Вопросы по роману что делать

Викторина по роману «Что делать?» Николая Гавриловича Чернышевского

Тест по произведению «Что делать?»

1.Когда был написан роман «Что делать?»?

2. К какому литературному направлению относят роман «Что делать?»

3. Описанием какого происшествия начинается роман?

Смертью отца Веры Павловны;

Замужеством Веры Павловны;

Что кто-то в гостинице украл большую сумму денег;

Что некий господин якобы застрелился на мосту.+

4. В каком городе родилась Вера Павловна?

5. Почему Вера не захотела выйти замуж за Сторешникова?

Он слишком много играл в карты;

Он хотел на деньги отца Веры купить себе именье;

Он хвастался друзьям, что Вера его любовница;+

Он был недостаточно образован.

6. Кому из героев романа принадлежат слова: «Женитьба на ней несмотря на низкость ее происхождения и, сравнительно с вами, бедность, очень много двинула бы вперед вашу карьеру»?

7. Кто был первым мужем Веры Павловны?

8. Что было одним из главных условий Веры при обсуждении будущей семейной жизни с женихом?

Возможность путешествовать самой.

9. О чем был второй сон Веры Павловны?

О том, что есть реальная и фантастическая грязь;+

О будущих людях в Новой России;

О том, как она выпускала девушек из подвала;

О трех женщинах-царицах прошлого.

10. О ком из героев книги говорится, что от людей такого типа «расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы»?

11. Какое собственное дело открыла Вера Павловна?

Пансион для девушек;

12. Чем Полозова была обязана Кирсанову?

Он спас жизнь ее отцу;

Он помог ей вылечиться от болезни вследствие несчастной любви;+

Он занял ее семье крупную сумму денег;

Он попросил влиятельного человека помочь их семье.

13. Какие отношения сложились между семействами Кирсановых и Бьюмонт?

Они жили дружно в расположенных рядом квартирах;+

Они некоторое время общались, а после утратили общие интересы;

Они поссорились из-за политических взглядов;

Об этом в романе не сказано.

14. Как называет автор Веру Павловну, Кирсанова и Лопухова?

Людьми, которые победят нищету и войну;

Людьми, которые переступят через что угодно и кого угодно;

Людьми нового поколения;+

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Вопросы по роману что делать. a loader. Вопросы по роману что делать фото. Вопросы по роману что делать-a loader. картинка Вопросы по роману что делать. картинка a loader. Тест по произведению «Что делать?»

Номер материала: ДБ-312729

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Вопросы по роману что делать. 12ca 000988a9 e32712b1. Вопросы по роману что делать фото. Вопросы по роману что делать-12ca 000988a9 e32712b1. картинка Вопросы по роману что делать. картинка 12ca 000988a9 e32712b1. Тест по произведению «Что делать?»

Вопросы по роману что делать. placeholder. Вопросы по роману что делать фото. Вопросы по роману что делать-placeholder. картинка Вопросы по роману что делать. картинка placeholder. Тест по произведению «Что делать?»

Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых

Время чтения: 1 минута

Вопросы по роману что делать. placeholder. Вопросы по роману что делать фото. Вопросы по роману что делать-placeholder. картинка Вопросы по роману что делать. картинка placeholder. Тест по произведению «Что делать?»

Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования

Время чтения: 1 минута

Вопросы по роману что делать. placeholder. Вопросы по роману что делать фото. Вопросы по роману что делать-placeholder. картинка Вопросы по роману что делать. картинка placeholder. Тест по произведению «Что делать?»

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Вопросы по роману что делать. placeholder. Вопросы по роману что делать фото. Вопросы по роману что делать-placeholder. картинка Вопросы по роману что делать. картинка placeholder. Тест по произведению «Что делать?»

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Вопросы по роману что делать. placeholder. Вопросы по роману что делать фото. Вопросы по роману что делать-placeholder. картинка Вопросы по роману что делать. картинка placeholder. Тест по произведению «Что делать?»

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Вопросы по роману что делать. placeholder. Вопросы по роману что делать фото. Вопросы по роману что делать-placeholder. картинка Вопросы по роману что делать. картинка placeholder. Тест по произведению «Что делать?»

Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Литературный диктант по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Материал предназначен для контроля и коррекции знаний по теме Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

Просмотр содержимого документа
«Литературный диктант по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»»

по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

1. В каком году Н.Г.Чернышевским был написан роман «Что делать?»?

2. Сколько времен представлено в романе?

3. О какой теории идет речь в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» в связи с убеждениями «новых людей»?

4.Что является главной темой романа Чернышевского «Что делать»?

5.О каком из героев идет речь в данном отрывке? («Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли»)

6. Кто в романе Чернышевского «Что делать?» «Новые люди»?

7. Как «новые люди» относятся к любви?

8. Что главное в любви для «новых людей»?

9. Для чего в композицию романа включены сны Веры Павловны?

10. Кто в романе является подлинным героем эпохи, перед которым «преклоняется» автор?

11. Зачем в роман введен образ Рахметова?

12. В каком сне веры Павловны показано идеальное общество будущего?

13. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка вступает в фиктивный брак со студентом-медиком…

14. Что лежит в основе сюжета в романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

15. Можно ли назвать роман Чернышевского утопическим? Почему?

16. Кому Чернышевский посвятил свой роман “Что делать?”

17. В каком журнале был напечатан роман “Что делать?”:
18. В чем состоит суть теории «разумного эгоизма»?

19. С какой целью в роман введен образ «проницательного читателя»?

20. Почему, при всей схожести взглядов Лопухова и Кирсанова во многом они очень разные люди?

21. Предприятие какой направленности открывает главная героиня?

22. Какова была главная цель матери Веры Павловны?

23. Чем в 16 лет зарабатывала Вера Павловна?

24. Зачем Лопухов инсценирует самоубийство?

25. В противовес чему создает свой роман Н.Г. Чернышевский?

В 3 (прошедшее, настоящее, будущее)

Появление «новых людей»

Нормальные разумные люди

Разумно, как к нормальному проявлению жизни

Счастье любимого человека.

Чтобы выразить основные идеи романа

Чтобы дать читателю понять отличие между обыкновенными и «новыми людьми»

Да. Потому что автор изображает жизнь, какой она должна быть, а не такой, какова она есть.

Жене Ольге Сократовне.

«Разумный эгоист» живет не только своим счастьем, а и счастьем близкого человека.

С его помощью автор открыто выражает свои идеи.

Чернышевский хотел показать, что и «новые люди» могут иметь разные характеры.

Удачно выдать замуж дочь, не обращая внимания на репутацию жениха.

Давала уроки игры на фортепиано.

Хочет освободить Веру Павловну от Брачных обязательств?

В противовес «Отцам и детям» Тургенева, его «новые люди» совсем не похожи на циничного и раздражающего своею безапелляционностью нигилиста Базарова.

Источник

К изучению романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Разделы: Литература

Не секрет, что чтение не самое популярное занятие у современной молодёжи, тем более такой литературы, как «Былое и думы» А.Герцена, «Что делать?» Н.Чернышевского, «Жизнь Клима Самгина» М.Горького. Как быть? Что делать? Спросить бы Чернышевского…

Считаю целесообразным изучение произведений адаптировать, насколько это возможно, к современным, понятным сегодняшним подросткам жизненным условиям. Приступая к изучению творчества того или иного писателя, его произведения, мы часто говорим: это современно, это своевременно. Я думаю, эти слова как нельзя лучше подходят к роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Предлагаю вариант примерного изучения этого произведения при условии, что учащиеся предварительно с текстом незнакомы и на изучение романа выделяется не более трёх часов.

Урок 1. Новые люди.

В начале урока предлагаю учащимся найти решение проблемы. Ситуация для девушек: вы замужем более 3-х лет, «как тихо и деятельно прошли эти годы, как полны были они и спокойствия, и радости, и всего доброго». (гл.3, V) Вы счастливы, кажется, ничто не может омрачить ваши отношения с мужем. Однажды ваш муж приводит в дом своего давнего друга, сокурсника по университету. И с этого момента тот часто бывает у вас. Примерно через полгода вы понимаете, что чувства, которые вы испытывали к мужу,- всё что угодно, только не любовь. А любовь проснулась только сейчас, и к тому же она взаимна. Каким образом вы постараетесь выйти из создавшейся ситуации?

Девочки предлагают разное: уйти с любимым ( не жестоко ли по отношению к мужу?), прекратить все отношения с другом мужа ( предать любовь?). Был и такой вариант: скрыв от мужа, завести роман с его другом, как Варвара Кабанова из «Грозы» А.Н.Островского (что ж, очень современно!).

Юноши, выслушав «признания своих жён», отвечают на вопрос: что предпримете вы, оказавшись в таком положении? Ответы ребят любопытны, но на моих уроках ни разу не прозвучало близкое к тому, что совершил герой романа. Об этом мы и говорим дальше.

— Как вы оцениваете этот поступок?

В классе обычно находится кто-то, кто выкрикивает: «Дурак!»

— Видимо, той ночью и вы были на мосту в толпе. Открываем первую главу романа, читаем её название. Да, «Дурак». Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в романе?

Ученики предлагают варианты: о любви, о любовном треугольнике, а, может быть, это детективный сюжет?

— Об этом пишет и автор в «Предисловии»: «Содержание повести – любовь, главное лицо – женщина…» (III, «Предисловие»)

Сообщение учащегося ( предварительная индивидуальная подготовка ). История создания произведения в условиях пребывания писателя в Петропавловской крепости, о необходимости выбора именно такой формы повествования.

Подводим итог этой части разговора: замысел Чернышевского удался – цензура не усмотрела ничего крамольного.

Познакомимся поближе с героями романа: молодая жена – Вера Павловна Лопухова, её муж – Дмитрий Сергеевич Лопухов, друг мужа – Алексей Кирсанов. Почему автор называет их новыми людьми?

Сообщение учащегося. Новые люди. Как зародился этот тип? Черты, отличающие новых людей? Каков главный принцип новых людей?

«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека безусловно?» Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.» ( гл. 3, VIII )

Подробно осветить этот вопрос поможет книга Фогельсона И.А. [1] Вот некоторые тезисы: знание и труд как основа жизни новых людей; достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта дерзаний и смелость поступков- главные качества новых людей;»разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей.

Там же есть материал, который можно использовать для создания «Морального кодекса» героев Чернышевского:

— Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно.

— А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно.

— Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.

— Будь честен, и всё будет отлично.

— Полного счастья нет без полной независимости.

Сообщение учащегося «Моральный кодекс» героев Чернышевского» послужит своеобразным итогом урока.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетрадях.

Домашнее задание: чтение главы 3, XXIX, «Особенный человек».

Уроки 2, 3. Особенный ли человек?

Основные вопросы для общей работы: Зачем Рахметов введён в роман? Кому адресован вопрос, вынесенный в заглавие романа? Есть ли ответ на него в самом романе?

Образ Рахметова.

Обобщаем сказанное: действительно ли Рахметов «особенный человек», «экземпляр очень редкой породы»?

Место и роль Рахметова в романе.

Предположения учащихся о том, что Рахметов станет главным действующим лицом …

-Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает проницательный читатель,- теперь главным лицом будет Рахметов и заткнёт всех за пояс, и Вера Павловна в него влюбится, и вот скоро с Кирсановым начнётся та же история, какая была с Лопуховым…Ничего этого не будет…Рахметов уйдёт из этого рассказа и не будет он ни главным, ни неглавным, вовсе никаким действующим лицом в моём романе. Зачем же он введён в роман и так подробно описан? Вот попробуй, проницательный читатель, угадаешь ли ты это?» ( гл.3, XXX )

При наличии времени можно выслушать все предположения учащихся. Возможно, кто-то приблизится к верному ответу. За неимением времени обращаемся сразу к главе 3, XXXI, «Беседа с проницательным читателем»

-«Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?»- повторяет свой вопрос Н.Г.Чернышевский. Ответ, который даётся в этой главе, я пробую изобразить в рисунках.

Вопросы по роману что делать. img1. Вопросы по роману что делать фото. Вопросы по роману что делать-img1. картинка Вопросы по роману что делать. картинка img1. Тест по произведению «Что делать?»

В центральной части доски рисую от руки обыкновенный дом( рис.1), спрашиваю: этот дом хороший? Примерные ответы: хороший, пойдёт, ничего, так себе.

Ниже этого дома рисую подобие лачуги, шалаша (рис. 2).Показывая на первый дом (рис. 1), спрашиваю снова: этот дом хороший? Учащиеся солидарны в ответе: конечно, по сравнению с лачугой,- хороший.

Выше среднего рисунка изображаю угол дворца, особняка (рис. 3). Повторяю вопрос: этот дом (рис 1) хороший? Ответы: по сравнению с верхним, хуже; нормальный, жить можно…

-С какой целью я изобразила угол дворца? Конечно, чтобы показать, что дом на первом рисунке-обыкновенный дом.

Читаем отрывок из названной главы: «Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»

-А что получится, если эти рассуждения применить к обществу, к людям, конкретно к героям романа?

Возвращаясь к образу Рахметова (глава «Особенный человек»), цитирую (или подготовленный ученик читает наизусть): А такие, как Рахметов? «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли.»

В этом месте я обычно предлагаю ученикам определиться: где, на каком уровне находится каждый из вас? Ответы учеников любопытны: одни убеждены, что их место рядом с новыми людьми, другие склонны к более критичной самооценке, относя себя к большинству.

-А что надо делать для того, чтобы вырасти? Не забыли ли мы о названии романа? «Что делать?»

Кому же адресован вопрос? Да, проницательному читателю, просто читателю, то есть всем нам. Есть ли ответ на вопрос в самом романе?

-Чернышевский продолжает беседу с проницательным читателем:( выразительное чтение отрывка учеником) « Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!» ( гл.3, XXXI )

-Итак, развитие, рост, самосовершенствование, движение. Это своего рода программа деятельности для молодого поколения и эпохи Чернышевского, и сегодняшнего времени. Свои мысли о главном Н.Г.Чернышевский вложил в беседы с проницательным читателем, а также, используя « эзопов язык», в сны Веры Павловны Лопуховой.

Наши сны нам не подвластны, кажутся бессмысленными, обрывочными, часто абсурдными. Поэтому неудивительно, что таковы сны Веры Павловны. Попробуем объяснить один из них.

Сообщение учащегося «Второй сон Веры Павловны» ( предварительная подготовка с помощью учителя).

Пересказ сна. Почему из одной грязи родится пшеница белая, чистая, нежная, а из другой не родится?

Вывод: снова движение, труд, развитие.

— Последний в нашем разговоре вопрос: зачем развиваться, двигаться вперёд? Что ждёт нас впереди? Будущее. Для него и нужно работать, совершенствоваться, развиваться. Вот как об этом пишет Чернышевский (отрывок из 4-го сна Веры Павловны): «Будущее светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести.» (гл.4,XVI).

Домашнее задание: творческая работа – отзыв о прочитанном (тему формулирует учащийся).

Источник

Тест по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Тест по биографии и роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

1. Дата рождения Н.Г. Чернышевского.

2. Место смерти Н.Г. Чернышевского.

3. Кем не был Н.Г. Чернышевский?

А) революционер Б) философ В) врач

4. На каком факультете Петербургского университета обучался Н.Г. Чернышевский?

А) историко-филологический Б) юридический В) медицинский

5. В какой тюрьме содержался Н.Г. Чернышевский за революционную деятельность?

А) Кресты Б) Петропавловская крепость В) Матросская тишина

6. Роман «Что делать?»

А) печатался в журнале «Современник», хотя автор был в заключении

Б) не печатался, т.к. автор был в заключении

В) был опубликован Герценом за границей

А) Вере Павловне Б) Рахметову В) автору

8. О какой теории идет речь в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в связи с убеждениями «новых людей»?
А) «разумного эгоизма» Б) «кровь по совести» В) «целых кафтанов»

9. По какой причине издание журнала «Современника» было приостановлено?

А) Журнал «Современник» перестал пользоваться спросом, т.к. появилось большое количество новых журналов

Б) «Современник» признали как распространитель революционных идей

В) Н.А. Некрасов закрыл журнал, т.к. после него, как он посчитал, нет достойных последователей

10. В каком сне Веры Павловны показано идеальное общество будущего?

А) в первом сне Б) во втором сне В) в четвертом сне

А) Дмитрий Лопухов Б) Дмитрий Лопахин В) Дмитрий Лопухин
12. Главная героиня романа открывает:

А) художественную мастерскую Б) швейную мастерскую В) обувную мастерскую

13. Как звали последнего мужа главной героини романа?

А) Кирсанов Б) Кирсаков В) Кирсалов

14. Как называется глава, в которой описывается Рахметов?

А) Великий человек Б) Лучший человек В) Особенный человек

Источник

Уроки литературы «Обзорное изучение романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»»

Разделы: Литература

Ключевые слова: «Что делать?»

Цель урока: познакомить учащихся с романом Чернышевского, продолжить формирование общего представления о русской литературе XIX века как едином процессе.

Тип урока: обзорное изучение нового материала

Форма работы: работа в группах с применением кейс-технологии

Место в учебном плане: проводится после изучения пьесы “Гроза”, романов “Обломов” и “Отцы и дети” ( является продолжением темы конфликта поколений, поиска места человека в мире и в обществе, продолжает формирование представления об обществе и проблемах середины XIX века).

Класс делится на 5 групп от 5 до 8 человек.

Каждая группа выбирает капитана, и капитаны получают (выбирают) конверт с заданием.

В конверте фрагменты из романа и задания членам команды.

Примечание. Каждый учитель может сам сформировать банк заданий, выбрать эпизоды по своему вкусу. В данный набор не вошли эпизоды, связанные с семейной жизнью Лопуховых, организацией мастерских и т.д. Роман огромен, охватить его целиком невозможно. Поскольку ставилась задача продолжить линию прежде изученных произведений, интересовали прежде всего проблемы взаимоотношения поколений, поисков человеком своего места в жизни, процесс формирования новых взглядов в обществе. В ходе обсуждения выстраиваются следующие линии:

Задания членам команды:

— выразительное чтение выбранного из предложенного текста фрагмента и комментирование прочитанного (1 человек)

— формулирование темы и проблемы данного фрагмента (1)

— характеристика персонажей, участвующих в данном эпизоде (1-2 человека)

— определение и характеристика авторского голоса, отношения к персонажам, событиям (1-2)

— прогнозирование – попытка определения места и значения данного эпизода по отношению к целому тексту (2 в том числе капитан)

Вступительное слово подготовившегося заранее учащегося о Н.Г.Чернышевском и романе “Что делать?” (демонстрация краткой презентации с портретом писателя, датами жизни, основными событиями, информация о реакции молодежи на роман).

Постановка проблемного вопроса урока: как нужно понимать вопрос, поставленный в заглавии романа? Что делать для чего? Что, по вашему мнению, мог иметь в виду писатель?

Работа в группах.

Выступления групп.

Группа читает фрагмент (один читает вслух негромко, остальные следят по тексту)

Группа выбирает тот фрагмент, который будет читать вслух первый выступающий. Это фрагмент, максимально отражающий проблематику данного отрывка романа.

Каждый готовит ответ по своей проблеме, советуясь с другими учащимися:

— определение места эпизода в возможном развитии сюжета и соответственно его роль в романе

Ответы на эти вопросы требуют совместной работы, поэтому учащиеся работают именно группой, при этом отвечает впоследствии каждый из участников или пара учащихся. В ходе ответа возможен небольшой диспут, так как ответы неоднозначны.

Подведение итогов. Ответ на проблемный вопрос (“Что делать. чтобы быть счастливым?”)

Рефлексия: что узнали, чему учились, что еще можно и хочется узнать.

Учащиеся познакомились с необычной манерой повествования в романе – диалог автора с читателем, деление читателей на группы, выбор автором “любимого читателя”, обоснование этого выбора, цель и смысл этого способа повествования.

Происходило совершенствование умения давать характеристику персонажу по его речи. В диалогах Верочки со Сторешниковым и Лопуховым можно найти много интересного:

диалоги строятся совершенно по-разному, так как очень разные собеседники, разные цели. Диалоги помогают увидеть, как происходит изменение, формирование личности Веры Павловны, понять ее жизненную позицию, отношение к себе и своему месту в жизни, ее любопытство по отношению к жизни, настороженность и одновременно внимание по отношению к собеседнику и т.д.

Учащиеся учились видеть целое через его часть, строя предположения о дальнейшем развитии отношений между героями и возможном развитии сюжета.

Произошло знакомство с утопическими социальными представлениями автора и расширилось знание в области истории общественной мысли XIX века (четвертый сон). Продолжение этой темы последует в 11 классе при изучении антиутопии Замятина и т.п.

Поднимались нравственные вопросы (отношение к материальным и духовным ценностям, отношение к семье и критериям выбора спутника жизни, отношение к труду, лжи и искренности, эгоизму и альтруизму, решение вопроса о цели и смысле жизни).

Расширилось представление о русской литературе, знание биографий писателей.

Стимулировался интерес к чтению (после проведения уроков непременно появятся желающие прочитать роман, знакомиться с русской литературой дальше, расширить свои знания).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *