Ворошилов что где когда биография
Что? Где? Когда? 16+
«Владимир Ворошилов. Вся жизнь — игра». Документальный фильм
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
В декабре 2020 года Владимиру Яковлевичу Ворошилову исполнилось бы 90 лет. Объяснить успех Владимира Ворошилова пытались многие, но повторить его яркую телевизионную судьбу пока не удалось никому.
В нашем фильме мы попытаемся разгадать феномен Владимира Ворошилова. Вместе с его друзьями, коллегами и близкими ответим на главные вопросы, волновавшие самого Ворошилова: что, где, когда и почему?
Остроумный, обаятельный, с хитрыми, полными лукавства и «чертиков» глазами Ворошилов не просто придумал с чистого листа новую телевизионную игру — интеллектуальное казино «Что? Где? Когда?», но и на протяжении десятилетий удерживал интерес телезрителей к ней. Ворошилов ушел, а его программа до сих пор живет и собирает у экранов новых поклонников.
В жизни Ворошилова было немало мистического, он верил в знаки и судьбу, был очень внимателен к деталям и мелочам. Он старательно готовился к каждому эфиру программы. Мог устроить разнос из-за ерунды: сломанного карандаша, беспорядка в студии. Для него все имело значение. Он задавал высокую планку и темп, требовал неукоснительного подчинения.
Создатели фильма побывали в Нескучном саду на съемках репетиции телеигры, заглянули в святая святых — дикторскую.
О характере «господина ведущего» ходили легенды. В курилках шептались: согласиться работать с Ворошиловым могут только сумасшедшие! Об этом говорили и будущей жене Владимира Ворошилова — редактору молодежной редакции Центрального Телевидения Наталии Стеценко. Она понравилась Ворошилову сразу. И он без колебаний отбил ее у законного супруга. Наташа подчинилась. Со временем Стеценко из простого редактора превратилась в незаменимого помощника и партнера по бизнесу. О чем совершенно не жалеет.
Съемочная группа отправилась в гости к Наталии в Светлогорск, на Балтийское побережье, в уютный дом, который они с Ворошиловым вместе построили и в котором были счастливы. В жизни, в быту «дед» (так еще называли Ворошилова) был совершенно беспомощным человеком, из-за чего нередко попадал в забавные и курьезные ситуации. В фильме будут использованы уникальные кадры: Ворошилов на отдыхе со знатоками, Ворошилов в костюме одноглазого пирата — таким зрители его не видели.
Перед тем как впервые появиться в кадре, Ворошилов лично контролировал процесс пошива костюма. В фильме покажут эскизы, правленые и утвержденные рукой самого Владимира Яковлевича.
«Дед» умел удивлять и совершать неожиданные поступки. В своем довольно зрелом возрасте Ворошилов неожиданно для всех снова — влюбился. В фильме мы расскажем о второй жене Ворошилова и его маленькой дочери. Прозвучит последнее интервью Ворошилова, снятое за три месяца до его смерти.
В фильме принимали участие:
Наталия Стеценко, вдова Владимира Ворошилова, президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?»;
Людмила Гурченко, народная артистка СССР;
Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях;
Андрей Козлов, телеведущий, продюсер клуба «Что? Где? Когда?»;
Анатолий Лысенко, тележурналист, друг Владимира Ворошилова;
Татьяна Беляева — художник «Что? Где? Когда?»;
Борис Крюк — ведущий «Что? Где? Когда?»;
Андрей Каморин, журналист, знаток клуба «Что? Где? Когда?»;
Георгий Жариков, режиссер «Что? Где? Когда?»;
Валентина Андреева, редактор «Что? Где? Когда?»;
Александр Друзь, магистр клуба «Что? Где? Когда?»;
Алексей Блинов, знаток клуба «Что? Где? Когда?».
Владимир Ворошилов
18 декабря 1930 года родился Владимир Ворошилов, создатель и ведущий телеигры «Что Где? Когда?»
Личное дело
Темой дипломной работы Ворошилов выбрал декорации и костюмы к пьесам А. Н. Арбузова «Годы странствий» и О. Голдсмита «Ночь ошибок».
В 1954 году после окончания института Владимир Ворошилов по распределению был на год направлен в Германию, где работал художником в театре группы советских войск. Должен был заниматься декорациями, выпускать стенгазету и рисовать тематические плакаты.
Характер у Ворошилова был очень тяжелый. Из Театра имени Ленинского комсомола он был уволен со скандалом после драки с главным режиссером Ленкома накануне очередной премьеры. Друживший с Ворошиловым более тридцати лет бывший руководитель знаменитой программы «Взгляд» Анатолий Лысенко как-то сказал, что не знает другого человека, «с которым бы было так тяжело работать из-за его вредности, истеричности, придирчивости и недоверчивости». Добавив, правда, что с ним было невероятно интересно.
В 1966 году Ворошилов пришел на телевидение, снимал документальные фильмы и телеспектакли. В 1969 году создал свой первый крупный проект — «Аукцион» — одну из первых игровых передач Центрального телевидения в прямом эфире, сразу же ставшую невероятно популярной. Участники этой игры по системе аукциона отвечали на вопросы, связанные с товарами народного потребления. Победителю вручали приз. По сути, это была первая рекламная телепередача на советском телевидении.
В эфир вышло всего шесть выпусков. Программа была закрыта после того, как Ворошилову пришла идея пригласить на передачу исполнителей авторской песни. Очень модной в ту пору, но запретной для Центрального телевидения. Ворошилова отстранили от эфиров, а потом уволили с директивой: никогда этому лицу на экране больше не появляться.
После изгнания с телевидения Ворошилов сильно заболел. По воспоминаниям Анатолия Лысенко, он остался без средств к существованию, жил на мамину пенсию. После этого у него «развился панический страх остаться без средств».
Ворошилов стал писать сценарии передач под псевдонимами. С 1970 по 1972 год работал над игровой телепрограммой-конкурсом «А ну-ка, парни!», которая была создана в продолжение популярного в СССР ТВ-конкурса «А ну-ка, девушки!». Если передача «А ну-ка, девушки!» стала советским аналогом конкурсов красоты, то «А ну-ка, парни!» была сродни популярным на Западе атлетическим конкурсам. Владимир Высоцкий упомянул эту передачу в своей песне «Жертва телевидения»:
Потом — ударники в хлебопекарне
Дают про выпечку до двадцати.
И вот любимая — «А ну-ка, парни!».
Стреляют, прыгают… С ума сойти!
Утверждается, что программу «А ну-ка, парни!» закрыл сам Ворошилов, когда из нее решили сделать пропаганду Советской Армии.
Во время работы на программе «А ну-ка, парни!» Ворошилов познакомился с Натальей Стеценко. В то время она была замужем, воспитывала трехлетнего сына. В середине 70-х годов Ворошилов женился на Стеценко. Ее ребенок Борис Крюк стал его приемным сыном.
4 сентября 1975 года в эфир вышел первый выпуск телеигры «Что? Где? Когда?». Тогда она называлась «Семейной викториной» и шла по другим правилам: друг против друга играли две семьи. В таком виде в эфир вышла всего одна программа.
Знаменитый волчок появился только в 1976 году. Волчок со скачущей внутри лошадкой Ворошилов увидел в магазине «Дом игрушки». Позднее он вспоминал, как лежал в своей квартире на Кутузовском проспекте на ковре, крутил этот волчок и пытался приделать к нему стрелку. При этом делил зеленый ковер на секторы. Так родилась идея «интеллектуального казино». Сперва «валютой» этого казино были хорошие книги, являвшиеся невероятным дефицитом в советское время.
В 1976 году «Семейная викторина «Что? Где? Когда?»» превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?». Поскольку Ворошилову было запрещено появляться в кадре, первым ведущим игры стал Александр Масляков. Он провел всего одну игру.
Уже в 1977 году ведущего в кадре сменил голос Ворошилова за кадром. Он сумел даже категорический запрет на появление на экране обернуть в свою пользу. Телезрители только слышали грозный голос Ворошилова, но кто вел передачу «по ту сторону экрана» для них долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось прозвище «Инкогнито из Останкино».
В том же 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей и в игре появляется минута обсуждения.
В 80-е годы Ворошилов становится президентом Международной ассоциации клубов (МАК) «Что? Где? Когда?».
В 1990 году Владимир Ворошилов и Наталия Стеценко основали одну из первых частных телекомпаний в стране — телекомпанию «Игра-ТВ», занимающуюся производством игровых и развлекательных программ для различных каналов российского телевидения.
В 1990 году вышла в эфир телеигра «Брэйн ринг», первые выпуски которой провёл Ворошилов.
За несколько дней до распада Советского Союза, в зимней серии 1991 года, игра стала вестись на деньги, превратившись из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино». Девизом программы стала фраза «Интеллектуальное казино — единственное место, где каждый может заработать деньги своим собственным умом».
В 1994 году Владимир Ворошилов стал одним из первых 12 академиков Академии российского телевидения.
В 1997 году был награжден премией «ТЭФИ».
В последние годы Ворошилов состоял в фактическом браке с Натальей Климовой, которая была намного его моложе. Они познакомились в Переделкино, где Наталья отдыхала после поступления в институт. В 1997 году, в 67 лет, у Владимира Ворошилова появился первый ребенок – дочь Наташа.
По воспоминаниям друзей, Ворошилов боялся детей «до полусмерти». Но когда появилась дочка, «он за четыре года прошел путь от человека со стороны — до безумной любви к ребенку», рассказывал приятель Ворошилова драматург Михаил Шатров.
Владимир Ворошилов скончался 10 марта 2001 года от обширного инфаркта на даче в Переделкине. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Чем знаменит
Размышляя над феноменом передачи, Ворошилов как-то сказал, что подавляющее большинство телеигр, включая и западные аналоги, есть всего лишь состязания на знания, на эрудицию: «Они могут быть хуже, могут быть лучше. Но игр, в которых выигрывает человек, который думает, то есть интеллект выигрывает, а не знание, я не видел».
Ворошилов создал удивительный для телевидения прецедент, когда стал популярен не сам ведущий, а его голос. Долгие годы он был человеком-инкогнито, которого никто не знал в лицо. Таинственный ведущий долгие годы интриговал всю страну, создавая свой имидж только при помощи голоса.
Популярность телепередачи была столь велика, что на ее основе появилась спортивная версия игры «Что? Где? Когда?» (ЧГК). В 1989 году в Мариуполе состоялся учредительный конгресс Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» (МАК ЧГК). В настоящее время существуют клубы любителей ЧГК практически во всех крупных регионах России и во многих странах, где проживают выходцы из бывшего СССР. Клубы организуют игры по спортивной версии «Что? Где? Когда?». Проводятся регулярные фестивали, турниры и чемпионаты, в том числе и чемпионаты мира.
О чем надо знать
Ворошилов стал брать пасынка на эфиры «Что? Где? Когда?» с малых лет. Крюк был фанатом телевикторины приемного отца. Еще пятилетним мальчиком он не пропускал ни одного эфира и единственный может назвать счет любой телеигры. Когда Борис был уже в старших классах, они с отчимом вместе корпели над энциклопедиями, формулировали вопросы.
По словам вдовы Ворошилова Натальи Стеценко, Владимир Яковлевич еще при жизни говорил, что устал и хочет, чтобы программу вел Борис.
Прямая речь
О своем характере: «Я с детства был замкнутым человеком, и мне кажется, что люди по большей части меня ненавидят. Я преследую свой интерес в общении, неинтеллигентно общаюсь, и, естественно, многим это не нравится. Я вообще не доверяю людям и не вижу причин быть с ними мягким. Хотя случается и мне слышать слова любви. ».
О прощании с Владимиром Ворошиловым: «Эмоции на панихиде были такие, что игре и не снились. Слез не скрывал никто. Андрей Козлов рыдал, беседуя с журналистами. Проститься со своим крупье пришли все: и «старички» Нурали Латыпов, Валентина Голубева, Александр Друзь, Борис Бурда. И молодежь во главе с «бессмертным» уже Максимом Поташовым. Вместе с простыми москвичами сказать последнее прости Ворошилову шли его коллеги по цеху. Первыми приехали Леонид Якубович, Александр Любимов, Владимир Познер, Владимир Молчанов, Эдуард Сагалаев. Позже подтянулись Юрий Грымов, Игорь Кириллов, Сергей Супонев, Иван Демидов, Александр Политковский, Анатолий Лысенко.
В Нескучном саду в этот день побывала практически вся в прошлом молодежная редакция Первого канала, те, кто сегодня составляет цвет и гордость первых четырех телекнопок. Из-за огромного количества желающих попрощаться с Владимиром Яковлевичем панихида затянулась на пять с половиной часов».
9 фактов о Владимире Ворошилове
Материалы о Владимире Ворошилове:
Владимир Яковлевич Ворошилов биография на сайте телекомпании «Игра-ТВ»
Биография Владимира Ворошилова
Ворошилов Владимир Яковлевич (1930-2001) – российский телевизионный деятель и ведущий, театральный художник и режиссёр. Ему принадлежит идея создания телевизионной передачи «Что? Где? Когда?», на протяжении четверти века он являлся её режиссёром и ведущим. В 1989 году возглавил Международную ассоциацию клубов «Что? Где? Когда?», став её первым президентом. Ему было присвоено звание академика Академии российского телевидения.
Родители
Фамилия Владимира, которую он получил при рождении, – Колманович. Мальчик появился на свет 18 декабря 1930 года в крымском городе Симферополе.
Его дедушка по папиной линии был первоклассным портным. Отец, Колманович Яков Давидович, 1908 года рождения, имел еврейское происхождение, работал всю жизнь на руководящих постах. Когда родился Володя, он заведовал бюро рационализации. После переезда в Москву его назначили на должность главного инженера в наркомате лёгкой промышленности. После войны он какое-то время занимался преподавательской деятельностью. В 1948 году возглавил одно из крупнейших и старейших в Советском Союзе предприятий по пошиву одежды – фабрику «Большевичка». В 1952 году был переведён на должность главного инженера фабрики.
Мама, Вера Борисовна (девичья фамилия Пелех), 1910 года рождения, занималась пошивом одежды на дому. Когда началась Великая Отечественная война, семья Колмановичей была эвакуирована в Магнитогорск. Отец руководил пошивом обмундирования для советской армии, мама трудилась вместе с ним на производстве.
Образование
Так как отца часто переводили на новое место работы, ранние детские годы Владимира прошли в Ленинграде и Киеве.
После эвакуации в 1944 году Колмановичи переехали в Москву. Им дали квартиру на Кутузовском проспекте. Здесь Володя пошёл учиться в Московскую среднюю художественную школу при НАРКОМПРОССе СССР. Сам он называл это учебное заведение школой для одарённых детей. А то, что Владимир был одарён природой, стало понятно ещё в раннем возрасте. Родители отмечали, что у сына был особый склад ума: будучи совсем маленьким мальчиком, он мыслил и рассуждал как взрослый человек.
Получив аттестат о среднем образовании в 1949 году, Володя стал студентом Школы-студии МХАТ, отучился там год, и потом перевёлся в Государственный художественный институт Эстонской ССР (сейчас это Эстонская академия художеств) на специальность театральная декорация (сценография). Он был одним из самых умных и способных студентов.
Его дипломную работу запомнили многие преподаватели, потому что во время защиты разразился скандал. Ворошилов сделал эскизы костюмов и декораций к постановкам пьес Оливера Голдсмита «Ночь ошибок» и Арбузова А. Н. «Годы странствий». Для того периода это был своеобразный вызов, хрущёвская оттепель только-только начиналась, а тут советский студент взял для дипломного проекта западную пьесу восемнадцатого века. Многие рассмотрели в этом намеренный уход от проблем советской современности.
Работа по профессии декоратора
В 1955 году Ворошилов получил диплом и распределение в Восточную Германию, где находилась группа советских войск. Там для армейского театра он должен был готовить декорации. Вырвавшись за границу, молодому человеку захотелось в полной мере ощутить воздух свободы, погулять по магазинам и ресторанам, пообщаться с представительницами немецкого прекрасного пола. Вёл он себя вольготно, мог даже уйти в рабочее время и рисовать немок в каком-нибудь ресторанчике.
Всё это привело к серьёзному конфликту, Ворошилова уволили из армейского театра. Хотели отправить злостного нарушителя на родину, но документы у Володи оказались оформленными на год, и выдворить его из Германии не получилось. Тогда ему поручили нудную, противную работу – рисовать стенгазеты и писать советские лозунги на длинных матерчатых полотнищах. Позднее этот период Ворошилов охарактеризовал как чёрную полосу в своей жизни, ему казалось, что от тупой работы он сойдёт с ума, в какой-то момент даже возникала мысль о самоубийстве.
В 1957 году Владимир вернулся в Москву, в качестве художника-декоратора и постановщика начал активно сотрудничать со столичными театрами:
Он всё-таки отучился в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете и окончил Высшие режиссёрские курсы при Государственном институте театрального искусства имени Луначарского. Его дипломной работой на Высших курсах была постановка пьесы «Шторм» Билль-Белоцерковского В. Н., в 1967 году её поставили в Театре драмы имени Лермонтова на Ставрополье.
Телевидение
В 1966 году Ворошилову поступило предложение попробовать себя на телевидении. Свою работу здесь он начал с документальных и научно-познавательных передач и фильмов:
В 1970 году Ворошилов придумал, режиссировал и начал вести первое рекламно-игровое шоу на Центральном телевидении «Аукцион». Участники в прямом эфире давали ответы на вопросы по поводу различных товаров – от конфет до стиральных машинок. Победителю полагался приз, ничего подобного до этого времени на советском телевидении не было.
Популярность передачи была бешеная, но после шести выпусков её сняли с эфира. Такой «несоветский» формат пугал руководство Центрального телевидения и страны. Все замечания Владимир воспринял в штыки и получил запрет на появление в кадре, при этом продолжать работу в качестве режиссёра и сценариста ему разрешили.
В начале 1970-х годов в голову Ворошилову пришла новая идея – программа «А ну-ка, парни!» К сожалению, из-за несчастного случая, произошедшего на съёмках, передача тоже не задержалась в эфире надолго.
«Что? Где? Когда?»
Владимир не отчаивался и продолжал придумывать новые идеи. В начале осени 1975 года он запустил в эфир очередной игровой проект под названием «Семейная викторина». Играли друг против друга две семьи, находящиеся у себя дома и отвечающие на вопросы, используя домашние книги. Но после эфира Ворошилов не удовлетворился результатом.
В 1976 году он поменял задумку, сделав викторину телевизионным молодёжным клубом «Что? Где? Когда?» с участием студентов университета. Тогда впервые на столе появился крутящийся волчок, он указывал на того, кто будет отвечать. За правильный ответ полагался приз – книга. Телезрителям программа пришлась по душе, а Владимиру Яковлевичу снова не понравилась.
И лишь в 1977 году передача вышла в новом формате, когда волчок выбирает письмо от телезрителя, а команда из шести человек в течение минуты ищет ответ на заданный вопрос. Передача оказалась успешной. В 1977 году она вышла один раз, а в 1978 году было снято целых девять эфиров. В 1979 году команду за столом стали называть знатоками и впервые воспользовались музыкальной паузой.
За последующие годы программа превратилась в одну из самых рейтинговых, популярных и любимых на советском телевидении. За битвой знатоков против телезрителей следили с таким же интересом, как за матчами хоккейной сборной СССР. Знатоки становились звёздами и по популярности уже приравнивались к актёрам кино. Ворошилов добился грандиозного успеха, при этом не прекращал эксперименты с форматом передачи.
В период развала Советского Союза «интеллектуальный клуб», где победитель получал в подарок книги, преобразовался в «интеллектуальное казино, и игра теперь пошла на деньги. Разрушилась огромная страна, а передача осталась на плаву, и в этом большая заслуга Ворошилова. В 1997 году Владимиру Яковлевичу была вручена премия «ТЭФИ» за идею и воплощение в жизнь проекта «Что? Где? Когда?».
Он был ужасный трудоголик, весь в отца. Яков Давидович всегда мечтал, что когда-нибудь изобретут таблетки, приняв которые совсем не захочется спать человеку, и тогда можно будет бесконечно работать. Таким же точно был и Владимир – вкалывал сутками напролёт. Никогда ни одна жена, семья или друзья не были для него на первом месте, только работа, а потом уже все остальные.
Личная жизнь
Пока Володя учился в Эстонии, его родители удочерили девочку Аню, взяли её из дома малютки в восьмимесячном возрасте. Но вскоре в семью нагрянула беда, в декабре 1952 года арестовали отца. У Якова Калмановича была прекрасная репутация, тем не менее он провёл одиннадцать месяцев под следствием. Фактической причиной ареста стала его национальность. Но всё обошлось, и папу отпустили.
В это же время Владимир заключил свой первый брак и в связи с такими событиями взял фамилию супруги, так он стал Ворошиловым. Он не виноват в том, что родился евреем, молодому человеку хотелось жить и самореализовываться, а советские власти преследовали абсолютно противоположные цели. С женой он в скором времени развёлся, но фамилию менять не стал.
Впоследствии он ещё трижды официально регистрировал свои отношения с женщинами. Что касается второй и третьей жён, то известны только их фамилии – Бухаркина, Музыка.
Его четвёртая супруга Наталья Стеценко трудилась вместе с ним над передачей «Что? Где? Когда?», они поженились в 1984 году. Владимир усыновил её сына от предыдущего брака Бориса.
Кроме жён у Ворошилова было множество романов, он умел нравиться женщинам. В их число входили красивейшие и самые известные женщины Москвы. Причём они вовсе не преследовали корыстных целей, сами были достаточно состоятельными.
В последние годы Владимир Яковлевич жил в гражданском браке с Натальей Климовой. В 1997 году она родила ему единственную дочь Наташу. Впервые по-настоящему он испытал отцовские чувства в 67 лет. Маленьких детей он панически боялся, потому что никогда в жизни с ними не сталкивался так близко. Когда малышку привезли из родильного дома, у Ворошилова дома как раз гостил его друг Анатолий Лысенко. Владимир попросил его спуститься первым и посмотреть, всё ли у малышки на месте. И только когда Анатолий сообщил ему, что девочка – красавица, а главное, очень похожа на Ворошилова, тот пошёл к дочери.
Маленькая Наташа стала смыслом всей его жизни, он обожал дочку.
Болезнь и смерть
Начиная с 1995 года, Ворошилова сильно стали беспокоить сердечные боли. Часто для него вызывали «неотложку». Последний раз это произошло сразу после съёмок финала зимней серии игр «Что? Где? Когда?» 30 декабря 2000 года. Владимир Яковлевич заявил, что весеннюю серию игр вести не будет, вопрос стоял даже о закрытии передачи.
С наступлением нового 2001 года Ворошилову стало лучше, сердце даже отошло на второй план, больше беспокоила язва двенадцатиперстной кишки. Обширный инфаркт произошёл неожиданно, и 10 марта 2001 года Владимира Яковлевича не стало.
Его хоронили 13 марта 2001 года. Прощались с ним в Охотничьем домике Нескучного сада, там, где на протяжении последних лет проходили съёмки передачи «Что? Где? Когда?». Попрощаться со своим легендарным крупье приехали «старожилы» программы, коллеги Ворошилова по телевизионному цеху, много пришло простых москвичей. Когда гроб с телом стали выносить, среди туч, как будто по заказу, проглянуло солнце.
Владимир Яковлевич никогда не отличался сентиментальностью, но последние дни перед смертью он как будто не мог найти себе места. Брался что-то писать, потом бросал и усаживался в кресло с книжкой, принимался звонить членам клуба знатоков, коллегам, чтобы поговорить о том, о сём. Словно чувствовал скорый уход и хотел ещё раз услышать знакомые голоса.
После смерти Владимир Яковлевич был удостоен премии «ТЭФИ», на этот раз в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения». Игра продолжает жить, её ведёт пасынок Ворошилова – Борис Крюк.
А на могиле создателя «Что? Где? Когда?» установили памятник, сделанный по проекту участника команды знатоков – архитектора Никиты Шангина. Отполированный гранитный куб, символизирующий чёрный ящик…