Возвращение филарета о чем произведение
Анализ песни «Возвращение Филарета», по плану. 1) к какому периоду относится песня? в какое вре…
Анализ песни «Возвращение Филарета», по плану.
1) к какому периоду относится песня? в какое время и кем она записана?
2)какова основная тема песни? какие события послужили для неё основой?
3)кто лирический персонаж песни? насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения?
4)имеются ли в тексте песни повторы? какие слова (словосочетания) повторяются и для какой идеи?
5)имеются ли характерные признаки жанра исторической песни? (например, песня-плач, солдатская )? вчём они проявляются?
6)какова основная идея песни? приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно
1) К какому периоду относится песня? В какое время и кем она записана?
Историческая песня относится к 17 веку,времена правления царя Михаила Фёдоровича Романова.Песня относится к временам древнерусской литературе,когда автор не указывался,поэтому он неизвестен.
2)Какова основная тема песни? Какие события послужили для неё основой?
Основная тема песни-прославление царя,благодарность Богу за возвращение из плена отца царя и многих людей.При подписании договора с польским королём Сигизмундом III под Смоленском в 1611 году,Филарет был арестован,за неподписание и несогласие с условиями поляков.
3)Кто лирический персонаж песни? Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения?
«С собою он вывез много князей-бояр,
Ещё он вывез государева боярина,
Князя Михаила Борисовича Шеина».
Освобождение пленников говорит о характере царя, неподкупный, заботливый и мудрый.Портрет дан общий-ждали Филарета и встречали его все,возвращение,как благо для всей Руси.
4)Имеются ли в тексте песни повторы? Какие слова (словосочетания) повторяются и для какой идеи?
Повторы усиливают смысл и делают акцент на главном,по мнению автора:»А пошли,А пети,А батюшка».Для усиления картины,автор использует параллелизм:»Не красное солнышко катилося, пошёл государь православный царь.»Православный царь-постоянный эпитет,показана набожность Филарета и царя,благочестие и праведность:
«Не пошли они в хоромы царские,
А пошли оне к Пречистой соборной
А пети честных молебенов.»
5)Имеются ли характерные признаки жанра исторической песни?В чём они проявляются?
В песне упомянуты реальные исторический личности,описаны реальные события.Используется динамичное повествования, характерное для исторической песни,лиро-эпическая форма повествования, живая речь разговорная речь и народные взгляды на событие-всё это признаки исторической песни.
6)Какова основная идея песни? Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.
Возвращение Филарета 1
Съезжалися многий князи-бояра,
Князи-бояра и многая власти
Ко сильному царству Московскому:
Хотят встречать Филарета Микитича.
Из славного града каменной Москвы
Не красное солнышко катилося,
Пошёл государь православный царь
Встрсчати своего батюшка,
Государя Филарета Микитича;
С государем пошёл его дядюшка
Иван Микитич боярин 5 :
«Дай, Споди, здоров был государь мой батюшко,
А батюшко государь Филарет Никитич!»
А как будут one в каменной Москве,
Не пошли оме в хоромы царские,
А пошли оме к Пречистой соборной
А пети честных молебенов.
Благословлял своего чада милого:
«И дай Господи, здоров был православный царь,
Князь великий Михайло Фёдорович,
А ему сдержати царство Московское
И вся земля святорусская!»
Разин и девка-астраханка
Уж вы горы мои, горы,
Прикажите-ка вы, горы,
Под собой нам постояти;
Нам не год-то годовати,
Не неделюшку стояти —
Одну ночку ночевати,
И тою всю нам не спати,
Легки ружья заряжати,
Чтобы Астрахань нам город
В глуху полночь проехать,
Чтоб никто нас не увидел,
Чтоб никто нас не услышал.
Как увидел и услышал
Астраханский воевода,
Приказал же воевода
Сорок пушек заряжати,
В Стеньку Разина стреляти.
«Ваши пушки меня не возьмут,
Легки ружьецы не проймут,
Уж как возьмет ли, не возьмёт
Астраханская девка Маша».
По бережку Маша ходит,
Шёлковым платочком машет.
Шёлковым платком махала,
Стеньку Разина прельщала.
Стеньку Разина прельстила,
К себе в гости заманила,
За убран стол посадила,
Пивом, мёдом угостила
И допьяна напоила,
На кровать спать положила
И начальству объявила.
Как пришли к нему солдаты,
Солдатушки молодые,
Что сковали руки, ноги
Железными кандалами,
Посадили же Стеньку
Во железную клетку,
Три дни по Астрахани возили,
Три дни с голоду морили.
Попросил же у них Стенька
Хоть стакан воды напиться
И во клетке окатиться.
Он во клетке окатился —
И на Волге очутился.
Для вас, любознательные
Песня «Разин и девка-астраханка» вошла в книгу «Народные исторические песни» (М.; Л., 1962), подготовленную к изданию Б.Н. Путиловым.
Слава «заговорённого», непобедимого воина, которому помогают сверхъестественные силы, сопутствовала Разину ещё при жизни. Одною из причин этого была поразительная лёгкость его побед, а также то огромное, поистине магическое воздействие, которое оказывали на народ его воззвания. Крупнейшие волжские города сдавались ему без единого выстрела, многочисленные отряды царских войск переходили на его сторону по первому его слову. В ряду легенд о Разине имеется и романтический эпизод с девкой-астраханкой, эпизод, который проник в разинский фольклор, по-видимому, в сравнительно поздние времена, когда образ Разина уже утратил исторические черты и стал восприниматься как обобщённый образ удалого разбойника.
Солдаты освобождают Смоленск
Вопросы и задания
1 Филарет (Романов Фёдор Никитич; ок. 1554/55—1633) — патриарх, отец царя Михаила Фёдоровича, боярин.
2 Михаил Фёдорович Романов (1596—1645) 21 февраля 1613 г. на Земском соборе был назван в качестве претендента на российский престол. Въезд Филарета происходил 14 июня 1619 г.
4 Михаил Борисович Шеин (ок. 1573—1634) — воевода, видный государственный деятель России. В 1596 г. принимал участие в походе Бориса Годунова против крымского хана. 13 1609—1611 гг. возглавлял оборону Смоленска от поляков. В июне 1611 г., раненный, был взят в плен. Находился в числе обмененных русских.
7 Пётр Михайлович Волконский (1776—1852) — генерал-фельдмаршал, светлейший князь, участвовал в боях при Березине.
8 Ко Смоленску приступили. — Русские войска вступили в Смоленск в начале ноября 1812 г. без боёв, преследуя отступающего противника.
Анализ песни «Возвращение Филарета», по плану.1) к какому периоду относится песня?
Анализ песни «Возвращение Филарета», по плану.
1) к какому периоду относится песня? в какое время и кем она записана?
2)какова основная тема песни? какие события послужили для неё основой?
3)кто лирический персонаж песни? как подробно изображены его нрав, портрет, детали поведения?
4)имеются ли в тексте песни повторы? какие слова (словосочетания) повторяются и для какой идеи?
5)имеются ли отличительные признаки жанра исторической песни? (к примеру, песня-плач, солдатская )? вчём они появляются?
6)какова основная мысль песни? приведите из текста строчки, слова, словосочетания, в которых мысль выражена более ясно, точно
1) К какому периоду относится песня? В какое время и кем она записана?
Историческая песня относится к 17 веку,времена правления царя Михаила Фёдоровича Романова.Песня относится к временам древнерусской литературе,когда создатель не указывался,поэтому он безызвестен.
2)Какова главная тема песни? Какие события послужили для неё основой?
Главная тема песни-прославление короля,признательность Всевышнему за возвращение из плена отца короля и многих людей.При подписании уговора с польским королём Сигизмундом III под Смоленском в 1611 году,Филарет был арестован,за неподписание и несогласие с условиями поляков.
3)Кто лирический персонаж песни? Насколько досконально изображены его нрав, портрет, детали поведения?
«С собою он вывез много князей-бояр,
Ещё он вывез государева боярина,
Князя Миши Борисовича Шеина».
Освобождение пленников разговаривает о нраве короля, неподкупный, попечительный и мудрый.Портрет дан общий-ожидали Филарета и встречали его все,возвращение,как благо для всей Руси.
4)Имеются ли в тексте песни повторы? Какие слова (словосочетания) повторяются и для какой идеи?
Повторы усиливают смысл и делают акцент на главном,по воззренью автора:»А пошли,А пети,А батюшка».Для усиления картины,автор употребляет параллелизм:»Не красноватое солнышко катилося, пошёл сударь православный король.»Православный король-неизменный эпитет,показана набожность Филарета и короля,благочестие и праведность:
«Не пошли они в хоромы царские,
А пошли оне к Пречистой соборной
А пети правдивых молебенов.»
5)Имеются ли отличительные признаки жанра исторической песни?В чём они появляются?
В песне упомянуты реальные исторический личности,описаны реальные события.Употребляется динамичное повествования, отличительное для исторической песни,лиро-эпическая форма повествования, живая речь разговорная речь и народные взоры на событие-всё это признаки исторической песни.
6)Какова основная мысль песни? Приведите из текста строчки, слова, словосочетания, в которых мысль выражена более ясно, точно.
Исторические песни XVII века. «Возвращение Филарета»
Исторические песни. «Возвращение Филарета» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
Периоды создания русских исторических песен: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII — до начала XVIII века, песни XVIII — начала XIX века песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года
1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем. Это время, ознаменованное стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом Смутное время Первый период смуты характеризуется борьбой за престол. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но фактически управлял брат жены царя – Борис Годунов. Правление Лжедмитрия I (Григория Отрепьева) Второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг. Болотников был казнен), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.). Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.
Начало XVII века было самым переломным временем для России. За несколько лет на московском престоле сменилось четыре самодержца: Борис и Федор Годуновы, Лжедмитрий, Василий Шуйский. Смутное время выдвинуло на авансцену многих выдающихся личностей, один из них, который стоял у истоков Смуты и не только уцелел в горниле войны за власть, но вышел из нее победителем, был Федор Никитич Романов (патриарх Московский Филарет) Филарет, 3-й Великий Государь Святейший Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси
Сразу после смерти Ивана Грозного Романовы, опасаясь возможного мятежа, приказали арестовать младшего сына Грозного Дмитрия, его родственников и их приближенных. Царевича с матерью сослали в Углич, выделив ему удел (якобы по желанию Грозного). А в мае 1591 года Дмитрий был убит. Наибольшими правами на престол обладал не Годунов, а Федор Никитич Романов. Таким образом, гибель Дмитрия была невыгодна Годунову, более того, крайне опасна. А вот для Романовых она в любом случае являлась шагом к престолу. Между боярами «возникли большие споры, которые едва не вылились во взаимные убийства и пролитие крови».
В 1600 году Годунов серьезно занемог. Слухи о его неминуемой смерти гуляли по столице. Романовы стали готовиться к очередной схватке за престол. В Москву из романовских вотчин было вызвано множество вооруженных людей. У Годунова везде были свои глаза и уши, он своевременно узнало о планах заговорщиков. Несколько сот стрельцов «вышли ночью из замка (Кремля) с горящими факелами и открыли пальбу». Романовы оказали стрельцам отчаянное сопротивление. Дом, в котором они жили, был взят штурмом, сторонников Романова перебили, уцелевших бросили в застенок, в том числе Федора Никитича
Годунов не решился публично казнить своих врагов. Четырех братьев Романовых: Александра, Василия, Ивана и Михаила отправили в ссылку, Федора Никитича в сопровождении приставов привезли в отдаленный Антониев-Сийский монастырь на Двине, где насильно постригли в монахи под именем Филарета. Жену Федора Ксению постригли под именем Марфы и сослали в Заонежье, детей, Михаила с сестрой, сослали на Белоозеро Антониев-Сийский монастырь
Опале подверглись все родственники и приятели Федора Романова. Для Федора Романова ссылка в монастырь оказалась настоящей катастрофой. Человек в монашеском клобуке не мог занять царский престол. Первые годы Федор Романов, привыкший к роскошной жизни, с трудом привыкал к монашеской аскезе. Филарет тосковал по семье и детям. Жизнь Федора в монастыре мало чем отличалась от заточения
Смутное время в разгаре. Лжедмитрий I захватывает Антониево-Сийский монастырь и освобождает Филарета, возвращает его в Москву, присваивает ему сан митрополита Ростовского. Через год, после смерти Лжедмитрия I, ненадолго к власти пришел Василий Шуйский, который сохранил его сан. На смену Шуйскому пришел Лжедмитрий II. При нем Филарет становится патриархом московским и всея Руси, в его власти все территории, контролируемые самозванцем
В 1611 году Филарет в составе посольской делегации отправился к Сигизмунду III, польскому королю. Посольство вело переговоры с королем Речи Посполитой о будущем русского государства. Филарет был среди тех, кто был не против, чтобы на московский престол взошел сын Сигизмунда – королевич Владислав. Он вел двойную игру: предлагая престол иноверному королевичу, он не расставался с мыслью посадить на него своего 16-летнего сына Михаила. И потому предъявлял полякам заведомо неприемлемые условия. Поляки к встрече подготовили свой вариант договора. И когда Филарет отказался ставить свою подпись на документе, их арестовали и отправили в Польшу под крепким караулом. Филарет пробыл в польском плену до 1619 года Сигизмунд III
В Россию Филарет вернулся в 1619 году. Русские и поляки обменялись пленными. Для русских людей Филарет стал примером мужественности, стойкости. Он с честью перенес ужасы польского плена, не сломался и остался верен своим нравственным, моральным и этическим идеалам. Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси. Филарет стал фактически вторым царем и смог укрепить власть
Будучи патриархом, Филарет имел огромное влияние на сына, царя Михаила Романова, на всю внешнюю и внутреннюю политику государства. По его инициативе была проведена перепись, которая позволила увеличить сбор подати, и наполняемость казны. Были восстановлены контакты Византийской церковью. Создавались первые школы и училища. Он выступал за грамотность населения, активно занимался чистотой православия, устранял искажения церковных писаний. Много времени и сил Патриарх тратил на книгопечатание. Просвещение он считал своей большой задачей
По признанию исследователей, песня «Возвращение Филарета» была записана в Москве в 1619 году и посвящена событию 14 июня 1619 года, она повествует о торжественном въезде Филарета Никитича в Москву по возвращении его из плена. Основная часть песни — описание церемониала встречи — представляет собой по своей точности буквально протокольную запись. Полностью соответствует действительности имеющееся в песне сообщение о том, что вместе с Филаретом вернулось из плена «много князей-бояр» Встреча (под Москвой) митрополита Филарета по возвращении из польского плена с сыном его, царем Михаилом Федоровичем
Основная тема песни заключена в ее названии. Филарет, который до самой своей смерти был соправителем первого Романова, пользовался в народе очень большим уважением. Во многом благодаря заслугам Филарета Михаил был венчан на царство. Не сломленный, настроенный на перемены, Филарет, возвратившись из плена, начал участвовать в жизни Руси, стремясь объединить интересы государства и церкви, показать их общность и то, как неотделимы они друг от друга. Благодарный народ принимал Филарета с радостью, с открытым сердцем, слагал о нем песни
Патриарх Филарет оставил огромный след в истории русского государства, в его восстановлении после разорительного Смутного времени. Именно Филарет, вместе с сыном Михаилом, заложили фундамент, той русской державы, которая вскоре стала Империей, с которой считались все европейские страны
Составьте перечень событий встречи Филарета, нашедших отражение в песне «Возвращение Филарета». Какие события встречи Филарета нашли отражение в песне? 6. Филарет благословлял на престол «своего чада милого». В основной части песни находит отражение весь церемониал встречи царского отца: 1. Желая встретить Филарета, к Москве съезжались отовсюду «князи-бояра и многие власти». 2. Навстречу своему отцу пошёл «православный царь». 3. Михаила Фёдоровича сопровождал его дядя, брат Филарета. 4. Царь обратился к своему отцу с приветствием. 5. По прибытии в «каменную Москву» отец и сын направились не в царские палаты, а «к Пречистой соборной». Несомненно, здесь имеется в виду Успенский собор, где храмовой иконой является икона «Успение Богородицы», всегда называемая Пречистой.
Вопросы для домашнего задания: К какому периоду относится песня? Кем и в какое время была написана? Какова основная тема песни? Какие события послужили для неё основой? Кто лирический персонаж песни? Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения? Какие образно-выразительные средства присутствуют в тексте песни? Они индивидуальны или имеют признак постоянных художественных средств, свойственных фольклору вообще? Имеются ли в тексте песни, повторы? Какие слова ( словосочетания) повторяются и для какой цели? Имеются ли характерные признаки жанра исторической песни (например, песня- плач, солдатская)? В чём они проявляются? Какова основная идея песни? Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.
Анализ песни «Возвращение Филарета», по плану. 1) к какому периоду относится песня? в какое время и кем она записана? 2)какова основная тема песни? какие события послужили для неё основой? 3)кто лирический персонаж песни? насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения? 4)имеются ли в тексте песни повторы? какие слова (словосочетания) повторяются и для какой идеи? 5)имеются ли характерные признаки жанра исторической песни? (например, песня-плач, солдатская )? вчём они проявляются? 6)какова основная идея песни? приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно
1) К какому периоду относится песня В какое время и кем она записана
Историческая песня относится к 17 веку,времена правления царя Михаила Фёдоровича Романова.Песня относится к временам древнерусской литературе,когда автор не указывался,поэтому он неизвестен.
2)Какова основная тема песни Какие события послужили для неё основой
Основная тема песни-прославление царя,благодарность Богу за возвращение из плена отца царя и многих людей.При подписании договора с польским королём Сигизмундом III под Смоленском в 1611 году,Филарет был арестован,за неподписание и несогласие с условиями поляков.
3)Кто лирический персонаж песни Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения
«С собою он вывез много князей-бояр,
Ещё он вывез государева боярина,
Князя Михаила Борисовича Шеина».
Освобождение пленников говорит о характере царя, неподкупный, заботливый и мудрый.Портрет дан общий-ждали Филарета и встречали его все,возвращение,как благо для всей Руси.
4)Имеются ли в тексте песни повторы Какие слова (словосочетания) повторяются и для какой идеи
Повторы усиливают смысл и делают акцент на главном,по мнению автора:»А пошли,А пети,А батюшка».Для усиления картины,автор использует параллелизм:»Не красное солнышко катилося, пошёл государь православный царь.»Православный царь-постоянный эпитет,показана набожность Филарета и царя,благочестие и праведность:
«Не пошли они в хоромы царские,
А пошли оне к Пречистой соборной
А пети честных молебенов.»
5)Имеются ли характерные признаки жанра исторической песниВ чём они проявляются
В песне упомянуты реальные исторический личности,описаны реальные события.Используется динамичное повествования, характерное для исторической песни,лиро-эпическая форма повествования, живая речь разговорная речь и народные взгляды на событие-всё это признаки исторической песни.
6)Какова основная идея песни Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.