Врата штейна что это
Заглавная
Туттуру ♪ Добро пожаловать на свободную энциклопедию по вселенной Steins;Gate, которую может редактировать каждый. Не важно, из какой вы временной линии, присоединяйтесь к нам, чтобы изменить будущее этой вики!
Врата Штейна — визуальная новелла, разработанная студиями 5pb и Nitroplus.
История Врат Штейна начинается в Акихабаре 28 июля 2010 года и повествует о четверке друзей, которые создали машину, позволяющую отсылать письма в прошлое, из микроволновой печи. Проводя различные эксперименты, они привлекают к себе внимание организации SERN, которая занимается исследованием путешествий во времени. Герои должны спасти себя и всё человечество от ужасного будущего, которое создаст эта организация…
Steins;Gate
У мира есть начало, но нет конца.
Аниме Steins;Gate
Увлекательнейший научно-фантастический триллер.
Steins;Gate 0
Другая судьба Курису.
Аниме Steins;Gate 0
Новая история в поле аттракторов β.
На данный момент на вики 95 статей, 470 файлов и 1 активный участник
Внимание! Вики содержит большое количество спойлеров! Читайте на свой страх и риск!
Также есть видеоверсия этой статьи с полноценным монтажом.
Образ безумного ученого знаком определенно всем. Это с одной стороны популярный вариант злодея, который ставит свои идеи и цели выше всего остального, с другой это образ положительного или нейтрального персонажа, у которого волеизъявления так же велики, но еще не перейдена грань в полное безумие.
Прародителем стериотипа «mad scientist» можно считать Виктора Франкенштейна из книги Франкенштейн, или Современный Прометей. Кстати, эта книга еще считается первым научно-фантастическим произведением. В общем автор Мэри Шелли принесла не мало безумия в этот мир, за что ей разумеется спасибо.
Главный герой из аниме-сериала Врата Штейна также наследние этого образа. Более-того молодой околоученый Окарин знает об этом стериотипе и живет ролью «mad scientist».
Он студент, который, имеет уже свою домашнюю лабораторию, создает гаджеты, делает эксперименты и как-то раз, неожиданным для него образом, он оказывается в эпицентре событий по созданию машины времени. Да, максимально абстрактно, но это моя попытка избежать спойлеров, так как события во Вратах Штейна действительно оригинальные в своем роде.Это не простой прыжок в будущее или прошлое, где настает время приключений! Здесь научная фантастика, которая все же намного больше фантастика, чем наука, но как сценарный инструмент она работает прекрасно. Здесь прямо необходимо постоянно концентрировать внимание над происходящим, чтобы успевать за динамикой сюжета и временными прыжками, иначе все превратиться в кашу.
Правда если с мыслительным процессом перестараться, найдуются дыры в сюжете и логике происходящего. Но эти дыры никогда не достигают критической массы, либо по-научному(по-заумному), не достигают точки сингулярности. Ты постоянно веришь в эту историю, отбрасывая погрешности, потому что все внимание будет тонуть в попытке понять устройство этого мира, запоминаниях временных скачков и самое главное, будешь переживать за главного героя и его команду.
На самом деле эмоциональные ощущения Окарина находятся в эпицентре всего сериала.
Близкие ракурсы, засветы камеры, искаженные углы: Врата Штейна находят разные способы показать негативные эмоции вплоть до ужаса, которые прогрессируют в голове Окарина. Более-того из-за сильной эмоциональной связи с главным героем, я сам начинал ощущать легкую паранойю из-за того, что мой мозг тоже кипел в сумме эмоций и всех мыслительных работ. Попытки понять вселенную, понять сюжет, хаос из-за случайности, которая может возникнуть благодаря эффекту Бабочки, ужас из-за столкновения со смертью. Все это создает иллюзию, будто ты сходишь с ума вместе с главным героем. Для меня это действительно новое ощущение, которое в искусстве до Врат Штейна я еще не испытывал.
Возможно, авторам вздумалось, что аниме будет слишком сложным и они решили разбавить это комедией и японским пошлым фансервисов. Комедия работает отлично, к ней претензий вообще нет, но вот пошлости.
Вторая проблема Врат Штейна это сомнительное зло, враги, антагонисты. Сама организация, представляющая угрозу максимальна абстрактна, цели которой все же ясны, но вот методы и действия, которыми они руководствуются остаются непонятными. Сериал в попытке раскрыть главного персонажа, что ему определенно удалось, подзабыл о врагах.
Еще из референсов неожиданным для меня стал Акихабара, торговый район электроники. Во Вратах Штейна это не последнее место в значимости. Ну место и место, но после просмотра я случайным образом узнал, что это реальная торговая площадь в Токио, которая капец как похоже на аниме. Это фотографии. У японцев даже торговые площади получаются анимой.
Steins;Gate — техника на грани фантастики [История проекта]
Время… Что такое время в привычном понимании? Для одних оно течет неумолимо быстро, в то время как другие опережают его. Но вот как время влияет на пространство, тоже немногие понимают. И что, если действительно существует бесконечное множество вселенных, в которых нет, например, сайта StopGame, платформы YouTube или Интернета вообще? Можем ли мы даже теоретически попасть в эти параллельные миры? Узнать, что там происходит… И, возможно, что-то поменять в нашу пользу.
Массовая культура, преимущественно писатели-фантасты, жизни свои положили, чтобы мы могли знать, какова польза и даже вред от путешествий во времени. Но даже попытки что-то изменить в прошлом зачастую всегда не помогают переиначить судьбу. Возможно, сильно её отсрочивают, но не отменяют.
Ну, а как ко всему этому причастны мобильные телефоны и бананы, мы поговорим в данном блоге, посвящённом визуальной новелле Steins;Gate . Ниже будет видеоверсия данного материала, а пока — пристегните ремни, нас ждёт опасное путешествие между временными петлями.
В 2006 году обанкротилась студия KID (создатели Ever17 ), и к 5pb присоединилась часть её участников. Среди них — композитор Такэси Або, написавших музыкальное сопровождение для большинства новелл «научной вселенной».
И естественно, что S;G не была первым детищем 5pb. Она была второй по дате выхода — ваш Кэп. А предварила создание Science Adventure новелла Chaos;Head 2008 года, выпущенная в тандеме с издателем Nitroplus. Основные черты каждой из игр вселенной — это пересечение персонажей из разных частей, единый мир, общий незримый антагонист в виде жидомасонской организации «Комитет 300, а также сочетание науки и, собственно, фантастики в соотношении 99% первого и всего 1% второго. Кстати, теории заговора тоже имеют место, поскольку глава 5pb к этому неровно дышит и считает, что любое явление хотя бы на уровне гипотезы можно проверить и даже доказать.
Но так как, по наблюдениям многих, именно «Врата» являются вселеннообразующим проектом, то речь сегодня пойдёт только про него. Если всё пойдёт удачно, и данный блог, а также его видеоверсия наберут внушительный рейтинг, лайки-просмотры и вот это всё, то продолжение разбора данной вселенной непременно выйдет.
Итак, полностью сюжет Steins;Gate можно осилить примерно часов за тридцать, что может вызвать определённого рода трудности при его кратком пересказе. Но я постараюсь акцентировать внимание только на ключевых моментах истории, а остальному уделим внимание между строк.
Действие «Врат», как и большинства игр «научной вселенной», происходит в Токио. Летним днём 28 июля 2010 года студент местного университета Окабэ Ринтаро — далее мы будем называть его просто Окарином — вместе со своей подругой Маюри приходит на научную конференцию, посвящённую созданию машины времени. Одного из посетителей данного семинара, Курису Макисэ, гениальную учёную-вундеркинда, чуть позже обнаружат мёртвой в том же здании. Понимая, что данная ситуация может вызвать резонанс, Ринтаро покидает здание в панике и отправляет письмо своему другу с телефона, после чего улица прямо на глазах пустеет, а в здании, что еще недавно являлось местом убийства, из стены торчало нечто, напоминающее космический спутник. Да и потом наш студент встречает Курису живой и невредимой. Окарин склонен думать, что на всё случившееся каким-то образом повлияло то сообщение, отправленное с его телефона, и чуть позже его теория получает подтверждение.
Дело в том, что одна из разработок Ринтаро и его кружка под названием «Лаборатория гаджетов будущего», именуемая «Мобиловолновкой (название временное)», обладает одной скрытой и достаточно неожиданной функцией. Синхронизируясь с мобильным устройством, данная вундервафля может посылать SMS-сообщения в прошлое, тем самым меняя его. Также выясняется, что одна исследовательская организация тоже изучает путешествия во времени, но пока что все их попытки телепортировать живой объект куда-либо превращали подопытных в желе. Про существование «мобиловолновки», разумеется, знали только обитатели кружка Окарина, чем они и пользовались, отправляя D-мэйлы и меняя тем самым порядок событий в прошлом.
Как стало известно ещё позже, через микроволновку можно отправлять только сообщения объёмом не более 36 байт. Этого может хватить, например, для исполнения тайных желаний человека. Благодаря стараниям юной учёной Курису устройство сможет передавать сквозь время и пространство ещё и воспоминания человека. Также нужно учесть, что аналог «коллайдера» в виде подведённых к мобиловолновке телефона и телевизора существует в магазине на первом этаже здания, где располагается кружок Окарина, и работает отправка сообщений только в те часы, пока работает сам магазин. Таким образом, сжимая разум человека до тридцати шести байт, обновлённое устройство может посылать его воспоминания в другое время и доставлять в мозг адресата путём звонка его мобильного телефона. SERN всё это время следил за тремя гениями да отправил Моэку со штурмовым отрядом на захват оных, благодаря чему и случается убийство Маюри в ходе спецоперации.
Ошарашенный Окарин, пользуясь мобиловолновкой, пытается предотвратить гибель подруги детства, но все попытки не увенчиваются успехом. Девушка умирает при любом раскладе и разными способами, что очень сильно вымораживает её приятеля.
Впрочем, скоро свою личину раскрывает ещё одна обитательница кружка по имени Судзуха, сообщая, что на самом деле она и есть тот интернетовский Джон Тайтор, а ещё является дочерью Дару, который и собрал злосчастную мобиловолновку. Она объясняет Ринтаро принцип работы так называемых «мировых линий» и полей аттрактора, добавляя, что в «поле аттрактора» Альфа, то есть текущего местоположения учёных, Маюри умрёт в любом случае, и чтобы это предотвратить, Окарин должен попасть в Бету, откуда и началась вся эта заварушка. То есть, по сути, чтобы спасти подругу, нужно отменить все последовавшие после убийства Курису D-мэйлы. Фишка в том, что их можно и не отменять, поскольку это сообщения его друзей, и в таком случае игрок попадёт на любую из альтернативных концовок. Забегая вперёд, уточним, что их всего шесть, из которых только одна истинная, но становится доступной лишь при правильных ответах на сообщения Курису в телефонной переписке.
Отменив все D-мэйлы, Окарин заполучает назад похищенный IBN 5100 и пытается отменить самое первое сообщение, попавшее на сервера SERN. Правда, понимая, что это действие вернёт его в самое начало, в линию Беты, где Курису погибает, он признаётся девушке в любви и, можно сказать, с чистой совестью отменяет D-мэйл, тем самым воскрешая Маюри. Уже в Бете Ринтаро внезапно звонит Судзуха, которая рассказывает о том, что в будущем мир ждёт Третья мировая война, и чтобы её предотвратить, нужно спасти Курису на семинаре о работе машины времени от рук её отца, который украл у неё теорию мировых линий. Но операция терпит провал, и в итоге Окарин убивает Курису собственными руками и, подавленный, возвращается обратно.
Правда, потом из будущего на телефон протагониста приходит сообщение, что спасти Макисэ всё-таки можно, инсценировав её гибель в глазах самого Окарина из прошлого и тем самым уничтожив теорию мировых линий её отца. Правда, всё снова пошло чуть-чуть не по плану: Ринтаро убивает отца Курису, после чего оказывается в линии вне полей аттрактора, которую он позже назовёт «Вратами Штейна», где живы все и нет ни Третьей мировой войны, ни иных катастроф.
Впрочем, не спешите расходиться. Мы разобрали лишь основную сюжетную линию, из которой по вполне понятным причинам выпала целая гора нюансов. Однако есть ещё немало событий, явлений и геймплейных аспектов, которые дополняют и без того очень сложную и запутанную историю «Врат Штейна». Например, так называемый «reading steiner», который есть у каждого человека, но проявляется по-разному. Благодаря этой особенности, прямо скажем, прокачанной до максимума, Ринтаро смог не только не потерять память о других мировых линиях при перемещении, но и успешно отменить все D-мэйлы дабы спасти Маюри.
Своими «особенностями» обладает и «машина времени», вокруг махинаций с которой и строится основная арка «Врат». Точнее, та модификация, что способна отправлять воспоминания человека в прошлое — «Машина для Прыжков во времени». Дело в том, что перемещаться можно лишь не дальше чем на сорок восемь часов за раз, то есть скачков придётся проделать очень много. Нижняя граница отправки — 11 августа 2010 года, так как Курису закончила работу над машиной тринадцатого числа, а отправиться скачками на год назад будет очень сложно из-за психологического фактора.
Кстати, упоминаемый в новелле прямым текстом путешественник во времени Джон Тайтор действительно существовал. Точнее, в начале нулевых на англоязычных форумах появился некто, выдававший себя за этого человека. Он предсказал некоторые события ближайших нескольких лет, а также сообщил, что прибыл из 2036-го года, является солдатом одного из секретных американских подразделений и его задача — доставить компьютер марки IBM 5100 из семидесятых годов в своё время, дабы, говоря прямо, исправить баг истории и тем самым спасти человечество. Многие из пророчеств Тайтора в итоге действительно сбылись, а недостоверность иных прогнозов анонимусы попытались обосновать тем, что Джон сумел изменить ход истории США в будущем и тем самым уберёг их от развала и ядерной войны.
Ладно, наука наукой, а сюжет во «Вратах» строится не только на ней. В центре событий находится город Токио, вернее его вполне конкретный населённый район под названием Акихабара. Именно там Окарин живёт, именно там находится здание UPX, в которое влетает космический спутник, именно там находится магазин телевизоров, над которым арендует помещение «Лаборатория гаджетов будущего». Несмотря на свою, скажем так, декоративность, это тоже в какой-то степени персонаж истории, который в разных мировых линиях тоже имеет разные очертания, являясь, например, не «цитаделью моэ-культуры», а самым обычным городком электроники.
Все эти сложноанализируемые хитросплетения на стыке науки и простых человеческих отношений уже не первый год терзают умы сотням, а то и тысячам фанатов «штаги» по всему миру, а периодически выходящие новые главы вселенной Science Adventure лишь запутывают читателей и вынуждают раз за разом перестраивать безумные теории об истинной сути новеллы. Что хотели сказать создатели, отправив нас вместе с Ринтаро путешествовать во времени и спасать его друзей от гибели и чего-то более масштабного? Вероятно, они сами успели уже запутаться, поскольку на этапе разработки новеллы какие-то из абстрактных «ружей Чехова» были выкинуты из общей канвы, и остались только самые действенные, стреляющие ближе к концу.
Но если говорить коротко и по делу, то «Врата Штейна» ставят нас перед целой горой морально трудных выборов. Чтобы спасти близкого человека, нам приходится отменять спасение другого, едва знакомого персонажа. Чтобы спасти всех, приходится бесконечно скакать по временным линиям, потерять много сил и даже рассудок. Тут, конечно, можно сказать, что не ошибается тот, кто ничего не делает, но даже это вряд ли сможет хотя бы частично оправдать всё происходящее в течение тридцати часов геймплея, наполненного неповторимым литературным, геймплейным и визуальным стилем, приятным саундтреком и озвучкой, а также вполне себе богатым и интересным лором с кучей мелочей и нюансов, которые наиболее полно раскроются в других играх от 5pb.
А ещё там есть телефон, через который можно общаться с другими персонажами, в том числе с Курису, и даже менять обои и рингтон. Как тебе такое, Дримтейл?
Теперь точно всё. Про Steins;Gate 0 и прочие спин-оффы — как-нибудь в другой раз. Всем удачи и до встречи в новых блогах!
Обзор аниме Steins;Gate 0 («Врата Штейна 0», «Steins Gate Zero»)
Я уже неоднократно отмечал, что 2018 год стал годом долгожданных сиквелов. Всё чаще студии решают не идти на дополнительные риски, создавая какие-либо новые оригинальные произведения, а возвращаются к истокам, выпуская продолжения своих наиболее удачных работ. И вряд ли кто-то может их осудить: в конце концов, у каждого любителя аниме есть тайтл, сиквел которого он бы желал увидеть, и студии наконец-то начали удовлетворять подобные желания. И самым долгожданным сиквелом, выпущенным в 2018 году, большинство фанатов по всему миру без сомнения назовут продолжение нашумевшего фантастического тайтла про путешествия во времени, которое пришлось ожидать целых семь лет. Это будет обзор на Steins;Gate 0 («Врата Штейна 0», «Steins Gate Zero»). Ждали, ждали, и наконец дождались.
Краткие сведения
Steins;Gate 0 – продолжение одного из самых известных тайтлов последнего десятилетия, выпущенное студией White Fox весной 2018 года. Аниме состоит из двадцати трех серий, в основу сценария легла визуальная новелла. Стоит отметить, что в первоначальной версии первый сезон сериала закончился хэппи-эндом, однако затем в Blu-Ray издании была выпущена альтернативная версия концовки Steins;Gate: Kyoukaimenjou no Missing Link – Divide By Zero, которая служит основой сценария Steins;Gate 0. Это, кстати, очень здорово, так как хэппи-энд первого сезона я всегда считал одним из самых серьезных его недостатков, и теперь он был изящно устранен.
Ринтаро Окабэ (Rintarou Okabe) не спас Курису Макисе (Kurisu Makise), и из-за этого впал в глубокую депрессию. Пережив несчетное количество провалившихся попыток изменить будущее, он отчаялся, и, забыв свое альтер-эго, решает вернуться к жизни обычного студента. Однако случайное знакомство с коллегой Курису – Махо Хияджо (Maho Hiyajou) – приехавшей из США в Японию в роли переводчика профессора Алексиса Лескинена (Alexis Leskinen), вновь переворачивает жизнь Окабэ с ног на голову. Команда профессора занимается разработками в области искусственного интеллекта, и им удалось добиться значительных успехов в создании системы Amadeus. Системы, в основу которого легли воспоминания… умершей Курису. И у Окабэ появляется возможность протестировать возможности этой системы, от которой он, разумеется, не смог отказаться. Вот только привело это к куда более серьезным последствиям, чем он ожидал…
Персонажи
В персонажах заключалось 80% успеха первого сезона. Мало кому могли не полюбиться эти простоватые, но все же яркие и симпатичные герои на все цвета и вкусы. Среди подобного разнообразия каждый зритель мог разглядеть персонажа, которому он мог бы лично сопереживать или с которым бы себя соотносил. Это было особенно важно с учетом обилия драматичных моментов первого сезона. В случае с Steins;Gate 0 главной задачей сценаристов было на основании уже готовых, проверенных ресурсов построить что-то новое, при этом не сломав старое, и, как мне кажется, они с этим справились. Взяв множество знакомых персонажей, раскрыв их под иным ракурсом и добавив небольшое количество новых героев, им удалось пройти по проторенной дорожке без каких-либо неожиданных проблем. Зрители хотели вновь насладиться приключениями Окарина, Маюши, Макисэ и прочих сотрудников лаборатории – у них такая возможность появилась. С этой точки зрения Steins;Gate 0 справляется со своими задачами.
Любопытно, что после премьеры нескольких серий Steins;Gate 0 многие зрители начали строчить гневные отзывы по поводу того, как сильно поменялся главный герой – Ринтаро Окабэ (Rintarou Okabe) – и что он не похож на себя прежнего. На мой взгляд, подобные замечания не справедливы. В Steins;Gate 0 Окабэ – это квинтэссенция уставшего человека. Усталость видна в его взгляде, в его внешности, в его поступках и решениях. В большинстве других случаев можно было бы назвать подобного персонажа скучным, пассивным и банальным. Мол, какого черта он ничего не делает? Какого черта избегает жизни, которая так и просится к тебе в руки. Однако в случае с Окабэ язык не повернется сказать нечто подобное. Весь первый сезон он только и делал, что пытался что-то изменить. Пытался, пытался, и заколебался. Сотни раз понаблюдав за тем, как два самых дорогих тебе человека умирают вне зависимости от твоих поступков, ты не только наденешь черный костюм, но и перестанешь видеть любые радости в жизни. Поэтому превращение Окабэ из безумного ученого Хооин Кёма в обычного студента с туманным взглядом выглядит не только логичным, но и более чем обоснованным. В этом и заключается разница между большинством персонажей, которые страдают хронической импотенцией к любым действиям, и Окабэ Ринтаро. У него есть причины быть таким, какой он есть. Впрочем, по мере развития событий в Steins;Gate 0, даже несмотря на все трудности, через которые он прошел, Окабэ старается идти вперед и борется из последних сил. Подобное не может не вызывать уважения.
В случае с прочими персонажами ситуация похожая – в Steins;Gate 0 они могут играть несколько иную роль, чем в Steins;Gate. И это прекрасно, ведь позволяет взглянуть на уже знакомых персонажей под другим ракурсом. Так, в Steins;Gate 0 куда более значительную роль играет Сузуха, которая на протяжении большей части сериала выступает в роли проповедника, читающего лекции о том, как их всех ждет темное будущее и Третья мировая война. Уж не знаю, хорошо это, или плохо. Кроме того, сместились акценты с некоторых второстепенных персонажей вроде Руки или Румико в сторону новых героев – вот это я все же назову однозначным добром, так как в первом сезоне большинству второстепенных персонажей уже уделили достаточно времени, и приток новой крови был необходим. Так, наиболее ярко выделяется Махо Хияджо (Maho Hiyajou) – этакий непризнанный гений, скрывавшийся в тени Курису, и подменяющий её в Steins;Gate 0 в прямом и переносном смысле. Или мама Сузухи, с которой связана достаточно трогательная сюжетная линия. С негативной точки зрения отмечу Кагари, которая со своими воплями про маму в какой-то момент начинает раздражать. Персонажи новые, персонажи непривычные, однако они грамотно вписываются в общую атмосферу Steins;Gate 0. Старые персонажи показаны с новых ракурсов, новые персонажи гармонично раскрываются – не вижу никаких причин жаловаться.
Сюжет
Начнем с небольшой предыстории. Первый сезон Steins;Gate был очень умело замаскирован под обличие глубинного, сложного сериала, понятного лишь немногим избранным (что на самом деле не так, разумеется), при этом оставаясь предельно простым и понятным каждому. Как правило, удачными попытки совместить несовместимое получаются редко, однако в случае с Steins;Gate её все же можно назвать успешной, в результате чего аниме оказалась актуальным для очень широких категорий зрителей. Молодым зрителям (читай – школьникам) могли понравиться яркие, запоминающиеся персонажи, дерзкий юмор и ярко выраженная романтика. Более изысканные зрители могли насладиться вполне доходчивой драмой, напряженной атмосферой, а также различными псевдонаучными гипотезами, поднимаемыми в тайтле. Разумеется, нашлись и те, кто отнесся к подобной универсальности резко негативно, и считает данное аниме сильно переоцененным. Однако большинству же зрителей тайтл понравился, о чем свидетельствуют очень высокие оценки в мировых рейтингах.
Разумеется, были в нем и недостатки (которые я уже упоминал в обзоре на первый сезон), самые серьезные из которых кроются в динамике сюжета. Тайтлы бывают разные. Одни – как болото, в котором ты неизбежно вязнешь. Каждый новый шаг в таких произведениях дается с трудом, и просмотр одной серии можно назвать маленьким подвигом. Другие – как небольшая лужица. Вроде бы и переливается всем спектром красок на свету, однако перешагнешь её, и больше про неё и не вспомнишь. А бывают тайтлы, как океан. Да, порой в него бывает трудно войти, и некоторое время тело адаптируется в непривычной температуре, порой даже возникает желание поскорее выбраться на берег. Но стоит тебе чуть-чуть обжиться в незнакомой среде, и ты начинаешь чувствовать себя, как рыба в воде. Ты захлебом смотришь серию за серией, не замечая ничего вокруг, и так, пока не достигнешь закономерного финала. Так вот, воспользовавшись вышеприведенными метафорами, я бы сравнил Steins;Gate с океаном, окруженным болотом. Чтобы добраться до динамичного, интересного и насыщенного океана содержания, необходимо пройти сквозь труднопроходимое болото первых пяти-шести серий. Когда я впервые начинал просмотр первого сезона Steins;Gate, я также в нём завяз и довольно быстро забросил просмотр. Добраться до лучших частей тайтла мне удалось лишь со второй попытки.
Steins;Gate 0 пошел по стопам предшественника. Это тоже океан, окруженный болотом. Вот только болото это кажется слегка менее глубоким, так как этап ознакомления с персонажами, столь тяжело преодолеваемый в первом сезоне, во втором является лишь формальностью. В результате уже спустя пару-тройку ознакомительных серий с демонстрацией повседневной жизни героев, Steins;Gate 0 начинает преподносить сюжетные неожиданности и резкие повороты. Примерно с шестой серии сериал приобретает те черты, за которые зритель так полюбил предшественника – это напряженная атмосфера и грамотно подогреваемая интрига. Интрига, которая заставляет тебя с нетерпением включать серию за серией – концовки каждого отдельного эпизода, обрываемые на самом интересном месте, тому лишь способствуют. Еще одной отличительной чертой сюжета Steins;Gate 0 можно назвать большое количество резких перепадов в темпе повествования, когда короткие кульминационные сцены резко сменяются неспешными диалогами, что позволяет держать зрителя в постоянном тонусе – ведь никогда не знаешь, что произойдет в следующей сцене. Минуту назад герои мирно беседовали на вечеринке, и вот уже к ним в квартиру врываются вооруженные неизвестные. Вот происходит драка, и всё вновь успокаивается, сменяясь размеренным расследованием с обилием диалогов.
Помимо слегка менее затянутого вступления, другим ярко выраженным плюсом Steins;Gate 0 я назову своевременное подбрасывание незначительных деталей, на которых практически не акцентируется внимание, однако благодаря которым можно начинать строить свои теории о происходящем. Причем некоторые из этих деталей противоречат друг другу, благодаря чему попытки разобраться становятся еще интереснее. Например, кажется, что достаточно легко угадать, кто же скрывается за мотоциклетным шлемом нападавшей девушки, заметив всего пару незначительных фактов. По крайней мере, так я думал, пока не появилась другая деталь, намекающая, что я был совершенно не прав. Подобных противоречивых эпизодов в Steins;Gate 0 огромное количество, и это здорово. Кроме того, хочется отметить очень ударную последнюю арку, от которой буквально исходит дух первого сезона. Ощущения от просмотра были абсолютно те же – столь узнаваемые и долгожданные. Концовка тоже получилась изящной – лично я подобного завершения никак не ожидал.
Если с точки зрения достоинств Steins;Gate 0 оказался примерно на уровне предшественника, то с точки зрения недостатков всё стало немного хуже, так как недостатки первого сезона перекочевали во второй, и к ним добавились некоторые новые. Так, в первую очередь хочется отметить усиленные намеки на гаремник вокруг Окабэ. Во-вторых, это столь опостылевшая мне амнезия и какое-то чрезмерное количество «удачных» стечений обстоятельств, которые на самом деле совершенно случайны и на которых противопоказано строить развитие сюжетной линии. В-третьих, юмор, который оказался слишком сконцентрированным на извращенных шутейках толстячка Хару и подшучиваниях профессора над своей ассистенткой про отношения с Ринтаро. Подобное можно потерпеть раз, ну два, но никак не десятки повторений. Еще одним косвенным недостатком можно назвать обилие диалогов, толкающих сюжет вперед, хотя чего еще можно ожидать от тайтла, созданного на основе визуальной новеллы? Лично я большое количество диалогов никогда недостатком не считал, однако менее терпеливые зрители могут думать иначе.
Если быть лаконичным, то я бы охарактеризовал Steins;Gate 0 как неограненный алмаз. Вроде смотришь на него, и он сверкает и радует глаз, но тут и там натыкаешься на некие неровности, которые так и хочется сбить точным ударом долота. И если в первом сезоне они были сконцентрированы в первых и последних эпизодах, то в Steins;Gate 0 они равномерно разбросаны по всему сериалу. Вот в эпизоде проскакивает глупая шутка, которая пришлась совершенно не к месту. Вот на протяжении всего эпизода фигурируют лишь диалоги, которые неплохо было бы разбавить экшном. Вот персонажи на крыше лаборатории произносят излишне пафосные вещи, которые им совершенно несвойственны. А вот происходит драматичный момент, не подкрепляемый атмосферой, а потому не трогательный. А где-то девушка в одиночку почти кладет отряд подготовленных солдат, ага. И вроде бы всё это не критично, и достаточно быстро подобные моменты нивелируются достоинствами сериала, но все равно где-то в глубине души остается досадный осадок от осознания того, что можно было сделать лучше.
Кстати, небольшой оффтоп. В данном аниме активно фигурирует заблуждение, что Моцарт и Сальери были противниками и ненавидели друг друга. На самом деле не существует никаких исторических доказательств, что они были врагами – лишь то, что они сильно уважали друг друга и что часто конкурировали за внимание королевского двора, не более. Причем очень часто в этой борьбе, будучи талантливым автором опер, столь популярных во времена его жизни, выигрывал именно Сальери, в результате чего Моцарт на закате своей жизни испытывал немалые финансовые трудности. Пускай это и не относится непосредственно к Steins;Gate, однако столь явные заблуждения, преподносимые за правду, мое внимание изрядно резанули. Если не верите, почитайте биографию Моцарта и Сальери на Википедии – это прелюбопытное чтиво.
Рисовка
Я разочарован. Графическая составляющая осталась на уровне первого сезона, а ведь с момента его премьеры прошло, между прочим, уже семь лет. С точки зрения эволюции художественных возможностей – это очень большой срок. С одной стороны, в Steins;Gate 0 поддерживается тот же самый узнаваемый стиль, что и в первом сезоне. Дизайн персонажей остался на прежнем высоком уровне. Крупные планы так же впечатляют. С другой же стороны, детализация фоновых изображений на некоторых кадрах выглядит так, будто аниме рисовалось лет двадцать назад. Кроме того, смущает излишнее обилие статичных кадров. И если в случае с первым сезоном можно было сослаться на не самое большое финансирование и на необходимость экономить, то здесь это звучит глупой отговоркой. В продолжении одного из самых известных и успешных тайтлов последнего десятилетия лично я ожидал увидеть нечто более впечатляющее с точки зрения рисовки.
Музыка
Музыкальное сопровождение в Steins;Gate всегда было минималистичным, но при этом узнаваемым. И если в случае с графикой такой подход работает крайне редко, то с музыкой ситуация обстоит иначе. В роли композитора выступил Такеши Або (Takeshi Abo). Он решил следовать проторенной дорожке и придерживался минималистичного стиля с максимально узнаваемыми композициями, позволяющими подчеркнуть атмосферу того или иного момента без излишнего отвлечения зрителя. Как по мне, подобный подход имеет право на жизнь. В Steins;Gate 0 действительно есть несколько очень узнаваемых композиций. Опенинг Fatima в исполнении уже знакомой Kanako Itou, на мой взгляд, получился несколько слабее опенингов первого сезона, однако стиль получился похожим. Эндинги LAST GAME в исполнении Zwei и World–Line в исполнении Asami Imai также вполне соответствуют сериалу, однако мне не сильно понравились.
Оценки
Персонажи – 8.0. Уже знакомые персонажи, раскрываемые с новых ракурсов, и несколько неплохих новых героев. Почти на уровне первого сезона.
Сюжет – 7.5. Больше повседневности, меньше фантастики. Медленные две трети сюжета, но очень ударная последняя арка. Неравномерный темп повествования.
Рисовка – 7.0. По прошествии семи лет ожидаешь увидеть хоть какие-то улучшения в графике, однако их практически не заметно.
Музыка – 8.0. Четкость и минимализм. Приятные опенинг и эндинги.
Заключение
Я полюбил этих героев. И Окарина с его пустым взглядом и коронными фразочками. И Маюри с её ту-ту-ру. И Курису с её напускным высокомерием. Да и прочих второстепенных героев тоже. Именно поэтому я был рад ознакомиться с Steins;Gate 0. Не стоит ожидать увидеть в данном аниме клона предшественника. В конце концов, в этом не было бы никакого смысла. Здесь намного больше повседневности, позволяющей лучше понять персонажей, и намного меньше фантастики. А та фантастика, что осталась, получилась намного более противоречивой (кроме последней арки). Получилось ли хуже, или лучше, чем первый сезон – я не берусь утверждать. Получилось по-другому. И каждый должен решить сам, нравится ли ему это другое или нет. Если сравнивать по ощущениям, то новый сезон мне понравился немного меньше, чем старый – во многом из-за излишней затянутости. В каком же случае стоит смотреть Steins;Gate 0? Все зависит от того, понравился ли вам первый сезон. Если да, то смотреть, разумеется, стоит, ведь это новое произведение, которое позволяет взглянуть на уже знакомых героев с иного ракурса. Если же первый сезон вам не понравился, то нет смысла мучаться – слишком уж близок Steins;Gate 0 по духу и манере повествования к предшественнику. Даже при измененных акцентах Steins;Gate остается Steins;Gate – противоречивым, необычным, но оттого не менее притягательным. Лично я не был разочарован – думал, что все будет хуже.