Временное правительство 1917 что сделало
История создания
В конце февраля 1917 года указом императора работа Государственной думы была прекращена. 27 февраля появился Временный комитет, руководил которым октябрист Родзянко. Этот орган должен был заняться восстановлением общественного порядка в стране.
Практически комитет не имел полной власти, так как солдаты и рабочие поддерживали Петросовет, а в местных Советах в основном влияние оказывали эсеры и меньшевики. 1 марта состоялось собрание Временного комитета, в котором участвовали представители:
В результате заседания был согласован и утвержден первый состав Временного правительства 1917, которое возглавлял князь Г. Е. Львов. Контроль за функционированием этого органа осуществляли Советы, пользовавшиеся огромным влиянием и авторитетом у народа. Цель первого кабинета министров была направлена на создание капиталистической и либеральной России.
В свою очередь, деятельность Петроградского совета была ориентирована на создание прямой революционной власти народных масс. Но советское влияние считалось очень неустойчивым, так как оно напрямую зависело от общественного мнения и перемены настроений на местах.
Кабинет министров
После свержения царя основной политической силой считался Петроградский совет, который сыграл основную роль в создании правительства. После переговоров между Исполкомом Петросовета и Временным комитетом началось формирование первого состава кабинета министров. При этом будущее буржуазное правительство приняло ряд условий совета, ставших частью новой программы. Было образовано 11 министерств:
Кабинет практически полностью повторял устройство правительства при царе. В первый состав в основном вошли представители буржуазного сословия и крупных помещиков.
Члены партии кадетов имели важное значение для создания структуры кабинета и определения политического направления.
Министры работали совместно с буржуазными группами, которые появились во время войны. Управленцы старались сохранить царский государственный аппарат, но в состав организаций все больше входило представителей Советов, профсоюзов и других общественных объединений.
Деятельность руководства страны
3 марта 1917 года вышла декларация руководства страны с первой программой, которая через 3 дня была представлена народным массам. Таблица мероприятий Временного правительства 1917 года описывает основные направления его деятельности.
Область внедрения | Описание |
Демократизация общества | Декларирование демократических прав и свобод. Отмена смертной казни. Освобождение политических заключенных. Предоставление политических прав женщинам. Демократизация армии |
Управление государством и судопроизводство | Отмена монархии, провозглашение республики. Преобразование органов власти, введение комиссаров правительства. Подготовка к выборам в Учредительное собрание. Утверждение закона о местном управлении. Предоставление автономии Финляндии. Формирование независимых судов и судей |
Социально-экономическое законодательство и трудовые отношения | Принятие восьмичасового рабочего дня. Повышение зарплаты на 20—25%. Образование арбитражных судов для решения трудовых споров. Принятие законов о профсоюзах и кооперативах |
Аграрный вопрос | Передача земли в пользование гражданам, которые ее обрабатывают |
Внешняя политика | Доведение войны до победы. Соблюдение всех договоров, подписанных в царское время. Увеличение внешних займов |
Временное правительство произвело арест императорской семьи и доставило ее в Царское Село. В России были отменены все сословия, а население стало гражданами. Были легализованы все социалистические и анархистские партии, ряды которых пополнялись возвращающимися политическими ссыльными.
Из полицейских сформировали милицию, была создана продовольственная комиссия для контроля снабжения населения.
Хронология событий
В период функционирования правительства большевики постоянно старались довести до граждан его негативную политику. Еще в апреле Ленин предложил программу перехода от буржуазно-демократической к социалистической революции и доказал вероятность ее совершения мирным путем. Росло возмущение рабочих и солдат, стали частыми выступления против руководства страны, которые вызвали кризисы Временного правительства 1917 года.
Первый коалиционный состав
Кризис в апреле обусловил возникновение первого коалиционного правительства. Возмущение масс заставило вывести из кабинета Милюкова, Гучкова и назначить шестерых представителей от социалистов. Руководство распределилось следующим образом:
Новый состав практически не изменил буржуазную природу власти, преобразовав только форму действия.
Крупной буржуазии пришлось делить управление страной с представителями мелкой буржуазии и министрами-социалистами. Эсеры и меньшевики, несущие ответственность за деятельность руководства, гарантировали восстановление хозяйства в стране, подготовку аграрной реформы, развитие демократии в армии и т. д.
В декларации, которую приняли министры, кратко отмечалось стремление правительства к достижению скорейшего мира. Но в действительности оно направило на фронт практически неподготовленную армию, которая не хотела воевать. По другим пунктам декларации практически ничего не было сделано, поэтому возмущение масс работой буржуазного руководства проявилось во время демонстрации в июне 1917 года.
Июльский кризис
Причинами возникновения июльского кризиса считаются последние провальные события на фронте и обострение во внутренней политике. В России было ликвидировано двоевластие, и установлена диктатура контрреволюционной буржуазии. В начале июля три министра (Шингарев, Мануйлов и Шаховский) подали в отставку, а чуть позже ушел и председатель правительства Львов.
На его место назначили Керенского, который одновременно оставался военным и морским министром. Эсеры и меньшевики наделили аппарат Керенского неограниченными полномочиями, а Советы отошли от управления страной. В результате стало невозможно осуществить мирный переход власти в их руки, поэтому большевики спланировали уничтожение буржуазного руководства вооруженным путем.
Министры во главе с Керенским всячески пытались помешать проведению революции. Правительство выпустило постановление об аресте Ленина, было принято решение о роспуске Петроградского гарнизона, который участвовал в июльской демонстрации. В то же время на передовой была введена смертная казнь, и организованы военно-революционные суды.
Образованное в конце июля второе коалиционное правительство полностью перешло к открытой военной диктатуре. Руководство передало министру внутренних дел особые права по борьбе с революцией. Главнокомандующий генерал Корнилов требовал от кабинета министров наращивания военной мощи.
Одновременно осуществлялось давление на руководство страны со стороны Великобритании, Франции и США. В конце августа недовольная национальной политикой министров реакционная буржуазия во главе с Корниловым начала мятеж, который подавили большевики.
Крах правительства
После подавления мятежа в стране наступил самый длительный и сильный кризис в правительстве. Для преодоления этой ситуации в сентябре 1917 года руководство страной перешло к Совету пяти. В орган входили пять министров:
Положительных результатов не удалось достичь, а острый кризис не был ликвидирован. С наступлением осени в России ухудшилось хозяйственное положение, а министры усиленно увеличивали выпуск бумажных денег.
Если весной в обороте насчитывалось 9,9 млрд рублей, то в начале осени эта сумма достигла 15,4 млрд. Общая задолженность России выросла до 50 млрд рублей, что привело власть к острому кризису, из-за чего руководящие партии уже не могли управлять страной.
Назрели все предпосылки социалистической революции, которая была проведена партией большевиков в ночь на 26 октября 1917 года. Все руководство, кроме Керенского (ему удалось бежать), было арестовано, а власть перешла к Советам во главе с Лениным.
Временное правительство в России (1917)
Временное правительство — высший исполнительно-распорядительный орган государственной власти России, действовавший с 15 марта (2 марта по старому стилю) по 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года.
Оно было сформировано после Февральской революции 1917 года и отречения императора Николая II Временным комитетом Государственной думы с согласия лидеров Петроградского совета на период до созыва Учредительного собрания. Выполняло также законодательные функции.
За время работы правительства с марта по ноябрь 1917 года сменилось четыре его состава. В первый состав вошли два октябриста, восемь кадетов и примыкающих к ним, один трудовик, с марта ставший эсером. Возглавлял правительство кадет, князь Георгий Львов. Ведущую роль в нем играли лидер партии кадетов Павел Милюков и лидер октябристов Александр Гучков. 22 марта (9 марта по старому стилю) первым его признало правительство США, 24 марта (11 марта по старому стилю) — Великобритании и Франции.
Временное правительство в своей программе, изложенной в декларации, опубликованной 16 марта (3 марта по старому стилю), и обращении к гражданам России от 19 марта (6 марта по старому стилю), провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права»; заявило о своем стремлении довести войну «до победного конца» и выполнить все договоры и соглашения, заключенные с союзными державами.
В декларации излагалась программа первоочередных преобразований: амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати и собраний, отмена сословий и ограничений по религиозным и национальным признакам, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления. Фундаментальные вопросы — о политическом строе страны, аграрной реформе, самоопределении народов — предполагалось решить уже после созыва Учредительного собрания.
В ходе Февральской революции руководство Советов рабочих и солдатских депутатов согласилось передать власть Временному правительству, но на практике в стране сразу сложилась ситуация двоевластия, причем реальная власть постепенно переходила в руки Советов. Без поддержки Советов Временное правительство не могло существовать и действовать первые четыре месяца.
Внутренние противоречия, недовольство населения политикой Временного правительства обусловили правительственные кризисы. Апрельский кризис привел к созданию 18 мая (5 мая по старому стилю) первого коалиционного правительства. Из состава Временного правительства вышли Милюков и Гучков, а в него, по соглашению с исполкомом Петроградского совета, были включены шесть министров-социалистов.
Председателем правительства вновь стал Георгий Львов.
Новое правительство не смогло эффективно бороться с разрухой и голодом, ограничившись бюрократическими мерами регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Затеянное им наступление на Юго-Западном фронте провалилось. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в стране, разногласия среди министров по вопросу отношения к украинской Центральной раде, неудачная попытка большевиков перехватить власть вызвали в июле новый правительственный кризис, который привел к ликвидации двоевластия в стране. Из состава Временного правительства вышли три министра-кадета. Вслед за ними ушел в отставку глава Временного правительства — князь Львов.
6 августа (24 июля по старому стилю) было сформировано второе коалиционное правительство. В его состав вошли семь кадетов и примыкающих, пять эсеров и народных социалистов, три меньшевика. Председателем правительства стал эсер Александр Керенский.
Следующий правительственный кризис был спровоцирован лидером правых контрреволюционных сил, верховным главнокомандующим генералом Лавром Корниловым, который 16 августа (3 августа по старому стилю) выступил против Временного правительства, двинув войска на Петроград (ныне Санкт-Петербург). Попытка переворота, предпринятая им, оказалась неудачной. Мятеж был подавлен. Новый правительственный кризис стал самым острым и продолжительным. В поисках выхода было решено 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1917 года временно передать власть Совету пяти (Директории), который возглавил Керенский, принявший одновременно на себя и пост главнокомандующего.
Переговоры о создании нового правительства затянулись до 8 октября (25 сентября по старому стилю), когда удалось составить третье и последнее коалиционное правительство. В его состав вошли шесть кадетов и примыкающих, два эсера, четыре меньшевика и шесть беспартийных. Возглавил правительство Керенский, оставшийся за собой пост верховного главнокомандующего.
Находясь в перманентном кризисе, Временное правительство опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. Принятые законы в области государственного строительства задерживались в исполнении. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к Октябрьской революции. В ходе вооруженного восстания в ночь с 7 на 8 ноября (с 25 на 26 октября по старому стилю) 1917 года Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце. Лишь Керенскому удалось бежать из столицы.
За весь период существования Временного правительства в его состав входили 39 человек. Их пребывание на министерских постах было кратковременным, 23 человека исполняли свои обязанности не более двух месяцев. 16 министров Временного правительства ранее были депутатами Государственной думы разных созывов. 31 человек имел высшее образование, из них 24 окончили университеты. Двое имели два высших образования.
Большинство министров были юристами — 11 человек, врачей, экономистов и инженеров — по четыре, военных — трое, пять человек окончили историко-филологический факультет. По сословной принадлежности: 21 человек имел дворянское происхождение, в том числе трое имели титул князя; двое были выходцами из крестьян.
После Октябрьской революции 16 бывших министров в той или иной форме сотрудничали с Советской властью, 23 человека эмигрировали и первоначально вели антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Временное правительство
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший орган власти и управления в России со 2.3 по 25.10.1917. Сформировано в дни Февральской революции 1917 в ходе переговоров Временного комитета Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Свои законодательные и административные функции В. п. наследовало от отрекшегося императора, царского Совета министров, от Государственного совета и Государственной думы, заседания которых были приостановлены указом Николая II 25.2.1917. До 10 марта в целях «преемственности власти» В. п. именовалось Советом министров.
Идея создания правительства «общественного доверия» или «национальной обороны» восходит к середине 1915, когда под впечатлением от поражений русской армии на фронте в Государственной думе и Государственном совете оформился оппозиционный царскому режиму т. н. Прогрессивный блок. Только в августе 1915 было составлено 6 списков кандидатов в это правительство, в 4 из которых его главой значился известный земский деятель, близкий к кадетам князь Г. Е. Львов. Предполагалось, что это правительство будет действовать в императорской, а не в революционной России. Как признавался после революции член Временного комитета Государственной думы В. В. Шульгин: «Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать…Мы способны были, в крайнем случае, безболезненно, пересесть с депутатских кресел на министерские скамьи… под условием, чтобы императорский караул охранял нас… Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала – у нас кружилась голова и немело сердце». Революция застала оппозицию врасплох. У нее не оказалось ни конкретных планов первоочередных мер во внутренней политике, ни кадров для занятия многочисленных должностей после отстранения царской администрации.
Временное правительство 1-го состава. Плакат 1917 г.
В первый состав В. п. вошли преимущественно либеральные деятели из состава Государственной думы. Возглавил В. п. председатель Главного комитета Земского союза и сопредседатель Земгора Львов; он же был министром внутренних дел. Министром иностранных дел стал лидер партии кадетов П. Н. Милюков, военным и морским министром лидер октябристов А. И. Гучков, министром земледелия – А. И. Шингарев, торговли и промышленности – А. И. Коновалов, финансов – М. И. Терещенко, путей сообщения – Н. В. Некрасов, юстиции – А. Ф. Керенский, народного просвещения – А. А. Мануйлов. Кроме них в заседаниях В. п. принимали участие государственный контролер И. В. Годнев и обер-прокурор Святейшего Синода В. Н. Львов. Управляющим делами был назначен видный деятель партии кадетов В. Д. Набоков. Протоколов или стенограмм заседаний не велось, чтобы не фиксировать разногласия и особые мнения. В этом Набоков видел «стремление избегнуть всего того, что могло нарушить единство правительства и ответственность его в целом за каждое принятое решение». Законодательные акты В. п. издавало в виде постановлений. Подзаконные акты вводились указами В. п. Все подлежавшие рассмотрению В.п. вопросы «вносились в письменной форме с проектом постановления». Заседания правительства были открытыми, закрытыми и совершенно секретными. По словам Набокова, последние «проходили очень оживленно, характеризовались страстными речами, однако никаких записей во время них не велось».
При оглашении состава правительства в Екатерининском зале Таврического дворца на возглас из зала о том, кто выбрал это правительство, Милюков с пафосом ответил: «Нас выбрала революция». Однако Керенский постарался придать В. п. легитимность и 15 марта министры прибыли в Правительствующий Сенат и принесли присягу в присутствии сенаторов 1-го департамента на верность службе.
Различные политические силы оказывали сильное давление на В. п. Левые организации создали параллельные органы власти – Советы (см. Советы рабочих и солдатских депутатов). 9 марта военный и морской министр Гучков писал начальнику штаба верховного главнокомандующего М. В. Алексееву: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который располагает важнейшими элементами реальной власти, т. к. войска, железные дороги, почта и телеграф в его руках. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета». В стране возникло двоевластие.
В первой декларации о своих целях и задачах, согласованной с Исполкомом Петросовета, В. п. провозгласило ряд демократических свобод и начало подготовки к созыву Учредительного собрания, осуществило широкую политическую амнистию, отменило смертную казнь, ссылки и поселения (см. также Законодательство, Судебная система), заменило полицию народной милицией. Были ликвидированы комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения. Была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. В. п. сохранило в силе большинство статей Свода законов Российской империи. Были отстранены от должностей генерал-губернаторы, губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники, полицмейстеры, становые приставы, урядники, земские начальники. Упраздненные должности заменялись губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратами. Повсеместно вводились волостные земские собрания и управы. Уездные земские учреждения избирались на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. В городах с населением свыше 150 тыс. чел. Учреждались районные органы самоуправления. В. п. объявило государственной собственностью удельные и кабинетские земли. Для подготовки проекта земельной реформы были созданы Главный земельный комитет, губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Для ограничения потребления дефицитного хлеба В. п. ввело государственную хлебную монополию и карточную систему снабжения населения. Однако оно отложило до Учредительного собрания решение земельного и рабочего вопросов, продолжило прежнюю внешнюю политику, что сделало позицию власти удобной для критики со стороны леворадикальной оппозиции. Правительство легализовало союзы предпринимателей и профсоюзы, санкционировало возникшие явочным порядком фабрично-заводские комитеты. По настоянию социалистов в экономике был взят курс на усиление государственного регулирования.
В. п. изначально не доверяло большинство рабочих, от него постепенно стало отворачиваться крестьянство, а к концу лета – значительная часть интеллигенции. Проанализировав его первый состав, бывший главноуправляющий землеустройства и земледелия А. В. Кривошеин, один из ближайших соратников П. А. Столыпина, отметил: «Это правительство имеет один серьезный… очень серьезный недостаток… Оно слишком правое… Да, правое. Месяца два тому назад оно удовлетворило бы всех. Оно спасло бы положение. Теперь же оно слишком умеренно. Это его слабость. А сейчас нужна сила… И этим, господа, вы губите не только ваше детище – революцию, но и наше общее отечество – Россию».
Действительно, уже два месяца спустя разразился правительственный кризис. Он был вызван нотой Милюкова 18.4.1917, направленной союзным державам, в котором говорилось о стремлении России «довести мировую войну до решительной победы». Нота спровоцировала массовые антиправительственные волнения. Выход из возникшего кризиса был найден на пути создания коалиционного правительства с участием министров-социалистов и образования новых министерств. Министерство труда возглавил М. И. Скобелев, продовольствия – А. В. Пешехонов, почт и телеграфов – И. Г. Церетели. Министром земледелия стал лидер партии эсеров В. М. Чернов. Гучков и Милюков покинули свои посты. На должность военного и морского министра переместился Керенский. Его на посту министра юстиции сменил П. Н. Переверзев. Министром иностранных дел стал беспартийный Терещенко, а Министерство государственного призрения возглавил кадет Д. И. Шаховской. Однако это правительство просуществовало два месяца. В начале июля разразился новый политический кризис. Он был вызван разногласиями в правительстве по поводу законопроекта о запрещении сделок с землей, сроков выборов и созыва Учредительного собрания и обострением конфликта с украинской Центральной радой. Кризис начался 2 июля уходом из правительства кадетов и обострился вследствие массовых антиправительственных демонстраций и стрельбы на улицах Петрограда. 7 июля глава правительства Львов подал в отставку, и В. п. возглавил Керенский. Основные политические партии предоставили Керенскому свободу выбора при формировании нового состава В. п. 24 июля было сформировано новое коалиционное правительство. Заместителем Керенского и министром финансов стал Некрасов, министром путей сообщения – П. П. Юренев, внутренних дел – Н. Д. Авксентьев, торговли и промышленности – С. Н. Прокопович, юстиции – А. С. Зарудный, просвещения – С. Ф. Ольденбург, почт и телеграфов – А. М. Никитин, государственного призрения – И. Н. Ефремов. Государственным контролером стал Ф. Ф.Кокошкин, а обер-прокурором Святейшего Синода – А. В. Карташев. Остальные министры сохранили свои посты.
В целях «единения государственной власти со всеми организованными силами страны» В.п. организовало в Москве Государственное совещание. Однако большинство ораторов призывали власть силой установить в стране порядок, пресечь анархию, вмешательство неправительственных организаций в государственную и хозяйственную жизнь. Фактически на этом мероприятии произошла консолидация правых сил страны. 25 августа вспыхнул мятеж корниловский. После начала движения войск на Петроград Керенский объявил генерала Л. Г. Корнилова мятежником и обратился к революционной демократии с призывом спасти революцию. Борьба с мятежниками значительно усилила Советы и ослабила В. п. Министры-кадеты вышли из состава правительства. Более трех недель высшая власть в стране осуществляла Директория во главе с Керенским. 1 сентября она провозгласила Россию республикой.
25.9.1917 в условиях усиления социально-экономических противоречий, всеобщей забастовки железнодорожников было сформировано третье коалиционное правительство в составе: председатель – Керенский, министр торговли и промышленности – Коновалов, внутренних дел – Никитин (он же сохранил пост министра почт и телеграфов), иностранных дел – Терещенко, военный – А. И. Верховский, морской – Д. Н. Вердеревский, путей сообщения – А. В. Ливеровский, продовольствия – Прокопович, земледелия – С. Л. Маслов, финансов – М. В. Бернацкий, труда – К. А. Гвоздев, просвещения – С. С. Салазкин, призрения – Н. М. Кишкин, юстиции – П. Н. Малянтович, исповеданий (он же обер-прокурор Синода) – Карташев. Государственным контролером стал С. А. Смирнов. В состав В. п. входил также председатель Экономического совета С. Н. Третьяков.
Всего во всех составах В. п. участвовало 39 чел. Распределение министерских портфелей по принципу партийности было следующим: 12кадетов и 2 к ним примыкавших, 2 октябриста, 2 прогрессиста, 2 радикал-демократа, 2 народных социалиста, 1 трудовик, 5 эсеров, 5 меньшевиков и 6 беспартийных специалистов. Если в первом составе правительства беспартийных специалистов не было вовсе, то в последнем их было уже 6. С учетом значимости занимаемых министерских постов можно говорить о преобладании в нем либерально мыслящих деятелей, что в целом отражалось на всем курсе внутренней и внешней политики.
Пребывание в правительстве почти всех министров было кратковременным. 23 чел. (59 %) исполняли свои обязанности не более двух месяцев. За столь короткий срок пребывания в правительстве они могли решать лишь неотложные текущие дела и никакой серьезной перспективной работы, связанной с проведением каких-либо глубоких реформ, выполнить не могли.
Почти все министры принадлежали к элите дореволюционной России. 16 чел. (т. е. 42 %) прошло школу российского парламентаризма (Годнев, Гучков, Ефремов, Керенский, Кокошкин и др.). 4 министра ранее были руководителями фракций в Государственной думе (Ефремов, Керенский, Милюков, Церетели). Годнев, Львов и Шингарев были председателями думских комиссий. 18 чел. избирались гласными земств и городских дум. 31 чел. имели высшее образование, из них 24 – окончили университеты. Двое – Салазкин и Шингарев – имели два высших образования, окончив физико-математические и медицинские факультеты. Среди членов правительства были академик (Ольденбург), три профессора (Мануйлов, Некрасов, Салазкин), пять приват-доцентов (Бернацкий, Годнев, Карташев, Кокошкин, Милюков). И. В. Годнев и С. С. Салазкин имели степень доктора медицины, Мануйлов – доктора политэкономии, Авксентьев получил степень доктора философии в Германии.
Большинство из членов Временного правительства находились в конфликте с самодержавной властью. 10 чел. (Авксентьев, Гвоздев, Маслов, Милюков, Никитин, Прокопович, Салазкин, Скобелев, Церетели, Чернов) испытали тюремное заключение и ссылки, 6 чел. исключались из учебных заведений (Авксентьев, Верховский, Маслов, Пешехонов, Церетели, Чернов), 5 чел. лишались права преподавания или были вынуждены оставилть работу в учебных заведениях (Карташев, Кокошкин, Мануйлов, Милюков, Салазкин), трое (Кокошкин, Пешехонов, Родичев) подвергались административным преследованиям.
По сословной принадлежности 21 чел. были дворянами, в т. ч. трое (Г. Е. Львов, Церетели и Шаховской) имели титул князя. Выходцами из крестьян были Гвоздев и Карташев. Средний возраст министров составлял 46 лет. Самыми старшими (61 год) были Годнев и Родичев, самыми молодыми (31 год) – Верховский и Терещенко. По данным отечественных историков, 12 министров входили в состав масонских организаций.
Осенью 1917 в стране резко ухудшились все экономические показатели, на новый уровень вышли социальные противоречия, одним из свидетельств которых стала всеобщая сентябрьская железнодорожная забастовка. Во всех без исключения звеньях государственного аппарата была подорвана сложившаяся веками организация деятельности. Правительство Керенского не смогло установить контроль хотя бы за одной сферой общественной жизни. 4 октября В. п. приняло решение о необходимости скорейшей эвакуации в Москву правительства, высших и центральных учреждений, некоторых предприятий. По мнению ряда исследователей, осенью 1917 Керенский утратил способность к критическому самоанализу и оценке событий.
24–26.10.1917 отряды солдат, матросов и красногвардейцев (см. также Красная гвардия, военно-революционные комитеты) под руководством Петроградского военно-революционного комитета захватили власть и арестовали В. п. После освобождения ряд министров (Гвоздев, Малянтович, Маслов, Никитин, Вердеревский, Салазкин) и несколько товарищей министров проводили подпольные заседания. В воззвании от 17 ноября члены В. п. заявили о сложении своих полномочий и призвали население сплотиться вокруг Учредительного собрания.
Дальнейшая судьба членов В. п. отразила отношение к революции российской интеллигенции. 16 бывших министров в той или иной форме сотрудничала с советской властью, 23 чел. эмигрировали и первоначально вели активную антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды. Контр-адмирал Вердеревский незадолго до своей смерти принял советское гражданство, Пешехонов работал консультантом в торгпредстве СССР в Прибалтике, Третьяков сотрудничал с советской разведкой и был казнен фашистами.
Потенциально министры В. п. были вполне готовы к выполнению своих обязанностей, имея соответствующую профессиональную и политическую подготовку, но деятельность правительства в целом закончилась крахом. Причин этому несколько. Вся социокультурная среда страны не соответствовала либеральному курсу новой власти. Либеральные идеи пришли в Россию с Запада, требовали радикальной ломки сложившейся здесь системы ценностей и шли в противоречие со многими чертами национального характера и историческими традициями. Лидер октябристов Гучков на Государственном совещании в Москве 15 августа сказал: «Целый мир идей и верований отделяет нас, не социалистов, от людей “того берега”. Не столько личные и классовые интересы разделяют нас, а иное понимание структуры человеческого общества и задач государства». Но на выборах в Учредительное собрание свыше 80 % голосов получили социалистические партии, что ясно продемонстрировало господствовавшие в обществе настроения.
Вынужденное разрушить правоохранительную систему, правительство не сумело выстроить новый аналогичный механизм, при посредстве которого оно могло бы проводить в жизнь свои постановления. Пешехонов вспоминал: «До широких масс населения сознание, что государственная власть исчезла, дошло, конечно, не сразу. В деревнях оно дало себя знать только в мае, в глухих же местах и того позже, а на фронте оно обнаружилось с полной наглядностью во второй половине июня. Если какой-нибудь государственный порядок и продолжал еще держаться, то, главным образом, по инерции». К осени ситуация резко изменилась. Газета «Новое время» в канун Октябрьской революции 1917 констатировала: «Не проходит дня, чтобы правительство не объявило ту или другую губернию или какой-нибудь город на военном положении. Постановления об этом выносятся в заседании Временного правительства, спешно сообщаются по телеграфу к месту назначения и… на том все кончается… Морального авторитета оно не имеет, а для физического воздействия у него нет аппарата. Оно не может заставить себе повиноваться. Оно в лучшем случае может вступить в переговоры с теми, кто захочет с ним разговаривать».
В. п. не сумело или не захотело опереться на возникшие повсеместно после Февральской революции т. н. общественные исполнительные комитеты, в состав которых входили делегаты от леворадикальных до буржуазно-помещичьих организаций. На короткое время они стали политической формой широкого народного фронта и отражали общедемократический этап в революции. Именно общественные исполнительные комитеты после свержения самодержавия оказались главными носителями власти на местах. Но В.п. передало местную власть специально созданному институту комиссаров, основной костяк которого формировался за счет цензовых слоев населения. Уже этим актом оно нарушило единство общественных сил, сложившееся в борьбе с монархической властью. В апреле Г. Е. Львов издал циркуляр, в котором прямо говорилось, что губернскому комиссару присваиваются права и обязанности бывших губернаторов. Поскольку новые назначенцы часто не имели необходимого опыта административной работы, в обществе стало складываться впечатление о замене чиновников первого сорта чиновниками второго сорта. Новая власть изначально не вызывала доверия, а социальная дифференциация общества и обострение политической борьбы вели к поляризации сил между левыми и правыми флангами, постепенно усиливая главных оппонентов В. п. – Советы.
Наконец, В. п., находясь в перманентном кризисе, постоянно опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. Даже «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах» было опубликовано лишь 25 сентября. Принятые же законы в области государственного строительства недопустимо задерживались в исполнении. Например, выборы в уездные земские учреждения на основе закона от 21 мая завершились в начале декабря 1917,а открытие новых губернских земских учреждений было намечено лишь на 1.3.1918.
Т. о., государственный строй России представлял осенью 1917 буржуазную республику с очень неустойчивой властью В. п. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к новой революции и переходу власти в руки Советов. Как писал в «Очерках русской смуты» генерал А. И. Деникин, «власть падала из слабых рук Временного правительства и, во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы».
Источники: Журналы заседаний Временного правительства. Март–октябрь 1917 года: В 4 тт. (Архив новейшей истории России. Серия: Публикации). М., 2001–04; Набоков В. Д. Временное правительство: (Воспоминания). М., 1991; Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. М., 1993; Станкевич В. Б. Воспоминания. 1918–1919. Ломоносов Ю. В. Воспоминания о мартовской революции 1917 г.М., 1994; Половцов П. А. Дни Затмения: (Записки главнокомандующего войсками Петроградского военного округа генерала П. А. Половцова в 1917 году). М., 1999; Церетели И. Г. Кризис власти: Воспоминания лидера меньшевиков, депутата II Государственной думы. 1917–1918. М.,2007.
Лит.: Ознобишин Д. В. Временный комитет Государственной думы и Временное правительство // Исторические записки. 1965. №75; Старцев В. И. Революция и власть: Петроградский совет и Временное правительство в марте–апреле 1917 г. М., 1978; Его же. Внутренняя политика Временного правительства. Л., 1980; Его же. Крах керенщины. Л., 1982; Ерошкин Н. П. Власть, свергнутая Октябрем: (Временное правительство как преемник самодержавия) // Исторический опыт Великого Октября. М., 1986. С. 99–114; Рабинович А. Большевики приходят к власти: революция 1917 г. в Петрограде. М., 1989; Измозик В. С. Временное правительство: Люди и судьбы // ВИ. 1994. № 6; Сенцов А. А. Развитие Российского государства после Февральской революции 1917 года. Краснодар, 1994; Герасименко Г. А. Народ и власть. 1917. М., 1995; Иоффе Г. З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995; Сенин А. С. Военное министерство Временного правительства. М., 1995; Белошапка Н. В. Временное правительство в 1917 г.: Механизм формирования и функционирования. М., 1998; Малышева С. Ю. Временное правительство России: Современная отечественная историография. Казань, 2000; Коваленко Н. А. Центральная власть и аппарат управления в России: механизм формирования и функционирования (февраль–октябрь 1917 г.). М., 2000; Сенин А. С. Министерство путей сообщения в 1917 году. 2-е изд. М., 2009; Милюков П. Н. История второй русской революции. СПб., 2014.
Соловьев, К.А. Временное правительство [Текст] / Россия в Первой мировой войне. 1914–1918: Энциклопедия: В 3 тт. / отв. редактор А. К. Сорокин. – М. : Политическая энциклопедия, 2014 — Т. 1 — С. 435-439.