Воспоминания о царском селе 1829 о чем

Стихотворение и анализ «Воспоминания в Царском селе»

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой.

Так отрок библии, безумный расточитель,

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев наконец родимую обитель,

Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных,

В бесплодном вихре суеты,

О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты,

И долго я блуждал, и часто, утомленный,

Раскаяньем горя, предчувствуя беды,

Я думал о тебе, предел благословенный,

Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.

Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

И въявь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.

Еще исполнены великою женою,

Стоят населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов

И славой мраморной, и медными хвалами

Садятся призраки героев

У посвященных им столпов,

Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,

Перун кагульских берегов.

Вот, вот могучий вождь полунощного флага,

Пред кем морей пожар и плавал и летал.

Вот верный брат его, герой Архипелага,

Вот наваринский Ганнибал.

Среди святых воспоминаний

Я с детских лет здесь возрастал,

А глухо между тем поток народной брани

Уж бесновался и роптал.

Отчизну обняла кровавая забота,

Россия двинулась, и мимо нас летят

И тучи конные, брадатая пехота,

И пушек светлый ряд.

На юных ратников завистливо взирали,

Ловили с жадностью мы брани дальный звук,

И, негодуя, мы и детство проклинали,

И узы строгие наук.

И многих не пришло. При звуке песней новых

Почили славные в полях Бородина,

На Кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,

Краткое содержание

Воспоминания о царском селе 1829 о чем. %D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%B2 %D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%B2 %D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка %D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%B2 %D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC. Исполнен сладкою тоской,

А. Мартынов. Пейзаж с Большим озером. 1814

Произведение начинается с описания красоты сада в Царском Селе. Затем взгляд наблюдателя обращается к памятнику императрицы Екатерины: наблюдатель вспоминает легендарное Чесменское сражение, что определило победу в кровопролитной русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Великие полководцы времён Екатерины вызывают в памяти наблюдателя не менее важные события прошлого.

Казалось бы, совсем недавно завершилась война с Наполеоном, чья армия бежала из разорённой и сожжённой столицы, а императора Александра народ освобождённой Европы уже встречает, как победителя и миротворца. Поэты прошлых лет воспели геройские свершения русских воинов и государей, а о грядущих победах ещё успеет возвестить вдохновенная лира Жуковского.

История создания

Данное стихотворение имеет тесную связь с лицейскими годами поэта. Пушкин написал его буквально накануне выпуска, работая над стихотворением в течение двух осенних месяцев: в октябре/ноябре 1814 г. На момент написания этих стихотворных строк, автору едва исполнилось пятнадцать лет. В 1815 году он представил своё произведение на публичном экзамене, где присутствовал «великий старик» Гавриил Державин. Державин положительно отреагировал на представленное юным выпускником произведение, назвав его своим преемником на творческой стезе. Данный факт стал хрестоматийным, хотя, на самом деле, стихотворение впервые было прочитано несколькими днями ранее – случилось это на «репетиции» предстоящего экзамена.

Жанр, направление, размер

Так как юный автор в тот период работал лишь в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что данное произведение он написал в духе классицизма. В стихотворении соединены черты классической элегии и оды. В первой части произведения чётко прослеживаются черты сентиментализма и романтизма: сказывается влияние Батюшкова и Жуковского.

Поэтический размер представляет собой сочетание четырёх- и шестистопного ямба. В момент написания юный автор пребывал в состоянии творческого поиска: он активно экспериментировал почти со всеми поэтическими размерами, за исключением анапеста.

Композиция

Композиция данного произведения линейная. Она построена следующим образом:

Образы и символы

В произведении автор создал содержательную образную систему, способствующую раскрытию основной идеи стихотворения. Интересны следующие образы:

Темы и настроение

В произведении затронуты две важных темы:

Настроенческий пафос произведения характеризуется энергией утверждения жизни, предчувствием широты будущих горизонтов, силой молодых надежд.

Основная идея

Основная идея стихотворения – утверждение державного величия России, а также преемственности между прошлым и будущим великой страны.

Средства выразительности

В стихотворении поэтом представлены следующие выразительные средства:

Источник

Анализ стихотворения Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»

Обучение в Царскосельском лицее было особенным временем для юного Александра Сергеевича. В тот период происходило его становление как личности и как творца. Село было малой родиной поэта, он посвящал ему много стихов. Анализ стихотворения Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» поможет понять чувства и мысли молодого поэта, его отношение к месту своего обучения.

История создания

Александр Пушкин написал это стихотворение в октябре-ноябре 1814 года. Оно было создано специально для прочтения на публичном экзамене, на котором решался бы вопрос перехода поэта с младшего курса лицея на старший.

Незадолго до проведения экзамена руководство лицея узнало, что к ним приедет Гавриил Державин — известный поэт и чиновник Российской империи. К тому моменту в учебном заведении уже знали о поэтическом таланте Пушкина.

И тогда преподаватель словесности предложил пятнадцатилетнему юноше написать стихотворение, которое было бы достойно такого события. Впервые это произведение Пушкин прочитал за несколько дней до предстоящего экзамена по просьбе министра просвещения империи Разумовского. Он потребовал, чтобы для него провели репетицию решающего дня.

Решающий день

Экзамены проходили 21 января 1915 года (по старому календарю). К тому моменту Державину уже было за семьдесят. Он очень устал, проверка лицеистов шла довольно долго. Однако поэт оживился, когда пришло время экзамена по русской словесности. Большинство учеников решили прочитать и сделать разбор стихотворений Державина. Поэт слушал юношей внимательно и с удовольствием. В конце вышел Пушкин.

После, вспоминая о своем чтении, Александр признался, что он очень боялся, ведь стоял всего в двух шагах от Державина. В момент, когда он дошел до строк, в которых вспоминался деятель, его сердце начало биться в усиленном темпе, а голос сменился. Пушкин настолько переживал, что забыл, как он закончил декларацию стиха и куда потом убежал.

Однако Державин был восхищен юным поэтом. Ему понравилось стихотворения Пушкина, и он требовал, чтобы его немедленно нашли. Гавриил Романович хотел лично поблагодарить лицеиста и обнять его. Однако его никто так и не сумел найти в тот день. Сам же Гавриил Державин отозвался о Пушкине следующим образом: «Вот кто заменит меня».

После экзамена последовал званый ужин. На нем Разумовский молвил отцу Пушкина, что хотел, чтобы Александр также поупражнялся в прозе, но тут вмешался Державин и попросил оставить его поэтом.

Значение события

Даже для современников очень много значил тот факт, что сам патриарх литературы назвал пятнадцатилетнего лицеиста своим преемником. Они были удивленны такому факту, но считали Пушкина талантом. Когда же слава поэта достигла своего эпопея, то это событие стало символичным. Это была словно передача творческой эстафеты от лучшего поэта XVIII столетия лучшему поэту XIX столетия.

Похвала Гавриила Романовича произвела огромное впечатление на самого Пушкина и нашла отражение в его творчестве. Поэт несколько раз вспоминал этот факт в своих произведениях. Особенно известными стали строки в «Евгении Онегине»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Это выражение стало крылатым, ведь оно символизировало передачу полномочий от одного великого поэта другому.

Илья Репин посвятил экзамену Пушкина одну из своих картин. Она называлась «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Нынче она хранится в Царскосельском лицее, где сейчас находится музей памяти известного поэта.

Судьба стихотворения

После Пушкин отправил Гавриилу Романовичу по его личной просьбе список «Воспоминаний в Царском Селе». Второй экземпляр он отправил своему дядюшке, через которого о стихотворении и его авторе узнали многие известные литературные деятели тех времен.

Первая публикация стихотворения состоялась в 1815 году в журнале «Российский музеум». Это было первое произведение Пушкина, при издании которого он подписался своим полным именем. Во время подготовки к печати своего первого сборника поэзий в 1819 году Пушкин изменил текст стихотворения, исключив из него упоминание Александра Первого как спасителя Европы.

Александр Сергеевич включил стих в рукописный вариант своего сборника, который отправил в цензуру в 1825 году. Однако, оказаться в конечном варианте книги ему не удалось, и в печать произведение не попало. Вероятно, цензоры заметили отсутствие стихов об Александре Первом: работа была хорошо известна в Российской империи в первичном виде, поэтому подобная публикация могла бы вызвать подозрения.

В 1829 году Александр написал одноименное стихотворное произведение. Эти два стиха часто путают.

Основная тема и идея

Основная тема произведения — величие Российской Империи и воспевание ее воинских подвигов. Столь патриотичные идеи, скорее всего, появились в голове юного поэта из-за недавнего окончания Отечественной войны 1812 года.

Другая тема, которую поднимает в своем произведении автор — роль поэта в мире и обществе. По мнению Александра, именно поэзия способна вдохновить человека на свершение героических поступков.

Идеей произведения является утверждение величия Российской Империи. Проблема стиха — это место человека в истории. Лирический герой произведения понимает всю глубину и трагизм судьбы России, восхищается победами своих предков.

Композиция и сюжет

Стихотворение состоит из двенадцати четверостиший. У него линейная композиция. По смыслу произведение поделено на три части:

Краткое содержание «Воспоминаний в Царском Селе» передает сюжет произведения, а также раскрывает основные идеи Пушкина и передает торжественное настроение, которым проникнут стих.

Направление и жанр

Стихотворение Пушкин написал в традициях классицизма. Произведение можно считать лиро-эпическим. В тот период поэт только искал себя и особенный стиль, поэтому стих написал в подражательной манере. Чувствуется, что он был написан под влиянием творчества Жуковского и Батюшкова.

По жанру стихотворение одновременно похоже на оду и элегию. Пейзажно-философское настроение напоминает элегию, а отрывки с раскрытием гражданской темы больше похожи на оду. Александр Сергеевич умело совмещает два жанра, в этом проявляется его новаторство.

Произведению присущи не только черты классицизма, но и романтизма и сентиментализма. Они выражаются в описаниях природы и героических достижений.

Стихотворный размер — четырех- и шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная. В произведении чередуются мужские и женские рифмы. В тот период творчества Александр Сергеевич находился в творческом поиске и пробовал почти все размеры, за исключением разве что анапеста.

Художественные приемы

В стихотворении Пушкин во время написания использовал множество средств выразительности. Так, в нем присутствуют:

Благодаря этим тропам поэт сумел воссоздать торжественное настроение произведения, создал атмосферу таинственности и сумел передать свои мысли и воспоминания о Царскосельском лицее. Пушкин в стихотворении также использовал инверсию и анафору.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Воспоминания в Царском cеле» по плану

1. История создания

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» — одно из самых ранних произведений Пушкина. Оно было написано юным лицеистом осенью 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, который состоялся 8 января 1815 года.

Упомянутый в стихотворении Г. Р. Державин, стилю которого отчасти подражал Пушкин, присутствовал на экзамене и высоко оценил дарования молодого поэта. «Вот тот, кто заменит меня», — произнёс первый стихотворец России, убелённый к тому времени сединами.

Лицеисты поздравляли товарища с настоящим триумфом, а Пушкин засвидетельствовал произошедшее в поэме «Евгений Онегин»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

2. Литературное направление

Произведение написано в традициях классицизма.

Его темой Пушкин избирает величие России, большая часть произведения отведена прославлению славных дел Екатерины Великой и Александра I. Также упоминаются имена знаменитых литераторов, благодаря чему Пушкин как бы вписывает себя в современный ему литературный контекст.

Помимо классицистических черт (одическая приподнятость, обращение к гражданским темам, античная символика), в произведении присутствуют романтические и сентиментальные черты.

Они проявляются в поэтике пейзажей, описании героики (вместо конкретных образов современных воинов, как, например, в стихотворении Лермонтова «Бородино», у юного Пушкина упоминаются архаические кольчуги).

В 1814 году поэт находится в поиске собственного языка и стиля. Титаническая работа по созданию моста между старой и новой литературой только начата.

3. Род

Данное произведение можно назвать лиро-эпическим, так как в нём сюжеты русской истории, кратко изложенные рассказчиком, освещены личным отношением автора.

Прошлое, настоящее и будущее находятся в фокусе зрения лирического героя.

4. Жанр

Стихотворение сочетает черты оды и элегии.

Гражданская тема выполнена в одической традиции, а пейзажно-философская – в элегической.

Пушкин смело совмещает жанры, становясь новатором в первых же поэтических опытах.

5. Проблематика

Проблема произведения может быть определена формулировкой «Человек в истории».

Лирический герой произведения, находясь в Царском селе, постигает смысл российской истории, восхищаясь славными победами предков и вдохновенным творчеством поэтов-предшественников.

Образы прошлого, подобно царскосельским монументам, обступают его и требуют продолжения.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема величия России, прославления её воинских побед и гражданских добродетелей, отражающих победоносный дух зарождающегося нового искусства.

7. Идея

Идея произведения – в утверждении державного величия России, связи настоящего с прошлым и будущим.

8. Пафос

Пафос стихотворения зиждется на энергии жизнеутверждения, молодых надеждах, предчувствии широких горизонтов.

9. Система образов

Образы государственных деятелей, о которых вспоминает лирический герой, любуясь статуями царскосельского парка, олицетворяют славу России.

Образы русских стихотворцев, явленные не только через называние фамилий, но и через стилистику, усиливают героико-патриотическое звучание текста.

Наиболее оригинальным представляется образ лирического героя, в восприятии которого сливаются образы природы (пейзаж) и образы человеческой культуры (статуи, эпизоды истории, строки стихотворений, «звуки лиры»).

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Он выступает в роли современника-очевидца, прогуливающегося по Царскому селу и наслаждающегося его красотами.

В тексте упоминаются герои прошлого (Орлов, Румянцев, Суворов), императрица Екатерина Великая, император Александр Павлович, одержавший победу над Наполеоном, поэты Державин и Петров.

В конце стихотворения дан намёк на Жуковского, которого Пушкин именует «скальд России вдохновенный».

11. Лирический герой

Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал.

12. Сюжет

Стихотворение начинается с описания царскосельского сада.

Затем наблюдатель обращает взор к памятнику Екатерине и вспоминает легендарное Чесменское сражение, определившее победный исход русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Славные полководцы екатерининских времён вызывают в его памяти не менее значимые события ближайшего прошлого.

Только что отгремела война с Наполеоном, поработитель мира бежал из разорённой Москвы, а император Александр был встречен освобождённой Европой как победитель и миротворец.

Стихотворцы воспели славные дела русских воинов и государей, а о будущих победах ещё возвестит вдохновенная лира Жуковского.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией

Первые 3 строфы (восьмистишия) представляют собой пролог, описывающий красоты Царского села.

Следующие 4 строфы посвящены блестящей екатерининской эпохе.

Затем в 12 строфах описывается победа русских над французами в Отечественной войне 1812 года. Это описание представляет собой основную часть сюжета.

Завершающая строфа стихотворения, обращённая к Жуковскому, выполняет функцию эпилога.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано разностопным (от 4 до 6 стоп) ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

Перекрёстная рифмовка и одинаковое количество строк в каждой строфе (8) напоминают планировку регулярного парка. Пушкин старается выдержать традиции классической оды.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения соответствует его композиции.

В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».

Когда же речь заходит о ратных победах, встречается множество шипящих, твёрдых и звонких согласных, передающих настроение решительного натиска.

В стихотворении преобладают сложные предложения с рядами однородных членов. Действие приобретает динамичность за счёт использования глагольных рядов. Имеются предложения с побудительной интонацией и развёрнутыми обращениями.

Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом. Лексика и стилистика текста как будто позаимствованы из словаря Державина и Сумарокова.

Всего через несколько лет из-под пера Пушкина выйдут легчайшие для слуха и произнесения, ювелирно обработанные стихи. Этот контраст покажет масштаб языковой работы, проделанной поэтом, ставшим реформатором русского литературного языка.

16. Средства художественной выразительности

Эти средства художественной выразительности оживляют пейзаж, создают атмосферу таинственности.

В создании эффекта торжественности поэту помогают анафоры (чуть слышится, чуть дышит – в 1-й строфе), инверсии (орел младой).

17. Значение произведения

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» помогло Пушкину войти в русскую литературу. Поэт предопределил в нём своё место в мире, осознав себя как часть российской истории и культуры.

18. Актуальность

Актуальность «Воспоминаний» состоит скорее в факте обращения к важнейшим эпизодам отечественной истории допушкинского периода, нежели в значимости стихотворения для последующих поколений.

Оно дорого нам, как триумфальная проба сил юного гения, как пушкинский рассвет, озаривший собой весь 19 век.

19. Моё отношение

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» показалось мне сложным для восприятия. Оно написано старинным слогом, в нём много устаревших слов.

В то же время поражает, что Пушкин написал это стихотворение в 15 лет! В столь юном возрасте поэт уже чувствовал себя гражданином, отзывался на исторические события, знал современную ему литературу.

Трудно представить, что кто-то из моих ровесников напишет сегодня что-то подобное. Мне стало понятно, как тяжело было Пушкину реформировать русский поэтический язык.

Он сделал огромный шаг вперёд, благодаря чему высокая поэзия стала доступна каждому человеку.

20. Чему учит

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» учит нас ценить и уважать родную историю, гордиться славой русских полководцев и поэтов.

У России великое героическое прошлое. Только осознав это, можно уверенно строить настоящее и мечтать о будущем.

Источник

Воспоминания в Царском Селе, Пушкин: анализ стихотворения

Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской,

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминания в Царском селе.
История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.

Тема стихотворения – величие России, ее военная слава и подвиги.

Композиция – трехчастная.

Жанр – сочетание оды и элегии.

Стихотворный размер – сочетание четырех– и шестистопного ямба.

Эпитеты – “священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.

Метафоры – “до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.

«Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…») – анализ стихотворения Пушкина

Проводя анализ стихотворения «Воспоминания в царском селе» глубже понимаешь степень таланта Пушкина, написавшего это произведение всего в 15 лет.

Этот подросток совсем недавно не знал русского языка вообще, но за короткий срок он впитал в себя не только современный для его времени язык, но и ознакомился со старорусским языком, употребляемым при написании литературных произведений той эпохи.

Написание стихотворения «Навис покров угрюмой нощи…» было знаменательно, в первую очередь для самого Пушкина. Лицеисты знали, что в числе экзаменаторов будет сам Гаврила Романович Державин: поэт и драматург, министр и сенатор.

Юному Саше очень хотелось испытать свои силы, показать себя корифею русской литературы, перед которым он преклонялся и которого боготворил. Поэтому и тема стихотворения, и жанр оды, и использование старославянских слов были выбраны неслучайно.

Этим Пушкин хотел приблизиться к стилю Екатерининской эпохи и к стилю державинского стихосложения.

Немного истории

Об этом экзамене сохранилось воспоминание самого Пушкина:

В воспоминаниях свидетелей этого удивительного события сохранилось высказывание сенатора: «Я не умер. Вот, кто заменит меня».

После экзамена в стенах лицея состоялся парадный обед, на котором Разумовский сказал Сергею Львовичу, отцу поэта: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Гаврила Романович умер через год в возрасте 73 лет. И тем символичнее стала своеобразная передача эстафеты от Державина к Пушкину. Стихотворение было опубликовано в 1815 году в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей». Это было первое произведение, напечатанное в публичном издании и подписанное полным именем Пушкина.

В 1819 году Александр Сергеевич готовил стихотворение к публикации и удалил из него хвалебные строчки, посвященные Александру I. Но сборник тогда не был опубликован.

Стиль, жанр и особенности

В этом стихотворении еще прослеживается подражательство Державину и Карамзину. Стихотворение написано в жанре оды, но в нем заметны интонации, характерные для элегии. Это произведение создано в стиле классицизма, подчеркиваемом архаизмами: нощи, златые, брега. Архаистика отражена и в грамматике.

Несмотря на подражательство, уже прослеживается чисто пушкинская наблюдательность, любовь к природе:

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Стихотворение довольно крупное для пятнадцатилетнего подростка. Оно состоит из 20 восьмистрочных строф. Рифмы перекрестные. Нечетные строфы – с безударными женскими рифмами, четные строфы – с мужскими. Размер стиха смешанный, сочетающий четырех-шестистопный ямб.

Произведение состоит из трех частей. В первой части поэт говорит о Царскосельском лицее, описывает ночную природу, окружающую Царское село, свои ощущения в ней и постепенно переходит ко второй части, отразившей историю царской семьи, начиная от Петра, который

… льва сразив, почил орел России мощный

На лоне мира и отрад?

Затем в истории России наступает передышка, которую дала супруга Петра Екатерина I. Пушкин обращает внимание на памятники, возведенные во дворе лицея, И вспоминает Елизавету Петровну. При ней был дан толчок к развитию науки и искусств.

Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:

«Исчезло все, великой нет!»

Вторая часть также плавно перетекает в третью часть, посвященную Отечественной войне, сожжению Москвы французом.

В этом стихотворении Пушкин применяет следующие средства выразительности:

Основная мысль, идея произведения

В этом произведении в форме воспоминания, навеянного памятниками, архитектурными ансамблями показывается великая история России от Петра до Отечественной войны 1812 года. Величие России служит основной мыслью произведения. Юный автор признается, что не мог быть в Москве в тяжкий для нее период.

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал.

Через все произведение проходит идея патриотизма и героизма русского народа, возглавляемого царями и полководцами.

История создания

«Воспоминания о Царском Селе» были написаны в октябре — ноябре 1814 года для чтения на публичном экзамене при переходе с младшего трехлетнего курса Царскосельского лицея на старший.

Когда стало известно, что на экзамене будет присутствовать Державин, учитель словесности Галич предложил 15-летнему Пушкину, уже регулярно публиковавшему свою лирику, написать достойное такого события стихотворение.

За несколько дней до экзамена министр просвещения Алексей Разумовский потребовал, чтобы при нем провели «репетицию». Тогда-то Пушкин впервые продекламировал «Воспоминания в Царском Селе».

Экзамен

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Холст, масло. 123.7 × 195.5 см. Царскосельский Лицей (Всероссийский музей А. С. Пушкина), Санкт-Петербург.

Экзамен состоялся 8 января (21 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал.

Затем вышел Пушкин. Позднее он вспоминал:

Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».

На последовавшем за экзаменом парадном обеде Разумовский, довольный впечатлением произведенным на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Судьба стихотворения

По просьбе Державина Пушкин послал ему список «Воспоминаний в Царском Селе», второй список попал в руки дяди молодого поэта Василия Львовича и через него стал известен многим поэтам и писателям того времени.

В том же 1815 году «Воспоминания в Царском Селе» были опубликованы в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей», став первым стихотворением, напечатанным с полной подписью поэта.

Подготавливая в 1819 году к печати первый сборник своих стихов (не осуществленный тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы).

В 1825 году стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге его не оказалось.

Возможно, цензор обратил внимание на отсутствие строфы, посвященной царю: стихотворение было хорошо известно в первоначальном виде, так как именно в этой первой редакции печаталось в «Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах|Собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах» (1817 и 1823).

В 1829 году Пушкин написал одноименное стихотворение: «Воспоминания в Царском Селе» («Воспоминаньями смущенный…»). Эти два стихотворения часто путают.

Значение события

Этюд к картине Репина

Уже на современников сцена, когда патриарх литературы (Державин умер через год) благословил 15-летнего лицеиста в свои преемники, произвела большое впечатление. В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.

Одобрение Державина произвело огромное влияние и на самого Пушкина. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях, а во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина» сказал свое знаменитое:

Старик Державин нас заметил,

И, в гроб сходя, благословил.

Эта фраза стала крылатой в значении символической передачи традиции от представителя старшего поколения его молодому коллеге.

Ссылки

Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской, Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской,

История создания

Это стихотворение Пушкина тесно связано с его лицейскими годами. Оно написано незадолго до выпуска. Поэт работал над ним около двух месяцев, в октябре-ноябре 1814 года. В 1815 году пятнадцатилетний автор представил свое творение на публичном экзамене, где присутствовал сам Гавриил Державин. Он очень положительно отреагировал на написанные юным поэтом строки и назвал его своим преемником. Этот факт стал хрестоматийным, хотя на самом деле впервые произведение прозвучало на несколько дней раньше – на “репетиции” публичного экзамена.

Создание стихотворения

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) Пушкина писал осенью 1814 года. Он это сделал по необходимости — собственное произведение требовалось прочитать на экзамене в Царскосельском лицее, где учился поэт.

Воспоминания о царском селе 1829 о чем. lazy placeholder. Воспоминания о царском селе 1829 о чем фото. Воспоминания о царском селе 1829 о чем-lazy placeholder. картинка Воспоминания о царском селе 1829 о чем. картинка lazy placeholder. Исполнен сладкою тоской,
Смотреть галерею

Открытый публичный экзамен проводился при переходе с младшего на старший курс. Свое участие в экзамене подтвердил известный поэт того времени Гавриил Державин. Узнав об этом, учитель словесности лицеистов Галич предложил Пушкину, который уже неоднократно публиковал свою лирику, написать для этого события какое-то достойное стихотворение.

Незадолго до экзамена прошла репетиция. Такое требование выдвинул министр просвещения при правительстве Алексей Разумовский. Он сам и присутствовал на ней. Тогда-то впервые и представил свое произведение Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) произвели на всех большое впечатление.

Композиция

У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учебы стало для него по-настоящему родным местом.

Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет. Особенно его влечет Чесменская колонна, посвященная одной из самых значимых побед за всю русско–турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящен другому важному событию – победе при Кагуле.

Наконец, третья часть стиха – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и все произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.

Экзамен

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».
Холст, масло. 123.7 × 195.5 см. Царскосельский Лицей (Всероссийский музей А. С. Пушкина), Санкт-Петербург.

Экзамен состоялся 8 января (21 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал. Затем вышел Пушкин. Позднее он вспоминал:

Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».[3]

На последовавшем за экзаменом парадном обеде Разумовский, довольный впечатлением произведенным на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».[4]

Поскольку молодой поэт работал еще в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что “Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма и соединяет в себе черты классической элегии и оды. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.

Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырех- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.

Средства выразительности

Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:

С помощью этих троп он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьезный настрой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *