Водитель без прав совершил дтп что грозит

Как не остаться без прав и денег, если попали в аварию

Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.

Вот несколько советов, которые позволят уехать после ДТП с минимальными потерями и не нажить дополнительных проблем.

Не договариваться

Бывает, едешь себе на работу, никого не трогаешь — и вдруг авария. Разумеется, хочется уехать с места происшествия поскорее, чтобы и на работу не опоздать, и других водителей не задерживать. Но делать этого не стоит, даже если второй участник ДТП предлагает договориться на месте и быстро разъехаться.

Если виноваты вы, а второй участник аварии предлагает просто заплатить ему за ущерб и мирно разойтись, не соглашайтесь. Вместо экономии на страховке вы рискуете лишиться прав и заплатить за ремонт обеих машин. Получивший ваши деньги водитель может подождать, пока вы уедете, а потом позвонит в ГИБДД и скажет, что вы якобы скрылись с места ДТП.

Когда виноваты не вы, а повреждения кажутся незначительными, уезжать, согласившись на несколько тысяч рублей компенсации прямо на месте, тоже не стоит. Не все поломки видны невооруженным глазом, и если позже обнаружится, что в аварии машина пострадала сильнее, чем вы предполагали, платить за ремонт придется из своего кармана.

Иногда получить компенсацию на месте все же бывает удобнее и выгоднее, например, когда у другого водителя нет полиса ОСАГО или он просроченный. Тогда страховая компания вам ничего не выплатит, а на суды с виновником уйдет уйма времени и денег. Но помните, что в такой ситуации вы принимаете на себя риск понести все дополнительные затраты на ремонт, которые могут возникнуть, если повреждения окажутся серьезнее, чем вы оценили, когда называли сумму компенсации на месте.

Если полис просрочен у вас, договориться тоже выгодно. Только не забудьте взять у второго участника аварии расписку о том, что он получил возмещение за ДТП, сумма его устраивает и претензий он к вам не имеет.

Составить европротокол

Ждать сотрудников ГИБДД на месте не обязательно, так как закон позволяет оформить документы и без инспектора. Так можно сделать, если совпали все эти условия:

Если у вас именно такая ситуация, то дальше всё просто: водители заполняют бланк извещения о ДТП, который обычно страховые компании прикладывают к полису ОСАГО, а потом каждый может спокойно ехать по своим делам. В течение пяти рабочих дней потерпевшая сторона отвозит бланк в свою страховую и получает компенсацию ущерба.

Но чтобы все прошло гладко, виновник аварии должен в пункте «Замечания» написать: «Свою вину в ДТП признаю, претензий не имею». Иначе страховая откажется принимать документы и не покроет убытки.

Закон об ОСАГО требует, чтобы в течение пяти рабочих дней после аварии виновник ДТП тоже привез в страховую свой экземпляр бланка извещения, иначе ему придется самому оплачивать ремонт потерпевшей стороне. На практике это часто бывает не нужно, но лучше позвонить в страховую и уточнить этот вопрос.

Фотографировать машины не обязательно, достаточно нарисовать в бланке извещения схему и подробно описать повреждения. Но на всякий случай сделать снимки все-таки стоит. Если вдруг возникнет спорная ситуация, фотографии помогут ее прояснить.

Вызывать сотрудников ГИБДД

В некоторых случаях без инспектора не обойтись, например, если в аварии пострадали три машины или кроме автомобилей сломался чей-то забор, вы поцарапали припаркованную машину, а хозяина рядом нет, или вы не можете определить, кто виновник ДТП.

Позвонить в ГИБДД можно по номеру 102, а можно обратиться в дежурную часть своего города, ее телефон указан на региональной версии сайта «Гибдд-рф». Чтобы инспектор приехал на место происшествия, сообщите дежурному точный адрес ДТП: улицу и номер дома, рядом с которым вы стоите, или номер километра на шоссе или загородной трассе.

Оформить место аварии по правилам дорожного движения

Как только авария произошла, водитель должен остановиться, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров в населенном пункте и 30 метров за его пределами.

Если аварию можно объехать, никакие предметы, имеющие к ней отношение, перемещать нельзя. Но иногда ДТП происходят на узкой дороге, и если машины останутся на месте, движение будет парализовано. В такой ситуации нужно освободить проезжую часть, предварительно сфотографировав всё, что имеет отношение к происшествию: положение транспортных средств по отношению друг к другу и дороге, знакам, разметке и светофорам, повреждения автомобилей и другие следы ДТП.

Если в аварии пострадали другие люди, а вы в порядке, то нужно оказать пострадавшим первую помощь. Если этого недостаточно, а отвезти пострадавших в больницу некому, водитель должен отвезти их к врачам самостоятельно, а потом вернуться на место происшествия. Такая ситуация не будет считаться оставлением места ДТП — и прав не лишат.

Источник

Штраф за езду без прав в 2021 году: управление автомобилем, ограничение прав, наказание

Езда без водительского удостоверения чревата последствиями, но их степень зависит от обстоятельств нарушения.

Садясь за руль, будьте готовы нести ответственность. Езда без водительского удостоверения чревата последствиями, но их степень зависит от обстоятельств нарушения. Потому следует рассмотреть каждый случай подробнее.

Водитель без прав совершил дтп что грозит. 900 7e782ef281034d3d48d919558ac834de d25131c20510246800ee1eebb55a41aa. Водитель без прав совершил дтп что грозит фото. Водитель без прав совершил дтп что грозит-900 7e782ef281034d3d48d919558ac834de d25131c20510246800ee1eebb55a41aa. картинка Водитель без прав совершил дтп что грозит. картинка 900 7e782ef281034d3d48d919558ac834de d25131c20510246800ee1eebb55a41aa. Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.

Езда без прав

Если вы передвигаетесь за рулем, не имея удостоверения, у вас могут возникнуть серьезные неприятности. Но следует разграничивать случаи, когда удостоверения нет в принципе (например, человек его просто не имеел или права были, но у них истек срок действия, а водитель не занимался их восстановлением) и оно есть, но по каким-то причинам не может быть предъявлено.

В первом случае следует опираться на действие ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, а во втором придется оплатить штраф. Наказание за езду без прав после их лишения может сопровождаться даже арестом на 15 суток.

Таблица санкций за езду без прав

НарушенияНаказания
При себе отсутствует документ500 руб. либо предупреждение
Удостоверение не получалосьДо пятнадцати тысяч рублей
Закончились сроки действия документовДо пятнадцати тысяч рублей
Вождение после лишения прав30 тысяч рублей либо задержание на 15 дней
Вождение нетрезвым после лишения удостоверения при аналогичном повторном нарушении300 тысяч рублей либо 2 года тюремного заключения
Аннулирование прав судебными приставамиОграничение вождения на дополнительный срок либо 50-часовые исправительные работы
Предоставление водительского места человеку без соответствующих прав30 тысяч рублей для владельца авто

Водитель без прав совершил дтп что грозит. 2. Водитель без прав совершил дтп что грозит фото. Водитель без прав совершил дтп что грозит-2. картинка Водитель без прав совершил дтп что грозит. картинка 2. Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.

Чем грозит езда без прав при их потере и что делать?

Водительские права – это важный документ, но их потеря не грозит владельцу разными мерами наказания. Другое дело, что рассматриваемые обстоятельства создают определенный уровень неудобства, поскольку водитель не сможет сесть за руль до тех пор, пока не разыщет пропажу или не восстановит документы.

Штраф за езду без прав в 2021 году: забыли документ дома?

Сотрудник полиции останавливает водителей, узнает, что у них нет удостоверения, и “пробивает” их по базе. После того, как полицейский получит результаты, указывает точный штраф. Для граждан, у которых документ есть, но они его забыли/потеряли, штрафные санкции одни, а для личностей, у которых документ отсутствует в принципе или просрочен, штрафы гораздо больше.

Интересно, что на каждом посту ГИБДД можно получить новый штраф, поскольку их количество не ограничивается. Потому, если вы знаете, что водительские права дома, лучше сразу же за ними вернуться.

Штраф за управление транспортным средством без водительского удостоверения: если водительские права просрочены

Штраф за езду без прав, если их действие приостановили

В этом деле снова фигурирует уже упомянутая статья 12.7 КоАП, но не все правильно понимают приостановку свидетельства. Это заключение сработает только после судебного разбирательства. Тогда действие документа замораживается или аннулируется. Суд может принять подобное решение из-за долгов водителя или его проблем со здоровьем. Если гражданин, который не может водить, сел за руль, его ожидает штраф за отсутствие водительского удостоверения до 15 тысяч рублей.

Езда без прав после лишения

Если человек совершил правонарушение, из-за которого его лишили столь важного для водителей документа, штраф за езду без прав на машине будет более суров, нежели в предыдущих случаях, поскольку здесь в силу вступает ч.2 ст. 12.7 КоАП РФ. Минимальное наказание – это 30 тысяч рублей. Также нарушителя могут привлечь к исправительным работам до 200 часов или задержать на 15 суток.

Столь жесткие методы вполне оправданы, поскольку подразумевается, что лишение не происходит просто так, а выступает одной из крайних мер при злостном несоблюдении правил. Дальше нарушителю могут грозить только уголовные наказания.

Штраф за управление ТС без водительского удостоверения по инициативе фактического владельца

Это особый случай, поскольку оннезаконный, даже если авто не ваше. Если водитель передал вождение другому человеку, а у него нет соответствующих документов, наказаны будут оба. Тот, кто вел транспорт, будет наказан по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, а передавший транспорт в руки непрофессионала будет отвечать по ч.2 той же статьи.

Штраф для несовершеннолетних за езду без прав

Несовершеннолетние не могут быть полноценными водителями, но следует разделить нарушителей на две категории. Лица, которым нет 18, но уже исполнилось 16 лет, могут нести административную ответственность вплоть до максимального штрафа. Причем эти лица могут водить только транспорт категории «А» (скутеры, мопеды). Другая категория – малолетние нарушители, которым нет 16 лет. Возраст не избавляет их от ответственности, только её будут нести родители.

Водитель без прав совершил дтп что грозит. news.bfd17ee4a5d63eff. Водитель без прав совершил дтп что грозит фото. Водитель без прав совершил дтп что грозит-news.bfd17ee4a5d63eff. картинка Водитель без прав совершил дтп что грозит. картинка news.bfd17ee4a5d63eff. Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.

Повторное нарушение

Оспаривание штрафов за управление автомобилем без водительского удостоверения

Забыл права? Это не оправдание, чтобы не нести наказание. Но, все же небольшой шанс оправдать себя есть, если получится доказать, что вы действовали под давлением угрозы жизни или здоровья. Также без штрафа за езду без прав можно обойтись, если сослаться на катастрофу, аварию и т.п. Главное, действовать поэтапно:

Отправьте в ГИБДД. Это можно сделать быстро, используя онлайн-сервис или почту.

Подождите, пока придет ответ. На это выделяется 10 дней.

При поступлении отказа, обращайтесь в судебную инстанцию.

Источник

Что делать, если попал в ДТП без прав? Размер штрафа и последствия

Водитель без прав совершил дтп что грозит. popal v dtp bez prav 1. Водитель без прав совершил дтп что грозит фото. Водитель без прав совершил дтп что грозит-popal v dtp bez prav 1. картинка Водитель без прав совершил дтп что грозит. картинка popal v dtp bez prav 1. Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.Управление автомобилем при отсутствии водительских прав – серьезное нарушение ПДД. Такого человека ожидает штраф в размере до 30 тысяч рублей, административный арест или обязательные общественные работы. Если он попал в ДТП без прав, что привело к пострадавшим, или перед вождением выпил, то наказание ужесточается. Однако отсутствие у водителя прав не означает, что он по умолчанию виноват в аварии. Рассмотрим, какое наказание грозит при ДТП водителю без прав и что необходимо делать при аварии.

Что будет, если попасть в ДТП без прав

Если автомобилист стал причиной ДТП при управлении собственным авто, не имея при себе водительского удостоверения, то наказание будет одним из следующих:

Если человек попал в ДТП на чужой машине, в принципе не имея водительских прав и страховки, то ситуация усложняется. Но если человек без прав утверждает, что «виноват не я», и это было подтверждено доказательствами (например, записью с видеорегистратора или городских камер, свидетельскими показаниями), то ему потребуется заплатить только штраф.

Какой штраф определят, зависит от виновного:

Страховая выплачивает компенсацию людям, пострадавшим в ДТП. Ущерб, который был причинен источником повышенной опасности, покрывает собственник авто. При этом после перечисления средств страховая вправе взыскать с виновника всю перечисленную помощь. Виновному лицу придется выплачивать как материальный ущерб, так и моральный вред пострадавшим.

Человеку, который был за рулем чужого авто без прав, придется из собственных сбережений оплатить ремонт всех машин, которые пострадали в ходе ДТП. Собственнику автомобиля потребуется оплатить стоимость услуг эвакуатора, штрафстоянку. При этом часть суммы владелец авто сможет взыскать с виновника аварии – для этого ему потребуется обратиться в суд с документами, подтверждающими указанные в иске обстоятельства.

Если пострадавший в аварии заметил, что после ДТП виноватый в аварии водитель поменялся местами с пассажиром, то ему необходимо подготовить доказательства. В качестве последних подойдут устные показания, запись с видеорегистратора или камеры телефона, показания оказавшихся поблизости людей.

Наказание для виновного может быть ужесточено вследствие выявления отягчающих факторов:

Что делать, если попал в ДТП без прав

Необходимо оставаться на месте ДТП, пытаясь подготовить доказательства своей невиновности. Прибывшие сотрудники ГИБДД составят протокол, установят виновника аварии. Если же виновный попал в ДТП и скрылся, то наказание для него ужесточается.

Виновнику необходимо проинформировать сотрудников ГИБДД об отсутствии у него водительских прав и предоставить другой документ, удостоверяющий личность. Далее специалисты проверят сведения по внутренней базе и получат информацию, касающуюся водительских прав, количества нарушений ПДД в прошлом и т. д.

Затем порядок действий будет следующим:

Виновнику рекомендуется воспользоваться услугами автоюриста, поскольку он рискует лишиться водительского удостоверения на неограниченный срок.

Если пострадавший в результате ДТП заметил, что сотрудник ГИБДД не указывает в протоколе факт отсутствия у виновника водительских прав, то ему необходимо напомнить уполномоченному лицу об этих обстоятельствах. При игнорировании запроса пострадавшему необходимо подать жалобу на сотрудника по горячей линии МВД ГИБДД.

Дополнительно потребуется составить схему ДТП и отдать ее на проверку и подпись сотрудникам ГИБДД. При отказе одного из участников ДТП подписывать схему следует пригласить двух понятых, получить у них личную информацию (паспортные данные, ФИО и место проживания). Понятые знакомятся со схемой ДТП и подписывают ее, после чего подпись ставят сотрудники ГИБДД и составитель схемы.

Также необходимо получить информацию о виновном лице – где он живет или зарегистрирован, его контакты (телефон, e-mail).

Судебная практика

На текущий момент практика по подобным делам недостаточна, однако есть случаи, когда наказание смягчалось. Так, если виновник аварии докажет, что водитель без прав спровоцировал ДТП, то ответственность будет смягчена.

В то же время случаев ужесточения наказания немало. Например, в июне 2020 года в Неманском районе сотрудники полиции раскрыли угон автомобиля, принадлежавшего 36-летней жительницы поселка. Виновным оказался 32-летний местный житель. Уполномоченные лица выяснили, что виновный и собственница авто вместе распивали алкоголь, после чего мужчина украл ключи от авто, угнал машину со двора, но не справился с управлением и вылетел в кювет.

В результате того, что у мужчины никогда не было водительских прав, он находился в состоянии алкогольного опьянения и ранее уже привлекался к ответственности за вождение в пьяном виде, сотрудники полиции возбудили уголовное дело и установили наказание в виде тюремного заключения до 5 лет.

Источник

Уголовная ответственность в сфере дорожно транспортного движения: все про ДТП (практика и тонкости)

При прочтении статьи мы разберемся в том, в каком случае лицо подлежит уголовной ответственности за ДТП, какое грозит наказание за преступления в сфере дорожного движения. Остановимся на спорных вопросов относительно наличия или отсутствия вины у водители. Разберем такие термины как техническая возможность избежать ДТП и момент возникновения опасности для водителя. Поговорим про обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и про процедуру расследования уголовных дел, связанных с ДТП. Также, мы узнаем, как действует презумпция невиновности и можно ли в таких делах решить вопрос с помощью денег.

Уголовная ответственность за нарушение в сфере дорожно транспортного движения предусмотрена статьей 264 УК РФ.

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кроме этого, диспозиция статьи четко указывает, что для привлечения лица к уголовной ответственности последствия такие должны возникнуть вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Таким образом, если мы никогда не будем нарушать правила дорожного движения и правила эксплуатации транспортных средств, то никогда и не будем привлечены к уголовной ответственности. Однако, в рамках уголовного права те же самые правила дорожного движения приобретают иногда совсем иное, более глубокое значение.

Давайте разбираться на примерах, общее правило относительно скорости, с которой разрешается движения транспортных средств в населенных пунктах — 60 км/час. Данное правило указано в п. 10.2 ПДД. Однако, все знают, по городу можно ездить со скоростью 79 км/ч и не волноваться ни о камерах, ни о сотрудниках полиции, потому что наказание за нарушение скоростного режима от 0 до 20 км/ч отсутствует. Здесь стоит отметить, что для уголовного права неважно, насколько вы превысили скорость, это в любом случае нарушение ПДД. Таким образом, все лица, превышающие разрешенную скорость и не важно насколько, будут признаны виновниками в случае ДТП.

Переходим к самому популярному пункту ПДД, нарушение которого происходит чаще всего и соответственно при наличии названных последствий влечет уголовную ответственность. Это п. 10.1 ПДД. Он разделен на две части и первая из них гласит: водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Таким образом, если после произошедшего ДТП, вы даете объяснения относительно того, что при разрешенной скорости в 60 км/ч в условиях тумана и покрытого льдом дорожного покрытия, вы ехали по неосвещенной дороге в темное время суток со скоростью 60 км в час и по неосторожности совершили наезд на пешехода, который внезапно появился из тумана и попал под колеса, вследствие чего ему был причинен тяжкий вред здоровью, то вы несомненно будете привлечены к уголовной ответственности именно из-за того, что в ваших действиях будет нарушение п. 10.1 ПДД.

Вторая часть п. 10.1 ПДД (как раз та, самая популярная и самая интересная с точки зрения толкования) звучит таким образом: при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Проблема этого пункта ПДД состоит в его неопределенности для водителя — обывателя. Дело в том, что формулировка данного пункта правил сразу же порождает огромное количество вопросов, ответов на которые в правилах дорожного движения нет. И в свое время это было огромной проблемой для правоприменителя, потому что разъяснений никаких не было и появились они только через 12 лет после принятия уголовного кодекса РФ.

Давайте еще раз этот пункт огласим: При возникновении опасности для движения (вопрос: как понять, что это именно опасность для движения) (вопрос: как непосредственно определяется тот момент, когда эта опасность возникает), которую водитель в состоянии обнаружить (вопрос: которую он обнаружил или которую должен был обнаружить), он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства (так какие конкретно меры — снижение скорости или экстренное торможение).

Здесь нам на помощь приходит Постановление Пленума Верховного Суда о судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения, то есть это как раз те разъяснения, который в 2008 году дал один из самых главных судов государства по возникшим вопросам в этой сфере. В пунктах 6 и 7 этого постановления указано следующее: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Таким образом, в сфере уголовного права пункт правил дорожного движения, который гласит, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства действует следующим образом:

Отдельно стоит сказать о том, что между нарушением ПДД и ДТП должна быть причинная связь. То есть нельзя привлечь лицо к уголовной ответственности на основании того, что при наезде на пешехода он нарушил ПДД исключительно в части того, что человек на заднем сиденье не был пристегнут.

Теперь о том, как конкретно рассчитывается техническая возможность избежать ДТП. Сначала необходимо определить остановочный путь автомобиля в случае применения экстренного торможения. Это зависит от скорости автомобиля, времени реакции водителя (скорость реакции водителя является табличным значением и составляет от 0,6 секунд до 1,4 в зависимости от дорожной ситуации), от времени запаздывания тормозного привода (обычно составляет 0,1 секунду), от времени замедления автомобиля, от нарастания замедления, которое также зависит от коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием. После того, как мы определили остановочный путь автомобиля, необходимо определить расстояние от автомобиля до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение (то есть в момент возникновения опасности для движения). Это расстояние зависит от скорости пешехода до места наезда (табличные значения, которые зависят от возраста, пола пешехода и времени года), от расстояния, которое преодолел пешеход до места наезда, от скорости автомобиля, от пути автомобиля в заторможенном состоянии после наезда.

Все это рассчитывает эксперт, исходя из тех данных, которые ему о ДТП передает следователь. После этого сравнивается между собой две величины, которые мы посчитали, то есть остановочный путь автомобиля и расстояние от автомобиля до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение. Если остановочный путь автомобиля меньше этого расстояния, то считается, что техническая возможность избежать ДТП есть. Если остановочный путь больше расстояния до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение, то считается, что техническая возможность избежать ДТП отсутствует. И как мы уже сказали ранее, если водитель не располагал технической возможностью избежать ДТП, то п. 10.1 ПДД не нарушен, что при отсутствии других нарушений ПДД является основанием освобождения водителя от уголовной ответственности.

Исходя из этого, можно сделать интересный вывод о том, что чем больше скорость автомобиля, тем больше его остановочный путь и соответственно больше шансов на то, что водитель не располагал технической возможностью остановиться. Помните, в начале я говорил о том, что изменение показаний для избежания от уголовной ответственности или ее уменьшения в сфере ДТП приводит к тому, что человек еще больше ухудшает свое положение. Это связано как раз с тем, что лица, попавшие в ДТП намеренно говорят, что скорость, с которой они ехали была меньше реальной, что в итоге приводит к уменьшению остановочного пути автомобиля и соответственно увеличивают вероятность того, что эксперт установит, что водитель обладал технической возможностью избежать ДТП.

Переходим, пожалуй, от самого сложного к самому интересному, а именно к тому, как определяется момент, когда у водителя возникает опасность для движения. Как мы выяснили ранее, исходя из разъяснений Верховного Суда момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Таким образом, необходимо уяснить, что следователю и суду все равно, когда вы увидели человека на проезжей части, который представляет опасность для движения. Следователю и суду важно, когда вы должны были увидеть такого человека при необходимой внимательности. Кроме этого, подразумевается, что внимательность должна быть добросовестной. Здесь подразумевается например то, что если у вас плохое зрение, вследствие которого вы сразу не смогли обнаружить опасность, то опасность будет считаться возникшей в тот момент, когда вы ее обнаружили бы, если бы носили очки, соответствующие вашему зрению.

В законе нет четкого алгоритма, как определять момент, с которого возникла опасность, более того, даже профессиональная литература об этом говорит не так много, все отдается на усмотрение следователя, (что кстати критикуется), однако сформировалась определенная устойчивая практика. Например, опасность для движения возникает с момента выхода пешехода на проезжую часть. При таких обстоятельствах водитель должен предпринять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. На дорогах, разделенных трамвайным полотном или разделительной линией опасность возникает с момента начала движения пешехода от середины проезжей части. Более интересными представляются другие случаи.

Так, например, водители для избежания уголовной ответственности начинают заниматься тем, что дискредитируют пешехода, наезд на которого совершили. Часто на практике встречаются случаи, когда водители в объяснениях следователю указывают на то, что пешеход был пьяный, шел по тротуару, шатался, а потом неожиданно выскочил на дорогу и упал под колеса. Дело в том, что для водителя опасность возникает с того момента, как только он увидел пьяного пешехода и независимо от того, где такой пешеход находился. Более того, на момент возникновения опасности не влияет, на самом деле пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения или нет. Учитывается именно субъективное отношение водителя к дорожной ситуации. Здесь есть юридический каламбур, когда следователи, выполняя свою обвинительную функцию, любят в таких ситуациях подыгрывать водителю, глубоко вздыхают и возмущаются вместе с ним: “Что, прямо пьяный, да еще вдрызг? Ну, дела!”.

Есть еще один пример, где лица, давая недостоверные показания, ухудшают собственное положение. Такой пример реален и связан со случаем ДТП на воде. Защитник обвиняемого — водителя катера — пошел по пути того, что женщина, которая потом попала под лопасти катера, очень плохо плавала. Адвокат потерпевшей стороны недобросовестным способом нашел людей, которые начали давать показания, что погибшая женщина просто отлично плавала, настолько хорошо, что даже ныряла. Защитник ухватился за этот факт и смог доказать в суде, что девушка нырнула перед тем как катер вышел из-за угла, а когда катер повернул и был в непосредственной близости от потерпевшей — вынырнула. При таких обстоятельствах, водитель катера не располагал технической возможностью избежать ДТП, так как опасность для него возникла только с того момента, когда женщина вынырнула из под воды и он ее смог обнаружить.

Если вернуться к случаям, когда опасность для движения возникает еще до того, как пешеход появился на проезжей части, то в научной литературе указывается, что опасная обстановка возникает в случае, если водитель видит детей школьного возраста, увлеченных подвижными играми, которые могут оказаться в опасной зоне, или малолетних детей (дошкольного возраста) без присмотра взрослых.

Показания: Я точно уверен, что сначала я увидел только одного мальчика, на вид примерно 5-7 лет. В тот момент, когда я увидел выходящего из-за грузового автомобиля мальчика, расстояние до мальчика было примерно, как мне кажется 50-60 метров, поэтому я прекратил набор скорости. Спустя примерно 1-2 секунды после того как мальчик остановился, чтобы пропустить мой автомобиль, из-за того же малотоннажного грузового автомобиля, возле которого находился мальчик, появился мужчина, который остановился рядом с мальчиком, справа от него. Затем, спустя примерно 1-2 секунды, мужчина внезапно для меня начал переходить проезжую часть в темпе быстрого шага. В этот момент расстояние от моего автомобиля до мужчины было примерно 8-10 метров. Я, увидев, что мужчина начал пересекать проезжую часть, постарался увести автомобиль максимально влево и применил экстренное торможение. В какой-то момент мой автомобиль правой передней частью наехал на данного мужчину

Следователь определил, что опасность возникла с момента, когда мужчина вышел из-за грузовика. Эксперт принял от следователя эти данные и путем расчетов определил, что технической возможностью избежать наезда водитель не обладал, вследствие чего следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Мы это постановление обжаловали и в самой жалобе указали 2 момента:

На примере этого случая можно также понять, почему критикуется положение о том, что момент возникновения опасности определяется следователем, а не экспертом. Следователь, определяя момент возникновения опасности для водителя использовал следующие показания водителя: спустя примерно 1-2 секунды после того как мальчик остановился, чтобы пропустить мой автомобиль, из-за того же малотоннажного грузового автомобиля, возле которого находился мальчик, появился мужчина.

Следователь, недолго думая, считает ширину грузового автомобиля, которая составляет 2,5 метра и ставит эксперту исходные данные о том, что опасность для водителя возникла с момента преодоления пешеходом 2,5 метра от края проезжей части. Что естественно неверно, потому что учитывая угол обзора водителя, последний должен был увидеть пешехода еще до того, как он преодолел расстояние равное ширине грузовика. Таким образом, следователь обладает всей информацией по делу, но из-за недостатка специальных технических познаний часто ошибается в определении момента, когда такая опасность возникла. Эксперт же, обладая более широкими познаниями, нежели чем следователь, не обладает всей необходимой информации по делу и получает ее только от следователя, который не всегда беспристрастен. В научном сообществе ведутся разговоры о том, чтобы наделить эксперта автотехника большими полномочиями.

Рассматривая вопрос о презумпции невиновности, можно привести пример ДТП в виде наезда на пешехода, при котором не было ни камер видеофиксации, ни свидетелей. При таких условиях часто возникает спор относительно того, где был совершен наезд. Пешеход, к примеру, утверждает, что наезд был совершен на пешеходном переходе, сам он переходил дорогу в темпе спокойного шага, а автомобиль двигался со скоростью 70 км/ч. Водитель утверждает, что наезд был совершен вне зоны пешеходного перехода, сам он двигался со скоростью 60 км/ч, а пешеход двигался в темпе быстрого бега. В таких случаях, если автотехническая экспертиза не сможет разрешить возникшие противоречия, то преимущество отдается показаниям водителя. Это связано с положением ч. 3 ст. 14 УПК РФ, которое гласит, что все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены толкуются в пользу обвиняемого.

Часто встречаются разговоры о том, что в сфере ДТП все коррумпированные и все вопросы можно решить за деньги. С полной уверенностью могу заявить, что это не больше, чем миф, который основан на неправильном восприятии ситуации из-за незнания закона. Дело в том, что закон, а именно ст. 76 УПК РФ, допускает примирение сторон. Статья звучит таким образом: лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Все преступления, отнесенные к категории неосторожных преступлений по своей тяжести не могут превысить среднюю. К вреду, причиненному потерпевшему относится как имущественный ущерб, так и моральный вред, при этом моральный вред потерпевший может определять для себя сам, самостоятельно оцениваю цену своих страданий. Таким образом, если участники ДТП достигли примирения, а причиненный вред заглажен обвиняемым, то по заявлению потерпевшего уголовное дело может быть прекращено, а обвиняемый освобожден от уголовной ответственности. В подобных случаях, главное не давать никаких денег без расписки. В расписке должно быть указано то, что причиненный потерпевшему вред заглажен, претензий к водителю никаких не имеет.

Последнее, о чем хотелось бы рассказать в рамках этой темы — это то, почему по такой категории дел необходимо нанимать адвоката, специализирующегося по делам в сфере ДТП.

Автор: адвокат АБ «Антонов и партнеры» Лебедев З.С.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *