Вотчина и поместье это что
Сравнение общих черт и отличий вотчины и поместья
Сравнивая вотчину и поместье важно понимать разницу между «собственностью» и «владением». Сегодня это просто, а русского обывателя XV-XVI веков разглядеть отличия было совсем нелегко.
Прежде всего, потому что уже во времена Ивана III вотчинами могли владеть только те, кто служил царю. Право собственности в те времена, нарушалось на каждом шагу не только высшей властью, но и любым влиятельным феодалом.
Владельцы вотчины или поместья мыслили и действовали по принципу: «то, чем владею, мое, пока не отобрали».
Если хозяйственный интерес владельца брать за основу сравнения вотчины и поместья, то можно обнаружить, что во второй половине XVI века было предпочтительнее иметь поместье. А уже в середине XVII веке выгоднее стала вотчина.
В первом варианте — хаос и неразбериха. Захваченные земли помещики эксплуатировали как хищники, бросали и занимали новое поместье.
Поместье – это особое земельное владение, выделяемое военным и государственным служащим в XV — XVII веках на время исполнения ими предписанных обязанностей.
Второй вариант — когда в XVII веке, феодальные отношения стали более устойчивыми, вотчины стали ориентиром в стремлении помещиков, закрепить имения за собой и своим родом навсегда.
Вотчина – это переходящие по наследству (от «отца») земельное владение (постройки, инвентарь) и зависимые крестьяне на правах частной собственности.
Таким образом, общими признаками вотчины и поместья можно назвать:
Различий между поместьями и вотчинами было несколько больше:
Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи.
Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев – высшие церковные иерархи и монастыри.
Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т.д.
Вотчина в Древней Руси
Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.
В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр.
На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне – люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей – поместья.
Вотчина и поместье — в чем разница
Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья – землю с крестьянами.
Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью – оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы.
В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья (которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями) все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране.
Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями.
В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и крепостными крестьянами на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.
В чем разница между вотчиной и поместьем, отличия и сходства
Устаревшие термины, которые утратили актуальность, но все еще используются в русском языке, постепенно теряют изначальные значения. Люди забывают их, путают между собой, что вносит проблемы с пониманием истории и озадачивают при чтении старых книг. Для многих людей будет сложно ответить, в чем состоит разница между вотчиной и поместьем, потому что в последние несколько столетий начальный смысл терминов утратился, а их значение постепенно слилось.
Что такое вотчина
Вотчиной называлось земельное владение вместе со строениями, инвентарем и скотом, а также с прикрепленными к наделу крестьянами:
Название «вотчина» произошло от слова «отец» и означало «земля, полученная в наследство от отца».
Что значит поместье
Поместье – это земельный надел с имуществом и крестьянами, которое давалось на время выполнения государственных обязанностей. Получали поместье за службу «боярские дети» и «служилые дворяне».
Какое между ними сходство
И вотчина, и поместье являлись формами феодального пользования землей и ресурсами, которые были распространены на Руси в XV-XVII веках. В обоих случаях к земельному наделу были «прикреплены» крестьяне, которые не имели права покинуть землю и владельца. Князь или царь мог лишить провинившегося владельца любого надела права собственности.
В чем разница
Между обоими понятиями существуют значительные различия, которых намного больше, чем сходства. Оценив все характеристики, можно прийти к выводу, что до начала XVIII века в иерархии законов владения землей на Руси вотчина занимала более высокое положение. В XVII веке вотчины были наиболее желанной и ценной формой собственности на землю, а поместья брались зачастую для грабительского, хищнического использования на время «государевой службы».
Различия между вотчинами и поместьями были намного сложней и разнообразней, чем просто в форме собственности.
Способы приобретения
Вотчину от поместья отличает способ приобретения. Вотчина передается по наследству от отца к сыну или делится между сыновьями. Если наследников мужского рода нет, вотчина все равно остается в семейном владении. Даже если вотчина была продана третьим лицам, у изначальных наследственных владельцев остается законное право в течение 40 лет вернуть владение в семью при помощи выкупа.
После ее завершения поместье возвращалось в казну, то есть фактически выдавалось во временное пользование. Его можно было передать сыну только в том случае, если наследник также продолжал государственную службу.
История возникновения
Вотчина появилась намного раньше, чем поместье. В этом, а также в способе получения, и состоят отличия между двумя формами собственности. Изначально земли покупались, продавались, отнимались у других владельцев, захватывались в ходе войн, получались в качестве приданого или подарка. Такие земли принадлежали высшему сословию и духовенству.
Постепенно право собственности и передачи по наследству в пределах конкретного рода или семейства формировалось и закреплялось законодательно или жалованными грамотами.
Однако при произволе властей даже наследственную вотчину могли отобрать за провинности перед князем, царем или государством.
Поместья появились намного позже. Они возникли как форма поощрения и для «кормления» государевых слуг, и были фактически длительной арендой, которая длилась все время службы владельца. При этом весь доход с поместья за исключением налогов с крестьян шел в доход его владельца.
Формы владения
У вотчины безусловная форма владения. Это частная собственность, которая распространяется и на саму землю, и на все, что на ней находится, включая прикрепленных («крепостных») крестьян. Такие владения освобождены от уплаты налогов и натуральных повинностей в пользу государственной казны. Этот факт делал вотчины особенно привлекательными, а также становился основой благосостояния владельцев – князей, царей, бояр и их наследников.
Поместье является условным владением, так как после прекращения несения службы возвращается в собственность государства (князя, царя). Разделить такое владение между наследниками-сыновьями поместье было нельзя, равно как и продать его, подарить или купить себе еще одно поместье. Также крестьяне, прикрепленные к поместью, были обязаны платить «царские подати». В том случае, если надел не собирал с крестьян требующегося размера налога, разницу взимали с самого помещика.
В 1556 году было принято «Уложение о службе», которое обязало и наследовавших участки, и помещиков проходить обязательную службу. Она напрямую зависела от размера владения. Такой закон сблизил правовые нормы, которые распространялись на обе формы владения землей.
До принятия «Закона о единонаследии» в 1714 году разница между понятиями постепенно стиралась, после же были нивелирована.
Сравнительная таблица
Таблица может наглядно продемонстрировать сходства и различия между вотчиной и поместьем:
Вотчина | Поместье | |
Общие черты | Формы землевладения в феодальную эпоху | |
В состав владения входит господское хозяйство и крестьянские наделы | ||
Различия | Земельное владение монастырей, бояр и князей | Земельное владение дворян (помещиков) |
Является безусловным владением | Является условным владением | |
Может наследоваться | Изначально не наследовалось | |
Может передаваться в дар | Нельзя подарить | |
Может быть продано | Нельзя продать | |
Может быть вкладом в монастырь | Нельзя вложить в монастырь при поступлении в него |
Чем поместье отличалось от вотчины, как у дворян появились усадьбы и другие факты
Новые усадебные традиции – традиции загородной жизни – сейчас начинают складываться заново, то, что недавно претендовало на скромное название «дача», теперь нередко замахивается и на лавры поместий прошлых культурных эпох. Дворянская праздность на фоне провинциального быта, как на картинах художников XIX века и в произведениях Островского и Чехова. А вот какой была эволюция этих землевладений – от момента их возникновения до превращения – правда, очень незначительного числа – в музеи-усадьбы.
Вотчины
Землю стали делить с тех самых пор, как образовалось древнерусское государство. Начиная с IX века недвижимостью владели князья, а кроме них – дружинники князей и чуть позже – бояре. Спустя еще некоторое время в раздел земель включилась церковь: отдельные владения получали епископы и монастыри. Такая форма собственности на землю, которая подразумевала еще и права на живущих там крестьян, получила название «вотчина», или «отчина». Слово восходит к понятию «отец», поскольку право, которое носило это название, предполагало передачу – в первую очередь по наследству, от отца к сыну.
В.Д. Поленов «Московский дворик»
При этом вотчины могли дробиться, делиться между несколькими сыновьями прежнего владельца. Феодал – а именно им был собственник такой земли – по своему усмотрению управлял своим имуществом, а еще – собирал подати с крестьян, живущих на его территории, вершил суд. К XIII веку вотчины были основной формой собственности на землю. Зачастую они не представляли собой единой территории, у богатых бояр могло быть несколько вотчин в разных частях государства, и ни в какое общее хозяйство такие участки земли не объединялись.
А.М. Васнецов «Коломенское»
С образованием Московского княжества и централизацией власти статус вотчинных земель и их владельцев стал меняться. Права феодалов ограничивались, в том числе, например, право судить на территории своей вотчины. Появлялась другая форма права на землю – поместье. Передавалось оно тоже не так, как вотчина.
Поместья и помещики
Главным отличием поместья было то, что землю выдавали при условии нахождения владельца на военной или государственной службе. Наследовать и передавать в наследство поместье долгое время было нельзя – только владеть и пользоваться землей пожизненно. То есть, по сути, таким способом государство платило своим дворянам – взималось нечто вроде «налога кровью» – и обеспечивало материальную возможность служить. Земли выдавались как форма вознаграждения за службу и в качестве средства для выполнения своих обязанностей в отношении государя.
Б.М. Кустодиев «Дворянская усадьба»
Когда в конце XV века царь Иван III, собиратель русских земель вокруг Москвы, отнимал у бояр вотчины – в Новгородской, в Псковской республике, в Тверском княжестве – взамен он давал поместья, получая при этом пополнение в вооруженные силы или направляя новоиспеченного помещика на другую службу.
К концу XVI века поместья уже можно было оставить в наследство сыну, при условии, что тот обязуется нести государственную службу, как некогда – его умерший отец, прежний хозяин. А если помещик умирал, оставив вдову и незамужних дочерей, то некоторое «прожиточное» поместье полагалось и им – разумеется, в этом случае на службу никого не призывали.
А.С. Степанов «Усадьба летом»
В особых случаях статус поместных владений дозволялось изменять, тогда они становились вотчинными, так поступал, например, царь Михаил Романов – награждал вотчинами тех, кто отличился при обороне Москвы от войск Лжедмитрия II в период Смутного времени.
Постепенно отличия между вотчинами и поместьями стирались. В 1714 году по петровскому Указу о единонаследии эти две формы собственности на землю были объединены в одну. Недвижимое имущество теперь носило название «имение». Имения стали неделимыми, их нельзя было отчуждать – кроме отдельных случаев, и, поскольку земля и крестьяне переходили по наследству к одному сыну, остальные братья были вынуждены обращаться к государственной службе.
Утраченная усадьба «Осиновая роща»
Имения и усадьбы
А Петром III в 1762 году был принят и подписан манифест о вольности дворянства, который освободил это сословие от обязательной службы – гражданской или военной: никто из дворян российских, говорилось в этом документе, невольно продолжать службу не будет.
Тогда и начали появляться усадьбы в том виде, в котором мы привыкли их представлять по сочинениям классиков. Правда, например, в романе «Евгений Онегин» слово «усадьба» не используется ни разу, а Ленский по старинке именуется «помещиком». Не упоминал усадьбу в своих сочинениях и Гоголь, несмотря на то, что именно ее узнает читатель при описании владений Собакевича, Коробочки и других персонажей.
Утраченная усадьба Григорьевское
Слово это, тем не менее, появилось еще в XV веке; оно происходило от глаголов «садить», «сажать», параллельно использовался термин «усадище». Манифест о вольности дворянства поспособствовал развитию усадебного строительства. Теперь вчерашние помещики могли обосноваться в своих имениях, построить дом, который достанется наследнику, наладить крестьянское хозяйство. Конец XVIII века и следующее столетие стали временем «усаживания» дворян по своим сельским владениям.
Тургенев называл такие усадьбы дворянскими гнездами. Многие из них становились в позапрошлом веке центрами культурной жизни. Но большинству усадеб был уготован печальный конец. К началу XXI века большинство таких имений находилось в разрушенном состоянии.
Вотчина и поместье
Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.
Поме́стье — разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII веков.
Поскольку, начиная с царствования Ивана III, вотчиной тоже можно было владеть лишь в том случае, если обладатель ее служит царю, встает вопрос, чем же отличались друг от друга эти формы землевладения.
1. Вотчину можно было делить между наследниками и продавать, поместье же нет.
2. Вотчина хозяина, не оставившего сыновей, оставалась в роду, тогда как поместье возвращалось в царскую казну.
3. С середины XVI в. род обладал правом выкупать в течение сорока лет вотчину, проданную его членом на сторону.
В силу этих причин вотчина считалась более высокой формой условного землевладения, и ее предпочитали поместью. У зажиточных слуг обычно было и то, и другое.
С Уложения о службе 1556 г., закрепившего обязанность службы владельцев как поместий, так и вотчин, в зависимости от величины надела, начался постепенный процесс сближения правового режима этих двух видов владения. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности. Он завершается, в основном, Соборным Уложением 1649 и последовавшими за ним законами.
1. Развивается право наследования в поместьях. Такой принцип – не отнимать поместья отцов у сыновей – утверждается со времени Ивана Грозного. А в 1618 г. наследственный переход поместий распространяется не только на нисходящих, но и, за неимением их, на боковых. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять (ибо все делается, в конечном счете, во имя детей).
2. Право наследования укрепляется обычаем выделять пенсию на прожиток вдове и дочерям служилого человека (при его гибели на войне, смерти из-за раны, увечья и т.п.).
3. Еще один путь укрепления частных прав на поместные земли – это сдача поместья в пользование другому служилому человеку (вдовой, самим престарелым отставным дворянином), который обязывался содержать бывшего владельца до его смерти или выдать все содержание вперед деньгами (последнее было равноценно продаже).
4. Разрешается обмен поместий на вотчины (с согласия правительства), а в конце XVII в. – и другие сделки, в том числе продажу и дарение. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника.
Так стирались различия между поместьем и вотчиной, окончательно ликвидированные указом Петра I о единонаследии 1714 г.