Воскресная школа с чего начать

Воскресная школа

Воскресная школа с чего начать. 1566832084 biografiya mihaila petrovicha shhetinina i o ego shkole 007. Воскресная школа с чего начать фото. Воскресная школа с чего начать-1566832084 biografiya mihaila petrovicha shhetinina i o ego shkole 007. картинка Воскресная школа с чего начать. картинка 1566832084 biografiya mihaila petrovicha shhetinina i o ego shkole 007. Перед каж­дым воз­рас­том Гос­подь ста­вит свою задачу, поэтому обу­че­ние пред­ме­там духовно-нрав­ствен­­ного направ­ле­ния школь­ни­ков раз­ных воз­рас­тов не может быть одинаковым.

Особенности преподавания предметов духовно-нравственного направления в средних и старших классах

Перед каж­дым воз­рас­том Гос­подь ста­вит свою задачу, поэтому обу­че­ние пред­ме­там духовно-нрав­ствен­­ного направ­ле­ния школь­ни­ков раз­ных воз­рас­тов не может быть одинаковым.

О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

Как орга­ни­зо­вать лет­ний пра­во­слав­ный лагерь, чтобы отдых стал полез­ным? Рас­ска­зы­вает иерей Никита Забо­лот­нов, кли­рик Пет­ро­пав­лов­ского храма города Полев­ской Сверд­лов­ской епар­хии, помощ­ник бла­го­чин­ного по обра­зо­ва­нию и кате­хи­за­ции, завуч вос­крес­ной школы.

Как создать и развивать воскресную школу

Такой вопрос встает прак­ти­че­ски перед каж­дым недавно назна­чен­ным насто­я­те­лем, ведь, как в семье доб­рые роди­тели забо­тятся о своих детях, так и бла­го­че­сти­вые члены при­ход­ской семьи: духо­вен­ство, сотруд­ники, при­хо­жане не могут не забо­титься о вос­пи­та­нии, обу­че­нии и воцер­ко­в­ле­нии детей.

Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста

про­то­и­е­рей Михаил Фивей­ский Свя­щен­ная исто­рия Вет­хого и Нового завета: для детей мл. возраста.

Я иду на урок Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. — Жукова В.В., Волкова Т.Г.

Наша книга помо­жет пре­по­да­ва­те­лям Вос­крес­ных школ про­во­дить уроки Закона Божия и рисо­ва­ния на задан­ную тему с детьми млад­шего школь­ного возраста.

Пьесы театра «Патерик». — Священник Константин Островский

Что лучше: молиться или играть? Конечно, молиться. Но по немощи чело­ве­че­ской все мы, и взрос­лые и дети, много играем, детям это даже необходимо.

Уроки для занятий с детьми в воскресной школе (для детей 3–5 лет)

Каж­дый урок состоит из чте­ния биб­лей­ской истории,золотого стиха, тема­ти­че­ских рас­ска­зов. Заня­тия вклю­чают в себя игро­вые эле­менты, актив­ные и спо­кой­ные игры, сти­хо­тво­ре­ния, твор­че­ские зада­ния и молит­вен­ное правило.

50 уроков для занятий в воскресной школе (для детей 2х-3х лет)

Каж­дый урок начи­на­ется и закан­чи­ва­ется молит­вой. Состоит из чте­ния биб­лей­ской исто­рии и золо­того стиха. Раз­ные заня­тия вклю­чают в себя игро­вые эле­менты, раз­минку, песни и сти­хо­тво­ре­ния, а также твор­че­ские задания.

Азы православия для детей. Евангельская история в пересказе Галины Калининой

Еван­гель­ская исто­рия, рас­ска­зан­ная детям про­сто и ясно в ту пору их жизни, когда каж­дое впе­чат­ле­ние глу­боко и сильно вхо­дит в дет­ское сердце и ум, несо­мненно, оста­вит след в их душах.

Закон Божий для самых маленьких – Куломзина С.С.

Цель уро­ков — дать детям доступ­ные им в этом воз­расте зна­ния о Боге, о молитве, о Церкви и о хри­сти­ан­ской жизни.

Источник

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Воскресная школа с чего начать. cropped %D0%A5%D0%A0%D0%90%D0%9C %D0%A1 %D0%92%D0%AB%D0%A1%D0%9E%D0%A2%D0%AB 1. Воскресная школа с чего начать фото. Воскресная школа с чего начать-cropped %D0%A5%D0%A0%D0%90%D0%9C %D0%A1 %D0%92%D0%AB%D0%A1%D0%9E%D0%A2%D0%AB 1. картинка Воскресная школа с чего начать. картинка cropped %D0%A5%D0%A0%D0%90%D0%9C %D0%A1 %D0%92%D0%AB%D0%A1%D0%9E%D0%A2%D0%AB 1. Перед каж­дым воз­рас­том Гос­подь ста­вит свою задачу, поэтому обу­че­ние пред­ме­там духовно-нрав­ствен­­ного направ­ле­ния школь­ни­ков раз­ных воз­рас­тов не может быть одинаковым.

Воскресная школа. Первые шаги

Воскресная школа – явление очень старое. Корни его лежат в основе всего дореволюционного образования – в церковно-приходской школе. Церковно-приходская школа дала начальное образование многим выдающимся людям России. Оно и понятно – ведь это было почти единственное место, где начальное образование – грамоту, устный счет, основы истории и, самое для нас главное – Закона Божьего – мог получить практически каждый ребенок, независимо от его социального положения или материального благополучия.

Современная воскресная школа отличается от церковно-приходской тем, что мы должны учить современных детей основам духовной грамотности. Современные дети получают образование в государственных школах на очень высоком уровне, но вместе их духовное и нравственное развитие, в силу обстоятельств, сложившихся в нашем государстве за последние годы, оставляет желать лучшего. Современное образование похоже на известный эпизод их сказки Г-Х. Андерсена «Снежная королева», когда мальчик Кай пытается из осколков огромного зеркала сложить слово «вечность». Так и наши дети, изучая всевозможные предметы, не получают самого главного знания – знания о Том, кто создал все эти предметы, Кто стоит за всеми законами в мире, Кто создает историю и географию. Наши дети изучают искусство жизни вслепую – по творениям, не получая бесценных сведений об Авторе. Воскресная школа должна быть тем бесценным колодцем Божественных знаний, который увлажнит и удобрит благодатную почву детской души, расставит все точки над «i» и поможет детям обрести нравственный стержень, который не позволит им сбиться в жизни с правильного пути. Именно поэтому, воскресная школа должна существовать при каждом храме.

Что для этого нужно

Прежде всего – большое желание начать. Затем – дети. Не беда, если их будет немного. Функционирующая воскресная школа – явление заметное в приходской жизни, да и дети нередко сами становятся «пропагандистами» своей школы. Постепенно Ваша школа пополнится новыми учениками – из общеобразовательной школы, из числа друзей и подруг Ваших учеников. За ними, как нередко бывает в наши дни, потянутся родители. Поэтому, даже если в Вашем храме есть хотя бы двое детей, имеет смысл начать и положить все на Волю Божью. Безусловно, для воскресной школы необходимо помещение. Лучше, если оно будет отдельным от храма, чтобы не нарушать благоговейной тишины – это может быть крестильная комната или сторожка. В крайнем случае, можно обратиться в общеобразовательную школу, ели она имеется неподалеку от храма и «арендовать» небольшое помещение там. В Крайнем случае, можно заниматься и в храме, но преподавателям придется приложить дополнительные усилия, чтобы дети не перенесли на храм то отношение, которое устанавливается к обычному классу в школе. Для занятий необходимо подобрать соответствующую программу. Это может быть одна из уже существующих программ или программа составленная Вами. Воскресные школы не имеют государственного статуса и «министерства воскресного образования» у нас нет, поэтому Вашу программу ни защищать, ни писать по каким-то установленным правилам не придется. Но все же она должна соблюдать определенные правила – должна соответствовать возрасту детей, уровню их знаний и воцерковленности. Маленьких детей невозможно научить Литургике или требовать от них знаний по истории Вселенской Церкви. Взрослых детей, напротив, необходимо нагружать знаниями. Если они не будут получать на уроках все новую и новую информацию – они заскучают. Минимальный же набор знаний укладывается в несколько предметов.

Итак, у Вас есть и дети, и помещение, и программа. Возникает вопрос – КТО? Кто будет передавать эти знания детям? Если Вы приходской священник или настоятель, логичней всего преподавать именно Вам, поскольку дети будут испытывать уважение и внимание к Вам не просто, как к обычному преподавателю, но и как к церковнослужителю. Однако, возможно Вы не обладаете педагогическим даром и знаете за собой препятствия к этому процессу. Например, банальную нехватку времени. Образование – процесс непрерывный и, конечно, желательно, чтобы он происходил без перебоев и срывов. Тогда Вам следует присмотреться к прихожанам – возможно среди них есть учителя – им будет легче приспособиться к ситуации. Или братья и сестры, которые просто любят детей и обладают достаточным уровнем знаний и воцерковленностью. Привлекайте молодежь – она будет учиться вместе со своими маленькими подопечными – получиться двойная польза. В любом случае, это должен быть человек, которому Вы доверяете, которого знаете, и который будет четко следовать Вашим рекомендациям. И еще – очень хорошо, если это будет творческий человек, обладающий слухом (в идеале – музыкальным образованием), умеющий рисовать и (или) рукодельничать. Конечно, Вам несказанно повезет, если Вы встретите все это в одном лице. Но в любом случае, можно одному основному преподавателю подобрать несколько помощников, возможно из числа родителей. Пусть на первых порах наставников будет больше, чем детей – процесс пойдет гораздо эффективней. Кроме того, ничто так не сплачивает людей, как совместная деятельность. Кроме воскресной школы Вы получите еще и организованный приход.

Если же вы и есть такой человек, которому в один прекрасный момент поручили заниматься воскресной школой, прежде всего – порадуйтесь. Господь дал Вам редкую возможность узнавать все больше и больше о Боге и Церкви, а кроме того – работа с детьми – это одно из самых благодарных занятий. Потому, что те зернышки благодатных знаний, которые Вы заложите ни в коем случае не пропадут даром и Вы можете быть совершенно уверены, что Господь даст этим знаниям проявиться тогда, когда на это будет Его святая воля.

Если же просто прихожанин, который чувствует в себе силы, желание, призвание и возможность заниматься с детьми, быть полезным в этом святом деле, то в этом случае Вам нужно обратится к настоятелю своего храма и сказать ему о своем намерении. Поскольку таких людей всегда (а на сегодняшний день особенно) не хватает, то, вряд ли на Вашу просьбу последует отказ. В любом случае Вам нужно посоветоваться с Вашим духовником, полезен ли для Вас будет этот труд.

Если нашлось и помещение, и дети, и люди, которые будут заниматься воскресной школой, выбрана программа, подобрана литература, то осталось только начать. Для этого нужно оповестить приход: сказать об открытии школы в проповеди, поместить объявление на видном месте в храме, в местной газете, в местной или ближайшей школе. Отслужить молебен на начало учебного года и всячески показывать работу своего маленького учебного заведения – устраивать тематические выставки из работ учащихся, помещать на определенное место небольшие отчеты с фотографиями о праздниках или знаменательных мероприятиях. Видя, что работа идет, к Вам потянуться новые люди, новые дети. Появятся другие проблемы и задачи, с которыми справляться будет уже гораздо легче, ведь самое главное уже сделано – продолжать всегда легче, чем начинать с начала.

Источник

Методические и практические рекомендации об организации воскресной школы

Документ подготовлен Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по итогам заседания Епархиального совета г. Москвы 16 апреля 2019 года.

Воскресная школа в наше время является неотъемлемой и необходимой частью прихода, ее наиболее перспективной и плодотворной составляющей.

Что же касается новообразованных и строящихся приходов, то именно воскресная школа или группа является одной из фундаментальных основ, помимо, конечно, богослужебной деятельности, на базе которой формируется костяк прихода.

Как показывает практика, динамичнее развиваются и строятся те храмы, в которых организована и налажена работа с детьми и их родителями.

При современном, достаточно широко представленном выборе образовательных и развивающих программ и дисциплин светскими центрами дополнительного образования, различными клубами и секциями, востребованность нравственного и религиозного образования достаточно высока в нашем обществе. Это, с одной стороны, решает проблему с набором детей, с другой, формирует определенные требования и задачи для приходов, обусловленных ожиданиями детей и родителей от занятий в воскресных школах и группах.

Что же ждут от нас дети и родители? Ответы на этот вопрос сформулированы на базе ряда неофициальных опросов, проводимых среди родителей и детей воскресных школ г. Москвы на протяжении нескольких лет.

Прежде всего, того, чтобы занятия не были скучными и однообразными.

Чтобы дети имели возможность регулярного общения со священником. Желательно, чтобы вероучительные предметы вел именно священнослужитель.

Помимо донесения до детей основ православной веры, родители ожидают некоего комплексного и системного обучения. Подобно тому, как это происходит в общеобразовательных школах или серьезных клубных системах. Иными словами, работа воскресной школы или группы сразу же должна создавать впечатление продуманной организации и серьезной работы с детьми и, в дальнейшем, естественно, соответствовать этому.

Итак, первостепенная задача в организации воскресной школы (группы) заключается в продуманном, стабильно действующем духовно-воспитательном, образовательном и досуговом процессе. Недопустимы отмены занятий, бессистемное (не регулярное) их проведение, отсутствие четкого представления конкретных целей, задач и результатов обучения.

Естественно, на пути реализации этих задач возникает ряд проблем, связанных с подбором кадров и наличия материально-технической базы.

Последнее, по крайней мере, на начальном этапе, имеет минимальное значение. Не стоит бояться отсутствия нормального помещения, зала или мультимедийного оборудования.

Трудности новообразованного прихода или не богатого храма — очевидны и всеми понимаемы. Родители, которым приоритетнее наличие хорошей материально-технической базы, не приведут своих детей в такие храмы, они найдут уже более развитые и давно действующие воскресные школы при знаковых храмах или соборах. Так что родители, которые приведут своих детей записываться в воскресную школу в новообразованный, строящийся храм, понимают трудности и готовы их преодолевать вместе со священником. Именно поэтому воскресная школа в таких храмах очень быстро становится опорой для настоятеля во многих аспектах приходской жизни, например, в качестве дежурных в храме, флористов, помощников по уборке храма и территории и проч.

Трудности сплачивают и объединяют людей. Так что для начала организации образовательной группы в будущем воскресной школы достаточно наличие мало-мальски подходящего помещения для проведения занятий. Это может быть вагончик или пространство временного храма, «крестилка» и проч., возможно, при наличии договоренности с руководством близлежащих общеобразовательных школ или иных социально-направленных заведений, организовывать занятия в их помещениях.

Что же касается подборки преподавателей, то здесь настоятелю стоит быть очень разборчивым и внимательным. Помимо наличия у кандидата на должность педагога воскресной школы документа о религиозном образовании, необходимо, прежде всего, обратить внимание на наличие педагогического таланта, профессиональной и психической адекватности и навыков работы с детьми.

В качестве педагога вероучительных предметов, как на начальном этапе, так и впоследствии, может выступить сам священник (настоятель). Даже если у него нет педагогического опыта при внимательном и рассудительном подходе к своему новому послушанию уже через 2-3 занятия придет некая уверенность и понимание, как и о чем говорить с ребятами. Для женатых священников, имеющих своих детей, весьма пригодится собственный родительский опыт.

Самым главным в организации работы воскресной школы является духовная направленность, ориентирование на помощь вхождения детей и родителей в религиозную и приходскую жизнь. Собственно, именно ради этого и создаются воскресные школы.

Какие предметы преподавать?

Если речь идет о новообразованном приходе и первом наборе в воскресную школу (группу), то вполне достаточно ограничиться 2-3 уроками в воскресный или субботний день продолжительностью не более 30-35 мин, урок творчества — не более 45 мин. или 1 часа (для детей старше 9 лет).

Закон Божий — естественно, главный предмет, что касается других дисциплин, то это зависит от наличия педагогов. Возможно, кто-то из числа родителей учеников воскресной группы (школы) умеет что-то мастерить или делать руками, может быть у кого-то есть художественное образование или кто-то может открыть литературный кружок. Возможно, среди прихожан есть педагог или творческая личность. Так что здесь по ситуации. Но какое-то творческое дополнение к занятиям по Закону Божиему желательно найти сразу. Естественно, предварительно обговорив с будущим педагогом то, чем планируется заниматься с детьми и продумать, как можно было бы связать между собою эти занятия, чтобы получилось некое единое образовательное целое. Возможен вариант подготовки поделок или рисунков, ориентируясь на церковный календарь и проч.

Почему это важно? Потому, что подобные творческие занятия, во-первых, довольно быстро и успешно сплачивают коллектив детей и родителей, совместно вовлекаемых в творческий процесс, во-вторых, что тоже важно, формируется некая презентационная база, визитная карточка воскресной школы. Можно и нужно организовывать выставки поделок, рисунков и проч. Сначала на уровне прихода (храма), а потом заявлять о себе и на более широком уровне. Естественно, священник (духовник) школы должен сдерживать горделивые амбиции детей и родителей, объясняя их подлинное происхождение и научая смирению. Победили — слава Богу, нос не задираем; Бога, родителей и педагогов благодарим. Не победили, слава Господу, что преподал урок смирения, показал, что надо лучше трудиться и меньше строить планов и не заниматься шапкозакидательством! В общем, во всем находить педагогический повод и пример.

Что же включает в себя предмет «Закон Божий»? Это определенная сформировавшаяся религиозно-ориентированная учебная дисциплина, основанная на опыте дореволюционных и современных программ. Предмет «Закон Божий» сейчас принято еще называть «Основами православной веры», что, конечно, уточняет, но более сужает изначальное понимание этого предмета. Предмет «Закон Божий» включает в себя знания об устройстве православного храма, объяснение начальных понятий и религиозно-нравственных доминант в свете Евангельского Благовестия. Объясняет молитвы, богослужения, основные догматы, Таинства, обряды, историю и суть православных праздников, доносит сведения Ветхозаветной и Новозаветной истории.

В современной педагогической практике, отраженной в «Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», предмет «Закон Божий» принято разделять на ряд отдельных дисциплин: Храмоведение (Богослужение и устройство православного храма), Введение в богослужебный устав — «православное богослужение», Ветхий Завет, Новый Завет, Православные праздники и подобное. Поэтому, священник-руководитель воскресной группы вполне может назвать свой предмет «Законом Божиим» и в его рамках преподавать всё то, о чем говорилось выше.

Что же касается уже сформировавшихся воскресных школ при храмах, существующих уже не один год, то количество преподаваемых предметов и кружков обычно значительно шире. Здесь могут быть помимо тех, что входят в «Закон Божий» такие предметы, как: Общецерковная история, церковнославянский язык, основы церковного пения, Жития святых, нравственное богословие (беседы о нравственности), встречаются группы по изучению древнегреческого языка и многое другое. Помимо непосредственно предметов, составляющих сетку занятий для различных групп (классов), так же существуют примеры различных кружков и клубов. Их формирование чаще всего продиктовано необходимостью и возможностью, имеющейся на местах.

Как организовывать учебный процесс и проводить разделение детей по классам или группам?

Вновь обращаем свой взор на основной документ регулирующий образовательную деятельность воскресных школ и групп — «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах …», целью внедрения которого было «систематизировать и повысить качество учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви». Утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 года. Впоследствии, ссылаясь на этот документ, будем называть его просто: «Стандарт».

Итак, согласно «Стандарту», пункт 1.7: «Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе различается для детей четырех возрастных категорий:

а) первая (в возрасте 5-7 лет);

б) вторая (в возрасте 8-10 лет);

в) третья (в возрасте 11-13 лет);

г) четвертая (в возрасте 14-17 лет — подростки)».

При этом делается замечание, что: «При необходимости воскресная школа может незначительно корректировать возрастные категории воспитанников в соответствии с текущими условиями».

Если в вашей группе детей менее 10 человек, то можно не следовать предложенной возрастной дифференциации, а также самостоятельно определять объем и уровень преподаваемых знаний.

Если же группа более 10 человек и имеются характеристики воскресной школы, то следовать «Стандарту» необходимо.

Что же касается продолжительности учебного года в воскресной школе, то он начинается с середины сентября или начала октября и заканчивается в начале мая, обычно празднованием всей школой Пасхи Христовой и дня Победы в Великой Отечественной войне.

Что такое воскресная группа и воскресная школа?

Согласно Положению о деятельности воскресных школ, п. 1.4* (см. Приложение 1, п. 2) в случае отсутствия у религиозной организации необходимых условий для организации воскресной школы ее деятельность осуществляется в формате воскресной группы, являющейся упрощенным видом воскресной школы.

Воскресная образовательная группа отличается от воскресной школы прежде всего количеством детей, обучающихся в ней, и наличием, точнее отсутствием, необходимой материально-технической базы. К категории «воскресные группы» относятся, как правило, новообразованные учебные группы каждая из которых не превышает 10 человек, состоит из детей разных возрастов, не имеет своих отдельных кабинетов-классов, так же отсутствуют специальные, подходящие по росту и возрасту ребенка парты, нет специальных сантехнических помещений. Образовательная деятельность таких групп регулируется распоряжениями настоятеля и директора воскресной группы, самостоятельно для себя определяющих объем и уровень преподаваемых дисциплин.

Воскресная школа объединяет в себе несколько возрастных групп (классов), численность которых превышает 10 человек в каждом. У каждого такого класса имеется необходимая материально-техническая база: учебное помещение, оборудованное письменной доской, партами и стульями, наглядными пособиями, мультимедийной техникой и проч. В воскресной школе обязательно должны быть сантехнические комнаты (туалеты) желательно с детскими унитазами и низкими раковинами.

В своей образовательно-воспитательной деятельности воскресная школа должна ориентироваться на «Стандарт», при этом по своему усмотрению может значительно расширить перечень преподаваемых дисциплин и их уровень. Важно, чтобы в образовательной программе, которая реализуется в конкретной воскресной школе, обеспечивался «образовательный минимум», прописанный в «Стандарте». Иными словами, больше и шире можно преподавать, а меньше перечисленных в «Стандарте» количества предметов и отведенных для них образовательных часов — нельзя.

Перечень предметов для преподавания в воскресной школе согласно «Стандарта»:

Пункт 2.1.: …Настоящим Стандартом предоставляется возможность воскресным школам самостоятельно определять объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:

Что касается детей старше 13 лет, «Стандарт» рекомендует применять такие же рамки, что и для детей 11-13 лет.

Подробнее, какие темы из указанных дисциплин и в каком объеме требуется преподавать детям, можно ознакомиться (в Приложении 1, п. 2)

Об учебниках и учебных пособиях

Когда речь заходит об учебных дисциплинах, естественно возникает вопрос, связанный с учебниками и учебными пособиями к ним. В новой редакции «Стандарта», призванного регулировать и как-то упорядочить образовательную деятельность воскресных школ, утверждается очень важная, сложившаяся и положительно проявившая себя за последние десятилетия, система творческого, свободного ориентирования воскресных школ в выборе учебников и учебных пособий для реализации образовательной программы. Благодаря этому сохраняется и утверждается возможность создания и развития воскресной группы и даже воскресной школы в том направлении и с теми особенностями, которые характерны и востребованы не в абстрактном целом, а в конкретном приходе, расположенного в своей специфической среде обитания. Ведь очевидно, что контингент прихожан, скажем центра столицы, отличается от прихожан окраин. Сейчас градостроительная политика ориентируется на создание условий жизни в районах Москвы таким образом, чтобы минимизировать необходимость по бытовым и частным вопросам выезжать за его пределы, создавая инфраструктуру необходимую для жителей «в шаговой доступности», что в свою очередь формирует определенный социокультурный микроклимат внутри отдельных районов. Естественно, это отражается и на приходской жизни. Поэтому, говоря об учебниках и учебных пособиях по Закону Божиему современная редакция «Стандарта» не требует использования единых учебников, давая возможность воскресным школам подбирать те учебные пособия и учебники, которые оптимально подходят конкретному приходу. Иногда бывает, что даже в нескольких группах одной школы преподаватели выбирают разные учебники для преподавания того же церковнославянского языка или Нового Завета, в зависимости от общего образовательного и культурного уровня детей в конкретном классе.

Конечно, соблазн унифицировать и создать единый комплект ко всем дисциплинам существует, но хочется надеяться, что он будет носить рекомендательный, а не обязательный характер.

В настоящее время при выборе учебных пособий, по которым планируется преподавать вероучительные предметы в воскресной школе, следует ориентироваться на такие пособия, которые входят в перечень рекомендованных и имеющих гриф ОРОиК* (Перечень таких учебников и пособий см. в Приложении 1, п. 6).

Что необходимо для того, чтобы «воскресную группу» перевести в разряд «воскресной школы»? Ответ прост: пройти епархиальную аттестацию.

Вопрос о переходе приходской воскресной школы из разряда «группы» в ранг «воскресной школы» возникает тогда, когда появляются условия соответствующие необходимым минимальным требования для этого.

А) есть отдельные оборудованные необходимой мебелью и аппаратурой помещения-классы для групповых занятий, кабинеты для занятий творчеством, помещение проведения общешкольных праздников, сантехнические помещения.

Б) количество детей, обучающихся в школе, превысило 10 человек в каждой возрастной группе (классе).

Аттестация воскресных школ (для детей) производится в соответствии с «Положением об аттестации воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» (принято 16.06.2014).

Данный документ регулирует процесс обязательной внутриепархиальной аттестации воскресных школ (для детей) с целью определения ее типа и соответствия требованиям, предъявляемым Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.

Целью аттестации воскресной школы является создание единой системы воскресных школ Русской Православной Церкви и включение ее в епархиальный и общецерковный реестр воскресных школ.

Аттестация обязательна для всех воскресных школ. Проводят ее аттестационные комиссии епархиальных отделов религиозного образования по благословению правящего архиерея.

Общецерковный реестр воскресных школ (для детей) будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования по итогам епархиальных аттестаций.

Воскресные школы, прошедшие аттестацию, получат «Епархиальное свидетельство об аттестации», в котором будет указан тип воскресной школы, присвоенный по результатам аттестации.

Для прохождения церковного лицензирования (аттестации) воскресной школы в г. Москве необходимо подать следующий перечень документов в ОРО г. Москвы:

О лицензировании государственном

Согласно внесенным поправкам в закон, «обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью и поэтому не подлежат лицензированию по нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Наличие такой поправки гарантирует невмешательство государства в осуществление традиционного, закрепленного Уставом Русской Православной Церкви, права обучать детей и взрослых религии в рамках приходских воскресных школ и групп.

Что, естественно, освобождает от необходимости получать государственную лицензию.

Что же касается возможности трудоустройства педагогов и их социальной защищенности, с учетом получения педагогического стажа и льгот, то сейчас проходит апробацию способ взаимодействия с государственным образовательными учреждениями в рамках соглашений о сотрудничестве, при котором педагоги трудоустраиваются (если таковое желание и возможность имеется у педагогов и настоятеля) в качестве сотрудников (педагогов) этих образовательных учреждений, при этом реализуя на приходах часть светских программ по духовно-нравственному воспитанию детей (типа модуля ОРКСЭ (ОПК)) или преподавая при храме в кружках творчество, кукольный театр, хоровое пение и прочее, храм же предоставляет для этого классы (помещения) в доме причта или здании воскресной школы.

Пока достаточной положительной практики по данному направлению не имеется, т.к. подобного рода принцип взаимодействия только начал свою апробацию.

Как регулируется положение воскресной школы в приходе. Нормативным документом, регулирующим положение школы в приходе, является «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» в редакции 2017 г. (см. Приложение 1, п. 2).

Согласно этому положению, главным учредительным и ответственным лицом, в ведении которого находится воскресная школа — является НАСТОЯТЕЛЬ религиозной организации. Именно ему принадлежит право открытия (закрытия), инициирование реорганизации воскресной группы в воскресную школу, определение перечня преподаваемых дисциплин (ориентируясь на образовательный Стандарт), назначение (освобождение) директора/завуча воскресной школы, утверждение педагогов, решение вопросов об определении педагогов в штат или заключения с ними волонтерского договора и проч. Вопрос обеспечения деятельности воскресной школы (группы) так же находится в ведении и попечении настоятеля.

«п. 3.2. Настоятель осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью школы, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и церковных нормативных актов данной сферы, несет за нее ответственность перед Священноначалием.

3.3 Настоятель религиозной организации должен позаботиться о надлежащем материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности воскресной школы.

3.4. Настоятель религиозной организации возлагает на одного из штатных священнослужителей (либо принимает на себя) духовное попечение о воспитанниках воскресной школы».

Не нормальна ситуация, когда приход и воскресная школа при приходе живут разрозненной друг от друга жизнью. Настоятель должен принимать деятельное и заботливое участие в жизни воскресной школы, следить за тем, как осуществляется образовательная и воспитательная программа в ней, своевременно и в достаточно возможном для прихода объеме финансировать школу. Не допускать к преподаванию или управлению воскресной школой людей, деструктивно действующих в приходе, ведущих не к объединению, а разделению прихода, организовывающих детей и родителей в некие противоборствующие группы, концентрируя внимание на себе или каком-то отдельном клирике, а не на Христе и Матери Церкви.

Приложение 1

Список ссылок на нормативные документы и перечень рекомендуемой учебной литературы в интернете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *