Вопрос чем это какая часть речи
Какая часть речи слово «чем»?
«Чем» — это союз или местоимение «что» в форме творительного падежа в зависимости от контекста.
Чтобы понять, какая часть речи слово «чем», выясним его грамматическую форму и синтаксическую роль в определенном высказывании.
«Чем» — это местоимение
Рассмотрим несколько предложений, в которых употребляется интересующее нас слово.
Че́м ты сегодня меня порадуешь?
Че́м мне сегодня заняться на досуге?
В этих вопросительных предложениях используется слово «чем», начальной формой которого является «что».
Понаблюдаем, как оно изменяется по падежам:
Слово «че́м» в форме творительного падежа не обозначает предмет, а только указывает на него. По этим грамматическим признакам можно понять, что эта лексема принадлежит к самостоятельной части речи — местоимению.
Слово «че́м» помогает грамматически оформить простое вопросительное предложение. Значит, это вопросительное местоимение. Оно также может участвовать в качестве союзного слова в сложноподчиненном предложении. И тогда оно принадлежит к относительным местоимениям.
Я не знаю, че́м тебе можно помочь.
Расскажи мне, че́м ты так увлечен в этой игре.
Че́м бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало (Пословица).
Слово «чем» — это союз
Это слово может присоединять оборот или придаточную часть со значением сравнения, сопоставления в сложноподчиненном предложении.
Давай пойдем медленнее, че́м обычно.
Смысл его слов оказался глубже, че́м мы предполагали.
К нему невозможно задать синтаксический вопрос, что свидетельствует о том, что это слово не является членом предложения. Оно используется как связочный аппарат между двумя частями высказывания. Эта синтаксическая функция позволит отнести его к служебной части речи.
Рассматриваемый союз может присоединять член предложения или придаточную часть со значением меньшей предпочтительности чего-либо тому, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения.
Лучше признаться, че́м жить с ощущением вины в содеянном.
Лучше узнать достоверную информацию, че́м пользоваться домыслами.
Анализируемое слово также может являться частью сложного союза «че́м…тем», который присоединяет придаточную часть со значением сопоставления чего-либо с тем, о чём говорится в главной части.
Че́м дальше охотники углублялись в тайгу, тем сумрачнее становилось вокруг.
Че́м сложнее задача, тем больше времени потребуется на её решение.
На вопросы КЕМ? ЧЕМ? отвечают ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и МЕСТОИМЕНИЯ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ в формах ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА. Начальная форма данных вопросов (а это вопросительные местоимения- существительное) – КТО? ЧТО?
◆ Я восхищён (КЕМ?) жонглёром. Я восхищён (КЕМ?) им.
◆ Он жонглирует (ЧЕМ?) мячиками. Он жонглирует (ЧЕМ?) ими.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И МЕСТОИМЕНИЯ – ЭТО ЧАСТИ РЕЧИ, а подчёркиваем мы ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
НА ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, в том числе вопросы творительного падежа, отвечает ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, который называется ДОПОЛНЕНИЕМ. Дополнения подчёркиваются ПУНКТИРНОЙ ЛИНИЕЙ.
Существительные и местоимения-существительные в творительном падеже могут быть и ДОПОЛНЕНИЯМИ, и СКАЗУЕМЫМИ (основной частью составного именного сказуемого – изучается в 8-м классе):
◆ Я восхищён (КЕМ?) жонглёром. Я восхищён (КЕМ?) им. (Жонглёром, им – дополнения, как члены предложения они отвечают на вопрос КЕМ?). Подчёркиваем ПУНКТИРНОЙ ЛИНИЕЙ.
◆ Василий Петрович был жонглёром. Василий Петрович был им. (Был жонглёром, был им – составные именные сказуемые, как члены предложения они отвечают на вопрос ЧТО ГОВОРИТСЯ О ВАСИЛИИ ПЕТРОВИЧЕ?). Сказуемое как член предложения подчёркивается ДВУМЯ ЧЕРТАМИ.
НЕ ПУТАЙТЕ ЧАСТИ РЕЧИ и члены предложения. Вопросы к одному и тому же слову как к части речи и как к члену предложения далеко не всегда совпадают.
Какая часть речи отвечает на вопрос «ЧЕМ?». Как подчеркнуть?
По правилам русского языка, на вопрос «Чем?» отвечает такая часть речи, как существительное либо местоимение (реже другая часть речи), которая называется дополнением, стоит в творительном падеже и всегда является второстепенным членом предложения. Подчёркивать дополнение следует пунктирной линией _ _ _ _ _. Примеры предложений с дополнением:
«Первые лучи солнца так ярко осветили не скошенный луг, что он заискрился (чем?) сияющим блеском росы»;
«Ты прекрасно играешь на скрипке, никто и не знал об этом, зато теперь все гордятся (чем?) твоим талантом»;
«Никто и не думал унывать, просто каждый решил заняться (чем?) своим делом в отсутствие руководителя»
Например, найдем дополнение в предложениях:
Мы любуемся застывшей, как зеркало, гладью озера.
Я напою котенка молоком.
Я любуюсь тем, как она причесывается.
Дополнение подчёркивается в предложении пунктирной линией _ _ _.
Давайте попробуем рассмотреть на примерах:
Я очень хочу научиться вышивать ( чем?) бисером.
Моя комнатная фиалка немного привяла, и я решила подкормить её (чем?) удобрением.
Эти существительные являются дополнениями и подчёркивать их соответственно необходимо линией пунктирной_ _ _. Ну, вот так мы подчеркнем.
А сейчас другой пример.
Фильм был великолепен, я просто наслаждалась (чем?) им.
На вопрос чем? кем в русском языке отвечают существительные,которые находятся в творительном падеже и местоимения.
Они всегда являются второстепенными членами предложения и выполняют роль дополнения.
Дополнения подчёркиваются пунктирной линией.
-Уходя я громко хлопнул(чем?) дверью;
-Я не могу привыкнуть есть (чем?) палочками;
-Он всегда был (чем? кем?) моим другом.
Если говорить именно о частях речи, то на вопрос «кем, чем?» отвечает такая часть речи как существительное, поставленное в творительный падеж. Если говорить о таком существительном как о члене предложения, то в составе предложения оно будет играть роль дополнения.
Это вопрос творительного падежа. Кем? Чем? На такой вопрос может отвечать дополнение. Я играю (чем?) мячом. Он заболел (чем?) гриппом. Я хочу быть (кем?) учителем. Он очарован (кем?) мной. В этих предложениях дополнение выражено существительным. Дополнение в предложении подчеркивается _ _ _ _ пунктиром.
Это дополнение, выраженное существительным, подчёркивается пунктиром.
На вопрос «чем?» отвечает имя существительное или местоимение, стоящее в творительном падеже. Оно может быть в предложении дополнением.
Я обязательно порадую тебя прекрасным подарком к Дню твоего рождения.
Картина очень красивая, я любуюсь ею.
Дополнение в предложении подчеркивается, как мы знаем, пунктирной линией, вот такой: _ _ _
Часть речи, которая отвечает на вопрос «чем?»
В написании слова сгущенка имеется несколько ошибкоопасных мест.
Вторая трудность в написании слова: какую букву написать в суффиксе, ё или о?
Опять здесь поможет разбор по составу. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется ё:
Аналогично пишутся отглагольные существительные:
Слово университет состоит из пяти фонетических слогов:
у-ни-вер-си-тет.
Как назло, ударным является самый последний слог. По этой причине можно совершить кучу ошибок в написании безударных гласных в этом длинном существительном мужского рода.
Чтобы слово не изменилось при написании до неузнаваемости, попытаемся проверить безударные гласные, вспомнив родственное прилагательное «университетский» и сложное слово «универсиада»
Но в них звучит пятый по счету ударный гласный.
Так что написание этого заимствованного слова из латинского языка через язык-посредник немецкий придется запомнить или обратиться к помощи орфографического словаря.
Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.
Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.
Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.
Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.
Ударение в нем падает на второй слог: градАция.
Корнем слова оказывается морфема ГРАД-: Градуировать-Градус.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, а само слово можно ошибочно написать как грОдация.
Проверить безударную гласную в этом слове можно с помощью слова грАдус.
Написание суффикса АЦИ следует помнить, в нем не может быть гласной Ы.
Ударение в нем падает на второй слог: депЕша.
Корнем слова оказывается морфема ДЕПЕШ-, а однокоренных слов не находится.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как дИпеша.
Проверить безударную гласную Е в слове Депеша однокоренными словами мы не можем, ведь слово Депеша пришло в русский язык из французского и сохранило оригинальное правописание. Поэтому слово Депеша следует запомнить и справляться у словаря.
Морфологический разбор слова «вопрос-чем»
Морфологический разбор «вопрос-чем»:
«Вопрос-Чем»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «вопрос-чем»
Фонетический разбор слова «вопрос-чем»
Карточка «вопрос-чем»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Чем это какая часть речи? Чем это какая часть речи?
Русский язык богат самыми разными омонимами, в том числе и омоформами – грамматическими омонимами, а потому, не видя слово ЧЕМ в предложении, нельзя определить его частеречную принадлежность.
Начнём с частей речи самостоятельных. Слово ЧЕМ может оказаться формой творительного падежа местоимения-существительного ЧТО. Причём это может быть как вопросительное местоимение, так и относительное:
► ЧЕМ ты так долго занят? – Здесь вопросительное местоимение ЧЕМ, с его помощью мы задали вопрос;
► Я вижу, ЧЕМ ты занимаешься. – А здесь относительное местоимение ЧЕМ, оно, являясь членом предложения (дополнением), одновременно выполняет функцию подчинительного союза: присоединяет придаточное предложение к главному. Относительные местоимения по этой причине называют союзными словами.
Слово ЧЕМ может оказаться и служебной частью речи – союзом, употребляющимся в сравнительных оборотах и обстоятельственных придаточных сравнения:
► Сегодня он говорит увереннее, ЧЕМ обычно. – Союз ЧЕМ употреблён в сравнительном обороте;
► Вода в озере оказалась холоднее, ЧЕМ я предполагала. – Союз ЧЕМ присоединяет сравнительное придаточное к главному.
Кроме того, ЧЕМ может оказаться частью составного союза ЧЕМ… ТЕМ, который присоединяет придаточное предложение со значением сопоставления чего-либо с тем, о чём говорится в главном предложении:
► ЧЕМ дальше в лес, ТЕМ больше дров. (Пословица)
► ЧЕМ жарче день, ТЕМ сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом… (И. Бунин).