Воркшоп что это и зачем он нужен
Что такое воркшоп: преимущества, типы
Узнайте больше о воркшопе и следуйте нашей инструкции, чтобы организовать этот ивент
Воркшоп (“workshop” с англ. «мастерская») — это формат обучающего мероприятия, которое помогает участникам получить знания и сразу применить их на практике для формирования определенных навыков. Как правило, такой ивент проходит в небольшой группе.
Содержание
Преимущества воркшопа
Главное отличие воркшопа — это практическое обучение гостей под руководством специалиста. Давайте подробнее разберем, какими преимуществами обладает этот ивент. Ознакомьтесь с тремя главными плюсами воркшопа.
Далее вы узнаете, какие типы воркшопов существуют.
Типы воркшопов
Процесс обучения на воркшопе завязан на коллективной работе. Каждый присутствующий принимает активное участие в решении поставленных задач. Формат ивента зависит от тематики проекта, целей и ресурсов. Давайте подробнее разберем, какие выделяют типы воркшопов.
Как организовать воркшоп
Воркшоп, как и любой другой ивент событийного маркетинга, требует тщательной подготовки. Давайте пошагово разберем, что нужно для его создания.
Чтобы подготовить качественный воркшоп, понадобится применить все свои организационные навыки и знания маркетинговых инструментов. Привлечение целевой аудитории требует разработки омниканальной стратегии и объединения таких каналов коммуникации, как чат-боты в мессенджерах, email, web push, социальные сети. Прочитайте эту статью, чтобы детальнее ознакомиться с этапами подготовки и полезными инструментами для организации мероприятий.
Волшебное слово воркшоп: как познакомить заказчика с новой функциональностью
Александр Клименков,технический лидер отдела обучения и эксплуатационной документации Bercut
Представьте себе, что вы — заказчик разработки новой функциональности в программе. Это решение очень нужно вашему бизнесу, по всем расчётам оно поможет существенно увеличить вашу прибыль и, возможно, опередить конкурентов. Вы долго уточняли и согласовывали техническое задание, и вам не терпится увидеть готовое решение в действии. Как его реализовали разработчики? Удобным ли будет новый интерфейс? Не пропустили ли какую-то важную деталь при согласовании требований?
Поэтому вы с таким нетерпением ожидаете проведения демонстрации новой функциональности, где вам наглядно покажут и расскажут, как работает решение. На тщательно подобранных тестовых примерах продемонстрируют все особенности настройки и функционирования новых версий систем. Покажут, как решение встраивается в сложившуюся инфраструктуру.
В Bercut такая демонстрация возможностей нового решения называется «воркшоп» (от английского слова workshop — демонстрация, мастер-класс). Это ответственное мероприятие, которым завершается длинный цикл разработки функциональности в системах производства компании. На воркшопе проводится демонстрация настройки и работы решения на тестовых примерах для технических и бизнес-специалистов компании-заказчика.
Воркшоп — это не просто демонстрация, но и своего рода экзамен перед заказчиком. Как бы хорошо ни было продумано и протестировано новое решение, на воркшопе всегда может случиться что-то неожиданное и непредвиденное. Ведь специалистам Bercut нужно проводить демонстрацию на тестовых стендах, моделировать сложные цепочки действий пользователей, эмулировать ответ внешних систем. Иногда приходится в прямом смысле имитировать перемещение во времени. Предусмотреть все проблемы и качественно настроить тестовую среду можно только благодаря слаженной работе команды специалистов.
Воркшоп чем-то похож на прямой эфир на телевидении. Все участники готовятся к эфиру заранее, много раз прогоняют сценарий, репетируют сложные моменты. Но как бы тщательно ни велась подготовка, всегда могут возникнуть непредвиденные трудности. Поэтому во время демонстрации за кулисами продолжается напряжённая, невидимая на экране работа. Отказал софит, не могут найти приглашённого гостя, срочно требуется поменять местами сюжеты, заклинило машину с конфетти. Мало ли что может случиться?! Однако на экране всё выглядит безупречно. При любой неожиданности ведущий сохраняет невозмутимый вид. А благодаря профессионализму команды все проблемы быстро и чётко устраняются.
В подготовке и проведении воркшопа участвует объединённая команда специалистов отделов обучения и интеграционного тестирования. Специалисты по тестированию знают, как настроить готовое решение — ведь они только что закончили сложный этап его интеграционной проверки. На этом этапе тестируется совместная работа всех новых версий систем, на базе которых реализовано решение. Специалисты по обучению знают, как правильно рассказать заказчику о работе функциональности. В подготовке к демонстрации участвуют и другие отделы: аналитики, разработчики, технические писатели. К моменту проведения воркшопа уже полностью готов пакет пользовательской документации.
Бывает так, что на подготовку воркшопа остаётся очень мало времени. Это в первую очередь связано с тем, что на этапе тестирования могут быть найдены ошибки, которые не позволяют вовремя приступить к подготовке демонстрационной среды и примеров. Но, несмотря на задержки, всё должно быть готово в срок. В таких случаях выручают командный дух, самоотдача и высокая ответственность — ведь все прекрасно понимают, что от качества демонстрации зависит общее впечатление заказчика от сложного продукта, в который вложено столько сил, времени и ресурсов.
На протяжении многих лет выпуск релизов сопровождается самоотверженной работой коллег из отделов интеграционного тестирования, обучения, аналитики, производства и документации. За чередой выпускаемых релизов, воспринимаемых бизнес-заказчиком как лента кардиограммы, мы перестаем замечать труд людей, который позволяет достигать выдающихся и стабильных показателей.
Подготовка и проведение воркшопов — один из важных примеров командной работы специалистов Bercut. Наши коллеги выверяют каждый шаг, помогают и поддерживают друг друга в любое время дня и ночи. Вот и в этот раз, в рамках очередного релиза системы IN@Voice, завершающие работы по подготовке к демонстрации проводились в ночь с воскресенья на понедельник — накануне воркшопа!
старший менеджер по проектам Bercut
На этапе подготовки к демонстрации могут возникнуть сложности в интеграции различных систем друг с другом. Ведь заказчику нужно показать, как решение работает целиком — от первого действия пользователя до получения ожидаемого результата. Между этими двумя точками располагается множество настроек, алгоритмов, процессов, подсистем. Информация и запросы много раз преобразуются и транслируются от системе к системе с использованием разных протоколов.
Иногда приходится подключать и внешние системы, поведение которых в сложных ситуациях порой невозможно предусмотреть. Например, при демонстрации функциональности, связанной с роумингом, необходимо использовать внешнюю систему противодействия фроду, которая не всегда работает стабильно. На тестовых примерах система может «решить», что вы пытаетесь выполнить какие-то запрещённые действия — возможны неожиданные реакции или задержки с ответом. Но эта система является важной частью инфраструктуры оператора связи, поэтому исключать её из демонстрационного контура нельзя. В таких случаях иногда приходится использовать эмуляторы ответа внешних систем.
Ещё одна важная особенность подготовки к воркшопу — автоматизация процесса демонстрации. Порой нужно показать заказчику сложную функциональность за очень ограниченное время: выполнение всех предусмотренных действий вручную недопустимо — воркшоп растянется на несколько часов, если не дней. Кроме того, очень легко ошибиться при ручном выполнении длинной цепочки настроек, запросов и действий в интерфейсе. Поэтому инженеры заранее пишут скрипты для быстрого выполнения промежуточных действий.
Скрипты также помогают волшебным образом перемещать тестовый контур систем во времени. Ведь иначе будет не продемонстрировать последовательные события, разнесённые на несколько дней или даже месяцев. Бывают и такие случаи, когда перемещаться нужно не в будущее, а в прошлое. Вручную корректно выполнить такие перемещения во всех объектах системы невозможно.
Подготовка к воркшопу начинается с интеграционных тестов. Заказчик выбирает кейсы, покрывающие все требования реализованной функциональности. Эти кейсы получают наивысший приоритет и проверяются в первую очередь. Параллельно подготавливаются все необходимые скрипты для создания тестовых абонентов и пошагового выполнения кейсов. После этого все кейсы совместно со специалистом отдела обучения проверяются на заранее выделенном контуре за день-два до воркшопа. В случае необходимости мы можем записать демонстрацию для передачи ее заказчику.
Воркшопы по выявлению требований к IT-проектам: как и зачем их проводить?
Зачем вообще писать о каких-то воркшопах? Ведь требования можно собрать более простыми способами, например, организовав несколько звонков по скайпу или серию интервью. Но всегда ли это сработает?
Представим себе создание информационной системы для государственной организации. У такой организации, как правило, сложная иерархическая структура со множеством подразделений: департаменты, управления, всяческие отделы — юридический, финансово-экономический, отдел кадров, отдел по работе с общественностью и т.д. У всех этих подразделений есть устоявшиеся процессы, которые, максимально оптимизировав, нужно перенести в создаваемую систему.
Какие здесь могут возникнуть трудности?
На сбор требований отдельно с каждого подразделения уйдет масса времени. И вряд ли можно будет сделать это посредством звонков по скайпу.
При попытке соединить требования разных подразделений в одну общую картину непременно возникнут конфликты: у каждого отдела свое видение интерфейса и бизнес-процессов.
Требования не уместятся в заранее обговоренный бюджет, придется уменьшить объем работ, и, конечно же, ни одна из заинтересованных сторон не захочет убрать функционал, который был бы полезен ей.
Из всего разнообразия техник по сбору требований стоит выделить одну, которая нацелена на решение подобных проблем (проблем масштабных проектов со множеством заинтересованных лиц и конфликтующих требований), — это воркшоп по сбору требований, о нем мы и хотим вам рассказать.
Что такое воркшоп?
Воркшоп — одна из стандартных практик сбора требований, которой в литературе уделяется незаслуженно мало внимания, вероятно, ввиду сложности формализации процесса. Из самого названия “Workshop” понятно, что в его рамках происходит активная деятельность. Соответственно, присутствующие по определению не могут принимать пассивное участие в происходящем. Смысл заключается в том, что заинтересованные лица собираются вместе для того, чтобы определить требования для конечного продукта. На воркшопе обязательно присутствуют представители исполнителя и заказчика. Как правило, воркшоп занимает не менее половины рабочего дня.
Воркшоп отличается от обычного совещания тем, что его цель — не обсуждение разных вопросов, а произведение конкретного результата — в нашем случае это документ с выявленными требованиями.
Практика разработана компанией IBM в конце 70-х. Тогда они назывались JAD-сессии (Joint Application Development) и позднее легли в основу методологии Joint Application Development. В том или ином виде воркшопы применяются во многих процессах разработки, но могут рассматриваться и как отдельная техника, без привязки к какому-либо процессу.
Когда и зачем их проводить?
Если речь идет о разработке очередного клона Candy Crash или стартапа, где требования формируете вы сами и пользователи, воркшоп будет пустой тратой времени – это точно.
Воркшоп может быть полезным, если выполняются несколько условий:
Немного статистики
Сложность проведения данного мероприятия вкупе с количеством времени, которое уйдет на воркшоп, может отпугнуть любого энтузиаста. Но если верить цифрам, приведенным компанией EBG Consulting, воркшопы:
С чего начать?
Хорошей практикой считается начинать все с планирования, в случае с воркшопами это актуально как никогда. Для этого в первую очередь необходимо определиться с тем, чего мы хотим от воркшопа, какие цели преследуем? Это может быть улучшение бизнес-процесса, выявление функциональных требований (например, в виде сценариев использования, пользовательских историй), уточнение архитектурно значимых требований и т.д. Кроме того, целью воркшопа может быть создание как черновой, так и окончательной версии документа с требованиями.
Когда известны цели, понятен масштаб работ, можно прикинуть, сколько таких мероприятий понадобится под ваши задачи. Если в один воркшоп уложиться не получается, то нужно спланировать расписание всех сессий и документов, которые должны быть созданы.
Ниже приведены сводные данные, описывающие применение воркшопов в западных компаниях. Можно смело ориентироваться на них при организации собственного воркшопа.
Количество участников | В среднем 4-12, не более 25 |
---|---|
Длительность сессии | От 3 до 8 часов |
Частота сессий | 2-3 раза в неделю |
Количество воркшопов на проект | 1-8 |
Время на подготовку | В 2 раза больше, чем на саму сессию |
Существует несколько различных техник проведения воркшопов по сбору требований. Мы решили подробно остановиться на технике, описанной в рамках методологии ACDM. ACDM (Architecture Centric Design Method) — это подход к разработке программного обеспечения, его особенность — упор на архитектуру. Это далеко не самая популярная методология (недавно кто-то даже удалил страничку с ее описанием на Википедии), однако именно в ней приводится наиболее детальное описание техники проведения воркшопа, которое (дополнив своими замечаниями и наблюдениями) мы здесь и приведем.
Итак, воркшоп состоит из трех основных частей: планирование, проведение и заключительная часть.
1. Планирование
Место. Очень важно, чтобы все главные действующие лица физически присутствовали на воркшопе, потому что, как показывает опыт, людей, присутствующих виртуально, трудно вовлечь в процесс, а также задержки и сбои связи мешают остальным участникам сконцентрироваться.
Если это возможно, то лучше выбрать нейтральное место — такое, где участников воркшопа не будут дергать коллеги по работе.
Участники. Для начала нужно определиться, кто является заинтересованными в проекте лицами. Потенциальные участники воркшопа — это заказчики, конечные пользователи, разработчики, аналитики, интеграторы, тестировщики, системные администраторы…словом, все, кто имеет отношение к проекту. Причем если проект объединяет несколько компаний-заказчиков и/или несколько компаний-исполнителей, то, разумеется, присутствие представителей всех этих компаний на мероприятии обязательно. Помимо заинтересованных лиц на воркшоп могут быть приглашены эксперты в предметной области.
Команда — организатор (это может быть команда аналитиков или архитекторов, в зависимости от процесса) должна крайне тщательно подходить к выбору участников воркшопа. Нужно оценить роль каждого участника в организации, которую он представляет, его отношение к разрабатываемому продукту — недостающий участник, также как и лишний, может доставить массу неприятностей. Поэтому в каких-то случаях стоит вежливо отказаться от присутствия потенциального участника или, наоборот, не проводить воркшоп, пока не удастся договориться с нужным человеком.
Как правило, собрать всех нужных людей вместе — непростая задача, особенно если не все участники понимают, зачем вообще сдался этот воркшоп. Поэтому идеально иметь на стороне клиента “своего” человека, чаще в лице менеджера, — он будет координировать участников, назначит дату и убедит их, что воркшоп — приоритетная задача.
Автор методологии ACDM рекомендует ограничиться 25 участниками, большее количество координировать очень сложно.
Также до воркшопа важно определить роли. Условно все участники воркшопа разбиваются на представителей заказчика и представителей исполнителя. Первые являются основным источником требований, вторые же — пассивные слушатели, цель их присутствия — погрузиться в контекст проекта, а также делать заметки по ходу встречи. Однако, между ними необходимо распределить минимальный набор ролей:
Также команде исполнителя рекомендуется провести предварительное собрание, где участников формально представят друг другу, введут в курс дела, назначат роли.
Программа воркшопа. Координатор должен подготовить черновую версию программы и заранее разослать ее всем участникам, так, чтобы у них появилось представление о плане мероприятия и они могли внести свои изменения.
Ниже мы приведем примерный шаблон программы. В том виде, который предлагается методологией ACDM, воркшоп занимает целый рабочий день, т.е. восемь часов.
Место: …
Дата: …
Время начала: …
Время окончания: …
NB: Внимание, выключите телефоны на время воркшопа