Военное краеведение что такое

Что такое краеведение

Военное краеведение что такое. qAfiXeloRQE. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-qAfiXeloRQE. картинка Военное краеведение что такое. картинка qAfiXeloRQE. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты(учителя, школьники, студенты).

Основные источники краеведения

Источники краеведения можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные, устные, звуковые.

Военное краеведение что такое. AfVDNauZF3o. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-AfVDNauZF3o. картинка Военное краеведение что такое. картинка AfVDNauZF3o. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Военное краеведение что такое. jyAU tYKXI. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-jyAU tYKXI. картинка Военное краеведение что такое. картинка jyAU tYKXI. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Военное краеведение что такое. IGNsqzXB3 E. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-IGNsqzXB3 E. картинка Военное краеведение что такое. картинка IGNsqzXB3 E. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Военное краеведение что такое. rbyzNJwAiNI. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-rbyzNJwAiNI. картинка Военное краеведение что такое. картинка rbyzNJwAiNI. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Военное краеведение что такое. sofAgMSKIYA. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-sofAgMSKIYA. картинка Военное краеведение что такое. картинка sofAgMSKIYA. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Военное краеведение что такое. f2Hx 6NQFM. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-f2Hx 6NQFM. картинка Военное краеведение что такое. картинка f2Hx 6NQFM. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Военное краеведение что такое. g2dwIWBJ5ek. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-g2dwIWBJ5ek. картинка Военное краеведение что такое. картинка g2dwIWBJ5ek. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Письменные источники — это летописи, воспоминания путешественников, архивные документы и материалы, публикации в газетах и журналах (старинных и современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т. д. Важным письменным источником являются также церковные книги с записями о регистрации рождений, браков и смертей, грамоты и акты церковных учреждений, где содержится информация о хозяйственном укладе, территориальных границах объекта, взаимоотношениях с окрестными населёнными пунктами.

Категория вещественных источников весьма разнообразна. Сюда входят:

· археологические памятники с комплексом исторического материала, памятники зодчества, предметы быта и утварь, одежда, орудия труда и оружие;

Группу изобразительных источников составлют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники выдающимся людям и др.

Важным направлением краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.

Виды краеведения

Географическое краеведение

Военное краеведение что такое. shgwJh6O0dA. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-shgwJh6O0dA. картинка Военное краеведение что такое. картинка shgwJh6O0dA. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход.

Историческое краеведение

Военное краеведение что такое. Wtzjd2wGcuM. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-Wtzjd2wGcuM. картинка Военное краеведение что такое. картинка Wtzjd2wGcuM. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.

Археологическое краеведение

Военное краеведение что такое. FwCO4RYq8FE. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-FwCO4RYq8FE. картинка Военное краеведение что такое. картинка FwCO4RYq8FE. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Военное краеведение что такое. . Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-. картинка Военное краеведение что такое. картинка . Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Этот вид краеведения связан с изучением древнего периода жизни человечества путём реконструкции исторического прошлого по вещественным остаткам. Археологическое краеведение предусматривает изучение объектов, сохранившихся в земле, на земле и под водой, характеризующих развитие материальной и духовной культуры человечества от первобытно-общинного строя до феодализма.

По изученным материальным остаткам археологии реконструируют социальную жизнь изучаемого общества, восстанавливают давние торговые пути, духовную культуру древних народов. Большинство найденных археологами предметов размещено в экспозициях краеведческих музеев, где они сосредоточены в отдельных археологических отделах.

Литературное краеведение

Военное краеведение что такое. ftwLI5e2rcw. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-ftwLI5e2rcw. картинка Военное краеведение что такое. картинка ftwLI5e2rcw. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Литературное краеведение предусматривает изучение разного рода печатных источников, литературных изданий об изучаемой территории — монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а также периодических изданий (особенно местных), посвящённых данному району и конкретной теме. Кроме того, объектом изучения литературного краеведение служат произведения писателей и поэтов, чьё творчество тесно связано с территориями их проживания, очерки, воспоминания, письма, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати.

Занимаясь краеведением, изучением истории, географии, литературы родного края вы обязательно поймете насколько он прекрасен и удивителен.

Источник

Значение слова «краеведение»

Военное краеведение что такое. android bar znachenije. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-android bar znachenije. картинка Военное краеведение что такое. картинка android bar znachenije. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КРАЕВЕ’ДЕНИЕ, я, мн. нет, ср. Изучение какого-н. края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

краеве́дение

1. совокупность различных — природных, географических, исторических, этнографических, экономических и т. п. — знаний о каком-либо крае ◆ Краеведение часто забывает относить места за Покровскими бульваром ко грозненской опричнине. Рустам Рахматуллин, «Картина мира» // «Новая Юность», 2008 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тут-то и начался разгром краеведения, советская власть слишком боялась честных историков, памяти, правды… Не уцелело и научное общество, которое, как сообщал в доносе один старый коммунист, под предлогом защиты старины занималось «контрреволюционной работой». Майя Кучерская, «Тётя Мотя» // «Знамя», 2012 г. (цитата из НКРЯ)

2. учебный предмет, содержащий основы таких знаний ◆ Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки́ по истории и природе родного края. Д. С. Лихачёв, «Заметки о русском», 1984 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Намеревался построить по типу «Зелёной республики» экологический центр, чтобы восстановить в школах уважение к таким предметам, как природоведение, краеведение и экология. Анатолий Грешневиков, «Наше дело — Родину поднять» // «Завтра», 25 февраля 2003 г. (цитата из НКРЯ)

3. разг. учебник, излагающий содержание данного учебного предмета

4. всестороннее, комплексное, исследовательское и популяризаторское изучение природы, географии, истории, экономики, этнографии и т. д. отдельных частей, регионов страны (обычно силами местного населения) ◆ Изучение жизни человека в данном месте: краеведение. М. М. Пришвин, Дневники, 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На учительском съезде было поставлено много докладов о краеведении, но самоё краеведение, работу местного общества решили поставить на самый конец: в 6 часов вечера после четырёх дней утомительных занятий. М. М. Пришвин, Дневники, 1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Здесь в почёте краеведение, изучаются и репетируются северные песни, танцы, праздники и обряды, осваиваются традиционные народные ремёсла, в первую очередь — резьба по дереву «Храм рукотворный» // «Народное творчество», 16 февраля 2004 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Военное краеведение что такое. USSR bot. Военное краеведение что такое фото. Военное краеведение что такое-USSR bot. картинка Военное краеведение что такое. картинка USSR bot. Краеве́дение — область знаний, наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, искусствознания. Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова усрачка (существительное):

Источник

2.3.3. Историческое краеведение

2.3.3. Историческое краеведение

Работы по историческому краеведению – особый, широко распространенный вид историографических источников, относящийся к группе социально ориентированного историописания. Строго говоря, историческое краеведение представлено разнообразными видами историчографических источников: от проспектов и путеводителей до материалов конференций краеведов. Однако, исходя из первичной социальной функции исторического / историографического источника, авторы данного учебного пособия сочли возможным условно определить историческое краеведение как вид историографических источников социально ориентированной истории. Акцент при этом сделан на местном историописании, в котором функция формирования локальной идентичности реализуется наиболее последовательно. В историографии для обозначения этого вида историографических источников используется разная терминология: «провинциальная историография», «историческое краеведение», «местная история» (не говоря о том, что к этому виду историописания неверно причисляют региональную и новую локальную истории). В употреблении этих понятий в современной исторической литературе нет не только научной строгости, но и удовлетворительной определенности. Четкое же понимание их значения задает структуру знания истории определенного места (локуса).

В современной российской литературе по-прежнему наиболее распространенным для обозначения практики изучения исторических объектов, не тождественных государству, можно назвать понятие «краеведение» («историческое краеведение»). Однако оно представляется некорректным применительно к местному российскому историописанию XVIII–XIX вв., а его распространенность (среди краеведов) – результатом «поиска корней» краеведением как мощным общественным движением последней трети XX – начала XXI в. Историческое краеведение как самостоятельная область исторического знания, предмет которой – история места (локуса), конституируется в условиях кризиса линейной модели национально-государственного историописания и в связи со становлением рациональности неклассического типа. Понятие «краеведение» появляется в России в начале XX в.[688]

Коннотативно мало нагружено (в отличие от «провинциальной историографии») и легко переводимо на европейские языки понятие «местная история» (local history), которое к тому же точнее выражает суть обращения жителя определенного места к прошлому его локуса для конструирования локальной исторической памяти. Еще в последней четверти XIX в. тамбовский историк определил цель своей практики историописания так: «с любовью к местной истории»[689]. По замечанию современного американского историка Дж. А. Амато, местная история удовлетворяет врожденное желание человека получить знание о месте, в котором он живет, причем знание, формирующее не критическое, а лояльное отношение к образу этого места[690].

Местная история (как история локуса – определенного места) появилась в европейской историографии в XVIII в. (в Российской империи обратились к изучению отдельных мест государства во второй половине XVIII в.) и как практика историописания присутствует в национальных историографиях, уходящих своими корнями в классическую европейскую историографическую традицию. Обращение к местной истории в значительной мере было инициировано процессами строительства индивидуальной (авторской) и коллективной идентичностей; кроме того, данный процесс зависел не столько от профессиональной (исторической) подготовки того или иного историописателя, а в большей степени от его положения в социальном пространстве – на местном или государственном уровне. Таких писателей истории нередко называли «любителями», а саму практику местного историописания – «любительской». В классической модели исторической науки местная история была включена в иерархическую структуру историописания: она находилась на нижнем уровне иерархии и была подчинена национально-государственному нарративу. Этот фактор обусловливал возможность непрофессионального (любительского) отношения к местному историописанию. Но если понятие «любительской» истории для историографического пространства XVIII в. было нагружено положительными коннотациями, поскольку и национальные истории пока еще писались любителями, то со второй четверти XIX в., со времени появления понятия «научной» истории, любительское (по большей мере провинциальное или местное) историописание стало восприниматься как неквалифицированное занятие историей, а само понятие потеряло былые положительные коннотации.

Практика местной истории определяется конкретным характером ее связи с географией места, с его пейзажами, местной топонимикой, памятниками истории и людьми, жившими в этом месте. О последних ярославский историописатель К. Д. Головщиков замечал:

…предлагаю вниманию лиц, которым дорого все родное, которые интересуются этим, ряд очерков о более или менее выдающихся деятелях, родившихся и живших в пределах Ярославской губернии…[691]

Преподаватель вяземской гимназии И. П. Виноградов, адресуя свою книгу местному сообществу, вполне откровенно подчеркивал, что этот труд нужен именно им – вяземцам:

Издавая исторический очерк г. Вязьмы, мы прежде всего имели в виду местное население, потому и включили в него все имеющее местный интерес[692].

Местная история определяется своим локальным характером, и ее отличительная черта – тесная связь с потребностью в поиске локальной идентичности. Практика местного историописания представляет собой индивидуальную деятельность (не случайно наблюдается разобщенность местных историописателей), но в то же самое время она сугубо социальна, так как сам ее смысл заключается в формировании исторической памяти локального сообщества и строительстве нужной (с точки зрения автора или конкретного социума) идентичности. Местные историописатели иногда на это прямо указывали в своих сочинениях, как, например, архангелогородец В. В. Крестинин, отмечавший в конце XVIII в.:

Местная история пишется для локального сообщества, о чем и сообщает автор, «дабы сограждане мои [архангелогородцы. – С. М.] не могли оскудевать в части человеческого познания»[693].

Местная история характеризуется довольно поверхностным знанием источниковедческих приемов. Приведем несколько примеров размышлений авторов местных историй об источниковой базе их работ. Еще в самом начале XIX в. историк Переславля-Залесского отмечал:

В середине XIX в. другой местный историописатель В. А. Борисов пространно замечал по поводу источниковой базы своего труда:

…я будучи не ученым, зная одну русскую грамоту и имея одну любовь к древностям, своей рукописи не мог дать ученого плана и изложения – и все, мною написанное, почитаю не более как сборником старинных и частию новейших материалов для полнейшей истории г. Шуи. При том же многие сведения помещаю собственно для своих сограждан [т. е. горожан. – С. М.]; многие любознательные найдут в них для себя немало любопытного и нового касательно древнего быта, устройства и управления Шуи. С уверенностью могу сказать, что в описании моем нет ничего неправдоподобного. Ибо все основал я на письменных актах, подтверждал ими же и преданиями, заслуживающими всякое вероятие[696].

В краеведении модель конструирования истории остается прежней, такой же, как в практике местной истории XIX в. Чаще всего история места выстраивается на «фактах», что присуще современным работам, авторы которых (в том числе и с научными степенями) могут, например, заметить: «Основой повествования послужили научно-исторические факты и действительные события [выделено мной. – С. М.]»[697] – или что ими «впервые вводится в научный оборот значительное количество дат [выделено мной. – С. М.]»[698]. Некоторые местные исследователи, как и их предшественники, до сих пор не видят разницы между историческими источниками и исторической литературой, помещая в разделе «Источники» названия работ историков и своих предшественников – краеведов[699].

Местными историками за рубежом и краеведами в России указания на ненаучность их знания часто воспринимаются с обидой. В этой связи специалисты в области исторического краеведения скорее по незнанию современной философии науки и теории исторического познания смешивают разные поля современного исторического знания, а по сути, разные его типы – социально ориентированный и научный. Например, на открытии Первого Всероссийского съезда историков-регионоведов (Санкт-Петербург, 2007) С. О. Шмидт указал:

Организация Первого Всероссийского съезда историков-регионоведов [здесь и далее выделено мной. – С. М.] – явление показательное не только в плане развития научных знаний, но и как характерный фактор современной жизни, свидетельство возрастающего внимания к проблематике краеведения [замечу, что мероприятие называлось съездом историков-регионоведов. – С. М.] и в среде ученых, и у общественности, и в органах управления[700].

Более четко мысль о том, что научные предметные области, изучающие отдельный локус или регион (новая локальная история, региональная история), по сути представляют собой краеведение, оформил В. Ф. Козлов, добавивший, что настойчивые «попытки отдельных историков подменить (заменить) термин“ историческое краеведение” иным, чаще всего калькированным [из зарубежного опыта. – С. М.], термином, скорее всего, обречены на неудачу»[701]. С российским краеведом солидарны некоторые британские специалисты в области местной истории, которые сожалеют, что сегодня новые предметные поля исторической науки «используют специализированную терминологию и не пытаются установить коммуникации с неспециалистами»[702]. Отсутствие специальной терминологии (что для научного труда было бы странным требованием!) эти авторы расценивают как несомненное достоинство местной истории. Они пишут:

Позитивное качество местной истории – это ее доступность широкой читательской аудитории, что предполагает, что она избегает академический «птичий язык» и чересчур специальную терминологию, чтобы усилить эффективность коммуникации с широкой публикой через выступления, сайты и издания[703].

Положение местной истории и исторического краеведения в структуре современного исторического знания оказывается более определенным, когда с помощью источниковедческого подхода мы проводим процедуру классификации историографических источников. Такая процедура позволяет выявить: научная история и историческое краеведение относятся к разным типам исторического знания, а значит, в процессе классификации историографических источников мы отнесем литературу по местной истории (историческому краеведению) к отдельному виду, принадлежащему к группе историографических источников социально ориентированного историописания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

XVII. Краеведение

XVII. Краеведение Андриашев, А., Очерк истории Волынской земли (Киев, 1887). Багалей, Д.И., История Северской земли (Киев, 1882).Данилевич, В.Е., Очерк истории Полоцкой земли (Киев, 1896).Довнар-Запольский, М.В., Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель (Киев, 1891).Голубовский, П.В.,

Национально-историческое разочарование

Национально-историческое разочарование Так что, дорогие друзья, нас ждет большое разочарование в святых надеждах, и отдых от иллюзий перед дальней дорогой в казенный дом. Казенный дом – это будущая Российская Империя как тюрьма народов (претензии не принимаются,

Г. С. Кнабе Глава третья ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО РИМА

Г. С. Кнабе Глава третья ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО РИМА Вопрос о восприятии пространства и времени в различные эпохи привлекал в последние годы усиленное внимание отечественных и зарубежных исследователей[113]. При всем

Историческое наблюдение

Историческое наблюдение Недавно попался мне мартиролог, напечатанный в Лондоне Искандером-Герценом:«Рылеев повешен Николаем.Пушкин убит на дуэли, тридцати восьми лет.Грибоедов предательски убит в Тегеране.Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе.Веневитинов

3. Историческое повествование

3. Историческое повествование В XVI в. общерусское летописание стало централизованным: летописание это велось в Москве (вероятнее всего, совместными силами великокняжеской и митрополичьей канцелярии); летописцы в других городах и в монастырях при изложении событий

2. Историческое расследование

2. Историческое расследование В области «исторического расследования» работа Комиссии, по мнению Щеголева, была много плодотворнее, чем в криминальной. В своих заседаниях она допросила не только целый ряд подлежащих следствию сановников трех классов, но и целый ряд

Историческое в праве

Историческое в праве Историческое начало, неразрывная связь с прошедшим своим состоянием, заключено в основном свойстве права и юридических установлений. Задача права в обществе — обеспечить стабильное его существование согласно однажды принятым правилам, поэтому

I. Историческое развитие

I. Историческое развитие Военное происхождение шпионажа. Франция, как творец военно-политической разведки. Людовик XIV. Фридрих II. Наполеон III. Бисмарк. Упадок германской разведки, выдвижение разведок английской и американской.Происхождение шпионажа — военное. Хорошая

«Историческое расследование»

«Историческое расследование» Авторы, известные историки, воссоздают образы и события прошлого на документальной основе. Они приводят немало редких материалов и фотографий.В

«Историческое расследование»

«Историческое расследование» выйдут книги:Г. Матюшин. История Древнего мира. Тайны цивилизаций Б. Соколов. Наркомы страха. Ягода. Ежов. Берия. Абакумов Б. Соколов. Разведка. Тайны Второй мировой войны Ю. Аксютин. Заговоры. Кремль. Лубянка. Смольный В. Калинов. Анархизм.

В историческое время

В историческое время Первая канализация появилась еще на Древнем Востоке, 4–5 тысяч лет тому назад. Это были канавы, которые выводили из города нечистоты. 2–3 тысячи лет назад канавы стали покрывать деревянными или керамическими крышками, потом научились делать

Устная история и краеведение

Устная история и краеведение Наряду с методическими вопросами обеспечения устноисторической работы в образовательных учреждениях в учебном пособии обращается внимание на научное обоснование устной истории в краеведении.Опрос всегда использовался в краеведческой

Раздел III. Краеведение в школе

Раздел III. Краеведение в школе Подготовка учителя к краеведческой работе. При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться

Историческое значение

Историческое значение Итак, образ Ломоносова оказывался сложен и претендовал на ключевое положение в русской культуре: он соединял и объединял в некоторое духовное единство историю государства, общества, науки, литературы, апеллируя вместе с тем к высшим смыслам

Источник

КРАЕВЕДЕНИЕ

Уве­ли­чи­лось чис­ло крае­ведческих об­ществ, в основном на­хо­див­ших­ся в гу­берн­ских го­ро­дах (Общество изу­че­ния Амур­ско­го края, Вла­ди­во­сток, 1884; Общество лю­би­те­лей изу­че­ния Ку­бан­ской области, Ека­те­ри­но­дар, 1897; Во­ло­год­ское общество изу­че­ния Северного края, 1909; Ко­ст­ром­ское на­учное общество по изу­че­нию ме­ст­но­го края, 1912; Общество изу­че­ния Оло­нец­кой губернии, Пет­ро­за­водск, 1913, и др.), их дея­тель­ность но­си­ла ком­плекс­ный ес­те­ст­вен­но-ис­то­рический ха­рак­тер. Об­ще­ст­ва ре­гу­ляр­но вы­пус­ка­ли тру­ды, за­пис­ки, от­чё­ты, из­вес­тия. Зна­чительный вклад в раз­ви­тие Краеведения вне­сли об­ла­стные съез­ды ис­сле­до­ва­те­лей ис­то­рии и древ­но­стей (1901-1911 годы). Бо­лее ре­гу­ляр­ны­ми ста­ли взаи­мо­свя­зи ме­ст­ных крае­ведческих. объ­е­ди­не­ний ме­ж­ду со­бой и с на­учными об­ще­ст­ва­ми и учё­ны­ми Санкт-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы. К 1917 году в Рос­сии су­ще­ст­во­ва­ло около 300 об­ществ крае­ведческого ха­рак­те­ра (вклю­чая близ­кие по за­да­чам учё­ные ар­хив­ные ко­мис­сии, цер­ков­но-ар­хео­ло­гические ко­ми­те­ты, другие про­винциальные на­учные об­ще­ст­ва).

По ини­циа­ти­ве и при дея­тель­ном уча­стии крае­ве­дов в про­вин­ции сфор­ми­ро­ва­лась сеть ме­ст­ных му­зе­ев. Они соз­дава­лись при гу­берн­ских ста­ти­стических ко­мите­тах (Уфим­ский гу­берн­ский му­зей, 1864; Оло­нец­кий ес­те­ст­вен­но-промышленный и ис­то­рико-эт­но­гра­фический му­зей, Пет­ро­за­водск, 1871, и др.), при гу­берн­ских учё­ных ар­хив­ных ко­мис­си­ях (Там­бов­ский гу­берн­ский му­зей, 1879; Кур­ский ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гический и кус­тар­ный му­зей, 1903), при на­учных и на­уч­но-про­све­ти­тель­ных об­ще­ст­вах (при Обществе ис­сле­до­ва­те­лей Ас­т­ра­хан­ско­го края, 1888; при Обществе изу­че­ния Смо­лен­ской губернии, 1908, и др.), ме­ст­ных от­де­ле­ни­ях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при ор­га­нах городского са­мо­управ­ле­ния (Че­ре­по­вец, 1870; Ми­ну­синск, 1877, и др.), зем­ст­вах, па­ла­тах государственного иму­ще­ст­ва, народных до­мах, учи­ли­щах, шко­лах и т. п. В 1887 году на 7-м ар­хео­ло­гическом съез­де в Яро­слав­ле был при­нят про­ект «По­ло­же­ния» для гу­берн­ских и об­ла­ст­ных му­зе­ев, оп­ре­де­ляв­ший их ста­тус и це­ли, за­да­чи как «учё­ных цен­тров для ок­ру­жаю­щей ме­ст­но­сти». Струк­ту­ра ме­ст­ных му­зе­ев, сло­жив­шая­ся к началу XX века, от­ра­жа­ла со­дер­жа­ние кол­лек­ций, рас­пре­де­ляв­ших­ся по от­де­лам: ес­те­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ский, ис­то­рической (с под­от­де­ла­ми ар­хео­ло­гии, цер­ков­ных древ­но­стей, па­мят­ни­ков бы­та), эт­но­гра­фический, ну­миз­ма­тический, ху­дожественный, ху­дожественно-про­мыш­лен­ный. С начала XX века в му­зе­ях ор­га­ни­зо­вы­ва­лись экс­кур­сии, кон­суль­та­ции, вос­крес­ные чте­ния, пуб­лич­ные лек­ции. Чис­ло ме­ст­ных му­зе­ев к 1917 году со­став­ля­ло, по раз­ным ис­точ­ни­кам, от 65 до 94.

Пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки вклю­чить крае­ведческие зна­ния в про­грам­мы школь­но­го об­ра­зо­ва­ния (в ме­то­дических тру­дах пе­да­го­гов, в ча­ст­но­сти Д.Д. Се­мё­но­ва, с середины XIX века для учеб­ных кур­сов по оз­на­ком­ле­нию с «ма­лой ро­ди­ной» упот­реб­ля­лись тер­ми­ны «от­чиз­но­ве­де­ние», «ро­ди­но­ве­де­ние»).

Из-за сво­ей ро­ли в куль­тур­ной жиз­ни ре­гио­нов крае­ведческие му­зеи од­ни­ми из пер­вых ис­пы­та­ли идео­ло­гическое дав­ле­ние советской вла­сти. По­ло­же­ние о гу­берн­ском му­зее, раз­ра­бо­тан­ное Нар­ком­про­сом в 1925 году, пре­ду­смат­ри­ва­ло обя­за­тель­ное вклю­че­ние в название му­зея сло­ва «крае­вед­че­ский» и еди­ную струк­ту­ру му­зея, ко­то­рый дол­жен был со­сто­ять из от­де­лов: ес­тественно-ис­то­рического, куль­тур­но-ис­то­рического, со­ци­аль­но-эко­но­мического и ре­во­лю­ци­он­но­го (при от­сут­ст­вии в ре­гио­не ис­то­ри­ко-ре­во­люционного му­зея). В ре­зуль­та­те ре­ор­га­ни­за­ции музей­ной се­ти на мес­тах во 2-й половине 1920-х годов про­изош­ло ме­ха­ническое объ­е­ди­не­ние различных му­зе­ев, имев­ших­ся в од­ном ре­гио­не, в крае­вед­че­ские. К 1930 году все рес­пуб­ли­кан­ские, крае­вые и об­ла­ст­ные цен­тры име­ли крае­ведческие му­зеи, ру­ко­вод­ст­во ими воз­ла­га­лось на по­ли­ти­ко-про­све­ти­тель­ные от­де­лы ме­ст­ных ис­пол­ко­мов.

В ус­ло­ви­ях идео­ло­гической пе­ре­строй­ки нау­ки в СССР и от­ка­за от изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния ис­то­рии многие вид­ные учё­ные имен­но в тру­дах крае­ведческой на­прав­лен­но­сти по­лу­чи­ли воз­мож­ность вес­ти раз­ра­бот­ку про­блем ис­то­рии го­ро­да, тор­гов­ли, промышленности (Н.М. Дру­жи­нин, М.Н. Ти­хо­ми­ров в Мо­ск­ве, С.И. Ар­хан­гель­ский в Ниж­нем Нов­го­ро­де, А.Н. Вер­шин­ский в Тве­ри и др.), сель­ско­го бы­та и из­ме­не­ний, про­ис­хо­див­ших в де­ревне по­сле ус­та­нов­ле­ния советской вла­сти (М.Я. Фе­но­ме­нов, К.В. Сив­ков и др.), куль­ту­ры про­вин­ции (П.М. Дуль­ский в Ка­за­ни, С.Д. Яхон­тов, А.А. Ман­су­ров в Ря­за­ни, A.M. Пу­тин­цев в Во­роне­же, и др.), взаи­мо­свя­зи об­ще­ст­ва и при­ро­ды (Д.О. Свят­ский, В.П. Се­мёнов-Тян-Шан­ский). В рам­ках Краеведения мно­го бы­ло сде­ла­но для раз­ви­тия ис­точ­ни­ко­ве­де­ния и ар­хи­во­ве­де­ния (С.Н. Чер­нов, И Л. Мая­ков­ский), биб­лио­гра­фии, ме­то­ди­ки эт­но­гра­фических на­блю­де­ний (В.В. Бо­гда­нов, Ю.М. Со­ко­лов и др.) и ар­хео­ло­гических ис­сле­до­ва­ний, для вы­яв­ле­ния, опи­са­ния, ат­ри­бу­ти­ро­ва­ния па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры, му­зей­ных пред­ме­тов, со­вер­шен­ст­во­ва­ния приё­мов их рес­тав­ра­ции. В рам­ках Краеведения фор­ми­ро­ва­лись на­учные на­прав­ле­ния, ко­то­рые позд­нее по­лу­чи­ли на­зва­ния «ис­то­рия по­все­днев­но­сти» и «эко­ло­гия куль­ту­ры».

В раз­ра­бот­ку крае­ведческой про­бле­ма­ти­ки (как в об­ще­ме­то­до­ло­ги­че­ском, так и в кон­крет­ном пла­не) бы­ли во­вле­че­ны круп­ней­шие учё­ные Мо­ск­вы, Пет­ро­гра­да (Ле­нин­гра­да), других круп­ных на­учных цен­тров: ис­то­ри­ки С.В. Бах­ру­шин, М.М. Бо­го­слов­ский, С.К. Бо­го­яв­лен­ский, С.Б. Ве­се­лов­ский, В.И. Пи­че­та, С.Ф. Пла­то­нов, А.А. Спи­цын и др., язы­ко­ве­ды Н.М. Ка­рин­ский, Н.Я. Марр, Д.Н. Уша­ков, ли­те­ра­ту­ро­вед Н.К. Пик­са­нов, гео­гра­фы и гео­ло­ги Д.Н. Ану­чин, А.А. Бор­зов, А.П. Пав­лов, А.Е. Ферс­ман, Ю.М. Шо­каль­ский, биб­лио­граф Н.В. Здоб­нов, ис­кус­ст­во­ве­ды В.В. Згура, А.И. Не­кра­сов, A.M. Эф­рос и др. На­ря­ду с ни­ми, ав­тора­ми тру­дов о пред­ме­те и за­да­чах Краеведения, его ме­то­ди­ке ста­ли ве­ду­щие крае­ве­ды Н.П. Ан­ци­фе­ров, А.В. Ба­ку­шин­ский, И.М. Гревс, Н.А. Гей­ни­ке и др.

Окон­ча­тель­но крае­ведческое дви­же­ние как фор­ма куль­тур­ной об­щественной дея­тель­но­сти ис­чез­ло по­сле по­ста­нов­ле­ния СНК РСФСР «О ре­ор­га­ни­за­ции крае­вед­че­ской ра­бо­ты в цен­тре и на мес­тах» (10.6.1937 года). Со­глас­но по­сле­до­вав­ше­му за этим ука­за­нию Нар­ком­про­са РСФСР «О под­го­тов­ке и ор­га­ни­за­ции крае­вед­че­ской ра­бо­ты» (1938) ли­к­ви­ди­ро­ва­лись все об­щественные крае­ведческие ор­га­ни­за­ции на мес­тах как «край­не за­со­рён­ные вра­га­ми на­ро­да».

Отечественные крае­ве­ды сыг­ра­ли клю­че­вую роль в дея­тель­но­сти соз­дан­но­го в 1965 году Все­рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва ох­ра­ны па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры. Крае­ведческая те­ма­ти­ка за­ни­ма­ла всё боль­шее ме­сто в про­грам­мах пе­да­го­гических ву­зов, соз­да­ва­лись учеб­ные по­со­бия по Краеведению, уве­ли­чи­лось чис­ло из­да­вае­мой крае­ведческой литературы. Важ­ное ме­сто крае­ведческая ин­фор­ма­ция за­ня­ла в эн­цик­ло­пе­ди­ях национальных рес­пуб­лик СССР, а так­же в из­да­ни­ях по ре­гио­наль­ной ис­то­рии со­юз­ных рес­пуб­лик (например, «Iсторiя мiст i сiл Української РСР», тома 1-26, 1967-1974 годы).

В этот пе­ри­од воз­ро­дил­ся ряд крае­ведческих ор­га­ни­за­ций, су­ще­ст­во­вав­ших до 1917 года и в 1920-х годах (например, Общество изу­че­ния русской усадь­бы), воз­рос ин­те­рес к изу­че­нию и пуб­ли­ка­ции на­сле­дия крае­ве­дов преж­них лет. С начала 1990-х годов на­чал­ся но­вый пе­ри­од в раз­ви­тии крае­ведческих му­зе­ев: прин­ци­пи­аль­но ме­ня­лось со­дер­жа­ние экс­по­зи­ций, ко­то­рое вы­шло за пре­де­лы со­ци­аль­но-эко­но­мической ис­то­рии XX века. Мно­гие из крае­ведческих му­зе­ев воз­вра­ти­ли се­бе роль важ­ней­ших цен­тров изу­че­ния ме­ст­ной ис­то­рии в ре­гио­нах, од­на­ко не­ко­то­рые му­зеи за­кры­лись, по­пав в тя­жё­лое эко­но­мическое по­ло­же­ние, ряд му­зе­ев по ре­ше­нию ме­ст­ных вла­стей ли­шил­ся экс­по­зи­ци­он­ных по­ме­ще­ний.

С конца 1980-х годов воз­ро­ди­лось та­кое на­прав­ле­ние Краеведения, как соз­да­ние ре­гио­наль­ных эн­цик­ло­пе­дий. К 2008 году прак­ти­че­ски во всех ре­гио­нах РФ су­ще­ст­ву­ет своё эн­цик­ло­пе­дическое из­да­ние. Из­да­ния это­го ти­па име­ют различный уро­вень ох­ва­та ин­фор­ма­ции: от субъ­ек­та РФ до отдельного рай­она, го­ро­да и да­же горородского рай­она. Для из­да­ния не­ко­то­рых ре­гио­наль­ных эн­цик­ло­пе­дий соз­да­ны специальные на­учные уч­ре­ж­де­ния (например, Институт Та­тар­ской эн­цик­ло­пе­дии).

В 1990-2000-е годы рез­ко воз­рос­ло чис­ло ме­ст­ных крае­ведческих из­да­ний всех ви­дов (книг, пе­рио­дических из­да­ний и пр.), на­учных кон­фе­рен­ций (все­российских и ре­гио­наль­ных), крае­ведческая те­ма­ти­ка ста­ла пре­об­ла­даю­щей на кон­кур­сах школь­ных со­чи­не­ний на ис­то­рические те­мы, с 2005 года про­во­дят­ся кон­кур­сы крае­ведческой ли­те­ра­ту­ры. Бур­ный рост пе­ре­жи­ва­ет цер­ков­ное Краеведение.

В Западной Ев­ро­пе и США ис­сле­до­ва­ния, по­доб­ные крае­вед­че­ским, ве­дут­ся в рам­ках на­учных школ ло­каль­ной ис­то­рии и мик­ро­ис­то­рии.

Лит.: Крае­вед­ные уч­ре­ж­де­ния СССР. 2-е изд. Л., 1927; Со­ловь­ев К. А. Крае­вед­ные му­зеи РСФСР // Со­вет­ский му­зей. 1932. № 6; Ра­ви­ко­вич Д. А. Му­зеи ме­ст­но­го края во вто­рой по­ло­ви­не XIX – на­ча­ле XX в. (1861–1917 гг.) // Очер­ки ис­то­рии му­зей­но­го де­ла в Рос­сии. М., 1960. Вып. 2; она же. Фор­ми­ро­ва­ние го­су­дар­ст­вен­ной му­зей­ной се­ти (1917 – I по­ло­ви­на 60-х гг.). М., 1988; Мои­се­ев A. M. Крае­вед­че­ские му­зеи за 50 лет // Ис­то­рия СССР. 1967. № 6; Ми­ло­нов Н. А. Ли­те­ра­тур­ное крае­ве­де­ние. М., 1985; Ма­тюшин Г. Н. Ис­то­ри­че­ское крае­ве­де­ние. М., 1987; Пер­вая Все­со­юз­ная на­уч­ная кон­фе­рен­ция по ис­то­ри­че­ско­му крае­ве­де­нию. К., 1987; Ма­мон­тов А. В., Щер­ба Н. Н. Крае­вед­че­ская биб­лио­гра­фия. 2-е изд. М., 1989; Фи­ли­мо­нов С. Б. Крае­ве­де­ние и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки (1917–1929 гг.). М., 1989; он же. Крае­вед­че­ские ор­га­ни­за­ции ев­ро­пей­ской Рос­сии и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки (1917–1929 гг.). М., 1991; Ис­то­ри­че­ское крае­ве­де­ние в СССР: во­про­сы тео­рии и прак­ти­ки. К., 1991; Шмидт C. O. Крае­ве­де­ние и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки. Тверь, 1992; Ис­то­ри­че­ское крае­ве­де­ние. Пен­за, 1993; Рос­сий­ская про­вин­ция XVIII–XX вв.: реа­лии куль­тур­ной жиз­ни. Пен­за, 1996. Кн. 1–2; Ма­лые го­ро­да Рос­сии: про­бле­мы ис­то­рии и воз­ро­ж­де­ния. М.; Пе­ре­славль-За­лес­ский, 1998; Со­вре­мен­ное со­стоя­ние и пер­спек­ти­вы раз­вития крае­ве­де­ния в ре­гио­нах Рос­сии. М., 1999; Ме­то­до­ло­гия ре­гио­наль­ных ис­то­ри­че­ских за­ру­беж­ных ис­сле­до­ва­ний: [рос­сий­ский и за­ру­беж­ный опыт]. СПб., 2000; Оте­че­ст­вен­ная куль­ту­ра и раз­ви­тие крае­ве­де­ния. Пен­за, 2001; Пре­по­да­ва­ние крае­ве­де­ния и мо­ск­во­ве­де­ния в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях. М., 2001; Les Études regionales en Rus­sie (1890–1990). Origines, crise, renessaince. P., 2002; Крае­ве­де­ние в Рос­сии. Ис­то­рия. Со­вре­мен­ное со­стоя­ние. Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. М., 2004; Про­бле­мы соз­да­ния ре­гио­наль­ных эн­цик­ло­пе­дий. СПб., 2004; В. О. Клю­чев­ский и про­бле­мы рос­сий­ской про­вин­ци­аль­ной куль­ту­ры и ис­то­рио­гра­фии. М., 2005. Кн. 1–2; Ти­хо­ми­ров­ские чте­ния 2004 г. «Ис­точ­ни­ки по ис­то­рио­гра­фии крае­ве­де­ния» // Ар­хео­гра­фи­че­ский еже­год­ник за 2004 г. М., 2005; Крае­ве­де­ние в Рос­сии. Ис­то­рия, со­вре­мен­ное со­стоя­ние, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. М., 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *