Вокзал для двоих о чем
Содержание фильма «Вокзал для двоих». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
15 марта 1982 года на экраны вышел фильм «Вокзал для двоих».
Мелодрама от режиссера Эльдара Рязанова.
Официантка Вера и пианист Платон Рябинин познакомились на вокзале при весьма непривлекательных обстоятельствах. В результате она потеряла жениха с дынями, но нашла любимого, который должен отбыть в отдаленные места, чтобы нести наказание.
Сюжет фильма «Вокзал для двоих»
Платон показывает Вере свою жену, ведущую прогноза погоды по телевидению, и рассказывает, как она, управляя автомобилем, насмерть сбила человека, а он взял её вину на себя, сказав, что за рулём сидел он. Теперь Платон ждёт суда, дав подписку о невыезде, а в Грибоедов он поехал тайно, чтобы повидать тяжело больного отца, которого боится не застать в живых после освобождения. Вера во второй раз пытается устроить ночлег для Платона в зале «Интурист». Дежурная Юля согласилась, но через некоторое время отказывается, так как из-за плохой погоды привезут группу туристов, летевших в Москву. Ночь Платон и Вера проводят в купе отцепленного вагона, стоящего в депо.
Воспоминание обрывается. В этот же момент Платон приходит в посёлок, забирает из мастерской свой аккордеон и нехотя идёт на свидание со своей женой, но обнаруживает, что к нему приехала не жена, а Вера. Утром ни Платон, ни Вера не слышат звонок будильника, а когда они просыпаются, до начала поверки остаётся всего 1 час 20 минут. Платон вынужден бежать до колонии 10 километров с аккордеоном, а Вера бежит с ним. Уже совсем рядом лагерный забор и вышки, но от усталости Платон уже не может идти и не успевает к поверке.
Начальству докладывают об отсутствии заключённого Рябинина, и ему готовы приписать побег. Вера просит Платона играть на аккордеоне; на тюремном дворе слышат игру и засчитывают ему прибытие на утреннюю поверку в назначенное время.
кадры из фильма «Вокзал для двоих»
Гурченко разбила колени, Басилашвили ненавидели на зоне: «Вокзал для двоих»
Композитор Таривердиев: авария, суд, приговор и амнистия
Если быть точными, то в основу сюжета положены сразу две истории, произошедшие на самом деле. Первая из них случилась с известным композитором Микаэлом Таривердиевым. Однажды он ехал в машине, рядом сидела актриса, с которой у композитора был роман. В какой-то момент он позволил подруге сесть за руль. Этот легкомысленный поступок привёл к страшному ДТП, в результате которого погиб человек, переходивший дорогу. Следуя благородному порыву, Таривердиев решил защитить подругу и взял вину на себя: сказал на суде, что за рулём находился он. Получил два года колонии. Правда, попал под амнистию, так что по-настоящему «сидеть» не пришлось.
Поэт Смеляков: чуть не опоздал на перекличку в колонии
Вторая история связана с не менее громкими именами. Поэт Ярослав Смеляков (его стихотворение «Хорошая девочка Лида» звучало в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика) был осуждён по политической статье и отбывал срок в лагере. К тому времени условия для «политических» смягчились — Сталина уже не было, вот-вот ожидалась амнистия. Так что следили за ними не слишком строго. Но всё же за неявку на утреннюю поверку ждало серьёзное наказание, вплоть до увеличения срока, как за попытку побега. Поэт Смеляков отпросился у лагерного начальства в гости к друзьям — сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид отбывали срок на поселении поблизости. Встретившись, друзья засиделись допоздна, а наутро проспали. Пришлось из последних сил спешить на утреннюю перекличку. Когда Смеляков чуть не терял сознание от усталости, друзья тащили его на себе.
Стеснительный Басилашвили: «Никаких поцелуев!»
Рассказывали, что Эльдар Рязанов очень любил работать с Олегом Басилашвили, даже взял однажды с него расписку о том, что Басилашвили обязуется сниматься в каждом фильме Рязанова. Конечно, расписка была шуточной, но, тем не менее, режиссёр старался снимать своего любимого актёра как можно чаще. Вот и «Вокзал для двоих» изначально задумывался «под Басилашвили». Прежде Олег Валерианович не был знаком с Людмилой Гурченко, их представили друг другу буквально за пару часов до начала съёмок. И надо же было так случиться, что первой сценой, которую снимали, была сцена поцелуя!
Басилашвили сразу сказал «нет». Ну не мог он целоваться с чужой женщиной, которую увидел в первый раз!
Дошло до того, что актёр готов был отказаться вообще от съёмок в фильме. Видя, что Басилашвили упрямится (на самом деле он просто отличался скромностью и даже стеснительностью), Людмила Марковна убедила режиссёра изменить сцену. Диалог героев переписали, поцелуй убрали. А к окончанию съёмок, когда их герои уже успели пережить многое, Гурченко и Басилашвили сделались не просто друзьями, а практически родными людьми.
Отважная Гурченко: поплатилась разбитыми коленями
Очень нелегко далась актёрам финальная сцена — когда их герои, изнемогая, бегут, а потом буквально ползут по заснеженной дороге. Лишь бы успеть, лишь бы не опоздать, хоть полком, но добраться вовремя. Они изнемогали по-настоящему — надо было торопиться, так как зима заканчивалась, и этот снежный морозный день мог стать последним зимним днём. Бежали, спотыкались, падали, поднимались, снова бежали, поддерживая друг друга. Перед ними на санках везли оператора с камерой — в санки впряглась чуть ли не вся съёмочная группа. Всем было тяжело. Но, пожалуй, труднее всего пришлось Гурченко. Хрупкая актриса, падая раз за разом на лёд и снег, так разбила колени, что потом пришлось долго лечить их.
Как зэки чуть не избили Басилашвили
Досталось на съёмках и Басилашвили. Почти месяц он буквально жил в колонии, среди зэков, находился там день и ночь. Зэки сразу невзлюбили чистенького, сытого, благополучного артиста, пытающегося изобразить одного из них. Озлобленные заключённые старались делать «мелкие пакости»: то толкнут, то обругают, то по ногам ударят исподтишка. Олег Валерианович терпел, а чтобы наладить контакт, делился с зэками продуктами. Один из заключённых даже вызвался ему помочь: объяснял, как надо держаться, как себя вести, какие слова говорить, чтобы получилось достоверно. И Басилашвили отблагодарил своего «консультанта», увековечив его фамилию: в сцене, когда Вера будит опоздавшего Платона, он, ещё не проснувшись, бормочет: «Онофренков, кончай!»
Унижение на Каннском кинофестивале
Но все эти лишения, боль в разбитых коленях, издевательства зэков, изнуряющая зимняя дорога,— всё это не было напрасным. Фильм получился настолько пронзительным и трогательным, что его вот уже много лет пересматривает вся страна. Сразу после премьеры Людмила Гурченко получила звание народной артистки СССР. Журнал «Советский экран» провёл опрос и назвал «Вокзал для двоих» лучшим фильмом года. Правда, пришлось пережить и унижения на Каннском кинофестивале, где фильм Рязанова был представлен на основной конкурс. Так совпало, что в те дни весь мир говорил о «шпионском скандале», разразившемся между СССР и Францией. В Каннах, посреди нарядной западной публике, наши артисты сидели в «безвоздушном пространстве» — рядом с ними оставались пустые кресла, никто не хотел общаться с «проклятыми советскими». Как бы там ни было, всё это давно позади, а фильм останется с нами ещё надолго.
Тайны нашего кино
60-е годы прошлого века, Москва. По улице несётся машина Микаэла Таривердиева – молодого, но уже известного композитора. Буквально пару минут назад он уступил место за рулём любимой женщине – известной актрисе. И вдруг она сбивает пешехода, а Таривердиев всю вину в этой трагедии берёт на себя… Эту историю спустя десятилетия сценарист Эмиль Брагинский вместе с Эльдаром Рязановым положили в основу фильма «Вокзал для двоих».
Главные роли в этом замечательном фильме сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Кандидатуры обоих не вызывали сомнений у Рязанова, но в первый же съёмочный день, на съёмках первой же сцены возникли сложности. Герои Басилашвили и Гурченко, Платон и Вера, должны были пробежать 10 километров к тюрьме при температуре –30 и с тяжёлым аккордеоном. При этом актёры на крупном плане должны были показать разные эмоции – от горя до любви и надежды. И вдруг опытным, профессиональным актёрам это оказалось не под силу. А всё потому, что они познакомились всего за два часа до съёмок и даже не успели привыкнуть друг к другу. Но больше всего у партнёров не ладилось с любовными сценами. Так, из-за эпизода, когда Рябинин в купе целует Веру, чуть не сорвались съёмки всего фильма. Басилашвили не понравился текст, о чём он открыто и заявил режиссёру.
«Со мной не соглашались, и я просто ушёл со съёмки, – рассказал Олег Валерианович. – Думал, что меня убрали, и кто-то будет другой играть, но через два дня последовал звонок… Я пришёл, и Люся (Людмила Гурченко – Прим. ред.) мне дала текст – она сама его написала. С тех пор у нас началась действительно взаимная тёплая дружба».
Помимо Гурченко и Басилашвили, в фильме снялась целая плеяда замечательных актёров. Так, проводника Андрея, хама и спекулянта, сыграл Никита Михалков, эффектного «дядю Мишу» – Нонна Мордюкова, начальника вокзала – сам Эльдар Рязанов.
По сценарию действие фильма происходит в Заступинске – вымышленном городе. На самом же деле все сцены снимали в районе Витебского вокзала Ленинграда, на Рижском вокзале в Москве и на станции Лосиноостровская. А подходящую тюрьму нашли в Подмосковье, в селе Новое Гришино. Здесь, в Икшанской колонии 30 лет назад содержались несовершеннолетние. Между прочим, один из местных воспитанников очень помог Олегу Басилашвили постичь правила жизни за решёткой.
«Я ему благодарен за многое, потому что он меня многому научил, – говорит Олег Валерианович. – Ну вот он и говорит: «А в благодарность произнеси в фильме мою фамилию». И я нашёл место, где я могу его назвать, фамилия его звучит».
Рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко: «Помните: «Ануфриков, кончай! – Вставай, вставай…»? Вот это о том самом парне речь и идёт. К сожалению, нам не удалось многое узнать о нём. Известно только, что заключённого Валентина Ивановича Ануфрикова с наступлением совершеннолетия перевели в колонию Зеленограда. Там его освободили условно-досрочно, и он перебрался в Москву. Дальше следы теряются».
Также вы узнаете, как рождались крылатые фразы проводника Андрея. Кто была та самая загадочная актриса, из-за которой Таривердиев чуть было не угодил в тюрьму, но благодаря которой появилась идея фильма? Зачем Александра Пяткова заманивали на работу в тюрьму? А с чьей реальной истории Рязанов и Брагинский списали сцену возвращения Рябинина в тюрьму в последний момент?
Вокзал для двоих
«Вокзал для двоих» — советский кинофильм режиссёра Эльдара Рязанова 1982 года. Участник официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года.
Содержание
Сюжет
Морозный зимний вечер. В исправительной трудовой колонии, расположенной где-то в Сибири, проходит вечерняя поверка. По окончании поверки Платону Рябинину сообщают, что к нему приехала жена и сняла комнату в поселке в десяти километрах от ИТК, а также велят зайти в местную мастерскую за аккордеоном. Он имеет право отказаться пойти на свидание, но отказаться выполнить поручение начальства — нет. Его отпустили до утренней поверки, предупредив, что опоздание будет расцениваться как побег. И пока Платон идёт от тюрьмы до поселка, ему вспоминается то, что произошло незадолго до его осуждения.
В течение всего дня Платон и Вера несколько раз пересекаются на вокзале. Вера чувствует за собой вину в том, что Платон отстал от поезда и в том, что он не может ехать дальше. В конце концов они мирятся. Вечером того же дня Вера опоздала на последний автобус и тоже вынуждена остаться ночевать на вокзале, разделив с Платоном участь и «царский» ужин — деликатесы со свадебного банкета, доставшиеся Вере. Ночью у спящего на вокзале Платона карманник вытаскивает бумажник. Теперь Платон остаётся не только без документов, но и без денег. Чтобы как-то «перебиться», он вынужден торговать на рынке дынями по спекулятивной цене, теми самыми, что привез для реализации Андрей. Вечером он приглашает Веру в ресторан, оплачивая ужин деньгами, которые он зарабатывает тут же — играя на пианино с великодушного разрешения местного «лабуха» Саши.
Платон и Вера объясняются друг другу в своих чувствах. Платон показал Вере свою жену — ведущую прогноза погоды в прямом эфире по телевизору, и рассказывает, как его жена сбила на автомобиле человека и он взял ее вину на себя, сказав милиции, что за рулем находился он. Теперь Платон ждет суда, находясь под подпиской о невыезде, и в Грибоедов он поехал тайно, чтобы повидать тяжело больного отца, которого боится не застать в живых после освобождения. Вера не выдерживает и тайно идет звонить жене Платона, чтобы убедить ее не губить жизнь другого человека. Жена Платона отрицает свою вину и сваливает все на мужа. Ночь после ресторана Платон и Вера проводят вместе.
На этом воспоминания Платона заканчиваются, как заканчивается и его дорога до поселка. Платон забирает в мастерской аккордеон и, нехотя, идет поздороваться с женой. Но, найдя нужную избу, он обнаруживает, что, назвавшись его женой, на свидание на самом деле приехала Вера.
Несмотря на то, что Платону нельзя опоздать на утреннюю поверку, звонка будильника ни Платон, ни Вера не услышали. Когда они просыпаются — у них осталось всего 1 час 20 минут до начала поверки. Платон вынужден бежать десять километров к колонии, неся на себе еще и тяжелый аккордеон. Вера бежит вместе с ним, не желая бросать любимого. Остаётся совсем чуть-чуть, но сил больше нет. И тогда, по совету Веры, Платон начинает играть на аккордеоне. На тюремном дворе слышат эти звуки и засчитывают Платону прибытие на утреннюю поверку.
Вокзал для двоих (фильм)
Вокзал для двоих (фильм)
Вокзал для двоих | |
Жанр | |
---|---|
Содержание
Сюжет
На вокзале «Заступинск» при весьма непривлекательных обстоятельствах познакомились два абсолютно ненужных друг другу человека — официантка Вера и пианист Платон Рябинин, который очень скоро должен отбыть в отдаленные места с тем, чтобы нести там наказание за совершенную не им аварию.
Морозный зимний вечер. В тюрьме проходит вечерняя поверка. По окончании поверки Платону Рябинину сообщают, что к нему приехала жена и сняла хатку в поселке в десяти километрах от тюрьмы, а также велят зайти в местную мастерскую за аккордеоном. Он имел право отказаться пойти на свидание, но отказаться забрать аккордеон не имел права. Его отпустили до утренней поверки, предупредив, что опоздание — это побег. И пока Платон шел от тюрьмы до поселка, он крутил в голове воспоминание о том, как он встретился с Верой. Это воспоминание и стало «сердцем фильма».
Уже в первый день пребывания в этом городе Платон и Вера помирились. Вечером того же дня Вера опоздала на последний автобус и вынуждена была остаться ночевать на вокзале. Пока Платон и Вера ночевали, случайный вор украл у Платона бумажник. Платон остался «без денег и документов». Утром следующего дня Платон поневоле торговал на рынке дынями по спекулятивной цене, но ничего на этом не заработал, разве что поругался с местным продавцом того же товара. А вечером он пригласил Веру в ресторан, где деньги, чтобы заплатить за ужин, Платон зарабатывал игрой на рояле. Он чуть было не встрял в новый конфликт — на этот раз со здешним лабухом Сашей. К счастью, конфликта не произошло, так как Саша выслушал Платона и разрешил ему продолжить зарабатывать на еду.
В ресторане Платон и Вера объяснились друг другу в своих чувствах, Платон показал Вере свою жену по телевизору, так как она вела прогноз погоды. И рассказал Вере о том, как его жена задавила человека, находясь за рулем автомобиля, а Платон взял вину на себя и «безвинно пошел под суд». По окончании вечера в ресторане Вера пошла искать место, куда бы пристроить Платона на ночь отдохнуть. И в процессе поиска даже пообещала Платону приехать на суд и доказать, что это «не он сбил человека».
На этом воспоминание заканчивается. Платон уже дошел до поселка. Забрал в мастерской аккордеон и нашел нужную ему избу. Зашел в найденную избу и там встретил… Веру. Вера его плотно накормила, они вместе переночевали, а наутро им надо было быстро бежать, поскольку они, как оказалось, проспали. Платон и Вера вместе бежали сломя голову, неся аккордеон. Фактически Платон опоздал на утреннюю поверку, но в тюрьме были слышны звуки его игры и работники тюрьмы поняли, что он все же не убежал.