Восточное партнерство что это
Восточные партнëры съедутся в Брюссель: Минска не будет, Баку и Ереван отмалчиваются
Встреча глав МИД стран-членов «Восточного партнëрства», программы Европейского союза, пройдёт сегодня, 15 ноября, в Брюсселе. По информации СМИ, на ней будут представлены Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия и Украина. Представителя Белоруссии, как ожидается, не будет на дипломатическом саммите. Не последнюю роль в этом сыграл продолжающийся на белорусско-польской границе кризис с мигрантами из Ближнего Востока.
Главной темой консультаций руководителей внешнеполитических ведомств станет подготовка к саммиту глав государств и правительств стран «Восточного партнëрства» (ВП), запланированного на 15 декабря в Брюсселе.
В МИД Грузии заявили, что глава ведомства Давид Залкалиани поделится со своими коллегами ожиданиями и приоритетами грузинской стороны по таким «важным темам, как Декларация саммита, Экономический и инвестиционный план ВП, флагманские инициативы ЕС, включая укрепление связей Грузии с ЕС в области энергетики, транспорта и цифровых направлений». Стороны также затронут вопросы использования потенциала Чëрного моря, содействия малому и среднему бизнесу, улучшения экологической ситуации.
«Давид Залкалиани сосредоточится на вызовах безопасности и обсудит со своими коллегами роль Европейского союза и усиление его участия в регионе „Восточного партнëрства“», — заявили в МИД Грузии.
Соседи Тбилиси из числа закавказских участников ВП — Баку и Ереван — в преддверии саммита своими ожиданиями пока не поделились.
Как сообщало EADaily, в последние дни войны в Карабахе осенью 2020 года Армения предложила Евросоюзу «заморозить» программу «Восточное партнёрство» в отношении Азербайджана.
Напомним, запущенное в 2009 году «Восточное партнёрство» является проектом ЕС, нацеленным на развитие интеграционных связей с шестью бывшими советскими республиками — Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Программа рассматривается как «региональное измерение европейской политики соседства», которая была инициирована Брюсселем в отношении своих «новых соседей» после очередного расширения ЕС в 2004 году.
«Восточное партнерство»: страны-участницы, программа, саммиты
«Восточное партнерство» – программа сотрудничества Европейского Союза с некоторыми странами, входившими в СССР. В данной статье мы постараемся подробнее осветить некоторые вопросы, связанные с ним: цель создания организации, какие страны бывшего Союза входят в него, что сделано в рамках сотрудничества и др.
«Восточное партнерство»: страны-участницы
7 мая 2009 года – официальная дата запуска программы сотрудничества стран ЕС с некоторыми восточноевропейскими и южнокавказскими государствами. Создателями программы были Швеция и Польша. Перечислим страны «Восточного партнерства»:
«Восточное партнерство» на саммите Европейского союза в Праге определило основные цели и задачи:
«Восточное партнерство» ставит перед собой главную задачу – вступление бывших социалистических стран в Европейский Союз.
Какова истинная цель?
Многие политологи и экономисты скептически относятся к планам вышеперечисленных стран вступить в ЕС. Слабые в экономическом плане государства не нужны в единой европейской экономике. Истинная цель ЕС, по их мнению, обеспечить себе новые рынки сбыта. Только Азербайджан среди всех участников партнерства на момент создания мог «дотянуться» до высоких европейских стандартов. Отказ от наших рынков, разрыв отношений с Москвой не просто не принесли пользы этим странам, но и, наоборот, сильно ухудшили их экономическое положение. Причина в том, что после распада СССР эти государства не потеряли хозяйственные связи с Москвой. Некоторые, например Беларусь, и вовсе «привязались» к России еще сильнее, чем это было во времена единой страны.
Только Азербайджан имеет наименьшие связи с нашей страной. Это подтверждается крупнейшими социально-экономическими кризисами, которые произошли в этих государствах после подписания Торговой Ассоциации.
Россия считает, что проект «Восточное партнерство» создан для того, чтобы вывести бывшие страны СССР из-под влияния нашей страны. Наше руководство и политологи считают его более политическим, нежели экономическим. Аргументами служит то, что многие страны, вошедшие в проект, имеют разный уровень социально-экономического развития. И если Азербайджан еще можно было «подтянуть» до европейского уровня, то Армении и Беларуси надо полностью изменить всю макроэкономическую и политическую системы в государстве. Фактически в этих странах должна произойти революция, чтобы произошла смена элит. Подобные процессы и произошли в Грузии, Молдове и Украине. Результат показал, что переориентация на Европу в современных условиях невыгодна этим странам. Украина терпит колоссальные убытки от потери российского рынка, Грузия и Молдова совершили, можно сказать, «контрреволюции». В них снова победили политические элиты, призывающие сблизиться с Москвой.
Также аргументом в пользу того, что партнерство преследует политические цели, можно считать «ускоренный режим» его создания после российско-грузинского вооруженного конфликта в 2008 году.
Инициаторы создания
Перейдем к вопросу о том, что же предлагает «свободная, демократическая, процветающая» Европа «отсталым и неразвитым» странам бывшего СССР.
Соглашения об ассоциации
Многие экономисты и политологи уверены, что истинная цель ЕС при создании проекта – протолкнуть соглашения об ассоциации. Оно предполагает сотрудничество во внешней и внутренней политике, экономическое сближение. Соглашение крайне невыгодно для бывших советских стран: оно открывает их рынки для свободного доступа европейских товаров, в то время как товары этих стран не могут свободно уходить в Европу по причине отсутствия европейских стандартов на предприятиях. Фактически соглашение создает неоколониальные образования: из Европы идут товары в бывшие страны СССР, а оттуда идет дешевое сырье в ЕС. Никто открыто не будет это заявлять, поэтому европейцы предлагают странам «Восточного партнерства» переходить на европейские стандарты производства. Для подобного перехода необходимо полностью уничтожить все существующие фабрики и заводы, а на их месте построить новые. Естественно, что такой переход займет десятилетия, а окупится и вовсе через века. К тому же у шести стран-партнеров нет огромных денег, ресурсов, технологий, необходимых для переустройства, поэтому и новые модернизированные заводы с европейскими стандартами качества могут создать только сами европейские страны.
«Украина цэ Европа?»
В обмен на подписание соглашения об ассоциации этим странам обещают будущую «райскую европейскую жизнь» и отмену виз. Все украинцы, белорусы, грузины в будущем смогут свободно передвигаться без ограничений по ЕС. По крайней мере так пообещали многим украинцам во время так называемого «Евромайдана», после которого свергли действующего президента В. Януковича. Напомним: украинское правительство в самый последний момент отказалось от подписания соглашения, так как поняло, что ассоциация нанесет огромный вред экономике страны. Квоты, которые предусмотрены соглашением на поставку товаров украинских производителей в Европу, даже меньше тех, что Украина отправляет туда без ассоциации. Фактически был навязан неоколониальный договор, по которому на ее территорию свободно хлынули европейские товары. Сама же Украина была лишена огромного рынка сбыта в странах России и СНГ, так как нам пришлось закрыть границу для того, чтобы европейские товары не хлынули на российские прилавки в ущерб нашим производителям.
Справедливости ради скажем, что подобное мы все-таки стали наблюдать после введения продуктовых контрсанкций в ответ на европейские решения. На прилавках российских магазинов появились белорусские морепродукты, сыр «Пармезан» и прочие экзотические товары, которые братское государство никогда не производило до ограничительных мер. Переклейка товарных знаков с европейских на белорусские в большинстве случаев незаконна. Однако с этим еще можно бороться, но поток европейских товаров с Украины в Россию был бы полностью в рамках действующих соглашений. Поэтому и пришлось исключить Украину из беспошлинной торговли в рамках СНГ.
Отказ от визового режима
Граждан шести стран-участниц «Восточного партнерства» подкупила будущая либерализация визового режима. Мол, все они скоро смогут свободно передвигаться по ЕС с целью получения образования, поиска работы, отдыха. Большинство граждан шести стран-партнеров бедные по классификации ЕС. Следовательно, ни о каком отдыхе и образовании не идет речь. Для примера, украинской пенсии хватит на то, чтобы пару раз выпить чашку кофе в Испании, в то время как испанская позволяет спокойно путешествовать по миру. Европейское образование также недоступно многим гражданам по причине дороговизны.
Тогда почему граждане Украины так активно поддерживали либерализацию визового режима? Все дело в трудовых визах: многие хотят уехать на заработки на низкооплачиваемые, по меркам европейцев, профессии дворников, грузчиков, продавцов. Для многих молдаван, армян, грузин и украинцев «копейки», которые можно заработать в ЕС, позволят безбедно проживать их семьям дома. Ситуация напоминает наплыв гастарбайтеров из Средней Азии в Москву: сами москвичи не идут на низкооплачиваемые работы, а узбекам и таджикам такие зарплаты даже не снились у себя на родине. Некоторые из них готовы жить в любых условиях несколько месяцев в российской столице, чтобы потом безбедно жить целый год у себя дома.
Проблема либерализации визового режима
Либерализация визового режима шести стран «Восточного партнерства» – ЕС имеет одну проблему: отсутствуют четкие шаги по его отмене. Сами европейские страны заявляют, что отказ от виз – долгосрочная цель политики ЕС. Под понятием «долгосрочной цели» понимается полное отсутствие временных рамок. Другими словами, наши внуки могут не дожить до этого дня. Страны «Восточного партнерства» еще с марта 2007 года ведут переговоры о либерализации, а Украине обещали еще в 2010 некоторые послабления. Киевская оппозиция в период активных революционных событий на Майдане обещала отмену виз сразу же, как только «кровавый и воровской режим» Януковича будет свергнут. И только совсем недавно, 26 апреля 2017 года, Европарламент все же проголосовал за отмену виз для украинцев. 11 июня европейские границы откроются для них. Для этого, конечно, еще необходимо получить одобрение Совета Евросоюза, который пройдет 11 мая. Однако не стоит забывать, что речь идет про безвизовый режим для путешествий. Про свободный въезд рабочей силы речи не идет. В Европе и так хватает мигрантов из Ближнего Востока и Африки. Страны «Восточного партнерства» как источники рабочей силы ЕС явно не нужны.
Что даст отмена виз для Украины
ЕС не собирается открывать дверь нараспашку для трудовых мигрантов. Нововведения коснутся только тех граждан, которые собираются в ЕС с целью путешествия на срок до 90 дней в течение 180-дневного периода. Это еще не все: на пограничном контроле потребуют представить большой пакет документов. И это помимо дорогостоящего для обычных жителей получения биометрического паспорта. Отсутствие любой справки даст право пограничникам не пустить туриста на территорию ЕС, несмотря на все затраты, понесенные при организации поездки.
Молдаване уже имеют горький опыт отмены виз с ЕС: за три года европейские «друзья» не пустили почти 5 тысяч человек на свою территорию. Речь не идет про гастарбайтеров, которые пытаются пробраться в ЕС нелегально на заработки. Возвращают вполне состоятельных туристов, которые отправлялись на отдых в Европу.
Россия – «Восточное партнерство»
Европейские партнеры все время утверждают, что соглашение не направлено против России. Однако наши дипломаты уже давно научились расшифровывать действия Запада. Министр иностранных дел Сергей Лавров охарактеризовал образование соглашения как «попытку создания союзной сферы влияния на Востоке». Также партнерство не предполагает участие в ней Российской Федерации.
В 2008 году президентом Польши был лидер антироссийской партии «Право и справедливость» Лех Качиньский. Именно ему и принадлежит заслуга по скорейшему созданию «Восточного партнерства» с целью рассорить шесть бывших союзных республик с Россией. Во время российско-грузинского конфликта Качиньский открыто встал на сторону Грузии.
Что дальше?
Последние саммиты «Восточного партнерства» показали, что ЕС «наигрался» в обучение демократии бывших стран СССР. Так, 19 сентября 2016 года Брюссель заявил о помощи только Азербайджану и Беларуси в рамках партнерства.
По мнению многих политологов, ЕС намерен свернуть восточно-европейское партнерство. Это связано с выходом Великобритании из Евросоюза и с миграционным кризисом. Происходит переориентация интересов: все усилия брошены на сохранение единой Европы. Теперь ЕС не может себе позволить тратить ресурсы и время на интеграцию с экономически слабыми бывшими советскими республиками. Скорее всего, «Восточное партнерство» будет трансформироваться в политическую организацию с целью не допустить влияния России на эти страны. Однако последние президентские выборы в Молдове в октябре 2016 года переориентировали одну из шести стран-партнеров в сторону нашего государства.
Проект ЕС «Восточное партнерство»
«Восточное партнерство» (ВП) является политической инициативой, которая направлена на сближение шести восточных соседей — Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины — с Европейским союзом. Эта инициатива представляет собой восточное измерение Европейской политики соседства (ЕПС).
С инициативой создания программы интеграции стран СНГ изначально выступила Польша еще в период ее подготовки к вступлению в ЕС в 2002-2004 годах.
Географически тогда польская инициатива охватывала лишь Белоруссию, Украину и Молдавию с возможным привлечением ряда приграничных районов России, в первую очередь Калининградской области.
Официально инициатива по созданию «Восточного партнерства» была выдвинута на заседании Европейского Совета 19-20 июня 2008 года. Инициатором выступила не только Польша, но и Швеция, которые предложили ЕС развивать интеграционные инициативы с рядом постсоветских стран. В программу включались Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия, Белоруссия и Армения.
7 мая 2009 года в Праге (Чехия) был проведен специальный саммит ЕС, учредивший программу «Восточное партнерство».
Главной целью «Восточного партнерства» является создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами.
Реализация программы ВП в целях сближения стран-партнеров с Европейским союзом предполагает сотрудничество со странами-партнерами на основе так называемых четырех тематических платформ:
— демократия и стабильность (административные реформы, антикоррупционные меры, обучение управленческого аппарата, развитие институтов гражданского общества, свободных СМИ и др.);
— экономическая интеграция, создание зон свободной торговли (по мере успешного развития торгово-экономических связей и гармонизации законодательства с правовой базой ЕС);
— энергетическая безопасность (меры по обеспечению надежного энергоснабжения как стран-партнеров, так и ЕС, энергосбережению и развитию источников возобновляемой энергии);
— развитие контактов между людьми (либерализация визового режима при одновременном обеспечении мер по пресечению незаконной миграции).
Программа «Восточное партнерство» предусматривает следующие инициативы: подписание соглашения об ассоциации (Association Agreements), предусматривающее формы более тесного сотрудничества в таких областях, как внешняя политика и безопасность, права и свободы, экономика, культура; создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (Deep and Comprehensive Free TradeAgreement, является частью соглашения об ассоциации); постепенная либерализация визового режима вплоть до полной отмены виз (Visa Dialogue).
В настоящее время соглашения об ассоциированном партнерстве с ЕС подписали Грузия, Молдавия и Украина. Безвизовый режим действует только для граждан Молдавии.
Высшим органом программы «Восточное партнерство» является саммит ВП — встречи глав правительств/государств ЕС и стран, включенных в ВП, их цель — определение основных направлений ВП (проходит раз в два года).
Первый саммит состоялся в Праге (Чехия) в мае 2009 года, второй — в сентябре 2011 года в Варшаве (Польша), третий — в ноябре 2013 года в Вильнюсе (Литва), четвертый — в мае 2015 года в Риге (Латвия).
Ежегодно проходят саммиты на уровне министров иностранных дел. Раз в полгода проводятся встречи по сотрудничеству в рамках четырех правительственных платформ.
Многостороннее сотрудничество также осуществляется в рамках Парламентской ассамблеи «Евронест» (Euronest PA), Конференции региональных и местных органов власти стран «Восточного партнерства» — CORLEAP, Форума гражданского общества «Восточного партнерства», Бизнес-форума «Восточного партнерства».
Основным источником финансирования Европейской политики соседства, в том числе «Восточного партнерства» является Европейский инструмент соседства (ENI), который в 2014 году заменил Европейский инструмент соседства и партнерства (ENPI). Бюджет Европейского инструмента соседства на 2014-2020 годы составляет 18,2 миллиарда евро.
Всего за время действия программы странам-участницам «Восточного партнерства» было выделено со стороны ЕС 3,2 миллиарда евро на реализацию различных программ по развитию.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
«Восточное партнёрство»: инструмент экспансии
Так называемое «Восточное партнёрство» (ВП) зародилось на основе польско-шведской инициативы, обнародованной в мае 2008 г. Через год в Праге состоялся первый саммит ВП. В программе организации значилось, что «Восточное партнёрство» станет развиваться «параллельно сотрудничеству с Россией». И вообще, всячески подчеркивалось, что целью организации является желание только сгладить противоречия между «старыми» и «новыми» членами Евросоюза.
Однако вскоре выяснилось, что не всё так безобидно – «Восточное партнёрство» завязало переговоры о подготовке соглашений об ассоциации с Украиной и Молдавией. Оперативно были выработаны и утверждены рабочие программы для четырёх тематических платформ на 2009–2011 гг. Их названия («Демократия, хорошее управление и стабильность», «Экономическая интеграция и конвергенция с политиками ЕС» «Энергетическая безопасность», «Контакты между людьми») ярко свидетельствовали о том, что Евросоюз придает очень большое значение «подтягиванию» западных республик бывшего СССР в зону своего влияния.
Понятно, что в Москве не очень-то обрадовались появлению новой организации, заподозрив неладное. Например, специалист по мировой политике Андрей Суздальцев считает, что реальная цель «Восточного партнерства» заключается в оттеснении России в «северо-восточный угол Евразии». А заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин прямо заявляет, что «Восточное партнёрство» задумывалось не столько ради освоения новых рынков, сколько для того, чтобы оторвать постсоветские государства от России. Ведь в Брюсселе неоднократно давали понять, что рассматривают продвигаемый Москвой Таможенный союз в качестве опасного конкурента. Фактически идёт борьба между двумя соперничающими центрами освоения континентального пространства.
По мнению экспертов, Россия может, конечно, участвовать в программах ВП, но следует четко понимать, что деятельность «Восточного партнёрства» объективно вступает в противоречие с российскими интеграционными проектами.
Более того: усиление влияния ЕС на постсоветском пространстве связано, в первую очередь, с отсутствием у российской дипломатии четкого политического вектора по отношению к соседним государствам.
Между тем ВП с каждым годом всё явственнее проявляет свою наступательную сущность. И примечательно, что в её авангарде идут «младоевропейцы» из Прибалтики, считающие, как видно, «крестовый поход на Восток» крайне важной для себя миссией. Известно, что к настоящему моменту страны «Восточного партнёрства» разделились: Украина, Молдавия и Грузия подписали ассоциативные договоры с Евросоюзом; Азербайджан, Армения и Белоруссия – нет. Как заявил недавно посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Латвии Юрис Пойканс, «относительно первой тройки ЕС взял на себя большие обязательства. Молдова уже получила безвизовый статус с ЕС. Между тем Брюссель уважает выбор Армении и Беларуси по вступлению в Евразийский союз, но желает того же уважения от Москвы относительно Украины и Грузии». Положение Азербайджана посол назвал «неясным», поскольку существует «замороженный» конфликт в Карабахе. Думается, здесь не обошлось без лукавства: мало кого в Европе устраивает успешное развитие конкурентного ТС. И поэтому при первой же подвернувшейся возможности европейские эмиссары, наверняка, постараются изменить политическую траекторию тех же Азербайджана, Армении и Белоруссии.
Так, в последнее время в Армении активизировал свою деятельность польский фонд «Окно на Восток», связанный со специальными структурами США и Польши.
Фонд провёл в нынешнем году в разных армянских городах ряд тренингов, семинаров, круглых столов и других мероприятий, в ходе которых местную молодежь обучали «выражать свою гражданскую позицию нестандартными способами».
Руководил этой программой бывший министр иностранных дел Польши Влодзимеж Цимошевич. А в начале текущего месяца в Брюсселе прошло 15-е заседание комитета по сотрудничеству Армения-Евросоюз, в ходе которого обсуждались вопросы развития взаимодействия этого государства и ЕС в разных сферах. Месяцем раньше Белоруссию посетил руководитель департамента Европейской службы внешних действий Гуннар Виганд. «В Минск приехал Виганд. Тихо, незаметно. Новая особенность брюссельской дипломатии», – сообщил в своем «твиттере» глава белорусской оппозиционной «Объединённой гражданской партии» Анатолий Лебедько. В общем, работа по расширению орбиты «Большой Европы» продолжается. Правда, в отличие от Украины, Грузии и Молдавии, официальный Минск не стремится стать членом Евросоюза и не планирует подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Но всё так изменчиво в нашем мире…
В ноябре с.г. Литва, Латвия, Великобритания и Венгрия договорились в Брюсселе о создании фонда, из которого будет финансироваться участие стран ВП в военных миссиях и учениях – соответствующее соглашение подписали министры обороны этих государств. Данная структура предназначена «для поддержки участия стран «Восточного партнёрства» в общей политике безопасности и обороны ЕС». Как сообщили в Министерстве обороны Литвы, к деятельности фонда смогут подключиться и другие государства. «Учреждаемый фонд является практической мерой, которая позволит поощрить страны «Восточного партнёрства» более активно участвовать в общеевропейской политике безопасности и обороны. Нынешняя ситуация в сфере безопасности требует, чтобы Европа предприняла такие практические меры», – заявил министр обороны Литвы Юозас Олякас. В соглашении предусмотрено, что средства фонда могут использоваться для финансирования участия представителей стран «Восточного партнёрства» в военных миссиях Евросоюза, операциях по управлению кризисами, учениях ЕС. Идею создания такого фонда выдвинула Литва, когда председательствовала в Совете ЕС во втором полугодии 2013 года.
Обращает на себя внимание активное участие в делах «Восточного партнёрства» новых членов ЕС, присоединившихся к нему относительно недавно. Это и неудивительно: дело в том, что ЕС построен на принципах незабвенной МММ. Иными словами, благополучие участников этой «пирамиды» очень зависит от того, удастся ли привлечь новых «вкладчиков». Например, итог десятилетнего пребывания государств Прибалтики в Евросоюзе оказался обескураживающим, разительно отличаясь от цветистых обещаний, раздававшихся жителям этого региона в 2002-2003 гг. ЕС, словно вампир, «высосал» его экономически и демографически. И когда в прошлом году замаячила перспектива евроэкономической колонизации Украины, те же прибалты восприняли это с большим воодушевлением, рассчитывая, что теперь уже и им доведется хоть немного погреть на этом руки. Некоторые без стеснения рассуждали: теперь «хохлы» станут ездить к нам «гастарбайтерствовать», как сами мы катаемся в Великобританию и Ирландию.
К тому же здешних политиков согревает мысль об увесистом «щелчке по носу», который получит глубоко нелюбимая ими Российская Федерация, когда из сферы её влияния удастся «выдернуть» очередную страну.
В настоящее время республики Прибалтики ощущают себя стражами эдакого «фронтира», где идёт борьба за вектор интеграции – европейский или евразийский. Как уже указывалось, во второй половине 2013 года, когда, как предполагалось, Украина заключит договор с Евросоюзом, в Совете ЕС председательствовала Литва – документ готовились подписать в ноябре в Вильнюсе в ходе саммита «Восточного партнёрства». Амбициозная президент Литвы Даля Грибаускайте усмотрела в этом блестящий шанс поднять свой авторитет в глазах Брюсселя. Правда, тогда правящие политики ещё пытались соблюдать минимальный этикет. Например, в ноябре 2011 года тогдашний министр обороны Латвии Артис Пабрикс заявил автору этих строк: «Я искренне полагаю, что европейский выбор Украины никак не ущемит интересов Российской Федерации. Ведь поскольку мы с некоторых пор говорим о стратегическом партнёрстве между ЕС и РФ, то должны стремиться к тому, чтобы наполнить эти разговоры реальным содержанием».
Законно избранную власть на Украине сбросили. Хоть бывшего президента и пытались изобразить несусветным тираном, грех пролития крови на себя он не взял. Предсказания Калниете начали сбываться именно при власти «проевропейских демократов», сменивших слабосильного Януковича: мертвецов закапывают в огромных количествах, тюрьмы ломятся от противников режима, а многие простые украинцы спят и видят, куда бы сбежать от такого «расцвета свободы». Здравствуй, северное Сомали! Зато теперь новый президент Пётр Порошенко заявляет, что «евроинтеграции нет альтернативы». По его словам, «общий европейский курс Украины и Молдавии облегчит урегулирование приднестровского конфликта и сотрудничество в области безопасности». Легко догадаться, что подобные заявления не улучшают настроения жителей пророссийского Приднестровья, слишком хорошо помнящих предыдущую попытку «интеграции» в 1992 году, завершившуюся большой кровью. Если настолько сокрушительным оказался итог председательства Литвы в Совете ЕС и вильнюсского саммита «Восточного партнёрства», то к каким последствиям следует готовиться сейчас, когда бразды правления в этой организации готовится принять Рига, а следующий саммит назначен в Риге на май 2015-го? Судя по всему, жесткая экспансия на восток будет продолжаться – об этом говорят прямо, без обиняков. На днях министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич на неформальном совещании министров иностранных дел стран ЕС в формате «Группа друзей Украины в ЕС», сделал знаковое заявление. Он подчеркнул, что на предстоящем Рижском саммите «необходимо дать ясный сигнал о заинтересованности ЕС в дальнейшем развитии «Восточного партнёрства».
Евродепутат от Латвии Роберт Зиле высказался ещё откровенней. Рассуждая о внешнеполитических приоритетах Евросоюза на предстоящий период, Зиле не скрыл, что в фокусе окажутся страны Средней Азии.
По его словам, Латвия будет работать с ними, дабы «ослабить идею Путина по созданию Евразийского союза». «Чем хуже у него это получится, тем лучше будет ЕС», – отчеканил евродепутат.
Стоит отметить, что Латвия уже давно перешла от слов к делу: делегации самого высокого уровня из этой страны зачастили в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Монголию. В подобных визитах участвует и сам президент республики Андрис Берзиньш, всякий раз в сопровождении огромной свиты из чиновников и бизнесменов. А 15 сентября государственный секретарь Министерства иностранных дел Латвии Андрей Пилдегович открыл учебную программу для представителей региона «Восточного партнёрства» и стран Центральной Азии (Advanced Programme in European Law and Economics for the Eastern Partnership Region and Central Asia). Участники программы из Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Косово, Латвии, Молдавии, Таджикистана, Украины и Узбекистана пополняли в Латвии свои знания в сфере европейского права, экономики и международной политики вплоть до 5 декабря. Заявленная цель программы: «повысить качество работы государственного управления стран региона ВП и Центральной Азии в процессе реформ и передать накопленный Латвией опыт и знания». В её реализации приняли участие преподаватели из Латвийского института внешней политики, Латвийского университета, Рижской высшей школы экономики и Европейского института публичной администрации. Проект финансировался из средств государственного бюджета.
Итак, пока Россия сосредотачивается, напористые и агрессивные еврокомиссары из «Восточного партнёрства» продолжают активное переформатирование правящих элит в постсоветских государствах.