Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания». Заполните таблицу
Определение понятия «процесс воспитания»
На чём сделан акцент
Слабая сторона определения
Общее в определениях
Различия в определениях
«Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений» (В.С.Безрукова)
«Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочение влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации» (В.С.Сластенин)
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации» (Б.Т.Лихачев)
Приведите примеры, иллюстрирующие функции воспитательного процесса из своей личной жизни, из школьной практики, из литературных и кино(видео)источников.
Организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся; охрана физического и психического здоровья воспитанников; использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников; специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств; осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.
Какое педагогическое явление отражено в перечисленных связях?
— Чем ощутимее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, тем сильнее у воспитанников чувство защищенности, спокойствия и уверенности в своей нужности.
— Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все более занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.
— Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.
— Развитие способностей воспитанника происходит тем ощутимее, чем активнее усилия самого воспитанника, входящего в культуру.
— Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.
— Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности.
— Чем меньше видимой внешне деятельности педагога при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.
Подберите из разных источников педагогические ситуации, иллюстрирующие выполнение классным руководителем своих функций.
10. Объясните, как вы понимаете выражение «всесторонне развитая личность«
1. Допускаете ли вы слияние авторитарного и гуманного воспитания, обучения? Почему? Аргументируйте свой ответ.
2. Согласны ли вы с авторами приведенных отрывков? Аргументируйте свою позицию.
Воспитание может все (К Л. Гельвеции).
От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах (Вольтер).
Содержательная часть
Сущность и содержание процесса воспитания
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет пока четких определений. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» более широкое, чем понятие «воспитание», другие — что оно уже, ибо формирование — это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: становления и развития личности. Процесс воспитания — это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость. В процессе воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны. Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание. Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива — это еще отнюдь не процесс воспитания в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное. Допустимая степень абстрагирования, как уже отмечалось, — важнейшая методологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается, а при чрезмерном абстрагировании возникает опасность отрыва от действительности.
ТиМ ВР в ДОУ. 1 практическая. Занятие 1 теория и методика воспитательной работы как современная наука задания для срс (практический блок)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК
Задания для СРС (практический блок):
Составление опорного конспекта темы (в папке прилагается).
Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания» разных авторов. Заполните таблицу в тетради.
Определение понятия «процесс воспитания»
На чем сделан акцент
Слабая сторона определения
Общее в определениях
Различия в определениях
«Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений»
(В.С. Безрукова)
Организация воспитательных отношений
«Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации» (В.А. Сластенин)
Направление на упорядочивание влияний на личность
Влияние на личность(если это личность, то влиять на нее не очень хорошо)
Активное взаимодействие воспитателя и воспитанника
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации» (Б.Т. Лихачев)
Воспитательные ситуации
«Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности,
Взаимосвязанная деятельность воспитанников и воспитателей
«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем…
Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки»
(Л. Н. Толстой)
Воздействие на нравственность
Не обязательно заставлять насильно усваивать нравственные привычки
Создать педагогический словарь (отдельная тетрадь в клетку, 12 листов) и записать в него содержание перечисленных ниже терминов.
ТЕРМИН
СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНА
Воспитание как социокультурный процесс
Система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.
Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании)
Процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, входе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.
Воспитание как педагогический процесс (в узком понимании)
Целенаправленная воспитательная деятельность педагога для достижения конкретной цели в коллективе учеников. Это предусматривает формирование определенных качеств личности, процесс управления ее развитием, что происходит через взаимодействие воспитателя и воспитанника.
Содержание воспитания
Система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Цели воспитания
Те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Закономерности воспитания
Повторяющиеся, устойчивые, существующие объективно связи в воспитании.
Принципы воспитания
Общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса.
Движущие силы процесса
воспитания
Разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).
Самовоспитание
Систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом.
Перевоспитание
Воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.
Демократизация воспитания
Воспитание, предполагающее равноправные отношения между ребенком и взрослым, при котором взрослые относятся к детям с уважением и достоинством, воспитанники имеют возможность самостоятельно осуществлять выбор и нести ответственность за свои решения и действия.
Педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Умственное воспитание
Планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний.
Нравственное воспитание
Целенаправленное, систематическое управление нравственным формированием личности.
Трудовое воспитание
Задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества.
Правовое воспитание
Целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Гражданское воспитание
Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя политически, нравственно и юридически дееспособным.
Физическое воспитание
Педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения.
Экологическое воспитание
Формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Интернациональное воспитание
Формирование и развитие чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей.
Религиозное (конфессиональное) воспитание
Организованный процесс, направленный на духовно-нравственное совершенствование личности и способствующий ее развитию через определенную веру (в вечную жизнь, бесконечную любовь, совершенство и т.д.), привитую различными социальными институтами и проявляющуюся в во всех сферах общественной жизни.
Художественное воспитание
Формирование способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.
Экономическое воспитание
Организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры личности.
Эстетическое воспитание
Целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания.
Воспитательная работа
Целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
План воспитательной работы
Документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Задание №5
Раскрыть свое понимание сущности одного из современных подходов к воспитанию в дошкольном учреждении (по выбору студента). Тезисы оформить в тетради.
Деятельностный подход в воспитании учащихся.
Из курса педагогики повторить закономерности и принципы воспитания, движущие силы воспитательного процесса. Проследить, какие из положений правомерны по отношению к воспитанию дошкольников. Составить таблицу «Закономерности и принципы воспитания дошкольников»
Закономерности воспитания
Принципы воспитания
Социальная обусловленность воспитания
Общественная направленность воспитания, в основе которой духовная составляющая(категорический нравственный императив)
Единство воспитания и обучения, воспитания и развития, воспитания и самовоспитания
Связь воспитания с жизнью ребенка, его индивидуальным опытом, трудом
Зависимость результатов воспитания от вовлеченности воспитанников в разнообразную деятельность
Опора на положительное в воспитаннике, содействие личностному росту
Трансформация внешних влияний во внутренние процессы личности
Гуманизация воспитания, ненасильственная педагогика, помогающие отношения
Комплексность(единство всех видов воспитания)
Личностный подход учет потребностей, способностей и возможностей воспитанника
Единство воспитательных воздействий
Гармония личного и коллективного
Задание №7
На основе изученной литературы раскройте содержание и покажите схематично взаимосвязь понятий «социализация», «воспитание», «личность», «индивидуальность» применительно к дошкольному возрасту.
Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.
Воспитание — процесс обучения, защиты и заботы детей с целью их здорового развития во взрослой жизни.
Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью.
В определении сущности процесса воспитания мы исходим из следующей версии атрибутирования понятия «воспитание»:
ВОСПИТАНИЕ:
в широком социальном смысле –совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
в широком педагогическом значении–процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
в узком педагогическом значении –специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение части к целому, поскольку:
– социализация представляет собой процесс развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия;
– воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, социализации его личности, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия.
Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле, т.е. как педагогическое явление, мы определили его как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Предлагаемая дефиниция, разумеется, не бесспорна, но ее можно было бы признать достаточно универсальной. Попытаемся обосновать это утверждение.
1. Воспитание–это процесс. Этот тезис общепризнан.
2. Воспитание–это процесс целенаправленного. С тем, что рассматриваемый процесс можно только тогда назвать воспитанием, когда он направлен на достижение определенной цели, тоже, кажется, не спорят.
3. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности.
Здесь уже возникают противоречия, поскольку в последние годы все настойчивее звучат призывы отказаться от попыток формирования личности и ориентироваться:
а) на упорядочивание всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации в целях развития человека (Сластенин В. А и др.);
б) на организацию воспитательных отношений (Безрукова В. С.);
в) на создание «отношенческих воспитательных» ситуаций (Лихачев Б. Т.);
г) на «целенаправленное управление процессом развития личности» в рамках воспитательных систем (Караковский В. А., Новико- ва Л. И., Селиванова Н. Л.).
Обнаруживающееся в настоящее время нежелание многих авторов использовать понятие формирование личности обусловлено, как нам представляется, негативными ассоциациями с понятием воздействие, которое сторонниками радикальных изменений в педагогике отождествляется с понуждением, принуждением, понятиями, противоречащими, по их мнению, принципам гуманизма и демократизации в воспитании. На наш взгляд, это отождествление вряд ли правомерно, так как понятие формирование амбивалентно по своему смысловому значению, т. е. отражает две органически взаимосвязанные стороны одного процесса: внешнюю деятельность (активность) воспитателей (по созданию. управлению. организации. координации.. и т. д.) и внутреннюю деятельность (активность) воспитанника; педагогическое воздействие и реакцию воспитанника на это воздействие.
Возвращаясь к тезису о том, что воспитание есть формирование личности, заметим, – терминологическая дискуссия не меняет сути дела – управление процессом воспитания, создание условий для его осуществления, организация воспитательных отношений, в конечном счете, направлены на обеспечение формирования личности.
4. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы...
Сегодня практически общепризнан тезис о том, что целенаправленное формирование личности может быть эффективным только в рамках воспитательной системы. Вот что в этой связи пишут известные педагоги В. А. Караковский, Л. И. Новикова и Н. Л. Селиванова: Понятие воспитательная система в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них заключается в том, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», постепенно терпит поражение, как это уже было с «липецким уплотненным опросом», с «парным методом» и другими панацеями от всех педагогических зол. Не случайно А. С. Макаренко еще на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего».
Могут возразить, что эта часть определения понятия «воспитание» («. в условиях специально организованной воспитательной системы. ») исключает семью из числа институтов воспитания. С этим возражением трудно согласиться, поскольку семья, целенаправленно осуществляющая воспитание детей, вполне может быть определена как «воспитательная система», имеющая соответствующие структуру и признаки.
5. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Завершающая часть определения тоже, думается, не должна вызывать больших сомнений. Под словом взаимодействие понимаются совместная (взаимная!) деятельность педагога и воспитуемого, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей, и общение[24].