Воркшоп и мастер класс в чем отличие
Что такое воркшоп, мастер-класс и другие премудрости обучения профессии фотографа
Каждый человек в той или иной степени фотограф. Много людей снимает для себя, чуть меньше – для журналов или выставок. Но это не имеет принципиального значения, когда речь заходит об обучении. Учиться в фотографии можно всегда – это нескончаемый процесс, открывающий перед творческим человеком новые и новые горизонты. Основополагающий вопрос заключается в том, куда пойти учиться? Чего не хватает нашему фотографическому Я?
Для того, чтобы понимать, что вас ждет во время учебного процесса, необходимо разобраться в навигации современной системы обучения фотографии, не путаться в основных терминах. Давайте рассмотрим, что скрывается за известными названиями, которые на слуху у каждого: что такое мастер-класс, воркшоп, обучающий курс, семинар, тренинг. В чем отличие между ними и на какой результат стоит рассчитывать тому, кто решился пройти тот или иной вид обучения.
Мастер-класс
Под мастер-классом скрывается по сути творческая встреча автора, но с подготовленной в техническом плане публикой. Люди приходят узнать точку зрения (если хотите, «основную фишку») понравившегося им фотографа, чтобы повысить собственное мастерство. Если мастер-класс посетит новичок в фотографии, познания которого пока ограничены почерпнутой форумной фразой «большая дыра размывает фон», то можно практически со стопроцентной уверенностью сказать, что время, проведенное им на мастер-классе, окажется потраченным впустую.
Воркшоп
Крайне интересное мероприятие, на котором любой фотограф, независимо от уровня подготовки, сможет сделать хорошие снимки. Участник воркшопа как бы снимает из-под руки опытного мастера, по сути дублирует его кадры, но на свой фотоаппарат.
На воркшопах участники работают, как правило, уже с выставленным светом, профессиональными моделями, грамотно подобранной локацией и прочими значимыми вещами, которые относятся к отличительным характеристикам профессионального фотографа, чему также следует учиться и уметь при необходимости воспроизвести. Участие в воркшопе очень полезно для пополнения портфолио неопытного фотографа-любителя или начинающего коммерческого фотографа.
Обучающий курс
Самая полезная с точки зрения познания штука. Это настоящее обучение, дающее реальные знания, почерпнув которые можно обрести профессионализм. Конечно, после окончания фотографического факультета сразу стать мастером невозможно, потребуется еще несколько лет работы над собой, но считаться «настоящим фотографом» уже можно. Здесь самое главное не ошибиться с выбором – в какую школу пойти.
Можно учиться периодически, записываясь на тематические курсы, начиная с обязательных, которые дадут базовые знания, научат использовать фототехнику правильно, познакомят сосновами визуального языка фотографии. Затем выбрать направление, в соответствии с теми навыками, которые следует приобрести.
Семинар
На семинарах опытный фотограф или технический специалист по какому-то фотооборудованию делится практическими навыками в фотосъемке. Например, свадебный фотограф рассказывает (или показывает) основные приемы съемки на свадьбе с конкретными рекомендациями и описанием используемого оборудования.
Посещая семинары, фотограф может рассчитывать на получение уже готовых рецептов сведущих людей. Такой вид обучения полезен и для опытных, и для начинающих. Еще лучше, если вы сможете посетить целую серию семинаров, например, по использованию оборудования определенного производителя. В результате чего будете иметь в своем распоряжении знания, как решить ту или иную задачу, с помощью каких инструментов и т.д.
Разумеется, семинар не может заменить обучающие курсы, но значительно экономит время при освоении нового приема в фотографии или дает необходимые знания для эффективного использования уже имеющегося оборудования в конкретных условиях.
Следует знать, что существуют также чисто технические семинары по фотооборудованию, они полезны фотографу любого уровня, вплоть до мастера фотографии, ведь техника не стоит на месте и очень часто даже опытный профессиональный фотограф слишком занят основным делом, поэтому не может постоянно быть в курсе последних технологических новинок.
Отставание в техническом плане может обернуться потерей конкурентных преимуществ на стремительно развивающемся рынке фотоуслуг. Нет ничего зазорного в том, чтобы послушать специалиста (и не важно, старше он вас или младше и сколько лет занимается фотографией), чтобы быстро восполнить свои пробелы. На технических семинарах не обучают фотографии – там дают исключительно технические знания (например, вы узнаете какое оборудование и на каких настройках позволит заморозить капли воды при съемке модели в аквастудии).
Тренинг
На тренингах осуществляется практическая отработка проверенных решений (рецептов съемки) для получения гарантированного навыка по фотографированию интересующих сюжетов. Очень полезное мероприятие, если перед вами стоит конкретная задача. Допустим, вы собрались открыть фототочку в торговом центре, чтобы делать фотографии на документы.
Фотографом для этого становиться не обязательно, но делать определенного уровня технически снимки и приобрести все необходимое оборудование – необходимо в обязательном порядке. Тренинг – как раз то мероприятие, на котором можно получить соответствующие навыки и ответы на все интересующие вопросы.
Мы разобрались с основными терминами в обучении. Если вы определились, какой формат занятий вас устраивает, останется задать себе еще один вопрос: чему, собственно, следует научиться, каких знаний не хватает? Самому оценить собственные умения бывает крайне сложно, очень часто ошибка приводит к потере как времени, так и денег. Именно поэтому правильнее пойти по иному пути – написать тест, попытаться сдать экзамен, выполнить определенное задание, а уже опытный фотограф-преподаватель, оценив результаты, сможет подсказать, чего именно не хватает, на чем стоит сосредоточить свои основные усилия.
Это замечательная и вполне реализуемая идея. Можно обратиться в школу фотографии. Индивидуальная программа для самостоятельной организации обучения может затрагивать самые разные сферы обучения мастерству фотосъемки. Определитесь с приоритетами и вопросами и вы сможете получить качественный гарантированный результат.
Илья Лукьянов, эксперт по студийному профессиональному оборудованию Hensel
Воркшоп
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Воркшоп — это обучающее мероприятие, в котором упор делается на практическую работу. Слово workshop можно перевести как мастерская или цех. Если объяснять простыми словами, участники воркшопа получают знания прямо «на производстве» под руководством наставника. Теоретическая часть занимает минимум времени и сразу же закрепляется на практике.
Важный момент — самостоятельная работа. Задача мастера состоит в том, чтобы ненавязчиво вести участников, позволяя им экспериментировать. Учитель показывает свой опыт и выступает примером, но не контролирует учеников и не поправляет их, если они что-то делают по-своему.
Где и для чего используют воркшопы
Ключевые задачи воркшопа — обмен опытом, приобретение новых знаний, творчество, поиск новых идей.
Участниками обучающей встречи могут быть как профессионалы, так и любители.
Цель воркшопа заключается в конкретном результате — создании произведения искусства, концепции, идеи. Участники должны не только получить практические знания, но и сотворить конечный продукт.
Есть два формата работы над проектом:
Метод воркшопа применяется в разных сферах, где возможно создание нового продукта путём командной интенсивной работы. Это визуальное искусство (живопись, фотография), изготовление товаров ручной работы (столярное дело, дизайн одежды или украшений), создание концепций (маркетинговая кампания, разработка стартапов, стратегий развития, решение задач в веб-разработке).
На практике воркшопы чаще всего используют фотографы и художники.
У воркшопа может быть несколько назначений. Часто его организуют как платное мероприятие для заработка. Кроме того, он может служить для привлечения интереса профессиональной аудитории к продукту (рекламное мероприятие), поиска новых сотрудников, привлечения сторонних людей для разработки концепций, повышения квалификации уже существующей команды.
Также по результатам воркшопа может проводиться конкурс (если каждый участник делал свой проект).
Воркшопы могут объединять незнакомых между собой людей, которые хотят научиться чему-то новому, а могут использоваться в уже сформировавшейся команде как свежий метод поиска решений.
Каждая встреча посвящается какой-то теме, имеет чётко обозначенное задание. К примеру, если речь идёт об иллюстраторах, то они будут работать над одной задачей, но каждый по-своему: рисовать персонажа в определённом стиле, использовать в работе новую технику или материалы.
Воркшопы в маркетинге
Этот вид обучения и обмена опытом нередко применяется в маркетинге. На воркшопах разрабатываются маркетинговые стратегии, рекламные кампании, стратегии позиционирования.
Собственники бизнеса, руководители отделов продаж и маркетинга, а также маркетологи объединяются в команду, где у каждого участника есть ценные идеи и свежий взгляд. В процессе работы они узнают много нового друг у друга и совместно создают новые подходы к решению тех или иных задач. Впоследствии эти идеи воплощаются в реальной работе.
На таких встречах тоже есть куратор, который руководит командой и делится информацией о собственном маркетинговом инструментарии.
Популярен на таких воркшопах метод соревнований между командами, которые на конкурсной основе создают свою презентацию и представляют собственную стратегию.
Типы воркшопов
Мастерская
Применяется для передачи практических техник при изготовлении различных изделий. Проще говоря, здесь нужно поработать руками.
Мастер показывает участникам основы техники, после чего они создают изделие из приготовленных материалов. Это могут быть украшения, поделки из дерева, вышивка и другие продукты ручной работы.
Флористы на воркшопе учатся составлять композиции
Студия
Чаще используется для реализации творческих проектов и завершается созданием готового продукта, который можно показать общественности или выставить на продажу. К примеру, если это воркшоп для фотографов, то по его результатам может быть напечатан фотоальбом.
Дискуссия
Формат предполагает выступления участников с последующим обсуждением. Обычно выступающий получает несколько минут для озвучивания своих идей, затем всем остальным даётся время, чтобы задать вопросы. После того, как выскажутся все участники, наступает время дискуссии, результатом которой должно стать готовое решение.
Во время дискуссии участники учатся друг у друга, узнают мнения коллег по определенной проблеме и приходят к новым выводам. Участие в таком мероприятии расширяет базу знаний благодаря обмену информацией.
Brainstorm
Или мозговой штурм. В процессе участники высказывают все идеи, которые только приходят в голову, — даже самые странные и на первый взгляд нежизнеспособные. От дискуссии отличается тем, что предложения участников не критикуются, момент дискуссии сведён до минимума. При мозговом штурме записываются все идеи, после чего коллектив вместе выбирает несколько самых интересных и эффективных.
Мозговой шторм развивает творческие способности и учит находить свежие решения с помощью неожиданных методов. Техники, полученные на таком воркшопе, можно впоследствии использовать в самостоятельной работе или поделиться ими со своей командой.
Во время мозгового штурма команда может создать идею новой рекламной кампании или найти решение технической проблемы
Соревнования
Похоже на тимбилдинг. Это командная работа над поставленными задачами, обычно в формате соревнований. Часто используется в крупных компаниях для обучения менеджеров, поиска свежих решений.
Марафон
Рассчитан на длительное время — от нескольких дней до нескольких недель. Этот вид мероприятия не только позволяет работать с масштабными задачами, но и показывает, кто на что способен.
В таких экстремальных условиях возникают неожиданные идеи и концепции, которые невозможно создать в обычном расслабленном состоянии.
Преимущества воркшопа
Мозг человека устроен таким образом, что полученные знания быстро испаряются, если их не закрепить на практике. Если же информация внедрена в рабочий процесс, она усваивается быстрее и надёжнее. Приобретённые опыт и навыки остаются в памяти надолго.
Во время занятия участники учатся не только у мастера, но и друг у друга. Формат воркшопа позволяет отойти от традиционных схем обучения.
Занятия проводятся в интенсивном темпе и позволяют участникам быстро и эффективно осваивать новую информацию.
Воркшопы способствуют расширению круга общения в профессиональной среде, поиску новых контактов.
Во всех воркшопах существует соревновательный момент, даже если он не озвучивается, — каждый подсознательно стремится показать себя с лучшей стороны.
Воркшоп — эмоциональное мероприятие, которое сопровождается большим количеством новых впечатлений и дарит участникам порцию вдохновения.
Подготовка воркшопа
За подготовку воркшопа отвечает организатор. Для начала он выбирает тему, ставит задачу, планирует все этапы, устанавливает тайминги. Если воркшоп рассчитан на несколько дней, организатор расписывает программу.
Далее начинается поиск участников с помощью рекламы, обращений в организации, связанные с выбранной сферой деятельности (например, в профсоюзы, университеты, крупные компании). Участники привлекаются именно после составления концепции и плана работы, поскольку им нужно понимать, куда, когда и зачем их приглашают.
Затем организатор ищет помещение, приобретает материалы, оформляет рабочие места для каждого участника. Для проведения могут понадобиться ноутбук, проектор, модели, аппаратура.
Если это воркшоп для фотографов, организатор арендует студию, нанимает моделей для снимков, визажистов, костюмеров, осветителей. Участники получают уже готовую картинку, которую нужно только правильно сфотографировать.
У воркшопа также должна быть финальная часть — подведение итогов, вручение сертификатов участникам, призов победителям, организация выставок готовых работ, написание статей в СМИ, если нужно массовое освещение события.
Воркшоп как явление появилось недавно и только набирает популярность.
Не стоит путать workshop с другими видами обучающих мероприятий (хотя они бывают довольно похожи). Главное отличие воркшопа в том, что участники привносят свои идеи, объединяют весь опыт для достижения поставленных задач.
К примеру, мастер-класс предполагает только повторение определенной модели изделия, а воркшоп-студия — изготовление чего-то нового на базе изученной технологии. Итогом мастер-класса становится ученическое изделие, которое можно оставить на память. От участников воркшопа ожидается создание продукта, который можно продемонстрировать потребителю как пилотную модель или даже продать.
Но важно учитывать, что разные организаторы понимают воркшоп по-своему, поэтому каждое мероприятие получается индивидуальным. Бывает, что этим термином называют любое действо с интенсивным вовлечением участников (тренинг или мастер-класс) просто потому, что слово workshop модное, красивое и вызывает интерес у аудитории.
Воркшоп и мастер класс в чем отличие
Вся правда о мастер-классах, воркшопах и семинарах.
Свадебный сервис Wedforce
Привет, дорогие друзья!
Сегодня в очередной раз затронем свадебную индустрию – одну из ваших любимых тем. И на этот раз поговорим о всевозможных мастер-классах, воркшопах, семинарах, а также любых других мероприятиях, за участие в которых вам предлагают заплатить деньги.
Сегодня я отвечу на следующие вопросы:
Ну и конечно же расскажу про переоцененных звезд этого инфобизнеса, а также о том, что реально могут дать эти встречи. И поверьте мне, передача опыта на них совсем не главное.
Итак, если вы думали, что я сразу начну хейтить все вышеперечисленные события, то вы ошиблись. Мастер-классы бывают как полезные, так и абсолютно бесполезные (это гораздо чаще). Чтобы не выбросить деньги на ветер, вам нужно постоянно задавать себе простые вопросы и честно на них отвечать. Для чего вы идете на тот или иной МК и что именно вы хотите получить?
Для начала расскажу чем именно отличается классический МК от классического воркшопа.
Мастер-класс несет в себе несколько аспектов и, в первую очередь, ставит целью передачу вам определенных знаний, которые вы можете трансформировать в собственные навыки в том числе. Это могут быть знания по работе с клиентом, по правильному позиционированию себя на рынке в ценовом сегменте. Это могут быть советы по подбору используемого оборудования. Если мы говорим о свадебной видеосъемке – техники многокамерной съемки и монтажа, работы со звуком, приемы непосредственно построения кадра и движения в кадре. Это применение цветокоррекции и настройки аппаратуры. И вишенкой на торте уже как раз является съемка с живыми моделями. Но, как правило, снимает именно тот, кто ведет МК. Он же и объясяняет почему он так снимает. Конечно, иногда вы и сами можете что-то поснимать, но практики определенно будет недостаточно.
Бывает, что МК проходят в несколько дней. Т.е. первый день теория, а потом день или два – практика. Т.е., по факту, у нас день МК и день-два воркшопа.
Воркшоп. Что же это такое? В Интернете можно найти определение: обучающее мероприятие (наравне с семинарами, курсами, мастерскими), на котором участники получают знания самостоятельно.
Как это выглядит на практике? Собираются, к примеру, 10-20 человек. Ведущий дает установку и вводную о том, что именно будем сегодня снимать. А дальше, начинается непосредственно съемка, при которой «мастер» комментирует свои действия (а иногда забивает и на это). Т.е. вы смотрите на то, как и что делает профессионал. Теории может не быть вовсе. «Смотри на меня и делай, как я!». Как вы помните, я говорил, что МК побуждают вас вырабатывать свои навыки на основе полученных знаний. Воркшопы учат перенимать навыки, не вдаваясь в смысл: а почему именно лучше так, а не иначе? Иногда на воркшопах вообще не бывает ведущего. Т.е. вам предоставляют моделей, декор, помещения, а дальше вы вольны снимать все, что вам заблагорассудится. Как правило, на таких мероприятиях есть люди, которые следят, чтобы у всех было примерно одинаковое количество времени на съемку. Иногда воркшопы несут определенную образовательную функцию, если это не лень делать тому, кому вы заплатили деньги.
Какая польза от воркшопов? Вы можете сделать себе портфолио, если вы новичок. Обычно на мастер-классах недостаточно времени на работу с парой. На грамотно организованном (в плане тайминга) воркшопе проблем с этим нет. Вы сможете снять полноценное видео на 2-3 минуты. С красивыми моделями, с красивым декором. И с правом на ошибку. И часто даже у вполне востребованных фотографов и видеографов в портфолио можно найти съемки с воркшопов.
Вот недавно мой друг провел целую неделю на воркшопе. Вдумайтесь, на протяжении 5 или 6 дней они снимали в разных уголках Крыма с разными парами, а потом еще отдельно снимали девушек моделей. Жили в гостевых номерах, ели, пили, их возили на машинах, и все это удовольствие стоило в районе 45 000 рублей. Много ребят было из других регионов России. И на мой взгляд, это очень полезно начинающему видеографу. По факту, вы можете сделать себе отличное портфолио с разными модельными парами всего за одну неделю! А ведь бывает, что и за целый год может не набраться 3 свадебных пар, свадьбы которых не стыдно выложить в портфолио.
На самом деле, не буду этого скрывать, после хорошего мастер-класса вы испытываете большой эмоциональный и творческий подъем. Сейчас не представляет никакого труда промотивировать кого-то что-то сделать. Т.е. я могу прочитать брошюрку по психологии и несколько часов заряжать вам мотивирующие тезисы. Поможет ли это вам? Вряд ли. Вас это просто вдохновит в данную минуту. Но важен долговременный эффект. Кто участвовал в подобных мероприятиях, знает, что обычно эйфория заканчивается примерно через 4 дня, ну или неделю, и вы опять погружаетесь в рутину бесконечных съемок. Поэтому если у вас и так есть портфолио и вы не планируете научиться работать в новом для себя стиле, то походы на воркшопы будут вам полезны не более, чем походы в ночной клуб. Просто для настроения. А вот действительно хороший и насыщенный информацией МК может быть полезен не один год.
Наверное, никому не нужно объяснять, что фотографы и видеографы – это творческие люди. И очень немногие способны работать в затворничестве. Нам нужно внимание и поощрение. Причем, даже поощрение не так важно. Мы хотим быть услышанными. Мы хотим разговаривать на темы, которые нам важны и нас интересуют. Естественно, в нашей привычной среде нам не хватает общения с людьми, которые понимают, что мы делаем. Достаточно сложно дружески общаться с прямыми конкурентами, особенно в нынешнее время, когда люди, по большей части, очень малодушны и любую информацию, услышанную от вас, могут обратить вам же во вред.
Организаторы подобных мероприятий отлично это понимают и их главная задача (не для всех, но для многих) – просто собрать как можно больше людей из одной профессиональной среды и устроить вам комфортное общение и взаимодействие.
Например, я много раз просил девушек-фотографов описать свои впечатления от того или иного мастер-класса или воркшопа. Вы думаете они говорили о том, что они научились правильно ставить пару? Или о том, что они научились новым приемам обработки? Или о том, что после этого МК они стали больше зарабатывать, т.к. поняли правильную модель работы с клиентом?
Большинство из них просто говорили, что это было круто, что им так все понравилось. Т.е. им понравилась сама атмосфера и настроение, которое царило на этом мероприятии. И в следующий раз они пойдут на мастер-класс этого же спикера, даже заранее зная, что ничего нового они там не услышат. В этом и парадокс инфобизнеса. Продавать не информацию, а эмоции и творческое настроение.
Вообще, любые мастер-классы можно условно разделить на 2 группы: это те, где вам дают реальные прикладные навыки и знания. Они могут быть не очень динамичными, но очень содержательными. И вторая группа МК – это самолюбование автора, рассказы каких-то придуманных историй и минимум знаний и полезной информации.
По факту, многие мастер-классы превращаются в какие-то бенефисы. Типа встречи с любимым блогером. Просто послушал и увидел вживую своего кумира. Информации получил ноль, зато зарядился эмоциями. Кстати, это может быть также очень полезным. Особенно в межсезонье, когда приходится обрабатывать старые съемки, а новые нельзя брать из-за плохой погоды.
Кстати, раньше было не то, что хорошим тоном, а чуть ли не обязательным условием любого приличного мастер-класса, раздавать слушателям «экшены», настройки цветокоррекции и т.п. Сейчас на большинстве мастер-классов сплошная говорильня.
При выборе того или иного мастер-класса или воркшопа люди часто руководствуются импульсом, а не логикой. На самом деле нужно ответить себе на несколько вопросов:
Почему я не провожу мастер-классов, а основной упор у меня сделан на индивидуальные консультации? Именно потому, что я своей целью ставлю ответить на все вопросы, которые мне задают. Т.е. у человека накопилось 30 вопросов. Конкретных вопросов на разные тематики. И я на все отвечу в меру своих знаний. Я не хочу брать деньги за воздух и просто за общение со мной. Я не испытываю нехватку внимания к своей персоне, т.к. у меня есть канал на YouTube и он мне все это компенсирует.
К сожалению, многие МК скатываются в полное дерьмо из-за непомерного ЧСВ их создателей. На них бывает не дается практически никакой полезной информации, а весь спич нацелен на поднятие вашей собственной самооценки и мотивировки вас как личности. Но что мешает вам смотреть сотни роликов на YouTube от куда более успешных предпринимателей на эту тему?
Теперь несколько слов о тех самых ЧСВ-шных фотографах/видеографах. Знаете, сейчас очень часто бывает, что «мастер» уже давно ничего толкового и интересного не снимает. Просто в свое время хорошо распиарившись на МК, он двигается еще несколько лет по накатанной дорожке и впаривает одно и то же каждые 2-3 месяца. И многие из тех, кто бывали раньше на его же МК, сейчас с недоумением смотрят на его работы и не понимают ради чего они туда ходили. Уровень этих фотографий, например, ниже чем их собственный текущий уровень. При этом у самого «мастера» прогресса за эти несколько лет вообще не произошло.
Также, для успешного впаривания МК, у любого «мастера» должен быть свой портфель различных достижений, которыми он вас и будет завлекать потратить деньги. Причем, большинство из них совершенно сомнительные и не имеют никакого веса. Ну вы в курсе, эти номинации «свои для своих». Сами замутили премию, сами ее раздали своим знакомым. Пиар ради пиара.
Некоторые провинциалы (Крым, по большому счету, тоже провинция, но, по крайней мере, с хорошим вкусом) любят рассказывать про свои дорогие свадьбы, на которых они якобы работали. С ценниками на фото или видео в 200-300 000 рублей. Но на самом деле все это, естественно полное вранье, и когда их просишь показать материалы с этих свадеб, то начинаются глупые отмазки в стиле «нам заплатили за конфиденциальность съемки».
За последний год я опросил около 14 своих знакомых об их впечатлениях о посещенных МК. Примерно 90% сказала, что они не узнали для себя ничего нового. Смысл в том, что позволить себе ходить на дорогостоящие МК новички не могут. А те, кто туда приходят, уже и так снимают и неплохо зарабатывают. И, естественно, удивить их какими-то новыми знаниями практически невозможно.
Но примерно процентов 30 сказали, что им все понравилось, даже не смотря на отсутствие получения новых знаний. Это подтверждает то, о чем я говорил: люди идут на МК не за знаниями, а за эмоциями и общением.
Итак, пришло время ответить на вопросы, прозвучавшие в самом начале:
В заключение скажу: если вам действительно не хватает знаний и понимания того, как именно что-то снимается, поищите вначале на YouTube. Это звучит банально, но с вероятностью 99% эта тема уже была разобрана и неоднократно. Особенно это касается фотосъемки и обработки фото. С видео дела обстоят сложнее, но только на этом канале за год его существования я рассказал о множестве тем, с которыми я бы мог года 3-4 гастролировать с МК по «всему союзу». Существует множество качественных каналов талантливых ребят на английском языке. Их нужно смотреть.
Что касается меня, то за всю свою жизнь я не был ни на одном МК или воркшопе. Но это, ровным счетом, ничего не означает. Просто мне это не нужно. Или пока не нужно.