Врач отказывается принимать пациента что делать
Кому жаловаться на халатность врача?
Пациент должен помнить о своем праве убедиться в квалифицированности медика и знать, куда обращаться, если ему не оказали помощь или предоставили некачественные медицинские услуги
Каждому из нас хоть раз приходилось слышать о том, как из-за ошибки некомпетентного медика пациент получил тяжелые осложнения. На что имеет право человек в таких случаях и куда можно обратиться с жалобой – разберемся в этой публикации.
Какие права дает пациенту закон?
Права на охрану здоровья и медпомощь гарантированы ст. 41 Конституции РФ.
Одним из основных законов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи, является Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Статьей 19 этого закона предусмотрено, что пациент имеет право на:
Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?
Оказание медпомощи в России является лицензируемой деятельностью. И при обращении в медицинскую организацию пациент вправе удостовериться в законности ее осуществления, запросив лицензию. В данном документе фиксируются название, реквизиты организации и место ее деятельности. Эти сведения нужно сопоставить с данными на сайте государственного органа, выдавшего лицензию. Вместе с ней пациенту обязаны предоставить приложение, в котором указаны конкретные виды медицинской деятельности организации.
Кроме того, пациент вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который будет оказывать ему медицинскую помощь, и его сертификат. Их отсутствие должно насторожить. Медицинскую деятельность такой специалист может осуществлять незаконно, а потому стоит отказаться от получения услуг во избежание проблем со здоровьем.
Так, в апреле этого года в Краснодаре серьезные осложнения возникли у пациенток пластического хирурга, который оказывал медицинские услуги, не имея диплома врача. По заявлениям пострадавших было возбуждено уголовное дело. Врачу предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациентов.
О том, как распознать нечестную медицинскую организацию и защититься от уловок недобросовестных врачей, можно прочитать в публикации «Будьте бдительны при получении платных медуслуг».
Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?
Давайте разберемся, куда обращаться пациенту, если ему не оказали помощь или сделали это несвоевременно либо если были предоставлены некачественные медицинские услуги.
1. Пациент вправе обратиться в общественную приемную территориального органа Министерства здравоохранения РФ с заявлением о проведении служебной проверки в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи.
2. В Росздравнадзор или Роспотребнадзор можно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. Заявитель получит акт проверки, в котором будет указано, обнаружено ли нарушение его прав.
3. Если пациенту отказывают в выдаче медицинских документов или требуют за это плату, а также в случае иных неправомерных действий со стороны сотрудников медучреждения можно обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности действий или бездействия медперсонала.
Заявление в перечисленные учреждения можно разместить на их сайтах, разрешается направить его посредством обычной и электронной почты или обратиться с ним лично. Письменный ответ на заявление должен поступить в течение 30 рабочих дней с момента обращения (ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
4. Для выяснения качества оказанных медицинских услуг необходимо обратиться в страховую компанию. Для этого нужно подать заявление о проведении экспертизы в страховую организацию, указанную в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). После проверки страховая компания предоставит экспертное заключение.
5. Если в ходе проверок были выявлены дефекты оказания медицинской помощи, то заявитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении необходимо изложить суть спора и указать, какие именно права были нарушены. Также нужно приложить доказательства, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, а именно: медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, выписной эпикриз из медицинского учреждения, кассовые чеки (платежные документы), договор на оказание медицинских услуг и т.д.
Копии медицинских документов пациент вправе запросить в учреждении, где предоставлялась услуга. Это право гарантировано ст. 22 Закона № 323-ФЗ: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
6. Если пациент не получил медицинскую помощь или его здоровью был причинен вред, то следует обращаться в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности. Заявление подается в свободной форме с указанием обстоятельств происшедшего в отделение полиции или территориальный отдел Следственного комитета.
Как рассматриваются «медицинские дела» в суде?
Сложность рассмотрения таких дел связана с их спецификой. Суд не обладает специальными познаниями в медицине, и чтобы выявить нарушения, необходимо будет проведение судебно-медицинской экспертизы.
Вместе с тем имеются особенности, усиливающие позицию пациентов в суде. При рассмотрении таких дел суды применяют в том числе положения Закона о защите прав потребителей. Это дает дополнительную защиту пострадавшему. Суды исходят из того, что пациент является потребителем и не обладает специальными медицинскими познаниями, а медицинское учреждение – исполнителем, и оно должно предоставить потребителю полную и достоверную информацию о способах лечения и конкретной медицинской услуге. В противном случае права пациента будут считаться нарушенными, и медучреждение понесет за это ответственность. Это касается как обследования, так и лечения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
Медицинское учреждение может избежать ответственности только в том случае, если докажет, что его сотрудники все сделали правильно, т.е. отсутствие их вины. Если это сделать не удастся, учреждение должно будет возместить ущерб пациенту (п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Кроме того, если медицинская организация не возместила пациенту ущерб добровольно до суда, то она должна будет дополнительно выплатить пациенту 50% от присужденной суммы. Законом также предусмотрено взыскание неустойки, компенсации морального и материального вреда. Для обращения в суд уплачивать госпошлину не понадобится.
Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?
Если врач не исполнил свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство может сделать ему замечание, выговор или уволить.
Уголовным кодексом предусмотрена ответственность медицинского персонала в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, запрета заниматься медицинской деятельностью и лишения свободы.
К уголовной ответственности медика могут привлечь:
Юридическая справка: отказ от приема пациента
Алексей Некрасов, управляющий партнер юридической компании НКС Глобал, отвечает на распространенные юридические вопросы.
Многие аспекты работы врача строго регламентированы законодательством. В рубрике «Юридическая справка» нашего портала мы рассмотрим самые частые вопросы, касающиеся тонкостей взаимодействия врача и пациента. На них отвечает Алексей Некрасов, управляющий партнер юридической компании НКС Глобал.
Сегодня мы поговорим о том, в каких случаях врач может отказаться от приема пациента.
1) Имеет ли врач право отказать пациенту в приеме или лечении?
Согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач имеет право отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения при обязательном соблюдении двух условий:
— если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих;
— по согласованию с руководителем.
2) Прописаны ли в законе конкретные случаи, в которых врач может отказать пациенту?
Каких-либо конкретных случаев, при которых врач может отказаться от лечения больного, законодательство не содержит. Другими словами, врач может воспользоваться своим правом отказаться от лечения по любым основаниям при соблюдении обязательных условий. Так, например, врач может отказаться от лечения, если пациент не следует его предписаниям, не соблюдает внутренний распорядок и иные правила медицинского учреждения или врачу и пациенту не удалось установить терапевтическое сотрудничество.
3) Есть ли отличия при оказании платных медицинских услуг? Может ли врач платной медицинской организации отказать в приеме пациенту?
Основания для отказа от приема или лечения пациента в обоих случаях полностью идентичны. Разница лишь в том, что при оказании платных медицинских услуг пациент заключает договор оказания платных медицинских услуг с медицинским учреждением, в котором часто приведены те конкретные случаи, в которых врач может отказаться от лечения пациента.
4) Что будет с пациентом, если врач отказался от его приема или лечения?
В случае отказа врача медицинская организация обязана предоставить пациенту другого специалиста.
5) Каким образом положения законодательства об отказе от лечения соотносятся с этическими нормами в медицине?
Этические нормы не являются нормативно-правовыми актами, следовательно, не имеют юридической силы. Однако они играют важнейшую роль в определении принципов и ценностей в отношениях врача и пациента. Так, например, статья 7 Этического кодекса российского врача гласит, что врач может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту, в следующих случаях:
— если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
— данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;
— врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.
Иногда суды напрямую ссылаются в решениях на нормы Этического кодекса российского врача в обосновании своей позиции, но такие случаи являются единичными.
Обязанности пациентов и права врачей: тонкости
В условиях так называемой пациентоориентированности медицинская помощь воспринимается как услуга. А в сфере услуг, как известно, клиент всегда прав. Обилие прав пациентов и одновременно обязанностей врачей в наше время уже данность. Эта асимметричность вызывает вопрос: есть ли у врачей права, а у пациентов — обязанности? Попробуем разобраться.
Обязанности пациентов: не правом единым жив пациент!
Средства массовой информации время от времени будоражат разговоры о нарастающей в обществе проблеме «потребительского экстремизма», когда пациенты даже в условиях страховой медицины требуют от больниц сопоставимого с частным сектором уровня сервиса и внимания. Одновременно с этим растет число дискуссий об усилении ответственности пациентов за свое здоровье. Но так ли, что у пациентов нет обязанностей перед врачами?
Основные обязанности пациентов прописаны в ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). К ним относятся «общесоциальные» обязанности:
— необходимость заботиться о сохранении своего здоровья;
— проходить медицинские осмотры;
— проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Пациентам будет важно узнать, что за нарушение этих обязанностей предусмотрена ответственность, хотя часто и косвенная. Так, равнодушие к своему здоровью (а через него — и к здоровью окружающих) может повлечь за собой дисциплинарную и административную ответственность (например, за курение в неположенном месте согласно нормам Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).
За отказ от прохождения медицинских осмотров, а равно обследования и лечения может последовать отказ работодателя в допуске работника к работе (или отстранении его от работы) без начисления заработной платы на весь период отстранения. Это предусмотрено нормами ст. 8, 10, 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Лечиться же от заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также от инфекционных заболеваний (ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), настоятельно требует закон. За неисполнение таких требований контролирующие органы могут применить меры вплоть до принудительной госпитализации. Об этом говорит п. 1 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такое возможно как по инициативе главных санитарных врачей (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») или на основании решения суда, с привлечением полиции для доставления таких пациентов в стационар (п. 2, 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).
Существует целый блок «административных» обязанностей пациентов.
Так, пациенты должны соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ, в том числе режим работы, правила поведения, не использовать служебные телефоны в личных целях и проч., т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Неисполнение таких требований после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Это следует из ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.
Частным случаем таких правил является обязанность пациентов выписаться из больницы в связи с достижением положительного результата лечения. В отношении недееспособных пациентов такая обязанность возлагается на их родственников. При этом ЛПУ вправе обратиться в полицию за содействием в доставки пациента домой (если адрес известен) или в органы соцзащиты для размещения в интернате (если адрес не известен либо по показаниям) и в поликлинику — с сообщением об осуществлении курации (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Особая обязанность пациентов состоит в том, чтобы соблюдать правила поведения в больнице. Прямой ответственности за нарушение таких правил нет, но медики вправе внести в строку: «Отметки о нарушении режима» листа нетрудоспособности коды с 23 по 28. Величина выплат по такому больничному не будет превышать величину МРОТ на период таких выплат, что следует из требований п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Идя вразрез сложившимся стереотипам о потребительских экстремистах, пациенты обязаны соблюдать «медицинские» обязанности.
Так, после подписания информированного добровольного согласия (ИДС, о нем — ниже) пациенты обязаны сообщать врачу достоверную информацию о себе, об изменении состояния своего здоровья, выполнять предписания врача, т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Нарушение требований ИДС после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Об этом говорит ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.
Кроме этого, гражданский долг обязывает пациентов проявлять в общении с врачами уважение и такт. За унижение чести и достоинства врача пациента можно привлечь к административной ответственности (ст. 5.61 КоАП РФ).
Реализуя «организационные» обязанности, пациенты осуществляют выбор ЛПУ для получения помощи, а также участкового врача (врача общей практики, фельдшера), причем (за некоторыми исключениями) не чаще чем один раз в год (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н). Причем выбирать врача/фельдшера пациенты могут только при его на то согласии.
Такое же согласие требуется для замены пациентом лечащего врача (п. 8 Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н ).
Также существует обязанность пациентов оплачивать оказанные им (их представляемым) платные медицинские и сервисные услуги (Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). Это требование распространяется также и на иностранцев (Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186). ЛПУ вправе требовать возмещения пациентом фактически понесенных расходов, что следует из норм ст. 500, п. 1 ст. 782 ГК РФ.
Все эти обязанности несут совершеннолетние пациенты, а также эмансипированные граждане (т.е. признанные судом дееспособными — ст. 21, 27 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 56Семейного кодекса РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). За неисполнение несовершеннолетними пациентами обязанностей ответственность лежит на их законных представителях (это родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства). Об этом подробнее в ст. 19, 20, 54 Закона об охране здоровья.
Права врачей: мал золотник, да дорог!
Права врачей напрямую выходят из обязанностей пациентов.
Осуществляя медицинскую деятельность, врач наделен рядом прав, в частности, вправе устанавливать диагноз, а также обследовать и вести пациента, причем осуществлять это не только в силу приказа руководителя, но и по просьбе пациента. Это следует из п. 1 ч. 5 ст. 19, ч. 1 ст. 70 Закона об охране здоровья.
Однако сначала врач должен получить от пациента подписанное им информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона об охране здоровья). Это требование распространимо и на случаи оказания платных медицинских услуг (п. 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг). Подписание пациентом ИДС является обязательным началом взаимоотношений врача с пациентом. Если пациент не дал согласие на медицинское вмешательство (т.е. не подписал ИДС), врач вправе не оказывать ему медицинскую помощь (кроме случаев, предусмотренных законом).
Как пациент вправе отказаться от врача, так и лечащий врач может отказаться от пациента. Но если это не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Об этом говорит Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача. Перечень таких случаев закон не устанавливает, и требует от руководителя замены пациенту лечащего врача.
На лечащем враче лежит большая ответственность. Так, он вправе принимать решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина (его законного представителя) по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни совершеннолетнего дееспособного человека (ч. 5, п. 1, 2 ч. 9, ч. 10 ст. 20 Закона об охране здоровья).
Кроме этого, лечащий врач решает вопрос о медицинском вмешательстве при отказе одного из родителей (законного представителя) от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни (гл. 31.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Можно смело утверждать, что такие же права есть и у дежурных врачей, принимающих решения за лечащего врача (руководителя) в его отсутствие.
У дежурантов есть и специфические права: согласовывать назначенные пациенту лекарственные средства в случае отсутствия заведующего отделением, что следует из требований п. 25 Приложения 1 к Порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н.
Принимая во внимание специфику работы дежурантов, они имеют право на сон во время дежурства (за исключением тех, кто оказывает экстренную медицинскую помощь, письмо Минздрава СССР от 11.12.1954 № 02-19/21 «Об упорядочении организации труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях», а также совместное письмо Минздрава РСФСР от 06.09.1965 № 32/735 и Минфина РСФСР от 09.09.1965 № 08/977 «О дополнительных мероприятиях по экономии средств на заработную плату работникам здравоохранения»).
Есть у лечащего врача, в том числе дежуранта, свои «организационные» права, например, обращаться во врачебную комиссию и получать мнения консилиума врачей (ст. 48 Закона об охране здоровья ), а также оформлять пациентам листки нетрудоспособности сроком до 15 дней (п. 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
Что из всего этого следует?
Врачи и пациенты обладают набором взаимных прав и обязанностей.
Обязанности пациентов не позволяют разрастаться «потребительскому экстремизму», выявляя те сферы деятельности, где наряду с обязанностями у пациентов появляется и ответственность.
Права врачей хотя и узкие, тем не менее, во многом дублируют обязанности пациентов.
От сторон взаимоотношений требуется лишь правовая грамотность при реализации своих прав и обязанностей.
Врач отказал в приеме: что делать и куда жаловаться?
Каждый человек, обращаясь в медучреждение, предоставляющее услуги в рамках ОМС, рассчитывает получить адекватную и своевременную медицинскую помощь. Однако на практике пациенты государственных поликлиник нередко сталкиваются с отказами в приеме. Происходит это по разным причинам. Отказ может быть аргументирован тем, что в межсезонье больший, чем обычно наплыв пациентов и врачей на всех попросту не хватает и, заканчивая тем, что талонов нет, а в порядке «живой» очереди прием не ведется. Рассмотрим подробнее, может ли врач отказать в приеме человеку, обратившемуся за медицинской помощью.
Законодательная база — получение медицинской помощи.
Согласно Конституции, Россия это социальное государство, в котором жизнь и здоровье граждан представляют собой основные ценности, охраняемые нормами права.
Согласно ст. 41 КРФ, каждый гражданин вправе получить медпомощь в государственных и муниципальных больницах.
Причем оказывается она на безвозмездной основе, поскольку финансируется за счет средств соответствующих бюджетов и страховых взносов.
В 2011 году был принят закон №323-ФЗ « Об основах…».
Согласно п. 7 ст. 4 указанного нормативно-правового акта, принцип охраны здоровья заключается в том, что отказ в оказании медпомощи недопустим.
При этом в ст.11 прописано, что:
Из этого следует, что посредством программы госгарантий реализуются положения Конституции РФ, касающиеся охраны здоровья населения и предоставления бесплатной медпомощи.
Иными словами, любой отказ в предоставлении медицинских услуг пациенту, организацией, участвующей в системе ОМС, является незаконным.
Поскольку противоречит конституционным правам российских граждан на охрану здоровья и оказания им бесплатной медпомощи.
Таким образом, если врач отказывает в приеме без записи илипо любым другим причинам, его можно будет привлечь к ответственности. Это касается не только государственных, но и частных клиник.
Важно: врач коммерческой медицинской клиники также не вправе отказаться от клиента, если у организации есть возможность предоставить необходимую услугу.
В данном случае действует публичный договор на основании п.п.1,3 ст. 426 ГК РФ.
Если клиника уклоняется от заключения публичного договора с потребителем, клиент вправе принудить заключить через суд.
К тому же у потребителя будет возможность возместить причиненные ему убытки.
При обращении в частную клинику, где не нельзя использовать полис ОМС, лечение осуществляется по договору возмездного оказания услуг, что предусмотрено п.2 ст. 779 ГК РФ.
Соответственно врачебная помощь будет не бесплатной.
Что делать при отказе в приеме.
Если врач отказал в приеме ребенка или взрослого, возникает вопрос, как поступить в такой ситуации.
У человека, чьи права на получение медицинской помощи были нарушены, есть следующие варианты, чтобы наказать виновное лицо:
Вряд ли у пациента получиться зафиксировать факт отказа, получив от врача объяснение с указанием причины, по которой прием не состоялся.
Поэтому лучше всего приступить к организации проведения экспертизы. Ее целью является установление вреда, который стал результатом отказа в предоставлении медпомощи.
Написать жалобу на врача.
В том случае, если наличие вреда здоровью не подтвердиться, пациент все равно может направить жалобу главврачу медицинской организации.
По решению администрации учреждения, пациенту должно быть назначено необходимое ему лечение, а виновные лица должны быть наказаны.
Если же будет установлено, что вред был причинен, пациент может не ограничиться жалобой главврачу. В том и в другом случае он вправе обратиться в страховую компанию, телефон которой обозначен на полисе ОМС.
Страховая фирма, в свою очередь, сможет направить претензию к медицинской организации, которая отказала в обслуживании пациенту. В претензии будет указано требование о возмещении вреда.
Кроме жалобы главврачу и в страховую фирму, пациент вправе обратиться в Минздрав, прокуратуру и в Роспотребнадзор.
Кроме того, если в результате бездействия медработников возник вред здоровью, например, утрата трудоспособности, пострадавший может направить иск в суд.
При этом истец должен помнить, что любые аргументы в иске должны опираться на доказательства. К слову, доказательством наступления вреда будет служить заключение эксперта.
Вместе с компенсацией вреда истец сможет требовать деньги за моральные издержки, траты на юристов.
В связи с чем, обычно администрация медучреждения стремиться решить разногласия с пациентом в досудебном порядке.
Причины, по которым врач вправе не принимать пациента.
Лишь в исключительных случаях и при соблюдении определенных условий врач имеет право отказать в приеме.
Так, из ч. 3 ст. 70 закона №323-ФЗ, следует, что лечащий врач может отказать пациенту, в том числе и при проведении аборта, предварительно согласовав это с руководителем медучреждения.
Но это можно сделать только в том случае, если отказ доктора не поставит под угрозу жизнь пациента и здоровье окружающих.
Также медучреждение будет обязано заменить лечащего врача.
В любом случае, отказ доктора в приеме не должен противоречить правам, гарантированным Конституцией РФ.
Заключение.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет пациенту множество инструментов для защиты его прав на охрану здоровья и получения медпомощи.
В том случае, если ему отказано в оказании медицинских услуг, следует, прежде всего, обратиться к главврачу медучреждения, возможно, решить вопрос удастся без привлечения надзорных органов и суда.
Следует помнить, что при соблюдении перечисленных выше условий доктор вправе отказать в приеме, но при этом пациент не должен остаться без медицинской помощи.