Воцарение ивана грозного предание о чем

Краткое содержание предания «Воцарение Ивана Грозного»

Воцарение ивана грозного предание о чем. md foto. Воцарение ивана грозного предание о чем фото. Воцарение ивана грозного предание о чем-md foto. картинка Воцарение ивана грозного предание о чем. картинка md foto. После смерти царя на Руси весь народ погружает свечи в речку. У кого она мокрая сама вспыхнет – тому следующим царем становиться. Пришел и барин со своим крепостным крестьянином Иваном. Обещал, если станет царем, отпустить его на свободу. А Иван, если станет царем, обещал отсечь барину голову. Зажглась свечка у Ивана. Царствуя, он рубит барину голову. Потому и прозвище получил – Грозный.

После смерти царя на Руси весь народ погружает свечи в речку. У кого она мокрая сама вспыхнет – тому следующим царем становиться. Пришел и барин со своим крепостным крестьянином Иваном. Обещал, если станет царем, отпустить его на свободу. А Иван, если станет царем, обещал отсечь барину голову. Зажглась свечка у Ивана. Царствуя, он рубит барину голову. Потому и прозвище получил – Грозный.

Читательский дневник по преданию «Воцарение Ивана Грозного»

Сюжет

Все окунают свечки в реку. У кого потом сама зажжется – тот и царь. Барин пообещал крепостного Ивана освободить, если будет царем. А тот – голову барину отсечь. Свечка горит у Ивана. Он воцаряется, казнит барина. С того дня зовут его Грозным.

Отзыв

Тема – избрание царя на Руси. Идея – крепостные люди мечтали о справедливом избрании царя, чтобы все были равны, а Бог через свечу указал на лучшего. Народ относится к Ивану с уважением, как к защитнику от злого барина, как к человеку из народа.

В предании жизнь смешана с выдумкой. Здесь упомянуты реальные Русь, царь Иван Грозный, крепостное право. А способ избрания царя выдуман, как и объяснение прозвища. Народ считал, что царь получил прозвище за жестокий, но справедливый поступок. Он – гроза, судья злодею. Предание учит, что Бог и правда – за народ. Не каждый, кто хочет власти, ее получит. Учит держать слово, оставаться собой, не предавать свои принципы.

Источник

Воцарение Ивана Грозного

Воцарение Ивана Грозного

Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас же весь народ на реку идет, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, — тот и царь!

У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!

Воцарение ивана грозного предание о чем. 277105 196 i 025. Воцарение ивана грозного предание о чем фото. Воцарение ивана грозного предание о чем-277105 196 i 025. картинка Воцарение ивана грозного предание о чем. картинка 277105 196 i 025. После смерти царя на Руси весь народ погружает свечи в речку. У кого она мокрая сама вспыхнет – тому следующим царем становиться. Пришел и барин со своим крепостным крестьянином Иваном. Обещал, если станет царем, отпустить его на свободу. А Иван, если станет царем, обещал отсечь барину голову. Зажглась свечка у Ивана. Царствуя, он рубит барину голову. Потому и прозвище получил – Грозный.

Иван Грозный. Неизвестный художник. Парсуна. Вторая половина XVII в.

— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе непременно голову срублю.

Пошли на реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.

Русская старина», 1876, т. 15)

Читайте также

3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича

3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича Мы подходим к концу эпохи «Грозного». В 1581 году умирает Иван Иванович. В связи с его смертью «будучи в состоянии глубокого душевного кризиса, царь совершил один из самых необычных в его

Жены Ивана Грозного

Жены Ивана Грозного В июле 1571 г. после страшного московского пожара и татарского погрома, через пепелища и смрад гниющих тел тысяч погибших москвичей, царь Иван двинулся в Александровскую слободу, чтобы устроить там смотр 2000 девушек – после смерти царицы Марии он вновь

Пир Ивана Грозного

Пир Ивана Грозного Пирует царь.Царский пир обставлен торжественно и празднично: «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит в златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники. Супротив его всё бояре да

Смерть Ивана Грозного

Смерть Ивана Грозного Уж ты, батюшка светел месяц!Что ты светишь не по-старому,Не по-старому, не по-прежнему,Из-за облачка выкатаешься,Черной тучей закрываешься?У нас было на святой Руси,На святой Руси, в каменной Москве,В каменной Москве, в золотом Кремле,У Ивана было у

Ермак у Ивана Грозного

Ермак у Ивана Грозного Как на славных на степях было Саратовских,Что пониже было города Саратова,А повыше было города Камышина,Собирались казаки-други, люди вольные,Собирались они, братцы, во единый круг,Как донские, гребенские и яицкие.Атаман у них Ермак сын

8.1. О женах Ивана «Грозного»

8.1. О женах Ивана «Грозного» Хорошо известно, что у «Грозного» было несколько (восемь) жен.Слишком много для одного царя. Недаром на эту тему столько написано — от драматических произведений до сборников анекдотов. С нашей точки зрения — ничего странного тут нет.

6. ОТЕЦ ИВАНА ГРОЗНОГО

6. ОТЕЦ ИВАНА ГРОЗНОГО Василию III пришлось воевать не меньше, чем его отцу. Пока на троне был Иван III, побежденная Литва опасалась задираться, этому способствовал и брак короля Александра с дочерью русского государя Еленой. Но как только победитель умер, паны осмелели,

2. Краткое напоминание об истории Ивана III Грозного = Ивана IV Грозного

2. Краткое напоминание об истории Ивана III Грозного = Ивана IV Грозного Мы неоднократно говорили о царе-хане Иване IV Грозном. Считается, что он правил в 1547–1584 годах, то есть был на престоле 37 лет. В то же время началом его правления вполне можно считать 1533 год, когда он был

5.2. Мессалина — жена Клавдия и любовница Силия Елена Волошанка — жена Ивана Ивановича и любовница Ивана Грозного

5.2. Мессалина — жена Клавдия и любовница Силия Елена Волошанка — жена Ивана Ивановича и любовница Ивана Грозного • ЦАРЬ РАЗВОДИТСЯ СО СВОЕЙ ПРЕЖНЕЙ ЖЕНОЙ И ПРИБЛИЖАЕТ К СЕБЕ «СТРАСТНУЮ КРАСАВИЦУ». — В русской истории царь-хан Иван III = IV Грозный охладевает к своей жене

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного Светоний сообщает, что Гальба был, «бесспорно, муж великой знатности, из видного и древнего рода… сделавшись императором, выставил у себя в атрии

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов Центральной темой пародии Сервантеса является безумие Дон Кихота. С одной

20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного)

20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного) 20.1. Что известно о митрополите Филиппе Колычеве и его борьбе с Грозным Напомним вкратце данные из нашей

16. РОССИЯ К СЕРЕДИНЕ XVI в. ВОЦАРЕНИЕ ИВАНА IV

16. РОССИЯ К СЕРЕДИНЕ XVI в. ВОЦАРЕНИЕ ИВАНА IV К середине XVI в. закончился процесс изменения феодальной собственности на землю, состоящий в том, что княжеское землевладение сблизилось с вотчинным. Старое вотчинное землевладение расширялось за счет новоприсоединенных

3.7.2. Семь жен Ивана Грозного

3.7.2. Семь жен Ивана Грозного Первая жена Ивана Васильевича Анастасия Романова пользовалась в народе большой популярностью. Считалось, что она очень благотворно влияла на своего супруга, смиряла его суровый нрав, поддерживала в хороших начинаниях. За 13 лет брака она

Время Ивана Грозного

Время Ивана Грозного Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого князя; период светлых реформ и

Источник

Воцарение ивана грозного предание о чем

А светлы были у тех князей сердца христианские!

В каждую полночь народ еще и до сей поры иногда видит Си-Юнь-Беку. Смотрит она из своей башенки в окошечко бледная, худенькая! Пропало на ней все царское; но огонь летает из больших черных глаз ее, и как железо звенят ее белые зубы. С нею же вместе с царицею, в иную пору, и Кощак появится, вертит он страшным богатырским мечом.

Прежде еще думали казанцы, что придет время, когда Кощак умягчит гнев пророческий, и вот тогда помилует Си-Юнь-Бека пропавших. Башня Си-Юнь-Бекина тогда рассыплется, и взойдет луна над тою башнею, вместо солнышка. Уж не время ли это магометанского светопреставления?

Воцарение Ивана Грозного

Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас же весь народ на реку идет, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, — тот и царь!

У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!

— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе непременно голову срублю.

Пошли на реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.

(«Русская старина», 1876, т. 15)

Услышал Грозный царь, во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии — и пал конь его на колени от колокольного звона. И тут Грозный царь проговорил коню своему:

— Ай же ты, мой конь; не можешь ты царя держать — Грозного царя Ивана Васильевича.

Доехал он до Софийского храма и в гневе велел он отрубить снасти у того колокола, и чтобы пал наземь, и казнить его уши.

— Не могут, — говорит, — скоты звона его слышать.

И казнили этот колокол в Новгороде — ныне этот колокол перелитой.

(«Древняя и новая Россия», 1879, т. 2, № 9)

Приехал царь Грозный в Новгород

Приехал царь Грозный в Новгород, пошел к Софии к обедне. Стоит царь Иван, Богу молится; только глядит: за иконой бумага видится. Он взял ту бумагу — и распалился гневом! А ту бумагу положили по насердкам (нарочно) духовники, а какая та была бумага, — никто не знает. Как распалился Грозный царь — и велел народ рыть в Волхов. Царь Иван встал на башню, что на берегу налево, как от сада идешь на ту сторону; встал Грозный на башню, стали народ в Волхов рыть: возьмут двух, сложат спина со спиной, руки свяжут, да так в воду и бросят; как в воду, так и — на дно. Нарыли народа на двенадцать верст; там народ остановился, нейдет дальше, нельзя Грозному народ больше рыть! Послал он посмотреть за двенадцать верст вершников (всадников), отчего мертвый народ вниз нейдет. Прискакали вершники назад, говорят царю: «Мертвый народ стеной встал». — «Как тому быть? — закричал царь. — Давай коня!» Подали царю коня; царь сел на коня и поскакал за двенадцать верст. Смотрит: мертвый народ стоит стеной, дальше нейдет. В то самое времечко стало царя огнем палить: стал огонь из земли кругом Грозного выступать. Поскакал царь Иван Васильевич прочь, огонь за ним; он скачет дальше, огонь все кругом.

С тех пор Волхов и не замерзает на том месте, где Грозный — царь народ рыл: со дна Волхова тот народ пышет…

Царь Грозный за какую-то заслугу сделал Псков губернией, а новгородцы послали войско, — опять привести псковичей под свою волю. Только псковичи такого звону задали новгородцам, что те насилу ноги унесли. Видят новгородцы, что сила не берет, послали Грозному сказать: псковичи, мол, бунтуют. А какой тут бунт? Ну, цари, разумеется, этого не любят. Грозный распалился гневом, поехал к Пскову; не доехал Грозный царь до Пскова шесть верст, остановился он в Любятове. Прослышали псковичи, что Грозный царь пришел Псков громить и стоит в Любятове, с полуночи зазвонили в колокола к заутрене: Бога молить, чтоб Бог укротил сердце царево. Грозный царь тогда был, заснувши, в Любятове. Как ударили в большой колокол, царь вздрогнул и проснулся. «Что такое? — говорит, — зачем такой звон?» — «Псковичи Бога молят, — говорят ему, — чтобы Бог твое царское сердце укротил». Поутру Микола Христоуродливый велел всем, всякому хозяину, поставить против своего дома столик, накрыть чистою скатертью, положить хлеб-соль и ждать царя. Попы в золотых ризах, с крестами, образами, с зажженными свечами, народ: общество, посадники пошли встречать Грозного и встретили у Петровских ворот. Только показался царь Иван Васильевич, откуда ни возьмись Микола Христоуродливый, на палочке верхом, руку подпер под бок, — прямо к царю… Кричит: «Ивашка, Ивашка! Ешь хлеб-соль, а не человечью кровь! Ешь хлеб — хлеб-соль, а не человечью кровь! Ивашка! Ивашка!» Царь спросил про него: «Что за человек?» — «Микола Христоуродливый», ему сказали; царь — ничего, проехал прямо в собор. А Микола Христоуродливый заехал, все на палочке верхом, заехал вперед; только царь с коня, а Микола: «Царь Иван Васильевич! Не побрезгуй моими хоромами, зайди ко мне хлеба-соли кушать», а у него была под колокольнею маленькая келейка. Царь пошел к нему в келью. Микола посадил царя, накрыл стол, да и положил кусок сырого мяса. «Чем ты меня потчуешь! — крикнул Грозный царь. — Как ты подаешь мясо: теперь пост, да еще сырое! Разве я собака?» — «Ты хуже собаки! — крикнул на царя Микола Христоуродливый, — хуже собаки! Собака не станет есть живого человечья мяса — ты ешь! Хуже ты, царь Иван Васильевич, хуже собаки! Хуже ты, Ивашка, хуже собаки!» Царь встрепенулся, испугался и уехал из Пскова, никакого зла не сделавши!

Источник

Как сделать анализ предания «Воцарение Ивана Грозного»?

Предание «Воцарение Ивана грозного». Нужен анализ по литературе 7 класс.

Требуется указать, кто главные герои. А также краткое содержание для читательского дневника.

Воцарение ивана грозного предание о чем. answer avatar. Воцарение ивана грозного предание о чем фото. Воцарение ивана грозного предание о чем-answer avatar. картинка Воцарение ивана грозного предание о чем. картинка answer avatar. После смерти царя на Руси весь народ погружает свечи в речку. У кого она мокрая сама вспыхнет – тому следующим царем становиться. Пришел и барин со своим крепостным крестьянином Иваном. Обещал, если станет царем, отпустить его на свободу. А Иван, если станет царем, обещал отсечь барину голову. Зажглась свечка у Ивана. Царствуя, он рубит барину голову. Потому и прозвище получил – Грозный.

В этом предании говорится о том, как в старину выбирали царя. Якобы после смерти прежнего правителя все шли со свечами на реку. Там окунали свечи в воду. Тот, чья свеча после этого загоралась, и становился царем.

Один барин позвал своего крепостного Ивана на реку и пообещал, что если станет царем, то даст ему вольную. А Иван ответил, что если царствовать выпадет ему, то он отрубит боярину голову.

Свеча загорелась у Ивана, и обещание свое он исполнил, за что получил прозвище Грозный.

На самом деле, конечно, все было иначе. Иван Грозный вовсе не был крепостным, и престол унаследовал еще ребенком после смерти Василия III, своего отца.

В предании же отразилась ненависть простых людей к боярам. Иван Грозный тоже не любил бояр, так как рос в атмосфере борьбы за власть самых знатных боярских кланов. Вот и представили его в этом предании как выходца из народа и борца с боярами.

Воцарение ивана грозного предание о чем. CsX1ORTg5hcnhCTbHKcoe6DrGuX9KVPR. Воцарение ивана грозного предание о чем фото. Воцарение ивана грозного предание о чем-CsX1ORTg5hcnhCTbHKcoe6DrGuX9KVPR. картинка Воцарение ивана грозного предание о чем. картинка CsX1ORTg5hcnhCTbHKcoe6DrGuX9KVPR. После смерти царя на Руси весь народ погружает свечи в речку. У кого она мокрая сама вспыхнет – тому следующим царем становиться. Пришел и барин со своим крепостным крестьянином Иваном. Обещал, если станет царем, отпустить его на свободу. А Иван, если станет царем, обещал отсечь барину голову. Зажглась свечка у Ивана. Царствуя, он рубит барину голову. Потому и прозвище получил – Грозный.

Воцарение ивана грозного предание о чем. answer avatar. Воцарение ивана грозного предание о чем фото. Воцарение ивана грозного предание о чем-answer avatar. картинка Воцарение ивана грозного предание о чем. картинка answer avatar. После смерти царя на Руси весь народ погружает свечи в речку. У кого она мокрая сама вспыхнет – тому следующим царем становиться. Пришел и барин со своим крепостным крестьянином Иваном. Обещал, если станет царем, отпустить его на свободу. А Иван, если станет царем, обещал отсечь барину голову. Зажглась свечка у Ивана. Царствуя, он рубит барину голову. Потому и прозвище получил – Грозный.

Предание «Воцарение Ивана Грозного» проходят по литературе в 7 классе.

Чтобы сделать его анализ, требуется знать главных героев, их небольшую характеристику. Их двое:

Краткое содержание предания:

Еще об одном предании «Сороки-ведьмы», его анализ с пересказом и кратким содержанием смотрете на БВ по этой ссылке.

Воцарение ивана грозного предание о чем. answer avatar. Воцарение ивана грозного предание о чем фото. Воцарение ивана грозного предание о чем-answer avatar. картинка Воцарение ивана грозного предание о чем. картинка answer avatar. После смерти царя на Руси весь народ погружает свечи в речку. У кого она мокрая сама вспыхнет – тому следующим царем становиться. Пришел и барин со своим крепостным крестьянином Иваном. Обещал, если станет царем, отпустить его на свободу. А Иван, если станет царем, обещал отсечь барину голову. Зажглась свечка у Ивана. Царствуя, он рубит барину голову. Потому и прозвище получил – Грозный.

Для начала ознакомимся с текстом данного предания, он небольшой.

Воцарение ивана грозного предание о чем. . Воцарение ивана грозного предание о чем фото. Воцарение ивана грозного предание о чем-. картинка Воцарение ивана грозного предание о чем. картинка . После смерти царя на Руси весь народ погружает свечи в речку. У кого она мокрая сама вспыхнет – тому следующим царем становиться. Пришел и барин со своим крепостным крестьянином Иваном. Обещал, если станет царем, отпустить его на свободу. А Иван, если станет царем, обещал отсечь барину голову. Зажглась свечка у Ивана. Царствуя, он рубит барину голову. Потому и прозвище получил – Грозный.

Выделим два главных героя этого предания:

В данном предании показана ненависть простолюдинов к боярам.

Источник

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Воцарение Ивана Грозного

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя, сороки-ведьмы, изучение нового, предания, физкультминутка, закрепление, беседа, вопросы, опросы, итог урока, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Воцарение Ивана Грозного

Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей.

Задачи: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей;

знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Сегодня в классе у ребят

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас весь народ на реку идет и свечи на руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится — тот и царь.

У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!

— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе беспременно голову срублю!

Пошли через реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с этой поры за это его Грозным и прозвали.

Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.

Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.

Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:

— Чтобы вам, — говорит, — отныне и до веку оставаться сороками!

Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.

III.Изучение нового материала.

Предания – поэтическая автобиография народа

Предание как жанр фольклорной прозы

· Попробуйте сами дать определение этому слову. Что такое предание?

Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре— равно значению приставки пере-).

· О чём или о ком народ мог складывать предания?

Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.

К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:

· о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;

· об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;

· о переходе Суворова через Альпы;

· о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.

Предание «Воцарение Ивана Грозного».

· О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)

· Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?

· Каким предстает перед нами Иван IV?

· С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

· Что хотел объяснить нам автор предания?

Всё ли является правдой в преданиях?

В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.

· Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?

· Почему же в преданиях появляется вымысел?

Предание «Петр и плотник»

· На что в первую очередь обращает внимание сказитель?

Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.

· Есть ли в этом предании вымысел?

Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.

Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.

— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.

Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Петр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?

V. Подведение итогов урока.

— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

— Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня с вами говорили?

Какие цели мы поставили в начале урока?

Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

Какое новое знание вы открыли?

1. Как можно объяснить слова «предание», «летопись», «былинка»? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5—7 классах.

2. Как вы понимаете словосочетания: «содержит сведения», «родоначальник первой княжеской династии», «цикл сказаний», «Петровская эпоха», «раскованность в поведении героев», «землепашцы, мастеровые»?

3. Подготовьте к пересказу одно из преданий, сохранив особенности повествования.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *