Вольга и микула селянинович что такое сошка
Вольга и Микула Селянинович: краткое содержание былины. 7 класс
«Вольга и Микула Селянинович» — былина из цикла о великане-пахаре Микуле, где рассказывается о его встрече с князем Вольгой Святославовичем.
Вольга и Микула Селянинович. Кратчайшее содержание
Князь Вольга едет с дружиной собирать дань с трех своих городов и встречает могучего богатыря-крестьянина Микулу. Вольга предлагает пахарю присоединиться к своему войску. Тот говорит, что забыл в поле соху, и просит ее принести. Но соха настолько тяжела, что вся дружина вместе с князем не способны выдернуть ее из земли. Тогда Микула вытаскивает ее одной рукой. Они вместе едут в город и собирают дань, Вольга назначает Микулу наместником.
Полный текст можно прочитать, например, в «Викитеке».
Иван Билибин. «Вольга Святославович и Микула Селянинович»
Подробный пересказ, конспект былины
Вольга едет с дружиной мимо поля и видит пахаря (оратая) с сохой. Дружинники едут три дня и все не могут доехать до крестьянина-великана.
Пахарь спрашивает, куда Вольга держит путь. Тот сообщает, что дядя, киевский князь Владимир, пожаловал его тремя городами (Курцовцем, Ореховцем и Крестьяновцем), и теперь он с дружиной едет туда собирать дань.
Оратай предупреждает, что жители этих городов — «разбойнички», князя они утопят в реке Смородине. Сам пахарь недавно был в городе, и там мужики стали требовать от него «поделиться» деньгами — пришлось их как следует побить.
Вольга решает, что такой могучий человек ему пригодится, и зовет пахаря с собой — вместе собирать дань. Мужик отправляется с ними, но вдруг вспоминает, что забыл выдернуть свою соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых воинов это сделать, но те не могут выдернуть соху. Князь отправляет еще десятерых — и они тоже бессильны. Уже вся дружина пытается вытащить соху, но опять безрезультатно.
Тогда пахарь выдергивает соху одной рукой и бросает за куст. Вольга наконец спрашивает его имя. Богатырь отвечает, что его зовут Микула Селянинович.
Дружина добирается до города Курцовца. Местные мужики узнают побившего их Микулу и извиняются перед князем и пахарем. Вольга жалует Микулу тремя городами и крестьянами, велит ему стать наместником и собирать дань.
Андрей Рябушкин. Микула Селянинович
Слушать аудиокнигу
Былину «Вольга и Микула Селянинович» можно послушать и в формате аудиокниги.
Кто такой оратай, что такое соха, омешики и пуд
Дружина — это войско князя.
Оратай — пахарь. А глагол «орать» означает пахать.
Пуд — старинная единица массы, около 16 килограммов.
Соха — орудие, которым пашут землю.
Омешики — металлические наконечники сохи.
Борозда — след от плуга, углубление в земле.
Сляга — длинное бревно.
Характеристика героев – Вольги и Микулы Селяниновича
В былине два главных героя — князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович.
Вольга — молодой князь. Он показан как храбый воин и справедливый правитель. Вольга рассудительно и с уважением общается даже с простым землепашцем. Разглядев в Микуле ценные качества, берет его с собой на сбор дани, а потом назначает наместником.
Микула — могучий великан-крестьянин, силой превосходит всю княжескую дружину. Он трудолюбивый человек. Умеет постоять за себя и готов послужить князю.
Иван Билибин. Вольга со своей дружиной
Анализ былины: тема, эпитеты, гиперболы и повторы
Тема былины — княжеская власть и народ. Прославляются сила простого крестьянина Микулы, который оказался сильнее целой дружины, и мудрость князя Вольги Святославовича. Идея былины в том, что именно простой землепашец — главная сила, князь это понимает и ценит.
Эпитеты
Повторы
Повторяются целые конструкции. Например, несколько раз описывается, как сначала пять, затем десять воинов, а потом и целая дружина пытаются вытащить соху Микулы из земли:
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули.
Гипербола
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»
Урок 2. Русская литература 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»»
Сегодня на уроке мы:
— поговорим о былинах;
— разберём былину «Вольга и Микула Селянинович».
Давным-давно, в стародавние времена ходили по русской земле гусляры.
Останавливаясь в людных местах – на ярмарках, в княжеских теремах, в деревнях, – они под перебор гусельных струн рассказывали-пели былины.
Былины, или стáрины, – это песни-сказания о жизни Древней Руси, о борьбе её с иноплеменными врагами, о славных русских богатырях и их подвигах во славу родной земли.
У былин нет конкретного автора. Не имело значения, кто первым сложил сказание о прошлом – важным было содержание. Всё равно сказители, которые перенимали и пели былину, добавляли что-то своё, что-то меняли в ней. Иногда былина заучивалась с голоса целиком, иногда сказитель сам соединял сюжеты, подбирал сравнения.
Все былины имеют одинаковое построение. У них есть зачин, завязка действия, развитие действия, кульминация и развязка.
В былинах постоянно можно встретить преувеличение в описании как положительных героев, так и отрицательных. Всё это делалось для того, чтобы показать, что сам герой необычен и противники его необычны.
А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест:
По целой ковриге за щеку мечит,
Те ковриги монастырския;
И нечестно Тугарин питья пьет:
По целой чаше охлестовает,
Котора чаша в полтретья ведра.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать.
Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.
При описании героев положительных в былинах использовались суффиксы уменьшительно-ласкательные:
Да не бел кречетушко выпархивал,
Не бел горносталюшко проскакивал,
Не ясен соколик тут пролётывал.
Проезжал удалой доброй молодец,
Молодой боярской Дюк Степанович.
Отрицательных же героев описывали с использованием суффиксов увеличительных:
А головищо что ведь люто лохалищо,
А глазища что пивныи чашища,
А нос-от на роже он с локоть был.
Былины всегда напевны, ведь они слагались не для чтения, а для слушания в исполнении сказителей. Сказители же былины говорили нараспев, подыгрывая себе на гуслях. Эта напевность часто требовала повтора одних и тех же слов. Но повторы были нужны ещё и для того, чтобы придать усиление словам:
Не видали ни конного, ни пешего,
Ни прохожего они тут, ни проезжего,
Да ни серый тут волк не прорыскивал,
Ни ясен сокол не пролётывал,
Да нерусской богатырь не проезживал.
Описывая действующих лиц, в былинах используют чаще всего одни и те же слова – эпитеты: могучие богатыри, чисто поле, горюч камень, добрый конь, идолище поганое, стольный Киев град, силушка богатырская, яства сахарные и питья медвяные, резвые ноги, вражьей силы тьма-тьмущая и так далее.
Не все былины рассказывают о боях-сражениях, есть среди них и такие, которые повествуют о мирном труде русского народа. Пожалуй, самая известная из них – это «Вольга и Микула Селянинович».
В ней восславляется не воин, вступивший в бой с очередным идолищем или несметной вражьей силой ратной. Главный герой былины – пахарь, кормилец народа.
В зачине былины мы узнаем о рождении славного богатыря Вольги.
Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
О его стремлении многое узнать и многому научиться:
Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
Благодаря этому стремлению и происходит знакомство Вольги с Микулой Селяниновичем. Не сразу – только на третий день смогли конные дружинники доехать до пахаря.
Это обычное для былины преувеличение показывает, как велик труд крестьянина.
Пахарь занимается своим нелёгким делом, но оно для него не в тягость. И сам он, и его лошадь, и его соха выглядят празднично:
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Микула Селянинович, простой мужик, противопоставляется князю Вольге. Уже само отчество – Селянинович – говорит о его происхождении: селянин – крестьянин. Но крестьянин перед князем не робеет, разговаривает с ним, как с равным:
— Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
И Вольга признает это равенство. И даже превосходство, ведь вся дружина княжеская не смогла «сошку из земельки повыдернути, из омешиков земельку повытряхнути да бросить сошку за ракитов куст».
А, надо думать, в дружину набирали мужей отнюдь не хилых.
И вот дружина не смогла, а Микула Селянинович «брал-то ведь сошку одной рукой». И без малейшего усилия справился. И кобылка его легко обошла княжеского коня. Крестьянская лошадь «ступью пошла», а конь Вольги «поскакивает да оставается». Хоть и кони в конюшнях княжеских тоже были не заморены ни работой, ни голодом.
И опять же, попросту говорит Микула с Вольгой о цене кобылки своей: «Ай же глупый ты, Вольга Святославович!». Ведь кобылку свою он сам выпестовал от жеребеночка, потому и получилась она такой сильной и быстрой. Не чета она княжеским коням, наёмными конюхами воспитанным.
Микула едет с Вольгой «во товарищах», так как там, куда направляется князь, «живут-то мужички да все разбойнички».
Микула едет, чтобы помочь при надобности, но сам он любит мирный труд:
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу.
И радость ему доставляет не ратное дело, а простой крестьянский праздник, когда работы окончены, урожай собран и можно веселиться:
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»…
Микула Селянинович богатырь подвига не ратного, а трудового. При случае, конечно, он не сробеет:
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.
Но это по необходимости, а душа его – душа земледельца, пахаря.
Былина показывает важность крестьянского труда, ценность пахаря, кормильца земли русской. Очевидным становится превосходство мужика над воином: не будет пахаря-земледельца – не будет и богатырей.
И Вольга признаёт это. Не обижаясь на резкие слова мужика, он ласково к нему обращается:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?
В те времена отчества имели только князья. И желая узнать отчество крестьянина, Вольга показывает, что тот достоин быть возвеличенным.
Русский народ исстари создавал краткие поучения на все случаи жизни – пословицы. Многие из них посвящены труду:
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Тема: величие русского человека, огромная ценность труда.
Композиция: тонический стих (читается нараспев).
История создания
В народе былины пользовались большой популярностью: людям нравились истории о всемогущих героях. Но богатырей было сложно отождествить с собой: они явно принадлежали к благородному роду, и невероятные возможности былинных богатырей воспринимались именно как результат происхождения.
Первым народным богатырём, который пахал и сеял, но силою мог посоревноваться с кем угодно — даже с самим князем Вольгой! — стал Микула Селянинович.
Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к Новгородскому циклу былин (Киевский былинный цикл представлен произведениями об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце).
Значение произведения
Былина «Вольга и Микула Селянинович» прославляет труд простого человека. Неоспоримо противопоставление князя, который живёт за счёт крестьянства, и простого человека — как говорится, «от сохи». Причём в этом противопоставлении побеждает Микула Селянинович, который и на жизнь зарабатывает своим трудом, и физически сильнее целой княжеской дружины.
Надо сказать, что в ранних древнерусских былинах подобные сюжеты были бы невозможны: всемогущие богатыри отождествлялись с языческими богами, и любой человек по определению не мог с ними сравниться.
Действующие лица
Вольга — легендарный богатырь, князь. Один из древнейших фольклорных персонажей. Легко прочитывается параллель «Вольга — князь Олег»: Вольга — Вольг — Волег — Олег. Однако историки утверждают, что Вольга скорее собирательный образ. Особенность Вольги в том, что он может превращаться в любых животных.
Микула Селянинович — богатырь-пахарь, обладающий невероятной силой. Фольклорные источники утверждают, что у Микулы было две дочери — Василиса и Настасья. Василиса вышла замуж за боярина Ставра Годиновича, а Настасья — за богатыря Добрыню Никитича.
Важное и интересное
Согласно былинам князя Вольгу княгиня Марфа Васильевна родила от змеи, случайно наступив на пресмыкающееся. Отсюда его невероятное умение превращаться в животных.
В одной из былин Микула Селянинович роняет сумку и просит богатыря Святогора поднять её. Однако Святогор, как ни старается, сумку поднять не может. Микула Селянинович же легко подхватывает сумку и объясняет Святогору, что в этой сумке — «вся тягость земная». Этот философский этюд иллюстрирует видение великой силы русского народа, каждый представитель которого несёт свою долю «земной тягости».
Краткое содержание
Молодой князь Вольга Святославович хочет мир посмотреть и себя показать, поэтому собирает дружину из тридцати молодцов и отправляется с ними в путь. По дороге они слышат скрип сохи и посвистывание пахаря, однако ни в тот же день, ни на следующий, ни через день пахаря не видят. Когда дружина Вольги наконец доезжает до пахаря, между ним и князем завязывается разговор. Вольга сообщает, что едет собирать подать с трёх городов, пожалованных ему князем Владимиром. Пахарь же сообщает, что в этих городах полно разбойников: когда пахарь ездил в те города за солью, местные мужики потребовали у него денег — пришлось даже поколотить их.
Вольга приглашает пахаря отправиться с ними. Пахарь соглашается, но, чуть они отъезжают, вспоминает, что забыл соху (орудие для вспахивания земли) в земле (то есть не вынул и не спрятал). Вольга посылает пять человек выдернуть соху, но они не в силах справиться с заданием. Князь отправляет десять человек выдернуть соху, но и десятерым это не под силу. А Микула Селянинович легко выдёргивает соху одной рукой. Вольга спрашивает, как пахаря зовут. Тот отвечает: Микула Селянинович.
Когда князь с дружинниками и Микула Селянинович попадают в город, к ним бросаются мужики, которые хотели обобрать Микулу Селяниновича. Мужики просят прощения и демонстрируют пахарю своё уважение.
Вольга, увидев это, жалует Микуле Селяниновичу в подарок три города.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто такой богатырь? Назовите самых известных былинных богатырей.
Ответ. Богатырь — былинный герой, обладающий невероятной силой и спасающий тем самым землю русскую. Самые известные былинные богатыри — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
Дайте определение былины.
Ответ. Эпическая песнь о русских богатырях. Эти богатыри обладали невероятными возможностями. Они были защитниками простых людей и воплощали силу земли Русской.
«Вольга и Микула Селянинович» — краткое содержание и пересказ былины
Здесь даны основные сведения о былине «Вольга и Микула Селянинович», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев. В конце статьи указаны темы и идея этой былины.
Краткие сведения о произведении
«Вольга и Микула Селянинович» — былина, которую сложил русский народ. Она отличается от других русских былин тем, что славит мирный труд крестьян. Существует несколько вариантов этого произведения. Краткое содержание и пересказ сделаны с текста от знаменитого заонежского сказителя Трофима Григорьевича Рябинина.
Главные герои былины
Очень краткое содержание для читательского дневника
Вырос сын князя Святослава, Вольга, и собрал дружину. Она состояла из тридцати человек, считая самого молодого князя. Поехал он с дружиной собирать дань в три своих города. Услыхали они в поле скрип сохи и понукивание пахаря. Доехали до него только на третий день.
Предупредил пахарь князя, что в городах, куда он направляется, мужики разбойничают.
Узнав, что пахарь ездил в город и побил там мужиков, которые требовали денег за проезд, Вольга пригласил его с собой ехать. Землепашец согласился, а по дороге вспомнил, что не вытащил из земли соху. Попросил он князя, чтобы послал дружинников вытащить её да закинуть за куст ракиты.
Вся дружина не смогла этого сделать, а пахарь выдернул соху одной рукой и бросил за куст. Удивился Вольга силе богатырской. Спросил он крестьянина как его зовут. Ответил тот, что мужики его величают Микулой Селяниновичем.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Сын князя Святослава Вольга захотел стать сильным, узнать мудрость. Вырос он и собрал себе храбрую дружину из двадцати девяти молодцев, сам Вольга был тридцатым.
Его дядя, киевский Владимир-князь, пожаловал ему три города: Гурчовец, Ореховец и Крестьяновец. Поехал Вольга со своими дружинниками к городам забрать дань.
Услышали они в поле, как соха поскрипывает да пахарь лошадь понукивает. Поехали к нему. Только на третий день они доехали до пахаря.
Спросил тот Вольгу куда путь держит. Ответил князь, что едет за получкою в свои города. Землепашец предупредил его, что мужики там живут разбоем, требуют деньги за проезд по дороге. Сам он был недавно в городе, купил там соли два мешка по сорок пудов. Когда мужики стали у него требовать деньги, пахарь побил их.
Князь пригласил его ехать с ним, тот согласился. Сел пахарь на свою кобылку. Поехали они по чисту полю.
Пахарь вспомнил, что оставил соху в борозде. А прохожие или проезжие мужики могут лемехи из сохи вытряхнуть, и нечем будет пахарю пахать.
Попросил он Вольгу, чтобы тот послал двух-трёх добрых молодцев из своей дружины, чтобы выдернули соху и бросили её за ракитовый куст.
Так и сделал князь, но посланные дружинники не смогли соху из земли выдернуть. Послал тогда князь десять дружинников, но и они не смогли поднять соху.
Послал Вольга всю дружину, не смогли могучие молодцы выдернуть соху из земли.
Тогда пахарь подъехал на кобылке своей к сохе, выдернул её одной рукой из земли, из лемехов землю вытряхнул да бросил соху за ракитов куст.
Поехали они дальше. Стал пахарь на своей кобылке обгонять коня Вольги. Князь закричал пахарю, чтобы приостановился. Сказал он, что была бы эта кобылка конём, за неё бы пятьсот рублей дали.
Ответил крестьянин, что заплатил пятьсот рублей за кобылку, когда она была ещё жеребёнком. Если кобылка конём бы была, не было бы ей цены.
Спросил Вольга Святославович пахаря как его зовут-величают. Ответил тот, что мужички его зовут-величают Микулушкой Селяниновичем.
Заключение к краткому пересказу
В былине «Вольга и Микула Селянинович» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) былины: прославление крестьян, их трудолюбия и силы.
Краткое содержание былины может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Уроки по былине «Вольга и Микула Селянинович»
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Главное в этой былине – мудрая мысль о превосходстве крестьянского труда над всеми другими. Оратай, то есть крестьянин, оказывается главнее и сильнее всех, потому что он всех кормит.
Представим себе Киевскую Русь, стольный Киев-град, бескрайнее степное раздолье и опасных врагов Руси – половцев и татар, от которых русские богатыри мужественно обороняли землю свою. Вспомним былины, воспевающие сохраняемые в народной памяти героические события прошлого. Этому способствуют репродукции картин и гравюр В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье». И. Репин «Садко», И. Билибин «Дружина Вольги».
Чтение статьи ученого-фольклориста Владимира П. Аникина. Обсуждение прочитанного. Чтение былины. Домашнее задание. Составить план событий былины.
Чтение плана событий. Например:
Князь Вольга собрал дружину и поехал за получкою.
Князь Вольга встречает пахаря.
Пахарь рассказал князю о разбойниках.
Опасения пахаря за сошку.
Князь послал молодцев убрать сошку, но никто с этим не справился.
Пахарь сам выдергивает сошку и бросает ее за ракитов куст.
Князь узнал имя пахаря (Микула Селининович).
Князь Вольга собрал дружину и поехал за получкою.
Князь берет пахаря с собой.
Князь посылает дружину, чтобы выдернули сошку.
Пахарь сошку из земли выдернул.
Князь предлагает пахарю его лошадь.
Мужики похвалили Микулу: «Молодой Микула Селянинович».
Мнение учащихся о планах. Обращение к тексту былины.
Почему князь Вольга останавливается около оратая и начинает с ним разговор?
Интерес князя и его дружины к оратаю появляется, когда они только услышали, чем занят оратай в поле, наехали на оратая только на третий день. Удаль молодецкая, сила, мощь богатырская чувствуется в свисте оратая. Но вот увидели князь и дружина оратая. Чтение отрывка.
Внешний вид оратая еще более убеждает князя, что перед ним неординарный человек. Человек недюжинной силы. Это Работник и Хозяин. Уважительно, добросовестно, почтительно относится он к своему труду – возделывать пашню. Радеет за свое дело, поэтому лошадь у него ухоженная и орудия труда в порядке. Обращение к тесту.
И землю кормилицу лелеет, как мать ребенка. Обращение к тексту.
Поэтому останавливается князь около оратая и начинает с ним разговор. Оратай вступает в разговор с князем и говорит на равных, отвечает ему с достоинством.
Узнав, что князь едет к своим городам за получкою, оратай предупреждает его о разбойничках и рассказывает о своей стычке с ними. И снова князь поражен удалью и мощью этого оратая. Обращение к тексту.
Князь предлагает оратаю ехать вместе с ним «во товарищах». Эпизод с сошкою не только еще раз показывает боагтырскую силу оратая (вся дружинушка хоробрая не смогла выдернуть сошки, а оратай выдернул ее одной рукой, земельку из омешиков повытряхнул и бросил ее за ракитов куст), но открывает еще одну грань его недюжинной натуры:
Я оставил сошку во бороздочке
Не для ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет – взять нечего,
А богатый-то наедет – не позарится!
А для-ради мужичка да деревенщины.
Забота о таких же пахарях, как он сам, щедрость натуры, великодушие, бескорыстие, радение за общее крестьянское дело чувствуется в этих словах. Рачительный хозяин, но ему не жаль своей собственности для «мужичка да деревенщины». Он готов делиться всем, что имеет, всем, что умеет, со всем крестьянством.
Эпизод с кобылой оратая открывает новые стороны его исполинской натуры. В ответе оратая на хвалу князя слышатся и самоуважение и достоинство. И прозорливость, и дерзость.
Обращение к тексту.
А почему князь не поинтересуется именем оратая в начале встречи?
Почему этот вопрос задан в конце былины?
Как называли крестьян того времени?
Смердами, холопами, рабами. Применялся и более неопределенный термин «люди». И вот князь интересуется именем и отчеством оратая. Этот вопрос подчеркивает равенство князя и хлебопашца. Ответ оратая интересен, он не сразу называет свое имя и отчество, а рассказывает о крестьянском труде, вернее о сборе урожая, о празднике труда. Ответ оратая – это венец крестьянскому труду.
Обращение к тексту.
Как интересно, мы узнаем имя в самой последней строчке былины. А имя Вольги нам известно с самого начала. И в самых радужных красках рисует автор нам князя.
Обращение к тексту.
А как вы думаете, действительно ли Вольга – необыкновенный человек, что его можно сравнить с солнцем красным, что он стремится к великой мудрости?
Вспомните его поведение с Микулой Селяниновичем.
Действительно, князь Вольга – необыкновенный человек, мудрый и тонкий правитель. Его интересует все, что происходит на его земле. Он понимает, что богатырская мощь, ум, красота, доблесть присущи человеку любого сословия, которого ценит не по его роду, племени, а по личным качествам. В его речах и поступках чувствуется искренний интерес к пахарю, к его работе и жизни. Вольга начинает понимать, что земледельческий труд – основа жизни. Крестьянин возделывает землю-кормилицу и сам получает силу матушки-земли. И князь хочет иметь такого человека рядом с собой «во товарищах».
Может быть, в союзе Вольги и Микулы воплощена народная мечта о союзе мудрого правителя и простого человека?
Может быть, только такой союз может привести к процветанию земли русской?
А теперь поговорим о художественных особенностях былины.
Вспомним, что былинный стих особенный. Сказитель сказывает (то есть говорит нараспев) былину не торопясь. Иногда он останавливается, как бы припоминая подробности. В былинах много эпитетов, сравнений, сказочных метафор, преувеличений. Чтобы усилить впечатление слушателей, сказитель часто использует повторы слов, фраз, целых картин. Былины написаны живым народным языком. И как разнообразен этот язык! Какая палитра чувств передается в былине!
Домашнее задание: выписать эпитеты к словам солнце, небушко, поле, море, лес, дружинушка, жеребчики, кобыла, сошка, смешки, присошечек, рогачик, князь Владимир, слуги, пять молодцев ; привести примеры повторов, сравнений, гипербол, поговорок.
Проверка домашнего задания.
Художественные особенности былины.
Домашнее задание: написать былину или эпизод из былины, используя их художественные особенности. Обсуждение: кто может стать героем, какие художественные приемы могут быть использованы. Пробуем сочинить все вместе или в парах былинный отрывок.