Впп что это в авиации
Взлетно-посадочная полоса
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным (ИВПП) или грунтовым (ГВПП) покрытием, предназначенную для обеспечения взлёта и посадки летательных аппаратов (ЛА). [1]
Содержание
Обозначение и размеры
Взлётно-посадочные полосы нумеруются согласно магнитному курсу, на котором они расположены. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП имеет магнитный курс 72°. Соответственно, её обозначение — ВПП 07. Следует отметить, что любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.
В более крупных аэропортах строят 2 или более ВПП. Часто они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — Л (левая), Ц (центральная) и П (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 133°/313°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13/31Л, ВПП 13/31Ц и ВПП 13/31П. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8л/8п/9л/9п.
В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».
Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5 км в длину и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для малой, спортивной авиации. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.
Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.
Освещение ВПП
Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы — обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости.
Освещение ВПП (ОВИ — огни высокой интенсивности) представляет из себя световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно курса ВПП. Торец полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определенной последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.
Группы сигнальных огней:
Разметка ВПП
Разметка необходима прежде всего для наиболее точной и, следовательно, безопасной посадки самолёта на полосу. Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на автодорогах.
Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии.
Активная (рабочая) полоса
Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и(или) посадок воздушных судов в данный момент времени.
Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что самолёт не в состоянии производить посадку или взлёт с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (кроме абсолютного штиля, разумеется) — это взлёт/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолёта. Поэтому при совершении процедур взлёта и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к «против ветра», тем лучше.
В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско пара параллельных между собой взлётно-посадочных полос расположена перпендикулярно другой паре. А в крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — 6 ВПП в трёх разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определенную опасность.
В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07П/25Л используют в основном только для взлёта, а 07Л/25П — для посадки.
От 1 до 36: что означают огромные цифры на взлетно-посадочной полосе аэропорта
Несмотря на наличие диспетчерской службы и современных навигационных приборов, взлетно-посадочная полоса в аэропортах всегда снабжена сразу несколькими знаками, которые сообщают важную информацию пилотам. Наиболее заметными являются огромные цифры в диапазоне от 1 до 36, расположенные с двух сторон полосы, и которые никогда не совпадают друг с другом. Это не порядковый номер аэропорта или самой полосы, как можно подумать с первого взгляда. Полосы с одинаковыми цифровыми обозначениями существуют в разных странах по всему миру. Сегодня мы расскажем, что означают эти цифры, а также другие знаки разметки на полосе взлета и посадки.
Двузначные цифры, которые имеются с каждой стороны на любой взлетно-посадочной полосе (ВПП), обозначают ее расположение относительно магнитного полюса нашей планеты, а точнее относительно магнитного курса. Магнитный курс определяется по направлению силовых линий магнитного поля в данной точке земного шара. И поскольку расположение географического Северного полюса и магнитного не совпадают, то этот показатель отличается на несколько градусов от направления относительно географического Северного полюса.
Итак, цифры на полосе связаны с направлением взлетно-посадочной полосы относительно магнитного полюса планеты. Само направление измеряется в градусах, от 0º до 360º, но для удобства эти значения округляют до десятков, и получается, что если направление полосы соответствует 80º, то на ней будет нанесена цифра 08, если 140º, то будет стоять цифра 14 и так далее. Цифры визуально хорошо различимы с большой высоты, так как имеют размеры 3×9 метров.
Если смотреть на полосу с разных сторон, то это направление будет различно и отличается ровно на 180º, а в цифровом выражении — на 18. По этой причине и цифры на разных концах ВПП никогда не совпадают: если на одном конце стоит 12, то на противоположном будет 30. Если посадочные полосы находятся в разных странах и частях планеты, но имеют одинаковое расположение относительно магнитного полюса Земли, то цифры на их поверхности будут совпадать. Если на территории крупного аэропорта имеется несколько полос для взлета и посадки, то к цифровой маркировке добавляется буквенная: L-левая полоса, R-правая полоса и С-центральная полоса.
Кроме цифр в начале ВПП всегда имеются полосы, внешне напоминающие пешеходную зебру. Эти полосы, а точнее их количество, отсчитываемое от центральной линии, позволяет пилоту определить ширину полосы. Если маркировка состоит из 4-х полос, то ширина ВПП составляет 18 метров, 6 полос — 23 метра, 8 полос — 30 метров, и так далее. Чем больше количество полос, тем больше у пилота возможностей для маневров, например, в случае посадки в сложных метеоусловиях.
На каждой ВПП также можно увидеть маркер прицельной точки посадки, который позволяет пилотам сориентироваться относительно места посадки воздушного судна.
Порог ВПП
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным (ИВПП) или грунтовым (ГВПП) покрытием, предназначенную для обеспечения взлёта и посадки летательных аппаратов (ЛА). [1]
Содержание
Обозначение и размеры
Взлётно-посадочные полосы нумеруются согласно магнитному курсу, на котором они расположены. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП имеет магнитный курс 72°. Соответственно, её обозначение — ВПП 07. Следует отметить, что любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.
В более крупных аэропортах строят 2 или более ВПП. Часто они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — Л (левая), Ц (центральная) и П (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 133°/313°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13/31Л, ВПП 13/31Ц и ВПП 13/31П. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8л/8п/9л/9п.
В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».
Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5 км в длину и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для малой, спортивной авиации. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.
Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.
Освещение ВПП
Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы — обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости.
Освещение ВПП (ОВИ — огни высокой интенсивности) представляет из себя световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно курса ВПП. Торец полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определенной последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.
Группы сигнальных огней:
Разметка ВПП
Разметка необходима прежде всего для наиболее точной и, следовательно, безопасной посадки самолёта на полосу. Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на автодорогах.
Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии.
Активная (рабочая) полоса
Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и(или) посадок воздушных судов в данный момент времени.
Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что самолёт не в состоянии производить посадку или взлёт с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (кроме абсолютного штиля, разумеется) — это взлёт/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолёта. Поэтому при совершении процедур взлёта и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к «против ветра», тем лучше.
В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско пара параллельных между собой взлётно-посадочных полос расположена перпендикулярно другой паре. А в крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — 6 ВПП в трёх разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определенную опасность.
В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07П/25Л используют в основном только для взлёта, а 07Л/25П — для посадки.
Впп что это в авиации
Содержание
История [ править ]
В январе 1919 года пионер авиации Орвилл Райт подчеркнул необходимость «четко обозначенных и тщательно подготовленных мест для приземления, [но] подготовка поверхности достаточно ровной поверхности [является] дорогостоящим мероприятием [и] также потребуются постоянные расходы на содержание «. [2]
Заголовки [ править ]
Именование [ править ]
Буквенный суффикс [ править ]
Перенумерация [ править ]
Обозначения взлетно-посадочных полос могут со временем меняться, потому что магнитные линии Земли медленно дрейфуют по поверхности и меняется магнитное направление. В зависимости от местоположения аэропорта и степени смещения может потребоваться изменение обозначения взлетно-посадочной полосы. Поскольку взлетно-посадочные полосы обозначаются заголовками, округленными до ближайшего 10 °, это влияет на одни взлетно-посадочные полосы раньше, чем на другие. Например, если магнитный курс взлетно-посадочной полосы равен 233 °, он обозначается как ВПП 23. Если магнитный курс изменяется вниз на 5 градусов до 228 °, ВПП остается ВПП 23. Если, с другой стороны, исходный магнитный курс был 226 ° (ВПП 23), а курс уменьшился всего на 2 градуса до 224 °, взлетно-посадочная полоса становится ВПП 22. Поскольку магнитный дрейф сам по себе медленный, изменение обозначения ВПП является редкостью и не приветствуется, поскольку требует сопутствующего изменения ваэронавигационные карты и описательные документы. Когда обозначение взлетно-посадочной полосы действительно меняется, особенно в крупных аэропортах, это часто делается ночью, потому что знаки рулежных дорожек должны быть изменены, а огромные числа на каждом конце взлетно-посадочной полосы необходимо перекрасить в новые обозначения взлетно-посадочной полосы. Например, в июле 2009 года лондонский аэропорт Станстед в Соединенном Королевстве изменил обозначение взлетно-посадочной полосы с 23 мая на 22 апреля в ночное время.
Заявленные расстояния [ править ]
Доступные взлетно-посадочные дистанции указаны с использованием одного из следующих терминов:
Разделы [ править ]
Существуют стандарты разметки взлетно-посадочных полос. [21]
Разметка взлетно-посадочной полосы [ править ]
На большинстве крупных взлетно-посадочных полос есть разметка и знаки. На больших взлетно-посадочных полосах есть знак оставшегося расстояния (черный ящик с белыми цифрами). Этот знак использует одно число, чтобы указать оставшееся расстояние до взлетно-посадочной полосы в тысячах футов. Например, цифра 7 означает, что осталось 7000 футов (2134 м). Порог взлетно-посадочной полосы обозначен линией зеленых огней.
Есть три типа взлетно-посадочных полос:
Водные пути могут быть немаркированы или отмечены буями с морскими обозначениями. [25]
Национальные варианты [ править ]
Освещение [ править ]
Технические характеристики [ править ]
Освещение взлетно-посадочной полосы используется в аэропортах для использования в ночное время и в условиях плохой видимости. Если смотреть с воздуха, огни взлетно-посадочной полосы образуют контур взлетно-посадочной полосы. Взлетно-посадочная полоса может иметь некоторые или все из следующего: [27]
Боковые огни должны быть расположены так, чтобы:
Управление системой освещения [ править ]
Безопасность [ править ]
Типы инцидентов, связанных с безопасностью ВПП, включают:
Тротуар [ править ]
При проектировании дорожного покрытия берутся отверстия для определения состояния земляного полотна, и на основе относительной несущей способности земляного полотна устанавливаются технические характеристики. Для тяжелых коммерческих самолетов толщина покрытия, независимо от его верхней поверхности, варьируется от 10 дюймов (250 мм) до 4 футов (1 м), включая земляное полотно.
Поверхность тротуара [ править ]
Подземный дренаж дорожного покрытия и нижние дренажи [ править ]
Поддренажный грунт помогает продлить срок службы и обеспечить отличные и надежные характеристики покрытия. В аэропорту Хартсфилд Атланта, штат Джорджия, нижние дренажи обычно состоят из траншей шириной 18 дюймов и глубиной 48 дюймов от верха тротуара. На дно канавы кладут перфорированную пластиковую трубку (диаметром 15 см). Канавы засыпаны щебнем размером с гравий. [32] Избыточная влажность под бетонным покрытием может вызвать перекачивание, растрескивание и разрушение стыков. [33]
Коды типов поверхности [ править ]
В авиационных картах тип поверхности обычно сокращается до трехбуквенного кода.
Сокращение | Смысл |
---|---|
ASP | Асфальт |
КУСОЧЕК | Битумный асфальт или гудронированное шоссе |
BRI | Кирпичи (больше не используются, залиты асфальтом или бетоном) |
CLA | Глина |
COM | Композитный |
ПРОТИВ | Конкретный |
КС | Композитный |
COR | Коралл (мелкие измельченные коралловые рифовые конструкции) |
GRE | Градуированная или скатанная земля, трава на градуированной земле |
GRS | Трава или земля не отсортированы и не прокатаны |
GVL | Гравий |
ЛЕД | Лед |
LAT | Латерит |
MAC | Макадам |
PEM | Частично бетон, асфальт или щебень с битумом |
PER | Постоянная поверхность, детали неизвестны |
PSP | Матовое покрытие Marston (получено из перфорированной стальной обшивки) |
SAN | Песок |
SMT | Sommerfeld Tracking |
SNO | Снег |
U | Неизвестная поверхность |
WAT | Вода |
Длина [ править ]
Самолет, взлетающий на большей высоте, должен делать это с уменьшенным весом из-за уменьшения плотности воздуха на больших высотах, что снижает мощность двигателя и подъемную силу крыла. Самолет также должен взлетать с уменьшенным весом в более жарких или более влажных условиях (см. Высоту по плотности ). Большинство коммерческих самолетов имеют таблицы изготовителей, в которых указаны настройки, необходимые для данной температуры.
Диаграммы роз ветров оказались очень полезными в настоящее время при проектировании взлетно-посадочной полосы аэропорта.
В Индии теперь чаще выполняются рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО). При посадке выполняется только поправка на высоту для длины ВПП, тогда как при взлете учитываются все виды поправок. [34]
Самая длинная в мире взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием в аэропорту Камдо Бамда в Тибете (Китай) имеет общую длину 5 500 м (18 045 футов).
взлётно-посадочная полоса
Полезное
Смотреть что такое «взлётно-посадочная полоса» в других словарях:
Взлётно-посадочная полоса — ВПП 31 аэропорта Рузине, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и об … Википедия
взлётно-посадочная полоса — Лётная полоса. взлётно посадочная полоса (ВВП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы (см. рис.), взлётно посадочная полоса представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной… … Энциклопедия «Авиация»
взлётно-посадочная полоса — Лётная полоса. взлётно посадочная полоса (ВВП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы (см. рис.), взлётно посадочная полоса представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной… … Энциклопедия «Авиация»
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — участок аэродрома, специально оборудованный для взлёта и посадки самолётов. Может иметь искусственное покрытие (бетон, асфальт и др.) или быть грунтовой … Словарь военных терминов
полоса взлётно-посадочная — Центральная часть лётной полосы с искусственным покрытием и радио и светосигнальным оборудованием, служащая для посадки и взлёта самолётов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты,… … Справочник технического переводчика
ПОЛОСА ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНАЯ — центральная часть лётной полосы с искусственным покрытием и радио и светосигнальным оборудованием, служащая для посадки и взлёта самолётов (Болгарский язык; Български) писта за излитане и кацане (Чешский язык; Čeština) vzletová a přistávací dráha … Строительный словарь
ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНЫЙ — ВЗЛЁТНО ПОСАДОЧНЫЙ, ая, ое. Предназначенный для взлёта и посадки летательных аппаратов. Взлётно посадочная полоса. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Взлетно-посадочная полоса — ВПП 31 аэропорта Рузыне, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным… … Википедия
Полоса — Полоса: Содержание 1 В технике 2 В военном деле 3 В географии … Википедия
Взлётная полоса (фильм) — Эта статья про фильм; о взлётно посадочной полосе см.: Взлётно посадочная полоса. Взлётная полоса La Jetée … Википедия