Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это

18 брюмера

Смотреть что такое «18 брюмера» в других словарях:

Восемнадцатое брюмера — Переворот 18 брюмера История Франции Портал Франция … Википедия

Переворот 18 брюмера — Переворот 18 брюмера … Википедия

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА» — произведение Маркса, в к ром он, применяя метод диалектич. материализма к анализу историч. событий 1848 51 во Франции, дал глубокий по содержанию и блестящий по форме образец науч. понимания обществ. развития. Сочинение написано в период с дек.… … Философская энциклопедия

Восемнадцатое брюмера — государственный переворот, совершонный во Франции Наполеоном Бонапартом, разогнавшим 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. народных представителей и провозгласившим консульство. Название „18 го брюмера Луи Бонапарта Маркс дал государственному перевороту … Популярный политический словарь

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА VIII — года (по республиканскому календарю Французской революции) государственный переворот 9 10 ноября 1799 Наполеона Бонапарта, заменивший режим Директории военной диктатурой в форме Консульства … Большой Энциклопедический словарь

Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта — («Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», ) произведение К. Маркса, в котором на опыте классовой борьбы во Франции в 1848 51 развиваются важнейшие положения исторического материализма, теории и тактики классовой борьбы пролетариата. Работа… … Большая советская энциклопедия

«ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА» — произв. К. Маркса, посвящённое теоретич. обобщению опыта Революции 1848 49, а также последующих событий во Франции до гос. переворота в дек. 1851. Написано в дек. 1851 марте 1852, опубл. И. Вейдемейером в НьюЙорке в мае 1852; 2 е изд. с… … Философская энциклопедия

Восемнадцатое брюмера — VIII года (по республиканскому календарю французской революции), государственный переворот 9 10 ноября 1799 Наполеона Бонапарта, заменивший режим Директории военной диктатурой в форме Консульства. * * * ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА … Энциклопедический словарь

Восемнадцатое брюмера — VIII года (по республиканскому календарю Французской революции) государственный переворот 9 10 ноября 1799 Наполеона Бонапарта, заменивший режим Директории военной диктатурой в форме Консульства. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф … Политология. Словарь.

Восемнадцатое брюмера — VIII года республики (по республиканскому календарю Великой французской революции), государственный переворот 9 10 ноября 1799, совершённый Наполеоном Бонапартом, приведший к свержению правительства Директории (См. Директория) и… … Большая советская энциклопедия

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА — VIII года республики (по респ. календарю франц. бурж. революции кон. 18 в.) гос. переворот 9 10 нояб. 1799, совершенный ген. Наполеоном Бонапартом и подготовивший установление во Франции воен. диктатуры в форме Консульства, а затем (с 18 мая… … Советская историческая энциклопедия

Источник

Восемнадцатое брюмера

Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это. 250px bouchot le general bonaparte au conseil des cinq cents. Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это фото. Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это-250px bouchot le general bonaparte au conseil des cinq cents. картинка Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это. картинка 250px bouchot le general bonaparte au conseil des cinq cents. Восемнадцатое брюмера — Переворот 18 брюмера История Франции Портал Франция … Википедия

Переворо́т 18 брюме́ра — государственный переворот во Франции, состоявшийся 18 брюмера VIII года Республики (9 ноября 1799 года по Григорианскому календарю), в результате которого была лишена власти Директория и было создано новое временное правительство во главе с Наполеоном Бонапартом.

Предыстория

К 1799 году Директория потеряла авторитет в глазах общества. Самый влиятельный деятель умеренно-республиканской партии, директор Сийес, давно уже носился с мыслью о непригодности конституции III года и вырабатывал свой собственный проект государственного устройства, которое должно было, по его мнению, дать устойчивость внутреннему порядку. С этой целью он стал объединять все антидемократические элементы среди тогдашних политических деятелей, не желавших возвращения Бурбонов. Ему удалось расположить в пользу своего плана многих членов обоих советов, которые стали называть себя реформистами.

Переворот

Узнав о планах Сийеса, Бонапарт вошёл с ним в соглашение, и оба очень быстро подготовили государственный переворот, с целью введения новой конституции. Солдаты боготворили Наполеона, генералы, по разным соображениям, не хотели мешать предприятию. Сийес распустил слух об опасном якобинском заговоре и устроил так, что те депутаты совета старейшин, на которых он не рассчитывал или которых боялся, не попали на заседание, в котором предполагалось принять задуманные заговорщиками решения. 18 брюмера (9 ноября) старейшины были созваны в 7 часов утра. Собравшиеся депутаты единогласно вотировали перенесение законодательного корпуса в Сен-Клу, где оба совета должны были собраться на другой день не ранее полудня. Исполнение этого декрета было возложено на генерала Бонапарта; ему предоставлялось право принять все меры, необходимые для безопасности республики, и подчинялись все местные вооружённые силы; вместе с тем всем гражданам вменялось в обязанность оказывать ему помощь при первом требовании с его стороны. К нации совет старейшин обратился с особым манифестом, в котором декретированные меры оправдывались необходимостью усмирить людей, стремящихся к тираническому господству над национальным представительством, и тем обеспечить внутренний мир.

Бонапарт, окружённый генералами и офицерами, немедленно отправился на заседание совета, где произнес короткую речь, с обещанием поддерживать «республику, основанную на истинной гражданской свободе и на национальном представительстве». Дело было уже сделано к тому времени, когда должно было начаться заседание совета пятисот; последнему был только сообщен декрет старейшин, и Луциан Бонапарт, бывший председателем совета, объявил заседание отсроченным до другого дня. Тем временем, по предварительному уговору, двое директоров, Сийес и Роже-Дюко, подали в отставку, а у третьего (Барраса) её вынудили: нужно было уничтожить существовавшую в то время исполнительную власть — а с выходом в отставку трёх членов директория не могла более действовать. Остальные два директора (Гойе и Мулен) были взяты под стражу.

На другой день в 12 часов дня оба совета собрались в Сен-Клу, совет старейшин — в одной из зал дворца, совет пятисот — в оранжерее, и оба были в большой тревоге. Смятение старейшин увеличилось, когда им дали знать об отставке трёх директоров. В совете пятисот принято было решение поголовного возобновления присяги на верность конституции III года. Узнав об этом, Бонапарт, находившийся в одной из комнат дворца, решился действовать. Совершенно неожиданно явился он в зале совета старейшин и начал говорить о каких-то опасностях, грозящих республике, о необходимости защитить свободу и равенство. «А конституция?» — перебил его один член. «Конституция! — воскликнул генерал. — Но вы её нарушили 18 фрюктидора, вы её нарушили 22 флореаля, вы её нарушили 30 прериаля! Конституция! На неё ссылаются все партии, и она всеми партиями была нарушена; она более не может нас спасать, потому что её никто более не уважает». Из залы заседания старейшин генерал отправился в оранжерею, в сопровождении четырёх гренадер. Вид вооружённых людей в собрании представителей народа привел некоторых из них в страшное негодование: они бросились на генерала и стали его толкать к выходу. Бонапарт, совершенно растерявшись, с разорванным платьем, был почти вынесен на руках гренадерами, под крики «вне закона», раздававшиеся в оранжерее. Немного спустя часть батальона, с Мюратом во главе, вошла в оранжерею и очистила её от депутатов, выпрыгивавших в окна, чтобы спастись от насилия.

Государственный переворот был совершен; оставалось только его оформить. Старейшины поспешили отсрочить заседания обоих советов, назначить временное правительство из трёх консулов — Бонапарта, Роже-Дюко, Сийеса — и выбрать комиссию для выработки новой конституции; те же решения немедленно были приняты несколькими десятками членов совета пятисот, собранными в ночь с 19 на 20 брюмера Луцианом Бонапартом. Этот государственный переворот известен под названием «18 брюмера» и обыкновенно считается концом французской революции.

Источник

Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта по-русски

Свою оценку событий осени 1993 года я уже изложил здесь и здесь. В связи с продолжающимся бурным обсуждением этой темы хочу внести некоторые дополнения.

Аргументы сторонников Ельцина сводятся в основном к тому, что конституция была плохая, а те, кто пытался ее защищать, были и того хуже. А значит, Ельцин имел моральное и историческое право не считаться ни с конституцией, ни с ее защитниками. Позиция эта, скажем прямо, не нова. Она основана на допущении того, что политическая целесообразность может быть поставлена выше конституции, закона и права.

Всенародно избранному в 1848 году президентом Французской республики Луи Бонапарту тоже сильно мешал парламент. Совсем как плохому танцору. А конституция права досрочного роспуска парламента ему не предоставляла. Так он распустил парламент, невзирая на конституцию. А тех, кто попытался сопротивляться и строить баррикады, расстрелял картечью. Во всех учебниках истории содеянное Луи Бонапартом именуется государственным переворотом. Кстати, Луи Бонапарт тоже любил проводить референдумы, которые тогда назывались плебисцитами. И всегда их выигрывал с большим преимуществом. А сам его режим в современной терминологии вполне может быть охарактеризован как «управляемая демократия». Более жесткая, чем при позднем Ельцине, но для позднего Путина – в самый раз.

Я настаиваю ровно на одном: досрочный роспуск парламента при действующей конституции, прямо такой роспуск запрещающей, называется государственным переворотом. Вопросы о том, является ли этот переворот оправданным и прогрессивным, дискуссионны. Сам я оправданным и прогрессивным этот переворот не считаю.

Да, Ельцин – не Пиночет. Он проявил мягкость к побежденным и сохранил политические свободы (не им, кстати, завоеванные). Такой «добрый царь». Как в старом анекдоте: а мог бы и бритвой по глазам. Но только сегодня почти все представители либеральной оппозиции (в том числе и те, кто тогда поддержал и сегодня оправдывает ельцинский переворот) в один голос говорят, что конституция 1993 года суперпрезидентская и почти самодержавная. Та самая конституция, которую продавливал тогда Ельцин. В том числе и болванками из башенных орудий.

В этой конституции был изначально заложен механизм постепенного уничтожения демократических свобод. Механизм, позволивший правящей бюрократии постепенно подмять под себя все. Авторы этой конституции исходили из того, что российское общество в силу своей политической незрелости («тупое совковое быдло») добром не согласится терпеть болезненные издержки необходимых экономических реформ. А потому надо максимально ограничить возможности представительных органом связывать руки исполнительной власти. Что и было сделано.

Но Россия не Америка. Это в Америке исполнительная и законодательная власть могут существовать относительно независимо друг от друга. В России не так. Если парламент не оказывает решающего влияния на формирование правительства, правительство рано или поздно начнет оказывать решающее влияние на формирование парламента. Что и произошло. И сегодня мы имеем парламент не избранный, а сформированный правительством под себя. Назовите правительство «администрацией президента» или еще как-либо – не суть. Закономерный итог «продавливания» конституции 1993 года. Ельцинский и путинский режимы – две стадии одной болезни.

Переворот знаменовал наступление затяжной эпохи апатии. Нет смысла ни за что бороться. Нет смысла отстаивать свои права и интересы. Ведь «они» все равно сделают так, как захотят. «Они» показали, как они это делают. Общество с переломанным хребтом, глубоко расколотое событиями 93-го года, оказалось неспособно остановить войну в Чечне. Травма до сих пор не залечена. И сегодня гражданское общество неспособно практически ни на что. Не способно никого защитить. Ни узников Болотной, ни девушек из Pussy Riot, ни активистов «Гринпис», захваченных в заложники путинскими пиратами. Травму можно залечить, лишь преодолев возникший тогда раскол, осознав и признав ошибки. Хотите и дальше пребывать в состоянии беспомощных инвалидов – продолжайте трендеть про «красно-коричневый путч» и его «законное подавление».

Источник

Название книги

Боже, Сталина храни! Царь СССР Иосиф Великий

Усовский Александр Валерьевич

Глава 4 Восемнадцатое брюмера Иосифа Сталина

Отдадим дань традиции – об экономических успехах страны мы скажем чуть позже, как и о тех событиях, что имели место за рубежами нашего Отечества, – о приходе к власти Гитлера в Германии, об испанской войне, об эпопее «Челюскина», о дрейфе папанинцев и трансокеанских перелетах Чкалова; самым же главным содержанием периода 1933 – 1938 годов мы, без сомнения, вынуждены будем (чтобы не противоречить традиции) считать репрессии, которые, как это уже стало общим местом как в демократической, так и в коммунистической печати, явились черным пятном на репутации советской власти. Либералы и демократы считают репрессии 1936 – 1938 годов неотъемлемой частью тоталитарного советского строя, коммунисты с пеной у рта отстаивают ту точку зрения, что во всем повинен злодей Сталин и что репрессии – всего лишь случайное искривление в целом правильной партлинии, – но обе стороны дискуссии согласны в одном. Репрессии – «черный» период нашей истории.

Однако все познается в сравнении.

Вот и мы – не станем заранее клеймить и обличать, не станем с пеной у рта проклинать «проклятый сталинизм». А займемся делом более чем насущным – сравним течение двух революций: французской Великой буржуазной и российской Великой Октябрьской социалистической (пусть уж Октябрьский переворот побудет ею немного).

Сначала во Франции к власти пришли представители более либерального (кстати, и более демократического) лагеря – жирондисты. У нас тоже вначале, после отречения Николая II, властные кабинеты заняли либерально-демократические деятели (типа Керенского и князя Львова). Потом и во Франции, и у нас либеральную тусовку на вершинах власти сменили яростные крайне левые – у французов это были якобинцы, у нас – большевики. И вот здесь у нас начинаются расхождения.

То есть «бывших» и французы, и мы резали нещадно – но и во Франции, и в России большинство «бывших», поняв, что дело пахнет керосином, по-быстрому свинтило из страны. Французы избиение «бывших» закончили, в общих чертах, где-то к сентябрю 1792 года – последним рецидивом борьбы с двумя высшими сословиями были убийства дворян и священников, содержащихся в парижских тюрьмах – в ответ на угрозу герцога Брауншвейгского «стереть Париж с лица земли».

В России ожесточенная борьба с бывшими «правящими классами» продолжалась довольно долго, на протяжении почти всей Гражданской войны. У нас считалось (из пропагандистских соображений, главным образом), что с победившим пролетариатом воюют всякие «поручики Голицыны» и «князья Оболенские» и что главной их целью является восстановление самодержавия (помните: «Белая Армия, черный барон снова готовит нам царский трон»). На самом деле с ультралевыми, захватившими власть в Петрограде, сражались разной степени лояльности сторонники Учредительного собрания. Им и помощь со стороны Антанты оказывалась, кстати, исходя именно из данной идеологии – «белые» в глазах западного общества были защитниками свободы и демократии, в отличие от узурпаторов-большевиков. Так что и Деникина, и Врангеля, и Колчака мы смело можем считать «нашими» жирондистами.

Причем – резня В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СВОИХ!

Кто жаждет поспорить – извольте: основные политические вехи террора. Сентябрь–ноябрь 1793 года – осуждение и казнь основных руководителей жирондистов. Заметим – жирондисты для текущей французской власти «свои», большинство жирондистов в 1792 году голосовало за казнь короля (хотя некоторые голосовали с небольшими оговорками). Правда, в это же время (в октябре 1793 года) происходит казнь Марии-Антуанетты, но это так, случайный штрих – ее следовало бы казнить вместе с супругом, и ментально эта казнь лежит в той же плоскости, что и убийства дворян в парижских тюрьмах, – то есть относится к предшествующей эпохе.

Дальше – еще веселее. В марте 1794 года происходит осуждение и казнь эбертистов, левого крыла якобинцев, то есть наиболее радикальных «революционеров». Мало того – эти казни сопровождаются нападками на мертвого (!) уже Марата.

Апрель 1794 года – казнь Дантона и группы его сторонников, «правых революционеров», если пользоваться риторикой более позднего времени. Дантон – один из трех главных вождей революции, самый пламенный ее трибун, наиболее яркая личность из тех, кто «делал» революцию, – и вот его казнят, да еще вдобавок вместе со всеми единомышленниками. В это же время происходит нанесение удара по Коммуне Парижа – казнь прокурора Коммуны Шометта.

Однако вожди якобинцев, Робеспьер и Сент-Жюст, требуют от Конвента (и фактически заставляют его принять) удивительные законы, дающие центральной власти совершенно неограниченную власть над жизнью и смертью граждан. Смертной казни подлежали «враги народа», и понятие это толковалось чрезвычайно широко. В частности: «Враги народа – это те, кто стремится уничтожить общественную свободу, будь то силой или хитростью… те, кто будет стараться ввести общественное мнение в заблуждение, препятствовать просвещению народа, портить нравы, развращать общественное мнение». Столь неопределенные формулировки не оставляли в безопасности ни одного человека.

Однако этим шедевр законодательства не исчерпывался. Истинные открытия лежали в области судебных процедур: «Оклеветанным патриотам закон предоставляет в качестве защитников присяжных патриотов; заговорщикам он их не предоставляет». У нас тоже, что уж греха таить, адвокаты обвиняемым предоставлялись не всем и не всегда (осужденные Особым Совещанием, «тройками», военными трибуналами защитников не имели по статусу этих «органов правосудия»). Но повальное лишение права на защиту – это было только во Франции!

Итак, вопрос о виновности решался до суда. В результате применения этого закона с 22 прериаля (10 июня) по 9 термидора (27 июля) 1794 года только в Париже погиб 1351 человек, лишь в два раза меньше, чем за весь предшествующий год.

И теперь – ключевой момент французского «красного» террора. Его творец, Робеспьер, постоянно эксплуатирует универсальную сюжетную схему, применимую к любой политической ситуации революционной эпохи: есть «враги, покушающиеся на «свободу» и «завоевания революции» – посему «истинные патриоты» должны собраться в мощный кулак и уничтожить этих «врагов». В качестве же «врагов» по очереди выступают все основные деятели революции: Мирабо, Барнав, Лафайет, жирондисты, эбертисты, Дантон, Демулен, руководство Коммуны – но отнюдь не скрытые монархисты, остатки дворянства или оставшиеся в своих приходах священники – кои, если следовать логике революции, и есть ее «истинные враги»!

Немного позднее, в марте 1794 года, Сент-Жюст, обычно выступавший с обвинениями, основанными на идеях Робеспьера, для того чтобы одновременно ударить и по умеренным дантонистам, и по ультрареволюционным эбертистам, предлагает еще более изящную схему: существует только один заговор – заговор иностранцев, которые, желая погубить революцию, либо подкупают «снисходительных» (удар по Дантону), либо побуждают совершать жестокости, чтобы обвинить в них народ и революцию (удар по Эберу).

Таким образом, основными событиями эпохи так называемого «революционного (якобинского) террора» (а уж «белого террора» и подавно) было нанесение ударов по различным революционным группировкам.

Удивляет и поражает социальный состав жертв массового террора. Как это установлено Луи Бланом, из 2750 человек, казненных в Париже и о которых есть данные по их социальному положению, лишь 650 (менее четверти!) принадлежали к зажиточным классам, аристократов же среди жертв было еще меньше.

Однако даже не это главное; самым удивительным оказывается анализ политической ориентации жертв террора среди членов Конвента. Наиболее острым политическим вопросом, по которому в Конвенте прошло самое зримое и убедительное размежевание на революционеров и умеренных, был, вне всяких сомнений, вопрос о казни короля. По этому вопросу и проходил водораздел между истинными революционерами, готовыми на крайние меры, и случайными «попутчиками», спасовавшими в ключевой момент французской истории, не смогшими переступить через себя перед пиететом к «царствующему дому». Так вот, из присутствующих при голосовании по этому кардинальному вопросу Французской революции в Конвенте 721 человека против казни голосовало 286. И жирондисты, и, естественно, более радикальные группировки выступили за казнь (правда, как уже было сказано выше, некоторые жирондисты – с оговорками). И вполне разумно было бы ожидать, что в обстановке острой политической борьбы 1793 – 1794 годов, при постоянных обвинениях в роялизме, гильотинированы должны были бы быть в первую очередь именно те депутаты Конвента, что голосовали против казни короля. Произошло же обратное! Все усечения национального представительства происходили за счет группировок, представители которых хотели смерти Людовика XVI. Налицо загадка: «революционный террор», направленный против революционеров, поразительная «снисходительность» по отношению к членам Конвента, голосовавшим против казни короля.

Источник

Восемнадцатое брюмера

Смотреть что такое «Восемнадцатое брюмера» в других словарях:

Восемнадцатое брюмера — VIII года (по республиканскому календарю французской революции), государственный переворот 9 10 ноября 1799 Наполеона Бонапарта, заменивший режим Директории военной диктатурой в форме Консульства. * * * ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА … Энциклопедический словарь

Восемнадцатое брюмера — Переворот 18 брюмера История Франции Портал Франция … Википедия

Восемнадцатое брюмера — государственный переворот, совершонный во Франции Наполеоном Бонапартом, разогнавшим 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. народных представителей и провозгласившим консульство. Название „18 го брюмера Луи Бонапарта Маркс дал государственному перевороту … Популярный политический словарь

Восемнадцатое брюмера — VIII года республики (по республиканскому календарю Великой французской революции), государственный переворот 9 10 ноября 1799, совершённый Наполеоном Бонапартом, приведший к свержению правительства Директории (См. Директория) и… … Большая советская энциклопедия

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА — VIII года республики (по респ. календарю франц. бурж. революции кон. 18 в.) гос. переворот 9 10 нояб. 1799, совершенный ген. Наполеоном Бонапартом и подготовивший установление во Франции воен. диктатуры в форме Консульства, а затем (с 18 мая… … Советская историческая энциклопедия

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА» — произведение Маркса, в к ром он, применяя метод диалектич. материализма к анализу историч. событий 1848 51 во Франции, дал глубокий по содержанию и блестящий по форме образец науч. понимания обществ. развития. Сочинение написано в период с дек.… … Философская энциклопедия

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА VIII — года (по республиканскому календарю Французской революции) государственный переворот 9 10 ноября 1799 Наполеона Бонапарта, заменивший режим Директории военной диктатурой в форме Консульства … Большой Энциклопедический словарь

«ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА» — произв. К. Маркса, посвящённое теоретич. обобщению опыта Революции 1848 49, а также последующих событий во Франции до гос. переворота в дек. 1851. Написано в дек. 1851 марте 1852, опубл. И. Вейдемейером в НьюЙорке в мае 1852; 2 е изд. с… … Философская энциклопедия

Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта — («Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», ) произведение К. Маркса, в котором на опыте классовой борьбы во Франции в 1848 51 развиваются важнейшие положения исторического материализма, теории и тактики классовой борьбы пролетариата. Работа… … Большая советская энциклопедия

ВЕЙДЕМЕЙЕР — (Weydemeyer) Иосиф (1818 26.8. 1866, Сент Луис), деятель герм. и амер. рабочего движения, первый пропагандист марксизма в США. До сближения с К. Марксом и Ф. Энгельсом (1846) примыкал к «истинному социализму». С момента основания Союза… … Философская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Франции
Портал Франция
Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это. 204px chateau de chambord 19. Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это фото. Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это-204px chateau de chambord 19. картинка Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это. картинка 204px chateau de chambord 19. Восемнадцатое брюмера — Переворот 18 брюмера История Франции Портал Франция … Википедия
Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это. 75px armoiries republique francaise.svg. Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это фото. Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это-75px armoiries republique francaise.svg. картинка Восемнадцатое брюмера иосифа сталина что это. картинка 75px armoiries republique francaise.svg. Восемнадцатое брюмера — Переворот 18 брюмера История Франции Портал Франция … Википедия