Вопросы что изучает биология почему современную биологию
§ 1. Биология — наука о живой природе — Пасечник. 5 класс. Учебник
Вопросы в конце параграфа
1. Что изучает биология?
Биологов интересует всё, что связано с жизнедеятельностью живых организмов: их строение, многообразие, развитие, размножение, питание, образ жизни и т.д.
2. Что называют биосферой?
Биосферой называют оболочку планеты внутри которой обитают живые организмы. На земле живые организмы обитают в почве, в нижних слоях атмосферы, в гидросфере и в верхних слоях литосферы.
3. Какое значение имеет биология?
Знания, полученные биологами всего мира, помогают людям в самых разных ситуациях и видах деятельности.
В сельском хозяйстве биология помогает:
В медицине биология помогает:
В повседневной жизни биология помогает:
4. Почему необходимо изучать биологию?
Человек — не единственный вид живых существ на Земле. Кроме людей на планете обитает огромное количество растений, животных и других живых организмов. Мы, люди, должны изучить и себя, и наших соседей по планете. Изучение биологии позволит нам не только обеспечить безопасность себе и другим живым организмам Земли, но и поможет улучшить нашу жизнь и сделать её более комфортной, приятной и продолжительной.
5. Что изучает экология?
Экология — это один из разделов биологии, который изучает взаимосвязь живых организмов на планете, их влияние друг на друга и на окружающую среду.
Подумайте
Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI веке будет возрастать?
С каждым годом количество людей на планете все увеличивается, а разнообразие животных и растений наоборот уменьшается. Людям требуется всё больше и больше пищи, воды, различных вещей. Но наша планета не увеличивается, они остаётся всё такого же размера. У людей нет возможности бесконечно увеличивать площади полей и пастбищ. Необходимо создавать новые эффективные способы производства пищи и необходимых для жителей Земли предметов. Создание таких способов — одна из важнейших задач биологии. Именно поэтому с каждым годом роль и необходимость биологической науки будет возрастать.
Кроме того, именно биология помогает людям создавать новые лекарства и медицинские препараты для борьбы с самыми разными заболеваниями. Ученые учатся лечить раковые опухоли, различные генетические заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д. Благодаря достижениям биологии, в XXI веке уже увеличилась продолжительность жизни людей и учёные продолжают работать в этом направлении, чтобы человек мог прожить долгую и активную жизнь.
Несомненна роль биологии и в сохранении природы и окружающей среды. Без должного внимания к данной теме баланс между естественными процессами в природе и деятельностью человека может быть нарушен. Из-за хозяйственной деятельности людей, растения и животные лишаются привычных мест обитания, пищи, возможности выращивать потомство. В результате каждый год на планете исчезают многие виды живых существ. Задача биологов в XXI веке — сохранить наш мир для будущих поколений. И, как мы видим, выполнять эту задачу с каждым годом всё сложнее и сложнее.
Задания
Выясните у своих родителей их мнение о значении биологии в жизни современного человека Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.
Как биология помогает моей семье
Многие люди думают что биология — это какая-то очень сложная и далёкая от повседневной жизни наука. Что учёные-биологи сидят в кабинетах со своими микроскопами и мензурками и часами наблюдают за микробами или поведением подопытных мышей. Именно такой образ биологии сложился у большинства благодаря фильмам и книгам. Но только ли этим занимается биология? И вообще, нужна ли биология и её достижения для обычного человека в его повседневной жизни?
На самом деле знаниями и достижениями биологии мы пользуемся буквально на каждом шагу, хоть и не догадываемся об этом. Вы замечали, что мама, когда ухаживает за комнатными растениями, зачем-то отделяет листочки и веточки и ставит их в воду? Потом же эти листочки и веточки дают корни и из них вырастают новые полноценные растения? Оказывается в этой ситуации мама использует знания о вегетативном способе размножения растений. Но работает он далеко не со всеми цветами. Для того чтобы ухаживать за комнатными растениями, надо знать какие условия для них самые благоприятные. Так что без знания биологии тут не обойтись.
А бабушка? Зачем она в конце зимы начинает замачивать семена, а потом всю весну выращивает на подоконнике рассаду? На самом деле бабушка тоже применяет знания биологии. Она знает, что в условиях Средней полосы России для получения урожая помидор или перцев надо заранее вырастить саженцы в парнике или дома на подоконнике, чтобы в течение не слишком продолжительного лета плоды успели вырасти и созреть. Что касается семян, то для их прорастания бабушка создаёт специальные условия: тёплую и влажную среду. Без этого зародыш так и будет «спать».
Папа тоже с удовольствием пользуется плодами трудов учёных-биологов. Он же любит пить кефир, кушать сметану и йогурты, делать бутерброды с сыром и пить квас? Для того, чтобы получились все эти вкусные продукты требуется работа очень маленьких живых организмов — бактерий. Учёные-биологи изучили способности очень многих бактерий и выяснили какие из них полезные (например, молочнокислые), а какие вредные (например, палочка ботулизма, которая может вызвать отравление). Эти знания позволяют создавать новые продукты питания и защищать человека от болезней.
Кстати о болезнях. Когда дедушка сильно простудился, то врач прописал ему особое лекарство — антибиотики. Выпив буквально 5 или 7 таблеток дедушка быстро выздоровел и снова отправился на рыбалку. Так вот эти чудесные таблетки тоже результат работы биологов. Они созданы на основе знаний об организме человека и работы его органов (раздел анатомия). Специальные вещества находящиеся в антибиотиках умеют подавлять рост живых клеток, вызывающих заболевания. То есть они работают как пожарные — гасят очаг болезни. До изобретения таких таблеток люди болели гораздо чаще и даже умирали от обычной простуды.
И это только несколько примеров из жизни. На самом деле результаты исследований биологической науки люди используют буквально на каждом шагу. Некоторые даже автомобили заправляют особым биологическим топливом сделанным из растения репс. Например мой папа мечтает прокатиться на таком топливе, но в нашем городе ещё не построили такую заправку.
Словарик
Биология — это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Эта наука изучает животных, растения, людей и всех остальных живых организмов обитающих на планете.
Биосфера — это пространство (оболочка), внутри которого обитают все живые организмы Земли. Биосфера охватывает верхний слой литосферы, почву, гидросферу и нижние слои атмосферы (до озонового слоя Земли).
Экология — это раздел биологии, который изучает отношение живых организмов между собой и с окружающей их средой.
Биология как наука и ее методы
теория по биологии 🌿 введение в биологию
Биология (от греч. биос — жизнь, логос — слово, наука) — это комплекс наук о живой природе.
Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле, классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.
В основе современной биологии лежат 5 фундаментальных принципов:
Биологические науки
В настоящее время в состав биологии включают целый ряд наук, которые можно систематизировать по таким критериям: по предмету и преобладающим методам исследования и по изучаемому уровню организации живой природы.
Ботаника — это биологическая наука, комплексно изучающая растения и растительный покров Земли.
Бактериология — биологическая наука, изучающая строение и жизнедеятельность бактерий, а также их роль в природе.
Вирусология — биологическая наука, изучающая вирусы.
Лихенология — биологическая наука, изучающая лишайники.
Бактериология, вирусология и некоторые аспекты микологии часто рассматриваются в составе микробиологии — раздела биологии, науке о микроорганизмах (бактериях, вирусах и микроскопических грибах).
В свою очередь, каждая из перечисленных биологических наук подразделяется на биохимию, морфологию, анатомию, физиологию, эмбриологию, генетику и систематику (растений, животных или микроорганизмов). Биохимия — это наука о химическом составе живой материи, химических процессах, происходящих в живых организмах и лежащих в основе их жизнедеятельности.
Морфология — биологическая наука, изучающая форму и строение организмов, а также закономерности их развития. В широком смысле она включает в себя цитологию, анатомию, гистологию и эмбриологию. Различают морфологию животных и растений.
Анатомия — это раздел биологии (точнее — морфологии), наука, изучающая внутреннее строение и форму отдельных органов, систем и организма в целом. Анатомия растений рассматривается в составе ботаники, анатомия животных — в составе зоологии, а анатомия человека является отдельной наукой.
Физиология — биологическая наука, изучающая процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Существуют физиология растений, животных и человека.
Эмбриология ( биология развития ) — раздел биологии, наука об индивидуальном развитии организма, в том числе развитии зародыша.
Объектом генетики являются закономерности наследственности и изменчивости. В настоящее время это одна из наиболее динамично развивающихся биологических наук.
Гистология — биологическая наука, раздел морфологии, объектом которой является строение тканей растений и животных.
К сфере органологии относят морфологию, анатомию и физиологию различных органов и их систем. Биология организмов включает все науки, предметом которых являются живые организмы, например, этологию — науку о поведении организмов.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира
Методы изучения живых объектов
Как и любая другая наука, биология имеет свой арсенал методов. Помимо научного метода познания, применяемого в других отраслях, в биологии широко используются такие методы, как исторический, сравнительно-описательный и др.
Наблюдение — это целенаправленное восприятие объектов и явлений с помощью органов чувств или приборов, обусловленное задачей деятельности. Основным условием научного наблюдения является его объективность, т.е. возможность проверки полученных данных путем повторного наблюдения или применения иных методов исследования, например эксперимента. Полученные в результате наблюдения факты называются данными. Они могут быть как качественными (описывающими запах, вкус, цвет, форму и т. д.), так и количественными, причем количественные данные являются более точными, чем качественные.
На основе данных наблюдений формулируется гипотеза — предположительное суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза подвергается проверке в серии экспериментов.
Экспериментом называется научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в контролируемых условиях, позволяющих выявить характеристики данного объекта или явления. Высшей формой эксперимента является моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. По существу это одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования базируется любой метод научного исследования — как теоретический, так и экспериментальный. Результаты эксперимента и моделирования подвергаются тщательному анализу.
Анализом называют метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции. Анализ неразрывно связан с синтезом.
Синтез — это метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В результате анализа и синтеза наиболее удачная гипотеза исследования становится рабочей гипотезой, и если она способна устоять при попытках ее опровержения и по-прежнему удачно предсказывает ранее необъясненные факты и взаимосвязи, то она может стать теорией.
Под теорией понимают такую форму научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Общее направление научного исследования состоит в достижении более высоких уровней предсказуемости. Если теорию не способны изменить никакие факты, а встречающиеся отклонения от нее регулярны и предсказуемы, то ее можно возвести в ранг закона — необходимого, существенного, устойчивого, повторяющегося отношения между явлениями в природе. По мере увеличения совокупности знаний и совершенствования методов исследования гипотезы и даже прочно укоренившиеся теории могут оспариваться, видоизменяться и даже отвергаться, поскольку сами научные знания по своей природе динамичны и постоянно подвергаются критическому переосмыслению.
Мониторинг — это система мероприятий по наблюдению, оценке и прогнозу изменения состояния исследуемого объекта, в частности биосферы. Проведение наблюдений и экспериментов требует зачастую применения специального оборудования, такого как микроскопы, центрифуги, спектрофотометры и др. Микроскопия широко применяется в зоологии, ботанике, анатомии человека, гистологии, цитологии, генетике, эмбриологии, палеонтологии, экологии и других разделах биологии. Она позволяет изучить тонкое строение объектов с использованием световых, электронных, рентгеновских и других типов микроскопов.
Световой микроскоп состоит из оптических и механических частей. Оптические части участвуют в построении изображения, а механические служат для удобства пользования оптическими частями. Общее увеличение микроскопа определяется по формуле: увеличение объектива х увеличение окуляра = увеличение микроскопа.
Например, если объектив увеличивает объект в 8 раз, а окуляр — в 7, то общее увеличение микроскопа равно 56.
Основные уровни организации живой природы
Как уже было сказано выше, каждый из уровней организации живой материи вносит свою лепту в единый эволюционный процесс: в клетке не только воспроизводится заложенная наследственная информация, но и происходит ее изменение, что приводит к возникновению новых сочетаний признаков и свойств организма, в свою очередь подвергающихся действию естественного отбора на популяционно-видовом уровне и т. д.
Задание EB0221 Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком