Водяная болезнь в библии что это

Библейский взгляд на причины и сущность болезней

Водяная болезнь в библии что это. 22147.p. Водяная болезнь в библии что это фото. Водяная болезнь в библии что это-22147.p. картинка Водяная болезнь в библии что это. картинка 22147.p. Священное Писание не содержит специального рассуждения о болезнях. Однако указания на болезни весьма многочисленны и обнаруживаются в книгах самого различного содержания. Упоминание болезней мы можем найти и в исторических повествованиях, и в назидательных размышлениях, и в поучениях, и в псалмах, а также в обсуждении вопросов связанных с ритуальной чистотой и храмовым культом.
Исцеление расслабленного. Фреска Дионисия, фрагмент

Священное Писание не содержит специального рассуждения о болезнях. Однако указания на болезни весьма многочисленны и обнаруживаются в книгах самого различного содержания. Упоминание болезней мы можем найти и в исторических повествованиях, и в назидательных размышлениях, и в поучениях, и в псалмах, а также в обсуждении вопросов связанных с ритуальной чистотой и храмовым культом.

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено. К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (см. Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и др.

Интересно, что многие слова обозначающие болезнь в иврите выделяются в особый класс, образуясь по единой морфологической модели. Наиболее общими словами, обозначающими болезнь в целом, являются холи (от холла — быть слабым) и нега, (от нага — касаться) последнее служит, как правило, для указания на инфекционные заболевания.

В Новом Завете тема «болезнь и исцеление» также занимает весьма заметное место. Большинство повествований о чудесах Спасителя передают случаи чудесного исцеления: исцеление тещи Петра, слуги сотника, согбенной женщины, кровоточивой, слепорожденного, десяти прокаженных и еще многие другие (из 36 чудес упомянутых в Евангелиях, 26, т.е. больше чем две трети, — это случаи, связанные с исцелением). Причем целый ряд исцелений Господь совершает в субботу, чем вызывает, с одной стороны, гнев и осуждение законоучителей, фарисеев, но с другой, — ликование народа, который радовался о всех славных делах Его (Лк 13:17).

Вся эта проблематика, связанная с субботними исцелениями, лежит в чисто религиозной плоскости.

Поэтому попытаемся через рассмотрение значения субботнего дня и субботних исцелений Спасителя приблизиться к пониманию библейского отношения к природе и к причине болезни.

«В седьмой день Бог почил от всех дел Своих» (Быт 2:2), но «почил» здесь не означает, что Бог устранился от дел. Напротив, далее говорится: «И благословил Бог день седьмой, и освятил Его» (Быт 2:3). Еврейский глагол шават (почить, отдыхать) родственен глаголу яшав (сесть, воссесть). Каждую субботу в ветхозаветном храме левиты пели особый субботний псалом. «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижется, готов престол Твой оттоле…» «Иными словами, весь мир сотворен, как престол Божий, и в седьмой день Господь воцаряется в мире, т.е. являет в нем Свою силу и освящает его. Это в первую очередь относится к человеку, который есть венец и завершение творенья. Мир, в котором обитает Адам, обозначен словосочетанием Ган Эден (сад неги, сад сладости, сад блаженства), это мир абсолютного здравия, где нет никакой боли или страдания, где нет ни болезни, ни смерти. Известное евр. слово шалом, которое переводится как «мир», «полнота», но также имеет значение «здоровье». В мире с Богом, в полноте богообщения человек был совершенно здоров. И даже когда человеку повелевается хранить и возделывать Едемский сад, то этот труд не имел своим последствием ни усталости, ни утомления. Лишь отпав через грех ослушания от освящающей и восполняющей тварную природу божественной силы, человек обрекает себя на страдания: «в болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16), обращается Бог к Еве; «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт 3:19) — в этих словах отныне заключена участь всякого человека. Таким образом, болезни связываются со смертью, а и то и другое рассматривается как самый непосредственный результат грехопадения.

В современном состоянии мира человек подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Однако личная ответственность за болезнь не всегда одинакова. Среди болезней, описанных в Библии, есть такие, которые связаны с процессом старения и дряхления организма: «Когда Исаак состарился, то притупилось зрение глаз его» (Быт 27:1); Царь Аса в старости своей был болен ногами (3 Цар 15:23). Упоминаются также врожденные пороки или случайные увечья, например хромота Мемфивосфея (2 Цар 9:13).

Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой» (Исх 15:26).

Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (Числ 12:1-14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ 25:1-9). Болезнь наряду с другими карами служит проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: «мечь», «язва», и «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию.

Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою» (Пс 38:4-5)

И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление. Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божьего всемогущества (Ис 19:22; 57:18). Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (4 Цар 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир 38:9-14).

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5).

Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты:

1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
2. Болезнь как наказание и кара за грех.
3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
4. Болезнь как испытание в верности.
5. Болезнь как искупительная жертва.

Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу. В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

Но вернемся к теме субботних исцелений Спасителя. Господь, проповедуя по субботам в синагогах, возвещает о том, что приблизилось Царство Небесное и примирение с Богом, о том, что человек может вновь обрести покой, или по выражению апостола Павла Субботство. Исцеления, совершаемые Им тут же, удостоверяют силу и действенность Его слов. Они показывают, что на земле уже действует Божественная сила, которая, в конце концов, окончательно победит всякую болезнь. Чудеса исцелений предвозвещают то совершенство, которое человечество обретет в Царствии Божием, когда по слову Откровения св. Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля, и Бог будет обитать с людьми, и Он «отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:4).

Источник

Болезнь

Смерть и Б. пришли в мир через грех ( Быт. 2:17 ; Рим. 5:12 ), и поэтому ими распоряжается сатана ( Иов. 2:7 ; Лк. 13:16 ; Евр. 2:14 ). Однако и Бог наказывает человека Б. за его непослушание ( Втор. 28:21, 22, 35, 58–61 ). Но причины конкретных страданий или Б. не следует сводить к определ. грехам ( Ин. 9:2.3 ; Ин. 11:4 ). Значит. часть книги Иова посвящена изложению распростр., но весьма поверхностных взглядов на Б. и на ее причины. Наряду с общими выражениями, такими как «болезнь», «мор», «немощь», «недуг» ( Втор. 28:58–61 ; Иер. 28:8 ; Пс. 102:3 ; Мф 4 и след.; Мк. 5:29 ), в Библии встречаются термины, более или менее точно обозначающие различные заболевания.

ВОДЯНАЯ БОЛЕЗНЬ. Упомянутая в Лк. 14 «водяная болезнь» – это скопление жидкости в тканях (отек) или в брюшной полости, что является симптомом заболевания других органов: сердца, печени, легких или почек. Неясно, была ли Б. ног царя Асы ( 2Пар. 16:12 ) водяной Б.

ГЛУХОТА ( Мф. 11:5 ; Лк. 7:22 ) во многих случаях является следствием воспаления уха; она может быть врожденной или иметь причины, связанные с возрастными изменениями в организме человека. Глухота отрицат. сказывается на способности человека говорить и может привести к немоте ( Мк. 7:32–37 ). ⇒ Глухота, глухой.

ГНИЛЬ (гной) образуется в результате попадания в организм гноеродных микробов. Они проникают через поврежденную кожу или слизистые оболочки. В результате даже небольшие ранки могут превратиться в глубокие, медленно заживающие раны ( Пс. 37:6 ; Притч. 12:4 ; Притч. 14:30 ). В Деян. 12 говорится, что Ирод был изъеден ЧЕРВЯМИ. Однако трудно сказать с определенностью, о каком именно заболевании идет речь.

ЖЕЛУДОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Павел советует Тимофею ( 1Тим. 5:23 ) по причине слабого желудка пить не только воду, но и «немного вина».

ИСТЕЧЕНИЕ – это гнойные выделения из мужского мочеиспускат. канала ( Лев. 15:1–15 ). При этом речь может идти о воспалении мочеиспускат. канала (уретрит) или о венерич. заболевании (гонорея). Такие больные считались нечистыми, и по выздоров-лении они должны были принести жертву очищения. В отношении изоляции таких больных действовали те же правила, что и для больных проказой. Проказа и истечение часто упоминаются в одном контексте ( Лев. 22:4 ; Числ. 5:2 ; 2Цар. 3:29 ). См. также КРОВОТЕЧЕНИЕ.

КОРОСТА – общее обозначение Б., симптомами которых являются разного рода высыпания на коже ( Лев. 13:6–8 – в Синод. пер. – «лишаи»); прежде всего это сыпи, образующие корку «на голове и на бороде» ( Лев. 13:30.31–37 ; Лев. 14 – в Синод. пер. – «паршивость»; Втор. 28:27 ). См. также ЧЕСОТКА, ПРОКАЗА.

КРОВОТЕЧЕНИЕ – месячные кровотечения у женщин ( Лев. 15:19 ) и кровотечения после родов ( Лев. 12:7 ), во время которых женщина считалась нечистой. Продолжит. патологич. кровотечения в то время плохо поддавались лечению ( Лев. 15:25 ; Мк 5 и след.).

ЛИШАИ – см. выше, КОРОСТА.

ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ) – расстройство сознания; в Мф. 17 (ср. Мк. 9:18 ) его причиной названа одержимость бесами (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ). В Мф. 4лунатики названы в одном ряду с бесноватыми. Название Б. говорит о том, что, по-видимому, ее причиной считали влияние фаз Луны.

МОРОВАЯ ЯЗВА: а) инфекц. заболевание, которое имеет характер эпидемии и которое в Библии часто упоминается в качестве Божьего наказания ( Лев. 26:25 ; Втор. 28:21 ; 2Цар. 24:13 ). Можно предположить, что во многих случаях речь идет об известных формах ЧУМЫ – бубонной и легочной; впрочем, это могли быть и другие заболевания: клинич. признаков этой Б. в Библии нет. Часто суд Божий провозвещается как меч, голод и моровая язва ( Иер. 14:12 ; Иер. 21:9 ; Иер. 24:10 ; Иез. 6:11 ; Иез. 12:16 ): именно в такой последовательности эти бедствия следуют одно за другим во время войн. В ВЗ говорится о высокой смертности во время эпидемий ( Числ. 16:49 ; Числ. 25:9 );

б) «язвой» в Библии может быть названо и посланное Богом наказание ( Втор. 28:59 ; Авв. 3:5 ), тогда это слово обозначает даже нечто большее, чем моровая язва, – не только Б. и эпидемии, но и прочие бедствия ( Откр. 9:18.20 ; Откр. 15:1.6 ; Откр. 16:9.21 ).

НАРОСТЫ. Упоминаемые в 1Цар. 5:6.9.12 ; 1Цар 6:4 и след. «наросты» нередко истолковываются комментаторами как геморрой. Но, возможно, здесь говорится об оспе или чумных бубонах.

НАРЫВЫ – см. ниже, ЯЗВЫ.

НЕДОСТАТОК. Это слово подразумевает физич. недостатки, а также некоторые Б. Священникам, которые страдали такими болезнями или имели какой-либо физич. изъян, не позволялось приносить жертвы и входить в святилище, но не запрещалось есть от святынь ( Лев. 21:17–23 ). К такого рода недостаткам относили слепоту, хромоту, уродство лица или конечностей (что могло быть вызвано, напр., неправильно сросшимся переломом), горбатость, карликовый рост, кожные Б., а также повреждение половых органов (см. Втор. 23:1 ).

ОЖОГ ­­ ожоговая рана ( Лев. 13:24–28 ). В 1Тим. 4:2 присутствует намек на клеймо, которым метили рабов или преступников.

ПАРШИВОСТЬ. Какое именно кожное заболевание названо в ВЗ этим термином, установить невозможно ( Лев. 21:20 ; Лев. 22 – паршивость у животных). См. выше, КОРОСТА.

ПОВРЕЖДЕНИЕ, ВРЕД – общее обозначение телесных повреждений ( Исх. 21:22.23 ; Лев. 24:19 ; Дан. 6:23 ).

1) в Лев. 13 содержатся подробные предписания, которых необходимо придерживаться при установлении диагноза этого заболевания. Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 ( Лев. 13:21.26 ) – 14 дней ( Лев. 13:4–6.31–34 ). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов или ожогов. Иногда она может сразу поразить все тело больного ( Числ. 12:10 ; 4Цар. 5:27 );

2) симптомы проказы: пятно на теле кажется «углубленным в кожу» ( Лев. 13:3.20.25.30 ), волосы на теле становятся белыми ( Лев. 13:3.10.20.25 ), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок. Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос. Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» ( Лев. 13:10.14–34 ), но эта рана, однако, может затянуться. Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым ( Лев. 13:10.16.17.19.24.42–59 ); когда сыпью покрывались большие участки тела или всё тело, то говорили, что человек покрылся проказой «как снегом» ( Исх. 4:6 ; Числ. 12:10 ; 4Цар. 5:27 ; ср. Лев. 13:13 ). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» ( Лк. 4:27 ). В 2Цар. 3:29 ; 4Цар. 5 говорится, что проказа может быть наследств. Б. (по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой Б. В Лев. 13:46 ; Лев. 14 утверждается, что от проказы можно излечиться ( Лев. 13:46 ; Лев. 14:3 ), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариами по молитве Моисея ( Числ. 12:13 ), а также – других больных по слову Елисея ( 4Цар. 5:14 ), Иисуса ( Мф. 8:3 ) или Его учеников ( Мф. 10:8 ). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой ( 4Цар. 5:1.3–27 ). Больной, у которого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым ( Лев. 13:13 );

3) стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время Б. считался нечистым в культовом отношении и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хронич. заболевание становится огромным несчастьем для больного. Изоляция прокаженного от общества имела не мед., а религ. причину (считалось, что нечистота передается через прикосновение, см. Лев. 15:4–12 ). Заболевших не допускали в стан ( Лев. 13:46 ; Числ. 5:2 ; Числ. 12:14 ); позднее они жили за гор. воротами ( 4Цар. 7:3 ). Прокаженный царь жил в отдельном доме ( 4Цар. 15:5 ). Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни ( Лев. 22:4 ); при других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось ( Лев. 21:20–22 ). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» ( Лев. 13:45 ). Из текста Лк 17 и след. видно, что прокаженные отваживаются заговорить с Иисусом лишь издали. В некоторых случаях проказа является Божьим наказанием ( Числ. 12:1 ; Втор. 24:8.9 ; 4Цар. 5:27 ; 2Пар. 26:19–21 ) или призывается в качестве такового на ч.-л. голову ( 2Цар. 3:29 ). Излечение от проказы рассматривалось как очищение ( 4Цар. 5:10.14 ; Мф. 10:8 ; Мк. 1:40–42 ; Лк. 4:27 ; Лк. 7:22 ; Лк. 17:12.14.17 ). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву ( Лев. 14:1–32 ; Мк. 1:44 );

4) в согласии с библейским текстом Иосиф Флавий описывает проказу как не очень тяжелую кожную болезнь; он замечает, что прокаженные язычники никоим образом не исключались из общества, они вполне могли занимать важные гос. посты (И.Флавий. Иуд древности, III,11,4);

5) отождествление проказы (о которой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (которая сопровождается параличами и язвами, вызывающими уродство конечностей, а также приводящими к обезображиванию лица, поражению желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение (см. Lit. bei Kittel, ThWNT. IV, S. 240 A3). Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться; ученые предполагают также, что библ. понятие проказы могло включать и другие заболевания, которые ныне рассматрив. как самостоятельные и к которым могла принадлежать лепра. С др. стороны, в некоторых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (Psoriasis vulgaris). Греч. слово лепра, которое в Септуагинте и в НЗ было переведено как «проказа», в греч. медицине означало прежде всего псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы. При псориазе на теле больного появляются красноватые пятна, покрытые белыми чешуйками (ср. Лев. 13:19 ); эти пятна быстро, подобно проказе, покрывают все тело ( Числ. 12:10 ; 4Цар. 5:27 ; 2Пар. 26:19 ), но чаще, увеличиваясь, медленно срастаются (что, впрочем, может произойти в результате появления новых пятен; Лев. 13:8.22.27 ). В случае, когда высыпания поражают все тело больного, ученые говорят об эритродермии. Б. носит ярко выраж. хронич. характер ( 4Цар. 15:5 ). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными ( Числ. 12:10 ; 4Цар. 5:27 ; 2Пар. 26:19 ); иногда Б. провоцируется повреждением кожи или ее раздражением ( Лев. 13:18.24 ). О причинах заболевания ничего не известно; угрозы заражения не существует. Однако нередко заболевание может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер ( 4Цар. 5:27 ; 2Цар. 3:29 ); он, однако, проявляется не всегда. Среди заболевших преобладают мужчины (женщина упоминается только в Числ. 12 ). Псориаз может поразить любое место на коже, в т.ч. и волосяной покров головы, однако волосы при этом не выпадают ( Лев. 13:3.20 ). Псориаз не распространяется на слизистую оболочку. Даже при активном течении болезни человек, за редкими исключениями, остается практически здоровым;

6) наряду с проказой – болезнью людей – подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов ( Лев. 13:47–59 ; Лев. 14:33–53 ) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью. ⇒ Дом (IV,1).

ПЯТНА ( Лев. 14:55 ) – это светлые образования на коже человека, признак начинающейся проказы ( Лев. 13:2.19.38 ), рубцы от зажившего нарыва, а также неопасные для здоровья изменения на коже ( Лев. 13:4.38.39 ).

РАК. В 2Тим. 2под раком подразумевается гнилостная гангрена. Нередко гангрену не удавалось остановить даже ампутацией конечностей.

РАНЫ – механич. повреждения тканей с нарушением целостности кожного покрова. О ранах в ВЗ часто говорится как в прямом смысле ( Исх. 21:25 ; 4Цар. 9:15 ; Ис. 53:5 ; Лк. 10:34 ), так и в метафорич. ( Пс. 37:6 ; Ис. 1:6 ; Ис. 30:26 ; Иер. 15:18 ; Иер. 30:12 ; Ос. 5:13 ). Ранами называли и рубцы от побоев ( Ис. 1:6 ), в т.ч. следы от избиения прутьями, палками и бичами ( Деян. 16:33 ).

РАССЛАБЛЕННОСТЬ – см. ниже, ХРОМОТА.

СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Описание заболевания в 1Цар 25 и след. может указывать на инфаркт. ⇒ Сердце.

СКОРЧЕННОСТЬ. В Лк. 13говорится о «скорченной» женщине, которая 18 лет не могла распрямиться. Очевидно, это было следствием болезни позвоночника.

СЛЕПОТА. Нарушение зрения может быть вызвано ярким солнечным светом и антисанитарией, вызывающими воспалительные процессы глаз. И то и другое было характерно для Ближнего Востока, поэтому неудивительно, что там повсеместно можно было видеть слепых нищих ( Мф. 9:27 ; Мф. 20:30 ; Мф. 21:14 ; Ин. 5:3 ), среди которых встречались и слепые от рождения люди ( Ин. 9:1 ). Частичная или полная слепота может быть и следствием старости ( Быт. 27:1 ; 1Цар. 4:15 ; 3Цар. 14:4 ); в ВЗ особо выделяются люди, у которых острота зрения сохранялась до старости ( Втор. 34:7 ). Нередки были случаи преднамер. ослепления военнопленных ( Суд. 16:21 ; 1Цар. 11:2 ; 4Цар. 25:7 ). В Деян 9 и след.; Деян. 13:11 говорится о временной слепоте как о Божьем наказании. В Библии нередко используется метафорич. образ бредущих ощупью слепых, участь которых горька ( Втор. 28:29 ; Ис 59 и след.; Плач. 4:14 ; Соф. 1:17 ). Слепые нуждаются в поводырях ( Мф. 15:14 ; Ин. 21:18 ; Деян. 13:11 ; Рим. 2:19 ); закон особо защищает их ( Лев. 19:14 ; Втор. 27:18 ). ⇒ Слепота, слепой.

УВЕЧЬЕ. Увечными считались люди, которые в результате заболевания, несчастного случая или врожденных физич. недостатков лишились возможности свободно владеть своими конечностями ( Мф. 15:30.31 ; Лк. 14:13.21 ) или потеряли руку или ногу ( Мф. 18:8 ; Мк. 9:43 ). Они не могли исполнять служение священника (см. выше, – НЕДОСТАТОК).

ХРОМОТА, РАССЛАБЛЕННОСТЬ – физич. недостаток, который явился следствием Б. или несчастного случая ( 2Цар. 4:4 ); хромые передвигаются неуверенно, с трудом ( Евр. 12:13 ) и обычно нуждаются в посторонней помощи ( Иов. 29:15 ). Причиной хромоты может быть частичный паралич ног (в Библии такие больные называются «расслабленными»), иногда к хромоте может привести ревматизм суставов. Врожденная патология может полностью лишить человека возможности ходить ( Деян. 3:2 ; Деян. 14:8 ). В Библии слепые и хромые часто упоминаются вместе ( 2Цар. 5:6 ; Иер. 31:8 ; Мф. 21:14 ). В НЗ нередко сообщается об исцелении расслабленных ( Мф. 4:24 ; Мк. 2:3–12 ; Деян. 8:7 ; Деян. 9:33 ).

ЧАХЛОСТЬ, т.е. истощение – заболевание, следствием которого является резкая потеря веса и общий упадок сил. Возможно, в Лев. 26:16 ; Втор. 28:22 ; Ис. 10под чахлостью подразумевается чахотка (туберкулез).

ЯЗВЫ, НАРЫВЫ. На Ближнем Востоке больные с гноящимися ранами – явление нередкое. Но сведения, которые можно почерпнуть из Библии, не позволяют точно сказать, какое именно заболевание имело место в тех или иных случаях. «Воспаление с нарывами» ( Исх. 9:9–11 ) – это нарывы, которые, вскрываясь, образуют язвы. Эта же болезнь, видимо, подразумевается под «проказой Египетской» ( Втор. 28:27 ), в то время как «злая проказа на коленях и голенях. от подошвы ноги. до самого темени» напоминает заболевание Иова – «проказу лютую от подошвы ноги. по самое темя» ( Иов. 2:7 ). В обоих случаях комментаторы предполагали проказу в совр. понимании этого слова (т.е. лепру), что, однако, маловероятно, по крайней мере, в случае с Иовом. То же евр. слово, что и во всех назв. местах, употреблено в Лев. 13:18.20.23 (где говорится о появлении проказы на заживающей язве) и в рассказе о Езекии ( 4Цар. 20:7 ; Ис. 38:21 ), где, возможно, речь идет о фурункуле. Соотв. греч. слово ( Лк. 16:20 – в Синод. пер. – «струпья»; Откр. 16 – в Синод. пер. – «гнойные раны») означает гнойные язвы. См. выше, – МОРОВАЯ ЯЗВА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *