Вопрос 3 что можно назвать основным лозунгом классицизма
Что такое классицизм?
Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.
Когда появился классицизм?
Классицизм в Европе и России
Конец XIX- начало XX века
Идеи классицизма
Иерархия жанров классицизма
В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:
В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.
В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.
Признаки классицизма
Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.
В театре
В поэзии
В архитектуре
В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.
Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.
Классицизм и сентиментализм
Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.
Тест с ответами для 9 класса “Классицизм”
1. Тематику и лексику “высокого штиля” и просторечье удалось соединить этому представителю русского классицизма:
а) Державину +
б) Фонвизину
в) Ломоносову
2. Основным лозунгом классицизма можно назвать:
а) чувственное восприятие
б) подражание природе +
в) взгляд на жизнь “сквозь призму сердца”
3. Работа, в которой Буало создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма, называется:
а) “Классицизм в искусстве”
б) “Искусство и поэзия”
в) “Поэтическое искусство” +
4. Что включает в себя правило “трёх единств”:
а) единство жанра, места и действия
б) единство времени, места и действия +
в) единство времени, места и героев
5. Для классической пьесы характерна “система амплуа”. Как вы понимаете, что такое амплуа:
а) тип характера, который активно участвует в интриге
б) тип характера, который не принимает участия в интриге
в) тип характера, который переходит из пьесы в пьесу +
6. Что из представленного относится к низким жанрам:
а) комедия, сатира, трагедия
б) комедия, сатира, басня +
в) комедия, эпопея, ода
7. Эпоха классицизма в музыке соответствует этому хронологическому периоду:
а) 18 в. +
б) 17 в.
в) 19 в.
8. Термину “классицизм” подходят следующие определения (характеристики):
а) рациональный, соразмерный +
б) образцовый, лучший +
в) причудливый, вычурный
9. Представителем эпохи классицизма является этот композитор:
а) Монтеверди, Шопен
б) Глюк, Бах
в) Гайдн, Бетховен +
10. Укажите, какие жанры стали самыми важными в музыке классицизма:
а) Фуга, Сюита
б) Симфония, Соната +
в) Вокальный цикл, Опера
11. В классической сонате столько частей:
а) 5
б) 4
в) 3 +
12. Что новаторское использовал Бетховен в жанре симфонии:
а) четырехчастность
б) поэтический текст, хор +
в) солист
13. У Гайдна такое количество симфоний:
а) 104 +
б) 100
в) 50
14. Папагено, Тамино и Памина являются героями этой оперы:
а) Волшебная скрипка
б) Волшебный тромбон
в) Волшебная флейта +
15. Кому принадлежит симфония с тремоло литавр:
а) Гайдн +
б) Глюк
в) Моцарт
16. Кому принадлежит симфония “Юпитер”:
а) Гайдн
б) Моцарт +
в) Глюк
17. С латинского языка, термин “классицизм” переводится, как:
а) образцовый +
б) действенный
в) чувственный
18. Укажите, что такое классицизм:
а) художественное направление (течение) в искусстве и литературе, отражавшее стремление художника к правдивому изображению действительности
б) художественное направление (течение) в искусстве и литературе 17 – начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил +
в) направление (течение) в литературе и искусстве второй половины 18 века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира
19. Когда зародился классицизм, как литературное направление:
а) в России
б) в Англии
в) во Франции +
20. Развёрнутую эстетическую теорию классицизма создал:
а) Буало +
б) Корнель
в) Мольер
21. Укажите главное свойство классицизма:
а) стремление представить человеческую личность в движении
б) доминанта субъективного над объективным
в) обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам +
22. Что лежит в основе эстетики классицизма:
а) элегические настроения
б) принцип рационализма и “подражания природе” +
в) провозглашение творческой активности художника
23. Что из представленного, характерно для классицизма:
а) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах
б) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы
в) теория “трех штилей”, драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом +
24. Какие авторы работали в традициях классицизма:
а) М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин +
б) А.П. Сумароков, А.С. Грибоедов
в) Н.М. Карамзин, В. К. Тредиаковский
25. Автором “теории трёх штилей”, является этот человек:
а) Тредиаковский
б) Фонвизин
в) Ломоносов +
26. Когда в России появился классицизм:
а) вторая половина 18 века
б) 30-е годы 18 века +
в) 17 век
27. К классицизму не относится эта черта:
а) культ чувства +
б) культ разума
в) художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое
28. Что из представленного относится к высоким жанрам:
а) комедия, сатира, ода
б) комедия, эпопея, ода +
в) комедия, трагедия, ода
29. Начало драматургической системе классицизма положил:
а) Тредиаковский +
б) Ломоносов
в) Сумароков
30. Творчество какого автора, является вершиной русского классицизма:
а) Тредиаковского
б) Ломоносова
в) Фонвизина +
Классицизм как художественное направление 17-19 в.в.
Небольшой проверочный тест по теме «Классицизм». Теория. С выбором одного правильного ответа.
Просмотр содержимого документа
«Классицизм как художественное направление 17-19 в.в.»
Тест по литературе в 9 классе по тема: «Классицизм как литературное направление»
1. Термин «классицизм» переводится с латинского языка как
1) направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.
2) художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – начала XIX века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.
3) художественное направление (течение) в искусстве и литературе, отражавшее стремление художника к правдивому изображению действительности.
3. Классицизм как литературное направление зародился
4. Кто создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма?
5. Основное свойство классицизма:
1) стремление представить человеческую личность в движении
2) обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам
3) превосходство личного над общим
6. В основе эстетики классицизма
1) элегические настроения
2) провозглашение творческой активности художника
3) принцип рационализма и «подражания природе»
7. Для классицизма характерно
1) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом
2) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы
3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах
8. Кто является автором «теории трёх штилей»?
3) В.К. Тредиаковский
9. Классицизм появился в России
1) XVII век 2) 30-е годы XVIII века 3) вторая половина XVIII века
10. Какая черта не относится к классицизму?
2) художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
11. К высоким жанрам относятся
1) комедия, трагедия, ода;
2) трагедия, эпопея, ода;
3) комедия, сатира, ода.
12.В драматургическом произведении классицизм всегда
1) разум берет верх, т.к. сердце слепо;
2) чувство побеждает разум, т.к. оно более близко человеку;
3) находится компромисс, который устроил бы всех.
13. Вершиной русского классицизма является творчество (материал 8 класса)
3) В.К. Тредиаковского
14. Что можно назвать основным лозунгом классицизма?
1) подражание природе;
2) чувственное восприятие;
3) взгляд на жизнь «сквозь призму сердца».
15. Как называлась работа, в которой Н. Буало создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма?
1) «Искусство и поэзия»
2) «Классицизм в искусстве»
3) «Поэтическое искусство»
16. Правило «трёх единств» включает в себя
1) единство времени, места и героев;
2) единство времени, места и действия;
3) единство жанра, места и действия.
17. Для классической пьесы характерна «система амплуа». Как вы понимаете, что такое амплуа?
1) тип характера, который не принимает участия в интриге;
2) тип характера, который активно участвует в интриге;
3) тип характера, который переходит из пьесы в пьесу.
Что такое классицизм в литературе, архитектуре и живописи
«Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным».
Рене Декарт, французский философ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если вы любите порядок, симметрию, логику и четкие пропорции, стремитесь к возвышенным идеалам и гармонии (что это?), то классицизм придется вам по вкусу.
Жаль только, что время его расцвета в мировой культуре давно миновало, зато сохранились великие произведения классицизма в литературе, живописи и архитектуре, поражающие наше воображение вот уже четвертый век подряд.
*В центре Петербурга образцы классицизма на каждом шагу.
Казанский собор, 1811 г., архитектор А.Н.Воронихин
Классицизм — это.
Классицизм — это направление в искусстве, распространившееся в ведущих европейских державах начиная с XVII и заканчивая началом XIX века. Это масштабное явление зародилось на стыке Ренессанса (что это?) и Просвещения.
За два века классицизм вобрал в себя черты обеих великих эпох и прошел несколько этапов.
Рождение классицизма
Новый стиль родился во Франции при Людовике XIV, том самом, который получил прозвище «король-солнце» и за почти 73 года своего правления сформулировал главный тезис абсолютизма (что это такое?): «Государство — это я».
Абсолютная власть короля требовала мощной пропаганды, и искусство должно было решать эту задачу.
*Пьер Миньяр, портрет Людовика XIV,1665 г.
Происхождение термина
Термин «классицизм» произошел от прилагательного «классический», а оно, в свою очередь, от латинского classicus — образцовый. Классическими в эпоху Возрождения (когда это было?) называли произведения и авторов, достойных изучения в классах, и эти образцовые творения были родом из античности.
В середине XVIII века Вольтер смело назвал классическими авторов предыдущего XVII столетия. С тех пор начинает формироваться определение классицизма, как особого стиля, противопоставленного зарождающемуся романтизму.
Причем романтики с пренебрежением называли классиков старьем и слепыми подражателями античному искусству, а себя молодцами и новаторами.
Окончательное понимание того, что такое классицизм, сложилось в конце XIX века, когда основными его чертами назвали опору на античное искусство и воплощение идеологии абсолютной монархии.
Русский классицизм
Расцвет европейского, а особенно французского классицизма пришелся на XVII век, а до России эта волна докатилась только к концу XVIII века, но такое запоздание вполне объяснимо — ни Ренессанс, ни Реформация (что это такое?), сыгравшие важную роль в формировании классического стиля, не задели нашу страну даже по касательной.
В конце XVIII века при Екатерине II в России расцветает светская культура. Императрица лично общалась с европейскими просветителями Вольтером, Дидро, д’Аламбером, собирала коллекции живописи, увлекалась литературой.
*Рокотов Ф. С., Портрет Екатерины II, 1770 г.
Неоклассицизм эпохи Просвещения
Русский классицизм по времени совпал с европейским неоклассицизмом — вторым всплеском увлеченности античным искусством. В 40-е годы XVIII века произошел бум археологических раскопок в древнеримских городах, среди которых были Помпеи и Геркуланум, уничтоженные в одночасье извержением Везувия.
И если ранний классицизм смотрел на античность через призму Ренессанса, то после раскопок стало доступно подлинное античное наследие — архитектура и предметы декоративно-прикладного искусства.
*Мечта археолога: Помпеи — город, погребенный заживо
XVIII век стал великой эпохой Просвещения. Идеи равенства людей перед Богом и законом, победы разума над верой, возврат к естественному человеку и оптимистический взгляд на историю наложили свой отпечаток на классицизм этого времени.
Особенности и основные признаки (черты) классицизма
Основной признак классицизма обоих столетий — обращение к античности как к идеалу, неподвластному времени, оттуда черпались темы, сюжеты, конфликты и характеры, которые наполнялись новым содержанием и идеями.
Наиболее характерные черты:
Эстетика (что это такое?) классицизма стоит на трех китах: РАЗУМ, ОБРАЗЕЦ, ВКУС.
Исходя из этого, произведения искусства — это не какие-то плоды мифического вдохновения, фантазии и прочих непонятных состояний, а результаты работы разума, анализа классических образцов и соблюдения правил хорошего тона.
Истоки такого подхода к творчеству лежат в философии Рене Декарта — отца-основателя рационализма.
Рациональная эстетика классицизма стремилась упорядочить искусство, ввести определенные правила, очертить границы жанров.
Именно под влиянием классицизма складываются основы национальной литературы европейских стран и России, закладываются основы театра, создается новый подход к планированию и облику городов.
Классицизм в литературе
Манифестом (что это такое?) классицизма в литературе называют работу «Поэтическое искусство» французского поэта и теоретика литературы, придворного историографа Людовика XIV Никола Буало.
Стихотворная поэма-трактат вышла в 1674 году, состоит из 4 песен, в которых автор излагает принципы поэтического искусства.
*Гиацинт Риго, Портрет Никола Буало, 1704 г.
Теория трех единств
Один из главных принципов классицизма в литературе, а особенно в драматургии — это теория трех единств, идеи которой взяты у Аристотеля и его последователей и направлены на достижение гармонии драматического произведения.
Иерархия жанров
Классицизм разложил по полкам хаос литературных жанров. Правда, пристальное внимание было уделено поэзии и драме (что это такое?), проза (что это?) не очень-то интересовала поклонников античности. Для каждого жанра определялся достойный выбор темы и героев, а также языковые нормы.
К высоким жанрам относилась королева драмы — трагедия, испытавшая небывалый расцвет в эпоху классицизма, эпические (это какие?) поэмы и торжественные оды. Персонажи здесь сплошь героические, события исторические, темы жизненно важные, философские.
Герой ставится перед выбором между долгом и личными интересами, и от этого выбора зависит, хороший ли перед нами персонаж или так себе. Естественно, истинный герой выбирает служение отчизне и долг.
*Алиса Коонен в роли Федры в постановке трагедии Ж.Расина «Федра»,
Камерный театр Таирова, 1922 год
Низкие жанры — сатира (что это?), басня (что это такое?), комедия. Персонажи здесь попроще, события описаны заурядные, а темы — волнующие обычных торговцев, буржуа, ремесленников.
*Эскиз костюма Дон Жуана к комедии Мольера «Дон Жуан, или каменный гость»
В произведениях низких жанров уместен разговор о чувствах и пороках людей.
Национальные особенности литературы в стиле классицизма
В разных странах классицизм в литературе имел свои особенности.
Во Франции он сложился в стройную систему, а наиболее яркие представители французского классицизма стали флагманами в своих жанрах.
Пьер Корнель и Жан Расин— отцы французской трагедии, Мольер — создатель классической комедии, Жан де Лафонтен — главный баснописец Франции, Вольтер — великий «многостаночник». Без этих классиков мировая литература пошла бы по другому пути.
В Германии, растерзанной Тридцатилетней войной, в XVII веке более распространен стиль барокко с характерными для него мотивами душераздирающих страданий. Феодальная раздробленность страны не способствовала полноценному развитию классицизма, но все же и здесь находятся его приверженцы.
Мартин Опиц продвигал идеи классицизма на немецкой почве. Он настаивал на воспитательной и познавательной роли литературы, призывал поэтов писать на родном языке, избавляя его от просторечного мусора, проводил реформу стиха, добиваясь строгости формы.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Особняком стоит этап под кодовым названием Веймарский классицизм, который случился в самом конце XVIII века благодаря совместной работе двух великих немецких поэтов Гёте и Шиллера, к этому времени несколько умеривших свои бунтарские настроения периода «Бури и натиска».
Оба гения оказались в немецком городе Веймар, где совместными усилиями составили программу, повлиявшую на всю литературу Германии. Главные тезисы до боли знакомы:
*Памятник Гёте (слева) и Шиллеру (справа) в городе Веймар
Классицизм в русскую литературу пришел стараниями литераторов А.Д.Кантемира, А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского. Они переводили труды французских классиков и подстраивали теорию под отечественные реалии.
Условно говоря, с классицизма началась русская светская литература — Россия активно включилась в мировой литературный процесс.
Русский классицизм не стал калькой с французского, со временем он приобретает самобытные черты:
Ярчайшие представители классицизма в русской литературе — М.В.Ломоносов, создавший теорию «трех штилей», на долгое время определившую развитие отечественной литературы,
А так же Д.И.Фонвизин, написавший первые в России бытовые комедии «Недоросль» и «Бригадир», Г.Р.Державин, последний русский классицист и первый русский поэт.
Классицизм в архитектуре и живописи
Главная тема архитектуры классицизма — это рациональное планирование городов. Опираясь на античные образцы, а иногда копируя их (неогреческий стиль), архитекторы проектировали не только церкви и дворцы, но и общественные здания — рынки, театры, больницы, тюрьмы.
В этот период рождается урбанистика, как мы понимаем ее сегодня, с продумыванием парков, площадей, удобным расположением улиц.
Признаки классицизма в архитектуре встречаются во всех крупных городах Европы, России и Америки:
*Версаль — канонический образец классицизма
Говорящие позы, идеализированное изображение человеческого тела, античные сюжеты или прозрачные намеки на всем известные мифы (что это?) — по этим признакам можно определить классицизм в живописи.
Парижская Академия художеств, открытая в 1648 году, ввела своеобразный кодекс чести истинного классического живописца, отступление от которого не приветствовалось.
Как и в литературе, признаком классицизма в живописи становится четкое жанровое разделение.
Высокие живописные жанры:
*Жак Луи Давид, Клятва Горациев, 1784 г.
Низкие живописные жанры:
*Клод Лоррен, Порт на закате, 1639 г.
Роль классицизма в мировой культуре
Классицизм — первое в истории мировой культуры направление, которое сложилось в целостную систему и осознавалось как особый стиль самими участниками событий.
В этот период происходит взлет многочисленных жанров в основных направлениях искусства, рождается национальная литература разных стран, проводится работа по систематизации теоретической базы в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе.
Классицизм утратил лидирующие позиции в XIX веке, но его черты обнаруживаются в искусстве XX столетия, даже сейчас классический стиль с его рационализмом и гармонией востребован в дизайне.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Не знаю, что рационального в этой классической архитектуре, скорее наоборот, много лишнего, сделанного лишь для красоты, а вовсе не практической пользы.
Меня вообще удивляет этот подход, неужели люди раньше денег не считали? Строились такие сложные архитектурные ансамбли, даже сейчас, при современных технологиях, такое строительство стоило бы огромных денег, а уж в то время, когда труд был ручным, даже и говорить не приходится.
Эх, было же время! Классицизм можно назвать настоящим искусством, в отличии от того, что принято считать искусством в наши дни!