Вопросы что делать что сделать

Совершенный и несовершенный вид глагола

Вопросы что делать что сделать. 605071cc2d10d457385811. Вопросы что делать что сделать фото. Вопросы что делать что сделать-605071cc2d10d457385811. картинка Вопросы что делать что сделать. картинка 605071cc2d10d457385811. Сначала вспомним, что такое глагол.

Основные определения

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

что будет делать? споет.

Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, который подходит спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:

завершенное и единовременное (прочитал, прошел)

незавершенное и повторяемое (живет, делает).

Какие бывают виды глаголов в рус­ском языке:

Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?

У глаголов совершенного вида есть две временные формы:

будущее простое время.

В любой временной форме они называют:

действие, которое ограничено каким-либо пределом;

результат, законченность действия или отдельного этапа.

Примеры глаголов совершенного вида:

что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.

что сделать? закрыть, оплатить, выступить;

что сделать? обозначить, ответить, упростить.

Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?

У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:

будущее сложное время.

действие в протяженности, без указания на его предел;

В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.

Примеры глаголов несовершенного вида:

что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;

что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.

что делать? говорить, красить, бегать;

что делать? тащить, идти.

Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.

Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:

Образование видов глаголов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.

Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.

Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.

Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.

Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.

При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опазды­вать, изложить — излагать, защитить — защищать.

Определить вид глагола

Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:

Как определить вид глагола

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что дела­ет? что дела­ли?

Примеры: готовить, готовит, готовили.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли?

Примеры: обнять, обнимет, обняли.

Подставить слово «буду».

К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.

К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».

Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.

Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать.

Такие видовые пары различаются способом словообразования:

Через суф­фик­са: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.

Через при­став­ку: гото­вить — пригото­вить, звать — назвать, рабо­тать — перерабо­тать, говорить — поговорить, читать — дочитать.

Видовые пары глаголов могут различаться:

засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.

что делать? ловить — что сделать? поймать;

Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:

Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.

Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.

Источник

Содержание статьи:

В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.

Что делать? Что сделать?

Что (с)делает? Что (с)делают?

Заберётся, забирается, заберутся, забираются

Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.

Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).

Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.

Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.

Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.

Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.

Мягкий знак пишется всегда:

Зная это, необходимо учесть и следующие правила:

Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Источник

Вопросы глаголов

Глагол как само­сто­я­тель­ная часть речи, обо­зна­ча­ю­щая дей­ствие или состо­я­ние, отве­ча­ет на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что дела­ет? что сде­ла­ет? что будет делать? что делал? что сде­лал? и пр.

Чтобы пра­виль­но задать вопрос к гла­го­лу, исхо­дим из того, что эта само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние. Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся инфинитив.

Вопросы к глаголу в форме инфинитива

Инфинитив, или неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, обо­зна­ча­ет дей­ствие без­от­но­си­тель­но к лицу и ко вре­ме­ни его про­те­ка­ния. Его важ­ным посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком явля­ет­ся совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный вид. В зави­си­мо­сти от видо­вой при­над­леж­но­сти к неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла ста­вят­ся вопросы:

Мне надо (что сде­лать?) узнать его намерения.

Родину (что делать?) любить — это зна­чит (что делать?) беречь её богатства.

Чтобы поста­вить вопрос к гла­го­лу в какой-либо грам­ма­ти­че­ской фор­ме, далее необ­хо­ди­мо выяс­нить накло­не­ние. В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют изъ­яви­тель­ное, пове­ли­тель­ное и услов­ное накло­не­ние гла­го­ла, каж­дое из кото­рых обла­да­ет сво­и­ми спе­ци­фич­ны­ми признаками.

Рассмотрим харак­тер­ные вопро­сы гла­го­лов, кото­рые мож­но поста­вить к сло­вам этой части речи в фор­ме одно­го из трех наклонений.

Вопросы что делать что сделать. lazy placeholder. Вопросы что делать что сделать фото. Вопросы что делать что сделать-lazy placeholder. картинка Вопросы что делать что сделать. картинка lazy placeholder. Сначала вспомним, что такое глагол.

Вопросы к глаголам изъявительного наклонения

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни. В соот­вет­ствии с видо­вой при­над­леж­но­стью к лич­ным фор­мам гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни зада­дим соот­вет­ству­ю­щие вопросы:

Глаголы совер­шен­но­го вида не име­ют форм насто­я­ще­го вре­ме­ни, а обра­зу­ют фор­мы про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые отве­ча­ют на вопросы:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют фор­мы слож­но­го буду­ще­го вре­ме­ни с уча­сти­ем вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва «быть», кото­рое при­об­ре­та­ет лич­ные фор­мы, в соче­та­нии с неопре­де­лён­ной фор­мой смыс­ло­во­го гла­го­ла. В поста­нов­ке вопро­сов исполь­зу­ют­ся те же лич­ные фор­мы гла­го­ла «быть»:

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ют уже состо­яв­ше­е­ся дей­ствие, кото­рое про­изо­шло до момен­та речи о нём. В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лы не име­ют лица, а изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам. В соот­вет­ствии с их видо­вой и родо­вой при­над­леж­но­стью и кате­го­ри­ей чис­ла к гла­го­лу в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни поста­вим сле­ду­ю­щие вопросы:

Вопросы к глаголу в повелительном наклонении

Глагол в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния обо­зна­ча­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде сове­та, прось­бы, поже­ла­ния, при­ка­за, запре­та и пр. Слова этой части речи име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы толь­ко 2 лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа.

В соот­вет­ствии с видо­вы­ми раз­ли­чи­я­ми к гла­го­лу в фор­мах пове­ли­тель­но­го накло­не­ния сле­ду­ет задать вопросы:

Вопросы к глаголу в форме условного наклонения

Глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния выра­жа­ет воз­мож­ность дей­ствия или состо­я­ния при соблю­де­нии неко­то­рых необ­хо­ди­мых усло­вий. Такое сло­во напо­ми­на­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни, к кото­рой при­со­еди­ня­ет­ся части­ца «бы». Соответственно гла­гол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния не име­ет кате­го­рии вре­ме­ни и лица, а изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам и отве­ча­ет на те же вопро­сы, но с уча­сти­ем фор­мо­об­ра­зу­ю­щей частицы:

Вопросы к безличным глаголам

Безличные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка или при­ро­ды, не свя­зан­ное с дей­ству­ю­щим лицом. По грам­ма­ти­че­ской фор­ме они сов­па­да­ют с фор­ма­ми 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го, про­шед­ше­го или буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или услов­но­го. В соот­вет­ствии с кате­го­ри­ей вида и вре­ме­ни к без­лич­но­му гла­го­лу ста­вят­ся вопросы:

Итак, в рус­ском язы­ке гла­гол отве­ча­ет на вопро­сы в пол­ном соот­вет­ствии с его грам­ма­ти­че­ской фор­мой вида, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, чис­ла и рода.

Источник

План-конспект урока на тему «Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».

Предмет : Русский язык

Дата проведения : 6.05.20

Тема урока : Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».

Тип урока : урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока : способствовать формированию умений отвечать на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

— образовательные: познакомиться с частью речи глагол.

— развивающие: развить у школьников умение отвечать на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»; сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

— воспитательные: воспитать умение слушать, вести диалог в соответствии с целью, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решения, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

личностные: проявлять учебно-познавательный интерес; осуществлять активное учебное взаимодействие; стремиться к достижению положительных результатов в учебе

регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

предметные: научиться сравнивать слова и различать предложения, решать учебные и практические задачи- грамотно записывать самостоятельно простые предложения, участвовать в диалоге.

Ресурсы : учебник рабочая тетрадь; электронное приложение, раздаточный материал

Организация пространства фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

— эмоциональный настрой к уроку;

-Теперь повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь друг другу, а теперь повернитесь ко мне и улыбнитесь. Я вижу у вас хорошее настроение и, надеюсь, такое настроение у вас будет весь урок

— проверка готовности у уроку.

-Сегодня для урока нам понадобится: тетрадь, учебник, дневник и пенал.

Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

-Для того, чтобы узнать, что мы сегодня с вами изучим давайте выполним задание.

— Рассмотрите картинки на экране, назовите слова, отвечающие на вопрос КТО? (повар, строитель, учитель)

-Что делает повар? (стоит, варит, смотрит, держит)

-Смотрите на вторую картинку, кто изображен на картинке? (строитель)
-Что он делает? ( держит, выравнивает, смотрит)

-Кто изображен на третьей картинке? (учитель)
-Что он делает? (стоит, рассказывает)

Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Тема нашего урока звучит так: «Слова, отвечающие на вопрос «Что делать?», «Что сделать?»
-А какую цель мы с вами поставим? (научиться находить слова, которые отвечают на вопросы что делать? И что сделать? и ставить к ним вопросы)

Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

Поиск решения («открытие» нового знания).

-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно будет стрелками установить соответствие.

стучит
болтает
порхает
прыгает
мычит

-Ребята, откройте РТ на стр.61 и найдите задание 1. Дорисуйте.

-Выполним упражнение 2. Вам нужно прописать красиво все эти элементы. Сначала пишем первый элемент. Затем второй. И последний.

4.Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Ребята, сейчас будете выполнять задание самостоятельно.
Придумайте к словам – слова, отвечающие на вопрос что делать? Что сделать?

Например: мороз – морозить

-Теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте и давайте проверим.
Удар-ударить, работа- работать, ход- ходить, свет- светить.

-Ребята, какая была цель урока?

-Мы ее достигли? Сегодня на уроке хорошо поработали _______ и ______. Молодцы!

Источник

Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?»

ХОД УРОКА

1. Орг. момент:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

2. В тетради: число, классная работа (списывают с доски)

3. Минутка чистописания:

Прочитайте узоры. Что изменилось?

4. Работа над предложением и словарём:

Запись под диктовку:

Весело мчатся ребята по льду на коньках. Проверка орфографическим чтением.

Какие слова из словаря в этом предложении? (весело, ребята, коньки)

Отгадайте ребусы (на доске в закрытом виде, открываю по мере разгадывания следую

щий ребус и отгаданное слово на карточке).

Вопросы что делать что сделать. img1. Вопросы что делать что сделать фото. Вопросы что делать что сделать-img1. картинка Вопросы что делать что сделать. картинка img1. Сначала вспомним, что такое глагол.Вопросы что делать что сделать. img2. Вопросы что делать что сделать фото. Вопросы что делать что сделать-img2. картинка Вопросы что делать что сделать. картинка img2. Сначала вспомним, что такое глагол.Вопросы что делать что сделать. img3. Вопросы что делать что сделать фото. Вопросы что делать что сделать-img3. картинка Вопросы что делать что сделать. картинка img3. Сначала вспомним, что такое глагол.
(Рисунок 1)(Рисунок 2)(Рисунок 3)
ВЕСЕЛОКОНЬКИРЕБЯТА

Орфографическое чтение словарных слов.

Итак, эти слова повторите в домашнем задании.

Разбор по членам предложения (главные и второстепенные)

Итак, какие члены предложения вы знаете?

5. Орфографическая пятиминутка. Актуализация опорных знаний.

Летел, ослаб, Анна, чуют, сошьёт, учить, выучить.

Прочитай слова. Найди и подчеркни лишнее слово. (Анна) Почему? (существительное, а остальные слова глаголы) Что такое глагол?

Задайте вопросы к каждому слову, запишите их сверху над словом. Определите, в каком времени происходили действия.

Итак, в каком времени могут происходить действия? ( в настоящем, прошедшем и будущем)

6. Определение темы урока.

У всех ли глаголов удалось определить время? (нет) У каких? (учить, выучить)

На какие вопросы они отвечают? Какое действие обозначают?

Интересно? Интересно! Неизвестно? Неизвестно!

Определите сами тему урока. ( Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?) Запись в тетради вопросов что делать? что сделать? Делаем 2 столбика.

7. Открытие нового знания через наблюдение в работе с раздаточным дидактическим материалом.

Работа в парах. На парте по 4 картинки. (Рисунок 4)

Вопросы что делать что сделать. img4. Вопросы что делать что сделать фото. Вопросы что делать что сделать-img4. картинка Вопросы что делать что сделать. картинка img4. Сначала вспомним, что такое глагол.

Разделите их на 2 группы (с девочкой, с мальчиком) Проверка: поднимите пары картинок по вариантам.

Положите пару картинок с мальчиком (с девочкой) перед собой.

Покажите картинку, на которой изображено законченное (незаконченное) действие.

Назовите глагол, называющий законченное (незаконченное) действие так. чтобы он за канчивался на –ть.

Итак, на какой вопрос отвечают глаголы, называющие законченное (незаконченное) действие?

8. Физминутка для тела и глаз.

Стоя. Я называю глаголы, а вы показываете то действие, которое они называют: писать, попрыгать, спать, помахать, сидеть. Сидя. Гимнастика для глаз.

9. Первичное закрепление.

а) Работа по учебнику. Упр. 262. (сравнение глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? ) Сначала с комментированием, затем самостоятельно.

Что мы записали? Чем они отличаются?

б) Выборочный диктант. Послушайте известные вам пословицы, найди глаголы, отвечаю щие на вопросы что делать? что сделать? Запиши их, над ними напиши вопрос.

Учить – ум точить. Родина – мать, умей за неё постоять. Лучше хорошо поступить, чем

хорошо говорить. Проверка: прочитай глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (что сделать?) Какое действие они обозначают?

10. Дом. задание по учебнику: упр. 263. Спиши. Подчеркни глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Учебники и тетради закрыть.

11. Вторичное закрепление. Работа во временных группах.

Незнайка записал глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

Проверьте. Найдите ошибку.

1 группа2 группа3 группа
прыгать
спеть
читали
играть
решить
играть
кормит
решить
прыгать
спеть
решить
прыгать
спеть
приедет
играть

Что интересного вы заметили? Сравните задания всех групп.

12. Итог.

а) Закончите предложения (на таблицах вопросы, данные в скобках, сначала закрыты)

Если действие предмета не закончено, то глагол отвечает на вопрос (что делать? )

Если действие предмета закончено, то глагол отвечает на вопрос (что сделать? )

б) Приведите примеры из своих заданий, затем сами.

в) Чему вы научились? Что узнали? Что было трудно? Что понравилось?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *