Воинственная живость что это
Значение слова «живость»
1. Быстрота движений; подвижность, проворство. Живость движений понемногу терялась; он [слепой] стал забиваться в укромные уголки и сидел там по целым часам смирно, с застывшими чертами лица. Короленко, Слепой музыкант. Она с девичьей живостью побежала в свою комнату. Мамин-Сибиряк, Мать-мачеха. || Полнота жизненных сил; оживленность. Несмотря на свою живость, она не была бойкой барышней. Морозов, Повести моей жизни. Старческие руки [Войнич] будто обтянуты пергаментом, но лицо и особенно глаза сохранили живость. Б. Полевой, Встречи с легендой.
2. Обилие движения; оживленность. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей. Пушкин, Медный всадник. Местами [дома] сбивались в кучу, и здесь было заметно более движения народа и живости. Гоголь, Мертвые души.
3. Острота, сила. Где время прежнее, где прежние мечтанья? И живость детских чувств и сладость упованья! Баратынский, К Креницыну. Когда прошла живость первого впечатления и успокоились мои раздраженные нервы, я осмелился сказать, что мне не по душе такая нечеловеческая, ветхозаветная твердость. С. Аксаков, Встреча с мартинистами. || Ясность, отчетливость, яркость. Евгений Васильевич с особенной живостью припомнил теперь Капочку. Мамин-Сибиряк, Человек с прошлым. Перед читателем проходит с поразительной живостью история рабочего движения всего мира — в самые важнейшие моменты и в наиболее существенных пунктах. Ленин, Переписка Маркса с Энгельсом.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЖИ’ВОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к живой в 4, 5 и 7 знач. Ж. изложения. Ж. ребенка. Ж. воспоминания. || Оживленность, подвижность, способность живо чувствовать, понимать. Благодаря своей необыкновенной живости он легко переносил все невзгоды. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Воинственная живость что это
Аннотация. В данном материале предлагается путь анализа вступления к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», рассчитанный на учащихся 7 класса. К анализу привлекаются исторические факты, черновики поэта, репродукции картин русских художников. Анализ имеет целью развитие навыков вдумчивого чтения, воспитание патриотических чувств учащихся.
Ключевые слова: поэма, Россия, Петербург, Пётр Первый, любовь к Петербургу, столица, пейзаж, планы Петра, контекстные синонимы.
Abstract. The article proposes a way to analyze the beginning of A.S.Pushkin’s poem “The Bronze Horseman” in 7th Grade. By analyzing the historical facts, poet’s drafts, paintings by Russian artists the teacher aims to develop students’ skills for thoughtful reading and raise patriotic feelings.
Keywords: poem, Russia, St. Petersburg, Peter the Great, love for St. Petersburg, capital, landscape, contextual synonyms.
Продолжением знакомства с петровской темой в творчестве Пушкина станет анализ вступления к поэме «Медный всадник», включённого в программу В.Я.Коровиной.
Начнём с небольшого вступительного слова.
Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году в селе Болдине Нижегородской губернии в знаменитую Болдинскую осень. Именно в эту вдохновенную осень Пушкин создал многие свои шедевры, в числе которых и эта поэма.
В ней тоже главный герой — царь Пётр Первый, но здесь он уже предстаёт перед нами не полководцем, главнокомандующим, как в поэме «Полтава», а прежде всего царём, государственником, великим реформатором, строящим могучее государство и основывающим новую столицу — Петербург, с одной стороны, а с другой — безжалостным императором, который ради государственных замыслов может пожертвовать жизнями простых людей, если они мешают их осуществлению. В конце поэмы он является читателям уже не живым, мыслящим, мечтающим, а конной статуей, преследующей того, кто пытался ему возразить, пригрозить, выразить своё мнение — Медным всадником.
Кстати, такое название памятник Петру получил благодаря поэме Пушкина. На самом деле памятник отлит из бронзы, возведён он в Петербурге в 1782 году по инициативе императрицы Екатерины Второй. (Демонстрируются фотографии памятника.) Надпись на памятнике гласит: «Петру Первому Екатерина Вторая». Она сделана на русском и латинском языках. Латынь символизировала прорыв России в европейское пространство.
Мы познакомимся пока только со вступлением к поэме, которое обращено к Петербургу и его основателю Петру Первому.
Города, как и люди, имеют свои даты рождения. Только след одних теряется в глубине веков, а другие известны точно. Известен и день рождения Петербурга: это 16(27) мая 1703 года, когда в день Святой Троицы в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, которая и положила начало будущему городу. А 23 июня того же года началась закладка первого храма Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла. Закладка храма происходила при пушечном салюте с кораблей Балтийского флота. По преданию, Пётр сам определил место будущего храма, положил в центре крепости куски сложенного дёрна и сказал: «Здесь быть городу». В основание города был положен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного.
Чем же было продиктовано решение Петра об основании Петербурга?
В ходе Северной войны со шведами русская армия отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.
Он самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место — оно должно было находиться рядом с морем и быть пригодным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре здесь и выросли первые укрепления.
Санкт-Петербург задумывался как портовый город, что также повлияло на выбор места его расположения. Сразу после приказа об основании города Пётр собственноручно срубил для себя деревянный домик, который сохранился и по сей день и является одним из символов города. Шла война, поэтому построить крепость нужно было в максимально короткие сроки. Строительством руководил сам Пётр I: он составил план строительства крепости и следил за его исполнением. Крепость была возведена в рекордные сроки — за три года.
Новый город развивался очень быстро: вскоре после строительства крепости работы стали вестись и на нескольких ближайших островах. Пётр с самого начала задумал Петербург как новую столицу и «окно в Европу», поэтому город намеренно застраивался на манер европейских столиц.
Царю хотелось построить его как можно быстрее, поэтому была введена трудовая повинность. При строительстве города погибло множество людей, так как условия труда были очень тяжёлые. Свою роль в этом сыграл суровый климат и болота, на которых стоит Петербург. (Этот материал может быть заранее подготовлен в виде презентации и представлен учащимися.)
Такова история северной столицы, к которой обращены стихи А.С.Пушкина.
Теперь вступление к поэме может прозвучать в исполнении учителя или мастера художественного слова (его можно найти в фонохрестоматии, приложенной к учебнику). Сразу оговорюсь, что мне не хотелось обделять учащихся и знакомить их с «усечённым» вступлением к поэме (в хрестоматии оно завершается словами: «И светла Адмиралтейская игла»), которое обедняет пушкинский гимн Петербургу. Поэтому на распечатках детям было дано то, чего не хватает в учебнике: мы расширили вступление до слов: «Тревожить вечный сон Петра».
После чтения спросим у семиклассников, какое впечатление произвели на них стихи.
Кто и что в центре внимания поэта?
С каким чувством он рассказывает о Петербурге и его основателе?
Стихи нравятся детям воодушевлением поэта, его восхищением Петербургом. «Хочется увидеть этот город, — говорят они. — Здорово, что это наш город, русский». В центре внимания автора Петербург и его основатель — Пётр Первый, но его «творенье» даже несколько затмевает его самого: именно описанию Петербурга уделено больше места.
На какие части можно разделить это вступление к поэме?
О чём рассказывается в каждой из них?
Вступление отчётливо делится на три части. В первой рассказывается о планах и мечтах Петра, во второй — о рождении Петербурга, в третьей поэт объясняется в любви городу.
Озаглавим каждую часть цитатой из поэмы. Так у нас получится цитатный план. Вот он:
1. «Здесь будет город заложён.»
2. «Юный град. вознёсся пышно, горделиво.»
3. «Люблю тебя, Петра творенье. »
Какая из этих частей отражает взгляд Петра на Петербург, а какая — взгляд Пушкина? Обоснуйте своё мнение. Первая и вторая части вступления отражают взгляд Петра: в первой мы видим ещё только замысел государя и цели, которые он ставит («Здесь будет город заложён», «Отсель грозить мы будем шведу», «Все флаги в гости будут к нам.»); во второй эти планы становятся реальностью (город появился, «корабли / Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся.») — это именно то, о чём мечтал русский царь. В третьей части звучит личное отношение поэта к городу, который он описывает; он говорит о том, что любит и ценит в нём: его «строгий стройный вид», задумчивые ночи, морозные зимы, «девичьи лица ярче роз, / И блеск, и шум, и говор балов», «воинственную живость / Потешных Марсовых полей» и т. д.
Каким предстаёт Петербург в этом вступлении? Какое чувство вызывает у читателя? Найдите все контекстные синонимы, которыми Пушкин называет Петербург.
Петербург предстаёт перед нами величественным, прекрасным городом и вызывает у читателя чувство восхищения: оно передаётся нам от автора. Во вступлении много контекстных синонимов, связанных с Петербургом: сначала это «приют убогого чухонца», затем «юный град», «полнощных стран краса и диво», «младшая столица», «новая царица», «Петра творенье», «град Петров».
Как по этим синонимам можно определить исторический путь Петербурга?
Что было сначала на его месте?
Какое впечатление производит невский пейзаж, глядя на который Пётр строит свои планы?
Какие части речи преобладают в его описании?
Контекстные синонимы воссоздают перед нами исторический путь города, сначала скрытого во «тьме лесов и топи блат» и затем стремительно вознёсшегося «пышно, горделиво» на свет, превратившегося в новую столицу России.
Первоначальный пейзаж, вглядываясь в который государь обдумывает рождение нового города, кажется унылым и даже угрюмым:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
В пейзаже почти нет красок, потому что нет солнца (оно спрятано в тумане). Всё убого и безрадостно: быстрая река, «бедный чёлн», который «одиноко» борется с течением, чёрные избы — «приют убогого чухонца».
В описании преобладают прилагательные и причастия: волны пустынные, берега мшистые, топкие, чёлн бедный, чухонец убогий, солнце спрятанное, лес, неведомый лучам. Всё будто дремлющее, не знающее ещё своей силы.
Здесь можно предложить учащимся сравнить картины А.Г.Венецианова «Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга» (1838), А.Н.Бенуа«На берегу пустынных волн»(1916), Н.Ф.Добровольского «Здесь будет город заложён.» (1880) и Л.Ф.Лагорио «На берегу пустынных волн» (1897).
В. Серов. Петр I
Л.Ф.Лагорио «На берегу пустынных волн» (1897)
Какая из картин, на ваш взгляд, более всего отвечает пушкинской поэме? Обоснуйте.
Все картины вызывают живой интерес учащихся, но полотно Венецианова кажется более официальным, парадным, даже картинным. «Как будто его герои позируют перед художником», — говорят ребята. Более всего пушкинской теме созвучны картины Бенуа и Лагорио — так считают семиклассники. Особенно им нравится работа А.Н.Бенуа: бурлящая мрачная река, сильный ветер, который мы чувствуем по развевающимся волосам Петра, по пригнувшимся в отдалении фигурам его спутников, придерживающих шляпы; хмурое небо, нависшее над рекой, и фигура царя, противостоящая стихии, — всё соответствует тому настроению, которое создаёт начало поэмы.
Обратим внимание на то, что в первых строках Пётр даже не назван по имени — только он курсивом. Почему?
Всем понятно, кто он, и в то же время это придаёт образу Петра особое величие, будто наделяет его какими-то особыми полномочиями и возможностями.
Пушкин очень долго и кропотливо работал над началом поэмы. Посмотрите, сколько вариантов он сочинил и сколько отбросил. (Варианты могут быть даны на каждую парту или спроецированы на доске.)
На берегах варяжских волн
Стоял глубокой думы полн Великий Пётр.
Пред ним катилась Уединённая (река?)
Однажды близ пустынных волн
Стоял, задумавшись глубоко, Великий муж.
Пред ним широко
Текла пустынная Нева.
Однажды близ балтийских волн
Стоял, задумавшись глубоко, Великий царь.
Пред ним широко
Текла пустынная Нева.
А что вышло в итоге? Сравните с окончательным вариантом. Что убрал, изменил Пушкин? Почему? Какое звучание это придало стиху?
Пушкин убрал все собственные имена (имя царя и географические названия). Отбросил эпитет великий по отношению к Петру, великими названы его думы. Заменил словосочетанием дум великих полн деепричастный оборот задумавшись глубоко, что сделало возвышенным рассказ о Петре-преобразователе и усилило масштаб планов Петра (думы свидетельствуют о более долгом процессе вынашивания желанного замысла, нежели деепричастный оборот задумавшись глубоко).
Пейзаж стал более конкретным, зримым. Река не просто катится в своих берегах, а несётся, «бедный чёлн» стремится по её волнам. Вспоминается выражение «река жизни», где утлый челнок с плывущим на нём человеком становится символом его беззащитности перед судьбой и её непредсказуемостью.
Именно на эту реку и чёлн устремлён взгляд царя, пытающегося пронзить время и увидеть будущее. Перечитаем ещё раз стихи о его планах и вдумаемся в них:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Пушкин назвал эти планы великими. Почему? Объясните, что значит «в Европу прорубить окно, /Ногою твёрдой стать при море».
Пётр мечтает о выходе в море, о собственном флоте, о торговых и политических связях с Европой. Именно поэтому Пушкин называет его планы великими.
Какая часть речи, на ваш взгляд, является главной в описании этих планов? (Глагол главенствует в этом отрывке: грозить, прорубить, стать, запируем. Причём все глаголы использованы в будущем времени.)
Вчитайтесь внимательно в глаголы. Каким образом можно получить выход в море?
«Прорубить окно» — значит освоить природу, вырубить леса, осушить болота, получить цивилизованный выход к морю, в Европу, основав портовый город. Зачем нужно это сделать?
Чтобы выставить заслон западным захватчикам и предупредить их, что дорога врагу закрыта: «Отсель грозить мы будем шведу. » Город будет заложён «назло надменному соседу» (курсив мой. — Т.С.) И в то же время «все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе». Как это понять? Сочетается ли это — грозное предупреждение и приглашение в гости?
Да, такова матушка Россия: неприступная для врагов и хлебосольная для добрых соседей, званых гостей.
Сопоставим планы Петра с тем пейзажем, на фоне которого они рождаются.
Пейзаж убогий, дикий, а планы грандиозные: природе и стихиям противопоставляется будущая цивилизация. Пётр ощущает себя творцом, который может облагородить землю, и Пушкин восхищается его волей и умением реализовывать масштабные замыслы. И это восхищение чувствуется в выделенном поэтом местоимении он, которое вместило в себя и его имя, и титул, и талант политика. Однако воплощение в жизнь великих замыслов государя было бы невозможно без Божьей помощи и без великого народа, жертвенного и терпеливого, способного на неустанный труд.
На дом учащиеся получают задание подумать над тем, почему в поэме ничего не говорится о строительстве Петербурга, а также сопоставить «юный град» с тем, что было на его месте.
Начнём мы следующий урок с небольшого вступления. В первой части вступления к поэме пейзажам и планам Петра отводится равное место — по 11 строк, то есть они пока находятся в равновесии.
Вторая часть тоже состоит из 22 строк, и в ней тоже есть описание прежнего пейзажа. Найдите его.
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод.
Этот пейзаж занимает всего 5 строк. О чём это говорит? Что произошло? Что изменилось?
Прежний дикий, угрюмый пейзаж заменил пейзаж городской. Родился Петербург. Мечта Петра воплотилась в жизнь.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
На что похоже рождение этого города? Почему в поэме ничего не говорится о его строительстве? (Вопрос домашнего задания.) Какой мотив это вносит в поэму?
Рождение Петербурга похоже на чудо, потому что нет ни слова о том, как он строился. Дети сравнивают его появление с проросшим зерном, которое никто не видел, пока оно таилось в земле. И вдруг проросло сначала смелым стебельком, а потом превратилось в могучее дерево. Отсутствие рассказа о строительстве города и привносит в поэму мотив чуда. Город будто родился из небытия и удивил всех. Тот, кто бросил это зерно в землю, отодвигается на второй план, ибо город оказывается даже великолепнее замысла. Он — «полнощных стран краса и диво».
Давайте ещё раз посмотрим на это чудо, вознёсшееся «из тьмы лесов, из топи блат». Найдите в описании «юного града» слова и выражения, соответствующие исходному состоянию будущего города. (В целях оптимизации учебного времени учитель может сам называть слова и выражения из первой части вступления, а учащиеся будут находить соответствующие им слова и выражения во второй части вступления.) Вот что получается:
Везде следы цивилизации, прежде дикие места превратились в городской пейзаж. Прекрасный город стал замечательным памятником его основателю.
Кого нет в описании этого города?
Человека! Его не видно за этими дворцами и башнями, мостами и садами. Конечно, он есть, и в каждом архитектурном памятнике Петербурга, в его величественных зданиях, набережных и мостах, садах и парках — след человека-труженика.
Убогий чухонец в роли «пасынка природы» (то есть нелюбимого дитяти) жил на берегах «пустынных волн», забрасывая в воды «свой ветхий невод». Во второй части он уже стал только воспоминанием: не видно ни его, ни жителей Петербурга. Есть только «громады. дворцов и башен», «богатые пристани», «тёмно-зелёные сады», гранитные берега, мосты «над водами».
А где впервые чувствуется появление человека?
Человек появляется в третьей части вступления, и этим человеком является Александр Сергеевич Пушкин. Перечитаем эту часть. Литературоведы называют её гимном Петербургу. Попробуем доказать, что это справедливо.
Найдите строки, где звучит открытое любование городом, восхищение его красотой. Прочтите их так, чтобы мы услышали это восхищение.
Какое слово постоянно повторяется в этом гимне?
Люблю: «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид.», «Люблю зимы твоей жестокой / Недвижный воздух и мороз.», «Люблю воинственную живость / Потешных Марсовых полей.», «Люблю, военная столица, / Твоей твердыни дым и гром.».
Что же любит поэт в Петербурге? Докажите, что город в его восприятии живой, одухотворённый.
Пушкин любит петербургский пейзаж, в котором всё живёт и дышит. Ему нравятся «Невы державное теченье» (даже течение реки, закованной в гранитные берега, исполнено государственной воли!), задумчивые ночи, спящие громады домов, зори, торопящиеся «сменить»одна другую. Воинское Марсово поле (место, где проходили военные парады) в поэме словно живое. Нева «ликует», «взломав свой синий лёд». И везде чувствуется присутствие человека — автора, который читает «без лампады» и вглядывается в блеск Адмиралтейской иглы, любит морозную зиму, «бег санок вдоль Невы широкой, / Девичьи лица ярче роз», «шипенье пенистых бокалов» на дружеской пирушке, военные парады на Марсовом поле, гром пушек, «когда полнощная царица / Дарует сына в царский дом».
Созданный державной волей Петра по образцу европейских столиц, Петербург стал прекраснейшим городом земли, символом государственной мощи России, но поднятой «из тьмы лесов, из топи блат» человеком и облагорожен его трудом и душой.
Поэтому читатель, заворожённый пушкинским стихом, восхищённо восклицает вместе с поэтом: «Люблю тебя, Петра творенье!» и
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия.
Пушкинские слова стали своеобразным поэтическим заветом Петербургу: они невольно вспоминались в годы Великой Отечественной войны. Символом стойкости и непоколебимости стал этот город, переживший 900 дней и ночей страшной блокады. Все беды вынес на своих плечах вместе с городом и Медный всадник. Он оставался во время блокады на своём посту, бережно укрытый мешками с землёй, обшитый досками. И само его присутствие рядом с теми, кто защищал город от фашистов, внушало мысль о победе. Град Петров стоял «неколебимо, как Россия», питаемый любовью своего великого сына — Александра Пушкина, любовью его жителей, всего нашего народа, подавая пример мужества и любви всем своим соотечественникам.
СОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна — учитель-методист МБОУ «Гимназия им. И.Сельвинского», г. Евпатория, Республика Крым
Марсово поле
Территория, на которой сейчас находится Марсово поле, в начале XVIII века представляла собой заболоченную землю с деревьями и кустарниками. Территория возвышалась к Неве, из болота на её южной стороне вытекала река Кривуша (будущий канал Грибоедова).
В 1712 году в северо-западной части будущего Марсова поля был построен Питейный двор, через два года его то и перестроили в Почтовый двор («Почт-гаус»). Рядом в 1713-1717 годах находился Зверовой двор [2, с. 30]. Здесь содержали различных птиц и животных, среди которых числился и слон. В связи с необходимостью прорытия Красного канала зверинец был переведён на Хамовую (сейчас Моховую) улицу.
После прорытия в 1721 году Красного канала его западный берег активно застраивался домами знати. Кроме всех прочих здесь поселился герцог Голштинский. На углу Мойки и Красного канала были построены дома для генерала-аншефа А. И. Румянцева и генерал-прокурора П. И. Ягужинского.
В помещении бывшего слоновника первое время после его доставки в Петербург хранился знаменитый Готторпский глобус. Вскоре для него соорудили специальный балаган и открыли к глобусу доступ публике. Летом 1726 года его переместили на Васильевский остров к строящемуся зданию Кунсткамеры.
При Екатерине I поле стали называть Лугом перед летним домом, Лугом перед Летним дворцом, так как на том месте где сейчас Михайловский замок, тогда был сооружён Летний дворец императрицы.
К 1730-м годам западная стороны Марсова поля была застроена жилыми домами. Среди первых владельцев участков здесь были генерал А. А. Вейде, царский денщик А. И. Румянцев, обер-прокурор сената П. И. Ягужинский, А. И. Румянцев. Рядом с домом Вейде в 1730-1740-х годах находился дворец, в котором жила дочь Петра I Елизавета.
При императрице Анне Иоанновне на Большом лугу каждую осень в течении двух недель устраивались военные учения и парады. После этих мероприятий офицеры обедали в Летнем дворце, а солдаты принимали трапезу прямо на лугу. В феврале 1740 года Анна Иоанновна повелела:
Архитектор М. Г. Земцов составил проект 24 садовых павильонов. Под наблюдением Земцова, Германа ван Болеса и подмастерья Ильи Сурмина на лугу засыпали болотистые места, проложили дорожки, посадили кусты и шпалерные деревья. В центре площади устроили фонтан, украшенный свинцовыми фигурами драконов, дельфинов и маскаронами. Эти украшения выполнил резных дел мастер Конрад Оснер. Подряд на строительство садовых павильонов получил столярного дела мастер Ж. Мишель. Работа им выполнялась весьма не скоро, так как ещё в 1744 году павильоны ещё не были готовы.
В начале правления императрицы Елизаветы Петровны Марсово поле получило регулярную планировку. Здесь были проложены новые аллеи, высажены деревья. Луг превратился в сад и стал называться «Променадом», то есть местом для прогулок. По праздникам на Променаде размещались аттракционы. Вдоль Красного канала продолжали жить люди близкие к власти. Так бывший дом герцога Голштинского императрица подарила своему фавориту А. Г. Разумовскому. Рядом жил лейб-медик Лесток, на месте которого позже поселился генерал-фельдмаршал С. Ф. Апраксин.
В 1750 году на участке недалеко от Невы и Лебяжьей канавки («где была бывшая гауптвахта, близ еловой рощи«) был построен театр. Его возвели взамен сгоревшего в прошлом году, располагавшегося на углу Екатерининского канала и Невского проспекта (дом №28). Новое здание проектировал архитектор Ф. Б. Растрелли. Оно представляло из себя деревянную украшенную скульптурой и живописью постройку на каменном фундаменте, с тремя ярусами лож. Строительные работы, которые выполняли 353 солдата гарнизонных полков, были завершены к 25 апреля. Здесь был открыт первый в России Оперный театр, первое представление в котором (комедия) состоялось 3 мая [5, с. 322].
На месте старого Летнего дома Екатерины I был построен новый Летний дворец Елизаветы Петровны. По сведениям из топонимической энциклопедии «Петербург в названиях улиц» пространство перед ним с 1751 года стали называть Царицыным (или Царицынским) лугом. В дальнейшем, даже несмотря на переименования, это имя площади встречалось вплоть до 1917 года. Автор книги «Пешком по Миллионной» утверждает, что официальное название «Царицын луг» (или «Царицыно поле») существовало с 1781-1782 года.
С 1750 года и до конца XVIII века на берегу Мойки стоял деревянный Малый театр. О его бывшем существовании напоминает соседний Театральный мост. Малый театр на Марсовом поле возник с прибытием в Петербург немецкой труппы предпринимателя Карла Книппера. Вместе с иностранцами здесь выступали воспитанники московского Воспитательного дома, которым доверяли русские роли.
«Променад» на Марсовом поле просуществовал не долго. Уже в августе 1752 года императрица «указать соизволила на луг, которой у Оперного дому, пускать для пасьбы коров Ея императорского величества, також и тех, кто их пасть будет» [Цит. по: 5, с. 330].
Судьба Оперного театра у еловой рощи также оказалась короткой. Контора строения домов и садов в октябре 1773 года докладывала:
В 1765-1785 годах в северной части Марсова поля строился Мраморный дворец. В 1770-х годах на месте дома Разумовского по проекту Ю. М. Фельтена было построено трёхэтажное здание Ломбарда. Наводнение 1777 года разрушило Променад, на Марсовом поле вновь стали проводить военные парады. С этих пор растительность стала гибнуть, не выдерживая частых военных маршей.
Красный канал был засыпан в 1780 году. Его бывшая западная набережная, с 1738 года называвшаяся Красной линией, с 1798 года стала называться Царицынской улицей.
Здание Малого театра на Марсовом поле было перестроено в октябре 1781 года по распоряжению Екатерины II. Тогда в нём состоялось первое русское представление. Одним из актёров Малого театра, а затем руководителем труппы был Иван Афанасьевич Дмитриевский. Благодаря его стараниям в 1782 году здесь прошли первые постановки комедий Д. Г. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». В Малом театре прошла одна из пьес Екатерины II, впервые на русском языке были показаны комедия Бомарше «Севильский цирюльник», комедии Мольера. Один из современников так описывал здание Малого театра:
Павел I приспособил Царицын луг в основном для военных парадов, строевой подготовки, наказаний проштрафившихся нижних чинов. Его сын Александр I окончательно отобрал территорию у городских властей и передал её военным.
16 мая 1803 года, в день празднования 100-летнего юбилея Петербурга, на Царицыном лугу установили карусели, балаганы и другие увеселительные павильоны.
Установкой памятника великому полководцу не ограничились. В 1805 году Царицын луг переименовали в Марсово поле, по имени античного бога войны, в облике которого изображён Суворов. Вплоть до 1917 года название «Марсово поле» на одних картах Петербурга соседствовала с «Царицыным лугом» на других картах. На протяжении целого столетия у площади существовало два названия. А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник» использовал первый вариант:
В скором времени зелёный луг превратился в пыльный плац. Пыль, поднимаемая сапогами солдат и ветром, переносилась в Летние сады, оседала на деревьях. К середине XIX века Марсово поле в народе часто называли «Петербургской Сахарой».
В 1818 году архитектор Карл Росси создал проект переустройства Марсова поля. Это им делалось для того, чтобы включить строящийся Михайловский дворец в ансамбль берегов Невы, раскрыть вид на усадьбу со стороны реки. Для решения этой задачи зодчий убрал с площади Румянцевский обелиск, перенёс его на Васильевский остров, новую Румянцевскую площадь. Памятник Суворову Росси перенёс на пространство между домом Салтыковых и служебным корпусом Мраморного дворца. В глухой стене дома Салтыковых пробили окна, вдоль тротуаров установили новые светильники в виде пик с бронзовыми наконечниками. Таким образом, здесь образовалась аванплощадь (Суворовская), служащая как бы парадным входом на Марсово поле.
В 1817-1821 годах в западной части площади архитектором В. П. Стасовым были построены казармы Павловского полка. Рядом с ними в те же годы был построен дом Адамини.
Садовая улица была выведена через восточную границу Марсова поля к Неве в 1823 году.
С 1820-х годов Марсово поле стало площадью, где чаще всего в Петербурге проводили военные парады. Каждый май здесь проводились «Высочайшие смотры войск Гвардейского корпуса», это мероприятие являлось официальным закрытием светского зимнего сезона. На Марсовом поле военными парадами отмечались важные события в истории России. Так 23 сентября 1829 года здесь состоялся молебен по случаю заключения мира с Турцией. Парад 1831 года оказался запечатлён на картине художника Г. Г. Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 г». 21 апреля 1856 года на Марсовом поле проходил смотр-прощание дружин народного ополчения, участвовавших в Крымской войне. О майском смотре войск 1846 года вспоминала жена английского посла леди Блумфилд:
С 1869 года века на Марсовом поле снова стали организовывать народные гулянья. На масленицу, пасху, день тезоименитства императора и день святого князя Александра Невского (30 августа) здесь устраивали балаганы, карусели, катальные горы. Газета «Всемирная иллюстрация» писала по этому поводу в 1869 году:
Художник М. В. Добужинский вспоминал:
Перед отъездом царской семьи в летние резиденции на Марсовом поле устраивался смотр полков. По краю поля устанавливали трибуны со скамейками. Для царской семьи ставили специальные кресла. Рядом с ними всегда стояли пажи в парадных мундирах [1, с. 59].
После 1872 года Марсово поле стало единственным местом проведения народных гуляний. До того этим целям служила ещё и Адмиралтейская площадь. Но с разбивкой на ней Александровского сада места для балаганов там не стало. Ежегодно на Марсовом поле проводились народные гуляния в Масленицу, на Пасху и день тезоименитства (именин) царя. Во второй половине XIX века это был Александров день (30 августа). Кроме обычных развлечений здесь предлагалось участвовать в спортивных состязаниях: забраться на намасленный столб, пройтись по крутящемуся бревну, попасть длинной палкой в цель. Победители награждались достаточно ценными призами, которые вручал градоначальник. Например, в 1892 году 12-летний подросток получил за пробежку по крутящемуся бревну великолепный фарфоровый сервиз.
В мае 1883 года на Марсовом поле готовились к празднованию коронации Александра III. Газета «Новое время» описала приготовления:
Майский военный парад при Александре III не проводился. Эту традицию возобновил Николай II. Об одном из таких парадов вспоминал граф А. А. Игнатьев:
С 1897 года местами народных гуляний стали Преображенский и Семёновский плацы. В 1907 году гуляния на Марсовом поле стали запрещены. Тогда же здесь установили лёгкую поворотную башню с телескопом для наблюдения за небесными телами. Время от времени на Марсовом поле проводились смотры пожарных частей, разводы и учения Павловского полка. Попытка в это время построить на Марсовом поле велосипедный трек не увенчалась успехом из-за отсутствия средств.
Зимой 1910-1911 годов петербуржцы катались по Марсовому полю на оленях. У богатого ижемца (группа народа коми) Вячеслава Попова из-за болезни пали почти все олени. На оставшихся он приехал в столицу и установил на Марсовом поле свой чум. Попову удалось договориться с городскими властями о катании здесь публики по пять копеек за круг. В результате предприимчивый оленевод не только заработал приличную сумму, но и удостоился встречи с Николаем II.
В 1909 году на Марсовом поле открылась панорама «Оборона Севастополя», созданная профессором Академии художеств Францем Алексеевичем Рубо. Павильон для неё спроектировал архитектор В. И. Шене [6].
Ко дню солнечного затмения 4 апреля 1912 года здесь был установлен телескоп, в который за плату петербуржцы могли наблюдать прохождение Луны по солнечному диску. В 1913 году возникло предложение вернуть на Марсово поле Румянцевский обелиск. Обсуждалось также создание на площади торгового комплекса с гостиницей, рестораном и почтой. Все эти предложения не были приняты. Но временные сооружения на Марсовом поле появлялись в значительном количестве. В разное время здесь размещались обсерватория «Урания», летний кинотеатр, «Американские горы».
К 1914 году состояние Марсова поля вызывало нарекание у большинства горожан. 7 мая газета «Вечернее время» опубликовала несколько фотографий и сделала вывод, что «мостовая вдоль Павловских казарм представляет собою положительно баррикады«. На следующий день вышла статья под названием «Несколько слов о Марсовом поле». Вот выдержки из неё:
В годы Первой мировой войны на Марсовом поле хранились запасы дров. После революционных событий февраля 1917 Петроградский совет рабочих обсуждал вопрос о месте захоронения погибших во время беспорядков. Для этого предлагались Казанская и Дворцовая площадь, Таврический и Летний сад, Марсово поле. После решения в пользу Дворцовой площади группа деятелей искусства убедила Петросовет в том, что похороны следует провести всё-таки на Марсовом поле. Большую роль в этом сыграл М. Горький. Важным аргументом в пользу утверждённого места захоронения стал план постройки на Марсовом поле здания Учредительного собрания, перед окнами которого должен был возникнуть памятник жертвам революции.
Похороны были назначены на 23 марта (5 апреля по новому стилю). Запас дров был перенесён на Дворцовую площадь. За устройством могилы наблюдали архитекторы Е. Ф. Шретер, Л. В. Руднев, С. В. Домбровский и А. Л. Шиловский. С четырёх сторон в центре поля были вырыты канавы.
Узнав, что погребение будет проходить без обряда отпевания, многие родственники погибших поспешили похоронить их самостоятельно, на других кладбищах. Таким образом, здесь было захоронено только 184 человека (86 солдат, 9 матросов, 2 офицера, 32 рабочих, 6 женщин, 23 человек без указания социального положения и 26 неизвестных тел), тогда как по официальным данным в Санкт-Петербурге погибло 1382 человека. Похороны были похоже скорее на праздник, всенародное торжество. Исполком Петросовета объявил 5 апреля выходным днём. Одна из газет так описывала церемонию:
Сразу же после похорон был объявлен конкурс на проект «Убранства братской могилы на Марсовом поле». Его выиграл молодой архитектор Лев Руднев. По его проекту был создан памятник «Борцам Революции», который установили над могилами 7 ноября 1919 года. Для создания мемориала использовались гранитные блоки склада-пристани Сального буяна (остров в устье реки Пряжки), разобранного в 1913 году [4, с. 204]. На восьми угловых плитах были высечены эпитафии, сочинённые наркомом просвещения А. В. Луначарским.
23 июня 1918 года на Марсовом поле было произведено первое индивидуальное захоронение. Петроград провожал в последний путь члена президиума ВЦИК В. Володарского, застреленного за три дня до того в районе Обуховского завода. В том же году здесь были захоронены убитый эсерами председатель Петроградского ЧК М. С. Урицкий, расстрелянный белогвардейцами в Ярославле председатель губисполкома С. М. Нахимсон.
Первый год советской власти Марсово поле совмещало в себе функции пантеона и военного полигона. 18 сентября 1918 года здесь прошёл смотр первого выпуска «красных офицеров». Затем на Марсовом поле похоронили погибших во время октябрьских событий. К первой годовщине Октябрьской революции в октябре 1918 года Марсово поле переименовали в площадь Жертв Революции. В некоторых адресных книгах можно встретить даже такое название как «Площадь Могил Жертв Революции».
После установки памятника на Марсовом поле начали обустраивать партерный сад. Его проект разрабатывал И. А. Фомин, садовыми работами руководили Р. Ф. Катцер, О. Х. Прайс и К. К. Бикше. 1 мая 1920 года состоялся общегородской коммунистический субботник. В этот день 16 тысяч петроградцев посадили на Марсовом поле свыше 60 000 кустов и деревьев, проложили дорожки и аллеи, убрали мусор. 19 июля облагороженное Марсово поле посетили члены делегации II конгресса Коминтерна во главе с В. И. Лениным. Работы по созданию партерного сада на Марсовом поле были завершены в 1921 году, после чего 25 октября памятник и парк были переданы Отделом управления Петросовета в ведение Садово-паркового управления.
В 1922 году по инициативе Коминтерна и ВЦИК появилась идея установки на Марсовом поле памятника Октябрьской революции. В жюри международного архитектурного конкурса для создания монумента были приглашены А. Н. Бенуа, И. В. Желтовский, Л. А. Ильин, А. В. Щуко, П. Беренс, Э. Сааринен и другие зодчие. В программе конкурса отмечалось: «Памятник должен выражать идею стихийного низвержения буржуазного строя волей трудящихся и победоносного шествия мирового коммунизма, неудержимого в своих стремлениях к установлению всеобщего равенства на началах раскрепощения труда» [Цит. по: 2, с. 42]. Проект был не реализован, скорее всего, из-за отсутствия средств.
Последние похороненным на Марсовом поле 8 октября 1933 года стал секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) И. И. Газа.
4 августа 1940 года было упразднено название Царицынской улицы. Дома на ней стали иметь адрес по Марсову полю.
В 1975 году вдоль Марсова поля от 2-го Садового до Троицкого моста был проложен трамвайный путь.
Очередная реконструкция площади проходила в 1998-2001 годах. Здесь было посажено свыше 3 800 новых кустов и деревьев, отремонтированы дорожки и газоны. 14 ноября 2003 года после реставрации вновь был открыт памятник «Борцам Революции», вечный огонь снова был зажжён от мартеновской печи Кировского завода.
В связи с попытками решить в Петербурге транспортную проблему, с 2006 года под Марсовым полем предлагается построить автомобильный паркинг. Однако из-за наличия здесь захоронений такой проект не находит понимания среди жителей города.