Вопросы для самопроверки что такое деятельность
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки
Для описанных ниже ситуаций поставьте от 1 до 5 баллов каждой из двух альтернатив (обозначенных буквами «а» и «б»). Оценки должны отражать ваше реальное поведение – не старайтесь угадать правильный ответ или долго размышлять.
Значение оценок: 5 – в очень большой степени; 4 – в существенной степени; 3 – отчасти; 2 – в небольшой степени; 1 – незначительно.
1-а. – Я склонен подниматься выше обстоятельств.
1-б. – Я склонен подчиняться обстоятельствам.
2-а. – Я достаточно часто вынужден извиняться за отсутствие приверженности общему делу.
2-б. – Я часто демонстрирую приверженность интересам коллег в организации.
3-а. – Я склонен откладывать решение проблем и вопросов, попадающих в поле моего зрения.
3-б. – Я склонен сразу решать проблемы и вопросы, попадающие в поле моего зрения.
4-а. – Я склонен избегать ситуаций и людей, создающих для меня дискомфорт.
4-б. – Я склонен брать на себя инициативу в неприятных ситуациях или при общении с людьми, вызывающими у меня дискомфорт.
5-а. – Я не сохраняю эмоциональной стабильности в стрессовых ситуациях.
5-б. – Я способен управлять своими эмоциями, что позволяет мне лучше реагировать в сложных ситуациях.
6-а. – Я предпочитаю делать какое-то количество лишних шагов в решении рабочих вопросов.
6-б. – Я часто сталкиваюсь с проблемами из-за того, что не совершил какие-то дополнительные шаги в решении рабочих вопросов.
7-а. – Я склонен открыто признавать ошибки, принимать на себя ответственность и спокойно относиться к обвинениям.
7-б. – Я склонен искать оправдания и рационализировать свои ошибки.
8-а. – Я предпочитаю не заниматься вопросами, связанными с деятельностью компании, которые не в состоянии сам контролировать.
8-б. – Я способен брать на себя инициативу в вопросах, связанных с работой компании, на которые я могу влиять.
9-а. – Мне недостает последовательности в работе над заданиями и проектами.
9-б. – Я сохраняю постоянный контроль над собой, занимаясь работой над заданиями и проектами.
10-а. – Я склонен позволять событиям идти своим чередом и потому нередко откладываю работу над проектом на потом.
10-б. – Я склонен сразу же приступать к делу и браться за задачи, связанные с проектом.
Читайте также
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки Как и в случае с разделом о связях, предлагаю вам ответить на несколько вопросов, касающихся продвижения вашего личного бренда, и выяснить, верной дорогой ли вы идете.Отвечайте честно, не раздумывая, и помните о том, что первый ответ – самый
Вопросы
Вопросы Менеджеров учат: задавайте своим клиентам вопросы, только не доводите их до морального истощения, умейте вовремя остановиться. Это как раз не наш с вами случай.Вопросы бывают разные. У нас главный и единственный: «Когда будут деньги?» должен иметь массу вариантов,
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки 1. Как определяет понятие «институт» неоинституциональная экономическая теория?2. В чем отличие института от организации?3. Какие функции выполняет институт, возникающий в ситуации «дилемма заключенных»?4. В чем отличие ситуации «невидимая
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки 1. Что такое трансакционные издержки?2. Какие основные виды рыночных трансакционных издержек вам известны?3. В каких случаях мы говорим об избыточных измерениях качественных характеристик благ?4. Приведите примеры поисковых, экспериментальных
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки 1. Возможно ли совершение сделок в отсутствие безопасности владения?2. Как экономическая теория определяет права собственности и в чем отличие этого подхода от юридического определения права собственности?3. Что такое «размывание» прав
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки 1. Какие требования предъявляются к полному контракту?2. Почему реальные контракты всегда будут неполными?3. Что такое ограниченная рациональность человека?4. Что такое асимметрия информации? Какие виды асимметрии информации вам
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки 1. Как Норт определяет понятие «государство»?2. Как теория социального контракта Локка объясняет появление государства?3. Как объясняет появление государства теория эксплуатации Гоббса?4. Представьте «войну всех против всех» Гоббса в виде
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки 1. Кто является агентами институциональных изменений?2. Почему так важна стабильность институциональной структуры?3. Как соотносятся стабильность институциональной структуры и ее эффективность?4. Что такое институциональное
Вопросы для размышления
Вопросы для размышления «Система открытых полей — способ организации производства в сельскомхозяйстве, основанный на обычае». Прокомментируйте данный тезис.«Система принудительного труда по определению является экономическинеэффективной». Прокомментируйте данный
Вопросы и ответы (они же ЧАВО, часто задаваемые вопросы или FAQ)
Вопросы и ответы (они же ЧАВО, часто задаваемые вопросы или FAQ) Чтобы найти нужное в Интернете, чаще всего люди пользуются поисковыми системами («Яндексом», «Рамблером» или Google). Для этого, понятно, они набирают некие слова, с которыми у них ассоциируется ваш товар или
БЕСПОЛЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ
БЕСПОЛЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ Существует два типа бесполезных вопросов:• Вопросы с множеством ответов, такие как «Какие навыки вы наиболее часто применяете в работе: технические, организаторские, навыки работы в команде или коммуникационные?» Они только приведут кандидатов в
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки Для описанных ниже ситуаций поставьте от 1 до 5 баллов каждой из двух альтернатив (обозначенных буквами «а» и «б»). Оценки должны отражать ваше реальное поведение – не старайтесь угадать правильный ответ или долго размышлять.Значение оценок:
Правильные вопросы
Правильные вопросы Основополагающий принцип QBQ таков: Ответы содержатся в вопросах. Задавая правильные вопросы, мы получаем правильные ответы. Правила QBQ помогают формулировать правильные вопросы и избегать неправильных. Важно также помнить, что вопросы касаются лично
Вопросы для обсуждения
Вопросы для обсуждения 1. Какова взаимосвязь между задачами и технологией?2. Обсудите утверждение «Единственного наилучшего типа технологий не существует» в свете того, что вы узнали из этой главы.3. Являются ли технологии самой важной внутренней переменной?4. Как
Пауза для самопроверки
Пауза для самопроверки Прежде чем мы решим, какой канал лучше всего подходит вам, давайте сделаем паузу. Вам нужно покопаться в себе, задумавшись над тем, какой из каналов требует от вас больше внимания и самоотдачи: чтение/письмо, слушание или оба? Если вы нацелены на
Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы
Перед вами справочник по обществознанию, который поможет старшеклассникам и абитуриентам самостоятельно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по этому предмету. Справочник состоит из следующих блоков курса обществознания: «Человек», «Познание», «Общество», «Экономика», «Политика и политическая система общества», «Право», «Социальные отношения», «Духовная жизнь общества». Пособие содержит теоретический материал, изложенный в лаконичной форме, а также в виде таблиц и схем. Подобная структура способствует систематизации, углублению и обобщению ваших знаний. Каждый блок завершается вопросами для самоконтроля, ответив на которые вы сможете проверить, как усвоен прочитанный материал.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Человек является биосоциальным существом. Антропосоциогенез — процесс превращения человека как биологического существа в члена общества.
Основные отличия человека от животного
Бытие человека — философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.
Различают следующие формы бытия человека:
индивидуальный аспект бытия — жизнь человека от рождения до смерти;
• личностный аспект бытия — включённость человека в культуру;
• духовное бытие — внутренний мир человека, плоды его духовной деятельности;
• социальное бытие — бытие отдельного человека (индивида) в обществе, природе, истории и бытие человеческого общества.
Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и духа. Оно ограничено во времени и пространстве. Будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него — позитивно или негативно.
Потребности, интересы и способности человека
Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Потребности разделяют на первичные и вторичные. Потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными.
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.
Вторичные потребности являются по своей природе психологическими.
Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.
Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.
Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.
Духовные потребности — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности человека составляют основу его интересов.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Основные формы деятельности человека
Деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
— носит сознательный характер (человек осознаёт цель и способы её достижения, предвидит результат);
— связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;
— носит общественный характер; она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.
Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность. Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность.
Деятельность имеет определённую структуру.
Средства достижения цели
Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь.
Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.
Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели.
Различают следующие виды действий:
• целенаправленное действие — действие субъекта деятельности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами;
• ценностно-рациональное действие — действие, при котором субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;
• аффективное действие — действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удовлетворить свою потребность в чём-либо;
• традиционное действие — действие, связанное со сложившейся привычкой.
Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели.
Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми.
Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.
При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией.
При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).
Прямое общение — личные, непосредственные контакты.
Косвенное общение — общение через посредников.
По субъектам общения различают следующие виды общения:
— общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
— общение реального субъекта с иллюзорным партнёром (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
— общение реального субъекта с воображаемым партнёром (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);
— общение воображаемых партнёров (например, литературных персонажей).
Функции общения — социализация, познавательная функция, психологическая функция, функция отождествления или противопоставления, организационная функция.
Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
Труд имеет свойственные только ему черты:
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— преобразование внешней среды обитания человека.
Существуют две основные формы деятельности: материальная и духовная.
Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностноориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Есть различные критерии классификации деятельности.
По объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей.
По субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная.
По характеру самой деятельности — репродуктивная и творческая.
По соответствию правовым нормам — законная и незаконная.
По соответствию моральным нормам — моральная и аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная.
По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая.
По особенностям проявления человеческой активности — внутренняя и внешняя.
Творчество — это деятельность, в результате которой получается новый, оригинальный продукт, имеющий общественную ценность: техническое изобретение, художественное произведение, методы лечения, обучения, воспитания.
Механизмами творческой деятельности являются:
• комбинирование уже имеющихся знаний;
• воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;
• фантазия — плод воображения, яркость и необычность создаваемых представлений и образов;
• интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
Деятельность может носить:
• сознательный характер — сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результата;
• продуктивный характер — стремление получить конкретный результат;
• преобразующий характер — изменение окружающего мира и самого человека;
• общественный характер — в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения.
Мышление — это активный процесс отражения объективного мира через понятия, суждения, теории. Средством мышления является язык.
Различают следующие формы мышления:
— понятийные и категориальные;
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида
Индивид — это биологический организм, носитель общих наследственных социальных и психологических черт человечества, таких как разум, воля, потребности, интересы.
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, которое подчёркивает исключительность, многосторонность, гармоничность и естественность его деятельности.
Личность (от лат. persona) — это индивид, сформировавшийся в результате усвоения общественных форм сознания под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Первоначально слово «личность» обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре. Затем его стали применять к самому актёру и его роли (отсюда — «персонаж»).
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.
Различают следующие этапы социализации:
• начальный — семья, детские дошкольные учреждения;
• завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.
На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.
Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, Церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.
Агенты и институты социализации:
— обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
— осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены людьми.
Элементы социального контроля — это:
— поощрение в форме положительных оценок;
— наказание в форме отрицательных оценок.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация — восстановление утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение личности к нормальному образу жизни.
Внутренний (духовный) мир человека
Внутренний (духовный) мир человека — это формирование им культурных ценностей, усвоение, сохранение и распространение этих ценностей.
Структура внутреннего мира человека
К элементам внутреннего (духовного) мира человека относятся:
— духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, в использовании достижений культуры и др.;
— знания о природе, обществе, человеке;
— убеждения, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях;
— вера в истинность своих убеждений;
— способность к различным формам социальной деятельности;
— чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
— цели, которые человек сознательно ставит перед собой;
— ценности, лежащие в основе отношения человека к окружающему миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Научными методами эмпирического исследования являются: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.
Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений.
Описание — это фиксация сведений об объекте.
Измерение — это сравнение объекта по сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент — это наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которое позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Мировоззрение — это совокупность обобщённых взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.
К элементам структуры мировоззрения относятся:
Различают следующие типы мировоззрения:
обыденное (житейское) — опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
• религиозное — в основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
• научное — опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
• гуманистическое — объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
Мировоззрение всегда связано с убеждениями.
Убеждение — это форма мыслительной деятельности человека, которая базируется на устойчивости имеющихся знаний.
Менталитет (от лат. mentalis — «образ мыслей») — это совокупность всех результатов познания, их оценка на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и, в свою очередь, формирует их.
Основные разновидности менталитета — национальный, конфессиональный, профессиональный, возрастной.
Интуиция — это специфическая способность человека, непосредственно приводящая его к новому знанию.
Интуитивную способность человека характеризуют:
— неожиданность решения поставленной задачи;
— неосознанность путей и средств её разрешения;
— непосредственный характер постижения истины.
Заблуждение — это содержание знания субъекта, которое не
соответствует реальности объекта, но принимается субъектом за истину.
Ложь — это сознательное искажение реальности объекта.
Сознание — это способность человека целенаправленно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
К элементам структуры сознания относятся:
— восприятие органами чувств человека окружающего мира и самого себя;
— логические и понятийные способности и знания, получаемые на их основе;
— эмоциональные компоненты (личные переживания, воспоминания, предчувствия);
— ценностно-смысловые компоненты (высшие мотивы деятельности, духовные идеалы).
Самосознание — это явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Виды самопознания — опосредованное и непосредственное.
Опосредованное самопознание совершается с помощью анализа собственной деятельности.
Непосредственное самопознание имеет форму самонаблюдения.
Результатом самопознания является самооценка. Различают два вида самооценки:
• реалистическая — у людей, ориентированных на успех;
• нереалистическая — у людей, ориентированных прежде всего на избегание неудач. Эта самооценка может быть завышенной или заниженной.
Социальное поведение — это совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, а поведение — из поступков.
Действие — процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Поступок — действие, которое рассматривается с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Различают следующие виды социального поведения:
— массовое и групповое;
— просоциальное и антисоциальное;
— помогающее и конкурентное;
— девиантное и противоправное.
Массовое поведение — неорганизованная активность масс, которая не имеет определённой цели.
Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, которое является результатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат мотивы, связанные с оказанием людям помощи.
Антисоциальное поведение связано с антиобщественными действиями человека.
Помогающее поведение связано с помощью другим людям в различных областях: на работе, в личной жизни, в спорте.
Конкурентное поведение связано с соперничеством с другими людьми на работе, в личной жизни, в спорте.
Девиантное поведение — поведение людей, связанное с отклонением от общепринятых в обществе норм и принципов.
Противоправное поведение — поведение людей, связанное с совершением поступков, противоречащих нормам права.
Условия социального поведения определяют принятые в обществе нравы и обычаи.
Нравы — это реакции на определённые события, которые являются типичными и повторяются многими людьми, а также преобразуются по мере изменения сознания людей.
Обычаи — это форма поведения людей в определённой ситуации, которой они следуют, совершенно не задумываясь о том, почему следует поступать именно так.
Свобода и ответственность
Свобода — это специфический способ бытия человека, который связан с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на знании объективных свойств и закономерностей окружающего мира.
Ответственность — это объективный, конкретный вид взаимоотношений между человеком, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Социальная ответственность — это склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
К социальным условиям реализации свободы относятся:
— формы общественной деятельности;
— уровень развития общества;
— место человека в обществе.
Вопросы для самоконтроля
1. Нужда, которую человек переживает в чём-либо, — это:
2. Выберите из предложенного списка лишний признак в характеристике человека как личности:
3. Выберите из предложенного списка виды самопознания:
4. Выберите из предложенного списка научный метод эмпирического исследования:
5. Верны ли эти суждения о характере деятельности?
А) Общественный характер деятельности проявляется в том, что в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в различные отношения.
Б) Преобразующий характер деятельности проявляется в том, что деятельность направлена на получение конкретного результата.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли эти суждения о бытии человека?
А) Бытие человека — это философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.
Б) Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и природы.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли эти суждения о мотивах деятельности?
А) Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью.
Б) Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Впишите слово, пропущенное в схеме.
9. Впишите слово, пропущенное в схеме.
10. Найдите в приведённом ниже списке мотивы деятельности:
11. Найдите в приведённом ниже списке компоненты сознания:
12. Найдите в приведённом ниже списке виды деятельности:
13. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности:
14. Найдите в приведённом ниже списке элементы структуры внутреннего мира человека:
15. Установите соответствие между биологическим существом и его характеристиками: к каждой позиции, обозначенной цифрой, подберите соответствующие позиции, обозначенные буквами.
а) может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность;
б) приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни;
в) воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность;
г) преобразует окружающий мир, создаёт материальные блага;