Временная администрация банка что это значит
Прекращена деятельность временной администрации по управлению кредитной организацией АО «КС БАНК»
Банк России 23.11.2021 прекратил деятельность временной администрации 1 по управлению кредитной организацией АО «КС БАНК» (далее — Банк).
Временная администрация установила в деятельности бывшего руководства и собственников Банка признаки действий, направленных на вывод ликвидных активов посредством заключения договоров уступки прав требования, а также сделок по продаже недвижимости за счет кредитных средств Банка.
По выявленным фактам временная администрация направила обращение в правоохранительные органы.
По оценке временной администрации, стоимости имущества (активов) Банка недостаточно для выполнения обязательств перед кредиторами в полном объеме.
Арбитражный суд Республики Мордовия 08.11.2021 признал Банк несостоятельным (банкротом) и открыл в отношении него конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Подробная информация о результатах деятельности временной администрации размещена на сайте Банка России.
Расчеты с кредиторами Банка будут осуществляться в ходе конкурсного производства по мере реализации (взыскания) активов, ответственность за качество которых несут бывшее руководство и собственники Банка.
1 Временная администрация назначена приказом Банка России от 06.08.2021 № ОД-1650 в связи с отзывом у Банка лицензии на осуществление банковских операций.
При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.
Временная администрация банка что это значит
Статья 183.6. Временная администрация финансовой организации
(введена Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)
2. Целями назначения временной администрации являются восстановление платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечение сохранности имущества финансовой организации.
3. Задачами временной администрации являются:
1) применение мер по предупреждению банкротства финансовой организации и (или) контроль за применением таких мер;
2) устранение оснований приостановления или ограничения действия лицензии финансовой организации.
4. Состав временной администрации, порядок и основания изменения ее состава утверждаются контрольным органом в установленном им порядке.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В состав временной администрации входят руководитель временной администрации и ее члены.
6. Руководителем временной администрации утверждается арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным статьей 183.25 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Выбор кандидатуры руководителя временной администрации и ее членов осуществляется контрольным органом в установленном им порядке.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Руководитель временной администрации распределяет обязанности между членами временной администрации. Руководитель временной администрации в течение трех рабочих дней с даты его назначения обязан заключить договор страхования ответственности на условиях, предусмотренных статьей 24.1 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В состав временной администрации вправе входить представители саморегулируемой организации или саморегулируемых организаций, членом которых является финансовая организация, по представлению соответствующей саморегулируемой организации.
7. Членом временной администрации не может быть назначено лицо:
1) имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
2) осуществлявшее функции единоличного исполнительного органа или входившее в состав коллегиального исполнительного органа финансовой организации в момент совершения этой организацией нарушения, за которое у нее были отозваны или аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого отзыва или аннулирования прошло менее чем три года;
3) в отношении которого не истек срок дисквалификации;
4) являющееся заинтересованным лицом по отношению к финансовой организации;
5) являющееся служащим контрольного органа, за исключением случая назначения временной администрации в негосударственный пенсионный фонд, страховую организацию.
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Возмещение расходов временной администрации, связанных с ее деятельностью, в том числе выплата вознаграждения руководителю и членам временной администрации, осуществляется за счет средств финансовой организации. Перечень и предельные размеры таких расходов, в том числе порядок определения размера и порядок выплаты вознаграждения руководителю и членам временной администрации, определяются регулирующим органом.
9. В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации требования о выплате вознаграждения членам временной администрации, а также о возмещении расходов временной администрации удовлетворяются в составе требований кредиторов по текущим платежам третьей очереди в порядке, установленном статьей 134 настоящего Федерального закона.
10. Руководитель временной администрации несет ответственность перед финансовой организацией и ее кредиторами за причинение убытков финансовой организации, ее кредиторам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на временную администрацию обязанностей.
11. Контрольный орган вправе направить в финансовую организацию своих представителей в целях осуществления контроля за деятельностью финансовой организации и временной администрации.
Представители контрольного органа назначаются решением указанного органа из числа его служащих.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Представители контрольного органа имеют право принимать участие в общих собраниях учредителей (участников) финансовой организации и заседаниях иных органов управления финансовой организации без права голоса, знакомиться с протоколами и другими материалами общего собрания учредителей (участников) финансовой организации и заседаний иных органов управления финансовой организации, получать информацию о деятельности временной администрации, знакомиться с любыми документами финансовой организации.
12. Порядок взаимодействия временной администрации, контрольного органа и его представителей при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого контрольным органом и его представителями, устанавливаются контрольным органом.
(п. 12 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
Раздвоение АСВ: почему оно не стало оспаривать сделку с самим собой
В середине 2010-х, в самый разгар масштабной «зачистки» банковского сектора, Центробанк обратил внимание на «Пробизнесбанк». К середине 2015-го проблемы в этой организации, которая тогда входила в топ-50 крупнейших банков, стали очевидными для регулятора. 30 июля ЦБ запретил «Пробизнесбанку» принимать новые вклады от населения, а также работать с ценными бумагами.
А за полгода до этого, в феврале 2015 года, государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» открыла вклад в «Пробизнесбанке» на 500 млн руб. под 20% годовых. Срок депозита истекал ровно через полгода, 5 августа, и в этот день «Пробизнесбанк» вернул вкладчику всю сумму.
После этого события стали развиваться стремительно. 7 августа ЦБ ввел в «Пробизнесбанке» временную администрацию, которая состояла исключительно из сотрудников АСВ. А 12 августа 2015-го у банка отобрали лицензию. Вскоре началась процедура несостоятельности, где на АСВ возложили обязанности конкурсного управляющего «Пробизнесбанка» (дело № А40-154909/2015).
Агентство начало оспаривать различные сделки должника, совершенные незадолго до банкротства, но только не выдачу вклада самому себе.
Независимые кредиторы против АСВ
О том, что у АСВ был вклад в «Пробизнесбанке», группа из 305 независимых кредиторов узнала лишь через несколько лет после начала процедуры несостоятельности, изучив выписки со счета банка.
Они решили оспорить бездействие Агентства, которое не оспорило сделку по выдаче вклада самому себе. Вместе с этим заявители потребовали возместить 681,18 млн руб. убытков, причиненных конкурсной массе. Один из миноритарных кредиторов, АО «Судостроительный завод «Волга», также попросил предоставить ему право обратиться в суд с заявлением о признании сделки по выдаче вкладов недействительной.
АСГМ, рассмотревший спор в октябре 2020-го, не нашел в деле подтверждений тому, что АСВ хотело причинить вред кредиторам. Организация стала исполнять обязанности временной администрации уже после возврата вклада, а значит, не знала о проблемах в банке. Факт выдачи предписания за неделю до назначения новой администрации еще не указывает на «признаки объективного банкротства», отметила судья Ирина Белова.
9-й ААС, а затем и Арбитражный суд Московского округа, подтвердили выводы первой инстанции. После этого независимые кредиторы обратились в Верховный суд. В своей жалобе они заявили, что АСВ должно было достоверно знать о трудностях банка, когда забирало свои деньги. Ведь сотрудники Центробанка, который принимают решение об отзыве лицензии по итогам долгой процедуры наблюдения, участвуют в управлении Агентством.
Когда АСВ забирало вклад, ЦБ уже выдал кредитной организации предписание о запрете привлекать вклады населения. Временная администрация не назначалась именно до дня возврата вклада агентству, уверены кредиторы. Они также обращают внимание, что АСВ оспорило аналогичные сделки других клиентов по возвратам вкладов, но не стало оспаривать свою.
Также кредиторы утверждают, что Агентство не получило проценты по своему вкладу вопреки договору, что косвенно подтверждает «спешку» вкладчика, осведомленного о бедственном положении банка.
Аффилированные законом
На заседании экономколлегии 25 ноября представитель кредитора — «Судостроительного завода «Волга» — Дарья Ратанина напомнила, что отзыв лицензии у банка — это кардинальная мера, которой предшествует не меньше года наблюдения со стороны регулятора. Это значит, что ЦБ следил за «Пробизнесбанком» как минимум с августа 2014 года, а первые признаки недостаточности резервов были установлены еще в декабре-январе, уверена юрист.
«С учетом безусловной аффилированности АСВ и ЦБ, мы считаем, что корпорация не могла не знать о наличии признаков неплатежеспособности и скором отзыве лицензии. Они знали об этом еще когда вносили вклад, не говоря уже о моменте, когда они его забирали», — заявила Ратанина.
Аффилированность АСВ с Центробанком прямо следует из законов, в том числе закона «О страховании вкладов», продолжила Юлия Теселкина, юрист общества «Вэй М». «АСВ, будучи страхователем вкладов, не мог не следить и не знать о плачевном состоянии «Пробизнесбанка». Профессионально они могли оценить, что все идет к банкротству», — уверен представитель группы кредиторов Нерсес Григорян.
«АСВ, оспаривая сделки с независимыми кредиторами, указывали, что они, как субъекты предпринимательской деятельности, должны были осознавать риски отзыва лицензии у банка», — заявил Григорян.
Неожиданное предложение
По словам Никоновой, АСВ получило предложение стать временной администрацией не заранее, а всего за день до назначения — 6 августа.
«Мы действовали максимально добросовестно, не стали ждать 10 дней, чтобы отправить согласие на это предложение. Все в интересах кредиторов», — заявила представитель АСВ.
Представитель кредитора Ратанина напомнила, что, будучи вкладчиком, АСВ не вправе был входить в состав временной администрации банка. Поэтому администрацию якобы «сформировали всего за один день». Она усомнилась в том, что сотрудники АСВ не предполагали отзыва лицензии с учетом таких сжатых сроков. «Мы считаем, что эти доводы хронологически и нормативно несостоятельны», — подчеркнула юрист.
А Никонова из АСВ раскритиковала довод заявителей жалобы, которые пытаются подтвердить связь АСВ и ЦБ законами. Ведь когда речь идет о банкротстве кредитных организаций, нужно руководствоваться одним законом «О банкротстве».
«Мы могли бы оспорить сделку»
Представитель АСВ также подчеркнула, что «Пробизнесбанк» должен был вернуть вклад 5 августа согласно договору, а не потому, что АСВ поспешило забрать его. Поэтому несостоятельно и указание независимых кредиторов, что другие похожие сделки были оспорены, уверена Никонова. Другие сделки были оспорены по другим основаниям: либо из-за осведомленности о финансовых трудностях, либо из-за досрочного снятия вклада, заверила юрист.
Еще Никонова обвинила кредиторов в том, что они предоставили в качестве доказательства не всю выписку по корсчету банка, а лишь ее часть. Тем самым они «сознательно» хотели ввести суд в заблуждение относительно того, что проценты по вкладу не были выплачены, хотя на самом деле АСВ их получило, считает юрист.
— А вы могли вообще оспорить [эту сделку], гипотетически? — спросила председательствующая в процессе судья Ирина Букина.
— Гипотетически, если бы были основания, мы могли ее оспорить.
— То есть сами с собой спорили бы?
— У нас раздельные счета в агентстве. Мы выполняем функции конкурсного управляющего, представляем разные банки. И можем, например, оспаривать сделки, совершенные между двумя банками.
От АСВ назначается конкретное должностное лицо, которое курирует конкретное банкротство, подчеркнула Ратанина. Так что это был бы спор между лицом, уполномоченным действовать в интересах кредиторов банка, против АСВ как независимого участника гражданского оборота, поэтому такое оспаривание возможно, уверена юрист.
«Ничто не мешало АСВ добровольно вернуть вклад и потом претендовать на деньги наравне с другими кредиторами».
Галина Кирейкова поинтересовалась, знал ли Центробанк, что у АСВ есть вклад в «Пробизнесбанке». «Не могу сказать за ЦБ», — коротко ответила Никонова. Вклад отражался на счетах «Пробизнесбанка», поэтому ЦБ должен был о нем знать, заявил Григорян. В принципе, ухудшение финансового состояния АСВ не очень выгодно Центробанку: ведь этими деньгами потом расплачиваются с вкладчиками других банков, подчеркнул он.
Не набралось 10%
Судьи ВС также поинтересовались, почему кредиторам понадобилась такая странная структура иска: с требованиями и о признании незаконным бездействия АСВ, и о взыскании с госкорпорации убытков, и о предоставлении возможности оспорить сделку.
Ответила Ратанина. По правилам закона «О банкротстве», право на оспаривание сделок есть у кредиторов, чья сумма требований составляет не меньше 10% от размера реестра. «Мы столкнулись с тем, что в силу длительности процедуры мы теряем кредиторов. Они либо ликвидируются, либо теряют интерес», — объяснила Ратанина.
Комитет кредиторов полностью состоит из аффилированных с «Пробизнесбанком» лиц, подчеркнул Григорян. Помимо этого, их действия во многом согласованы с АСВ. При этом фактической аффилированности нет, объяснил юрист. «Поэтому мы решили идти «классическим» путем и не рисковать», — заключил представитель независимых кредиторов.
«Мы просим по-максимуму, чтобы получить хотя бы что-то».
Заслушав доводы сторон, судьи приняли решения отменить все акты нижестоящих судов по этому спору и направить его на новое рассмотрение в АСГМ. Мотивировочную часть определения опубликуют в ближайшее время, и из нее станет понятно, на какие именно ошибки трех инстанций обратила внимание экономколлегия.
Временная администрация банка что это значит
Статья 189.27. Срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией
1. Временная администрация по управлению кредитной организацией назначается Банком России на срок не более шести месяцев. Срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией может продлеваться Банком России на срок до шести месяцев. Общий срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией не может превышать восемнадцать месяцев.
(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если к моменту окончания установленного пунктом 1 настоящей статьи срока действия временной администрации по управлению кредитной организацией сохраняются основания для ее назначения, предусмотренные настоящим параграфом, временная администрация по управлению кредитной организацией направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Временная администрация по управлению кредитной организацией, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свои полномочия в кредитной организации, предусмотренные настоящим параграфом, со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.
Финансовая сфера
Время банкротств
Сегодня прослеживается стойкая тенденция к укрупнению банковской системы России.
По прогнозам многих экспертов, участь средних и мелких кредитных организаций предрешена и скоро на плаву останутся лишь несколько десятков «китов». Поэтому юридическим лицам и частным вкладчикам, которые связаны договорами с банками, лучше заранее получить представление о том, как проходит процедура банкротства банков, куда следует обращаться и какие документы представлять в этом случае.
Временная администрация — еще один шанс или агония банка?
Когда Банк России выявляет те или иные проблемы у кредитной организации, он выносит предписания об устранении недостатков. Если принятые меры не принесут ожидаемого положительного результата, либо предписания останутся невыполненными, Банк России может ввести в кредитную организацию временную администрацию и дополнительно отозвать банковскую лицензию.
Как показывает практика, если временная администрация приходит в банк сразу после отзыва лицензии, то кредиторам коммерческого банка следует иметь в виду, что в 99% случаев банк отделяет от банкротства всего полшага. Есть и еще некоторые «приметы». Например, если временная администрация вводится до отзыва банковской лицензии, то по этому признаку можно судить хотя бы о том, что у кредитной организации (КО) все-таки есть шанс выбраться из кризиса и что представители ЦБ РФ будут принимать необходимые меры к спасению банка. В тех же случаях, когда временная администрация вводится после отзыва лицензии, главная задача представителей ЦБ РФ совершенно противоположная: довести КО с минимальными потерями до банкротства или ликвидации, собрать и подготовить документы для суда, а после передать дела арбитражному управляющему или ликвидационной комиссии. Через некоторое время после отзыва лицензии и ввода временной администрации Банк России, руководствуясь требованиями закона, обращается в суд, а тот в свою очередь либо обязывает КО назначить для расчета с кредиторами ликвидатора, либо, если средств для выплат не хватает, объявляет КО банкротом и назначает конкурсного управляющего.
Клиентам проблемного банка следует знать, что главная функция временной администрации заключается в защите имущественных прав кредиторов, особенно когда создается реальная угроза их интересам. Представители временной администрации изучают изнутри состояние банка, наблюдают за тем, как реализуются согласованные с ЦБ РФ планы по выводу из кризиса, принимают меры к сохранности имущества и денежных средств клиентов и самого банка, проводят экспертизу правоустанавливающих документов, а затем, в большинстве случаев, передают дела конкурсному управляющему. А если собственники и менеджмент КО заранее подготовились к банкротству, что случается очень часто, то представители временной администрации пытаются сохранить деньги и имущество, которые еще не успели растащить собственники и менеджеры в преддверии банкротства, выявляют подозрительные сделки, заключенные ранее руководством КО, ищут следы незаконно выведенного имущества и украденных денег.
Правда, на практике не всегда временная администрация может своевременно приступить к работе. Недавно вся страна гадала, когда же сотрудники Центробанка попадут в Содбизнесбанк. А бывали случаи, когда представители временной администрации, придя утром в банк, у которого накануне была отозвана лицензия, обнаруживали, что за ночь вход в его офис был заложен кирпичной кладкой. Но даже если прямого противодействия со стороны собственников и управленцев банка не оказывается, то почти всегда они отказываются помогать работе временной администрации и дают соответствующие указания служащим КО.
Нередко за спиной представителей Банка России руководство и учредители проблемной КО совершают сделки по выводу активов, выдают доверенным лицам векселя и производят по ним оплату, подписывают договоры купли-продажи, мены, поручительства, оформляя при этом документы задним числом, осуществляют перевод денежных средств по поддельным документам.
Двоевластие или битва за печать
Когда руководство банка не реагирует на предписания ЦБ РФ об устранении недостатков или ограничивается полумерами, расчет строится на том, что Центробанк вынесет «1001 китайское предупреждение», прежде чем исполнит свои угрозы и отзовет лицензию. Но при этом менеджмент и учредители КО осознают, что с учетом прошлых «темных» дел рано или поздно Банк России «лавочку закроет». Поэтому первые лица банка стремятся потянуть время, чтобы выжать из него максимум личной выгоды.
И если однажды руководству банка объявляют, что ему необходимо передать все или часть своих полномочий временной администрации, то сразу же возникает множество конфликтных ситуаций и споров. По закону председатель правления банка, у которого отозвана лицензия, сразу же обязан сдать лицензию и печать банка, а также выделить отдельное помещение для работы членов временной администрации и обеспечить их всем необходимым для нормальной работы. Но практика нескольких лет свидетельствует, что руководство проблемной КО почти всегда открыто или исподволь вставляет палки в колеса служащим ЦБ.
Пример. У банка «К» была отозвана лицензия на право осуществления банковских операций. На следующий день назначенная в банк временная администрация попыталась приступить к своим обязанностям. Но войти в главный офис этого банка, даже для того, чтобы ознакомить председателя правления банка с приказом об отзыве лицензии и вводе временной администрации, представителям Банка России не удалось — их просто не пускали в офис КО. Охранник банка, который то и дело пропускал в здание других людей, заявил, что банк закрыт и временно не работает. Вызвать кого-либо из представителей руководства или хотя бы начальника собственной службы безопасности банка он отказался. То же самое повторялось несколько дней подряд, менялись лишь охранники у дверей. Но однажды свершилось чудо: временная администрация все-таки была допущена «на объект» и приступила к работе. О том, зачем руководство КО пыталось выгадать время и что творилось в банке эти несколько дней, остается только догадываться. На все претензии представителей ЦБ РФ менеджеры КО реагировали спокойно и валили вину на недалеких охранников, которые не смогли разобраться, кто и зачем пришел. И даже пообещали объявить им выговоры.
К сожалению, этот случай является типичным. Совершенно очевидно, что за те несколько дней, пока временная администрация безуспешно штурмует офис КО, в нем день и ночь идет лихорадочная работа по подчистке архивов и уничтожению электронных баз данных, изъятию важных документов, выводу активов и накоплению пассивов, фальсификации важных бумаг и пр.
Об ответственности руководства
Совершая действия по выводу активов проблемного банка, его собственники и менеджеры сильно рискуют, особенно если это происходит после отзыва лицензии и назначения временной администрации. Руководителям банка все-таки лучше проявить благоразумие и воздержаться от необдуманных поступков. Тогда они смогут избежать ответственности, в том числе и уголовной. Им не следует забывать, что статьи Уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за совершение экономических преступлений, являются рабочими, о чем свидетельствует и судебная практика по уголовным делам.
Пример. У банка «Н» была отозвана лицензия на право осуществления банковских операций и введена временная администрация. Она обнаружила, что по нескольким договорам банком были выданы кредиты на крупные суммы. Судя по дате, договоры были заключены незадолго до отзыва у банка лицензии. Кроме того, на этих соглашениях отсутствовала подпись председателя правления банка. Все материалы, собранные по данным фактам, были направлены для проверки в прокуратуру, которая чуть позднее возбудила уголовное дело и приступила к расследованию по нему. Виновные были установлены и привлечены к ответственности.
Если документы, связанные с исполнением соглашения, целью которого является вывод активов КО, составлены и оформлены правильно и на них стоят соответствующие даты, признать сделку недействительной сложно даже через суд. Ведь там необходимо доказать, что сделка была оформлена и совершена после того, как органы управления банком были ограничены в правах или отстранены от дел. Или же что сделка была заведомо убыточной для банка и что руководство банка об этом знало при заключении сделки. Если по таким договорам у представителей временной администрации или арбитражного управляющего и возникают вопросы, то менеджеры КО охотно берут вину на себя, посыпают голову пеплом и говорят, что убытки — плод коммерческой неудачи. Но случается, что представители КО ведут себя менее осмотрительно и допускают небрежность при подготовке документов. Тогда авантюры вскрываются и махинаторы уже рискуют не только своим добрым именем и деловой репутацией, но и собственной свободой. Наиболее часто досадные (для преступников) ошибки допускаются из-за того, что значительная доля липовых сделок и незаконных переводов совершается в спешке (пока не отобрали бланки и печать). Но даже присутствие в банке временной администрации не останавливает представителей КО от опрометчивых решений. Например, они, хотя и не отстранены от ведения дел, а только лишь ограничены в правах, совершают сделки, «забывая» получить на это согласие временной администрации. К чему это может привести, мы увидим на примере.
Пример. У банка «К» была отозвана лицензия на право осуществления банковских операций. В ходе передачи дел конкурсному управляющему было выяснено, что прежнее руководство кредитной организации в обход временной администрации, не получив разрешения, провела сделку. В итоге по заявлению конкурсного управляющего было возбуждено уголовное дело в отношении прежнего председателя правления.
Обязательства банка после отзыва лицензии
После отзыва лицензии сроки исполнения обязательств банка считаются наступившими. При этом все денежные обязательства банка учитываются в валюте Российской Федерации на дату отзыва лицензии на осуществление банковских операций. С этого момента прекращается начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пени) и наложение иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации. Важным последствием отзыва лицензии является и приостановление действия исполнительных документов, выданных на основании судебных решений по имущественным взысканиям, вступивших в законную силу до момента отзыва у КО лицензии. Но из этого правила есть исключения. Это требование не относится к исполнительным документам, которые были выданы на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и возмещении морального вреда. Взыскание по ним не может приостанавливаться.
После отзыва лицензии КО до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или до назначения арбитражным судом конкурсного управляющего банку запрещается заключать многие виды сделок и исполнять свои обязательства по ранее заключенным договорам. Исключение составляют сделки, связанные с оплатой текущих коммунальных и эксплуатационных платежей, выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту). Но даже эти расходы должны быть согласованы с Банком России либо с его уполномоченным представителем (если такой будет назначен) и не могут выходить за рамки сметы.
Кроме того, банк не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением имущества должника, либо те, которые влекут передачу его имущества в пользование третьим лицам. Впрочем, эти требования руководством проблемных банков часто игнорируются, и на практике даже после прихода временной администрации оформляются сделки, по которым имущество банка должно перекочевать в подконтрольные структуры и к доверенным лицам.
Что делать клиентам?
Для банка средства клиентов являются заемными, но возвратить их в полном объеме не всегда удается, несмотря на все старания представителей временной администрации. Но надежда, как известно, умирает последней, и даже если вы окажетесь в конце очереди кредиторов, все равно лучше с самого начала занять активную позицию и обратиться с заявлением о возврате денежных средств к тем лицам, которые после отзыва у банка лицензии теперь руководят его деятельностью. В дальнейшем суд должен подтвердить ваши требования. Так кредиторы смогут официально установить задолженность банка перед ними.
Те кредиторы, которые до объявления о несостоятельности банка пытались взыскать с него долг в порядке исполнительного производства, но не успели, должны иметь в виду, что теперь сняты ранее наложенные судами и судебными приставами аресты на имущество должника. Кроме того, не действуют более и иные ограничения по распоряжению имуществом должника, а все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства. Поэтому им тоже надлежит обратиться во временную администрацию либо к арбитражному управляющему, чтобы их требование было включено в реестр требований кредиторов. При этом основным документом будет являться судебное решение о взыскании долга.
Проблемные банки обращаются в суды…
После отзыва лицензии очень часто коммерческие банки начинают борьбу за выживание и всеми возможными способами пытаются вернуть лицензию. В большинстве случаев они обращаются в судебные органы.
Иногда КО удается добиться своего, и приказ Банка России об отзыве лицензии признается судом недействительным. В этом случае Банк России обязывают вернуть КО лицензию. В отдельных случаях Банк России пропускает установленные сроки для обращения в суд (например, Банк России в течение всего лишь пяти дней со дня опубликования решения об отзыве у КО лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России» обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании КО банкротом), что служит прекрасным поводом для обжалования.
Поэтому, если приказ об отзыве лицензии все-таки будет отменен, кредиторы должны знать, что этот факт вовсе не свидетельствует о том, что у банка на самом деле нет проблем, несмотря на уверения его руководства. Ведь, получив обратно лицензию, представители банков готовы на любую ложь, лишь бы избежать массового оттока клиентов, поскольку в этом случае процесс может принять необратимый характер и КО признают банкротом намного раньше, чем это запланировано ее руководством. Тогда и рождаются истории о кознях конкурентов, о необоснованных придирках представителей ЦБ РФ и пр.
Иногда можно наблюдать ситуацию, когда учредителям банка не дает покоя пример птицы Феникс и они пытаются возродить банк даже после того, как его признают несостоятельным. Адвокаты всеми правдами и неправдами добиваются отмены решения о признании КО банкротом, цепляясь даже за незначительные ошибки и нарушения, допущенные при подготовке документов и при рассмотрении дела о банкротстве. А позднее отвоевывают назад лицензию. Но все эти усилия собственников и менеджеров по реанимации КО обычно не преследуют благих целей, ведь пациент, т.е. банк, все-таки скорее мертв, чем жив. Такие потуги связаны в основном с тем, чтобы снова на некоторое время получить доступ к оставшимся активам и забрать все то, что еще не успели.