Волки и овцы островский о чем произведение
Волки и овцы
Купавина привозит ту самую тысячу, которую муж якобы обещал Мурзавецкой. Частью этих денег Меропия Давыдовна расплачивается с кредиторами. И «даёт послушание» Глафире: поехать гостить к Купавиной и не допустить её сближения с Лыняевым.
В доме Купавиной хозяйка подписывает Чугунову пустой бланк векселя с таким доверием и неведением, что он пускает слезу. Его сменяет Лыняев. Он привёз письмо от старого знакомого Беркутова, который вот-вот приедет. Узнав о тысяче и «долгах», Лыняев возмущён: Купавин «терпеть не мог Мурзавецкую и называл её ханжой». Купавина показывает письмо. Лыняев: «Что хотите со мной делайте, а это подлог. Кто у неё эти штуки работает?» Он пытается втолковать Купавиной, что значит подписать бланк векселя. Приезжает Мурзавецкая. Лыняев уходит в сад.
Мурзавецкая привозит племянника и Глафиру. Она старается запугать Купавину: Аполлон тут «за своим делом кровным», «это дело к Богу вопиет», но в чем дело, не объясняет. Входит Купавина, и Мурзавецкая оставляет её с Аполлоном. Вдова настроена предельно уступчиво и хочет выслушать все к себе претензии, но все претензии пьяницы Аполлона вполне удовлетворяют пять рублей от Купавиной, которая, отделавшись от него, спешит «к дамам». Мурзавецкие уезжают.
Купавина остаётся с Глафирой, которая имеет на богатого Лыняева серьёзные виды, и, как только узнает, что Купавину он не интересует, вмиг на глазах преображается из девицы на «послушанье» в эффектную особу, готовую, по всему судя, на все.
У ограды сада Купавиной Горецкий, вымогая деньги у Чугунова, говорит: «Коли больше дадут, я вас продам, вы так и знайте». Они уходят.
Купавина, Глафира, Анфуса, Лыняев идут на гулянье. Лыняеву лень идти далеко, он остаётся. С ним Глафира: «У меня от шума голова кружится». И немедленно начинает обхаживать Лыняева, якобы откровенничая: «увлечься вами нет никакой возможности». Лыняев, то и дело приговаривавший: «Боюсь, женят», однако задет; Глафира же сообщает, что идёт в монастырь и хочет «оставить добрую память». Лыняев просит оказать «маленькую услугу» — найти «хорошего писца». Глафира с полуслова поняла: речь о Горецком. Оказывается, он пишет ей любовные письма. И она тут же приведёт его Лыняеву, а он пусть на вечер притворится в неё влюблённым. «Тяжёленько, но делать нечего», — говорит Лыняев.
С гулянья, спасаясь от приставаний пьяного Мурзавецкого, спешат в дом Анфуса и Купавина. Лыняев его прогоняет. Он уходит, грозя «ограбить»: «А ведь жаль мадам Купавину, плакать будет. Оревуар».
Идут Глафира с Горецким, и Лыняев «перекупает» Горецкого, который признается, что писал поддельное письмо.
Глафира напоминает Лыняеву о его обещании. И рассказывает, как могла бы заставить на себе жениться, верней, разыгрывает с ним свой рассказ; Лыняев явно увлечён.
Наутро Купавина с Глафирой ждут приезда Лыняева и Беркутова. Глафира озабочена — Лыняев не спешит с объяснением, а Мурзавецкая вот-вот может за ней прислать. Входит лакей: от неё письмо и тарантас. Купавина читает письмо и теряется: «Вам вчера не угодно было принять моего племянника. Взыскание с вас очень большой суммы, чего и все ваше имение не стоит, я произведу со всей строгостию и жалеть вас не буду». Прибывают Лыняев с Беркутовым. И пока дамы переодеваются, ведут серьёзный разговор. Беркутов просит Лыняева не вмешиваться в дела Купавиной и сообщает, что приехал на ней жениться.
Купавина и Беркутов здороваются. Мурзавецкая прислала за Глафирой; Лыняев узнает об этом с деланным равнодушием и идёт погулять по саду, а то в «сон клонит». Беркутов объявляет Купавиной, что приехал по делу; а выслушав рассказ Купавиной, оценивает её положение как «незавидное».
В доме Мурзавецкой Чугунов всячески подстрекает к мести и без того разозлённую донельзя хозяйку. Цель Чугунова — подбить Меропу Давыдовну дать ход его фальшивкам. Ещё одна — якобы письмо Купавина к Аполлону с признанием «долга» — в приложение к «векселю». Чугунов показывает и технику дела — старую книгу, в ней сразу документ выцветает. Весь вопрос — «пугнуть» или дать ход по всей форме?
Приходит Беркутов, говорит любезности: он привёз Меропии Давыдовне книги «духовного содержания», он хочет баллотироваться и рассчитывает на поддержку и советы. Раскланивается и спохватывается: есть ещё «небольшая просьба», «поручение от соседки моей, Евлампии Николаевны». Разговор быстро меняет характер. «Какие же они негодяи, что они с вами делают!» — «Кто это, кто?» — «Племянничек Ваш, Аполлон, и компания». — «Да вы не забывайтесь, милостивый государь!» — «Что они? Им терять нечего. А этакую даму почтенную видеть на скамье подсудимых! Дойдёт до прокурора, начнётся следствие. Главный виновник, Горецкий, ничего не скрывает. Написаны фальшивые векселя я подозреваю вашего племянника, не вас же подозревать, в самом деле!» — «Нет, нет, не меня, не меня!»
Раздаются вопли Мурзавецкого: «Тамерлана волки съели!» «Что Тамерлан, — утешает его Чугунов, — тут, только что, волки съели „невесту вашу с приданым“ и Лыняева. Да и мы с вашей тётенькой чуть живы остались. Вот это подиковинней будет».
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание Волки и овцы Островского
К дому Мурзавецкой Меропии Давыдовны приходят за оплатой работники. Дворецкий к барыне не допускает: она гневается, сливки подали без пенки, расчета не будет. Аполлон Викторович, молодой человек 24 лет, прапорщик в отставке, под предлогом охоты норовит при первой удачной возможности сбежать из дома в трактир. Его тетя, вконец измучившись с племянником, мотом и повесой, мечтает его «пристроить». На примете у нее богатая молодая вдова, Евлампия Купавина, вокруг которой она начинает плести интриги. Распространяет слух, что Купавины разорили отца Аполлона.
Лестью и ханжеством выманивает у доверчивой женщины по подложному письму 1000 рублей, подсылает к ней родственницу, Глафиру, которая должна войти в доверие к вдове и расхвалить никчемного жениха.
Управляющий, Чугунов, уговаривает Евлампию подписать пустой бланк векселя. Мурзавецкая приезжает к Купавиной в гости с Глафирой и Апаллоном. Вместо того чтобы сделать предложение хозяйке жених занимает у нее денег, а бедная родственница остается погостить. В откровенном разговоре с гостьей, вдова признается, что ей нравится сосед, Беркутов. Поняв, что новая подруга ей не соперница, девушка сознается, что прислана шпионить, и просит помочь ей выйти замуж за убежденного холостяка Лыняева, в котором ее пленяют деньги и возможность вернуться к светской жизни.
Горецкий, племянник Чугунова, шантажирует дядю фальшивым письмом. Не получив требуемой суммы денег, он за вознаграждение рассказывает Лыняеву и Беркутову как подделал расписку покойного Купавина. Василий Иванович Беркутов не скрывает от друга, Лыняева Михаила Борисовича, что ему приглянулось поместье Купавиных. Глафира Алексеевна очаровывает Михаила Борисовича и вынуждает на ней жениться. Во время визита к Мурзавецкой Беркутов лестью и угрозами добивается возврата уплаченных денег, аннулирования платежных документов и устраивает брак с Евлампией.
Мораль: Люди делятся на волков и овец, и человек неопытный, безвольный и наивный – легкая добыча для хищника. Важно понимать какой человек стоит перед тобой.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Островский. Все произведения
Волки и овцы. Картинка к рассказу
Сейчас читают
За Рылеевым закрепился образ поэта-декабриста, воспевающего и прославляющего свободу. Однако, творчество его довольно разнообразно, а сам он прошел огромный путь совершенствования своего таланта в различных направлениях
В мире нет ни одного человека который бы не знал имя Ганса Христиана Андерсена. Литературное творчество его было разнообразным, сказки он начал писать не сразу. Еще в детстве его любимым занятием было сочинительство.
Произведение повествует нам историю о дружбе и верности, предательстве и осознании своих ошибок двух мальчиков. Судьбы детей переплетаются с важными историческими событиями.
В этот день Иринка должна была отнести книгу и зонт учительнице. Но у нее были совсем другие планы. Ира собиралась встретиться с мальчиком Юрой. Они познакомились на каруселях.
В сказочной повести «Дядя Фёдор, пёс и кот», созданной Эдуардом Николаевичем Успенским, рассказывается о мальчике по имени дядя Фёдор.
О чем хотел сказать Островский в рассказе Волки и овцы? Помогите срочно надо!
Островский рассказывает нам старую, как мир, историю о том, что одним людям суждено быть простодушными и кроткими, как овечки, а другим — хищными и опасными, как
волки. Порою, однако, и матерый хищник попадает впросак.
«На свете живут волки да овцы, волки да овцы… Волки кушают овец, овцы смиренно позволяют себя кушать…». Такова простая мысль, положенная в основу комедии Александра
Николаевича Островского. Обманы, мошенничества…
В пьесе немало иронии и парадоксов: ведь и матерый хищник может попасть впросак, а овцы иногда рады, что их кушают… Беда только в том, что в схватке под названием
«жизнь» не всегда легко разглядеть, кто волк, а кто овца. Ведь роли могут меняться…
А в основу пьесы легло самое настоящее уголовное дело. В 1874 году в подлогах, мошенничестве, присвоении и растрате чужого имущества обвиняли игуменью Серпуховского
Духовное лицо изображать на сцене было невозможно, и потому игуменья превратилась у Островского в помещицу-ханжу.
Это было громкое дело. Знаменитая фраза из выступления юриста Федора Плевако: «Вместо храма – биржа, вместо молящегося люда – аферисты. Выше, выше стройте стены
ваших общин, чтобы миру не было видно дел, которые вы творите под покровом рясы и обители!» – была подхвачена всеми газетами. Митрофанию приговорили к ссылке в Сибирь,
но потом, по просьбам влиятельных родственников, Сибирь заменили… Ставропольем и южными губерниями. Так что не напрасно сомневался Островский в торжестве справедливости.
Характер этой «святоши» привлек внимание драматурга. Однако Островский хорошо понимал, что цензура ни за что не пропустит на сцену образ игуменьи-рэкетирши. Поэтому
замахиваться на церковный пласт автор даже не стал. С самого начала он, решив использовать образ Прасковьи Григорьевны Розен, заменил ее высокий церковный сан на
мирянку-помещицу. Тем более, что у него и тут прототип был, что называется, под рукой: соседка по имению Щелыково помещица Молчанова в селе Покровском — ну ничем не хуже…
Название выросло сразу — по пословице: «Ловит волк, ловят и волка». А в процессе работы Островский придумал другое: «Волки и овцы». Хищники и их жертвы. В таком варианте
напрочь ушла тема возмездия за преступления. Выяснилось, что драматург и в этом оказался прав: несмотря на приговор суда, в Сибирь игуменья Митрофания так и не была отправлена.
И волки едят и волков едят Островский
Вступление.
Нашлось ещё одно название печальной комедии Островского, пока не возникло окончательное: «волки и овцы».
В анализе произведения нашлись высказываниия,созвучные моим.
«Название и его смысл.»
«Выступление адвоката против прототипа героини повлияло на задумки А.Н. Островского.
Почти сразу появляется название к его новой пьесе – «Ловит волк, ловят и волка», затем оно превратилось в вариант «И волки едят…и волков едят».
Эти названия уже говорили о возмездии над «волками».
Ремарка.
Островский отказался от идеи возмездия над волками, может, потому, что в реальности Мерзовецкая не была отправлена в Сибирь, как этого следовало ожидать, а отделалась лёгким испугом.
Но как изящно делает Островский, введя главного героя комедии Беркутова. Его появлением и была спасена Мерзовецкая.
На самом деле её, видимо, оправдал суд, не найдя в её действиях «преступного» замысла.
Но от возмездия не ушли все действующие лица этой «комедии».
Они сами так или иначе, сами себя наказали.
» Так как писатель убирает такую сюжетную линию, он останавливается на названии «Волки и овцы»
Такое символичное название не только намекнуло о противоборствующем конфликте между героями, но и о том, что общество «волков и овец» настолько порочно, что и волки могут быть овцами, и овцы могут оказаться волками.»
Могу добавить от себя, что не нужно проявлять современное высокомерие к общесву прошлого века.
Я потому и взялась за разбор этого произведения, что Вера, современная девица похожа на Главиру из названной пьесы,хищными повадками, вплоть до совпадения её фраз и выражений.
Её мать-точная копия другой, 65 девицы, Мерзовецкой с её способами запугивания, создания атмосферы гонения на тех, кого она решила обобрать.
Пьеса злободневна и в наше время и к ней нужно птнестись с полным вниманием!
Тема и идея произведения. Проблематика.
«А.Н. Островский поднимает в своем произведении тему «волков и овец», тем самым он разоблачает общественные пороки.
Писатель показывает своеобразную охоту за деньгами, которые властвуют в обществе и разрушительно действует на судьбы людей. Все это приводит к тому, что нравственное и безнравственное смешиваются в человеческой жизни, поэтому один и тот же человек может быть и волком, и овцой. Эти две противоположности могут сменить одну на другую в любую минуту.»
Реплика.
Деньги, конечно, важный мотив в поведении людей, но если это превращается в «бытовуху» изнуряющую душу, ради минутного «торжества» в мелочах над ближним, то это становится не понятным и отвратительным: где и как воспитывались люди, чтобы остаться на уровне недоразвитых озлобленных подростков.
Островский чаще всего на страницах своих «комедий» изображает среду купцов, торгашей, людей, связанных с торговлей, наживой, мало образованных. Не имепщич представления главных идеях Православия. Либо Староверами или откровенными иудеями.
Их тип поведения не меняется во времени. Как раньше, так и теперь они выделяются своими идеями: «человек человеку волк!»
1. История создания произведения.
«Оставив на время этот сюжет, писатель начинает работать над актуальной для того времени историей. В 1874 году была осуждена игуменья, которая занималась аферистскими делами, на суде адвокат назвал ее волком в овечьей шкуре. Отсюда и возник замысел пьесы А.Н. Островского. Ее сила проявилась в достоверности и актуальности. Произведение «Волки и овцы» начало создаваться в начале 1875 года, а уже к осени оно было завершено полностью. В декабре этого же года пьеса была поставлена в Александрийском театре, а буквально через две недели – и в Московском Малом театре.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Пьеса «Волки и овцы» принадлежит к жанру комедии. Однако существует термин «печальная комедия», который тесно связан с замыслом писателя, опустившим тему возмездия в своем произведении.
В жанровом отношении пьеса А.Н. Островского непроста. Писатель уходит от привычных принципов бытописания, используя при этом приемы условности описания.
3. Название произведения и его смысл.
Выступление адвоката против прототипа героини повлияло на задумки А.Н. Островского. Почти сразу появляется название к его новой пьесе – «Ловит волк, ловят и волка», затем оно превратилось в вариант «И волки едят…и волков едят». Эти названия уже говорили о возмездии над «волками». Так как писатель убирает такую сюжетную линию, он останавливается на названии «Волки и овцы».
Такое символичное название не только намекнуло о противоборствующем конфликте между героями, но и о том, что общество «волков и овец» настолько порочно, что и волки могут быть овцами, и овцы могут оказаться волками.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в соответствие с родовой спецификой ведется от третьего лица.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
А.Н. Островский поднимает в своем произведении тему «волков и овец», тем самым он разоблачает общественные пороки. Писатель показывает своеобразную охоту за деньгами, которые властвуют в обществе и разрушительно действует на судьбы людей. Все это приводит к тому, что нравственное и безнравственное смешиваются в человеческой жизни, поэтому один и тот же человек может быть и волком, и овцой. Эти две противоположности могут сменить одну на другую в любую минуту.
Конфликт произведения раскрывает противоречивые отношения между хищниками и жертвами, которые могут превращаться друг в друга.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В основу сюжета легли реальные события современного А.Н. Островскому общества. Действия в пьесе выходят за ее рамки и переходят в настоящую жизнь.
События в пьесе «Волки и овцы» происходят в 70-е годы 19 века. Небольшой провинциальный город является местом действия.
Купавина – молодая вдова – мечтает о счастливой жизни. Однако вокруг нее происходят различные действия, связанные с желанием отобрать у нее ее богатства. Так, помещица Мурзавецкая обманными путями пытается повлиять на богатую вдову и завладеть ее собственностью. Мурзавецкая хочет, чтобы ее племянник женился на Купавиной, что помещице почти удается совершить. Однако ее планам мешает Беркутов, сосед вдовы. Он оказывается еще хитрее и расчетливее Мурзавецкой, поэтому вступает с ней в своеобразную борьбу за богатства. В результате конфликта выигрывает Беркутов, превратив Мурзавецкую из «волка» в «овцу».
7. Система образов произведения.
В пьесе А.Н. Островского нет ни одного положительного персонажа. Автору было важным показать, что чистых «овец» в этом порочном обществе не бывает, что они могут в любой момент превратиться в «волков».
8. Композиция произведения.
Произведение «Волки и овцы» содержит в себе 5 действий, причем все события происходят в одном месте в течение нескольких суток. Это позволяет показать динамичность и в то же время обыденность совершаемых событий.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
А.Н. Островский, не зря оставивший драму «Бесприданница», обратился к сюжету, основанному на реальных событиях, произошедших чуть ли не на его глазах. Отсылки к реальным людям и фразам говорят об актуальности произведения, о его настоящей достоверности.
В то же время писатель обращается к другой эпохе, тем самым сравнивая современность и позапрошлый век между собой.
В пьесе А.Н. Островский использует приемы сатиры: гипербола, гротеск, пародирование.
Автор затрагивает слегка и прошлый век.
Мы же имеем возможность проследить его проникновение в наш век.
Получается широкая панорама трёх веков.
От этого пьеса становится ещё более «печальной комедией»
Островский, «Волки и овцы»: краткое содержание, сюжет, герои и основная мысль пьесы
Завязка пьесы
Краткое содержание «Волков и овец» Островского должны знать все знатоки российской литературы. Ведь это одна из классических комедий XIX века, которую до сих пор можно увидеть на театральной сцене, так как она не теряет своей актуальности.
Рассказывая краткое содержание «Волков и овец» Островского, следует начать с эпизода, в котором собираются мастеровые у дома 65-летней Меропии Мурзавецкой. Все требуют, чтобы она вернула деньги, которые взяла в долг. Появляется экс-член уездного суда Чугунов, который ведет дела состоятельной вдовы Купавиной, при этом наживаясь на ее деньгах.
В дом приезжает хозяйка вместе с бедной родственницей Глафирой и приживалками. В это время дворецкий Павлин рассказывает Чугунову, что племянник кляузницы и ханжи Мурзавецкой, которого зову Аполлон, беспробудный пьяница. Хотя сама Меропия хочет женить его на Купавиной.
Вскоре Мурзавецкого действительно доставляют после очередной попойки из трактира. Спектакль «Волки и овцы» Островского имел успех у зрителей, так как вместе с морализаторством автор уделял внимание здоровому юмору. Вот и в этой сцене Мурзавецкий начинает навязчиво ухаживать за Глафирой, одалживает денег у Павлина, а приняв на грудь, начинает хамить. Эти уморительные эпизоды помнят все, кто знаком даже с кратким содержание пьесы Островского «Волки и овцы».
При этом Аполлон не прислушивается к тому, что говорит его тетка, так как занят своим псом Тамерланом. Мурзавецкая отправляет спать племянника, собираясь вечером ехать к невесте. После этого через Чугунова принимается распускать слухи по всей губернии, что покойный супруг Купавиной остался должен отцу Мурзавецкой, который тоже уже умер. Делается это на случай, чтобы вдова была сговорчивей, когда она придет свататься с Аполлоном.
Чугунов даже соглашается подделать долговое обязательство, не обращает внимания, когда Купавина заявляет, будто не может найти письмо, в котором муж Купавиной признает свой долг.
Волки и овцы
Продолжение после рекламы:
Брифли существует благодаря рекламе:
Купавина привозит ту самую тысячу, которую муж якобы обещал Мурзавецкой. Частью этих денег Меропия Давыдовна расплачивается с кредиторами. И «даёт послушание» Глафире: поехать гостить к Купавиной и не допустить её сближения с Лыняевым.
В доме Купавиной хозяйка подписывает Чугунову пустой бланк векселя с таким доверием и неведением, что он пускает слезу. Его сменяет Лыняев. Он привёз письмо от старого знакомого Беркутова, который вот-вот приедет. Узнав о тысяче и «долгах», Лыняев возмущён: Купавин «терпеть не мог Мурзавецкую и называл её ханжой». Купавина показывает письмо. Лыняев: «Что хотите со мной делайте, а это подлог. Кто у неё эти штуки работает?» Он пытается втолковать Купавиной, что значит подписать бланк векселя. Приезжает Мурзавецкая. Лыняев уходит в сад.
Мурзавецкая привозит племянника и Глафиру. Она старается запугать Купавину: Аполлон тут «за своим делом кровным», «это дело к Богу вопиет», но в чем дело, не объясняет. Входит Купавина, и Мурзавецкая оставляет её с Аполлоном. Вдова настроена предельно уступчиво и хочет выслушать все к себе претензии, но все претензии пьяницы Аполлона вполне удовлетворяют пять рублей от Купавиной, которая, отделавшись от него, спешит «к дамам». Мурзавецкие уезжают.
Продолжение после рекламы:
Купавина остаётся с Глафирой, которая имеет на богатого Лыняева серьёзные виды, и, как только узнает, что Купавину он не интересует, вмиг на глазах преображается из девицы на «послушанье» в эффектную особу, готовую, по всему судя, на все.
У ограды сада Купавиной Горецкий, вымогая деньги у Чугунова, говорит: «Коли больше дадут, я вас продам, вы так и знайте». Они уходят.
Брифли существует благодаря рекламе:
С гулянья, спасаясь от приставаний пьяного Мурзавецкого, спешат в дом Анфуса и Купавина. Лыняев его прогоняет. Он уходит, грозя «ограбить»: «А ведь жаль мадам Купавину, плакать будет. Оревуар».
Идут Глафира с Горецким, и Лыняев «перекупает» Горецкого, который признается, что писал поддельное письмо.
Глафира напоминает Лыняеву о его обещании. И рассказывает, как могла бы заставить на себе жениться, верней, разыгрывает с ним свой рассказ; Лыняев явно увлечён.
Наутро Купавина с Глафирой ждут приезда Лыняева и Беркутова. Глафира озабочена — Лыняев не спешит с объяснением, а Мурзавецкая вот-вот может за ней прислать. Входит лакей: от неё письмо и тарантас. Купавина читает письмо и теряется: «Вам вчера не угодно было принять моего племянника. Взыскание с вас очень большой суммы, чего и все ваше имение не стоит, я произведу со всей строгостию и жалеть вас не буду». Прибывают Лыняев с Беркутовым. И пока дамы переодеваются, ведут серьёзный разговор. Беркутов просит Лыняева не вмешиваться в дела Купавиной и сообщает, что приехал на ней жениться.
Купавина и Беркутов здороваются. Мурзавецкая прислала за Глафирой; Лыняев узнает об этом с деланным равнодушием и идёт погулять по саду, а то в «сон клонит». Беркутов объявляет Купавиной, что приехал по делу; а выслушав рассказ Купавиной, оценивает её положение как «незавидное».
В доме Мурзавецкой Чугунов всячески подстрекает к мести и без того разозлённую донельзя хозяйку. Цель Чугунова — подбить Меропу Давыдовну дать ход его фальшивкам. Ещё одна — якобы письмо Купавина к Аполлону с признанием «долга» — в приложение к «векселю». Чугунов показывает и технику дела — старую книгу, в ней сразу документ выцветает. Весь вопрос — «пугнуть» или дать ход по всей форме?
Приходит Беркутов, говорит любезности: он привёз Меропии Давыдовне книги «духовного содержания», он хочет баллотироваться и рассчитывает на поддержку и советы. Раскланивается и спохватывается: есть ещё «небольшая просьба», «поручение от соседки моей, Евлампии Николаевны». Разговор быстро меняет характер. «Какие же они негодяи, что они с вами делают!» — «Кто это, кто?» — «Племянничек Ваш, Аполлон, и — «Что они? Им терять нечего. А этакую даму почтенную видеть на скамье подсудимых! Дойдёт до прокурора, начнётся следствие. Главный виновник, Горецкий, ничего не скрывает. Написаны фальшивые векселя я подозреваю вашего племянника, не вас же подозревать, в самом деле!» — «Нет, нет, не меня, не меня!»
Раздаются вопли Мурзавецкого: «Тамерлана волки съели!» «Что Тамерлан, — утешает его Чугунов, — тут, только что, волки съели „невесту вашу с приданым“ и Лыняева. Да и мы с вашей тётенькой чуть живы остались. Вот это подиковинней будет».
Новые персонажи
В кратком содержании «Волков и овец» Островского важно представить всех важных персонажей пьесы, чтобы у читателя сложилось полноценное впечатление о произведении.
Следующий герой, который появляется на сцене, это 50-летний барин Лыняев, который к тому же почетный мировой судья. С ним тетка Купавиной Анфуса Тихоновна. Он рассказывается про неизвестного кляузника, появившегося в их губернии, он пользуется подлогами, которые начали выявлять. По всей видимости, это племянник Чугунова, помогающий и в деле Меропии. Сама Мурзавецкая ехидно напутствует, чтобы теляти поймали волка. Это прямая отсылка к названию пьесы «Волки и овцы» Островского.
Следующей снова появляется Купавина, которая отдает Мурзавецкой тысячу рублей, якобы одолженную умершим мужем. Этими деньгами главная героиня расплачивается с кредиторами. Также она напутствует Глафиру, чтобы та поехала к Купавиной и не допустила ее сближения с Лыняевым.
[править] Сюжет
Действие разворачивается в пределах нескольких дней в одном из российских провинциальных губернских городов в 1870-е годы[6]. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Она слывет праведницей, блюстительницей нравов, всячески подчеркивает свою отрешенность от всего земного, но за мнимым благонравием и кротостью скрывается наглая напористая авантюристка. Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой, опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона. Она использует и подложные письма, и фальшивые векселя… Но на богатство Купавиной слетаются и другие охотники, и их немало… А побеждает циничный столичный делец из Петербурга Беркутов, сосед Купавиной по имению.
В доме Купавиной
Краткое содержание спектакля «Волки и овцы» в идеале должно быть хорошо известно всем, кто собрался на эту постановку. Так вы лучше поймете все, что будет происходить на сцене, разберетесь в деталях. Правда, есть такие зрители, которые предпочитают даже в случае с классическим произведением не знать спойлеров. Им краткое содержание «Волков и овец» Островского может пригодиться только в процессе подготовки к экзамену или зачету.
Действие пьесы переносится в дом Купавиной. Хозяйка подписывает очередной пустой бланк векселя, который ей подкладывает Чугунов. Причем делает это с таким неведением, что он даже пускает слезу.
На смену ему появляется Лыняев, один из самых прозорливых персонажей пьесы Островского «Волки и овцы». Он читает письмо от старого приятеля Беркутова, который собирается приехать. После Лыняев возмущается, когда узнает о долге покойного Купавина, так как знает, что тот ненавидел Мурзавецкую. Вдова показывает ему письмо, в котором тот сразу подозревает подлог.
Но в это время приезжает сама Меропия. Она привозит племянника и Глафиру. При этом пытается запугать женщину, наводя страх, но ничего толком не объясняя. Вдова готова выслушать все претензии, но Аполлона удовлетворяют 5 рублей, полученные от Купавиной.
[править] История создания
К этому времени А. Н. Островский — не просто известный русский драматург, он — признанный бытописатель российской жизни, прижизненный классик, пьесы которого постоянно идут на сценах императорских театров и частных провинциальных трупп. Его новых произведений ждут и актеры, мечтающие о ролях в них, и зрители. Еще когда в 1862 г. обновляли плафон вокруг главной люстры в императорском Александринском театре в Санкт-Петербурге, на нем по высочайшему распоряжению появились портреты лучших отечественных драматургов — Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и Островского[2]. Три великих классика русской литературы и один живой современный автор — он, Александр Островский.
И Островский, прекрасно осознавая свою значимость, искал сюжеты, чтобы переложить их для театральной сцены. И сюжеты не заставляли себя ждать. Российская история на них богата.
В сентябре 1874 года Островский закончил свою пьесу «Трудовой хлеб», а уже в ноябре задумал драму «Бесприданница»[3].
Но… — драматург переключился на другой сюжет.
В октябре 1874 г. вся Россия была потрясена преступлением и последующим судом: на крупных мошеннических аферах попалась начальница Московской епархиальной Владычне-Покровской общины и игуменья Серпуховского женского монастыря мать Митрофания, в миру известная как баронесса Прасковья Григорьевна Розен[2][4]. Причем, как выяснилось, деньги потребовались игуменье не на личную жизнь, а на расширение монастыря и его обители, а также баготворительные нужды от монастыря. Но поскольку на благотворительность монастырских денег явно не хватало, игуменья прибегла к аферам и вымогательствам, используя подложные фиктивные документы и сама подделывая чужие подписи. Поэтому Святейший синод стал заступаться за «честную» аферистку: она-де действовала не в личных корыстных интересах, а целью была — благотворительность (только и остается сказать: хороша же благотворительность за счет уворованных чужих денег!). Суд над духовным лицом — это всегда двойной скандал: и церковный, и гражданский. А тут сошлось всё: и знатное происхождение, и высокий церковный сан. Церковников православное, не отделенное от церкви государство старалось не привлекать к суду и излишнему общественному вниманию[4]. Однако на этот раз аферы приобрели такой масштаб, что скрыть преступление оказалось невозможно. Баронесса-игуменья не только занималась вымогательством денег при помощи фальшивых писем и векселей, но еще, как выяснилось, руководила большой агентурной сетью, которая на нее «работала». В своей речи на суде гражданский истец адвокат Фёдор Никифорович Плевако назвал подсудимую волком в овечьей шкуре[2]. Дословно слова Ф. Н. Плевако звучали так: «Овечья шкура на волке не должна ослеплять вас. Я не верю, чтоб люди серьёзно думали о Боге и добре, совершая грабительства и подлоги»
Дело игуменьи кончилось ссылкой её в Сибирь.
Характер этой «святоши» привлек внимание драматурга. Однако Островский хорошо понимал, что цензура ни за что не пропустит на сцену образ игуменьи-рэкетирши. Поэтому замахиваться на церковный пласт автор даже не стал. С самого начала он, решив использовать образ Прасковьи Григорьевны Розен, заменил ее высокий церковный сан на мирянку-помещицу. Тем более, что у него и тут прототип был, что называется, под рукой: соседка по имению Щелыково помещица Молчанова в селе Покровском — ну ничем не хуже…[4]
Название выросло сразу — по пословице: «Ловит волк, ловят и волка»[2]. А в процессе работы Островский придумал другое: «Волки и овцы». Хищники и их жертвы. В таком варианте напрочь ушла тема возмездия за преступления. Выяснилось, что драматург и в этом оказался прав: несмотря на приговор суда, в Сибирь игуменья Митрофания так и не была отправлена.
В начале 1875 года Островский сел за работу. Сохранились его письма драматическому артисту Петербургской императорской труппы Ф. А. Бурдину и драматургам А. А. Потехину и В. И. Родиславскому, в которых он рассказывал о ходе работы над пьесой, называя ее уже «Волки и овцы»[4].
Пьеса была завершена вчерне в апреле 1875 г., а к осени закончена полностью[2].
Актер Ф. Бурдин — как представитель Петербургской труппы — решал вопрос премьеры в Александринском театре[4].
Но и Московская труппа тоже получила экземпляр пьесы и готовилась к постановке в Малом театре.
Эффектная особа
Пересказывая пьесу «Волки и овцы» Островского в кратком содержании, все обязательно вспоминают эпизод с чудесным преображением Глафиры. Она имеет виды на Лыняева, а когда узнает, что Купавиной он безразличен, сразу превращается из тихой девицы в эффектную особу, готовую на все.
Вместе с Лыняевым, Купавиной и Анфусой она отправляется на прогулку. Но в последний момент единственный мужчина в этой компании ленится далеко идти и остается. Находит повод тогда никуда не идти и Глафира. Когда все наконец их покидают, Глафира тут же принимается обхаживать Лыняева.
Постановки
Дореволюционные
Пьесу также ставили Нижегородский, Ярославский, Самарский, Казанский и другие театры. Среди исполнителей: Жулева, Шебуева, Медведева (Мурзавецкая); Яблочкина, Шухмина (Глафира); Судьбинин, Н. Яковлев, Каширин (Мурзавецкий); Климов (Лыняев); Давыдов, Правдин (Чугунов) и др.
Постановки в СССР
Борис Кустодиев. Эскиз костюма Купавиной к пьесе А. Н. Островского «Волки и овцы».
Среди исполнителей пьесы в СССР: Массалитинова (Малый театр), Сатина (Тбилисский театр), Крамова (Иркутский театр) — Мурзавецкая; Гоголева, Фадеева (Малый театр), Чекмасова (Куйбышевский театр) — Глафира; Костромской (Малый театр), Юровский (Рижский рус. театр), Осис (Латв. театр драмы) — Лыняев; Амтман-Бриедит (Латв. театр драмы), Ф. Волгин (Смоленский театр) — Чугунов; Шатрова (Малый театр), Клинт (Латв. театр драмы) — Купавина.
В 1949 году в переводе Д. Магаршака пьеса была поставлена в Лондоне.
Современные постановки
Возвращение
С прогулки герои возвращаются спешно, избавляясь от приставаний Мурзавецкого. Его прогоняет только Лыняев. Затем тот встречается с Горецким, перекупает его, чтобы он признался в подделке письма.
На следующий день Глафира озабочена тем, что Лыняев не спешит к ней с объяснениями. В это время приходит письмо от Мурзавецкой, в котором она угрожает Купавиной взыскать с нее крупную сумму долга, раз она накануне не приняла ее племянника, коварная Меропия грозит вдове разорением.
Приезжают Лыняев и Беркутов. Последний признается, что прибыл, чтобы жениться, и просит товарища не вмешиваться в дела вдовы. При встрече он оценивает ее положение как незавидное. Разговор со вдовой он заканчивает советом выйти замуж за Мурзавецкого, чтобы избежать полного разорения.
Сцена страстной влюбленности
В это время с прогулки возвращается уставший Лыняев, которого оставляют лежать на диване, а сами отправляются писать письмо Меропии Давыдовне.
В это время появляется Глафира, которая разыгрывает с барином сцену страстной влюбленности. Лыняев беспомощен. Когда возвращается Купавина с Беркутовым, Лыняев соглашается с Глафирой, обещая, что женится на ней.
При этом в доме Мурзавецкой Чугунов убеждает женщину в необходимости отомстить, хоть хозяйка и так сильно разозлена. Чугунов хочет подбить Меропию, чтобы в ход пошли его фальшивки. Еще один замысел, который он решил реализовать, — несуществующее письмо Купавина к Аполлону, в котором тот якобы признает свой долг. Это должно стать веским дополнением к векселю. Чугунов даже демонстрируется технику, с помощью которой оформляет фальшивки. Он использует старую книгу, в которой документ сразу выцветает.
Беркутов и Мурзавецкая
Появляется Беркутов, который привозит Мурзавецкой книги духовного содержания, он подчеркнуто любезен с ней. Беркутов задумал баллотироваться, поэтому рассчитывает на поддержку и советы окружающих.
В самом конце он вспоминает о поручении от своей соседки Евлампии Николаевны. После этого разговор сразу резко меняет свой характер. Он прямо называет Аполлона и его приспешников негодяями, возмущаясь их действиями. Он рассказывает, что главный виновник в появлении фальшивок Горецкий уже во всем сознался, Беркутов же рассказывает Мурзавецкой, что всерьез подозревает ее племянника, который может быть замешен в этом деле.
Встреча с Чугуновым
Следом он просит пригласить Чугунова. Иносказательно он предупреждает его обо всем. Тот его за это благодарит и отправляется уничтожать по возможности все улики.
Однако Беркутов его задерживает, призывая заплатить ему что-нибудь за труды, чтобы Купавиной был урок, как вести себя впредь. Чугунов уходит, всем вокруг обязанный.
В финале пьесы разыгрывается сватовство Купавиной, а затем торжество Глафиры, которая приходит продемонстрировать, что Мишель у нее под каблуком. В этом месте стоит признать, что сцена написана настолько ярко и удачно, что не поддается пересказу, от которого может стать только хуже. Даже если у вас нет времени и возможности читать все произведение целиком, найдите несколько минут, чтобы познакомиться с этой сценой, которая доставит вам искреннее удовольствие.
В завершение Лыняев подытоживает, что все на свете овцы и волки. Будущие Лыняевы отправляются в Париж, а Беркутовы на зиму уезжают в Петербург. Когда они все уходят, Чугунов удивляется в разговоре с Мурзавецкой, за что Лыняев обозвал их волками, считая, что они на самом деле голуби или куры.
В финале слышны вопли Мурзавецкого, у которого волки съели Тамерлана. Чугунов пытается его утешить, отмечая, что настоящие «волки» «съели» его невесту со всем приданым. В результате даже он с его тетей чудом остались живы.