Воробушки игривые что детки сиротливые прижались у окна
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Стихотворение и анализ «Поет зима, аукает…»
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Как детки сиротливые,
Озябли пташки малые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Краткое содержание
Стихотворение «Поет зима, аукает…» считается одним из лучших в творчестве Сергея Есенина. В нем начинающему поэту удалось простыми словами так красочно и образно описать зимний день, что оно получилось похожим на детскую сказку.
В. Беднов. Воробушки. 1973
Образ зимы меняется на протяжении повествования. Вначале она напоминает ласковую мать, убаюкивающую мохнатый лес. Однако это впечатление обманчиво. Уже в следующих строках зима сбрасывает с себя эту личину и предстает во всей своей грозной красе. Свирепая вьюга и леденящая стужа помогают ей взять в плен всю природу. Над всей этой мрачной картиной нависают суровые облака.
На этом описание леса заканчивается, и действие перемещается в один из заснеженных дворов. Автор отмечает, что снежный покров напоминает красивый шелковый ковер, только уж «больно холодный». Особый трепет вызывает у поэта стайка замерзших и голодных птичек, которых он называет нежными. Они борются с неукротимой вьюгой за свое выживание, поэтому прижались как можно ближе друг к другу, сидя у самого окошка.
В самом конце стихотворения возникает образ красавицы весны. Но она приходит к птичкам пока еще только в их снах. Заснувшие воробышки радуются первым лучам ласкового солнца, которое Есенин описывает довольно лаконично. Но эта картина настолько контрастирует с разбушевавшейся непогодой, что этих нескольких слов достаточно, чтобы почувствовать весеннюю атмосферу.
Анализ
История создания
К моменту написания стихотворения Есенину было всего пятнадцать лет. Юноша с детских лет был влюблен в родную природу, и это очень хорошо отразилось в данном произведении. В его представлении природа обладает таким же волшебством, как те сказки и легенды, которые он слышал в раннем возрасте. Поэтому все образы его пейзажных стихотворений наделены человеческими чертами. Стихотворение «Поет зима, аукает…» было написано в 1910 году, а впервые опубликовано через четыре года, и называлось оно «Воробышки».
Персонажи и образы
В стихотворении нет выраженного лирического героя, но есть свидетель происходящего, который испытывает жалось к крохотным птичкам. Основные персонажи – леденящая метель и воробышки, которые пытаются выжить в жестокие морозы. Метель – это большая, безжалостная стихия. Ей неведомо сочувствие к маленьким существам, похожим на «деток сиротливых», которые пытаются сохранить последнее тепло, плотно прижавшись друг к другу. Эта трогательная картина говорит об их взаимной поддержке.
Промежуточным образом между птичками и бушующей метелью является сон. Зимняя стихия «баюкает» «мохнатый лес», а пташки «дремлют у окна». Природа покорно пережидает эту суровую пору и ждет счастливого пробуждения долгожданной весной.
Композиция
Композиция стихотворения последовательная, линейная. Текст включает в себя четыре строфы, в каждой из которых по шесть строчек. Каждая строфа своеобразно закольцована определенным событием.
В первых двух шестистишиях идет описание зимней природы, после этого действие перемещается во двор. Наблюдается переход от общего к частному. Читатель видит маленьких воробышков, ютящихся у окна деревенской избы.
Третья строфа содержит кульминацию. Вьюга достигает невиданной силы и злобно обрушивается на оконные ставни. Птички под ее натиском плотнее прижимаются друг к другу. В последней строфе напряжение ослабевает: под вой ветра птички погружаются в сон, в котором им грезится наступившая весна.
Литературное направление стихотворения – реализм. Своим звучанием оно похоже на народную песню. По жанру это лирическое пейзажное произведение, созвучное работам крестьянского поэта А. Кольцова.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении использован четырехстопный ямб. Рифма чередующаяся – дактилическая и мужская (ААБВВБ), то есть параллельная рифма сочетается с перекрестной.
Произведение написано простым, понятным языком. В тексте преобладают прилагательные и глаголы – автор не только описывает явления, но и придает им движение, наполняет определенным действием. Стихотворение насыщено разнообразными выразительными средствами. Для усиления воздействия автор использует инверсию (обратный порядок слов): «с ревом бешеным», «пташки малые», «вихри снежные» и просторечие «но больно холодна!»
Эпитеты представлены выражениями: «воробышки игривые», «мохнатый лес», «ковром шелковым», «седые облака», «пташки нежные». Украшают текст олицетворения: «облака плывут … с тоской глубокою», «поет зима, аукает … лес баюкает», вьюга «злится все сильней», «стучит по ставням».
Очень выразительны в этом стихотворении метафоры: «ковром шелковым стелется», «стозвоном сосняка», «в улыбках солнца» и сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые». Основано произведение на антитезе – злая вьюга противопоставлена озябшим и беззащитным птичкам.
Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») создают звуковые образы разбушевавшейся непогоды, способствуют созданию тревоги, возникновению мрачных мыслей о чем-то ужасном и неизбежном.
Проблематика и основная идея произведения
Основная идея стихотворения – желание выжить в суровых условиях жестокой зимы. Такое чувство присуще каждому живому существу, и Есенин наглядно демонстрирует это в своем произведении. Несмотря на то, что зима – прекрасное время года, обладающее неповторимой красотой, она бывает очень беспощадна к тем, кто остался без крова и пищи.
Если человек может позаботиться о себе, заготовив на холодный период еду и дрова, то маленьким птенчикам остается надеяться только на добрых людей. Они терпеливо сидят у окошка и мечтают о приходе весны. Стихотворение учит быть добрым, уметь проявлять сострадание и заботу о тех, кто остался один на один со своим тяжелым положением, кто голодает и лишен теплого угла, где можно согреть свое тело и душу.
Сергей Есенин — Поёт зима, аукает: Стих
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина
В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».
Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.
Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».
В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.
Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.
❄️ Поет зима — аукает
Одним из наиболее популярных стихотворений Есенина раннего периода творчества является «Поёт зима – аукает», написанное в 1910 году. Сергею на этот момент только 15 лет, но в строфах уже чувствуется рука мастера пера.
В 1910 году Есенин ещё не решил, будет ли поэтом, но уже тогда он влюблен в поэзию и делает первые незрячие шаги к признанию. После Сергей Александрович не сразу даст согласие на публикацию этого стиха, так как считал его слишком детским, слишком простым и наивным. Однако стихотворение нашло своего читателя и стало наглядным примером искренней русской лирики.
Разбор сюжета и композиции
❄️Композиция стихотворения строится на противоположности и противопоставлении морозной зимы и ожидания весеннего тепла, что подчеркивает суровость первой и нежность второй. Вместе с тем, зима не показана Есениным злой старухой, которая хочет заморозить все вокруг, а нарисована рукой поэта неотъемлемой частью мироздания Божьего.
В четырех строфах Есенин рисует зимний лес и деревню, попавшую в плен метелице, но защищенную от её холода покрывалом снега.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется.
✔ Холод этого времени года необходим, чтобы природа спала глубоким сном и набиралась сил для встречи весны.
Ярко описаны зимние обитатели деревни – воробьи, которых поэт сравнивает с детьми, замерзшими от игры на улице и прижавшимися к оконному стеклу в поисках тепла.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
❄️Вьюга показана, как самый суровый инструмент зимы, она не позволяет расслабиться и проснуться природе, стуча ветром по ставням, словно бы показывая – пока тут властвую я, а вы спите.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным.
👀 В последней строфе Есенин показывает ожидание весны через сон пташек, которые пытаются отогреться возле окна деревенской избы. Они замерзли в край, но в коротких птичьих снах им видится теплая весны, зеленая трава и журчащая вода.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Стих отлично показывает нам зиму в деревне, когда все вокруг замерло и не тратит лишние силы в ожидании красавицы-весны.
Анализ троп
Это лирическое стихотворение написано четырехстопным ямбом с чередованием парной и кольцевой рифмовки (аукает – баюкает, сосняка – облака, глубокую – далекую).
✔ В стихе используются метафоры, эпитеты, сравнения и олицетворения.
Метафоры:
Первое метафорическое определение показывает, насколько силен мороз, что от него звенят сосны, второе рисует нам картину высокого зимнего неба с его кораблями-облаками.
Эпитеты:
Сравнения:
С помощью сравнений мы видим бесконечность метели, которая захвалила в этот зимний день весь мир, а также воробушков, похожих в лютую стужу на сиротливых деток.
Олицетворения:
✔ Средства художественной выразительности наполняют строки звучанием и передают явлениям и предметам новые свойства. Тропы дают возможность молодому поэту нарисовать реальную картину деревенской зимы, где даже в лютый мороз, за снежными заносами мерещится красавицы Весна.
Текст
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Читает К Радциг
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Как детки сиротливые,
Озябли пташки малые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Любите баб на свежем сене
С любовью, ваша mrs. Blaileen Сергей Есенин
Памяти поэта
Сергей Есенин
Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
Композитор и исполнитель: Zick Ryder, сольный музыкальный проект «Dust Factory».
Сергей Есенин. «Собаке Качалова»
Псамнение о Сергее Есенине и Джиме:
Пес Джим, которому Есенин посвятил свое стихотворение, реально существовал. Это был питомец известного театрального актера Василия Качалова, в доме у которого часто бывал Сергей Александрович. Между Джимом и Есениным с первых минут знакомства завязалась нежная дружба, которая нашла свое отражение в трогательных строчках.
Сергей Александрович не скрывал, что искреннюю любовь и преданность животного ставит выше многих людей, которые ради личной выгоды готовы пойти на любую подлость
Верный, преданный, но безмолвный пес – это именно то, что нужно лирическому герою. Ведь ему нужно просто выплеснуть свою боль, «повыть при луне».
Описывая Джима, как доверчивого и добродушного пса, поэт во многом приписывает ему свои личные качества. Он был так же открыт, прост в общении и очень доверчив.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Сергей Есенин
8 января 1878 года – Умер Николай Алексеевич Некрасов
8 января 1878 года (по новому) – Умер Николай Алексеевич Некрасов.
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию.
В диагностическом плане вначале высказывались разные предположения, ломали голову довольно долго, но со временем становилось все более очевидным, что речь идет о раковой опухоли толстой или прямой кишки.
Рисунок Ивана Крамского
К этому времени относятся такие его строки:
О Муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Применявшееся лечение оказывалось все менее и менее эффективным. Больной тяжело страдал. 18 января 1877 г. Некрасову был приглашен хирург проф. Е.И.Богдановский. К нему обратился сам больной поэт.
4 апреля 1877 г. хирурги Н.И.Богдановский, С.П.Боткин и Н.А.Белоголовый предложили Н.А.Некрасову делать операцию и назначили ее на 6 апреля. Операцию было доверено провести Е.И.Богдановскому.
Похороны Некрасова. Рисунок А.Бальдингера
Лечившим больного врачам, в том числе и Е.И.Богдановскому, пришлось согласиться с принятым решением и ожидать приезда Т.Бильрота, хотя они отчетливо понимали экстренную необходимость в разгрузке кишечника oneративным путем. Профессор Т.Бильрот прибыл в Петербург вечером 11 апреля 1877 г. и его ознакомили с историей заболевания. 12 апреля он осмотрел больного и переговорил с Е.И.Богдановским о некоторых приготовлениях к операции и о времени вмешательства, которое они согласованно назначили на 13 ч.
Напрасно был выписан из Вены Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела.
Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы.
В декабре состояние больного довольно быстро стало ухудшаться, хотя колостома функционировала без каких-либо осложнений, лишь иногда наблюдалось небольшое выпадение слизистой оболочки. Вместе с тем, наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянные и нарастающие боли в ягодичной области слева, припухлость и крепитация на задней поверхности бедра до коленной области, отеки на ногах. Периодически возникал озноб. Из прямой кишки стал выделяться зловонный гной.
14 декабря наблюдавший больного Н.А.Белоголовый определил, как он записал, «полный паралич правой половины тела». Больной был осмотрен С.П.Боткиным. Сознание и речь были еще сохранены. С каждым днем состояние прогрессивно ухудшалось, появились симптомы приближающейся смерти. Больной очень страдал.
26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое «прощайте». Вскоре сознание покинуло его, и через сутки, вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) Некрасов скончался.
30 декабря несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала тело поэта от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения на кладбище Новодевичьего монастыря.
Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю.