Воздушное питание осуществляется с помощью чего
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Фотосинтез. Воздушное питание растений.
Фотосинтез. Воздушное питание растений.
Как же осуществляется фотосинтез?
Через устьичные щели в лист поступает углекислый газ. При попадании солнечных лучей на поверхность листа в его хлоропластах происходит сложный процесс: из углекислого газа и воды, всасываемой корнями, образуется органическое вещество — сахар (глюкоза). При этом выделяется кислород. Частично он используется растениями для дыхания, а излишки поступают в воздух также через устьица. Сахар затем превращается в крахмал. Крахмал в воде не растворяется. Образование сахара на свету при участии воды и углекислого газа происходит только в хлоропластах и только за счет энергии солнечного света.
Следовательно, процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и углекислого газа с выделением кислорода называется фотосинтезом (рис.1).
Рис.1 Процесс фотосинтеза
История открытия фотосинтеза
Первые опыты по изучению питания растений провел в 1630 г. голландский врач Ян Батист ван Гельмонт. Он доказал, что растения не получают органические вещества в готовом виде из почвы, а сами образуют их (рис.2)
Рис.2 Опыт Яна Батиста ван Гельмонта
А швейцарский естествоиспытатель Жан Сенебье доказал, что растения используют углекислый газ.
Русский ученый К. А. Тимирязев (1843-1920) впервые описал роль хлорофилла (пигмент, который находится в хлоропластах) в фотосинтезе. Он назвал фотосинтез космическим процессом. Растения используют космическую энергию Солнца. Жизнь как явление существует на нашей планете, только благодаря фотосинтезу, обеспечивающему питанием и кислородом все живое. Может, благодаря фотосинтезу наша планета единственная в Космосе, населенная живыми существами?
Опыт доказывающий образование крахмала в листьях
Доказать процесс образования крахмала в листьях можно путем постановки простого опыта (рис.3)
Рис.3 Образование крахмала в зеленых листьях на свету
Комнатное растение, желательно пеларгонию или примулу, хорошо поливают и ставят в темное место на 2-3 дня. За это время растением расходуется ранее образованный в листьях крахмал. Через 2—3 дня несколько листьев на растении закрывают с двух сторон черной бумагой так, чтобы часть поверхности листа оставалась открытой. Растение выставляют на свет.
Через сутки бумагу убирают, лист срывают, опускают его на одну минуту в кипяток, затем переносят в посуду с горячим спиртом, который в целях предосторожности подогревается на водяной бане. Обесцвеченный лист ополаскивают холодной водой и помещают в плоский сосуд. Расправленный лист заливают слабым раствором йода. Через 2—3 мин можно увидеть, что закрытая часть листа не изменила своего цвета, а та часть листа, на которую попадал свет, окрасилась в синий цвет.
Обработка йодом помогает обнаружить в клетках крахмал. Следовательно, крахмал образуется в листьях только на свету.
В ходе фотосинтеза растение использует углекислый газ и выделяет кислород, который поддерживает горение. Это можно подтвердить следующим опытом.
Следует взять две банки (0,8 л) из светлого стекла и поместить в каждую по 5-6 веточек традесканции. Чтобы растения не завяли, в банки наливают немного воды. Затем небольшие свечи, укрепленные на проволоке, зажигают, опускают в банки и закрывают их. Вскоре свечи погаснут, что указывает на отсутствие в банке кислорода и на увеличение содержания углекислого газа, образовавшегося в результате горения свеч. Свечи вынимают, закрывают обе банки стеклом и выставляют одну на свет, а другую — в темное место. На следующий день банки открывают и опять опускают туда на проволоке зажженные свечи. В банке, стоявшей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темном месте, — гаснет (рис.4).
Рис. 4 Образование кислорода на свету
Таким образом, вы снова убедились, что зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который поддерживает горение, только на свету, т. е. в процессе фотосинтеза. А при дыхании растения, как и все живые организмы, поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
Подводим итог
Фотосинтез — основа воздушного питания растений. При фотосинтезе зеленые растения с помощью хлорофилла извлекают энергию из солнечного света и с ее помощью создают органические вещества из углекислого газа и воды. Как побочный результат при фотосинтезе выделяется кислород.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
1. Как осуществляется минеральное питание растений?
2. В чем разница между минеральными и органическими удобрениями?
3. Что такое макро- и микроудобрения?
4. Зачем растениям нужна вода?
5. Все ли растения одинаково испаряют воду?
6. Назовите экологические группы растений по их отношению к воде (с примерами).
Проверка домашнего задания
Описание слайда:
Проверка домашнего задания
Расположите в правильной последовательности предложения, записав цифры последовательности в одну строку :
Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки корня.
Через проводящие ткани стебля минеральные вещества транспортируются ко всем частям растения.
С помощью корневых волосков корня растение извлекает из почвы необходимые ему минеральные вещества.
Вещества передвигаются в клетки древесины корня.
Минеральные вещества транспортируются в зону проведения корня.
2
Описание слайда:
Ключ
3 1 4 5 2
17.01.2021
3
Критерии оценки
5 правильных ответов- «5»
3 правильных ответа- «4»
2 правильных ответа- «3»
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Описание слайда:
Описание слайда:
Эксперименты Дж. Пристли
Джозеф Пристли (1733-1804)
Описание слайда:
Джозеф Пристли (1733-1804)
Ян ван Гельмонт Баптист (1579 –1644)
Растения получают питание …
Из воды!
Из воздуха!
Описание слайда:
Воздушное питание растений — фотосинтез
Тема урока
17.01.2021
7
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Описание слайда:
Посмотрите анимацию и выполните задание
8
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Условия протекания фотосинтеза
11
Описание слайда:
Фотосинтез
12
Вода
Хлорофилл
Свет
Углекислый газ
Органические вещества
Кислород
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Описание слайда:
Что такое фотосинтез?
13
Составьте определение, используя слова из списка:
процесс, органические вещества, неорганические вещества, хлоропласты, свет, кислород.
Описание слайда:
Описание слайда:
К какой группе можно отнести растения по способу питания?
15
Автотрофы- организмы, которые создают органические вещества.
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Описание слайда:
Описание слайда:
Климент Аркадьевич Тимирязев
Русский ученый – ботаник и физиолог растений.
Назвал роль зеленых растений на Земле космической.
Описание слайда:
Какова связь между растениями и Космосом?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Ма-а-а-а-аленький
тестик …
0
3
6
9
ВРЕМЯ РАБОТЫ:
Время.
10 СЕКУНД
20 СЕКУНД
30 СЕКУНД
40 СЕКУНД
50 СЕКУНД
1 МИНУТА
1,5 МИНУТЫ
2 МИНУТЫ
2,5 МИНУТЫ
3 МИНУТЫ
3,5 МИНУТЫ
4 МИНУТЫ
4,5 МИНУТЫ
5 МИНУТ
Описание слайда:
1) В. И. Вернадский
2) Ян Гельмонт
3) Юлиус Сакс
4) Д. Пристли
1. Кто впервые обнаружил, что растения превращают углекислый газ в кислород?
Описание слайда:
1) Наличие почвенного питания
2) Наличие в их клетках
Хлоропластов
3) Способность к бесполому размножению
4) Нет правильного ответа
2. В чем состоит главное отличие зеленых растений от всего живого на Земле?
Описание слайда:
3. Как называется вещество, улавливающее солнечные лучи?
1) Кислород
2) Хлоропласт
3) Хлорофилл
4) Углерод
Описание слайда:
4. Какое не растворяющееся в воде вещество образуется в результате фотосинтеза?
1) Углерод
2) Крахмал
3) Кислород
4) Все перечисленные выше вещества
Описание слайда:
5. Как называются организмы, способные создавать органические вещества?
1) Автотрофы
2) Гетеротрофы
3) Хлоротрофы
4) Гомотрофы
Описание слайда:
6. Какой газ выделяют растения во внешнюю среду в процессе фотосинтеза?
1) Углерод
2) Кислород
3) Водород
4) Углерод
Описание слайда:
7. Для процесса фотосинтеза необходима
1) Вода
2) Температура 5-10 °С
3) Световая энергия
4) Минеральные вещества
Описание слайда:
8. Если, при обработке йодом, лист посинеет, то это означает, что
1) Растение требует больше света
2) Листу недостаточно минеральных веществ
3) Ничего не значит, все листья синеют при обработке йодом
4) Лист содержит крахмал
Описание слайда:
9. Как углекислый газ поступает в листья
1) Через специальные органеллы
2) Через устьица
3) Через корни из почвы
4) Через повреждения в листе
Описание слайда:
10. Фотосинтез свойственен
1) Всем растениям
2) Только цветущим
3) Только водным
4) Всем зеленым
Описание слайда:
Поставь оценку
0 – 1 ошибка «5» 2 – 3 ошибки «4» 4 – 5 ошибок «3» 6 – 10 ошибок «2»
Описание слайда:
Домашнее задание
33
§ 14 пересказать,
С. 81 вопросы 1-4 ответить устно, №5 письменно
Прочитать дополнительный материал с. 82
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок «Класс однодольные. Семейство Лилейные.»
Рабочая программа по биологии 5 класс
Организация работы по формированию здорового образа жизни у учащихся МБОУ Знаменская СОШ
Сценарий мероприятия Тема: «Озёрно – болотный комплекс г. Слюдянки (Слюдянское и Таловское озёра)».
Урок биологии Озеро Байкал. Легенды
Методическая разработка для преподавателя по биологии «Эволюционное учение» 1 курс медколледжа
Виртуальную экскурсию по заповедникам и паркам Прибайкалья.
Презентация по биологии 6 класс : «Тренировочные задания»»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5345844 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по биологии в 6 классе по теме»Воздушное питание»
МБОУ «ОРЛОВСКАЯ СОШ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС
ПО ТЕМЕ «ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ (ФОТОСИНТЕЗ)»
УЧИТЕЛЬ КАЗЬМИНА Л.В.
2015-2016 учебный год
Тип урока ( открытие новых знанийй)
Тема урока «Воздушное питание растений (фотосинтез)»
-расширить знания учащихся о воздушном питании растений;
— раскрыть сущность процесса фотосинтеза, сформировав представление об условиях необходимых для протекания этого процесса;
— продолжить развитие умений наблюдать, выделять главное, вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником;
— развивать чувство прекрасного
Основные понятия: фотосинтез, хлорофилл, устьица
Планируемые результаты (связаные с формированием УУД):
Знание определения понятия «фотосинтез» и условий, необходимых для протекания фотосинтеза.
Умение называть вещества,участвующие в процессе фотосинтеза.
Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.
Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.
Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности
Развивать умение вести проблемный диалог с одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении.
Понимание значение фотосинтеза в природе и хозяйственной деятельности человека
Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету.
Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни
Организационная структура урока
(урок открытия нового знания)
(методы и приёмы, задания и упражнения…)
Здравствуйте ребята! Вы готовы к уроку?
Займите удобное положение, Расслабьтесь и улыбнитесь друг другу.
Да, готовы! Улыбаются друг другу
Беседа по вопросам и заданиям.
Чем питается растение?
Как поступает в растение вода и минеральные соли?
Какие вещества относятся к органическим?
Как опытным путем можно обнаружить органические вещества в растении?
-Водой с растворенными в ней минеральными солями.
-Корневые волоски всасывают воду с минеральными солями, которые по сосудам передвигаются к надземным органам под действием корневого давления
-Белки, жиры и углеводы
1.Чтение отрывка из басни И.А. Крылова «Листы и корни»
« В прекрасный летний день, бросая по долине тень,
Листы на дереве шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе все толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Чтоб было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!»
ЧТО КОРНИ ОТВЕТИЛИ ЛИСТЬЯМ?
« Мы те, которые здесь, роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас,
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится – Не станет дерева, ни вас».
Кто прав в этом споре?- постановка проблемы и запись ее на доске(Записать заранее на обратной стороне доски)
Вспоминаем материал прошлых уроков.
— Какие способы питания существуют у растений?
Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
Какая будет тема урока?
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, формулируют предполагаемую тему урока, приходят к выводу о недостаточном количестве информации для разрешения данного спора.
Введение новых понятий
Открыли тетради и записали тему урока.
Как их реализовывать, с помощью чего?
Знакомство с планом изучения нового материала
План урока (вывешен на доске и роздан каждому ученику)
1.Открытие новых знаний
1.Воздушное питание(фотосинтез), работа со словами и наводящими вопросами написанными на доске по составлению определения фотосинтеза
5. Подведение результата изучения темы.
2.Первичное закрепление. Работа со словарем.
Тема урока « Воздушное питание (фотосинтез)»
Записывают тему в тетрадь.
Мы должны унть что такое фотосинтез и какаие уловия необходимы для его протекания.
Учебника, рабочей тетради, знаний учителя, презентации
Учащиеся его просматривают
Открытия новых знаний.
Фотосинтез это процесс образования …..
Опорные слова: зеленые растения, солнечный свет, углекислый газ, органические вещества.
Вопрос к учащимся,а какой газ при этом выделяется?
2.Механизм фотосинтеза: условия, необходимые вещества и результаты (мультфильм) электронное пособие.
3. Экспериментальная проверка:
Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?
Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ.
Например: раствор йода помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску).
Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.
Инструкции к проведению экспериментов
Задание для 1 группы
Предположим, изменению окраски может мешать зеленый цвет листа. Удалите хлорофилл и попробуйте ещё раз обработать лист йодом. Для этого возьмите растение традесканцию и срежьте у неё один лист. Опустите его на две минуты в кипяток, а затем в пробирку с горячим спиртом. Как видите, лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промойте в горячей воде и, положив в чашку Петри, залейте слабым раствором йода.
Вопрос: что произошло с листом? Из этого сделайте вывод.
Задание для 2 группы
Выясните, образуется ли крахмал в листьях растения, которое три дня находилось в темном месте. Для этого возьмите традесканцию, стоящую три дня в закрытом шкафу и срежьте у неё один лист. Опустите его на две минуты в кипяток, а затем в пробирку с горячим спиртом. Как видите, лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промойте в горячей воде и, положив в чашку Петри, залейте слабым раствором йода.
Вопрос: что произошло с листом? Из этого сделайте вывод.
Задание №3 (учитель рассказыет опыт)
Для опыта возьмите растение колеус, листья которого имеют зелёную окраску только по краям, срежьте у него один лист. Опустите его на две минуты в кипяток, а затем в пробирку с горячим спиртом. Как видите, лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промойте в горячей воде и, положив в чашку Петри, залейте слабым раствором йода. В результате вы видите синюю окраску, приобретут только края листа.
Вопрос: что произошло с листом? Из этого сделайте вывод.
Демонстрация слайда «Значение фотосинтеза» послесоставления кластера и внесение дополнения в класстер после промотра слайда (образование озонового слоя),рассказ учиттеля о значеии озонового слоя)
5.История изучения фотосинтеза. Показ слайда( Если будит время)
Фотосинтез это процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на свету из углекислого газа и воды.
Воздушное питание. Фотосинтез
Описание разработки
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Оборудование: проектор, компьютер, таблицы « Внутреннее строение корня», « Клеточное строение листа», презентация по теме урока.
Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Этап проверки знаний. Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с почвенным питанием растений. Давайте вспомним:
Э тап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Ученик прочитал в учебнике, что через корни в растения поступает вода и растворенные в ней минеральные соли, и задумался: « Растения содержат не только минеральные, но и органические вещества, откуда же растения получают органические вещества, если не из почвы». А как думаете вы?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться со вторым способом питания растений – это воздушное питание. Сегодня на уроке мы познакомимся с великой тайной растений и узнаем, как растения связывают все живое на Земле с Космосом. Познакомимся с основной функцией зеленого листа. Узнаем: важны ли зеленые растения для жизни человека?
Этап усвоения новых знаний.
Запись в тетрадь: Воздушное питание растений. Фотосинтез. Слайд 1
В то время когда Крылов сочинил свою басню, люди еще не знали, для чего деревьям нужны листья, еще не было точных приборов, которые помогли бы раскрыть тайну зеленого « хитреца». Когда они появились, ученые смогли тщательно исследовать лист и заглянуть в его внутренние «покои». И тогда оказалось, что они нужны растению ничуть не меньше, чем корни. Что они способны на такие чудеса, какие под силу лишь волшебникам. Открытие этой тайны шло медленно и с большими трудностями. Считается, что главную функцию зеленого листа обнаружил английский ученый Д. Пристли в конце 18 века. Дополнили это открытие швейцарские ученые Сенебье и Сосюр, большой вклад внес русский ученый К.А.Тимирязев. Слайд 2
Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях». К.А.Тимирязев. Слайд 3
Итак, с чего же начинаются эти чудеса? С дыхания: вдох – выдох. Как у людей. Чем дышит человек? Носом. А у растений есть свои носы? Есть, только они не такие заметные.
Заглянем в микроскоп.
Чтобы увидеть « носы» растений, нужно рассмотреть зеленый лист в микроскоп. Оказывается, лист совсем не гладкий. Больше всего он похож на решето с мелкими дырочками. Только дырочки не круглые, а узенькие – вроде щелочек. И называются они устьицами. Это и есть « носики», или, точнее, « ноздри», растения. Устьица с секретом: то открываются, то закрываются, как форточки в окне. Запись в тетрадь: устьица.
Кто открывает и закрывает устьица?
Заглянем в микроскоп. Слайд 4
Снова заглянем в микроскоп и понаблюдаем за одной из клеток. Найдем в ней пластиды – хлоропласты. Вы заметили, что благодаря движению цитоплазмы, хлоропласты в листьях находятся в постоянном движении. Какого цвета хлоропласты? Зеленые. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? Это хлорофилл. Хлорофилл – самое удивительное вещество на Земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни.
Запись в тетрадь: Хлоропласты (хлорофилл).
Именно к хлоропластам и направляется почетный пленник – углекислый газ. Там его уже дожидается вода, которую добыли из земли корни и подали наверх – к листьям.
Запись в тетрадь: Вода и минеральные соли.
Наступает самый ответственный момент – рождение чуда. Ученые называют волшебные превращения в зеленом листе фотосинтезом. Фото – значит свет. Но причем тут свет? Оказывается, его роль в этом деле огромна. Потому что никакого чуда просто не произойдет, если на помощь листу не придет энергия солнечного света. Она, как двигатель, приводит в движение сложный механизм фотосинтеза. Помогает в этом деле и способность хлоропластов поворачиваться то одним, то другим бочком к свету, чтобы лучше улавливать солнечные лучи. Под действием света хлоропласты приходят в такое возбужденное состояние, так напрягаются, что многие из них от непосильного труда разрушаются. Разрушаются, но дело свое делают. Когда в хлоропластах соединяются углекислый газ и вода, происходит настоящее чудо. От их соединения рождается совершенно новый продукт – сахар, точнее сахаристые вещества. На такой фокус не способен ни один факир. Ни даже ученые всего мира. Давайте посмотрим, что у нас получилось. В листьях должен быть хлорофилл, придающий им зеленую окраску. Растениям нужен свет, вода с растворенными в ней минеральными веществами и углекислый газ. Слайд 5
Что образуется в листе с участием этих веществ? Слайд 6-7
Доказать, что зеленое растение только на свету образует органические вещества, можно простым опытом. Зеленое растение примулу, помещают в темный шкаф. Через 2-3 дня у этого растения черной бумагой закрывают часть одного листа и ставят растение на свет. Через 8-10 часов срезают этот лист, снимают с него пластинки бумаги. Оказывается, внешне лист никак не изменился. Но после его обесцвечивания (кипячением в спирте разрушается хлорофилл) и последующей обработки раствором йода можно увидеть, что незатемненная часть листа, содержавшая крахмал, посинела, а бывшая затемненной часть листа приобрела желтый цвет йода. Это свидетельствует о том, что здесь крахмал не образовался, так как клетки листа не получали световой энергии. Вывод: органические вещества на свету образуются в зеленых клетках листа. На поперечном срезе пластинки под микроскопом видно, что в темно – синий цвет окрасились хлоропласты.
Запись в тетрадь: органические вещества. Слайд 8
Это интересно…Японский ученый Такахаси предложил использовать для получения электроэнергии хлорофилл, извлеченный из листьев шпината. Транзисторный приемник, к которому была присоединена солнечная батарейка с хлорофиллом, успешно работал некоторое время.
Но что же от всего этого получает само растение? Зачем ему затрачивать такие усилия?
Крахмал, который вырабатывают зеленые листья, нужен для питания всех частей растения – от корней до цветков и плодов. Без сладкого угощения яблоки, абрикосы и прочие фрукты окажутся несладкими. Когда же сахар соединяется с веществами, которые добывают из земли корни, образуются белки и жиры. Они тоже нужны растению. Крахмал, образовавшись в клетках листа, превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам передается от листьев ко всем частям растения. Затем из сахара и минеральных солей растение создает необходимые ему белки, жиры, углеводы. Например, в семенах подсолнечника – много жира, в семенах фасоли много белка. А вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопласты.
Все растения нашей планеты, вместе взятые, производят огромное количество сахара. Такое огромное, что его трудно сосчитать. И все- таки ученым удалось это сделать. Конечно, приблизительно. Оказывается, за один год зеленые листья вырабатывают 130 000 000 000 000 килограммов сахара! Примерно по 30 000 килограммов на каждого жителя Земли. Съешь ты столько сахара в год? Нет, конечно. И очень хорошо. Тогда пришлось бы лишить все растения всего имеющегося у них сахара. А этого делать нельзя. Иначе растения без сладкого погибнут. Они ведь тоже большие лакомки.
На что еще способны листья?
Еще 200 лет назад даже самые знаменитые ботаники не знали, что зеленые листья помогают нам дышать. Чтобы разгадать эту загадку, ученым пришлось провести множество опытов. Их ставили в разных странах люди самых разных профессий. Слайд 9
Первым, кто верно ответил на этот вопрос, был английский химик Джозеф Пристли. В этом ему помогли две мыши. Да, да, самые обычные серые мыши. Они были до того обычные, что не имели даже имен. Но благодаря опытам стали настолько знаменитыми, что о них до сих пор помнят ученые.
В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала. Как разрешить спор Шееле с Пристли? Ночью фотосинтез не происходит. Голландский врач Ингенхауз также провел много точных опытов и доказал: «Листья действительно освежают, улучшают воздух, но делают это только днем – при солнечном свете, а в темноте ничего подобного не происходит». Работая на свое растение, листья оказывают огромную услугу всем живым существам на нашей планете: они выделяют в воздух живительный газ кислород, да в таком огромном количестве, что его хватает для дыхания всех людей и животных. Не будь кислорода, жизнь на Земле давно бы прекратилась. Запись в тетрадь: кислород. Слайд 10
Откуда же появляется этот газ? Когда в хлоропластах вода соединяется с углекислым газом, получается не только крахмал. Образуется еще много кислорода. Но в таком большом количестве он растению не нужен, и его излишки удаляются наружу через устьица. Так в воздух, которым мы дышим, постоянно добавляется живительный кислород. И чем больше будет на Земле растений, тем легче нам будет дышать. Поэтому те мальчишки, которые ломают ветки деревьев и обрывают листья, вредят самим себе. Ученые называют волшебные превращения в зеленом листе фотосинтезом. Слайд 11
Запись в тетрадь: Фотосинтез – это процесс образования в хлоропластах органического веществ на свету из углекислого газа и воды.
Фотосинтез – дружочек вот твой домик – листочек.
Там творишь ты свои чудеса, очень нужен ты людям,
Твой процесс не забудем, будем помнить его мы всегда.
Углекислый газ вода получается всегда – вещества плюс кислород,
Этап применения знаний.
Проблемная задача. Шестиклассник, узнав, что из воды и углекислого газа на солнечном свету образуется крахмал, решил получить его. Он поставил сифон с газированной водой (а газированная вода – это смесь углекислого газа и воды) на яркий солнечный свет. Образовался ли крахмал в сифоне? ( Нет) Что необходимо для образования крахмала? ( Хлорофилл). Значит главный участник процесса фотосинтеза – это хлорофилл.
Проблемная задача. В двух аквариумах много растений и рыб. Один аквариум находится в затемненном помещении, другой – в хорошо освещенном. Как будут чувствовать себя рыбы в аквариумах? Дайте обоснованный ответ. Свет – фотосинтез – кислород.
Проблемная задача. К клубням картофеля, находящимся в почве, не проникает солнечный свет. Они лишены хлорофилла. Каким образом в клетках накапливается крахмал? Где будет выше урожай картофеля, выращенного в саду или на поле? Почему?
Личинки колорадского жука объели все листья картофеля. Как это отразится на урожае клубней? Почему?
А теперь внимательно послушайте стихотворение. Слайд 12
В каждом, каждом листе на поляне лесной жил трудяга земной – хлорофилл дорогой!
Он работал всегда от зари до зари и лишь ночь отдыхал он под звон мошкары.
Утром снова вставал, окна все открывал и из воздуха он СО2 добывал.
По сосудам вода за ночь вновь натекла и за дело опять приниматься пора.
Вот и солнышка луч на листочек упал, эти воду и газ накрепко он связал.
Получилось опять очень вкусно и вот, в воздух вновь полетел маленький кислород!
Ну, а теперь давайте попробуем составить схему фотосинтеза. Слайд 13
Выдающийся русский ученый К.А.Тимирязев, изучив процесс фотосинтеза, пришел к выводу, что растение не только поглощает углекислый газ и воду, но и усваивает солнечную энергию. Вот как об этом он писал. « Когда- то, где- то на землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или лучше сказать на хлорофилловое зерно. Ударяясь в него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч Солнца согревает нас! Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу. Пища служит источником силы в нашем организме, потому только, что она – не что иное, как консерв солнечных лучей». Как вы понимаете: луч солнца вошел в состав хлеба, луч солнца согревает нас? К.А.Тимирязев первым доказал, что благодаря растениям на Земле накапливается энергия Солнца. Доказав это, Тимирязев, назвал роль растений на Земле космической.
Проблемные задачи. Почему же сухие дрова выделяют тепло? Слайд 14
Дело в том, что за время своей жизни деревья и другие растения запасают в своих клетках солнечную энергию. Она сохраняется в виде энергии, заключенной в органических питательных веществах. А затем, при горении, происходят различные химические превращения, которые « высвобождают» спрятанную про запас энергию в виде тепла.
Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?
Одинаковое ли количество световой энергии будет накоплено в пшенице, растущей на плодородной и неплодородной почвах? Почему?
Английский ученый Томсон лорд Кельвин еще в 1898 году утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа. Это утверждение опроверг К.А.Тимирязев. Какими фактами руководствовался ученый? Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев назвал зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха. Слайд 15
В ходе урока было доказано, что без зеленого листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на Земле, так как кислород земной атмосферы, которым дышат все живые существа, был наработан в процессе фотосинтеза. Зеленым листьям растений принадлежит ведущая роль в круговороте кислорода на нашей планете. Вывод: значение фотосинтеза.
Фотосинтез идет на свету круглый год, и он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс, фотосинтез друзья, без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова – фотосинтез всему этому голова! Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать! Слайд
Этап первичной проверки понимания изученного. Учащиеся поднимают карточки с терминами.
В листьях есть органы для дыхания и газообмена – это…..(устьица).
Через устьица поступает в лист……. (углекислый газ).
От корневой системы поступает …… (вода и минеральные соли).
Солнечный свет попадает на зеленые пластиды ……(хлоропласты).
В хлоропластах образуется…………..(крахмал)
Из листьев в окружающую среду выделяется ………(кислород).
Этап закрепления нового материала. – смотрите документ
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.
Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока.