Вопрос куда к чему относится
Определение, дополнение, обстоятельство
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы они отвечают и как их подчеркивать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью, называются второстепенными.
Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям и синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе (Г. Скребицкий).
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
Медведь (какой?) средней величины возился около липы (В. Арсеньев).
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах … (А. Аксаков).
Этот второстепенный член выражается также
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Видеоурок
Что такое падежи существительных — правила, как определить
Падежи русского языка относятся к грамматическим словоизменительным категориям, которые свойственны именным и местоименным частям речи. В предложении они указывают на отношение к другим словам и обозначают действие, предмет или признак. Изменение лексем по падежам называется склонением.
Слова современного русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые. В группу изменяемых лексем входят существительные, числительные, местоимения, и прилагательные. Употребляя эти единицы языка в определённой форме, можно связать их в законченную мысль, высказывание.
Например, берёза, красивая, дорога, я, белоствольная.
Я шёл по дороге и увидел вдалеке красивую белоствольную берёзу.
Первая строка – это перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая – законченное предложение, которое получилось с помощью изменения лексем по падежам.
На какие вопросы отвечают падежи и их окончания
Ниже представлена таблица падежей с вопросами и соответствующими окончаниями:
Как видно из таблицы, в современной грамматической традиции русского языка 6 падежей, каждый из которых имеет свои вопросы. При склонении меняется не вся лексема, а только окончание. Выбор окончания зависит от того, к какому склонению относится слово и в каком числе оно употребляется.
Также следует запомнить, что первый вопрос задаётся к одушевлённым существительным («кто?», «кого?», «кому?», «кем?», «о ком?»), а второй – к неодушевлённым («что?», «чего?», «чему?», «чем?», «о чём?»).
Кроме того, есть специальные вспомогательные слова, которые помогают правильно задать падежный вопрос: есть, нет, рад, вижу, любуюсь, думаю (о).
Предлоги падежей
При склонении за именами существительными закреплены определённые предлоги, которые уточняют значение слова. Однако лексемы этой самостоятельной части речи могут употребляться и без них.
Падеж | Предлог | Вопросы | Пример |
Именительный | кто? что? | страна, земля | |
Родительный | вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до | кого? чего? | для страны, от земли |
Дательный | вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно | кому? чему? | по стране, по земле |
Винительный | спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь | кого? что? | за страну, про землю |
Творительный | в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с | кем? чем? | с страной, над землёй |
Предложный | о, при, по, об, в, на | о ком? о чём? | о стране, о земле |
Именительный падеж
Именительный падеж (прямой) является начальной формой имён существительных, который всегда используется без предлогов. Он называет, именует субъект или объект и отвечает на вопросы:
В синтаксической конструкции выражается независимое, самостоятельное положение существительного. В предложении оно выступает в функции подлежащего или именной части сказуемого:
Все остальные падежи – косвенные.
Родительный падеж
Один из косвенных падежей, который выражает определительное значение (сочетаясь с другими существительными). Обозначает принадлежность другому лицу или предмету и отвечает на вопросы:
В предложении обычно выполняет функцию обстоятельства, дополнения или несогласованного определения.
Чтобы указать на причину, место, цель или обозначить время, отсутствие предмета, используются такие производные и непроизводные предлоги: вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до и т.д. Примеры:
Дательный падеж
Главная функция дательного падежа – это обозначить адресата. Ведь если нужно дать кому-либо, например, тетрадь, то обязательно будет и адресат действия, т.е. человек, который получит предмет. Отвечает на вопросы:
Сочетается со служебными частями речи, чтобы обозначить предмет, к которому направлено действие и место, где оно происходит: вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно. Примеры:
Винительный падеж
Винительный падеж имени существительного синтаксически зависит от слов этой же части речи или глагола. Его главная функция – обозначить объект, на который направлено действие или обстоятельства такого действия. В предложении обычно выступает дополнением или обстоятельством. Слова-помощники – «вижу», «знаю», «виню». Можно задать два вопроса:
Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (неодушевленные имена существительные) и родительного падежа (одушевленные существительные).
В значении уступки, объекта, места и времени используются предлоги: спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь. Примеры:
Творительный падеж
Характеризует объект или субъект и выражает обстоятельственное или определительное значение. Чтобы образовать формы творительного падежа, можно воспользоваться словами-помощниками – «любуюсь», «интересуюсь», «горжусь». Можно задать отличительные вопросы:
Употребляется в сочетании со служебными частями речи, чтобы указать на место и причину: в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с. Например:
Предложный падеж
Выражает обстоятельственное и объектное значение. Это единственный падеж, который всегда имеет при себе предлог. Вспомогательное слово – «думаю о». Отвечает на два вопроса:
Сочетается с предлогами о, при, по, об, в, на, которые указывают на объект действия или место:
Не всем понятно, какой падеж отвечает на вопрос «где?». Так, существительное относится к предложному падежу, если употребляется с предлогами «в», «на», чтобы обозначить место действия. К нему можно задать вопрос «где?»:
Однако существительное с этими же предлогами будет считаться винительным падежом, если оно обозначает место направления действия. К нему можно задать вопрос «куда?»:
Как определить падеж имен существительных
Существует порядок действий, с помощью которого можно правильно определить падеж существительного в контексте:
Примеры | |
Маша будет помнить глаза матери всю жизнь. | глаза («кого?») матери – р. п. |
Я не хочу обижать одноклассницу. | обижать («кого?») одноклассницу – в. п. |
В некоторых случаях различать падежные значения удаётся с помощью предлогов:
Как выучить падежи
Школьникам бывает нелегко запомнить название падежей, их вопросы и окончания. Тем не менее, нужно понимать, что все правила, касающиеся этой темы, следует выучить наизусть как таблицу умножения. Чтобы этот процесс был увлекательным и продуктивным, можно обратиться к стихотворной форме, чувственному и образному восприятию ребёнка.
Стишок
Запомнить последовательность падежей будет легче, если знать одну из двух забавных фраз:
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Иван рубил дрова, Варвара топила печь.
Начальная буква каждого слова соответствует определённому падежу. Эти строчки надолго останутся в памяти, при этом на их заучивание уйдёт не более 10 минут.
Чувственное восприятие
Известно, что восприятие информации человеком происходит по разным каналам. Это зависит от индивидуальных особенностей восприятия и переработки учебного или какого-либо другого материала.
Так, визуалам лучше изучать информацию, которая она изображена в виде картинки, таблицы или схемы, т.е. у них хорошо развито зрительное восприятие.
В свою очередь аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух. Таким людям нужно попросить кого-либо прочитать правила столько раз, сколько потребуется. Или же читать вслух самому.
Кинестетики запомнят материал быстрее, если они будут переписывать.
Беспроигрышный вариант – задействовать все чувства. При изучении темы о падежах не стоит ограничиваться только прочтением статьи. Необходимо повторить наиболее важные моменты вслух, после чего записать их от руки. В качестве шпаргалки могут выступать таблицы и схемы. Всё это обеспечит максимальный результат.
Образное и ассоциативное мышление
Человек может воспринимать информацию через образы и ассоциации. Именно поэтому можно связать названия падежей с какими-либо узнаваемыми предметами, действиями, событиями или образами. Этот способ лучше всего подойдёт творческим людям, обладающим живым воображением. Картинка, созданная в голове, надолго останется в памяти. Например:
Итак, без знания системы падежей в современном русском языке не обойтись. Нужно знать, что такое прямой падеж и что подразумевается под косвенными. Также следует запомнить вспомогательные слова. Умение правильно склонять существительные, числительные, местоимения и прилагательные – это одно из важных условий для грамотного письма и устного общения.
Тест «Определение падежей»
Вопросы падежей
Узнаем, на какие вопросы отвечают падежи существительных в русском языке.
Падеж как форма именной части речи
Сначала определим, что падеж — это грамматическая форма именных частей речи в русском языке: существительного, прилагательного, числительного, местоимения и глагольной формы причастия, имеющего некоторые признаки имени прилагательного. Все перечисленные самостоятельные части речи и форма глаголов склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.
В грамматике современного русского языка выделяют шесть падежей:
К слову, имеющему форму падежа, можно задать определённый вопрос.
Приведем наглядную таблицу падежей с вопросами и характерными предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим более подробно, какие вопросы падежей задаются к формам имен существительных в русском языке.
Вопросы именительного падежа
Именительный падеж — это начальная форма слова. Одушевлённые имена существительные в форме именительного падежа обозначают лицо или предмет и отвечают на вопрос кто? К неодушевленным существительным ставится вопрос что?
Пушистый (кто?) котёнок играет с клубком ниток.
Именительный падеж является независимым от других слов в предложении. Слова в этой грамматической форме выполняют роль главного члена предложения подлежащего или сказуемого и никогда не имеют предлогов.
Это чистое лесное озеро — жемчужина нашего края.
В связи с грамматическими признаками и независимой синтаксической ролью в предложении именительный падеж называют прямым. Все остальные пять падежей выражают зависимость форм существительных от слов других частей речи в словосочетании и предложении. Их называют термином «косвенные падежи». К косвенным падежам ставят характерные вопросы в соответствии с их грамматическим значением.
Вопросы родительного падежа
К форме родительного падежа одушевленного существительного ставим вопрос кого? К неодушевленным существительным зададим вопрос чего? Чтобы определить форму родительного падежа, используем слова-помощники «нет» и «не было»:
В форме родительного падежа используются ряд предлогов, уточняющих объект действия, место, время и пр. Тогда падежный вопрос прозвучит вместе с предлогом:
Вопросы дательного падежа
Дательный падеж — это косвенный падеж существительного, который отвечает на вопросы кому? чему? В качестве вспомогательных слов используем глаголы «позвоню» или «отдам»:
Если в форме дательного падежа существительное используется с предлогом, то вопросы ставят так:
Вопросы винительного падежа
Винительный падеж обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? что? К одушевлённому имени существительному задаем такой же вопрос, как и к форме родительного падежа. К неодушевленному существительному ставим вопрос, совпадающий с вопросом именительного падежа. Постановку вопросов винительного падежа выполняем с помощью слов «узнаю» или «вижу».
Предлоги «в», «за», «на», «по», «под», «про», «сквозь», «через» участвуют в постановке вопросов к словам в форме винительного падежа:
Вопросы творительного падежа
Существительные в форме творительного падежа отвечают на вопросы кем? чем? Чтобы правильно поставить вопрос, воспользуемся помощью слов «горжусь», «интересуюсь»:
К словам в форме творительного падежа с предлогом зададим соответствующие вопросы:
Вопросы предложного падежа
Предложный падеж образуется обязательно с участием предлога, из-за чего получил такое название. К существительным в этой падежной форме ставим вопросы о ком? о чём?
Вопросы предложного падежа помогут задать вспомогательные слова «сообщить», «вспоминать»:
С существительными в форме предложного падежа используются предлоги
Вопросы предложного падежа задаются с участием этих предлогов:
Определение падежа существительного
Основным приёмом в определении падежа существительного является постановка вопроса. Падежный вопрос задается от слова, к которому принадлежит исследуемое существительное, с которым оно грамматически связано в сочетании или предложении.
Зонтик (кого?) подруги (р. п.) пригодился нам во время внезапно начавшегося дождя.
Я спрошу об этом (у кого?) у подруги (в. п.).
Иногда правильно определить падеж помогает метод замены на такую же падежную форму. Например, в словосочетании «идти по тропинке» зависимое от глагола существительное находится в омонимичной форме либо дательного, либо предложного падежа. Какой вопрос следует задать к слову:
Заменим форму единственного числа существительного на форму множественного:
Этот прием поможет понять, что слово «по тропинке» имеет форму дательного падежа, так как окончанием -ам характерно для формы множественного числа этого же падежа.
В отдельных случаях правильно выяснить падеж омонимичных форм существительных помогает предлог. Формы слов «к школе» и «при школе» различаются только предлогами. Предлог «к» употребляется с дательным падежом (к чему? к ограде, к городу). Вспомним, что предлог «при» характерен только для предложного падежа. Аналогичным способом, сопоставляя формы слов с одним и тем же предлогом, определяется падеж у несклоняемых имен существительных:
Не смешиваем падежные вопросы с синтаксическими. Падежные вопросы выясняют форму существительного с точки зрения морфологии (учении о форме слов). Синтаксические вопросы задаются к члену предложения.
В этом примере падежный (морфологический) вопрос совпадает с синтаксическим. Существительное в форме винительного падежа является прямым дополнением.
В этом предложении падежный вопрос не совпадает с вопросом к члену предложения.
Какой падеж отвечает на вопрос «куда»?
Это частый вопрос, которым задаются школьники. К какому-то обстоятельству, выраженному именем существительным, в предложении задаётся вопрос «куда». В форме какого падежа использовано это имя существительное?
Школьники,(особенно, накануне ЕГЭ), должны хорошо ориентироваться в множестве форм родного языка. Должен видеть, что русский язык не загнать в
рамки Правил ( все- равно, что- то да не влезает,( например, не надо спорить о том что «миноносец» не имеет женского рода,) а кроме письменного, есть устный- разговорный русский язык, способный опрокинуть любой постулат из школьного учебника, который живет, развивается- «ветвится», питаясь от «корней»
Вопрос задан по наречию «куда»подразумевающий ее вопросительную форму. В таком разе, все начинает исходить либо из повествовательных, либо из вопросительных примеров предложений. Но диалоги, состоящие из простых- безличных предложений с ярко выраженной эмоциональной окраской, разве не имеют право на на существование в русском разговорном бытовом языке. Можно привести примеры диалогов, которые проиходят тысячами на наших просторах между двумя людьми,-
Именительный.» Куда?»- «Секрет.(!)
Родительный. «Куда?»- «Нет секрета.(!)
Дательный. «Куда?»- «По секрету. «
Винительный.»Куда?»- «Секрет,(не видишь?)»
Творительный. «Куда?»- «Секретом(поделюсь)»
Предложный. «Куда?»- «О секрете(узнать)»
И в зависимости от мест диалогов и участников, речь может идти хоть о чем, хоть о бабушке, хоть о пропавшей овце, естественно, о падежах там мало кто думает. )
И в относительной форме, множество примеров есть,- » Вот дом, куда переезжаю». и так далее- по всем падежам.
Для начала вспомним, какой член предложения отвечает на вопрос «куда?. Это обстоятельство. А теперь вспомним, какими частями речи выражено обстоятельство. Да разными: наречием, деепричастием, инфинитивом и даже целыми фразеологическими сочетаниями. Но нас они не интересуют, потому что эти части речи не склоняются по падежам. А вот тот факт, что обстоятельство может быть выражено существительными в творительном падеже без предлогов, а также существительными в косвенных падежах с предлогами, нас должен заинтересовать, если мы хотим правильно ответить на поставленный вопрос.
Теперь обратимся только к тем обстоятельствам, которые выражены существительными и отвечают на вопрос куда?. Для этого нужны конкретные примеры. Приведём их:
Все пошли обедать в ресторан. Пошли обедать куда? (пошли обедать в ресторан). В данном случае существительное с предлогом в ресторан употреблено в винительном падеже.
Бросайте мусор в урну! Бросайте куда? (бросайте в урну). В данном случае существительное с предлогом в урну употреблено тоже в винительном падеже.
Отряд движется на восток. Движется куда? (движется на восток). В данном случае существительное с предлогом на восток употреблено тоже в винительном падеже.
Мы решили пойти на площадь. Решили пойти куда? (решили пойти на площадь). И опять мы видим, что существительное с предлогом на площадь употреблено в винительном падеже.
Таким образом, существительные с предлогами в, на, стоящие в винительном падеже, точно отвечают на вопрос «куда?». Не все подряд, конечно. Это только в контексте можно определить, на какой вопрос они отвечают.
Мы едем к морю. Мы едем куда? (едем к морю). В данном случае существительное с предлогом к морю употреблено в дательном падеже. Так что вот ещё и существительные с предлогом к, стоящие в дательном падеже, отвечают на вопрос «куда?». И опять же не все, а в зависимости от контекста.
Что же касается того, что в комментариях приводят пример пошёл за малиной и утверждают, что в данном случае можно задать вопрос так: пошел куда? и ответить пошёл за малиной, то я с этим не согласна. Падеж действительно творительный, но я бы задала вопрос другой, а именно: пошёл за чем? (пошёл за малиной). Прошу учесть, что в данном случае вопрос за чем?, а не зачем? Пошел кто-то в лес, именно там малину можно собирать. Другой пример: пошёл за хлебом. Казалось бы, можно спросить пошёл куда? и ответить пошёл за хлебом. Но опять же, лучше задать вопрос пошёл за чем? и ответить также пошёл за хлебом. А пошёл кто-то в магазин (в столовую, да мало ли куда, где хлеб можно взять).