Вольжаный жребий что значит

Дневники учителя: эксперимент, Гоголь и городок Дулут

Простуда

Если ты учитель и ты заболел, то ты сидишь дома и лечишься, лечишься, лечишься; если ты учитель по скайпу и ты заболел, то ты сидишь дома и работаешь, работаешь, работаешь.

Проверочное слово

Настал, думаю, мой черёд давить на жалость: обвязался шарфом, взял в руки дымящуюся кружку с жаропонижающим, веду урок русского языка.

— Скажи мне, пожалуйста, в слове «ядовитый» какая первая гласная?

А ведь когда дети болели, я проявлял к ним, кажется, гораздо больше милосердия, не бил так больно и страшно.

— Почему, — говорю, — вдруг «е»-то? Проверочное слово какое? Ядовитый, значит, содержащий — что?

Развязал шарф, отложил в сторону кружку: всё равно толку никакого.

Городок Дулут

Сегодня я внезапно вспомнил сериал «Фарго». Был там, если не ошибаюсь, такой городок Дулут, штат Миннесота. Я имею в виду тот самый городок Дулут, вечные снега которого на протяжении восьми серий подряд обагривали кровью невинных. Так вот, через десять минут я начну урок русского языка с новым учеником, и, как можно догадаться, живёт мой новый ученик в городке Дулут. Помолился бы за меня кто-нибудь.

Замена

В дни, когда я не поспеваю с корабля на бал (читай: с урока на спектакль), я загодя приезжаю в театр, сажусь в зрительском фойе, открываю ноутбук и с чистым сердцем проповедую детям спряжения глаголов. Поскольку все виды моей квартиры паства уже давно заучила, любую смену декораций в кадре они отмечают без малейшей ошибки:

— А где это вы? — спрашивает меня сегодня ученица. — Вы что, не дома?

— Не дома, — сознаюсь я. — В театре.

— Видишь ли, у меня сегодня спектакль. Опоздать я не мог. Поэтому вот приехал заранее. Проведу сейчас с тобой урок и пойду в гримёрную.

— Болею, — отвечаю я, потупив голову. — Но выбора нет! Нельзя же отменить спектакль!

Один только звук этого тяжёлого, как вздох режиссёра, слова парализует всё моё тело. Я проглатываю язык и принимаюсь мелко-мелко мотать головой.

— У вас что, нет замен?

Я продолжаю мотать головой, отгоняя от себя несчастье.

— Почему у вас нет замен?

Я тихо нашёптываю под нос: чур меня, чур… чур меня, чур.

— Да почему вас не заменят, я не пойму?

— Да потому, — вскрикиваю я наконец, не выдержав, — что я незаменим!

Ребёнок вдруг странным образом затихает, приняв на веру вопль о моей исключительности, — а вот коллеги по сцене, сидящие здесь же, в фойе, проявляют, кажется, куда больше скептицизма: во всяком случае, так я объясняю себе внезапные оскалы на их нежных, родных лицах.

Календарь

16:00 – 18:00 — Саша, Арина (Москва)

18:00 – 19:00 — Веня (Лос-Анджелес)

20:00 – 21:00 — Миша (Швеция)

22:00 – 23:00 — Арсений (Марсель)

23:00 – 0:00 — Ролан (Дулут)

Чтобы не сойти с ума, я веду электронный календарь. Вот, скажем, моё расписание на 5-е октября. Айфон выделяет этот день среди остальных и помечает оранжевой праздничной меткой: «День учителя». Что? Ах ну да, день учителя.

Гоголь

«Говорит Садко-купец, богатый гость:

— Видно, царь морской требует

Живой головы во сине море.

Делайте, братцы, жеребья вольжаны,

Я сам сделаю на красноем на золоте,

Всяк свои имена подписывайте,

Спускайте жеребья на сине море:

Чей жеребий ко дну пойдет,

Таковому идти в сине море.

Делали жеребья вольжаны,

А сам Садко делал на красноем на золоте,

Всяк свое имя подписывал,

Спускали жеребья на сине море.

Как у всей дружины хоробрые

Жеребья гоголем по воде плывут,

А у Садка-купца — ключом на дно…»

Что жеребий вольжаный — это кусок дерева с вырезанной на нём меткой, — к этому времени я дитяте объяснил; но былину прочесть не реку перейти; и вот уже возникает новый вопрос:

— Я не поняла, — спрашивает дитятя, — а что значит “гоголем плывут”?

— Это значит: плывут и не тонут, как птица гоголь. Знаешь такую?

В занятиях по скайпу есть свои премудрости, и вот одна из них: ежели дитятя не знает, что такое дышло, или, скажем, бивак, или вот даже тот же самый гоголь, то не надо, я считаю, сходить с ума и рисовать в воздухе пышные узоры, стараясь разъяснить неразъяснимое, а надо просто залезть в гугл и загуглить гоголя. Я в этом деле давно наловчился и проворачиваю его теперь в три взмаха детских ресниц:

— Какая прелесть! Какая чудесная утка!

Дитятя разглядывает присланный мной снимок белогрудой птицы, а я с мошеннической улыбкой продолжаю урок:

— Знакомься, пожалуйста. Это гоголь. Только не путай с писателем, хорошо?

— Есть птица, а есть Николай Василич, хорошо?

Вздохнув горделиво, я собираюсь уже вернуться к книге, как вдруг замечаю в глазах дитяти разгорающееся пламя чудовищной догадки: зрачки сверкают, белки полыхают.

— Так-так-так, — говорю я опасливо и тихо, как всегда это со мной бывает на пороге погибели. — Скажи мне, милая, что именно ты поняла?

— Жил-был писатель, а потом умер и превратился в птицу.

— Нет! Нет-нет-нет, моя дорогая, нет! Я неловко выразился, я ввёл тебя в заблужденье! Никто и ни в кого не превращался! Его просто так назвали, вот и всё!

— Люди назвали птицу в честь писателя?

Я замираю с раскрытым ртом и вглядываюсь, как в первый раз, во фразу, с которой всё началось: «Жеребья гоголем по воде плывут…» Кто бы мог подумать, что эта безвинная строка обернётся пучиной. А ведь дальше будет ещё строка, и ещё, и ещё, и каждая будет таить в себе опасность. Уж сколько раз паду я в эти бездны, разверстые вдали…

— Видно, царь морской требует живой головы во сине море, — шепчу я, готовясь тонуть, и всё равно делаю последнюю попытку. — Моя дорогая, всё было не так. Всё было ровно наоборот. Это имя писателя произошло от имени птицы. Понимаешь?

— Да, понимаю, — отзывается дитятя. — Только объясните тогда, как можно было назвать ребёнка в честь птицы, тем более, если он великий русский писатель!?

Тут я издаю короткий вздох и ухожу с головой под школьную хрестоматию.

Эксперимент

Учитель всегда должен точно формулировать задачу, ибо каждая его неточность может быть использована против него.

На прошлой неделе я попросил свою пятиклассницу написать дома текст, который бы содержал все изученные к этому времени словарные слова. Сегодня на уроке, согнувшись в три погибели от тяжести удара, я прочёл двухстраничный рассказ. Привести его целиком мне не позволяет внезапная мигрень, но несколько цитат я, пожалуй, осилю:

«Косьба напала на фонтан, фонтан упал на тротуар, тротуар написал рапорт на молотьбу, потом они состязались в беге на триста метров. Вожжи сварили фирменный щавелевый суп и угостили им людей на республиканских баррикадах. Неувядаемый панцирь собачонки изредка участвовал в спартакиадах. Эксперимент с изморозью был описан в брошюре, сброшен с парашюта и оценён жюри на пять баллов».

— Дорогая моя, — завыл я в камеру, добравшись до конца, — что это такое?

— Да. Но что с ним, с этим текстом? Он заболел? Ему удалили смысл?

— Вы сказали только, что он должен содержать словарные слова. Про смысл вы ничего не говорили.

Эксперимент с абсурдом был описан в дневнике, сброшен в фейсбук и оценён жюри на пять баллов. Увядший мозг учителя от дальнейшего участия в спартакиаде отказался.

Открытка

Сегодня в театре мне передали торжественную посылку: пакет, в пакете всякое вкусное, полезное, красивое и плюс ещё открытка. На обложке угрюмый бородач — вылитый я в скайпе; исключение составляют только бицепсы: у меня их, к сожалению, нет; а этот, сволочь, их прямо накачал — так вот, угрюмый бородач стоит с тяжёлым походным рюкзаком, забитым до отказа заснеженными горными пиками, на краю высокой пропасти и с отчаянием глядит в пустоту. «Поздравляю с днём учителя! Желаю покорить все вершины! Миша из Швеции!» Я был тронут.

Источник

Что такое жребий? Значение, синонимы и толкование

Вольжаный жребий что значит. 2246634. Вольжаный жребий что значит фото. Вольжаный жребий что значит-2246634. картинка Вольжаный жребий что значит. картинка 2246634. Простуда

Это волнует почти каждого человека, который хотя бы иногда задумывается о судьбе и своей жизни. Сложные взаимосвязи, которые в итоге стихийно формируют наше существование, заставляют размышлять о том, насколько хорош наш жребий и что такое можно сделать или, наоборот, не сделать, чтобы его улучшить. Об этом и поговорим сегодня.

Значение

Вольжаный жребий что значит. 2246627. Вольжаный жребий что значит фото. Вольжаный жребий что значит-2246627. картинка Вольжаный жребий что значит. картинка 2246627. Простуда

Толковый словарь нас не балует разнообразием смыслов объекта исследования, но в нем есть все, что нужно. Итак, значений слова «жребий» два:

Что еще важного нам говорит словарь? Читатель даже без особенной подготовки скажет: одно значение является прямым, а другое – переносным. Да, все верно. А еще словарь говорит, что второе значение существительного устарело. С последним утверждением можно и поспорить, но мы не будем, пусть читатель сам решает, наше дело – рассказать о том, что такое жребий. Переходим к смысловым аналогам.

Синонимы

Замены помогают лучше понять смысл объекта исследования. Если кто-то не слишком уяснил значение слова через объяснение, то есть и другой путь – использовать аналогичные существительные, и все сразу станет очевидно. Итак, список следующий:

Как видно из перечня, синонимы к слову «жребий» относятся только ко второму значению, так как под первым может пониматься что угодно, любой предмет. Например, помните, как в известной кинокартине Эльдара Рязанова «Гараж» (1979) люди испытывали судьбу с помощью бумажки, помеченной крестом? Это был их жребий и способ решить спор, который изрядно затянулся.

Судьба – это случайность или закономерность?

Вольжаный жребий что значит. 2246653. Вольжаный жребий что значит фото. Вольжаный жребий что значит-2246653. картинка Вольжаный жребий что значит. картинка 2246653. Простуда

Хороший вопрос, а главное, не имеющий ответа. Все зависит от того, кто и когда спрашивает. Например, сейчас нас книги по саморазвитию убеждают, что человек может все или почти все. То есть он может преодолеть свою уникальную жизненную ситуацию, свое окружение и совершить-таки квантовый скачок, который перенесет его в другое социальное положение как по волшебству. А для того чтобы мечта осуществилась, надо всего ничего – только прочитать книгу по саморазвитию. Но люди, возможно, не знают, но текст сам по себе не способен действовать. Прочитав нечто, мы можем только вдохновиться, а изменение судьбы – это дело рук каждого человека. Но если посмотреть с другой стороны, то всем пишущим, конечно, приятно, что текст сейчас ставится так высоко, такие большие надежды на него возлагаются.

Была в истории и другая точка зрения. В Древней Греции существовал свой ответ на вопрос, что такое жребий. Судьба человек предрешена, причем не только люди, но и боги подчиняются року, который до известной степени слеп и совершенно точно безжалостен, как правосудие в идеале. Богинь судьбы зовут мойрами, их три: Клото, Лахесис и Антропос. Первая прядет жизненную нить человека, которая, как нетрудно понять, определяет длину жизни мужчины или женщины, вторая сестра вытягивает для каждого свой жребий, который, в свою очередь, определяет качество жизни. А третья сестра записывает результаты в свиток судьбы, и что зафиксировано там – совершенно неизбежно.

Естественно, никто вам не скажет, кто в этом споре прав – древность или современность. Можно лишь утверждать, что в каждой позиции есть как плюсы, так и минусы. О последнем можно рассуждать долго, поэтому лучше поговорим о практических вещах. Как именно относиться к судьбе, как чему-то предопределенному или, наоборот, как к тому, что поддается корректировке? Чтобы ответить на вопрос, что такое жребий, рассмотрим два варианте развития событий, две стратегии взаимодействия с судьбой.

Форрест Гамп и его покорность судьбе

Вольжаный жребий что значит. 2246658. Вольжаный жребий что значит фото. Вольжаный жребий что значит-2246658. картинка Вольжаный жребий что значит. картинка 2246658. Простуда

Сенека говорил, что тех, кто согласен с судьбой, она ведет, а несогласных с ней – тащит. Форрест, конечно, не читал римского философа, а если бы читал, возможно, ничего бы не понял, зато он полностью воплотил его принцип.

Гамп никогда судьбе не противился. Он плыл по течению, никого не отвергал, не обижал, боролся с несправедливостью и, даже несмотря на то, что его IQ был немного ниже нормы, прожил счастливую жизнь. Форрест помог многим людям. Гамп воплощает собой доброту. Не будем здесь особенно много говорить о свершениях главного героя замечательного фильма, каждый может с легкостью освежить их в памяти. И понять, что Форрест – пример того, что течение иногда выносит к счастливому берегу. Да, кстати, фильм – это экранизация одноименного романа Уинстона Грума.

Карл Брашир и его борьба с судьбой

Вольжаный жребий что значит. 2246663. Вольжаный жребий что значит фото. Вольжаный жребий что значит-2246663. картинка Вольжаный жребий что значит. картинка 2246663. Простуда

Есть и другая стратегия отношения к судьбе – противостояние ее суровости. Если бы главный герой фильма «Военный ныряльщик» (2000) уступил, то какая бы жизнь его ждала? А так он остался в строю. Известно, что в основу фильма были положены реальные события. Фактически Карл Брашир спас не только свою жизнь, но и жизнь тех, кто посмотрел художественный фильм о его судьбе в нужный момент. Полагаем, таких было немало. Кроме того, фильм, как и любое произведение искусства, пережил своего прототипа и принесет еще много-много пользы последующим поколениям. Мораль фильма очень проста: «Никогда не сдавайся!»

Правда, общий вывод все тот же: единого рецепта счастливой жизни нет. Каждый человек старается выбрать ту форму существования, которая подходит именно ему. Одни не могут не бороться, а другие не могут сражаться. В итоге нельзя сказать, что какая-то стратегия безусловно хороша или плоха. Многое зависит от уникальной человеческой ситуации.

А мы завершили свое рассмотрение вопроса о том, что значит слово «жребий», надеемся, было интересно.

Источник

Значение слова жребий

Словарь Ушакова

жр е бий, жребия, муж.

1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.

Этимологический Словарь Русского Языка

Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).

Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке.

Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в.

Встречается в древнепрусском: girbin – «число».

Фразеологический словарь русского языка

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, например, который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как, например, Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1 Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1 Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1 Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. «В пОлу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его — от Господа». Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в пОлу (одежды), но слово «в пОлу» может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.

Фразеологический словарь (Волкова)

Библейский Словарь к русской канонической Библии

жр’ебий — как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» ( Пс.15:5 ; Ис.17:14 ; Иер.13:25 ; Деян.8:21 ; Деян.26:18 ).

Православная энциклопедия

способ решения спорных вопросов у древних иудеев. Это расценивалось как непосредственное обращение к Всевышнему (Притчи Соломона, 16, 33). В день очищения с помощью жребия решался вопрос о том, какой из двух козлов будет заклан в качестве очистительной жертвы, а какой будет отпущен в пустыню (козел отпущения). По жребию были выбраны города, в которых селились левиты. Он также определял виновного в проступке, согласно ему распределялось время служб для священников. Кроме того, он указывал, кого следует выбрать первым царем. В общем, с помощью жребия решались буквально все дилеммы, возникавшие в жизни древних иудеев. Новозаветная церковь тоже переняла этот древний обычай. Например, взамен отпавшего Иуды с помощью жребия был выбран апостол Матфей (Деяния апостолов, 1, 15–26). И даже «распявшие же Его [Господа] делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Матфея, 27, 35).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Условный предмет (билет, монета и т.д.), вынимаемый из числа одинаковых для разрешения спора или установления очерёдности.

* Тянуть жребий. Достаться по жребию. *

Библия: Тематический словарь

(бросание жребия)

А. В каких случаях бросали жребий

1. Когда богоизбранному народу необходимо было принять решение

выбирая козла в день искупления:

разделяя Ханаан между племенами Израиля:

определяя неправую сторону:

назначая обязанности священникам и левитам:

1Пар 24:5,31; 1Пар 26:13–16; Лк 1:5-9

решая, кто будет жить в Иерусалиме:

избирая апостола вместо Иуды:

2. Решения, которые принимали язычники, бросая жребий

выбор для истребления Иудеев Аманом:

определение греховности Ионы моряками:

решение судеб отдельных людей владельцами побежденных Израильтян:

Иоил 3:3; Авд 11; Наум 3:10

для разделения одежд Иисуса:

Б. Решения при бросании жребия от Господа:

В. Урим и туммим — форма бросания жребия:

Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; Ис 28:6

Словарь Ожегова

ЖРЕБИЙ, я, м.

1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [ первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено).

2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. комун.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— в древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах «Афинской политии» Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах — у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kü rzeren ziehen).

Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).

А. М. Л.

В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *