География, история, химия, физика, биология, иностранный язык
15 марта − 21 мая 2021
4 класс
Русский язык (часть 1 и часть 2), математика, окружающий мир
5 класс
Математика, русский язык, история, биология
6 класс
Русский язык, математика
7 класс
Русский язык, математика, биология, география, физика, история, обществознание
8 класс
Русский язык, математика
6 класс
География, история, биология, обществознание (для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора)
8 класс
Биология, физика, география, история, химия, обществознание (для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора)
1 апреля − 21 мая 2021
7 класс
Иностранный язык
НАЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» — оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Вариант проверочной работы состоит из 13 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.
Задания 1, 2, 5, 7, 10, 12, 13 основаны на изображениях конкретных объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач.
ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО БИОЛОГИИ
Всего заданий — 13; из них по уровню сложности: Б — 9; П — 4. Максимальный балл за работу — 35 балла. Общее время выполнения работы — 60 мин.
Уровни сложности заданий: Б — базовый; П — повышенный.
№ задания
Проверяемые требования (умения)
Блоки ПООП НОО/ выпускник научится / получит возможность научиться
Уровень сложности задания
Максимальный балл за выполнение задания
Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах)
1
Зоология — наука о животных. Методы изучения животных. Роль зоологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей
Владеть: системой биологических знаний — понятиями, законномерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки
Б
2
3
2
Классификация животных. Значение животных в природе и жизни человека
Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты
Б
5
6
3
Простейшие и беспозвоночные животные. Хордовые животные.
Использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач
Б
2
2
4
Общие свойства организмов и их проявление у животных
Осуществлять классификацию биологических объектов (животные, растения, грибов) по разным основаниям
Б
4
5
5
Значение простейших и беспозвоночных животных в жизни человека
Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека; знать и аргументировать основные правила поведения в природе
Б
3
5
6
Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов
Б
2
3
7
Беспозвоночные животные. Хордовые животные
Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
Б
1
1
8
Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения
П
4
6
9
Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач
П
2
5
10
Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
П
3
5
11
Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
Б
1
1
12
Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Ориентироваться в системе познавательных ценностей: воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах; критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации
П
3
7
13
Значение хордовых животных в жизни человека
Описывать и использовать приемы содержания домашних животных, ухода за ними
Б
3
6
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ
Полный правильный ответ на задание 1 оценивается в 2 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 2 оценивается в 5 баллов: части 2.1, 2.2, 2.4 — по 1 баллу за каждое задание — в сумме 3 балла; часть 2.3 — 2 балла, если допущена одна ошибка (перестановка местами двух ответов).
Полный правильный ответ на задание 3 оценивается в 2 балла; 1 балл ставится, если допущена одна ошибка.
Полный правильный ответ на задание 4 оценивается в 4 балла: часть 4.1 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка; часть 4.2 оценивается в 2 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 5 оценивается в 3 балла: часть 5.1 оценивается в 1 балл; часть 5.2 оценивается в 2 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 6 оценивается в 2 балла: части 6.1 и 6.2 оцениваются по 1 баллу.
Правильный ответ на задание 7 оценивается в 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 8 оценивается в 4 балла: часть 8.1 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка; часть 8.2 оценивается в 2 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 9 оценивается в 2 балла; 1 балл ставится, если допущена одна ошибка.
Полный правильный ответ на задание 10 оценивается в 3 балла: часть 10.1 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка; часть 10.2 оценивается в 1 балл в соответствии с критериями.
Правильный ответ на задание 11 оценивается в 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 12 оценивается в 3 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 13 оценивается в 4 балла: часть 13.1 оценивается в 1 балл; часть 13.2 — в 2 балла в соответствии с критериями.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкал
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
0–12
13–20
21–28
29–35
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
География, история, химия, физика, биология, иностранный язык
15 марта − 21 мая 2021
4 класс
Русский язык (часть 1 и часть 2), математика, окружающий мир
5 класс
Математика, русский язык, история, биология
6 класс
Русский язык, математика
7 класс
Русский язык, математика, биология, география, физика, история, обществознание
8 класс
Русский язык, математика
6 класс
География, история, биология, обществознание (для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора)
8 класс
Биология, физика, география, история, химия, обществознание (для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора)
1 апреля − 21 мая 2021
7 класс
Иностранный язык
НАЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс биологии на базовом уровне.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Каждый вариант Всероссийской проверочной работы включает в себя 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Задания 1, 2, 4, 11, 14 содержат изображения, являющиеся основанием для поиска верного ответа или объяснения.
Задания 2, 4, 6, 11, 13 предполагает выбор либо создание верных суждений, исходя из контекста задания.
Задания 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 требуют от учащихся умений работать с графиками, схемами и табличным материалом.
Задания 6, 8, 9, 10, 12 представляют собой элементарные биологические задачи.
Всероссийская проверочная работа состоит из шести содержательных блоков. Содержание блоков направлено на проверку сформированности базовых биологических представлений и понятий, правил здорового образа жизни.
В проверочной работе контролируется также сформированность у учащихся 11 классов различных общеучебных умений и способов действий: использовать биологическую терминологию; распознавать объекты живой природы по описанию и рисункам; объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (таблица, график, схема); устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, синтез; формулировать выводы; решать качественные и количественные биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни.
В таблице приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса биологии.
Содержательные блоки
Количество заданий
Биология как наука. Методы научного познания
3
Клетка
2
Организм
1
Вид
2
Экосистемы
2
Организм человека и его здоровье
4
ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО БИОЛОГИИ
Всего заданий — 16; из них по уровню сложности: Б — 12; П — 4. Максимальный балл за работу — 30 баллов. Общее время выполнения работы — 90 мин.
Уровни сложности заданий: Б — базовый (примерный уровень выполнения — 60—90%); П — повышенный (40—60%).
№ задания
Проверяемые элементы содержания
Уровень сложности задания
Максимальный балл за выполнение задания
1
Биология как наука. Методы научного познания
Б
2
2
Экосистемы
П
6
3
Общие биологические процессы
Б
1
4
Биология как наука. Методы научного познания
Б
1
5
Биология как наука. Уровни организации живого
Б
2
6
Организм человека и его здоровье
Б
2
7
Организм человека и его здоровье
Б
2
8
Организм человека и его здоровье
Б
1
9
Организм
Б
2
10
Организм человека и его здоровье
Б
2
11
Клетка, организм, организм человека и его здоровье
П
3
12
Клетка
Б
3
13
Вид
П
3
14
Вид
Б
2
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ
Правильно выполненная работа оценивается в 32 балла. Правильный ответ на каждое из заданий 1.1–1.2, 3, 4, 6.1–6.2, 8, 10.1–10.2, 11.1, 12.1–12.3 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2.1–2.2, 5, 7, 9 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки — 0 баллов.
Правильный ответ на задания 2.3, 11.2, 13 и 14 оценивается в 2 балла, на задание 13 оценивается в 3 балла в соответствии с критериями оценивания.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл — от нуля до максимального балла.
Уровень сложности заданий
Количество заданий
Максимальный балл
Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 30
Базовый
11
20
63
Повышенный
3
12
37
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкал
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
0–10
11–17
18–24
25–32
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Дополнительные материалы и оборудование не используются. Разрешено использование калькулятора.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Какой процесс изображен на рисунке?
Как называется упрощение уровня организации организма?
Некоторый процесс изображен на рисунке.
Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания ежа обыкновенного.
1) плотоядное животное
2) консумент I или II порядка
4) растительноядное животное
5) всеядное животное
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лисица, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.
Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень лягушки при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 200 000 кДж. Поясните свои расчёты.
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.
Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота азота в природе. Укажите название оболочки земли, обозначенной вопросительным знаком.
Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции, а по оси y — интенсивность обмена веществ). Ответьте на следующий вопрос: как изменяется интенсивность обмена от длины беговой дистанции?
Установите последовательность этапов формирования условного рефлекса у собаки, начиная с первого.
1) появление очага возбуждения при включении лампочки
2) сочетание включения лампочки и предложения лакомства с последующим слюноотделением у собаки
3) исключение безусловного стимула (лакомства)
4) слюноотделение при включении лампочки
5) появление очага возбуждения при получении лакомства и слюноотделение
6) многократное повторение
Запишите соответствующую последовательность цифр.
Около 80% холестерина (примерно 1 г в день) вырабатывается в печени, остальная часть поступает из продуктов, которые мы употребляем.
Холестерин укрепляет мембрану клетки, преобразуется в желчную кислоту, которая помогает в расщеплении жиров в кишечнике, способствует образованию в организме витамина D и гормонов — тестостерона у мужчин и эстрогена у женщин.
Продукты
Количество холестерина, г/100 г продукта
Продукты
Количество холестерина, г/100 г продукта
Молоко пастеризованное
0,01
Сосиски (1 сосиска — 40 г)
0,04
Творог нежирный
0,04
Колбаса варёная
0,07
Сыр голландский
0,51
Яйцо куриное (1 яйцо — 50 г)
0,57
Масло сливочное
0,18
Треска
0,03
Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина, которое человек получил во время завтрака, если в его рационе было: 160 г нежирного творога, 30 г голландского сыра, 180 г пастеризованного молока. Ответ округлите до сотых.
Что является мономерами белков?
Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер названия каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Ивану всегда хотелось иметь лицо квадратной формы, как у папы. Но у него лицо круглой формы, как у мамы (рецессивный признак (а)). Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.
Ответы занесите в таблицу.
Вера решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё третья группа крови. Вера знает, что у её матери первая группа крови.
Группа крови отца
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Группа крови матери
Ⅰ(0)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А) Ⅰ(0)
Ⅲ(В) Ⅰ(0)
Ⅱ(А) Ⅲ(В)
Группа крови ребенка
Ⅱ(А)
Ⅱ(А) Ⅰ(0)
Ⅱ(А) Ⅰ(0)
любая
Ⅱ(А) Ⅲ(В) Ⅳ(АВ)
Ⅲ(В)
Ⅲ(В) Ⅰ(0)
любая
Ⅲ(В) Ⅰ(0)
Ⅱ(А) Ⅲ(В) Ⅳ(АВ)
Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А) Ⅲ(В)
Ⅱ(А) Ⅲ(В) Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А) Ⅲ(В) Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А) Ⅲ(В) Ⅳ(АВ)
Какой группы может быть кровь у отца Веры? Укажите все возможные варианты.
Вера решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё третья группа крови. Вера знает, что у её матери первая группа крови.
Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Вера быть донором крови для своей матери.
Рассмотрите рисунок вируса. Как называется изображенный вирус?
Какой синдром вызывает данный вирус?
Какая молекула кодирует генетическую информацию данного вируса?
Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:
Определите последовательность белка, информация о котором содержится в данной иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода
Таблица генетического кода (и-РНК)
основание
Второе основание
Третье
основание
У
Ц
А
Г
У
Фен
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:
Определите последовательность белка, если в иРНК произвести замену первого нуклеотида в 4 кодоне на гуанин. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода
Таблица генетического кода (и-РНК)
основание
Второе основание
Третье
основание
У
Ц
А
Г
У
Фен
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Белок (с нуклеотидной заменой):
При расшифровке генома кукурузы было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с цитозином составляет 30%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с аденином.
Объясните, руководствуясь этой схемой, образование различных видов люцерны: Люцерна серповидная, растущая у подножия горы, и Люцерна клейкая, растущая выше по склону.
Согласно современной эволюционной теории существует два способа видообразования. Данные способы представлены на схеме.