, случайно, не по вашей вине, сам не провалился в такую струю ветвления. Не вы первые попадали в такую ситуацию, такое происходило и раньше и на Земле и в других местах, но вы первые вернулись. Я не знаю, расценивать это как везение, или как величайшую неудачу.
— А вдруг наша, как вы говорите, «линия развития событий» сейчас стабилизируется и сольется с основной и мы все это просто забудем? – спросил Игорь.