Вольжаный жребий что значит
Дневники учителя: эксперимент, Гоголь и городок Дулут
Простуда
Если ты учитель и ты заболел, то ты сидишь дома и лечишься, лечишься, лечишься; если ты учитель по скайпу и ты заболел, то ты сидишь дома и работаешь, работаешь, работаешь.
Проверочное слово
Настал, думаю, мой черёд давить на жалость: обвязался шарфом, взял в руки дымящуюся кружку с жаропонижающим, веду урок русского языка.
— Скажи мне, пожалуйста, в слове «ядовитый» какая первая гласная?
А ведь когда дети болели, я проявлял к ним, кажется, гораздо больше милосердия, не бил так больно и страшно.
— Почему, — говорю, — вдруг «е»-то? Проверочное слово какое? Ядовитый, значит, содержащий — что?
Развязал шарф, отложил в сторону кружку: всё равно толку никакого.
Городок Дулут
Сегодня я внезапно вспомнил сериал «Фарго». Был там, если не ошибаюсь, такой городок Дулут, штат Миннесота. Я имею в виду тот самый городок Дулут, вечные снега которого на протяжении восьми серий подряд обагривали кровью невинных. Так вот, через десять минут я начну урок русского языка с новым учеником, и, как можно догадаться, живёт мой новый ученик в городке Дулут. Помолился бы за меня кто-нибудь.
Замена
В дни, когда я не поспеваю с корабля на бал (читай: с урока на спектакль), я загодя приезжаю в театр, сажусь в зрительском фойе, открываю ноутбук и с чистым сердцем проповедую детям спряжения глаголов. Поскольку все виды моей квартиры паства уже давно заучила, любую смену декораций в кадре они отмечают без малейшей ошибки:
— А где это вы? — спрашивает меня сегодня ученица. — Вы что, не дома?
— Не дома, — сознаюсь я. — В театре.
— Видишь ли, у меня сегодня спектакль. Опоздать я не мог. Поэтому вот приехал заранее. Проведу сейчас с тобой урок и пойду в гримёрную.
— Болею, — отвечаю я, потупив голову. — Но выбора нет! Нельзя же отменить спектакль!
Один только звук этого тяжёлого, как вздох режиссёра, слова парализует всё моё тело. Я проглатываю язык и принимаюсь мелко-мелко мотать головой.
— У вас что, нет замен?
Я продолжаю мотать головой, отгоняя от себя несчастье.
— Почему у вас нет замен?
Я тихо нашёптываю под нос: чур меня, чур… чур меня, чур.
— Да почему вас не заменят, я не пойму?
— Да потому, — вскрикиваю я наконец, не выдержав, — что я незаменим!
Ребёнок вдруг странным образом затихает, приняв на веру вопль о моей исключительности, — а вот коллеги по сцене, сидящие здесь же, в фойе, проявляют, кажется, куда больше скептицизма: во всяком случае, так я объясняю себе внезапные оскалы на их нежных, родных лицах.
Календарь
16:00 – 18:00 — Саша, Арина (Москва)
18:00 – 19:00 — Веня (Лос-Анджелес)
20:00 – 21:00 — Миша (Швеция)
22:00 – 23:00 — Арсений (Марсель)
23:00 – 0:00 — Ролан (Дулут)
Чтобы не сойти с ума, я веду электронный календарь. Вот, скажем, моё расписание на 5-е октября. Айфон выделяет этот день среди остальных и помечает оранжевой праздничной меткой: «День учителя». Что? Ах ну да, день учителя.
Гоголь
«Говорит Садко-купец, богатый гость:
— Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море.
Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
Я сам сделаю на красноем на золоте,
Всяк свои имена подписывайте,
Спускайте жеребья на сине море:
Чей жеребий ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море.
Делали жеребья вольжаны,
А сам Садко делал на красноем на золоте,
Всяк свое имя подписывал,
Спускали жеребья на сине море.
Как у всей дружины хоробрые
Жеребья гоголем по воде плывут,
А у Садка-купца — ключом на дно…»
Что жеребий вольжаный — это кусок дерева с вырезанной на нём меткой, — к этому времени я дитяте объяснил; но былину прочесть не реку перейти; и вот уже возникает новый вопрос:
— Я не поняла, — спрашивает дитятя, — а что значит “гоголем плывут”?
— Это значит: плывут и не тонут, как птица гоголь. Знаешь такую?
В занятиях по скайпу есть свои премудрости, и вот одна из них: ежели дитятя не знает, что такое дышло, или, скажем, бивак, или вот даже тот же самый гоголь, то не надо, я считаю, сходить с ума и рисовать в воздухе пышные узоры, стараясь разъяснить неразъяснимое, а надо просто залезть в гугл и загуглить гоголя. Я в этом деле давно наловчился и проворачиваю его теперь в три взмаха детских ресниц:
— Какая прелесть! Какая чудесная утка!
Дитятя разглядывает присланный мной снимок белогрудой птицы, а я с мошеннической улыбкой продолжаю урок:
— Знакомься, пожалуйста. Это гоголь. Только не путай с писателем, хорошо?
— Есть птица, а есть Николай Василич, хорошо?
Вздохнув горделиво, я собираюсь уже вернуться к книге, как вдруг замечаю в глазах дитяти разгорающееся пламя чудовищной догадки: зрачки сверкают, белки полыхают.
— Так-так-так, — говорю я опасливо и тихо, как всегда это со мной бывает на пороге погибели. — Скажи мне, милая, что именно ты поняла?
— Жил-был писатель, а потом умер и превратился в птицу.
— Нет! Нет-нет-нет, моя дорогая, нет! Я неловко выразился, я ввёл тебя в заблужденье! Никто и ни в кого не превращался! Его просто так назвали, вот и всё!
— Люди назвали птицу в честь писателя?
Я замираю с раскрытым ртом и вглядываюсь, как в первый раз, во фразу, с которой всё началось: «Жеребья гоголем по воде плывут…» Кто бы мог подумать, что эта безвинная строка обернётся пучиной. А ведь дальше будет ещё строка, и ещё, и ещё, и каждая будет таить в себе опасность. Уж сколько раз паду я в эти бездны, разверстые вдали…
— Видно, царь морской требует живой головы во сине море, — шепчу я, готовясь тонуть, и всё равно делаю последнюю попытку. — Моя дорогая, всё было не так. Всё было ровно наоборот. Это имя писателя произошло от имени птицы. Понимаешь?
— Да, понимаю, — отзывается дитятя. — Только объясните тогда, как можно было назвать ребёнка в честь птицы, тем более, если он великий русский писатель!?
Тут я издаю короткий вздох и ухожу с головой под школьную хрестоматию.
Эксперимент
Учитель всегда должен точно формулировать задачу, ибо каждая его неточность может быть использована против него.
На прошлой неделе я попросил свою пятиклассницу написать дома текст, который бы содержал все изученные к этому времени словарные слова. Сегодня на уроке, согнувшись в три погибели от тяжести удара, я прочёл двухстраничный рассказ. Привести его целиком мне не позволяет внезапная мигрень, но несколько цитат я, пожалуй, осилю:
«Косьба напала на фонтан, фонтан упал на тротуар, тротуар написал рапорт на молотьбу, потом они состязались в беге на триста метров. Вожжи сварили фирменный щавелевый суп и угостили им людей на республиканских баррикадах. Неувядаемый панцирь собачонки изредка участвовал в спартакиадах. Эксперимент с изморозью был описан в брошюре, сброшен с парашюта и оценён жюри на пять баллов».
— Дорогая моя, — завыл я в камеру, добравшись до конца, — что это такое?
— Да. Но что с ним, с этим текстом? Он заболел? Ему удалили смысл?
— Вы сказали только, что он должен содержать словарные слова. Про смысл вы ничего не говорили.
Эксперимент с абсурдом был описан в дневнике, сброшен в фейсбук и оценён жюри на пять баллов. Увядший мозг учителя от дальнейшего участия в спартакиаде отказался.
Открытка
Сегодня в театре мне передали торжественную посылку: пакет, в пакете всякое вкусное, полезное, красивое и плюс ещё открытка. На обложке угрюмый бородач — вылитый я в скайпе; исключение составляют только бицепсы: у меня их, к сожалению, нет; а этот, сволочь, их прямо накачал — так вот, угрюмый бородач стоит с тяжёлым походным рюкзаком, забитым до отказа заснеженными горными пиками, на краю высокой пропасти и с отчаянием глядит в пустоту. «Поздравляю с днём учителя! Желаю покорить все вершины! Миша из Швеции!» Я был тронут.
Что такое жребий? Значение, синонимы и толкование
Это волнует почти каждого человека, который хотя бы иногда задумывается о судьбе и своей жизни. Сложные взаимосвязи, которые в итоге стихийно формируют наше существование, заставляют размышлять о том, насколько хорош наш жребий и что такое можно сделать или, наоборот, не сделать, чтобы его улучшить. Об этом и поговорим сегодня.
Значение
Толковый словарь нас не балует разнообразием смыслов объекта исследования, но в нем есть все, что нужно. Итак, значений слова «жребий» два:
Что еще важного нам говорит словарь? Читатель даже без особенной подготовки скажет: одно значение является прямым, а другое – переносным. Да, все верно. А еще словарь говорит, что второе значение существительного устарело. С последним утверждением можно и поспорить, но мы не будем, пусть читатель сам решает, наше дело – рассказать о том, что такое жребий. Переходим к смысловым аналогам.
Синонимы
Замены помогают лучше понять смысл объекта исследования. Если кто-то не слишком уяснил значение слова через объяснение, то есть и другой путь – использовать аналогичные существительные, и все сразу станет очевидно. Итак, список следующий:
Как видно из перечня, синонимы к слову «жребий» относятся только ко второму значению, так как под первым может пониматься что угодно, любой предмет. Например, помните, как в известной кинокартине Эльдара Рязанова «Гараж» (1979) люди испытывали судьбу с помощью бумажки, помеченной крестом? Это был их жребий и способ решить спор, который изрядно затянулся.
Судьба – это случайность или закономерность?
Хороший вопрос, а главное, не имеющий ответа. Все зависит от того, кто и когда спрашивает. Например, сейчас нас книги по саморазвитию убеждают, что человек может все или почти все. То есть он может преодолеть свою уникальную жизненную ситуацию, свое окружение и совершить-таки квантовый скачок, который перенесет его в другое социальное положение как по волшебству. А для того чтобы мечта осуществилась, надо всего ничего – только прочитать книгу по саморазвитию. Но люди, возможно, не знают, но текст сам по себе не способен действовать. Прочитав нечто, мы можем только вдохновиться, а изменение судьбы – это дело рук каждого человека. Но если посмотреть с другой стороны, то всем пишущим, конечно, приятно, что текст сейчас ставится так высоко, такие большие надежды на него возлагаются.
Была в истории и другая точка зрения. В Древней Греции существовал свой ответ на вопрос, что такое жребий. Судьба человек предрешена, причем не только люди, но и боги подчиняются року, который до известной степени слеп и совершенно точно безжалостен, как правосудие в идеале. Богинь судьбы зовут мойрами, их три: Клото, Лахесис и Антропос. Первая прядет жизненную нить человека, которая, как нетрудно понять, определяет длину жизни мужчины или женщины, вторая сестра вытягивает для каждого свой жребий, который, в свою очередь, определяет качество жизни. А третья сестра записывает результаты в свиток судьбы, и что зафиксировано там – совершенно неизбежно.
Естественно, никто вам не скажет, кто в этом споре прав – древность или современность. Можно лишь утверждать, что в каждой позиции есть как плюсы, так и минусы. О последнем можно рассуждать долго, поэтому лучше поговорим о практических вещах. Как именно относиться к судьбе, как чему-то предопределенному или, наоборот, как к тому, что поддается корректировке? Чтобы ответить на вопрос, что такое жребий, рассмотрим два варианте развития событий, две стратегии взаимодействия с судьбой.
Форрест Гамп и его покорность судьбе
Сенека говорил, что тех, кто согласен с судьбой, она ведет, а несогласных с ней – тащит. Форрест, конечно, не читал римского философа, а если бы читал, возможно, ничего бы не понял, зато он полностью воплотил его принцип.
Гамп никогда судьбе не противился. Он плыл по течению, никого не отвергал, не обижал, боролся с несправедливостью и, даже несмотря на то, что его IQ был немного ниже нормы, прожил счастливую жизнь. Форрест помог многим людям. Гамп воплощает собой доброту. Не будем здесь особенно много говорить о свершениях главного героя замечательного фильма, каждый может с легкостью освежить их в памяти. И понять, что Форрест – пример того, что течение иногда выносит к счастливому берегу. Да, кстати, фильм – это экранизация одноименного романа Уинстона Грума.
Карл Брашир и его борьба с судьбой
Есть и другая стратегия отношения к судьбе – противостояние ее суровости. Если бы главный герой фильма «Военный ныряльщик» (2000) уступил, то какая бы жизнь его ждала? А так он остался в строю. Известно, что в основу фильма были положены реальные события. Фактически Карл Брашир спас не только свою жизнь, но и жизнь тех, кто посмотрел художественный фильм о его судьбе в нужный момент. Полагаем, таких было немало. Кроме того, фильм, как и любое произведение искусства, пережил своего прототипа и принесет еще много-много пользы последующим поколениям. Мораль фильма очень проста: «Никогда не сдавайся!»
Правда, общий вывод все тот же: единого рецепта счастливой жизни нет. Каждый человек старается выбрать ту форму существования, которая подходит именно ему. Одни не могут не бороться, а другие не могут сражаться. В итоге нельзя сказать, что какая-то стратегия безусловно хороша или плоха. Многое зависит от уникальной человеческой ситуации.
А мы завершили свое рассмотрение вопроса о том, что значит слово «жребий», надеемся, было интересно.
Значение слова жребий
Словарь Ушакова
жр е бий, жребия, муж.
1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.
Этимологический Словарь Русского Языка
Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).
Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке.
Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в.
Встречается в древнепрусском: girbin – «число».
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, например, который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как, например, Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1 Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1 Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1 Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. «В пОлу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его — от Господа». Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в пОлу (одежды), но слово «в пОлу» может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.
Фразеологический словарь (Волкова)
Библейский Словарь к русской канонической Библии
жр’ебий — как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» ( Пс.15:5 ; Ис.17:14 ; Иер.13:25 ; Деян.8:21 ; Деян.26:18 ).
Православная энциклопедия
способ решения спорных вопросов у древних иудеев. Это расценивалось как непосредственное обращение к Всевышнему (Притчи Соломона, 16, 33). В день очищения с помощью жребия решался вопрос о том, какой из двух козлов будет заклан в качестве очистительной жертвы, а какой будет отпущен в пустыню (козел отпущения). По жребию были выбраны города, в которых селились левиты. Он также определял виновного в проступке, согласно ему распределялось время служб для священников. Кроме того, он указывал, кого следует выбрать первым царем. В общем, с помощью жребия решались буквально все дилеммы, возникавшие в жизни древних иудеев. Новозаветная церковь тоже переняла этот древний обычай. Например, взамен отпавшего Иуды с помощью жребия был выбран апостол Матфей (Деяния апостолов, 1, 15–26). И даже «распявшие же Его [Господа] делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Матфея, 27, 35).
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Условный предмет (билет, монета и т.д.), вынимаемый из числа одинаковых для разрешения спора или установления очерёдности.
* Тянуть жребий. Достаться по жребию. *
Библия: Тематический словарь
(бросание жребия)
А. В каких случаях бросали жребий
1. Когда богоизбранному народу необходимо было принять решение
♦ выбирая козла в день искупления:
♦ разделяя Ханаан между племенами Израиля:
♦ определяя неправую сторону:
♦ назначая обязанности священникам и левитам:
1Пар 24:5,31; 1Пар 26:13–16; Лк 1:5-9
♦ решая, кто будет жить в Иерусалиме:
♦ избирая апостола вместо Иуды:
2. Решения, которые принимали язычники, бросая жребий
♦ выбор для истребления Иудеев Аманом:
♦ определение греховности Ионы моряками:
♦ решение судеб отдельных людей владельцами побежденных Израильтян:
Иоил 3:3; Авд 11; Наум 3:10
♦ для разделения одежд Иисуса:
Б. Решения при бросании жребия от Господа:
В. Урим и туммим — форма бросания жребия:
Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; Ис 28:6
Словарь Ожегова
ЖРЕБИЙ, я, м.
1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [ первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено).
2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. комун.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— в древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах «Афинской политии» Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах — у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kü rzeren ziehen).
Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).
А. М. Л.
В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.