Восточный экспресс что это за поезд
«Восточный экспресс»: король среди поездов и поезд для королей
Точка отсчета
Джордж Мортимер Пульман — американский изобретатель и промышленник, создатель компании «Pullman Palace Cars», занимавшейся постройкой вагонов для железных дорог, заложил первым идею проведения массовых железнодорожных поездок в «дворцовых» вагонах, выпуск которых и состоялся его компанией впервые в далеком 1864 году. Главной особенностью пульмановского вагона стали кресла-трансформеры.
Днем они располагались лицом друг к другу, а на ночь могли раскладываться, образуя спальное место. Также предусматривалась откидная верхняя полка, на которой размещалось второе спальное место. Пульмановский вагон имел систему кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах.
Продолжение традиций
В 1876 году Нагельмакерс основал свою собственную компанию «Международная компания спальных вагонов» (CIWL, Compagnie Internationale des Wagons-Lits), которая и стала в дальнейшем историческим оператором не только Восточного экспресса, но и таких знаменитых поездов как Норд-Экспресс (Nord-Express) и Сюд-Экспресс (Sud Express), а символ «WL», поддерживаемый двумя львами, стал хорошо известной торговой маркой.
Восточный экспресс
В октябре 1883 года компания CIWL торжественно отправила свой первый из принадлежавших ей поездов серии «Восточный экспресс».
Отправление состоялось со Страсбургского вокзала Парижа в Румынию и далее в Константинополь. Общее время в пути составляло 3 дня, 9 часов и 40 минут (81 час). В каждой стране, которую проезжал экспресс, пассажирам предлагали блюда местных кухонь и фольклорные выступления, а в Румынии король Кароль I принял путешественников в замке Пелеш.
В точно обозначенное время Восточный экспресс благополучно прибыл в Стамбул и стал первым в мире трансконтинентальным экспрессом, который пересек территории стран Европы, для которых в то время не существовало даже системы координации времени.
К 1889 году время в пути удалось сократить с 81 часа до 67 часов, а позднее еще на 5 часов.
CIWL обеспечивала поезда как минимум двумя спальными, двумя багажными вагонами и вагоном-рестораном, оснащёнными газовым и электрическим освещением.
Наиболее значимым местом во время путешествия был, конечно же, вагон-ресторан, выполненный в стиле салонов времен Людовика XV и рассчитанный на 24 персоны. Стены вагона-ресторана были увешаны акварелями Делакруа и другими классиками мировой живописи.
Меню ужина 1884г. в вагоне-ресторане Orient-Express выглядело следующим образом:
Пассажиры Восточного экспресса
Цена билета на Orient-Express была очень высока. Непостижимо. Соответственно, пассажирами этого поезда всегда являлись выходцы из элитной среды и высшего света: дипломаты, миллиардеры, крупные бизнесмены и прочие известные личности: Фердинанд I (царь Болгарии), Мустафа Кемаль Ататюрк (бывший Президент Турции), танцовщица-авантюристка Мата Хари, Елизавета II, Шарль де Голль, Никита Хрущев, Агата Кристи, Оноре де Бальзак и др.
А 1930-х годах, когда экспресс был захвачен террористами, легендарная темнокожая джазовая певица Жозефина Беккер пела, чтобы отвлечь пассажиров.
Pera Palace и по сей день является одним из самых исторических отелей мира, он расположен в районе Бейоглу, который считается центром города.
Это первый роскошный отель в Стамбуле и первое здание (кроме дворцов), которое обеспечивало своим гостям электричество и горячую воду. Лифт стал также отличительной чертой здания, будучи первым электрическим лифтом в Стамбуле.
Комната с номером 411 в отеле Pera Palace была тем местом, где Агата Кристи любила проводить дни в Стамбуле, прибыв на Orient-Express. Именно в этой комнате она написала один из самых известных криминальных романов «Убийство в Восточном экспрессе», опубликованный в 1934 году.
К моменту выхода романа Агаты Кристи в 1933 году поезд стал называться «Симплон-Восточный экспресс» (Simplon Orient-Express).
Целых 94 года Orient-Express возил самых известных, богатых, влиятельных и красивых людей мира.
19 мая 1977 года он отправился в свой последний путь, так как содержать данную роскошь стало непомерно дорого.
Сейчас поезд под названием «Восточный экспресс» отправляется из Парижа до Будапешта и Бухареста, напоминая лишь отдаленно свое прошлое величие, но тем самым навечно закрепив этот бренд в сердцах всех путешественников.
Путешествие на легендарном Восточном Экспрессе из Парижа в Стамбул
Франция » полезная информация
Вне всяких сомнений Восточный экспресс (Venice Simplon Orient-Express) – самый знаменитый поезд в мире.
В 1883 году он впервые пересек Европу, совершив путешествие из Парижа в Стамбул – и это стало началом его легендарной жизни. Репутация его синих с золотом вагонов сложилась благодаря коронованным особам, знаменитостям, политикам, предпринимателям и светским дамам, побывавшим на его борту. Сегодня эта престижная компания предлагает многочисленные маршруты: Венеция, Прага, Будапешт, Вена, Варшава, Краков, Стамбул, а, кроме того, отдельные маршруты в Великобритании, Шотландии и Азии.
На Восточном вокзале в Париже Восточный экспресс легко можно узнать среди множества поездов. Это настоящий денди в шикарной синей ливрее с бронзовой позолоченной эмблемой и золотыми деталями. Переступив порог любого из вагонов, сразу переносишься из начала двадцать первого века в начало двадцатого – “прекрасную эпоху”, дополненную легким привкусом 1930-х годов.
По коридору, инкрустированному красным деревом, пассажира проводят в его купе. В таинственном сумраке, убаюканный стуком колес и мягким покачиванием вагона, он несется к границам Европы, к волшебному Стамбулу – мосту, соединяющему Восток и Запад.
Все началось в 1872 году, когда молодой бельгийский инженер Жорж Нагельмакерс (Georges Nagelmackers) совершил путешествие в Америку и, впечатлённый разветвленной сетью железных дорог и роскошными пульмановскими вагонами, решил воплотить в жизнь свое виденье поезда будущего. Так, 4 октября 1883 года появился Восточный экспресс, а вместе с ним родился и новый тип путешествий, окруженных тайнами и диковинными историями. Меньше чем за десять лет Восточный экспресс был признан самым быстрым и престижным в мире поездом класса люкс. У каждого из его вагонов свой стиль – они символизируют роскошь и высшее общество, к которому принадлежат великие политики, аристократы и промышленники.
Как выглядит купе в Восточном Экспрессе
Восточный экспресс на пятнадцать лет опередил Транссибирскую магистраль, запущенную в 1898 году. Первая его ветка проходила через Вену, Будапешт и Бухарест и заканчивалась в Джурджу (Румыния). В 1906 году построенный между Италией и Швейцарией туннель Симплон открыл поездам двери в Венецию – знаменитый состав получил имя Venice Simplon Orient-Express. А в 1921 году начинается золотой век легендарного поезда – отныне его путь из Парижа в Стамбул пролегает через Венецию и Триест.
В 1894 году Общество спальных вагонов (la Compagnie des Wagons-lits) создает по всему миру гостиницы класса люкс для своих клиентов: Vera Palace в Константинополе, le Grand Hotel des Wagons-lits в Пекине, l’Elysees Palace на Елисейских полях в Париже, Avenida Palace в Лиссабоне. Многие известные личности, аристократы, светские женщины, бизнесмены, политики путешествовали на этом поезде и способствовали созданию его репутации.
Восточный экспресс с момента своего создания был больше, чем просто транспортным средством. Жоржу Нагельмакерсу пришла в голову счастливая мысль – он хотел, чтобы его детище стало “поездом Европы” и соединило бы ее восточную и западную части. Когда в 1923 году к власти в Турции пришел новый прогрессивный политик Ататюрк, он упомянул Восточный экспресс как о символ современных технологий и сотрудничества с Европой.
Этот легендарный поезд вдохновлял поэтов и писателей, неравнодушных к путешествиям: Колетт (Colette), Грэм Грин (Graham Green), Валери Ларбо (Valerie Larbaud), Владимир Набоков, Жозеф Кессель (Joseph Kessel), Хемингуэй (Hemingway), Поль Моран (Paul Morand), Агата Кристи (Agatha Christie) – они и многие другие задействовали в своих произведениях Восточный экспресс. Неудивительно, что именно он дал название бестселлеру Агаты Кристи “Убийство в Восточной экспрессе”. По этой железной дороге можно было проехать через всю Европу и не быть замеченным. Говорят, что Мата-Хари, прекрасная шпионка с трагической судьбой, назначала встречи в этом поезде, полагаясь на его надежную защиту.
Захват Франции Гитлером положил конец регулярному сообщению между Лондоном и Стамбулом. Вторая Мировая Война разрушила волшебный мир Восточного экспресса, а его вагоны оказались разбросаны по всей Европе.
Сегодня все вагоны полностью восстановлены, при этом сохранены их оригинальный стиль и цветовая гамма. 25 мая 1982 года они вновь отправились в путь. С марта по ноябрь компания Восточный экспресс предлагает проехать одним из множества маршрутов, пролегающих через живописные местности. Поезд пересекает десять стран по маршруту Лондон – Венеция – Стамбул, делая остановки в красивейших городах Европы – Риме, Праге, Вене.
Пассажиры размещаются в одно- и двухместных купе с отдельными туалетом и ванной, горячую воду для которых нагревают специальные приборы. Стюард заботится об их комфорте во время путешествия. В Восточном экспрессе три вагона-ресторана и у каждого свой стиль. В вагоне № 4141, оформленном в 1929 Рене Лаликом (Rene Lalique) в стиле Лазурного берега (Cote d’Azur), на декоративных панно из синего стекла девушки собирают гроздья винограда. В вагоне № 4110 под названием Северная звезда (Etoile du Nord) можно увидеть один из самых красивых в мире образчиков деревянной мозаики. Что касается вагона № 4095 – он обязан своей известностью изысканному восточному оформлению.
Французские шеф-повара готовят блюда из свежайших продуктов, а здешняя винная карта не уступает крупным ресторанам. В меню: слоеный пирог с фуа-гра и перигорским соусом, сопровождаемый вином Pouilly Fume (Пуйи Фюме); маринованная и зажаренная в трюфелях телятина и овощи в желтом вине, сопровождаемые вином Saint-Estephe (Сент-Эстеф). После ужина пассажиры отправляются в бар, расположенный в вагоне № 3647, полностью оформленный Жераром Галле (Gerard Gallet) в стиле Ар Нуво. Элегантность здесь в моде, поэтому роскошные наряды в Восточном экспрессе просто необходимы.
Это незабываемое путешествие позволит окунуться в атмосферу уникального поезда и насладиться восхитительными видами Европы.
Легендарный Восточный Экспресс
Заказать путешествие можно здесь: https://www.belmond.com
Посмотреть фотографии здесь: https://www.instagram.com/vsoetrain/
Апрель 2008 (обновлено в январе 2020)
Автор: Анник Бьянкини (Annik Bianchini)
Direction de la communication et de l`information
sous direction de la communication
Поезд Восточный экспресс в Турции: маршрут, где купить билеты и стоимость проезда
Автор: Татьяна Турецкая
Мы с мужем Дмитрием более 9 лет живем в Анталии. Надеюсь эти статьи и наш опыт путешествий окажутся полезными. Информация регулярно обновляется. Поэтому смело задавайте вопросы в комментариях и на телеграм канале.
С тех пор как Восточный экспресс совершил свое первое путешествие из Парижа в Стамбул в 1883 году, название поезда стало синонимом роскошного путешествия. На протяжении всего времени знаменитый поезд был транспортом аристократов, королевских особ, шпионов, политиков, кинозвезд и писателей.
Восточный Экспресс был также местом для нескольких важных событий и встреч в истории. Известно, что перемирие для Первой мировой войны было подписано в поезде, а позже, за год до Второй мировой войны, французы подписали в поезде документы о сдаче нацистской Германии.
Поезд Восточный экспресс
Немного истории
В 19 веке над созданием знаменитого Восточного экспресса трудились лучшие умы Европы и США.
Нагельмакерс основал компанию Compagnie Internationale des Wagons-Lits и 4 октября 1883 года «Восточный экспресс» (Orient Express) отправился в свое первое путешествие.
На борту поезда восторженные пассажиры чувствовали себя, как в одном из лучших отелей Европы. Журналисты писали восхищенные отзывы о роскоши и красоте вагонов.
Путешествие из Парижа в Стамбул длилось чуть более 80 часов.
Спальный вагон
Благодаря возросшей популярности железнодорожных перевозок после окончания Первой мировой войны для Восточного экспресса начинается золотой век. В бурные двадцатые и тридцатые годы «Экспресс» принимал известных гостей: Лев Толстой, Марлен Дитрих, Лев Троцкий, Лоуренс Аравийский и конечно же, Агата Кристи, чей роман, сделал поезд еще более популярным.
Восточный экспресс сегодня
Что осталось от Восточного экспресса? Сегодня существует несколько поездов, сконструированных по образу короля поездов: в Европе, Азии, Южной Африке, Австралии, Великобритании и России.
Отдельного внимание заслуживает туристический Восточный экспресс (Dogu ekspresi), запущенный для продвижения железнодорожного туризма в Турции. Новый поезд отправился в путь 29 мая 2019 года от исторического железнодорожного вокзала Анкары. Внутри поезд выглядит роскошно.
Маршрут
Экспресс отправляется из Анкары около 17:00.
Туристический Восточный экспресс в Турции
Во время поездки для пассажиров запланированы длительные остановки с экскурсиями, чтобы полюбоваться замечательными пейзажами.
Время в пути более 30 часов, примерно 1.3 тысячи километров.
Поезд следует по маршруту Анкара – Карс, по пути останавливается в городах Илич, Эрзинджан и Эрзурум, обратно – на железнодорожной станции Диврини и Бостанкой в провинции Сивас.
Эрзинджан
Поездка по окрестностям включает в себя водопады Гирлевик и руины церкви возле замка Алтынтепе с хорошо сохранившейся византийской мозаикой 6-го века.
Водопады Гирлевик
Алтынтепе
Эрзурум
Вечерняя трехчасовая остановка в Эрзурум. На этот раз железнодорожная станция находится в центре оживленного и современного города. Эрзурум, расположен в 873 км к востоку от Анкары, и является «столицей» Восточной Турции, транспортным центром. Туристы со всего мира приезжают сюда, чтобы подробнее ознакомиться с живописным аутентичным востоком страны.
Эрзурум был важным городом Сельджукской империи в период с 1100-1200 годах, поэтому прогулка по городу будет интересной.
Пассажиры поезда увидят сельджукскую башню Çifte Minareli Medrese, построенную как теологический колледж в 1200-х годах. Непременно стоит посмотреть на монгольскую постройку Yakutiye Medrese, нынешний музей.
Yakutiye Medrese
Конечная станция Карс, время прибытия 23:55. Город отдаленно напоминает российский: русские оккупировали Карс в 1878 году, удерживали до 1920 года, что объясняет наличие у Карса некоторых зданий в русском стиле.
Здесь преобладает интересная смесь архитектурных построек: Армянская церковь Апостолов (937 г. н.э.), Османский каменный мост 15-го века ( Тас Кепрю ), Русский собор 19-го века и хороший местный музей. Но большую популярность Карс получил благодаря близкому расположению к средневековой столице армянской цивилизации – городу Ани.
Некогда один из крупнейших городов мира окружен внушительной стеной с одной стороны и глубоким оврагом с другой. Здесь находится ряд хорошо сохранившихся церквей, откуда открывается прекрасный вид на Армению.
Древний город Ани
Цена
Туристический Восточный экспресс состоит из 9 вагонов: 2 для обслуживающего персонала, 1 вагон-ресторан и 6 спальных вагонов. Поезд может обслужить 120 пассажиров.
Несмотря на то, что Восточный экспресс работает круглый год, маршрут особенно популярен поздней осенью и зимой, потому что многим нравится путешествовать через магические заснеженные территории. Поезда часто полностью забронированы с декабря по март, что побуждает тысячи людей покупать билеты заранее.
Цена билета составляет 500 TL (704$), если один человек бронирует одноместное купе, и 300 TL (45$) на человека, за кровать в двухместном купе. Из-за большого спроса, рекомендуется покупать билеты за несколько месяцев. Перепродажа билетов через интернет может доходить до 2000 TL (295$).
Как и где купить билеты
Билеты можно приобрести онлайн на официальном сайте TCDD. Туристический поезд отправляется три раза в неделю — по понедельникам, средам и пятницам в 17:00.
На конечную станцию прибывает около полуночи на следующий день, более чем через 30 часов, хотя часто немного задерживается. Туры на каждой из трех остановок стоят дополнительно 75 TL и могут быть забронированы на поезде.
Заключение
Невозможно отделить очарование и мистику Восточного экспресса от глубины истории, которая ему предшествует. Некогда символ роскоши и экономического неравенства уже сегодня стал доступен не только для богатых аристократов, как было раньше.
Многие туристы могут позволить окунуться в атмосферу железнодорожных путешествий – прокатиться по романтичным и неизведанным местам, попробовать местную кухню, запечатлеть на фотоаппарат старинные дворцы и руины древних городов. С развитием современных технологий не трудно забронировать билеты заранее, чтобы не беспокоиться перед поездкой.
А вы прокатились бы на Восточном экспрессе?
Поезд Стамбул-Анкара: стоимость билетов на 2021, где купить, скидки на проезд, расписание и время в пути
Общественный транспорт в Анталии: стоимость проезда, схема движения транспорта
Горнолыжный курорт Паландокен: карта курорта, стоимость, как добраться, где остановится
Гранатовое вино турецкое: состав и технология производства, лучшие марки, полезные свойства, сколько стоит
О сигаретах и правилах курения в Турции, цены за пачку, нормы провоза табака
Стоимость регистрации телефона в Турции в 2021 и в 2022 году
Самый роскошный поезд Европы: история «Восточного экспресса»
Как вы думаете, что может быть общего между Марлен Дитрих, Львом Толстым, Матой Хари и Жаном Маре? Они могли позволить себе путешествие на роскошном поезде «Восточный экспресс», перевозившем знаменитых и состоятельных путешественников из Парижа в Стамбул. Это стало возможным благодаря одному амбициозному и талантливому бельгийскому предпринимателю, сумевшему объединить страсть к путешествиям и любовь к роскоши.
Золотой век железной дороги
История железнодорожных путешествий началась в первой половине XIX века. Однако тогда поездки стоили дорого, были неудобны, и путешествия заканчивались у границ государств. К концу века появились фешенебельные гостиницы, и железнодорожное передвижение стало более быстрым и комфортным. Вагоны поездов стали отвечать изысканным вкусам публики, и были превращены в роскошные салоны.
Впервые комфортабельные спальные вагоны начал выпускать американский фабрикант Джордж Мортимер Пульман. Он сумел вывести железнодорожное путешествие на новый уровень: в поездах стало почти так же комфортно, как в отелях. Из Америки спальные вагоны попали в Европу: изобретение компании Пульмана стало частью поезда Venice Simplon-Orient-Express, который связывал Лондон с портовыми городами в проливе Ла-Манш, а также со всей страной. Для аристократов и буржуа это стало самым удобным способом передвижения.
Глядя на успех американского предпринимателя, бельгиец Джордж Нагельмакерс решил создать свой поезд класса «люкс». Он представил себе железнодорожную ветку, охватившую всю Европу, и смог найти инвесторов для воплощения своей идеи в жизнь: он получил поддержку у своего отца банкира и бельгийского короля Леопольда II. Кстати, первоначально Джордж обратился к Пульману с предложением стать партнером, но тот отверг его. Нагельмакерсу больше ничего не оставалось, как скопировать вагоны Пульмана, только сделать их еще более роскошными. Первый поезд бельгийца отправился из Парижа в Вену в 1883 году.
Роскошное представление нового поезда
Через несколько месяцев, а именно 4 октября 1883 года, маршрут был продлен до Стамбула. Родственные связи бельгийского короля Леопольда II позволили договориться, чтобы поезд не останавливали на границах. Отправление в Стамбул сопровождалось мощным освещением в прессе.
Нагельмакерс был хорошим маркетологом: он сумел убедить, что его поезд гораздо лучше тех, которые курсировали по европейским железным дорогам до него. Он пригласил прессу, и на одни рельсы поставил пульмановский вагон, на другие — свой. Изобретатель продемонстрировал гостям что они получат, если воспользуются его поездом, провел экскурсию для журналистов, позволил им убедиться в невиданной роскоши, посидеть на плюшевых и кожаных креслах, продемонстрировал дорогую посуду в вагоне-ресторане, что тоже было новшеством, показал отделанные в стиле ар-деко салоны с хрустальными люстрами и шторками из бархата. Репортеры были поражены. Позже пресса назвала поезд «Восточным экспрессом».
Рассвет и закат «Восточного экспресса»
В период своего расцвета этот поезд пользовался популярностью среди королевских семейств и политических лидеров государств. «Восточный экспресс» был излюбленным видом транспорта среди европейских королевских семей и политических лидеров. Император Николай II, путешествуя во Францию, требовал предоставить ему отдельный вагон, болгарский царь Фердинанд I настолько боялся покушений на свою жизнь, что предпочитал ехать всю дорогу в замкнутом пространстве — в туалете, а президент Франции Поль Дешанель в ночной темноте выпал из вагона поезда. Пресса высмеяла неуклюжесть последнего, и политик вынужден был подать в отставку. Было у этого поезда еще одно название — «Экспресс шпионов». В комфортной обстановке предпочитала передвигаться Мата Хари. Английский джентльмен и будущий основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл под видом коллекционера бабочек ехал на нем с Балкан. С собой он вез подробные рисунки крыльев прекрасных насекомых, которые на самом деле оказались шифром для командования британского и итальянского флота. Любили прокатиться на экспрессе и вымышленные персонажи: Джеймс Бонд и Эркюль Пуаро.
Поезд въехал в мировую историю. В одном из его спальных вагонов 11 ноября 1918 года германское командование подписало капитуляцию, положив конец Первой мировой войне. Этот вагон был выставлен в Париже до июня 1940 года, когда немцы заняли столицу Франции и Гитлер приказал уничтожить его в огне, чтобы не напоминал союзникам о победе.
Вторая мировая война на некоторое время отложила путешествия по Европе. Через несколько лет после ее окончания «Восточный экспресс» вновь отправился в путь и функционировал до 1977 года. Но перелеты самолетом оказались быстрее и дешевле.