Вожделение что это означает
Значение слова вожделение
Словарь Ушакова
вождел е ние, вожделения, мн. нет, ср. (книж.). Страстное, чувственное половое влечение к кому-нибудь. Испытывать вожделение к кому-нибудь.
| Страстное желание чего-нибудь (шутл.). Смотреть на еду с вожделением.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
* ► Ел он с женой постное и то и дело взглядывал с вожделением на наши котлетки. // Чехов. Последняя могиканша //; Поют неистовые девы; Их сладострастные напевы В сердца вливают жар любви; Их перси дышат вожделеньем. // Пушкин. Стихотворения // *
* ► Миг вожделенный настал: Окончен мой труд многолетний. // Пушкин. Стихотворения // *
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Сегодня многие путают вожделение с сексуальным желанием, что неправильно, поскольку сексуальное желание – всего лишь один из частных случаев вожделения. Традиционное значение слова «вожделение» и более широко, и более точно: это эгоистичная и корыстная любовь. Вожделеть значит любить другого ради своего собственного блага. Следовательно, вожделение – настолько же правило (если я вожделею курицу, то отнюдь не из стремления к благу курицы), насколько благожелательность (т. е. любовь к ближнему ради его блага) – исключение. Впрочем, иногда то и другое совпадает, и пример тому – семья и брак. Я люблю своих детей, но не только ради самого себя. И как не желать добра тому, кто служит для нас источником добра? Вожделение первично; оно представляет собой любовь, которая умеет только брать. Но, не научившись брать, нельзя научиться и отдавать. Так что всякая любовь начинается с вожделения. Важно лишь помнить, что это – не более чем начало.
Что такое вожделение
Содержание статьи
Опасность вожделения
Вожделение – это настолько сильное желание, что человек перестает мыслить логически и лишается способности здраво рассуждать. Им как будто овладевает некая сила, которая влечет его совершать определенные поступки, о которых он сам потом может даже жалеть. Бывает, что вожделеющий чего-либо человек сознает, что движется к краю пропасти, но не может с собой справиться: вожделение сильнее его.
Состояние захватывает его настолько, что он не способен принимать в расчет никакие другие вещи. Система ценностей сводится к одному: «я хочу это», и такие мотивационные понятия, как «нужно», «необходимо» и «правильно», просто отбрасываются сознанием. Вожделение сильнее доводов разума и установок морали. Последние как будто отключаются у захваченного страстью человека.
Проявление вожделения
Вожделение проявляется, в первую очередь, в области чувств. Можно сравнить этот процесс с магнитом. Есть магнит и есть металлический предмет. Магнит притягивает предмет, и оба не в силах сопротивляться, потому что такова физика этих веществ. Так же точно «работает» вожделение, когда дело касается людей. Это природное, животное ощущение.
Есть и другая форма вожделения – когда человек приписывает себе власть над объектом вожделения, выстраивая в голове фантазии на его счет. Так происходит, если чувствам удалось взять верх над рассудком. Человеку нравится объект вожделения, нравится получаемое наслаждение. После этого сам процесс приобретает дополнительный аспект: не только получение наслаждения, но и планы по получению наслаждения.
Человек начинает думать, что объект вожделения каким-то образом принадлежит ему, что получение наслаждения от процесса – естественное его право. Когда (и если) эта иллюзия рушится, последствия порой бывают очень печальными и даже трагичными.
Дело в том, что захваченный чувствами человек – как ребенок. Объект вожделения представляется ему столь же необходимым, как игрушка малышу, и обоим невозможно объяснить что-либо. Отберите забаву у ребенка – и он расплачется, обидится, может дойти даже до истерики, если игрушка была особенно симпатичная. То же самое бывает и со взрослыми людьми, только проявляется это в более опасной форме.
Что делать с вожделением
Победить вожделение – не самая простая задача. Но предаваться ему, позволив завладеть вашим сознанием – это действительно опасно. Не зря во всех религиях вожделение считается греховным.
Чтобы справиться, полезно осознать, что любой человек – не является самым главным в мире. Нет таких желаний, которые должны выполняться вопреки чувствам окружающих. Это важно понимать, чего бы ни касалось вожделение: власти, другого человека, денег или еще чего-то.
ВОЖДЕЛЕНИЕ — что это означает. Это грех или дар божий
Вожделение. Заря человека прошла под знаменами свободных нравов даже по нынешним меркам. Поборникам либеральных взглядов одинаково далеко как до первобытного сексуального коммунизма, так и до древних греков с их герметическими оргиями. Половая любовь веками менялась сообразно господствующей философии. Но вожделение – это обязательное условие жизни, при всех метаморфозах оно сохраняло свои первобытные бессознательные корни.
Предки умели развлекаться
В девственные, неомраченные моралью времена, когда еще не изобрели понятия «любовь«, царило право сильного и закон сохранения рода. Разумная природа не давала шансов слабым и неполноценным оставить след в истории. Тогда же появились и первые сексуальные табу, связанные с необходимостью забыть распри и объединить племя для охоты и защиты территорий.
Запрет на обычно свободные половые связи имел рациональный характер и не подразумевал, что вожделение – это болезнь. Воздержание чередовалось с кратковременными оргиями. Однако короткие брачные периоды не удовлетворяли инстинкт должным образом, поэтому сексуально голодные мужчины и женщины рыскали по лесам в поисках зазевавшегося партнера. В общем, полная раскрепощенность и невинность.
Эпоха зарождения морали
Древние греки одними из первых заговорили о двойственности души – благородство непостижимым образом еще уживалось с подлостью без того, чтобы душу снедало чувство вины. Еще не сказали, что вожделение – это низменная страсть, а человеческая жизнь и сочувствие ближнему – главные ценности.
Каким до боли свободным и одиноким был современник Одиссея. Не опутанный узами этики и не связанный законами религии, он не знал, что мстить неблагородно, а спать надо по любви: «Если я равен Олимпу, а боги наделены теми же страстями, что и я, то кто во мне усомнится и кто осудит? Кто запретит?»
Могучий Зевс, мудрый Аполлон и вездесущий Гермес знали о благородстве мести, природной чистоте секса и посчитали бы плохим вкусом стыдиться своей сущности. В этом они походили на людей и были, по словам психологов, выражением внутренней жизни. Боги брали что и кого хотели, убивали непокорных и понятия не имели о муках совести. Для грека мифы были реальностью, и он во всем равнялся на убийцу и насильника Зевса.
Вожделение – это грех или дар божий
В какой момент Адаму понадобился фиговый лист? Древний Рим пал под гнетом пороков и потерял золотую середину между аскетизмом и взрывами сексуальной активности. Начались деградация и медленное сползание к предыдущей ступени развития – первобытному строю.
На угасание разума инстинкт самосохранения ответил рождением новой церкви, основными постулатами которой явились освященное целомудрие и запрет на вожделение. Это завещание Христа остановило разложение личности от яда вседозволенности, но, как побочное действие лекарства, подготовило почву для невиданных бед – костров инквизиции и «благословенного» геноцида крестоносцев.
Видео: Какова природа вожделения?
Верным ли курсом идем, господа?
Не сердитесь на Ницше, друзья, за его известное «Бог мертв». Он умер в той мере, в которой перестал удерживать нас от падения в царство разврата. Гордитесь, что достигли момента, когда интеллект способен обосновать плюсы моногамии без того, чтобы его стращали адовыми муками. И вожделение – это что всегда сопровождало любовь, не управляет, а направляет развитие общества.
Миллениум принес новую проблему – войну полов. Благодаря полиции веками угнетаемые женщины освободились от ига жестокого обращения, теперь их главное вожделение – это расплата. Они ее достойны и точно получат. Но будут ли довольны? Кто им заплатит? Ущербность мужчин, утративших войну и охоту, проявляется в необходимости мифа о «настоящем мужчине». Как древние римляне, мы живем в ожидании нового скачка эволюции и ее нового пророка.
Вожделение
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Вожделение — это страстное желание чего-либо, которое человек стремится удовлетворить даже во вред себе. Вожделение — одно из худших человеческих качеств и одно из самых опасных, поскольку действует на человека через его воображение и ведет его к множеству грехов. В ловушку вожделения могут попасть даже праведники.
Оглавление
Во вред себе [↑]
Что это за страстное желание, откуда оно берется? Мы ежедневно видим, как люди ради удовлетворения своих страстей совершают поступки, которые не только наносят вред их душам, но даже на самом простом физическом уровне — вредят здоровью. За примерами далеко ходить не надо: переедание, алкоголизм, половые излишества, наркомания… Следуя за своим вожделением, люди сами вызывают у себя болезни!
Каждому человеку, чтобы жить, необходимо удовлетворять некоторые потребности (в пище, одежде, жилье и так далее). Но если удовлетворять их сверх определенного уровня, оправданное желание есть, пить и т.д. превращается в вожделение.
Человек нуждается в одежде для поддержания нужной температуры тела, но, когда он готов заплатить за одежду огромную для себя сумму только из-за того, что её создал известный дизайнер, ясно, что желание, потребность стали вожделением.
Всем нужна еда, и Вс-вышний заложил в нас чувство сытости, но, идя на поводу у своего вожделения, мы часто едим больше, чем нам необходимо, едим продукты, которые нам запретил врач, едим, когда не голодны. То же — с алкоголем, с сексом, с курением… Всегда ли так было? Является ли вожделение частью природы человека?
Истоки вожделения [↑]
В предисловии к Сефер мицвот гадольраби Моше бар Яаков из Куци говорит, что вначале Б-г сотворил ангелов творения с нематериальным разумом, отделенных от этого мира. Они руководствуются истинным знанием, и вожделение не властно над ними. После этого были сотворены животные, совершенно лишенные мудрости и знания. Всеми действиями животных управляет лишь их вожделение, так что несколькими крохами еды их можно завлечь даже на бойню…
На шестой день сказал Творец: теперь Я соединю две эти силы вместе. Возьму душу человека, подобную ангелам знанием и мудростью, и соединю ее с животной душой, движимой лишь телесной похотью, — и посмотрю, кто кого победит. Если победит душа разумная — человек будет руководствоваться в своих делах лишь разумом; он будет назван «праведником» и поднимется на ступень ангела. Если же душа животная одолеет разумную, и человек будет всегда поступать лишь согласно своим вожделениям, увлекая себя вниз, пока не опустится до животного, — тогда он будет назван «злодеем».
Дополняет Хафец Хаим в книге Шем Олам, что человек в отношении животной души не отличается от животных, и потому он должен всечасно надзирать за своей животной душой и вести ее верным путем, чтобы она не увлекла в бездну, кроме самой себя, и его разумную душу. А когда человек отвлекается от управления, даже ненадолго, — животная душа тут же берется за свое, увлекая разумную душу в свои сети.
После того, как Адам съел плод Древа Познания добра и зла и был изгнан из Ган Эдена, его потомки стали заселять землю в соответствии с избранным жизненным путём. Одни стремились к деньгам и богатству, другие искали телесных удовольствий и разврата, третьи боролись за власть и уважение. Но следование порокам порождало беды и страдания. Как сказали мудрецы Торы: «Зависть, вожделение (желание телесных удовольствий) и стремление к почёту уводят человека из мира», то есть уводят из мира доброго и хорошего, данного человеку Творцом, в мир плохой и жестокий, который человек сам для себя придумывает.
Бейт-аЛеви (в конце главы Берейшит) пишет, что и прежде, при сотворении, еще до греха, была заложена Творцом в человека страсть к вещам, существующим в этом мире, чтобы он мог выбирать делать зло или добро. Только в начале у людей была страсть настоящая, соответствующая добру и удовольствию, заключенному в материальных вещах, а змей ввёл их в заблуждение, добавив ложную страсть. Он сказал им: и будете как Б-г, знающими добро и зло. И поясняет мидраш, что соблазнял их тем, что, если поедят от дерева, смогут сотворить мир. Змей добавил людям вожделение и удовольствие иллюзорное, поскольку, на самом деле, таким свойством дерево не обладало!
С тех пор возникло в человеке ошибочное, преувеличенное вожделение, он стал желать вещь из-за ложного представления о ней, в стремлении получить удовольствие, которого вообще не существует. И даже о плохой вещи, от которой вообще нет никакого удовольствия, может представлять в своем воображении, что это благо и испытывать к ней вожделение.
О страстях и желаниях [↑]
Виленский Гаон в своем труде «Совершенная мера» определяет вожделение как одно из трех главных отрицательных качеств, наряду с гневом и гордостью. Вожделение состоит из страсти (таава) и желания (хемда). Таава (страсть) — это непосредственное телесное удовольствие, например еда, питье и т.п., а хемда (желание) — стремление к деньгам, золоту, одежде и недвижимости.
Виленский Гаон говорит, что страсти тела (таава) хуже, чем желание наживы (хемда), поскольку они сладкоречивы, изображая человеку, что любят его и хотят одарить удовольствиями этого мира. А желание наживы (хемда) лишает человека сна, и от него он не получает реального удовольствия даже в этом мире.
Телесные вожделения к какой-то мере необходимы для существования тела, и человек должен все время мысленно взвешивать: что нужно для поддержания существования тела — и отбирать только необходимое. Эта задача напоминает задачу военачальника, который хочет захватить город и оставить в живых его защитников, для чего нужны хитроумные приемы и способы.
Воображение и реальность [↑]
Гнев, вожделение и гордость, которые перечисляет Виленский Гаон, соответствуют зависти, сладострастию и честолюбию, которые указывают мудрецы в Пиркей Авот 4:21: «Раби Эльазар Гакапар говорил: “Зависть, сладострастие и честолюбие сживают человека со света”». Эти три силы воздействуют на человека через воображение, поэтому с ними особенно трудно бороться. Они лежат в корне всех плохих качеств человека, являясь источником зла для него самого и для всего мира. Нет сомнения, что у человека станет намного меньше проблем, если он, преодолев соблазны, избежит погружения в воображаемый мир лжи, где его ожидает только боль, ощущение пустоты и разочарование.
Эти рассуждения справедливы не только для воображаемого мира человека, но и для мира его реального существования. Мысленное пребывание в ложном мире, где властвуют зависть, вожделение и честолюбие, порождает соответствующие действия в мире реальности, что неизбежно приводит к множеству бед.
Как в результате греха Адама произошло сокрытие истины в мире, так и в наше время человек, следуя за воображением в результате влияния одной из перечисленных мудрецами сил, тоже в какой-то мере увеличивает сокрытие истины в мире. В такой же степени из-за его действий сама реальность мира становится хуже и грубее. Это происходит после каждого шага каждого человека. Так что слова мудрецов стоит понимать и в прямом смысле. Если человек поддается вожделению, оно буквально уводит его из чуть-чуть лучшего мира в мир, который стал чуть-чуть хуже из-за какого-то его поступка или даже мысли.
Разрушение иллюзий [↑]
Рав Йосеф Б. Соловейчик приводит несколько примеров из Торы, когда вожделение приводило людей к греху, но потом, уже после греха, они прозревали и видели, что шли за чем-то воображаемым и иллюзорным.
«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Берешит 3:7) — так говорится об Адаме и Хаве, попробовавших от Древа Познания. Перед ними было древо, которое «вожделенно, потому что дает знание» (Берешит 3:6). После греха само дерево стало отвратительным и отталкивающим в их глазах. Они чувствовали себя обманутыми им, подавленными и лишенными иллюзий.
Подобное случилось с Амноном, который согрешил против своей сестры Тамар, побуждаемый к этому неистовым вожделением: «И Амнон ненавидел ее великой ненавистью!»
Еще один пример — история Навала Кармелита: «И пришла Авигаиль к Навалу», чтобы сообщить ему о грозящей ему участи, «и вот у него пир в доме его, как пир царский, и сердце Навала развеселилось: он же был очень пьян; и не сказала ему ни слова, ни большого, ни малого, до утра. Утром же, когда Навал протрезвился, жена рассказала ему об этом, и замерло сердце его, и стал он как камень» (IШмуэль, 25:36-37). Пока Навал был пьян и пировал на празднике, все его ощущения были притуплены, чувства смутны. Но для всякого распутника и всякого, кто гонится за наслаждениями, наступает утро, «когда он трезвеет», когда опьянение проходит и сознание возвращается.
Таково чувство греховности, преследующее грешника. Оно вызывает в нем тошноту и отвращение.
Бейт-аЛеви (в конце главы Берейшит) пишет, что страсть и вожделение удовольствий этого мира — это только обманчивая иллюзия. Ведь ясно видно, что страсть к любой вещи в этом мире намного превышает удовольствие, которое можно получить от нее. Однако в момент вожделения человеку кажется, как будто это хорошая вещь и большое удовольствие.
Человеку, приходящему в возбуждение от еды или питья, только в воображении представляется преувеличенное добро и удовольствие, которое можно получить от них, но в момент, когда он проглатывает их, удовольствие столь ничтожно, что почти не ощущается.
Получается, что каждый стремящийся достичь чего-либо в этом мире, стремится достичь несуществующую вещь, поскольку, на самом деле, в ней нет того удовольствия, к которому он стремится. Злое начало сильно только в тот момент, когда человек испытывает желание и вожделение, но когда достигает желаемого, сам человек убеждается, что оно того не стоило.
От чего люди устают? [↑]
Если в человеке усиливается страсть и вожделение к чему-либо, тем самым усиливается сила огня, которая в нём. Он как будто увеличивает пламя в фитиле, и тем самым увеличивает расход жизненной влаги, которая в нем. Но так как удовольствие намного меньше, чем вожделение, испытанное им в погоне за его получением, получается, что увеличив пламя в фитиле, масла в светильник он не добавил, поэтому оно вскоре закончится. Получается, что расход жизненных сил превышает их компенсацию.
В этом заключается смысл стиха (Ишаяу 40): «и устанут юноши и утрудятся, и парни споткнутся, а надеющиеся на Б-га поменяют силы, и поднимутся крылом орла, побегут и не утрудятся, пойдут и не устанут». Стих говорит о том, что преследующие удовольствия этого мира — устанут, так как их бег расходует силы, и они не компенсируются, ибо не достигают в полученном удовольствии восполнения затраченных на него сил. Они обречены на усталость и спотыкание. И только те, чья страсть к Торе и заповедям, достигают удовольствия, соответствующего силе их страсти и вожделения, и компенсируется у них сила, израсходованная страстью и стремлением к ее достижению.
Ловушка вожделения [↑]
Также и Виленский Гаон в книге «Совершенная мера» учит, что основа всех хороших качеств — это упование на Вс-вышнего и довольствование тем, что есть. Именно они являются противоположностью страсти (таава) и вожделения (хемда).
Виленский Гаон предупреждает, что в ловушку вожделения иногда попадаются даже изучающие Тору и Б-гобоязненные люди, поскольку сначала они представляют, что эти их желания необходимы для существования мира, и «хороша Тора с мирскими занятиями». После этого человек тянется за излишествами и говорит, что все это нужно ему, чтобы учить Тору без стеснения и приносить пропитание в свой дом. А после того, как достигнет всего этого, он скажет, что ему необходимо позаботиться о старости или оставить на случай болезни, но «много замыслов в сердце человека…». И сказано в Коэлет раба 1:13: «Когда человек умирает, и половины вожделенного нет у него».
В «Совершенной мере» говорится, что раз начав тянуться за телесными желаниями (даже пообещав себе, что это только временно), человек, в конце концов, совершенно изгоняется из вечной жизни, ибо покинуть материальные вожделения очень тяжело. Царь Шломо сказал в Мишлей2:19: «Никто из входящих к ней не возвращается и не обретают они (вновь) путей жизни». И даже человек, обладающий Б-гобоязненностью, Торой и заповедями, следуя за телесными вожделениями, теряет все.
Побуждение ко злу сначала подстрекает человека учить Тору и одновременно потакать своим прихотям; если оно будет подстрекать не учиться совсем, человек его не послушает. Когда же человек приучит себя к телесным удовольствиям, то и сам перестанет учиться, потому что будет постоянно занят удовлетворением телесных прихотей. А побуждение ко злу говорит ему, что оставление привычек вредит здоровью. После этого человек ленится усердствовать в Торе и заповедях, а затем уже не хочет их выполнять, даже если ему представится возможность сделать это без труда и усилий.
Вожделение — «счастье», сковывающее разум
П редставьте себе чистое поле в ясный полдень. По полю бежит человек, вознамерившись добежать до той линии, где небо касается земли. Вот так случилось, что он не знает о том, что земля круглая, и пребывает в иллюзии, что линия, где небо касается земли, существует, и во что бы то ни стало он вознамерился до неё добежать. Бежит он час, другой, третий. Выносливый попался — долго бежит. И видит, что вот уже не первый час он бежит, а линия соприкосновения неба и земли ближе не становится. Прибавляет он шаг, а чем быстрее бежит, тем быстрее заветная линия отдаляется. И так бежит этот человек ровно до тех пор, пока не выбивается из сил. Потом он, обессиленный, падает на землю, разочаровавшись в своей затее. А линия горизонта так ближе и не стала.
На самом деле, в этом забавном, на первый взгляд, примере — вся суть жизни большинства людей. Имея какие-то свои желания, они всю жизнь тратят на то, чтобы их достичь. Кто-то достигает, кто-то, как человек, бегущий по полю, выдыхается и падает без сил. Но сама подлость всей ситуации в том, что оба из них так или иначе несчастны. С тем, кто желаемого не достиг, всё понятно. Но почему же несчастен тот, кто достиг желаемого?
Вспомните, что наверняка не раз была такая ситуация: увидев какую-то вещь в магазине, вы загораетесь желанием её приобрести. Быть может, долго рассматриваете её, представляете, как будете использовать, рассуждаете, строите планы и, в конце концов, покупаете заветную вещицу. Однако придя домой, может быть, сразу, а может, через пару дней/недель вы начинаете осознавать, что в общем-то не очень вам эта вещица и нужна и можно было без неё обойтись вообще: у неё куча изъянов и недостатков. Вы начинаете вспоминать о том, что по закону в течение двух недель вещь можно вернуть. Очень распространённая ситуация.
Но, к сожалению, в жизни всё намного сложнее, и если человек потратил всю жизнь на то, что бы сделать карьеру, то по прошествии этой жизни, когда он, уже убелённый сединами, сидит где-нибудь на скамеечке в городском парке, предаваясь воспоминаниям, вернуть потраченное время и ушедшие годы жизни уже нельзя. Вселенная намного более сурова, чем законы о правах потребителей, и срока, в течение которого можно обратно обменять своё желание на затраченный потенциал, не предусмотрено. Почему же так происходит? Почему обретая, казалось бы, исполнение заветной мечты, мы всё равно чаще всего остаёмся несчастны?
Вожделение — причина страданий
Две с половиной тысячи лет назад на нашу землю пришёл великий Учитель богов и людей Будда Шакьямуни. Пройдя непростой путь духовного самосовершенствования, он познал законы и тайны мироздания и изложил суть бытия в коротких Четырёх благородных истинах:
Наиболее любопытной в этом списке является вторая истина о том, что причиной страдания является вожделение человека. Почему же так? Разве не желания и стремления привносят в нашу быстротечную жизнь хоть какой-то смысл? Разве не желания мотивируют нас вообще утром подниматься с кровати? Да, с этим сложно не согласиться. Желания заставляют нас действовать, только вопрос в том, к чему ведут эти действия и какой результат мы получаем? А результат мы получаем, прямо скажем, скверный.
Проблема в том, что большинство человеческих желаний невозможно удовлетворить. Всё в этом мире, конечно, меняется, всё перетекает из одного в другое, нет ничего бесконечного и вечного. Кроме одного — вожделения. Человеческие желания поистине безграничны. Есть хорошая поговорка на этот счёт: «Аппетит приходит во время еды». На самом деле, так и есть. Когда человек начинает удовлетворять своё желание, то это желание тут же начинает расширять свои границы. Вспомните того несчастного, что в изнеможении упал посреди поля, стараясь добежать до иллюзорной линии горизонта. Подобно тому как во время его бега удалялась линия горизонта, точно также удаляются границы желаемого от нашего взора, когда мы пытается удовлетворить свои желания и страсти.
Помните, как в детстве? После первой конфеты мы тянемся за второй, после второй — за третьей, после третьей…ну, и так далее. И если рядом нет адекватного взрослого, то чем это всё заканчивается? Тем, что желудок распирает от количества съеденного, а приторно сладкая слюна во рту вызывает рвотные позывы. Вот яркий пример страданий. Причём парадокс чаще всего заключается в том, что желание так и не удовлетворено, и если бы была физическая возможность, мы бы ели дальше. Но тело не позволяет. Потому что желание — бесконечно.
И вот этот диссонанс желания и возможности вызывает страдания. Таким образом, удовлетворить свои желания у человека попросту нет возможности. Даже если у него есть такая возможность на материальном уровне, то есть он может, к примеру, купить себе вагон конфет, то такой возможности ему не предоставит его тело: съесть вагон конфет он не может, а беспокойный ум продолжает желать даже тогда, когда тело уже не может желание удовлетворять.
Таким образом, причина, по которой стремления к желаемому приносит страдания, заключается в первую очередь в переменчивости окружающего мира. И даже приложив титанические усилия для достижения желаемого, мы не обретём счастья, увы. К примеру, представьте, что у вас с детства была мечта — купить собственный дом. Всё детство вы прожили в какой-то убогой комнатёнке с обоями дореволюционных времён и с детства одержимы идеей купить большой просторный дом и разместить внутри всё, на что хватит вашей фантазии. Приложены титанические усилия, на заработок средств потрачено всё: время, жизнь, здоровье, и вот уже в предзакатный час вашей жизни заветная мечта сбывается, и строители, прибрав за собой остатки строительного мусора, убираются восвояси.
Надо признать, что какое-то время, вы будете пребывать в состоянии блаженства. Ибо всё познаётся в сравнении, и в сравнении с прежним вашим жильем вы просто находитесь в раю. Но пройдёт неделя, месяц, в крайнем случае год — и вам надоест всё: и треск камина будет раздражать, и плавать в бескрайнем бассейне вы устанете, и от плазменного телевизора уже голова кругом пойдёт, и вообще заняться в просторном доме попросту будет нечем, кроме праздношатания по обширным комнатам. В данном случае в этом и проявится такое явление, как переменчивость и непостоянство этого мира. Да, вы достигли желаемого, но ваше отношение к тому, чего вы так вожделели, изменилось. Всё приелось, всё стало обыденным. И хочется уже чего-то большего, а на большее уже нет ни сил, ни денег, ни энергии.
У призёров Олимпийских игр и Чемпионатов Мира часто наблюдается депрессия после того, как они возвращаются домой с наградой. На самом деле, очень распространённое явление. Как вы думаете, почему? Представьте себе: человек, буквально с раннего детства вдохновлённый этой иллюзорной и в определённом смысле бессмысленной затеей — выиграть золотую медаль, упирался в спортзале до седьмого пота и всю сознательную жизнь посвятил тренировкам и соревнованиям.
Чтобы понимать масштаб: у профессиональных спортсменов минимум по две тренировки в день, за разного рода физическими нагрузками они проводят до восьми часов в сутки — изнашивание организма и усталость к 20–25 годам накапливается колоссальная. И теперь представьте: такой человек добивается заветной цели — вот стоит он на пьедестале почёта, вдохновлённый гимном родной страны, на груди у него блестит заветная золотая медаль. Сложно, наверное, представить, какой эмоциональный подъём переживает он в этот момент. Но знаете, что самое печальное? Вот эти несколько минут, пока в такт ударам сердца играет гимн, — это всё, что у него есть. Завтра спортсмен ещё пару раз мелькнёт в новостях, а потом полетит домой, повесит свою медаль на стенку и здесь наступит самая трагичная часть всего данного действа — глубокая и затяжная депрессия.
Цель, к которой человек стремился, достигнута, и годы потрачены ради нескольких минут счастья. О нём (спортсмене), конечно, будут упоминать в новостях, и партнеры по спорту будут почтительно пожимать ему руку, но вскоре придут другие, и будут новые победы, и новые медали, и всё, что у него останется, — это медаль дома на гвоздике. И в этом снова проявляется переменчивость и непостоянство этого мира. Спортсмен, конечно, может съездить ещё на одни соревнования и тренировкам посвятить ещё двадцать лет ради парочки новых медалей. Но рано или поздно здоровье уже не позволит так над собой издеваться, и иллюзорное счастье всё равно закончится.
Таким образом, какое бы счастье, пусть даже ценой нечеловеческих усилий, не было бы достигнуто, либо поменяется ситуация, либо, что самое парадоксальное, поменяется ваше отношение к этой ситуации, и состояние счастья растает, как в детстве таяло заветное мороженое в жаркий летний день, принося разочарование и огорчение. Помните, как вы пытались языком поймать сползающую жидкую смесь, как она капала между пальцев на асфальт и заветная вкусняшка исчезала буквально на глазах? Вот примерно такая же ситуация и во взрослой жизни с разного рода иллюзорным счастьем.
Вожделение и страсть
Однако возникает справедливый вопрос: что же делать? Здесь стоит разбить некую фарфоровую иллюзию и честно сказать, что достижение счастья в том понимании, каким его сегодня видит большинство людей, невозможно. Любое счастье, в той форме, в которой его понимание навязывается нам в современном социуме, недостижимо. Однако это вовсе не повод для депрессии и огорчений. Любое разрушение иллюзий — это всегда освобождение и начало нового вектора развития. Если счастье недостижимо и всё, к чему мы стремимся, — это лишь иллюзия, то возникает вопрос: стоит ли вообще что-либо делать в этой жизни?
И чтобы предостеречь от ухода в разного рода нигилистические крайности и принятие на вооружение философии в стиле «Всё тлен», здесь стоит процитировать строки из Махабхараты: «К плодам не стремись — не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье — земные тревоги — забудь, пребывай в равновесии — в йоге». Так что бездействовать, друзья, «тоже не надо». Здесь снова возникает вопрос: что же тогда делать?
Важно разделять деструктивные желания и конструктивные. Стоит рассмотреть такое понятие, как «страсть». Это очень сильное навязчивое влечение к какому-либо объекту. Чаще всего к внешнему. Вот, кстати, главный признак того, деструктивное ваше желание или конструктивное: если в качестве объекта для достижения счастья выступает внешний объект, то получение этого объекта счастья не принесёт, а принесёт только страдания. Почему так? Об этом уже говорилось выше: в нашем мире всё непостоянно и переменчиво, и поэтому поиск счастья в каких-то внешних объектах не имеет смысла в силу их переменчивости и непостоянства. Если вы видите счастье, к примеру, в покупке машины, то машина через месяц-другой сломается — и всё счастье закончится.
Стоит также рассмотреть вопрос о том, почему в современном обществе активно навязывается стремление к поиску счастья в каких-то внешних объектах. Всё дело в том, что это выгодно определённым заинтересованным лицам. Представьте себе человека, который счастлив просто потому, что это его глубинное внутреннее состояние. Разве можно будет такому человеку внушить, что для достижения счастья ему нужно купить квартиру/машину/дачу/новый телефон и т. д.?
Это будет сделать практически невозможно. А какую же прибыль можно получить от человека, которому не нужны какие-то внешние условия для того, чтобы быть счастливым? Вопрос риторический. Такой человек становится «экономическим трупом». Во-первых, его нельзя заставить работать на рабской унизительной, но высокооплачиваемой работе по той простой причине, что он довольствуется малым, а во-вторых, его нельзя заставить потреблять сверх меры.
Поэтому сегодня в обществе активно пропагандируется, что нужно предаваться своим страстям, «шикарно жить и ни в чём себе не отказывать» и «брать от жизни всё». И эта парадигма сегодня очень активно навязывается буквально с детства: уже начиная с мультиков, в которых, если присмотреться, присутствует культ денег, алчности, потребления и иже с ними. И вытравить из своего сознания эти установки удаётся далеко не многим. Для этого нужен либо серьёзный опыт души в прошлых жизнях, либо очень благая карма, которая позволит столкнуться с альтернативными точками зрения.
Как мы уже рассматривали выше, невозможно устранить какую-то внутреннюю глубинную жажду путём потребления, поскольку ограничены либо ресурсы, которые можно потребить, либо возможности физического тела, которые не позволяют потреблять бесконечно. Так к какому же счастью следует стремиться? Каковы признаки истинного счастья, достижение которого не приведёт к новым страданиям? У истинного счастья есть ряд признаков:
Это основные признаки настоящего счастья. Что же касается страстей, за которыми сегодня гоняется большинство людей (и надо сказать, их очень грамотно на это ориентируют), то ни к чему, кроме страданий, удовлетворение страстей не приводит. Чтобы чётко это осознать, можно посмотреть на примеры тех страстей, которые причиняют человеку явно заметный вред.
К примеру, инъекционные наркоманы. Уже после трёх–пяти лет такого «счастья» их тело буквально гниёт заживо. И на самом деле, таков принцип удовлетворения любой страсти. В этом мире во всём сохраняется баланс, и если человек получил удовольствие, то это будет компенсировано получением страдания. И чем сильнее было удовольствие, тем сильнее будет страдание. На примере наркоманов это видно очень чётко: они в одну единицу времени получают максимальный «кайф» и страдания их настигают очень быстро и в очень жёсткой форме. На самом деле, если разобраться, то вожделение — это не более чем беспокойство ума, которое возникает по ряду кармических и энергетических причин. К примеру, почему возникает такая страсть, как употребление сладкого? Причины может быть две, и чаще всего они присутствуют одновременно.
Первая — кармическая. Человек в прошлом сам подсаживал кого-то на сладкое, возможно, торговал сладостями, производил их или даже просто угощал «по доброте душевной», а точнее, по причине своего невежества. И теперь он будет есть сам всё то, что скормил другим.
Вторая причина — энергетическая. У человека присутствует застой энергии во второй чакре, и поэтому его тянет к сладкому. Отсюда можно сделать вывод, что нет смысла удовлетворять свою страсть, ибо она возникает в силу определённых условий, устранив которые можно избавиться от вожделения. К примеру, начать практиковать йогу, которая позволяет и карму изменить, и с энергетикой поработать. Как уже сказано выше, любая страсть — это лишь беспокойство ума, и чтобы устранить это беспокойство, следует практиковать концентрацию и медитацию. Это лучший метод работы со своими страстями.
На начальном этапе, когда страсти ещё сильны настолько, что невозможно даже сесть и успокоиться, рекомендуется практиковать асаны, чтобы перенаправить ток энергии с нижних чакр в более верхние. И это может показаться невероятным, но после хорошей двухчасовой практики вы можете заметить, что вожделение, которое терзало вас долгое время, ушло бесследно. Однако не следует особо обманываться на этот счёт: как правило, страсти, которые длительное время мучают человека, в процессе практики йоги уходят лишь на время, а потом могут вернуться, да ещё и с удвоенной силой. Поэтому следует сохранять бдительность и самоконтроль. И, конечно же, регулярно практиковать. Вожделение: значение слова
Слово «вожделение» происходит от глагола «вожделеть», что означает ‘страстно желать чего-либо’. Этот термин позволяет как раз-таки разделить такие понятия, как «желание», которое может быть взвешенным стремлением к чему-либо объективно полезному и нужному, и такое понятие, как, собственно, «вожделение», которое является неконтролируемой страстью, влечением к чему-либо. И это влечение чаще всего не объясняется с помощью логики или с точки зрения пользы/вреда. Человек просто страстно жаждет чего-либо. И в отличие от простого желания, которое может присутствовать просто, как мотивация или намерение, вожделение причиняет нестерпимые страдания тому, у кого оно присутствует, а учитывая тот факт, что чаще всего такой человек действует неадекватно, то ещё и всем окружающим.
Устранение вожделения — путь к счастью
Вред вожделения и страстей, в основе которых чаще всего лежит жажда чувственных наслаждений или какие-то иные эгоистичные мотивации, очевиден. Будда Шакьямуни, который дал нам познания о причинах наших страданий, сказал ещё такие слова: «Нет счастья, равного спокойствию». И тот, кто сможет на глубинном уровне понять и принять эту истину, уже наполовину станет счастливым и свободным от своих страстей.
Как же обрести состояние спокойствия? Семь бед, один ответ — практиковать йогу. По большому счёту йога (в широком смысле этого понятия, то есть духовное самосовершенствование) — это единственный путь, который ведёт к счастью. А точнее, к спокойствию, которое является высшей формой счастья. Когда все, так называемые «вритти», колебания ума, устранены, то обретается невероятное блаженство, которое невозможно сравнивать с типичными для нашего социума пониманиями счастья. И тот, кто испытал эту форму счастья, уже никогда не променяет её на какие-то глупые развлечения и наслаждения.
Очень часто можно слышать, как у практиков йоги спрашивают примерно следующее: «Вот вы не пьете, не курите, не развлекаетесь, а как вы вообще расслабляетесь?» И самый популярный ответ: «А мы и не напрягаемся». Здесь речь не о том, что йоги бездельничают целыми днями, пребывая в каком-то тупом блаженстве. Дело в том, что в нашем мире, на самом деле, смысл имеет не само явление или действие, которое происходит в нашей жизни, а именно наше отношение к этому явлению. И если ум спокоен, то ни одно явление не может стать причиной страданий.
И часто можно видеть такую забавную ситуацию, когда, к примеру, человек, употребляющий алкоголь, говорит человеку, ведущему трезвый образ жизни: «Вот какая у тебя сила воли, я бы так не смог». И в этот момент пьющий человек полагает, что для того, кто не пьет, это какое-то страшное самоограничение, какая-то жуткая аскеза, которую он наложил на себя невероятной силой воли. Поначалу, может, так оно и было. Но когда тебе открывается иной уровень счастья, то ты понимаешь, что счастье от того же алкоголя — это самое настоящее страдание, и в том, чтобы его не употреблять, нет никакой аскезы. И это чувство свободы от страстей и вожделения и есть настоящее счастье, которое не зависит от каких-то внешних условий и находится не где-нибудь там, за линией горизонта, к которой нужно бежать изо всех сил, а внутри тебя.
Посмотрите на людей в городе: большинство из них всё время суетятся и куда-то бегут с озабоченными лицами, искажёнными маской какой-то смеси боли и отчаяния. У таких людей всегда одно состояние — стремление к счастью, которое находится где-то там, в точке В, а предыдущее счастье было в точке А, которую они покинули, потому что это счастье их уже не устраивает. И истина проста: счастье находится между этими двумя точками — именно там, где ты находишься в данный момент. Познавший это больше не испытает страданий вовек.