Времена гостомысла что такое
Русский каганат
Как утверждает «Повесть временных лет», первое государство на Руси возникло благодаря призванию варягов. В этом летописном своде рассказывается, что народы чудь, словене, кривичи и весь обратились к иноземцам со словами: — Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». На зов из-за моря откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. А после гибели последних двух правителем остался один Рюрик, став родоначальником знаменитой княжеской династии.
В принципе, с него можно было и начать серию статей о правителях Руси. И всё же возникает вопрос: а кто же правил в этих землях до прихода варягов? Ведь и ранее как-то жили упомянутые чудь, словене, кривичи и весь?
К сожалению, практически никаких документов, рассказывающих о до рюриковых временах, не сохранилось. Единственные источники, на которых учёные строят версии о том, что творилось на Руси до появления варягов, — небольшие отрывки из иноземных трактатов той эпохи, а также устные легенды и предания. Наиболее подробно о событиях тех лет рассказывается в Иоакимовской летописи, опубликованной в XVIII веке российским дворянином, историком, географом и государственным деятелем Василием Никитичем Татищевым, но учёные сомневаются в подлинности этого текста. Татищев утверждал, что скопировал Летопись из случайно попавшего к нему древнерусского свитка, как историк считал, написанного в начале XI века первым новгородским епископом Иоакимом. Но при этом оригинал у Татищева пропал, так что установить, поддельна летопись или нет, практически невозможно. Однако некоторые описанные в Иоакимовской летописи факты подтвердились археологическими раскопками. И теперь даже скептически настроенные к этому тексту историки порой ссылаются на него, хоть и с оговоркой — вероятно». Итак, проанализировав все сохранившиеся — как подлинные, так и сомнительные — исторические источники, учёные пришли к выводу, что до Рюрика на Руси, наверное, всё-таки существовало централизованное государство. Часто его называют Русским каганатом.
От Скифа и Вандала
Если верить Иоакимовской летописи, а также легенде «Сказание о Словене и Русе», это государство основали сыновья князя Скифа. Братья Словен и Рус пришли к озеру Ильмень и выстроили там два города: первый — «град великий — Словенск, впоследствии, как многие считают, ставший Великим Новгородом, второй — город Руса (ныне Старая Русса). От Словена власть перешла к одному из его сыновей — Вандалу. Именно он фактически и создал Русский каганат, — многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив». У Вандала было трое сыновей: Избор. Владимир и Столпосвят, каждому из которых он выстроил по городу. В результате образованное на Ильмене государство разрослось настолько, что в его состав, помимо ильменских словен, входили кривичи, поляне, северяне, вятичи, а также финно-угорские племена (чудь, весь, мерея, мордва, мурома). К IX веку определились три крупных военно-экономических центра, в арабских текстах той эпохи называемые Славия, Куйаба и Арсания. Первые два, вероятнее всего. Новгород и Киев. По поводу местонахождения Арсании мнения историков разделились. Одни считают, что это Рязань, другие — что Ростов, а иные говорят о Смоленске, Суздале или Белоозере и других городах.
Заморские завоеватели
Когда государством правил князь Буревой — сын Владимира и внук Вандала, на богатство подвластных ему земель позарились заморские захватчики-варяги. Князь как мог противостоял вторжению, но был разбит у реки Кумени (ныне Кюмийоки), что на территории современной Финляндии, и с остатком дружины укрылся в городе Бярмы. Варяги обложили покорённые земли суровой данью. Но на помощь отцу пришёл призванный на княжение сын Буревоя Гостомысл. Ему удалось собрать крепкую дружину, изгнать варягов и вновь объединить народы в единое государство. Как утверждает Иоакимовская летопись, Гостомысл заключил с варягами мир, и с тех пор стала тишина по всей земле». Князь оказался не только храбрым и могучим воином, которого побаивались все соседские государства, но и мудрым справедливым правителем, народ любил и уважал Гостомысла. «Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далёких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.
А была ли смута?
Сразу же возникает вопрос: для чего вместо такого замечательного князя людям понадобилось призывать к себе каких-то иноземцев? Дело в том, что у Гостомысла не оказалось наследников. У него было трое сыновей. В честь старшего. Выбора, после разгрома варягов он даже выстроил город, получивший название Выборг. Другой его сын, Словен-младший, отправился в чудские земли и основал там город Словенеск, впоследствии переименованный его сыном Набором в Изборск. Но ни один из троих сыновей, а также внук Избор не дожили до конца правления Гостомысла, чтобы наследовать власть. Судя по «Повести временных лет», это привело к жестокой междоусобной войне. Так и не придя к согласию и желая остановить резню, чудь, словене, кривичи, весь и другие союзные народы решили обратиться за помощью к соседям. Ведь в те времена из чужих земель часто призывали князей с дружинами — для управления и защиты. В результате были призваны варяги.
Но есть и иная версия. Некоторые исследователи считают, что слова обращения к варягам «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», что прямо говорит о междоусобице, были попросту неправильно истолкованы современниками. Например, в летописи по Ипатьевскому списку эта же фраза звучит несколько иначе: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». А в Новгородской летописи говорится: «…А нарядника в ней нет». Скорее всего, имеется в виду должность правителя земель — нарядник. Кстати, и впоследствии для управления новгородскими землями избирались люди, называемые посадниками. Так что никакой междоусобной резни могло и не быть. Вполне вероятно, что всё произошло так, как рассказывается в одной легенде. Однажды не имевшему наследников Гостомыслу приснился вещий сон: будто бы из живота одной из его дочерей. Умилы, выросло огромное дерево, ветвями покрывшее целый город. Волхвы растолковали сон, что именно сыну Умилы суждено принять власть и создать на их земле великое государство. И тогда Гостомысл отправил послов к дочери, которая была замужем за варяжским князем, и объявил о решении передать власть её детям. Когда же Гостомысла не стало, править землями явились его внуки Рюрик. Синеус и Трувор.
Кто такой был Гостомысл, который призвал Рюрика?
Имя Гостомысла, то ли князя, то ли старейшины ильменских словен, отца Умилы, легендарной матери легендарного Рюрика, звучит, как представляется современному сознанию, из самой глубины первоначальных времен древнерусской истории. Кем же был этот персонаж?
Какой предстает его личность в преломлении традиционных источников, изысканий ученых и измышлениях любителей фолк-хистори?
Гостомысл в литературных источниках
В наши дни многие считают, что Гостомысл упомянут в очень древних источниках. Однако это не так. Впервые это имя появляется в Новгородской первой летописи не ранее XV века. Упомянут он в Воскресенской летописи XVI столетия. Русским читателям имя Гостомысла было известно также по «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске», ранние списки которого датируются XVI веком. И, наконец, историю Гостомысла излагает так называемая Иоакимовская летопись, известная сегодня исключительно по пересказу Татищева.
В общих чертах имя Гостомысла в этих источниках связано с призванием варягов. В первой Новгородской летописи его называют новгородским старейшиной. В Воскресенской летописи речь идет о том, что призвание Рюрика и его братьев произошло по совету умирающего Гостомысла, который созвал к себе новгородцев и сказал им: «Советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ». Наконец, Иоакимовскмя летопись, изложенная Татищевым, сообщает, что Гостомысл, у которого не было сыновей, а были три дочери, выданные им замуж за соседних князей, однажды увидел во сне, что из чрева его дочери Умилы выросло огромное дерево. Волхвы истолковали его сон таким образом, что от наследника Умилы произойдет могучая династия. Тогда Гостомысл и распорядился призвать на княжение в Новгород сына Умилы, своего внука Рюрика. Об этом же повествует и «Сказание о Словене и Русе».
Фолк-хистори о Гостомысле
Если представители академической науки говорят в связи с Гостомыслом о влияниях, неких исторических событиях, ставших причиной возникновения легенды, то сторонники фолк-хистори, подобно Татищеву или анонимному автору «Сказания о Словене и Русе», совершенно не ставят под сомнение не только сам факт существования Гостомысла, но и все подробности легенды об Умиле и ее сыне Рюрике.
При этом Рюрик из варяга превращается в представителя славянского племени, обитавшего на острове Рюген. Название этого острова связывается с легендарным островом Буяном из русских сказок. Таким образом Рюрик-Ререг прибывает к нам с острова Руяна-Буяна не как варяжский захватчик, а как совершенно легитимный потомок древнего княжеского рода, последним представителем которого и был Гостомысл.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Норманнская теория, которая получила свое начало благодаря так называемому «западничеству», возникшему из-за засилья европейцев среди знати и в научных кругах во времена правления Петра I и Екатерины II (о чем я уже писал ранее на своем канале), говорит нам, что до призвания варягов, т.е. до Рюрика никакой государственности у племен населяющих территорию современной России не было.
Это в корне неверно и опровергается уже тем фактом, что обычай призвать князей со стороны сохранялся в Великом Новгороде и после. Русское государство, как и Древний Рим в начале своей истории, было республикой и князь был необходим как военоначальник и независимый судья. Обычай призывать его со стороны видимо основан на том, что выбранный из местных родов князь так или иначе вставал бы на сторону своего рода, откуда он произошел и справедливым судьей мог не быть. Судя по Новгородской первой летописи разные роды жили отдельно почти не смешиваясь между собой.
«новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше»
Соответственно, нужна была объединяющая сила, которой и являлся князь с его дружиной.
В противовес западнической норманнской теории, русский историк В.Н. Татищев выдвигает свою, где по сути прямо утверждает, что обычай призывать князей на княжение со стороны существовал и до Рюрика. И его предшественником был князь Гостомысл.
Исследования Татищева во многом основаны на так называемой Иоакимовской летописи, которая попала в его руки в разрозненном, неполном и очень плохом состоянии. Хотя многие историки считают, что Татищев сам дополнил и додумал недостающие места, а также что то мог переиначить на свой лад, но поскольку имя Гостомысла упоминается не только лишь в этой летописи, все же следует считать, что такой человек действительно существовал. Например Воскресенская летопись говорит нам:
«И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житіе, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ»
«Людїе же терпяху тугу велику отъ Варягъ, пославше къ Буривою испросиша у него сына Гостомысла, да княжитъ во велицѣ градѣ; и егда Гостомыслъ прїя власть, абїе Варяги бывшїе овы изби, овы изгна, и дань Варягомъ отрече, и шедъ на ня побѣди, и градъ во имя старѣйшаго сына своего Выбора при морѣ построи, учини съ Варяги миръ, и бысть тишина по всей земли. Сей Гостомыслъ бѣ мужъ елико храбръ, толико мудръ, всѣмъ сосѣдомъ своимъ страшный, а людѣмъ его любимъ расправы ради и правосудїя: сего ради вси окольны чтяху его, и дары и дани дающе, купуя миръ отъ него, многи же Князи отъ далекихъ странъ прихождаху моремъ и землею послушати мудрости, и видѣти судъ его, и просити совѣта и ученїя его, яко тѣмъ прославися всюду.»
В переводе на более современный язык это звучит так:
«Люди, терпевшие тяготу великую от варягов, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далёких стран приходили морем и землёю послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.»
Т.е. князя Гостомысла также призвали для отпора врагов в лице варягов (викингов), по всей видимости совершавших регулярные набеги и обложивших жителей данью, в летописи об этом в принципе говорится прямо:
«Варяги же абїе пришедше градъ великїй и прочїи обладаша, и дань тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь.»
а также ради справедливого суда, которым он впоследствии и прославился.
«Буривой, имѣя тяжку войну съ Варяги, множицею побѣждаше ихъ, и облада всю Бярмію до Кумени; послѣди при оной рѣцѣ побѣжденъ бысть, вся свои вои погуби, едва самъ спасеся, иде во градъ Бярмы, иже на островѣ сый крѣпцѣ устроенный; идѣже Князи подвластнїи пребываху, и тамо пребывая умре; «
Иоакимовская летопись опять таки не единственный источник упоминающий о князе с таким именем. Записанное в «Житии Св.Стефана Сурожскрго» имя новгородского князя – Бравлин. Это – слегка искаженная, эллинизированная форма славянского имени Борил с титулатурной приставкой типа «воин» или «вой». Правильное славянское имя этого князя было бы – Боривой или Буривой как в Иоакимовской летописи. Если вспомнить, что Великий Новгород в то время еще не существовал (археологи не находят в Новгороде предметов и строений ранее 850 года), либо существовал, но в виде небольшого укрепленного форпоста на торговом пути по Ильмень озеру или сам был небольшим торговым пунктом, где обменивались товарами с мерянскими племенами, жившими южнее, то можно сделать вывод, что существовал кроме Ладоги еще как минимум один достаточно крупный город в тех землях уже в восьмом веке.
В любом случае, неоднократные упоминания о Буривое как о князе говорят о том, что даже еще до Гостомысла государственность в тех землях вполне существовала, и по традиции к Буривою, как к сильному князю соседних земель, обратились, чтобы прислал на княжение своего сына. Некоторые историки считают, что Буривой был князем славянского рода бодричей.
«и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ»
Могилой князя Гостомысла считается один из курганов на Волотовом поле рядом с Великим Новгородом. Некоторые ученые считают, что на месте этого кургана потом была построена Успенская церковь (1352 год). На старой фото церкви заметен пригорок рядом с ней, который и может быть остатками кургана
В летописи Николо-Дворищенского собора есть такие строки:
«Когда умер Гостомысл, сын Буривоя, тогда проводили его достойно всем великим Новым городом до места, называемого Волотово, и тут погребли его».
Церковь и все вокруг во время Великой Отечественной войны долгое время находилось на линии фронта и было полностью разрушено немецкой артиллерией. Сохранилось старое фото с руинами церкви, на нем видно, что местность имеет некоторые очертания кургана
К несчастью, историческая фигура Гостомысла ныне слишком мифологизирована разными конспирологами, которые пытаются построить заведомо фантастические теории, ничего общего с реальной историей не имеющие. Надеюсь, данная статья поможет читателю разобраться не только в том, почему норманнская теория не верна, но и в дальнейшем отличать мифы конспирологов от исторической действительности.
Новгородский князь Гостомысл, дед Рюрика
Гостомысл — герой литературного произведения XVII века «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Предводитель новгородских словен, первый князь или посадник (первая половина 9-го века).
В летописях Степенной Новгородской книги указывают, что князь Гостомысл умер в глубокой старости.
Могила его существует якобы в районе Болотова холма близ Новгорода. По данным Иоакимовской летописи XVII в., перед своей смертью (844) Гостомысл пригласил в Новгород на княжение своего внука Рюрика, сына дочери Умили, которая была замужем за одним из западнославянских князей с о-ва Руген (совр. Рюгеи в Германии) для соблюдения династич преемственности.
Его имя встречается в западных анналах как имя вождя вендов (западных славян), однако в древнерусских летописях впервые появляется он в источниках только XVI века как инициатор «призвания варягов».
В Воскресенской летописи XVI сообщается, что варягов из Пруссии призвали по совету Гостомысла: «…И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житiе, и созыва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Порускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ …»
Гостомысла прославляют легендарным новгородским старейшиной, князем. Во многих летописях таких как в Новгородской четвертой, Софийской, Никоновской и ряде других сообщается о приходе славян с Дуная к Ладожскому озеру, а оттуда к Ильменю, после чего они стали называться Русью. Они поселились возле реки Русы, впадавшей в Ильмень и построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл.
В Иоакимовской летописи в изложении В. Н. Татищева имеются сведения о происхождении Гостомысла из из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отец Гостомысла Буривой воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла, который придя в Великий град, захватил власть, расквитался с варягами и отказался выплачивать дань захватчикам. Заключив с ними мирное соглашение, Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора.
По данным летописи Новгородский князь Гостомысл очень храбрый человек и мудрый правитель. Собственные подданные глубоко уважали и чтили, поскольку он являлся великим правосудцем, а соседи боясь войны с ним посылали ему дары и дани. Многие иноземные правители приходили морем и землею, видеть его суд, спросить у него совета, “вкусить его мудрости”.
ГОСТОМЫСЛ ДЕД РЮРИКА
У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Дочери вышли замуж за соседних князей. Одни сыновья умерли собственной смертью. Другие погибли на войне. Поэтому унаследовать власть было некому. Но однажды во сне Гостомысл увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал истолковать его сон. Волхвы-вещуны заявили, что наследниками будут сыновья Умилы, которые приведут к расцвету его землю. Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и послал избранных людей “за море” — за своими внуками.
Легенды о Гостомысле не проверены с помощью достоверных источников и поэтому, как они соотносятся с реальной действительностью ответить невозможно.
Лига историков
8.2K поста 36K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Где-то на ютубе видео было, где историк в подробностях рассказывал, как этот Гостомысл с течением веков сначала появился из ниоткуда, а потом обрастал всё новыми деталями.
Сабж: Простой староста на деревне
На совете предлагаешь отдать свой город под охрану/во власть варягов
Варяги приплывают и делают своё дело.
Про тебя сочиняют легенды: Ты бывший князь града великого
Ты праотец варяжских князей.
Сказка
Приходит сегодня дочь (6 лет) и говорит, папа, напечатай мне голых женщин! Три, можно четыре.
От мамы слышится какое-то громкое WTF, дочка бежит ко мне и типа всё понятно, что мама голых женщин печатать не будет.
Уточняю. а каких тебе голых женщин? Бумажных, отвечает ребенок. Можно девушек. можно сбоку, но лучше спереди. Сзади не надо.
Слово за слово, выясняем что нужны плоские бумажные «куклы» на которые надеваются бумажные же платья, которые надо вырезать с листа.
Напечатал дочке пачку голых женщин.
Ответ на пост «Уборщицы важны!»
История из 90х со слов моей мамы-педагога.
Идет педсовет, распахивается дверь, залетает уборщица и начинает кричать и требовать что-то у директора.
Он: «Выйдите! Иначе уволю. «
Первый раз все видели, чтобы директор растерялся))
Милфа намбер уан
Предложение
Просьба к публикациям с косплеерами
Обращаюсь к любителям к косплея и публикантам:
Не могли бы вы в начале поста прикладывать изображение косплеируемого персонажа, даже если он вам кажется известным? Здесь далеко не все в теме игр, аниме и мультсериалов. Это позволило бы оценить сходство и авторский подход к персонажу, а не только лишь формы моделей.
Открой банку
Чистота
Ответ на пост «Открой банку»
О, у меня похожая история!
Желаю всем понимающих партнеров 🙂
Уволили с работы
Принимайте в лигу!
Вот никогда не думал, что сюда напишу.
Одна из заправок проводит акцию, заправься от 2000 рублей и получи повышенный в 2 раза кэшбэк. Не, ну а че бы не заправиться? Выкатывал вчера бак почти до сухого, что бы наверняка влезло топливо на эти 2000, заезжаю на заправку, до полного вышло 2200. Отлично! Оператор спрашивает, ранее накопленные баллы списываем? А давай! Итого к оплате 1850 руб. Комичность ситуации дошла только в машине, когда отъезжал от колонки.
Учителя, рассказавшего о зарплате, обвиняют в экстремизме
🇷🇺Сельского учителя, опубликовавшего посты о жизни на 14 тысяч рублей, обвиняют в экстремизме
Продолжение поста «Бородатый шашечник»
Бойца ММА Чоршанбе «все русские — нацисты» Чоршанбиева отпустили из полиции, выписав два штрафа. Боец стал на 10 тысяч рублей беднее.
Чоршанбиева задержали утром в Москве. При нём были таджикские права (в России недействительны), а полиса ОСАГО, наоборот, не было. Кроме того, борец записывал в Инсте видео, где демонстрировал опасную езду. А про то, как он не любит Россию и все русские — нацисты, он рассказывал на стриме ещё в августе 2020-го.
Итог: «Тойота Камри» Чоршанбиева отправлена на штрафстоянку. Чтобы забрать её, надо будет заплатить 9к за езду без прав и 1к за то, что не было страховки.
Вот и всё, можешь продолжать бесоебить.
Он потенциальный убийца, почему не в тюрьму или миллион штрафа. Почему так?
Блокировка TOR в России
Ну что народ, соберёмся против дилеров?
Устал пока прикреплял эту картинку
Хроники Амбера. Пересказ простым языком, часть 1
В таком случае у вас два варианта: либо вы герой серии книг Роджера Желязны «Хроники Амбера», либо:
Попутно герой вспомнил, что попал в аварию на автомобиле, но больше ничего. Медбрату с помощью силы своего убеждения и железного прута из кровати герой пояснил, что принимать очередную дозу он не хочет, позаимствовал белый халат и пошел искать доктора, не иначе как с целью победить того и занять его место. Найдя доктора он опять же силой своего убеждения и отобранного у доктора пистолета герой узнал, что его зовут Кори и что в клинику его привезла сестра Эвелин. Угрожая судом за несанкционированные бэд-трипы, Кори выбил у доктора адрес, отступные в виде пачки долларов, чистой одежды и такси. Последнее было важным, ибо поциент всё ещё не знал где находится, и только когда доктор звонил, узнал, что находится в клинике Гринвуд на севере штата Нью-Йорк.
Флора, узнав, что Рандом едет сюда под покровительство Корвина, одним взглядом дала понять, что он гений тактики и стратегии. Ничего не понимающий Корвин кивал с важным видом до самого прибытия брата.
Ребята, если вам пересказ Хроник Амбера всё таки интересен (дальше пойдёт бодрее, ибо надо сначала читателей ввести в курс дела), дайте знать комментами да оценками, я всё равно всё читаю, даже бред)