Водка столичная что изображено
История водки Столичная
Столичная — это один из самых известных в мире водочных брендов. Мало того, это одна из старейших водок на российском рынке.
Как ни странно, но эта простая, с виду, водка очень популярна за границей. Доказательством тому служит тот факт, что именно она удерживает лидерские позиции по экспорту. Да и первой российской водкой, которую стали продавать в США, была именно Столичная.
Можно сказать, что Столичная — это не просто водка, это еще и история.
Дата создания водки
Что следует сказать сразу, это то, что точный год создания водки не известен. По документам и другим источникам можно насчитать целых шесть (!) дат, которые еще и растянуты на 15 лет: с 138 по 1953 годы. Что любопытно, но вот рецептура в тех же разных источниках фактически идентична. Так что есть что-то, в чем сомневаться не стоит. Мало того, точно известен даже автор рецепта этой водки — В.Г.Свирида. Справедливости ради отметим, что большинство склоняется все же к тому, что создана эта водка была в 1944 году. Конечно, очень «романтично» будет звучать легенда о том, что эта водка впервые появилась в блокадном Ленинграде.
Но вот другая знаковая дата для Столичной остается без сомнений точной: 1954 год, водка Столичная на слепой дегустации побеждает знаменитую марку «Смирноф».
Еще одна запутанная история
Раз уж мы начали разговор о неточностях в истории Столичной, то расскажем и еще одну: про рисунок, помещенный на этикетку Столичной. Авторство до сих пор точно не установлено. В этой истории фигурируют две фамилии: Иогансон и Яковлев. При этом первая фамилия употребляется вкупе с такими сочетаниями, как «рассказывают», «вроде бы», «поговаривают» и так далее. При этом говорится о том, что Иогансон нарисовал картинку буквально за несколько минут, сидя за столиком в кафе. Кстати, это вполне возможно, так как здание гостиницы «Москва», изображенное на этикетке, в том ракурсе открывалось с угла улиц Горького и проспекта Маркса (ныне — Тверская и Моховая). Именно там находилось известное кафе при гостинице «Националь». Но эту версию распространял преимущественно сын художника.
В авторстве же Яковлева никто не сомневается. Но, знаете, над этикеткой же могли работать и оба художника — это вполне нормальная практика и в те годы. Но все же версия с Иогансоном менее вероятно, так как он был тогда молодым, не очень известным художником, которому вряд ли бы поручили столь ответственное задание.
Что важно, что даже при всей своей кажущейся неброскости, в те годы этикетка все же выглядела эффектно.
Но вот, что любопытно: изначальный красивый, эффектный вариант тиражировать в большом количестве можно было только при наличии качественной печати, которой, как вы понимаете, в послевоенное время не имелось. Так что этикетку принялись упрощать: убрали некоторые архитектурные элементы здания на ней, уменьшили количество оттенков серого, в итоге узнаваемость здания исчезла. Многие потребители даже говорили, что они видят на этикетке какое-то промышленное здание.
Чуть позже и изменился шрифт: стал менее витиеватым, упростился, появилась «тень». Но все же этикетка осталась запоминающейся. Кстати, до 90-х это была единственная водка, на этикетке которой был рисунок.
Экспорт Столичной
Точной даты начала экспорта (если не считать США) нет, известно, что начался он в начале 60-х. Дистрибьютором в США стала небезызвестная компания «Пепси Ко». Тогда же появился и первый слоган: «Только водка из России — настоящая русская водка». Тогда же было запатентовано и название, и слоган.
При поставке водки на экспорт немного видоизменили и этикетку, но не существенно. Изменили написание названия с кириллицы на латиницу. Также появилась надпись, советовавшая охладить напиток перед употреблением, и эмблема «Продинторга». Добавилось немного «золота» и надпись «Russian Vodka». Ну, и также стали размещать «медали» — упоминания о наградах Столичной.
Дальнейшая история
До 1944 года товарный знак «Столичная» принадлежал объединению «Союзплодоимпорт». До определенного момента оно отлично справлялось с раскруткой марки и в России, и во всем мире. Но после распада СССР произошла беда: государство решила избавиться от такой монополии, позволив всем, кому не лень, разливать водку под маркой «Столичная».
Это была катастрофа, так как пострадали все: производитель, государство и даже потребители, которые неожиданно получили продукт значительно более низкого качества. Тогда-то на ситуацию обратили внимание «сверху», и было решено, что у «Столичной» будет все же один хозяин. Товарный знак возвращается в «Союзплодоимпорт», который к тому моменту стал уже закрытым акционерным обществом.
Правда, потом тоже началась неразбериха, так как в 1999 году ЗАО «Союзплодимпорт» продало марку «Столичная» голландской компании Spirit International. Далее последовали многие компании на территории других стран, которые получили право на продажу этой водки: Allied Domecq, Pernod Ricard. Это вызвало неразбериху, поэтому некоторые компании потом стали отказываться от продажи Столичной, а тот же Pernod Ricard решил заняться другим водочным брендом — водкой Абсолют. В итоге только к 2008 году ситуация более или менее исправилась.
Но до сих пор в разных странах идут суды: производители спорят за право выпускать продукцию под товарным знаком «Столичная». Особенно сложные споры ведутся с США.
Что касается России
То тут тоже были споры с перекупкой бренда, в которых сложно разобраться. Сначала бренд продали компании «Алкомир», которая не справилась с объемами, товарный знак передавался другим компаниям, а с 2011 года право дистрибутировать водку «Столичная» в России перешло к компании «Росспиртпром».
Купить водку Столичная вы можете в магазине WineStreet.
Другие статьи из рубрики «Водочный гид»
Наверное, слово «органическая» мало что скажет потребителю и не сильно повлияет на его выбор при покупке водки в магазине, но вот задуматься точно заставит. Мы, все же, народ любопытный. Что значит «органическая»? Водка Байкал считается самой экологически чистой. Как показывает практика, все, связанное с Байкалом, экологичное. А эта водка не просто так названа в честь самого знаменитого озера России: производится она, собственно, там же.
Есть немало водочных брендов, которые прямо-таки пахнут патриотизмом и любовью к России. Возможно, их названия объясняют их же популярность, а, может, все дело в высоком качестве? Этот вопрос решать вам, а мы просто расскажем вам о самых популярных «государственных» водочных брендах. Сразу оговоримся, что это вовсе не означает, что водка принадлежит Кремлю и государству. Просто вот производитель решил так громко назвать свою водку.
Эта водка стала ужасно популярна в последнее время. И оно неудивительно. Во-первых, есть в ней что-то такое, что взывает к истории, к корням нашим русским. Плюс это уникальный спиртной напиток, который можно отнести к особой категории водки.
Столичная водка: история, виды и интересные факты
Самая узнаваемая марка русской водки прославилась на родине и заграницей высоким качеством и противоречивой историей.
Сегодня спиртное с громким именем производит московский завод «Кристалл», а бренд «Столичная» формально принадлежит ФКП «Союзплодоимпорт». Но споры о правах владения на легендарный товарный знак не утихают по сей день.
История Столичной водки
Первую партию знаменитой водки выпустили в 1941-м (по другим данным – в 1944) на Ленинградском ЛВЗ, хотя торговая марка была зарегистрирована несколькими годами ранее.
Рецептуру напитка разработал специалист «Главликерводки» Виктор Григорьевич Свирида, взяв за основу качественно очищенный зерновой спирт. Технология сохранилась по сей день: для обработки сырья используют многоступенчатую фильтрацию через уголь и кварцевый песок, для смягчения вкуса добавляют немного сахара.
В военные годы производство «Столичной» было приостановлено и возобновилось только в начале 50-х. Выпускать ее стали не только на ленинградском заводе, но и в других регионах.
Доподлинно известно, что в 1954 году Столичная по результатам «слепого» тестирования обошла прославленный бренд «Smirnoff», тем самым начав триумфальное шествие по миру. Экспорт напитка за пределы СССР был организован предположительно в 60-е годы.
С 1971 года Столичную стали продавать в США. Право ее распространения было передано компании PepsiCo в обмен на обязательство построить завод газированных напитков в Новороссийске.
В Америке за «русской легендой» закрепилось сокращенное название Stoli. В это время у продукта появился и запоминающийся слоган: «Только водка из России — настоящая русская водка».
Для привлечения внимания была приукрашена и этикетка: она стала эффектнее, благодаря позолоте и ярким краскам.
70-е оказались триумфальными для Столичной: ежегодный объем производства достиг 20 млн литров. Но «золотой» век сменился упадком: к началу 90-х продукт был практически вытеснен с американского рынка брендами Smirnoff и Absolut.
Немалую роль в этом сыграла война в Афганистане и ситуация на Дальнем Востоке, вызвавшие протест среди зарубежных потребителей. Ситуация еще больше ухудшилась после аннулирования товарного знака в 1991 году: напиток стали выпускать повсеместно, что не могло не отразиться на качестве.
В конце XX века торговая марка была восстановлена, после чего неоднократно перепродана. Сегодня активно ведется работа по возвращении прав на бренд России и реабилитации пострадавшей репутации «Столичной». Тем не менее во многих странах марка «Столичная» выпускается европейской компанией SPI Group.
Виды водки Столичная
Водка премиум-категории «Столичная» отличается кристальной прозрачностью, тонким ароматом и отсутствием сторонних примесей, что делает ее идеальным ингредиентом коктейлей. Вкус: мягкий, бархатистый. Крепость: 40%.
Столичная
Классическая версия продукта, выпускаемая с 40-х годов.
Состав: зерновой спирт класса «Люкс», подготовленная вода, белый рафинированный сахар.
На счету напитка – более десятка престижных наград, 4 из которых относятся к советскому периоду. Объем: 0,5 л, 0,7 л, 0,75 л и 1 л.
Столичная Север
Новинка 2014 года. Помимо ингредиентов, входящих в традиционную версию, включает натуральный мёд светлых сортов.
Отличается приятным ароматом и мягким вкусом. Объем: 0,5 л и 0,75 л.
Столичная Кристалл
Особая линейка с черной этикеткой, выпускаемая по лицензии СПИ с 2018 года. Объем: 0,375 л, 0,5 л и 0,75 л.
Интересные факты
Дата основания «русской легенды»
Принято считать 1941 год, но существует как минимум 5 альтернативных вариантов, растянутых во времени на 15 лет (от 1938 до 1953).
100 International Top Spirits Brand
В начале 70-х Столичная (впервые среди русских водок) возглавила престижный мировой рейтинг.
Образцовая этикетка
В конце XX века Томас Хайн в книге «Всё об упаковке» присудил этикетке «Столичной» звание образцовой. Для своего времени она была поистине революционной: впервые на водочной бутылке, помимо надписи, появился рисунок.
На нем изобразили только-только открывшуюся гостиницу «Москва».
Примечательно, что из-за слабой развитости советской типографии мало кто из потребителей узнавал в сером здании «визитную карточку страны».
Считается, что автором изображения был более опытный иллюстратор Владимир Яковлев. Не исключено также, что над созданием этикетки работали оба художника.
Каждую бутылку в бумажку
В условиях поставки знаменитой водки было прописано требование заворачивать каждую бутылку в бумагу. Для этих целей использовалась специальная техника с производительностью 3 тыс. единиц в час.
Первоначально вместо Столичной в США планировали поставлять Московскую водку
Но оказалось, что в американском патентном ведомстве есть бренд с похожим названием – Moscow, выпускаемый неким господином Московицем, поэтому решение изменили в пользу более молодого продукта.
В рекламе водки принимали участие создатель «Playboy»
В нее попали: Хью Хефнер, актриса Джулия Стайлс, креативный директор Twitter Биз Стоун.
Ратафия – алкогольные напитки, получаемые путем настаивания спелых плодов и ягод на 90° спирте и прибавлением к настою сахара.
Столичная
«Столи́чная» — одна из всемирно известных и старейших на рынке марок русской водки.
Содержание
История марки
В 1938 году в СССР была зарегистрирована рецептура и торговый знак водки «Столичная». Выпускаться водка начала лишь через несколько лет, в 1941 году первая бутылка «Столичной» была выпущена в блокадном Ленинграде.
С 1971 года водка начала продаваться в США. Права на дистрибьюцию водки получила американская компания PepsiCo, в обмен на право строительства завода по производству газированных напитков в Новороссийске. В Америке получила устойчивое название Столи.
После акционирования предприятия ВВО «Союзплодоимпорт», который владел торговой маркой, в 1991 году, знаки переходят к ВАО «Союзплодоимпорт» на основании правопреемства.
В 1997 году бизнесмен Юрий Шефлер учредил ЗАО «Союзплодимпорт» и выкупил «Столичную» и другие знаки у ВАО «Союзплодоимпорт» за 300 тыс. долларов США.
Через два года, в 1999 году, ЗАО «Союзплодимпорт» продало марку «Столичная» голландской компании Spirit International, входящей в группу S.P.I., за 800 тыс. долларов США.
В следующем году, право на реализацию «Столичной» на территории США купила британская компания Allied Domecq.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в 2001 году признал передачу знаков от ВВО к ВАО недействительной, Роспатент перерегистрировал знаки на государство в лице Минсельхоза РФ. В 2002 году Минсельхоз учредил федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт», и распоряжением премьер-министра Михаила Касьянова права на использование марки «Столичная» перешли к созданному ФКП.
С 2002 года за рубежом постоянно идут судебные процессы по возвращению под контроль ФКП марки «Столичная» и ещё нескольких известных водочных брендов. [1]
Этикетка
Этикетка выполнена в красных и золотистых тонах на белом фоне. На этикетке изображена гостиница «Москва», которая была построена за три года до регистрации марки. Поверх изображения гостиницы, курсивом буквами латинского алфавита из нижнего левого в верхний правый угол, идёт надпись Stolichnaya vodka.
Часть I. Иcтория создания брэнда СТОЛИЧНАЯ (Stolichnaya)
Stolichnaya уверенно лидирует среди российских водок, поставляемых на экспорт. Прозванная любителями Stoli, эта водка заработала безупречную репутацию благодаря высокому качеству используемых в ней ингредиентов, оптимальному процессу очистки и тонкой фильтрации. После тщательной перегонки и последующей четырехкратной фильтрации, Stolichnaya приобретает свой мягкий бархатистый вкус, благодаря которому она и завоевала множество поклонников во всем мире. Эта водка, родившаяся и взращенная в Москве, стала частью исторического наследия России. Первая русская премиальная водка, которую начали продавать в США – Stolichnaya – стала и международным лидером.
Ситуация с годом создания водки «Столичная» не очевидна. В разных источниках встречалось шесть (!) дат создания водки «Столичная», растянутых в пятнадцатилетнем промежутке: 1938, 1941, 1944, 1948, 1951 и 1953 годы.
Сообщаемые же в разных источниках рецептура и технология «Столичной», по сути, одинаковы.
Для изготовления используется этиловый спирт из зернового сырья высшей очистки, подвергаемый длительной обработке активированным углем и специальной фильтрации. Для смягчения вкуса добавляется небольшое количество сахара (0,2 г на 100 мл). Автор рецептуры называется один — Виктор Григорьевич Свирида. Так, 1938 год называется в документе Палаты по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), составленном в 2005 году в результате исследований, проведенных для выяснения спора о принадлежности товарного знака (бренда) «Столичная Stolichnaya».
В документе Палаты по патентным спорам есть интересные утверждения: «Этикетка водки «Stolichnaya Столичная» была разработана в 1938 году, и с 1941–1942 водка «Stolichnaya Столичная» выпускалась на ликеро-водочных заводах СССР с единой этикеткой и под единым названием». «Самое раннее из содержащихся в архивах подтверждение о производстве водки «Stolichnaya Столичная» относится к 1948 году». Встречающиеся годы создания — 1941 и 1948 — явно имеют «корни», тянущиеся из этого документа. 1951 год в просмотренных источниках встречался лишь один раз 1953 год упомянут лишь на сайте завода «Кристалл», где об истории завода сказано следующее: «В 1953 году на заводе была создана знаменитая водка «Столичная». Ее автором был винокур экстра-класса В.Г. Свирида.
Казалось бы, официальный документ Палаты по патентным спорам, который называет годом создания 1938-й, исключает всякие споры в сроке появления водки «Столичная». Между тем в том документе есть нечто такое, что не позволяет безоговорочно принять 1938-й как год создания этого сейчас широко известного в мире алкогольного напитка. Да и вообще, наличие множества дат подталкивает к проведению «расследования», воспользовавшись общедоступными источниками. Создание «Столичной» в 1938 году противоречит распространенному мнению, что «Московская особая» старше «Столичной».
Достаточно странно, что продукт, созданный в 1938-м, начал изготавливаться на предприятиях ликеро-водочной отрасли только спустя 2,5–3 года. При этом отмечается, что имеются подтверждения производства лишь 1948 года. На чем тогда основана предыдущая информация? Из приведенных в документе ссылок лишь справка ВНИИ пищевой биотехнологии от 16 апреля 1991 года могла дать такие сведения.
Но вот что сообщали специалисты того же института (тогда он назывался НИИ спиртовой и ликеро-водочной промышленности) 34 года ранее. В советской стране перед всякой знаменательной датой было принято рапортовать о достижениях. Так, в № 7 за 1957 год журнала «Спиртовая промышленность» сотрудники НИИ В. Арефьев и Я. Фаерштерн, сообщая о победах отечественной ликеро-водочной промышленности за 40 лет советской власти, среди довоенных остижений называют только один сорт водки «Московская особая». Отмечая послевоенные успехи, статья сообщает о значительном увеличении ассортимента выпускаемой продукции и указывает, что среди «новых изделий, освоенных в эти годы, такие оригинальные высококачественные изделия, как «Столичная водка», «Украинская горилка»…».
Почему «Московская особая» заслужила отдельного абзаца, а «Столичная» — только упоминания в перечислении, пусть и на первом месте, догадаться не трудно. В то время «Московская» уже получила международное признание — золотую медаль на международной выставке в Берне в 1954 году, а аналогичную медаль, первую свою награду, «Столичная» получит только через год — в 1958-м. Вызывает сомнение начало освоения выпуска «Столичной» в 1941–1942 годах и по другой причине.
Выпуск новой водочной продукции, да еще «с единой этикеткой», начиная с июня 1941 года наверняка не мог быть животрепещущей проблемой для народного хозяйства. В упомянутой выше «юбилейной» статье говорится, что из-за острейшей нехватки бутылок в годы войны 90% водки разливалось в бочки. В такой таре доставлялась на фронт водка для «боевых 100 грамм». Причем чаще — спирт, который на месте разводился водой. (Кстати, разливать водку в бочки прекратили лишь в 1950 году.) А в сохранившиеся бутылки помещалась более актуальная на тот момент продукция — «коктейль Молотова», чем и были тогда преимущественно заняты разливочные линии оставшихся в тылу ликеро-водочных заводов.
1944 год вызывает некоторые сомнения из-за некоторых фраз, обычно сопровождающих эту дату: «в блокадном Ленинграде», «ленинградец В. Свирида».
Но блокада Ленинграда была окончательно снята 27 января 1944 года. А в 1945 году вышла книга В.Г. Свириды (Автоматические машины для мойки бутылок. — М.: Пищепромиздат, 1945), где под предисловием «от автора» стоит подпись «В.Г. Свирида, Москва, 1944 год». Так что сказать, что Свирида в 1944-м являлся ленинградцем, нельзя. Он был ведущим специалистом «Главликерводки» —главка пищевого Наркомата, курирующего производство водки. Но в 1940 и 1941 годах Виктор Григорьевич периодически наезжал в город на Неве.
Дело в том, что в феврале 41-го в экспериментальном механическом цехе Ленинградского ликеро-водочного завода силами местных инженеров и рабочих была закончена сборка одной из первых двух в СССР машин для мойки бутылок. И Свирида присутствовал там как представитель Главка. При написании книги Виктор Григорьевич, скорее всего, в 1944 году посещал город-герой. Свирида, несомненно, был выдающимся инженером, причем как инженером-механиком — об этом можно судить по ряду его работ об оборудовании, — так и инженером-технологом. Например, в уже упоминавшейся «юбилейной» статье 1957 года говорится: «наряду с ликеро-водочными изделиями на Ярославском спиртоводочном комбинате было освоено производство отечественного виски по схеме, предложенной В.Г. Свиридой».
Итак, В.Г. Свирида, несомненно, высококвалифицированный специалист и талантливый человек, мог создать рецептуру водки «Столичная». Знавшие его люди называли Свириду технологом от Бога. В 1944 году он находился в самом рассвете творческих сил, ему было 38 лет, да и наверняка он истосковался за годы войны по интересной работе.
На заводе «Кристалл» точно знают, какой должна быть русская водка
И в Ленинграде он в том году бывал. Но кто мог дать ему задание на разработку напитка? Городские или партийные власти города на Неве? Навряд ли: Свирида — представитель пусть и «водочного», но Центра, — местным властям не подчинялся. Такое задание Виктор Григорьевич мог получить от своего руководства. Однако зачем тогда создавать водку в Ленинграде, когда в Москве «под рукой» и завод, и НИИ? Ленинград, водку «Столичная», Виктора Свириду и 1944 год может связывать только одно. Задание было получено руководством Ленинградского завода, а оно, скорее, по дружбе обратилось за помощью к заехавшему к ним известному специалисту.
Кто создал этикетку?
С авторством рисунка, помещенного на этикетку «Столичной», дело обстоит также запутанно. Здесь называют двоих: Андрея Борисовича Иогансона и Владимира Михайловича Яковлева. Сообщения, связанные с авторством первого, обычно сопровождаются оговоркой: «рассказывают», «говорят», «вроде бы» и т.п. Единственным конкретным источником такой информации указывается только сын А.Б. Иогансона, скульптор и литератор Игорь Иогансон. Интересна и приписка, подчас сопутствующая сообщениям об авторстве Иогансона, — что он сделал рисунок этикетки за несколько минут, сидя за столиком кафе. Хотя это больше «по-парижски», однако вполне возможно. Здание гостиницы «Москва», а именно это творение архитектора А.В. Щусева изображено на этикетке «Столичной», в том ракурсе можно увидеть лишь с угла улицы Горького и проспекта Маркса (Тверской и Моховой соответственно — в настоящее время). А там располагалось популярное кафе при гостинице «Националь».
Авторство В.М. Яковлева никакими оговорками не сопровождается. Его, например, автором этикетки называет старейший сотрудник комбината «Союзпродоформление» художник Б.Н. Сенновский. Самое интересное, что авторами этикетки «Столичной» могли быть оба художника: и тот и другой много работали над плакатами, рекламирующими пищевую продукцию.
Теоретически этикетка «Столичной» могла появиться в 1938-м, строительство гостиницы «Москва» завершилось как раз в том году. Но тогда, пожалуй, версию с Иогансоном стоит отмести. Вряд ли могли поручить создание этикетки молодому художнику (родился в 1916 году), ничем себя еще не проявившему, разве что обладавшему известной фамилией. Отец Андрея — известнейший советский художник Борис Владимирович Иогансон. А вот Яковлев, будучи на восемь лет старше, мог создать этикетку и в 1938-м, и в послевоенные годы.
Важная находка
Первоначально этикетка при всей неброскости оформления выглядела эффектной. Изображение гостиницы, выполненное в серых тонах, позволяло разглядеть даже некоторые архитектурные элементы здания. Не менее эффектно на этикетке смотрелось название продукции. Надпись наискось, шрифтом, имитирующим написание «от руки», располагалась в две строки.
Характерная заглавная буква «С», перечеркиваемая линией, идущей вниз от верхней завитушки буквы, выполненной в виде спирали. Запоминающейся была и буква «я». Надпись выполнялась в серых тонах, темнее изображения здания, шрифт из-за обводки черной линией казался рельефным. Единственным украшением этикетки была очень узкая красная рамка, с наружной стороны которой шла примерно в четыре раза шире полоса того же цвета, что и шрифт.
Самая важная находка корреспондента PG на обнаруженном если не первом варианте этикетки, то на одном из первых, — это эмблема в левом верхнем углу. На ней горизонтальная надпись, перечеркивающая изображение бутылки: «Главликерводка», а по кругу: «Наркомпищепром СССР». Благодаря этому «открытию» суживается поиск. Дело в том, что 15 марта 1946 года Верховный Совет СССР принял постановление «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР».
И все наркоматы стали называться министерствами. Таким образом, этикетка «Столичной» была создана не позднее середины марта 1946 года. Даже с учетом того, что оба художника, по утверждениям, при необходимости могли работать очень быстро, требовалось определенное время на окончательное оформление и на согласование готового рисунка этикетки, по-этому получение задания на создание этикетки можно смело ограничить 1945 годом.
Конечно, бывает, что «телегу запрягают впереди лошади», но мало вероятности, что художник, кто бы им ни был, получил задание на этикетку раньше создания продукта. Поэтому можно утверждать, что водка «Столичная» и этикетка для бутылок с этим напитком были созданы не позднее 1945 года. И «Союзпродоформление», одним из достижений которого называют этикетку «Столичной», оказывается тут ни причем —его просто тогда еще не было (комбинат «Продоформление» основан в 1947 году и просуществовал до 1993-го; с середины 1960-х — художественно-оформительский комбинат «Союзпродоформление»). К сожалению, точных дат, связанных с историей «Столичной», в результате журналистского расследования выявить не удалось. Но оно позволило вполовину сократить тот срок, в течение которого могли быть созданы «Столичная» и этикетка для нее. Собственно, осталось две даты: 1938 и 1944 год. Вероятно, данный анализ поможет кому-то в установлении истины.
Виновата полиграфия
Упомянутый вариант этикетки без ущерба внешнему облику можно было получить лишь при наличии качественной печати. Однако большинство типографий в послевоенное время таких возможностей не имело. Поэтому при тиражировании этикетки по всей стране начали упрощать рисунок. Архитектурные элементы здания, хорошо различимые на первом варианте этикетки, были теперь только обозначены, да и то не все. Перепады оттенков серой краски, придававшие рисунку объем, нивелировались, узнаваемость здания исчезла. Хотя гостиница «Москва» и являлась одной из «визитных карточек» столицы, граждане страны, даже бывавшие в Москве, не всегда идентифицировали рисунок с сооружением на Манежной площади.
В 1966 году, согласно проведенному опросу, большинство считали, что изображено какое-то промышленное здание, чаще назывался элеватор, иногда подозревался корпус Московского ликеро-водочного завода. Позже «пострадал» и шрифт. Спираль в завитушке почти исчезла, а «хвост» буквы «я» укоротился. Шрифт вместо обводки стал сопровождаться «тенью», придававшей ему «рубленность». Между тем этикетка все равно запоминающаяся. К тому же это первая и долгое время единственная этикетка водки, где кроме надписи был рисунок. А изображения зданий на водочных этикетках не встречалось до начала 1990-х.
Даже «архитектурные излишества» на другой «крепкой» продукции появились позже, например характерный силуэт башен Риги на этикетке знаменитого бальзама. Одним словом, этикетка водки «Столичная» ярко выделялась в ряду аналогичной печатной продукции 1940–1960-х годов. Стоит отметить, что бутылка «Столичной» водки — единственный образец советских товаров, упомянутый в книге Томаса Хайна «Все об упаковке» как выдающийся пример оформления алкогольной продукции.
Экспорт
Есть мнение, что на самом деле экспорт этой водки начался не позднее 1956 года. В том же №7 за 1957 год журнала «Спиртовая промышленность» имеется тому косвенное подтверждение. В опубликованной заметке о создании в конце 1956 года рационализаторами Ленинградского ЛВЗ машины для завертывания бутылок с водкой в бумагу говорится, что «Столичная» должна быть завернута в бумагу по условиям поставки. Не стоит думать, что такое «условие поставки» затребовали советские торгующие организации, а вот зарубежные покупатели могли. Итак, в 1956 году водка «Столичная», по крайней мере, ленинградского производства, уже поставлялась на экспорт. И надо полагать, что не в мизерных количествах, если труд завертывания потребовалось возложить на «плечи» машины, заворачивавшей продукцию с производительностью 3000 бутылок в час.
«Ко»: Когда за рубеж была поставлена первая партия советской водки?
Юрий Жижин: В 1959 году, и это была водка «Московская». Сначала ее экспортом занимался «Продинторг». К середине 1960-х объемы поставок выросли настолько, что в рамках одного объединения всю внешнюю торговлю сельхозтоварами охватить уже было невозможно. В 1966-м Министерство внешней торговли разделило товаропотоки: «Продинторг» стал заниматься в основном сельхозтоварами животного происхождения, а недавно созданный «Союзплодоимпорт» – растительного: чай, кофе, какао-бобы, шампанское и, конечно, водка.
«Ко»: Водочные марки «Столичная» и «Московская» появились в СССР в 1930-х годах. Почему государство так поздно занялось экспортом водки?
Ю. Ж.: Конечно, отдельные партии поставлялись за границу и раньше, но спрос был невелик. Думаю, к концу 50-х интерес западных дилеров к нашей водке превысил некую критическую отметку, после которой в Минвнешторге и решили: всё, пора заниматься водкой всерьез.
«Ко»: Кому подчинялся «Союзплодоимпорт»?
Ю. Ж.: Заместителю министра внешней торговли. Отдельные вопросы по водке я докладывал в ЦК КПСС. В основном они касались отношений с США. За рубежом почти в каждом торгпредстве один или несколько работников обязательно представляли наши интересы.
«Ко»: Какие заводы производили водку?
Ю. Ж.: Основными поставщиками были московский завод «Кристалл», самарский (сейчас «Родник») и ленинградский («Ливиз») ликеро-водочные заводы.
«Ко»: Из каких средств осуществлялась реклама водки?
«Ко»: А вы предлагали такой ход?
Ю. Ж.: Не только предлагал. Мы организовали-таки в 1973 году фирму в ФРГ. Она называлась «Плодимекс». Эта компания осуществляла продажи во всей Европе.
«Ко»: Кто выступил ее учредителем?
Ю. Ж.: Первоначально «Союзплодоимпорт» владел 51% акций, остальные акции были у компании Simex – нашего дистрибутора в ФРГ. «Плодимекс» работал в Европе и подчинялся европейским экономическим законам. «Союзплодоимпорт» заключал с «Плодимексом» соглашения о поставках, причем в больших количествах и по достаточно высоким ценам. «Плодимекс» их выполнял, самостоятельно распоряжаясь выручкой. Вот он уже мог смело тратить ее на рекламу.
«Ко»: Кто подбирал дистрибуторов?
Ю. Ж.: В подборе участвовали и Минвнешторг, и «Союзплодоимпорт», но решающее слово было за нами. Многие дилеры сами обращались к нам.
«Ко»: А в случае с соцстранами?
Ю. Ж.: Мы сотрудничали с такими же экспортно-импортными конторами стран СЭВ. Правительства спускали конторам план и выделяли средства – переводные рубли и валюту. СССР, естественно, влиял на формирование планов по импорту дружественных государств. Водку они покупали у нас за рубли, и рублей всегда выделялось больше.
«Ко»: Чего было больше в работе с капиталистическими странами – политики или бизнеса?
«Ко»: США всегда были нашим крупнейшим потребителем?
Ю. Ж.: Естественно. Они даже повлияли на наш выбор экспортной марки. В 1959 году о том, чтобы экспортировать «Столичную», никто и не думал. Американским дилерам была представлена водка «Московская» – мы неплохо работали с ней в Европе. Но фирма Henri Wines, с которой мы вели переговоры о поставках, обнаружила регистрацию «Московской» в патентном ведомстве США. Оказывается, в Калифорнии жил некий господин Московиц, у которого был свой водочный бизнес. Он решил назвать водку своей фамилией, как это часто делают владельцы американских алкогольных производств. Но водка Moscowits звучит не здорово, и он сократил название до Moscow. Американские власти посчитали, что Moscow и Moskovskaya слишком похожие названия. У нас было два пути: либо выкупить права на марку, либо отказаться от поставок «Московской». Поскольку на тот момент ни одной бутылки в США «Союзплодоимпорт» еще не продал, рисковать мы не стали и решили вместо «Московской» продвигать «Столичную».
«Ко»: Почему вы затем стали работать с PepsiCo?
Ю. Ж.: PepsiCo вышла на нас сама. Перед компанией стояла задача начать торговлю своими безалкогольными напитками в СССР. Американцы в ту пору продавали свою колу везде, кроме нашей страны. Почти 270 млн человек, не охваченных дистрибуцией PepsiCo, – это было очень болезненно для их самолюбия. Советский рынок был для американской компании большим и вкусным пирогом.
«Ко»: А их до этого пирога не допускали?
Ю. Ж.: Нет. Тратить валюту на какую-то воду никто не стал бы – в то время это называлось «блажью». Но PepsiCo располагала мощными денежными и административными ресурсами. Компания была близка к руководству республиканской партии, ее тогдашний гендиректор Дональд Кэндалл дружил с Никсоном, а затем и с Рейганом, и он постоянно проталкивал свои интересы в СССР. В 1971 году был сформирован советско-американский торгово-экономический совет. В его заседаниях принимали участие первые лица государств и крупных американских компаний. На одном из таких заседаний Кэндалл и подошел к тогдашнему председателю правительства СССР Косыгину и сказал: «Давайте заключим сделку – Pepsi в обмен на водку». Так и договорились. Через несколько дней состоялись первые переговоры в Минвнешторге, на которых присутствовал и я, как представитель «Союзплодоимпорта». В соответствии с достигнутым соглашением PepsiCo поставила в СССР несколько заводов для розлива напитков, а также концентрат колы. В обмен на это ей шла водка. За часть водки американцы расплачивались валютой. Henri Wines продавала 50 тыс. дал в год, а через несколько лет после прихода PepsiCo продажи выросли до 1 млн дал.
«Ко»: На кого регистрировались марки за рубежом?
Ю. Ж.: До 1991 года «Столичная» была зарегистрирована на «Союзплодоимпорт» более чем в 50 странах. Поставки же шли в 90 стран.
«Ко»: Значит, в 40 странах «Союзплодоимпорт» не оформил свои права? Почему?
Ю. Ж.: Эта процедура стоит немалых денег. Каждый год правительство выделяло нам средства на юридическую поддержку марок, но их было недостаточно для регистрации во всех странах, куда мы поставляли «Столичную».
Как это будет по-русски
«Ко»: Вы пытались как-то отстаивать права на водку Smirnoff, которая до революции производилась в России? После 1917 года ее стали выпускать зарубежные компании.
Ю. Ж.: Этот вопрос мы начали плотно прорабатывать с 1959 года. Но силенок спорить со Smirnoff – водкой №1 на мировом рынке – у нас не было ни тогда, ни позже. Производители Smirnoff называли ее «настоящей русской водкой». В 1978 году наш филиал в ФРГ – «Плодимекс» подал в суд на Grand Metropolitan, которая владеет правами на водку Smirnoff.
«Ко»: Почему именно «Плодимекс»?
Ю. Ж.: У него было больше юридической и финансовой самостоятельности, чем у нас. Нам удалось тогда частично выиграть дело – Grand Metropolitan была вынуждена снять с этикетки ряд элементов оформления. Но не более того.
«Ко»: Скромные результаты.
Ю. Ж.: Большего добиться мы не могли. С правовой точки зрения работа американцев была выстроена очень грамотно.
«Ко»: А как обстояли дела с поляками? Ведь Польша, насколько известно, в 70-х годах претендовала на авторство в отношении слова «водка».
Ю. Ж.: Да, они доказывали, что водка была изобретена в Польше, а мы говорили, что в России, но до открытой схватки дело не доходило. С поляками мы вели себя довольно аккуратно. Водочный вопрос даже не обсуждался на координационном совете стран – членов СЭВ. Марки у нас были разные, объем экспорта сравнительно небольшой, и спорить из-за этого не имело смысла.
«Ко»: А почему бы нынешним властям не зарегистрировать на Российскую Федерацию слово «водка», как это сделали французы с коньяком? Вы будете выступать за это?
Ю. Ж.: Думаю, в этом нет смысла. У большинства населения земли водка и так ассоциируется с Россией. В США, например, многие уверены, что Smirnoff разливается у нас. Но доказывать приоритет на слово «водка» – все равно что пытаться утвердить свои права на вечный двигатель. Пустая трата сил и денег.
Этикетка на экспорт
При создании этикетки для заграницы отталкивались от уже существовавшей «внутренней» (упрощенного варианта), сохранив ее основные элементы. В первую очередь кириллицу в названии заменили на латиницу. И хотя шрифт остался практически прежним, от перечеркивания заглавной буквы отказались, иначе она напоминала бы знак доллара. Название продукта стали давать «золотом».
Кроме того, на этикетке появилась надпись, рекомендовавшая охладить продукт перед употреблением, а в ее левом верхнем углу разместилась эмблема «Продинторга» — внешнеторговой организации, поставлявшей до 1969 года напиток за рубеж. На бутылке появилась и кольеретка с надписью на английском языке, гласившей, что это настоящая русская водка. Как выглядела экспортная бутылка «Столичной» в первой половине — середине 1960-х годов, можно увидеть, например, на рекламном плакате «Продинторга» 1965 года.
Вообще, за исключением надписи на английском, присутствия «золота» и качества полиграфии экспортная этикетка от этикетки для внутреннего рынка отличалась немного. Когда в конце 1960-х разрабатывались этикетки для разных сортов водок и настоек, поставляемых за рубеж, то в целом дизайн внутрисоюзных этикеток сохранялся, и при этом добавлялись некоторые элементы, однотипные для всей водочной продукции в экспортном изготовлении. У «Столичной» это были две широкие красные полосы сверху и снизу. На верхней — надпись белым цветом STOLICHNAYA, на нижней — RUSSIAN VODKA.
К тому же появились изображения медалей — на тот момент их было две. (Две, полученные позже, на экспортную этикетку не выносились.) Внешний вид этикетки стал лучше не только в плане цветовой гаммы, но и размеров: большее соотношение высоты этикетки к ширине пошло лишь на пользу ее визуальному восприятию. Именно эта этикетка была зарегистрирована в качестве товарного знака в 1969 году. Тогда же у «Столичной», предназначенной для экспорта, появилась и контрэтикетка. Первоначально двусторонние изображения медалей располагались в два ряда, при этом они практически закрывали фронтон изображенной гостиницы, а приподнявшаяся из-за медалей надпись значительно скрывала главный фасад.
Здание стало еще менее узнаваемым. Вполне возможно, что именно по этой причине позднее изображения медалей стали размещаться в один ряд. Элементы экспортной этикетки появились на этикетках продукции для внутреннего рынка в середине 1970-х. Наименование продукции чаще писалось по-русски, а вот надписи на полосах встречались как на латинице, так и на кириллице. Правда, из-за ограниченных возможностей большинства типографий и, вероятно, экономии часто вместо «золота» использовались краски желтых и коричневых оттенков.
Продолжение истории водки Столичная в следующей статье: