Водоем называют природным сообществом потому что
Тест по окружающему миру «Жизнь водоёма» (Планета знаний)
Тест: «Жизнь пресного водоёма». 4 класс.
1. К пресным водоёмам относятся …
а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, моря, каналы; в) ручьи, реки, озёра, пруды.
2. Растения водоёма это …
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник; б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник.
3. Живым фильтрами рек называют …
а) головастиков; б) раков; в) беззубок.
4. Строителями подземных нор и хаток на пресных водоёмах являются …
а) люди; б) цапли; в) ондатры;
5. С водоёмами связана жизнь …
а) зябликов, трясогузок, соек; б) уток, цапель; в) лебедей, сов, тетеревов.
6. Водоём называют природным сообществом, потому что …
а) в нём богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б) в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой.
7. Санитарами пресных водоёмов считают …
а) рака; б) прудовика; в) клопа – водомерку,
8. Растение водоёма с тонкими стройными стеблями, длинными листьями, на верхушке стебля находится один тёмно-коричневый початок.
а) камыш; б) рогоз; в) тростник.
9. Хищниками пресных водоёмов являются …
а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки; б) караси, мотыльки, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики.
10. К растениям, которые можно увидеть на поверхности воды, относятся:
а) эладея, кувшинка, ряска б). кубышка, ряска, кувшинка в). телорез, кубышка, кувшинка
Тест: «Жизнь пресного водоёма». 4 класс.
1. К пресным водоёмам относятся …
а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, моря, каналы; в) ручьи, реки, озёра, пруды.
2. Растения водоёма это …
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник; б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник.
3. Живым фильтрами рек называют …
а) головастиков; б) раков; в) беззубок.
4. Строителями подземных нор и хаток на пресных водоёмах являются …
а) люди; б) цапли; в) ондатры;
5. С водоёмами связана жизнь …
а) зябликов, трясогузок, соек; б) уток, цапель; в) лебедей, сов, тетеревов.
6. Водоём называют природным сообществом, потому что …
а) в нём богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б) в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой.
7. Санитарами пресных водоёмов считают …
а) рака; б) прудовика; в) клопа – водомерку,
8. Растение водоёма с тонкими стройными стеблями, длинными листьями, на верхушке стебля находится один тёмно-коричневый початок.
а) камыш; б) рогоз; в) тростник.
9. Хищниками пресных водоёмов являются …
а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки; б) караси, мотыльки, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики.
10. К растениям, которые можно увидеть на поверхности воды, относятся:
а) эладея, кувшинка, ряска б). кубышка, ряска, кувшинка в). телорез, кубышка, кувшинка
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-474572
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Автор: Лемех Лидия Васильевна
1. Формировать представление о водоеме как о сообществе; развивать умения находить взаимосвязи в сообществе.
2. Познакомить с растительным и животным миром пресных водоемов. Развивать познавательный интерес.
3. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать понимание красоты и многообразия природного сообщества, вызвать желание участвовать в охране животных и растений природного сообщества.
Автор: Лемех Лидия Васильевна
Тема: Водоем – природное сообщество.
Формировать представление о водоеме как о сообществе; развивать умения находить взаимосвязи в сообществе.
Познакомить с растительным и животным миром пресных водоемов. Развивать познавательный интерес.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать понимание красоты и многообразия природного сообщества, вызвать желание участвовать в охране животных и растений природного сообщества.
Оборудование: панорама водоема, рисунки с изображением животных водоема (бобр, барсук, выдра, ондатра).
Организационный момент, задачи урока.
Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
Итак, вы уже догадались, что объект нашего исследования водоем!
— Ребята, какой смысл мы вкладываем в это понятие, что такое водоем? Ваше мнение. (Простое углубление на поверхности земли, заполненное водой. Водоем – это река, озеро, ручей. Водоем – это хранилище воды. Водоем – это удивительный дом, населенный удивительными жителями.) Мнений много, но пока трудно дать четкое научное определение этому понятию: что же такое водоем. Вот сегодня на уроке мы и решим эту проблему. Чтобы успешно решить эту проблему, будем работать по следующему плану.
Что растет и кто живет в водоеме.
Что произойдет, если…
Итак, объект нашего исследования водоем.
Когда в теплое время приходишь к водоему, например, к небольшому озеру, видишь только некоторых его обитателей. А ведь их очень много. Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа.
Перед вами панорамы водоема. Наш водоем зарос растениями.
Наша задача: познакомиться с растениями водоема, проследить, как они приспособились к жизни в водоеме, и разбить их на группы по месту их обитания.
— Как вы считаете, глядя на панораму
астения можно увидеть на берегу
озера? (Рогоз, камыш, тростник, стрелолист).
Эти растения как бы надвигаются на озеро от берегов и способствуют зарастанию водоема, его обмелению.
— Об этих растениях нам расскажет… (Эти растения высоко поднимаются над водой и затемняют воду. Среди этих растений можно встретить рогоз – это высокое растение с сочным толстым стеблем, длинными листьями … Н а нем в июле вырастают длинные коричневые бархатистые шишки.
Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает 1 м. Эти растения растут в прибрежной зоне водоема. )
— Итак, как же приспособились эти растения к жизни в водоеме? (Длинные стебли, длинные листья, они высокие.) Все верно!
растении пойдет речь.
(У этого растения длинный стебель, круглые плавающие листья и белый нежный цветок.
Цветет в июле-августе. С восходом солнца удивительный цветок
и весь день украшает поверхность воды.
А вечером закрывается, засыпая в зеленом бутоне на всю ночь.)
— Как называется этот удивительный цветок? (Белая кувшинка.) Посмотрите какой красивый цветок!
— Какое еще растение, напоминающее кувшинку, можно увидеть на поверхности воды? ( Кубышка желтая.) Вот этот замечательный цветок.
В народе кувшинку называют белой водяной лилией, а кубышку – желтой лилией, но это неверно. Эти растения редкие, нуждаются в охране.
— Как же эти растения приспособились к жизни в водоеме? (Длинный стебель, который прикреплен корнями ко дну, круглые плавающие листья.)
А вот есть растение, которое ко дну совсем не прикрепляется и плавает на поверхности воды.
— Что это за растение? (Ряска.) Ее можно встретить только на поверхности водоема.
Ребята! А если мы с вами опустимся в толщу воды, то там увидим мельчайшие
Разглядеть их можно только под микроскопом.
— Как вы понимаете значение слова микроскоп?
Рассмотрите зеленые водоросли на своей панораме. Иногда их бывает так много, что вода кажется зеленой.
— Так где же мы можем встретить зеленые водоросли? (В толще воды.)
— А как вы считаете: есть ли жизнь на дне водоема? (Да.)
— Какое растение можно встретить на дне водоема? Кто знает? ( Элодея. )
Об этом растении подготовила сообщение… (Это маленькое растение, у которого ветвистый стебель, который покрыт мелкими листочками. Растет элодея очень быстро. Многие водоемы зарастают этим растением.)
— Итак, элодея растет где? (На дне.)
Итак, ребята, каждое растение занимает свое место в водоеме.
— На какие группы мы разбили растения по месту их обитания?
Растения, которые растут гд е? Какие?
В прибрежной зоне. (Камыш, рогоз…)
На поверхности воды. (Кувшинка,
В толще воды. (Зеленые водоросли.)
На дне водоема. (Элодея.)
Перед нами стоит новая задача: познакомиться с животным миром водоема и проследить, как же они приспособились к жизни в водоеме.
Животные в водоеме есть везде: на поверхности воды, в толще воды, у дна и на водных растениях.
Вот удивительное животное, которое обитает в водоеме на поверхности воды. Это клоп-водомерка. Об этом животном прочитаем на странице учебника (с. 134).
— Почему же клоп-водомерка не тонет? (Лапки смазаны жиром.)
— Чем питается? (Комарами.)
Водомерка никогда не ныряет, не плавает, а как будто меряет лапками поверхность воды, катается по ней на лыжах.
— Какое еще животное обитает на поверхности воды? ( Вертячка. )
Это животное вы сможете увидеть на своей панораме? Найдите, пожалуйста, вертячку!
— Как же эти животные приспособились жить на поверхности воды? (Не тонут, лапки смазаны жиром, ловят комаров…)
— Итак, и клопа-водомерку и вертячку можно увидеть где? (На поверхности воды.)
опускаемся в толщу воды.
— Каких рыб вы знаете? (Щука, карась, окунь, сом.)
— Чем рыбы дышат? (Жабрами. Они набирают ртом воду, а из воды поглощают кислород.)
Зимой рыбы могут погибнуть.
— А как помочь рыбам зимой, вы узнаете, прочитав абзац на стр. 147
— Какое место в водоеме занимают рыбы, где они обитают?
мы уже на дне водоема.
как здесь идет жизнь.
— О других обитателях дна водоема вы узнаете из учебника. (Стр. 143-146)
Итак, какие еще животные живут на дне водоема? ( Моллюски, раки. )
— Чем защищено тело моллюсков? (Раковиной.)
— Чем питаются моллюски и как? (Пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли.)
— Что интересного узнали о раках? (Они кормятся остатками мертвых животных и являются санитарами водоема.)
-Итак, этих животных мы можем встретить у дна водоема?
Животные водоема живут не только на поверхности воды, толще, у дна, но и
на водных растениях.
О них расскажет… (Их мягкое тело защищено раковиной.
Они иногда выползают на берег, но ненадолго. Ведь много воды в створки не наберешь, а дышать надо. Прудовика несложно узнать по спирально завитой раковине. Улитку катушку в озере также несложно обнаружить.
Назовите этих животных. ( Бобр, выдра, ондатра. )
Давайте рассмотрим иллюстрацию изображения этих животных!
— Вы согласны, что все эти животные живут рядом с водоемом?
Ветви носят, глину роют.
На реке плотину строят. ( Бобры. )
— Как эти животные приспособились к жизни в воде? (Густой мех, хорошо плавают, ныряют, есть корм.)
можно встретить на водоеме? (
Цапли, утки, гуси, зимородок
Отгадайте, о ком пойдет речь дальше.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет ловких лягушат. ( Цапля. )
— О цапле расскажет… (Цапля – это крупная птица, более 1 м в длину, размах крыльев достигает 2 м. Трудно поверить, что весит такая птица всего лишь 2 кг. А все дело в перьях – пышных и красивых. Цапля стоит неподвижно или медленно расхаживает у берега. Ноги у цапли длинные и тонкие. Из-за красивых перьев ежегодно уничтожают сотни тысяч этих птиц. Вот почему цапля стала редкой и взята под защиту.)
О необычной птице зимородок подготовил сообщение… (Зимородок живет на берегах водоемов. По яркой окраске напоминает попугайчика. Питается рыбой. Зимородок очень хорошо приспособлен к жизни в своем доме: короткое тело, длинный клюв, короткие ноги. Всё это помогает ему нырять и быстро плавать, чтобы схватить рыбу.)
— Как птицы приспособились к жизни в водоемах? (Пальцы соединены перепонками, тело покрыто густыми перьями, длинный клюв, много корма.)
Из вышесказанного вы убедились в том, что и птицы тоже очень хорошо приспособились к жизни в водоемах!
— Ребята, а какое еще животное с грустными и печальными глазами можно встретить у водоема? ( Лягушка. )
О лягушках расскажет нам… ( Лягушки живут около водоемов. Долго находиться на суше лягушки не могут, кожа высыхает и лягушки могут погибнуть. Но они не могут и долго находиться в воде, потому что дышат легкими. На зиму лягушки зарываются в ил и цепенеют. Лягушки очень полезны. Они поедают вредных для рыб плавунцов, уничтожают насекомых. Убивать лягушек нельзя.)
Ребята! Мы очень много говорили об обитателях водоемов и установили, что каждое животное, как и растение, занимает свое место в водоеме!
Животные, которые живут где? Какие?
На поверхности воды. (Клоп-водомерка, вертячка.)
У дна. (Жук-плавунец, моллюски, раки.)
На растениях. (Прудовик, катушка.)
Животные, жизнь которых связана с водоемом. (Птицы, звери.)
— А теперь наша задача: установить, какие взаимоотношения складываются между обитателями водоемов.
— Какую роль играют растения для животных.
Итак, растения для животных – это дом, укрытие…
А теперь, кто сможет (по таблице) объяснить цепь питания, которая складывается на водоеме?
имеют животные для растений узнаем
из учебника (стр. 146).
Итак, из остатков животных образуются соли, которые необходимы растениям.
Составьте еще одну цепь питания.
НАСЕКОМЫЕ ЛЯГУШКИ ЦАПЛЯ
— Можно ли сказать, что все обитатели этого удивительного дома живут сообща, тесно связаны между собой?
Вначале урока мы поставили перед собой задачу: дать четкое научное определение: что такое водоем.
Водоем – это природное сообщество.
Водоем – это удивительный дом. И все его обитатели как одна большая дружная семья. Все они находятся в тонких сложных взаимоотношениях.
Люди не имеют права нарушать природное равновесие. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества.
— К чему это приводит? Об этом нам расскажет…
Итак, ребята, вы узнали: какие беды может принести человек водоему?
— Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось? (Надо охранять и беречь природу, а это значит: охранять редкие растения ( кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек, бережно относиться к животным.)
Думаю, именно так вы и будете поступать в своей жизни. Экологическое равновесие в природе – это очень важно. В природе нет ничего лишнего. Выполняя какие-либо действия, человек должен задумываться о последствиях. Помните об этом!
А теперь поиграем, применяя полученные знания.
Наша рубрика называется: «Знаете ли вы…?»
Кто является строителем хаток и плотин на пресных водоемах?
Кого называют живым фильтром рек, озер, водоемов?
Что ест зимой жаба?
Какие животные спят с открытыми глазами?
(Рыбы – нет век, змеи – веки срослись.)
Санитарами пресных водоемов считают… (Рака, беззубку.)
А теперь, чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам решить КРОССВОРД.
Тест по окружающему миру «Пресноводный водоем» (3 класс)
Тест «Жизнь пресного водоема»
Водоем называют природным сообществом, потому что.
а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
К искусственным водоемам относятся.
а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы; в) ручьи, реки, озера, моря.
Санитарами пресных водоемов считают.
а) рака, беззубку; б) прудовика, катушку; в) клопа-водомерку, жука-плавунца.
С водоемами связана жизнь.
а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, уток, чаек; в) лебедей, тетеревов, сов.
Хищниками пресных водоемов являются.
а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки; б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики.
Отметь растения, растущие по берегам водоёмов.
а) кувшинка, ряска, кубышка б) рогоз, тростник, камыш
Какое из растений водоёма не прикрепляется ко дну корнями?
а) кубышка б) стрелолист в) ряска
Почему водомерки скользят по поверхности воды?
а) они легче воды б) они стремительно бегают в) их лапки покрыты жиром
Какую роль играют дафнии и циклопы в жизни водоёма?
а) очищают воду от бактерий, служат кормом малькам, головастикам
б) загрязняют воду, придают воде зелёный цвет
Составь цепь питания, которая складывается в водоёме.
(водоросли, дафнии, моллюски, личинки насекомых, рыбы, утки, лягушки, тритон, щука, чайки, цапли)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1591994
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России создадут единый центр по работе с трудными подростками
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок–игра по теме «Водоемы как природное сообщество»
Целеполагание для учителя: познакомить учащихся с водоёмом как сообществом, с разнообразием обитателей пресного водоёма. Раскрыть и объяснить связи между членами сообщества водоёма. Развивать коммуникативные навыки в ходе работы по группам. Развивать логическое мышление. Сформулировать правила, направленные на охрану обитателей водоёма. Научить детей бережному отношению к водоёмам. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
Целеполагание для ученика: знать названия растительного и животного мира пресных водоёмов края (не менее10 названий растений и животных). Понимать значение связей между членами сообщества пресного водоёма, уметь рассказать о них. Знать правила поведения вблизи водоёмов и соблюдать их.
Оборудование: фотографии с изображением осоки, лотоса, рогоза, стрекозы, рака, лягушки, щуки; буквы В О Д О Ё М; плакат с изображением пресного водоёма; 2 конверта, где находятся картинки с представителями животного и растительного мира; альбомные листы и фломастеры.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы с вами проведём увлекательную игру и познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.
Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то ученик, который его сказал, может открыть любую букву.
На доске карточки с буквами. Ответ: ВОДОЁМ
1. Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)
2. Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)
6. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)
Назовите лишнее слово из слов, которые вы отгадали и объясните свой ответ
Море. Так как это не пресный водоём.
На уроке будем говорить о пресных водоёмах. Узнаем, какое сообщество существует в пресных водоёмах растительного и животного мира, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества. Создадим картину пресного водоёма и рассмотрим связи, которые существуют в нём.
Как вы представляете, что такое водоём?
Представление учащихся о водоёме.
Звучит музыка изображаемая шум воды. Показать картины с изображением озера, реки, пруда, болота.
В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует водоёмы. Какие бывают пресные водоёмы?
Приведите примеры искусственных и естественных водоёмов и как они образуются.
Если понижение замкнуто, и воде некуда деться, образуется озеро. Это естественный водоём. Часто люди сами создают искусственные водоёмы. Они называются пруды.
Какой пресный водоём может человек иметь дома? Какие представители в нем обитают?
Аквариум. Водоросли, улитки, рыбы.
Кто природу любит,-
Много о ней знает,
Тот на картинки взглянет
И мигом угадает.
Начинаем первый этап игры. Посмотрите на картинки и запишите в два столбика названия обитателей пресных водоёмов, которые вам уже знакомы.
Проверка в устной форме.
Рыбки плавают, резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно речное. [1]
4. Работа над новым материалом. Введение новых понятий.
Стоит над водой,
Трясёт бородой. (Камыш)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Не кому не говорит. (Ива)[2]
В воде и около неё обычно много обитателей животного мира. Это пресноводные, моллюски, насекомые, водоплавающие птицы. Следующие загадки об этих обитателях.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)
На дорожку вышли рожки:
-Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
Круглый домик:
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,-
По дорожке сам ползёт! (Улитка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш)
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки) [2]
Мы переходим к следующему этапу игры. Теперь нам нужно выяснить, как связаны все обитатели водоёма. Мы составим «Водяные цепочки».
Составление цепочки можно сопровождать фотографиями.
5. Проектная работа «Сообщество пресного водоёма». Работа в группах.
На доске плакат с изображением водоёма.
Все обитатели пресного водоёма связаны между собой. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому водоём называют природным сообществом.
6. Составление правил поведения вблизи водоёмов.
На четвёртом этапе игры нужно составить определённые правила. Но сначала ответим на следующие вопросы:
Нужно ли охранять это богатство? Кто может уничтожить пресный водоём? Как люди вмешиваются в жизнь водоёма?
Дети приходят к выводу, что человек может нанести огромный вред водоёму и его обитателям.
Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе? Как человек должен охранять пресные водоёмы?
Составляются правила поведения человека на водоёме и вблизи него. Правила можно сформулировать в группах, нарисовать картинки (знаки) и вывесить на доску. Учащиеся рассказывают о правилах, которые должен соблюдать человек.
7. Подведение итогов.
В виде фронтальной беседы:
Что узнали на уроке нового?
Какое значение имеют растения водоёма для жизни животных и человека?
8. Домашнее задание.