Возникновение избыточного спроса на товар объясняется тем что
Что такое спрос: определение, виды
Узнайте больше о законе спроса и предложения, а также о факторах, которые влияют на спрос
Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.
Чтобы узнать, как спрос зависит от стоимости товаров и что влияет на его рост, посмотрите это видео.
Содержание
Закон спроса и предложения
Прежде чем установить цену на товар или услугу, сначала рассчитывают себестоимость и делают наценку. Однако, слишком высокая стоимость будет отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому, цену чаще всего устанавливают в точке равновесия спроса и предложения.
Отсюда и выплывает закон спроса и предложения. Он гласит, чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот. Исключение составляет товар Гиффена. Для него при повышении цены растет и спрос. К товарам Гиффена можно отнести хлеб, гречку, рис, чай и некоторые другие продукты. Это малоценные товары, которые в потребительском бюджете занимают значительное место, при этом их практически невозможно заменить.
Далее вы узнаете, какие факторы влияют на спрос и как им можно управлять.
Факторы спроса
На спрос в первую очередь влияет цена. Однако, есть и неценовые факторы. Ниже мы разберем именно их.
Конечно, каждый фактор может в одной нише оказывать более сильное влияние, чем в другой. Поэтому, важно тщательно изучать свою целевую аудиторию, привлекать новых покупателей, вести базу данных в CRM-системе и регулярно анализировать эффективность своих маркетинговых действий. Читайте дальше, чтобы больше узнать о спросе.
Виды спроса в маркетинге
Существует несколько видов спроса. Давайте познакомимся с ними ближе.
Как видите, спрос бывает разным и зависит от множества факторов. Однако, им можно управлять с помощью разных маркетинговых подходов и инструментов. Например, вы можете повышать продажи с помощью email рассылок, чат-ботов в мессенджерах, BTL-рекламы и так далее. Зарегистрируйтесь в SendPulse, чтобы начать использовать эти и другие инструменты уже сегодня.
Факторы, влияющие на величину спроса и предложения товара: как они формируются в экономике и от чего зависят — закон
Экономическая сфера находится в непрерывном развитии. Предприниматели постоянно разрабатывают новые маркетинговые планы для роста бизнеса, в которых подробно расписывают каждый шаг, при этом уделяется особое внимание пункту ценообразования. Вопрос является одним из сложнейших и наиболее актуальных, так как необходимо вывести предприятие к хорошей прибыли за счет увеличения продаж и покрытия всех издержек, а также учесть возможные расходы в будущем на совершенствование технологического процесса. Решающими в описанной ситуации будут законы спроса потребителя и предложения товаров, в статье мы рассмотрим основные факторы в экономике, влияющие на их формирование, изменение величины, приведем актуальные примеры.
Определение
Термин можно описать как потребность граждан в покупке тех или иных продуктов и услуг с последующей оплатой, а его величина — количество, которое будет приобретено в зависимости от платежеспособности покупателей и установленных цен. Такая способность выражается в денежной форме и напрямую зависит от доходов клиента. Именно он является одним из важнейших звеньев при определении текущего состояния рынка.
В случае отсутствии потребностей у человека, уровень продаж снижается, а значит разработка новых коммерческих предложений становится бессмысленной.
Закон
Взаимосвязь цен и количества приобретаемых единиц имеет обратно пропорциональную зависимость: на бюджетные модели спрос возрастает. Эластичность ценового фактора демонстрирует уменьшение среднего чека по мере повышения ценника. В этом случае можно наблюдать снижение реального дохода потребителя при росте стоимости и одновременном сохранении стабильности заработка. Покупательская способность сокращается, что в итоге снижает интерес. В то же самое время, увеличивающиеся расценки на отдельные категории делают бюджетные аналоги более привлекательными.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Экономические причины изменения
Основным признаком, влияющим на степень заинтересованности, является стоимость, ее корректировка, актуальность, а также платежеспособность покупателя. То есть это переменная величина, которая зависит от :
Для объяснения причин изменения спроса необходимо определить, от каких факторов он зависит:
Какие неценовые факторы влияют на формирование и величину спроса
Вне зависимости от установки высокой или низкой цены человек может проявлять большее или меньшее внимание, именно поэтому выделяют отдельные причины необходимости приобретения определенных вещей.
Доходы потребителей
При увеличении среднего заработка в регионе или стране, индексации заработной платы и других составляющих прибыли происходит повышение востребованности в реализуемых продуктах. При этом предпринимателям необходимо учесть, что существует вероятность изменения структуры потребления, а значит отдельные категории не подчиняются общей закономерности. Так покупка низкокачественных или б/у-товаров снижается: при увеличении дохода отпадает необходимость их приобретения в связи с появлением возможности найти более качественный и актуальный вариант. В этом случае происходит разделение всей продукции на низшие, нормальные и высшие категории.
Для того чтобы оптимизировать бизнес-процессы, легко отслеживать любые изменения в работе и четко фиксировать полученные результаты, используйте специализированное ПО и оборудование. Так, компания «Клеверенс» предлагает решения для предпринимателей в самых разных сферах деятельности. С помощью нашего софта можно автоматизировать товароучетные операции, отслеживать движения товаров и материальных ценностей, предоставлять информацию о продукции покупателям и многое другое.
Что влияет на величину спроса: вкусы и мода
Замена товаров на более актуальные чаще всего происходит под влиянием рекламы, обзоров и т.п. В этом случае при актуализации заинтересованность в них возрастает, в то время как на устаревшие предложения — снижается. Данный фактор наиболее ярко выражен в сфере одежды и обуви, гаджетов и аксессуаров, а относительно вещей длительного пользования повышение востребованности менее выражено и проявляется в течение 1 года или даже нескольких лет.
Количество потребителей
Изменение численности населения может быть естественным — увеличение рождаемости/снижение смертности, а также искусственным — миграция. Так, в мегаполисах наблюдается регулярный и стабильный прирост числа постоянных жителей, а значит спрос растет.
В условиях международной торговли, выведение товара на рынки других стран способствует увеличению числа покупателей, но правило работает только в отношении повсеместно востребованных высококачественных товаров-заменителей. Например, продажа национальной одежды и нарядов остается актуальной для представителей отдельных культур со спецификой использования в определенной местности.
Цены на заменители
Сегодня все, что представлено на рынке, имеет товары-заменители, обладающие аналогичными функциями. Предложения из единой категории делят между собой конкурентоспособные позиции (фирмы телевизоров, марки авто и т.д.). При увеличении расценок покупатели чаще обращаются к более бюджетному аналогу. Правило работает в отношении продукции, имеющей аналогичные свойства или функции. В случае выбора сложных технических или электронных приборов, клиент дополнительно изучает его уникальные характеристики и возможности.
Ожидания потребителя
Изменение спроса также зависит от потребительских ожиданий относительно возможного увеличения дохода или возрастания ценника в будущем. Так при прогнозировании экстремальных ситуаций можно наблюдать повышение заинтересованности в продуктах первой необходимости, а при ожидании снижения — покупатель откладывает визит в магазин на потом.
Данный фактор довольно сложен для прогнозирования предпринимателями и в большинстве случаев не учитывается при построении модели кривой.
Наличие дополняющих товаров
Отдельные категории имеют дополнительные составляющие, которые обеспечивают более комфортное пользование или же вовсе являются неотъемлемыми.
В большинстве случаев пункт относят к сложным техническим аксессуарам, так как они являются наиболее ярким примером. Например, использование профессионального фотоаппарата невозможно без карты памяти или кабеля, а штатив, дополнительные линзы, вспышка — повышают комфорт пользователя и положительно сказываются на качестве работ. При этом для бытового пользования вполне подойдет менее сложная техника, аксессуары для которой будут дешевле в несколько раз. Так, при повышении цен на дополнения, интерес потребителя в отношение отдельных моделей или иногда даже группы уменьшается.
Сезонность
Спрос на такие товары довольно просто спрогнозировать как предпринимателю, так и покупателю. Некоторые сидят дома в ожидание огромных скидок и покупают лыжи летом. Однако несмотря на существующие акции «вне сезона», большая часть покупок все же приходится на разгар зимы, когда народ устремляется на гуляния.
Неценовые факторы предложения
Главным детерминантом является цена, установленная производителем и продавцом. Также имеются другие составляющие, не связанные со стоимостью. Их изменение влечет за собой замену величины при заданном ценнике.
Уровень технологии
Постоянный технологический прогресс способствует повышению уровня отдачи ресурсов, за счет которых производится большее число реализуемых на рынке единиц. Так внедрение потолочных линий позволяет увеличивать объемы производства в расчете на одного рабочего, что в итоге способствует росту кривой предложения. При этом фактор не учитывается на предприятиях, где необходима ручная работа или применение традиционных методов.
Цены ресурсов
Возрастающие издержки предприятия, а именно постоянное возрастание расценок на ресурсы, образует прямо пропорциональную зависимость с ценообразованием на продукцию, то есть ее стоимость возрастает. Таким образом, рассматриваемый пункт в условиях роста имеет обратное влияние на величину.
Оплата налогов
В товары уже заложен налоговая плата за прибыль, что обеспечивает полную компенсацию для производителя. Данный пункт имеет наибольшее влияние на кривую предложения для предприятий, занимающихся алкогольной или табачной продукцией, а также для меховых фабрик. Постоянный рост ценников на данные категории способствует ограничению количества производимых и приобретаемых единиц.
Количество производителей
Появление в единой сфере конкурентов обуславливает увеличение числа групп вещей в магазинах, однако их появление в скором времени вызывает ограниченность ресурсов. Нехватка сырья в регионе заставляет предпринимателей завозить их из других мест, а значит и увеличивать средний чек.
Ожидания производителей
Фактор напрямую зависит от запросов конечного потребителя. Так, при планировании повышения чека на базовые продукты, продавец может ограничить число поставок в торговые точки с целью большего выгодополучения в будущем. Также возможна ситуация с наращиванием объема производства для обеспечения лидирующей и конкурентоспособной позиции на рынке.
Цены на другие товары
Постоянный поиск более выгодного капитала вложения объясняется повышающимися расценками на аналогичные варианты. Предприниматели стремятся вложить свои средства в наиболее выгодное направление, а в то же самое время происходит отток капитала из иных сфер, что, соответственно, уменьшает объем предложения. Данный фактор имеет большее значение для схожих условий производства, что гарантирует минимальные вложения на переквалификацию завода.
Сезонность
Наибольшие запасы фруктов и овощей, например, будут реализованы в теплое время года (летом или в начале осени). В зимний период продажи сокращаются.
Обычаи и традиции
Реализация товаров, имеющих отношения к особенностям того или иного народа также имеет большое влияние. Так, в Китае или Японии население преимущественно использует палочки при приеме пищи. Именно поэтому объемы разработок вилок в стране минимальны.
Эластичность
На спрос и предложение влияют следующие факторы:
Как установить свои расценки
Основной концепцией ценообразования, планируемой в условиях увеличения выгодоприобретения, является понимание того, насколько спрос будет эластичен. Желание постоянно увеличивать интерес потребителя вполне естественно для каждой конкурирующей фирмы, что позволяет наиболее грамотным предпринимателям вырываться на лидирующие позиции, но именно за счет понимания критерия величины можно занять большую долю рынка, предлагая свой товар или услугу по самой выгодной и оптимальной цене.
Из такого утверждения можно сделать вывод, что продукция, пользующаяся наибольшей востребованностью, принесет своему владельцу большой доход. Тем не менее, если не достичь высоких позиций на первых этапах за счет заниженного ценника, то отпускная стоимость возрастет, а со временем постоянно увеличивающаяся расценка будет обусловлена возникшей инфляцией.
Рост прибыли компании
Построение приблизительной кривой спроса базируется как минимум на 2 показателях ценообразования и текущих объемах продаж. Чем больше факторов будет учтено, тем более точные параметры можно рассчитать.
Применение стратегии увеличения среднего чека будет наиболее безопасным в условиях точного анализа рисков потерь из-за вероятного оттока постоянных клиентов, а соответственно и недополучения ожидаемой прибыли. Основываясь на базовых знаниях, можно произвести самые простые расчеты по формуле.
Доход производителя достигает максимального значения при заново сформированной цене только в том случае, когда изменение объема реализуемого товара, переведенное в процентное значение, будет равно корректировке стоимости с обратным знаком, также отображаемом в процентах. Таким образом, при коэффициенте эластичности спроса, значение которого меньше 1, новый выросший чек на продукцию повлечет за собой выручку. В том случае, если значение Е (эластичн.) больше 1, то необходимо пересмотреть ценообразование и снизить ее.
Прибыль — один из главных показателей успешной деятельности предприятия и эффективности выбранной бизнес-методики, но она не может существовать без логичного ценоформирования, при которых выручка будет максимальной.
Рост доходов компании станет реальным только при таких условиях, когда показатель маржинальной прибыли, умноженный на коэффициент эластичности, будет равен 1. Если выражение преобразовать в формулу, то оно выглядит следующим образом:
Если предприниматель планирует изменить расценки на свой товар, то этот факт необходимо включить как часть маркетингового плана, так как в нем отражаются сопутствующие затраты. Повышение зачастую связано с улучшением качества продукции или услуг, которые напрямую зависят от финансовых вложений, а снижение — с выпуском на рынок новинок, в отношение которых рассчитываются минимальные издержки. Таким образом, все решения, связанные с ценообразованием, должны быть приняты с учетом показателей и того, какие факторы влияют на спрос и предложение, а также всевозможных изменений — как временных, так и с перспективой перевода на регулярную основу. Еще один важный факт: при любых нововведениях следует учитывать чувствительность, а, точнее, платежеспособность потенциальных и постоянных клиентов. Каждый покупатель стремится найти для себя товары с идеальным соотношением цены и качества, поэтому необходимо справедливо оценивать возможности торговли.
Тема 3. Спрос, предложение, цена
Спрос – это:
+ потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей
— желание людей обладать теми или иными благами
— потребности людей в данном благе
— доход, потраченный на потребление
— уровень платежеспособности потребителя
Закон спроса выражает:
— прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара
+ обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара
— меру эластичности каждого товара
— связь между эластичными и неэластичными товарами
— связь между ценой и количеством продаваемого товара
Предложение – это:
— потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей
— желание людей обладать теми или иными благами
+ желание и потребность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара
— доход, потраченный на потребление
— уровень платежеспособности потребителя
Закон предложения выражает:
— связь между эластичными и неэластичными товарами
— обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара
— меру эластичности каждого товара
+ прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара
— объем производимых товаров и услуг
Цена предложения – это:
— предельно высокая цена, по которой продавец продает свой товар покупателю
+ предельно низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю
— предельно низкая цена, за которую покупатель желает приобрести товар
— предельно максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар
Процентное изменение спроса на товар А при одновременном изменении цены на товар В выражает эластичность:
Возникновение избыточного спроса на товар объясняется тем, что:
+ величина спроса превышает величину предложения
— равновесная цена ниже цены товара
— величина предложения превышает величину спроса
— равновесная цена выше цены товара
— цена товара низкая
Рынок сигнализирует об увеличении спроса на товары путем:
Эластичность спроса на ресурс зависит от:
+ эластичности спроса на товар, производимый с помощью данного ресурса
— цены на данный ресурс
— эластичности предложения товара, производимого с помощью данного ресурса
— эластичности спроса на денежный капитал
— цены на рабочую силу
Спрос считается эластичным, если:
— увеличение цены не вызывает существенных изменений спроса
Рынок находится в равновесном состоянии, если объем:
— предложение равно объему производства
+ спроса равен объему предложения
— потребление равно объему производства
— спроса равен объему потребления
— предложение реагирует на спрос
Рыночная цена товара выше равновесной. Это означает, что:
— растет цена товара
— нужно снижать производство товара
— существует перепроизводство товаров
+ возникает излишек товара
— нужно снижать цену товара
Предложение считается эластичным, если:
— увеличение цены не вызывает существенных изменений предложения
— снижение цены не вызывает существенных изменений предложения
На рынке детского питания налоговые льготы производителям детского питания, при прочих равных условиях, вызовут:
— рост равновесной цены и снижение равновесного объема продаж
— снижение и равновесной цены и равновесного объема продаж
+ снижение равновесной цены и рост равновесного объема продаж
— рост и равновесной цены и равновесного объема продаж
— ничего не изменится
Спрос на качественный товар Х линеен. Цена товара равна 20 руб. Кривая спроса сдвигается параллельно самой себе в ответ на уменьшение доходов потребителя. Эластичность спроса после этого сдвига (по абсолютной величине):
— недостаточно информации для ответа
— уменьшится, а потом возрастет
Рост спроса может быть вызван:
— снижением цены товара-заменителя
— отменой дотаций потребителям
— уменьшением цены дополняющего товара (комплимента)
+ снижением производства данного товара
С увеличением цен на какие-либо ресурсы производители приобретают меньшее количество этих ресурсов, что является следствием:
— эластичности спроса на ресурсы
— неэластичности спроса на ресурсы
Спрос на товар – это:
— количество проданных товаров
+ желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу
— потребность покупателей в каком-либо товаре
— желание человека приобрести товар
— возможность удовлетворения потребности
Изменение объема спроса на товар произойдет в случае, если изменятся:
— цены на другие товары
Цена спроса на товар – это цена:
— по которой можно приобрести товар
— самая низкая, по которой можно приобрести товар
+ максимальная, которую покупатель готов заплатить за этот товар
— средняя, по которой продается этот товар
Увеличение спроса на программное обеспечение для компьютеров произойдет в случае:
— правительство введет налог для производителей компьютеров
— повысятся цены на процессоры
+ снизятся цены на компьютеры
— сократится предложение компьютеров
— снизятся налоги для производителей программного обеспечения
Спрос на услуги городского транспорта увеличится в случае если:
— увеличатся доходы населения
— понизятся цены на услуги городского транспорта
+ повысятся цены на автомобили и ГСМ
— все вышеперечисленные причины
Индивидуальный спрос – это:
+ спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем
— спрос на определенный вид товара
— спрос, предъявляемый на товар в единицу времени
— спрос на товар, производимый определенной фирмой
— все ответы правильные
Предложение какого-либо товара – это:
— желание производителей выпускать какой-либо товар
— все товары, произведенные в стране за год
+ количество товара, которое готовы продать производители по определенной цене
— готовность производителей продать товар по определенной цене
— количество товара, которое готовы продать производители
Закон предложения утверждает, что:
— спрос и предложение взаимосвязаны
— увеличение предложения товара вызывает снижение цены на товар
— рост доходов населения вызовет увеличение предложения
+ при прочих равных условиях рост цены на товар вызовет увеличение объема предложения товара
— при прочих равных условиях рост цены на товар вызовет снижение объема предложения товара
Изменение объема предложения товара произойдет, если:
— изменится технология производства товара
— изменится доход населения
+ изменится цена товара
— повысятся налоги на товар
— изменится структура потребностей населения
Рыночное предложение – это:
— предложение отдельной фирмы на рынке
— объем предложения, равный объему спроса
— предложение товара всеми продавцами на рынке
+ готовность продавца продать свой товар по рыночной цене
— объем произведенных товаров и услуг
Если на рынке товара существует конкуренция, то в результате взаимодействия спроса и предложения:
— на рынке обеспечивается справедливое распределение товара между потребителями
— производители имеют возможность продать всю выпускаемую ими продукцию
+ устанавливается рыночное равновесие
— на рынке возникает затоваривание (избыток товара)
— на рынке возникает дефицит товара
Равновесная цена на рынке товара – это цена:
— по которой производители могут продать наибольшее количество своей продукции
— которая наиболее выгодна потребителям
+ при которой объем спроса будет равен объему предложения
— которая покрывает затраты производителей на производство товара
— по которой потребители могут приобрести наибольшее количество продукции
Если цена на рынке установится на уровне ниже равновесной цены, то:
+ на рынке возникает дефицит товаров
— на рынке возникает затоваривание
— предложение товара уменьшится
— увеличится спрос на товар
— потребитель не отреагирует
Рост предложения приведет к:
— сокращению равновесного объема рынка и повышению равновесной цены
— росту равновесного объема
+ росту равновесного объема рынка и повышению цены
— снижению равновесной цены
Сокращение спроса вызовет:
+ снижение равновесного объема и снижение равновесной цены
— снижение равновесного объема и рост равновесной цены
— затоваривание на рынке
— дефицит товара на рынке
— рост равновесной цены
Закон предложения выражает:
+ прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара
— обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара
— связь между эластичными и неэластичными товарами
— меру эластичности каждого товара
— меру удовлетворенности потребителя
Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:
— по вращению часовой стрелки
— против вращения часовой стрелки
Кривая спроса:
+ показывает, что потребители склонны покупать больше по низким ценам
— показывает, что потребители склонны покупать больше по высоким ценам
— одинакова для всех продуктов и услуг
— устанавливает связь между ценой товара и его предложением
— это график статистической зависимости, который разрабатывается статистикой
Закон предложения гласит, что:
— покупатели купят больше по низким ценам, чем по высоким
+ продавцы будут производить больше, если цены будут выше
— количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от цены
— потребители покупают больше по высоким ценам, чем по низким
— продавцы будут производить больше, если цены будут ниже
На рынке, где существует конкуренция, цена равновесия или рыночная цена:
— определяется решениями потребителей
— это наименьшая цена, назначив которую производители все еще получают прибыль
— определяется правительственными ведомствами
+ это цена, по которой покупатели скупят все товары, которые производители захотят продать
— определяется решениями производителя
Типичная кривая спроса:
+ идет вниз слева направо
— идет вниз справа налево
— обычно это прямая линия
— всегда кривая линия
— всегда извилистая линия
При прочих равных условиях увеличение спроса:
+ вызовет рост рыночной цены
— вызовет падение рыночной цены
— приведет к увеличению предложения
— вызовет рост рыночной цены, а затем ее снижение
При прочих равных условиях увеличение предложения:
— увеличит рыночную цену
— приведет к увеличению спроса
+ снизит рыночную цену
— вызовет рост рыночной цены, а затем ее снижение
Типичная кривая предложения:
— обычно это прямая линия
+ идет вниз справа налево
— всегда кривая линия
— идет вниз слева направо
— всегда извилистая линия
Когда цена товара увеличивается, эффект замещения означает снижение потребление данного товара и:
+ увеличение потребления других товаров
— снижение потребления других товаров
— никаких изменений в потреблении других товаров
— рост цен на другие товары
— все вышеперечисленное верно
Закон спроса предполагает, что:
— превышение предложения над спросом вызовет снижение цены
— если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров
— кривая спроса обычно имеет положительный наклон
+ когда цена товара падает, объём планируемых покупок растёт
— снижение цены товары привет к удовлетворению потребностей потребителя
Излишек потребителя – это сумма денег:
— которая не нужна потребителю
— которую государство забирает у потребителя с помощью налогов
+ которую выигрывает потребитель из-за разницы между ценой, которую он готов уплатить, и рыночной ценой
— которую потребитель желает отдать тем фирмам-производителям, у которых наиболее высококачественная продукция
— отражающая стоимость рабочей силы
Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
— спрос равен предложению
— цена равна издержкам плюс прибыль
— уровень технологии изменяется постепенно
+ объём предложения равен объёму спроса
— структура потребностей не изменяется
Если цена товара выше точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникает:
— формируется рынок покупателя
— увеличение потребления других товаров
Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены на рынке:
Если для товара А величина спроса растет вместе с ростом цены, то товар является:
Эластичность спроса по цене показывает:
— относительное изменение спроса на товар при относительном изменении доходов покупателей
— зависимость спроса на товар от определяющих его факторов
— как изменится спрос на товар в ответ на изменение предложения этого товара
+ на сколько изменится объем спроса в ответ на изменение цены товара
— уровень удовлетворенности потребителя
Закон спроса предполагает, что:
— если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров
— превышение предложения над спросом вызовет снижение цены
+ когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет
— кривая спроса обычно имеет положительный наклон
— когда цена товара падает, объем планируемых покупок снижается
Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется в:
— падении объема предложения
+ росте объема предложения
— росте объема спроса
Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
— объем произведенных товаров и услуг удовлетворяет потребности потребителя
— объем произведенных товаров и услуг соответствует возможностям производителя
— цена равна издержкам плюс прибыль
+ объем предложения равен объему спроса
— все ответы правильные
Сокращение предложения товара ведет к увеличению:
— спроса на взаимодополняемые товары
+ спроса на взаимозаменяемые товары
— общей выручки продавца, если спрос на товар является неэластичным по доходу
— общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене
— спроса на этот товар
Если однопроцентное сокращение цена на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:
Неэластичный спрос означает, что:
— ни одно из утверждений не является верным
— любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки
Коэффициент ценовой эластичности спроса равен:
+ изменению объема спроса (в %), деленному на изменение цены (в %)
— изменению общей выручки (в %), деленному на увеличение объема спроса (в %)
— уменьшению общей выручки (в %), деленному на увеличение цены (в %)
— уменьшению цены, деленному на увеличение объема спроса
— ни одному из приведенных показателей
Увеличение предложения в условиях рыночной экономики ведет к:
+- снижению цены на товар
— снижению цены на товар и росту спроса
— увеличению цены на товар и снижению спроса
— увеличению цены на товар
Рынок здравоохранения функционирует благодаря:
— спросу на медицинские услуги
— предложению медицинских услуг
— цене на медицинские услуги
Объем спроса (величина спроса) — это:
— количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население
— товар, который готов купить отдельный потребитель в течение определенного времени
— количество упакованного товара
+ количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население в целом в течение определенного времени по той или иной цене данного товара при прочих равных условиях
Детерминантами предложения на медицинские услуги являются:
— стоимость медицинского оборудования
— численность и структура учреждений здравоохранения
Повышение количества товара при повышении цены – это кривая:
Суть закона предложения состоит в том, что:
+ объем предложения медицинских услуг увеличивается при увеличении их цены
— объем предложения медицинских услуг увеличивается при снижении их цены
— объем предложения медицинских услуг не зависит от цены услуг
— объем предложения медицинских услуг не зависит от активности потребителей услуг
— объем предложения медицинских услуг не зависит от активности производителей услуг
Спрос – это:
— потребность покупателей купить что-либо
+ потребность покупателей, выраженная в денежной форме, приобрести на рынке данный товар в соответствии со своими потребностями и денежными средствами
— желание иметь товары и услуги
При понижении цены единицы товара:
— объем спроса остается неизменным
+ объем спроса повышается
— объем спроса понижается
— объем спроса незначительно колеблется
— объем спроса не зависит от качества товара
К неценовым факторам спроса относятся:
— цены благ, заменяющих данное благо в потреблении (товары-субституты)
— цены благ, дополняющих данное благо в потреблении (комплементарные блага)
— вкусы и предпочтения потребителей
— инфляционные и дефляционные ожидания покупателей
С увеличением цены товара объем предложения:
— объем предложения зависит от количества потребителей товара
Регулировать величину спроса можно путем:
— влияния на прибыль производителя
— регулирования уровня цен на рынке
+- влияния на доходы потребителя
— изменения числа потребителей товара
Регулировать величину предложения можно путем:
— ограничения цен на товары и услуги
+ влияния на прибыль производителя
— влияния на доходы потребителя
— изменения числа потребителей товара
Спросом является потребность, которая обеспечена:
+ наличием платежных средств у покупателя
— наличием оборотных средств у производителя
— максимальной численностью потребителей
Как правило, платежеспособный спрос:
— не влияет на потребность
— не зависит от потребности
Рост цены услуги:
— увеличивает число покупателей
— не влияет на число покупателей
— не влияет на спрос
+ ограничивает число покупателей
Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:
+ принцип убывающей предельной полезности
— дефицит товара на рынке
Интересы производителя выражаются:
— и спросом, и предложением
— ценой товара и услуги
При повышении цены единицы товара:
— объем спроса остается неизменным
— объем спроса повышается
+ объем спроса понижается
— объем спроса незначительно колеблется
— объем спроса не зависит от качества товара
Кривая рыночного спроса представляет собой зависимость:
— от качества товара
— от поведения потребителей
— между потребностями и возможностями потребителей
+ между объемом спроса всех покупателей данного товара и ценой на него
— объем спроса не зависит от качества товара
Объем предложения – это:
+ количество товаров, которое отдельный продавец или их группа готовы продать на рынке в течение определенного периода времени по той или иной цене при прочих равных условиях
— количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население
— количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население по определенной цене
— количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население по минимальной цене
— количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население по максимальной цене
Увеличение спроса в условиях рыночной экономики ведет к:
— увеличению цены на товар
— увеличению цены на товар и снижению предложения
— снижению цены на товар и росту предложения
+ увеличению цены на товар и росту предложения
Детерминантами спроса на медицинские услуги являются:
— уровень доходов населения
— численность и структура населения
— численность и структура учреждений здравоохранения
Снижение количества товара при повышении цены – это кривая:
Точка пересечения кривых спроса и предложении именуется точкой:
— соотношения спроса и предложения
+ равновесия спроса и предложения
Цена на рынке медицинских услуг должна быть:
— больше или меньше стоимости в зависимости от спроса на услугу
+ равна сумме денег, за которую потребитель готов приобрести, а производитель продать услугу (товар)
Суть закона спроса состоит в том, что:
— повышение рыночной цены увеличивает объем спроса
+ повышение рыночной цены уменьшает объем спроса
— уменьшение рыночной цены уменьшает объем спроса
— изменение рыночной цены не влияет на объем спроса
— увеличение рыночной цены не влияет на конкуренцию
Цена товара:
+ соответствует определенной величине спроса
— способствует снижению предложения
— способствует росту предложения
— не влияет на спрос
Между уровнем цен и величиной спроса существует:
Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены на:
Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и предложения, то возникает:
Интересы покупателей выражаются:
— и спросом, и предложением
— ценой товара и услуги
В случае, если, несмотря на изменения цены товара, общая выручка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности:
+ продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям
— различие в оплате труда по национальности и полу
— эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары
— повышение цены на товар более высокого качества
Фирма-монополист проводит ценовую дискриминацию, если:
+ продает один и тот же товар в различных районах страны и устанавливает в каждом случае свою цену
— реализует по разным ценам товары для оптовой и розничной торговли
— продает один и тот же товар по разным ценам, при этом издержки на выпуск единицы товара одни и те же
— реализует товар разным покупателям по разным ценам
Одной из характерных черт олигополии является на рынке:
— наличие небольшого количества покупателей
+ действует несколько производителей товара
— отсутствует ценовая конкуренция
— отсутствует неценовая конкуренция
Рынок, на котором существуют только один продавец продукции и только один покупатель называется – рынок:
Рынок, на котором существуют только один покупатель, называется:
Монополия характеризуется следующим утверждением:
— деятельность монополии не может быть ограничена государством
— деятельность монополии не нарушает прав потребителей
— монополия не исключает существование конкуренции на рынке
+ монополист имеет возможность полностью контролировать цены
— монополист не имеет возможность полностью контролировать цены
Монополистическая конкуренция – это:
— конкуренция между отдельными монополиями
— конкуренция между небольшим количеством производителей за сбыт своей продукции
+ ситуация, когда на рынке действует много продавцов, производящих дифференцированную продукцию
— ситуация на рынке, когда покупатели конкурируют между собой, чтобы приобрести товар у производителя-монополиста
Рынок совершенной конкуренции характеризуется кривой спроса:
Производство распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок. Эта структура рынка называется:
В условиях монополистической конкуренции спрос на продукцию типичного предприятия:
Закон спроса отражает:
— прямую зависимость объема спроса от его цены
+ обратную зависимость объема спроса от его цены
— прямую зависимость между объемом предложения и объемом спроса
— прямую зависимость между объемом спроса и доходами потребителей
— прямую зависимость цены от качества товара
Дефицит товаров на рынке может возникнуть после введения правительством:
+ фиксированной максимальной цены
— фиксированной минимальной цены
— понижения таможенных барьеров
— понижения учетной ставки процента
Совокупный спрос включает в себя:
— спрос на инвестиции
— спрос на государственные расходы
— спрос на чистый экспорт
+ все выше изложенное
Потребительский спрос – это:
— сумма денег, которая соответствует прожиточному минимуму
— сумма денег, которая тратится населением ежегодно
— сумма денег, которая тратится населением на приобретение продуктов первой необходимости
+ сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ
— сумма денег, которая соответствует стоимости продуктовой корзины
Потребительский спрос зависит от:
Цена – это:
+ количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара и услуги
— количество денег, уплачиваемое и получаемое за товары и услуги
— количество денег, отражающее потребительский спрос на товары и услуги
— количество денег, отражающее платежеспособный спрос на товары и услуги
Эластичность – это:
— реакция одной величины на другую
+ степень реакции одной величины на изменение другой
— взаимодействие разных величин и показателей
— прямая реакция на изменение показателя
— обратная реакция на изменение показателя
Коэффициент эластичности – это:
+ отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой величины
— отношение изменения одной величины к изменению другой величины
— взаимодействие разных величин и показателей
— прямая реакция на изменение показателя
— обратная реакция на изменение показателя
Неэластичное предложение:
— незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объема продаж
— изменение цены, выраженное в процентах, равно изменению объема продаж в процентах
+ изменение цены не приводит к существенному изменению продаж
— при стабильной цене объем продаж увеличивается
— при стабильной цене объем продаж уменьшается
Эластичное предложение:
— при стабильной цене объем продаж увеличивается
— изменение цены, выраженное в процентах, равно изменению объема продаж в процентах
— изменение цены не приводит к существенному изменению продаж
+ незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объема продаж
— при стабильной цене объем продаж уменьшается
Предложение с единичной эластичностью:
— при стабильной цене объем продаж увеличивается
+ изменение цены, выраженное в процентах, равно изменению объема продаж в процентах
— изменение цены не приводит к существенному изменению продаж
— незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объема продаж
— при стабильной цене объем продаж уменьшается
Неценовые факторы спроса включают в себя:
— цены на другие товары
К неценовым факторам предложения относятся: