Водитель 1 не найден в базе данных рса что это значит
ОСАГО нет в базе: что делать
🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
Действующее законодательство РФ обязывает каждого водителя иметь при себе действительный полис ОСАГО. Без «автогражданки» эксплуатация транспортных средств запрещена. Нарушение этого требование является основанием для привлечения к административной ответственности и штрафа. Несмотря на то, что стоимость обязательной страховки не слишком высока, находятся «умельцы», которые их подделывают. У купившего такой полис водителя возникнут серьезные проблемы в случае попадания в аварию, поэтому большинство из них стараются проверять ОСАГО. Сделать это можно несколькими способами. Одним из самых надежных является сайт Российского союза автостраховщиков. Воспользовавшись порталом, собственник машины может найти интересующую его информацию. Но, к сожалению, она там находится не всегда, поэтому сегодня мы поговорим с Вами о том, что делать, если ОСАГО нет в базе.
База РСА: общая информация о портале
Для начала давайте разберемся, что представляет собой база данных РСА. Данную информационную систему разработали для объединения данных обо всех собственниках транспортных средств (включая ведомости об авариях, которые с ними случились на протяжении минувших 2-х лет). Начало работы датировано 2013 годом. Сайт содержит такие интересные и полезные для автовладельцев разделы:
Тем, кому необходимо найти какие-либо бланки, связанные с оформлением и получением страховки, могут их также скачать на портале.
В соответствии и установленными Федеральным законом от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ страховые компании вносят в базу данных информацию обо всех заключенных договорах «автогражданки». Делают это они в течение суток, после покупки полиса (при оформлении электронной страховки этот срок составляет 3 дня).
Для чего используют базу данных Российского союза страховщиков
Мы всегда рекомендуем собственникам авто заглянуть в базу данных перед оформлением ОСАГО. Такие действия нужно также предпринять, если «автогражданка» была куплена:
На портале можно самостоятельно определить стоимость «автогражданки» с учетом скидки за безаварийный водительский стаж. Примечательно, что воспользоваться сайтом можно в любое удобное время и совершенно бесплатно.
Пользователям также предоставляется возможность провести проверку страховки по нескольким параметрам:
Базой РСА пользуются не только частные лица, но и представители ГИБДД, страховых компаний.
Проверка страховки: возможные варианты
Чтобы проверить полис ОСАГО автовладелец может воспользоваться специальным ресурсом – автоматизированной информационной системой (АИС) РСА. Для этого используют такие данные:
Портал предоставляет возможность получить информацию об обычных бумажных и электронных страховых полисах. Пользователю необходимо только внести данные в соответствующие поля. Номер и серия полиса помогут выявить фальшивку или похищенный бланк.
Электронные полиса «автогражданки» (Е-полиса или Е-ОСАГО) появились в нашей жизни сравнительно недавно. После заключения соответствующего договора страховая компания E-mail клиента документ с индивидуальным номером в pdf-формате. Водитель распечатывает его на обычном листе А4 и возит с собой как обычную страховку.
Зная VIN-код, номер кузова авто или регистрационные номерные знаки можно узнать статус полиса. Так выявляются просроченные или утерянные бланки. Кроме этого запрос позволяет выяснить:
Если Вы проверяете ОСАГО с ограничением, АИС РСА поможет выяснить, вписан ли конкретный водитель в полис или нет.
Соответственно, зная реквизиты страховки можно узнать данные авто.
Как провести проверку
Чтобы выполнить проверку нужно зайти на сайт Российского союза автостраховщиков. В строку поисковой системы вносим:
В центре главной страницы расположен блок «Проверка полисов ОСАГО», куда нам надо и зайти:
Открывается специальная форма, в которой указывается номер и серия бланка:
Далее необходимо подтвердить, что пользователь не является роботом и нажать клавишу «Поиск»:
Программа обработает данные и выдаст результат.
Зная номер кузова, VIN-код или государственные регистрационные знаки авто можно получить детальную информацию о страховке (реквизиты, количество вписанных людей, статус). Для этого заполняется такая форма:
После внесения информации, как обычно, пользователь подтверждает, что он не робот и нажимает кнопку «Пуск».
Проверка по этим параметрам обычно используется при покупке автомобиля.
Возможные статусы полиса
Как мы ранее говорили, после введения данных информационная система выдает информацию о статусе полиса «автогражданки». Каким он может быть? Вариантов существует несколько. Волноваться не стоит, если в результате проверки Вы увидите:
Беспокойство должен вызвать статус полиса «Напечатан производителем». Он означает, что сам бланк действителен, но еще не был передан страховщику. Соответственно продать такую «автогражданку» СК не могла.
Ну и самыми неприятными результатами проверки окажутся статусы «Потерял силу» и «Утерян». В этом случае страховка однозначно недействительна. Если она окажется у виновника аварии, то получить по ней выплату не получится. У использующего такой полис ОСАГО водителя возникнут сложности с сотрудниками ГИБДД. Его привлекут к административной ответственности за использование транспортного средства без «автогражданки» и оштрафуют.
Что делать, если страховки нет в базе
Мы уже говорили о том, что после заключения договора обязательного страхования СК обязана в течение суток (трех при продаже электронного полиса) внести информацию об «автогражданке» в базу данных РСА. Что делать, если информации об ОСАГО там не окажется? Прежде всего, не паниковать. Если с момента подписания соглашения прошло немного времени, страховщик мог просто не успеть внести данные.
Узнав, что Вы стали жертвой аферистов, следует немедленно действовать. Шансы вернуть деньги небольшие, но есть. Первым делом нужно обратиться в полицию и написать заявление. К нему прикладывают поддельную страховку и документы, подтверждающие внесение оплаты. В обращении нужно детально описать приобретение фальшивого полиса, так как любые мелочи могут оказать помощь в поиске злоумышленников.
Не всегда отсутствие в базе данных информации об «автогражданке» является результатом чьих-то противоправных действий. Такое может случиться, если:
Обнаружив отсутствие информации о полисе в системе можно также написать заявление в РСА.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Как я оформил ОСАГО онлайн при ошибке в базе РСА
В декабре прошлого года заканчивался мой полис ОСАГО. Я как обычно обратился к своему знакомому страховому агенту Росгосстрах, но она не смогла продлить мне полис, т.к. я похоже попал в черный список. По неизвестным причинам Росгосстрах заносит в черный список некоторых водителей, которым потом невозможно оформить ОСАГО в этой компании (у меня не было судов с Росгосстрахом и сильных ДТП по моей вине). До этого РГС не пропускал мою машину, теперь и я попал в черный список.
Решил оформить полис онлайн. Автомобиль зарегистрирован на жену, но водителем вписан только один я.
Возможно данный пост кому-то поможет оформить онлай-полис при несоответствии данных в базе РСА.
1) Я взял в руки старый полис РГС, зашел/зарегистрировался в личном кабинете на сайте страховой компании, где далее вручную добавил полис ОСАГО, т.к. автоматически туда он не подгрузился.
2) Далее выбрал продление страхового полиса, где увидел всю информацию которая хранится в базе компании. Оказалось, что и у жены и у меня указаны адреса без номера квартиры, только номер дома. У меня стояла старая прописка. У жены была в ошибка в одной букве в имени. Где и когда сделали ошибки уже не узнаешь. Возможно ошиблись когда я оформлял свой первый полис у другого страхового агента, в те времена полисы могли оформляться от руки на бланке, и делала она это практически на коленке.
3) Зашел на сайт другой страховой компании (в моем случае Согласие), где вбил данные полностью соответствующие тем, что были в личном кабинете РГС.
4) Вуаля, проверки в РСА пройдены успешно, полис оформлен и оплачен. Profit
5) Осталось сходить ножками в страховую компанию и изменить данные.
— проверяйте свои данные которые вносятся в страховой полис;
— если поменяли какие-либо данные (паспорт, фамилию, имя, адрес) то обязательно вносите изменения в действующий полис, а не после того как он закончился. Таким образом в базе РСА всегда будут актуальные данные.
UPD. Не рекомендую использовать этот способ если ошибки в данных влияют на стоимость полиса (например другой населенный пункт или ФИО). Могут быть проблемы при ДТП.
В моем случае ошибки не влияют на стоимость полиса
Ошибка может быть сделана намеренно, чтобы взять по полному тарифу, а потом восстановят КБМ за отдельную плату. Сам восстанавливал КБМ через сайт РСА, ничего трудного.
А с некорректными данными в полисе потом не возникает приключений со страховой при попытке получить выплаты по ОСАГО?
А еще бывает ошибка с адресом, в ФИАС давно появились «литера А» у многих домов, которые их не имели.
Добавление этой детали позволило оформить мне полис 🙂
я так права в полисе менял. на новые права при он-лайн покупке давали кбм=1. пришлось брать полис на старые права, о потом через ЛК менять
Банк России планирует изменить тарифы на ОСАГО
Обоснованием необходимости изменений называется возможность страховым компаням еще больше снижать тариф «хорошим» водителям. Цинично? Чудовищно! Как и заботой о водителях обосновывать требование отмены (отвязок) техосмотра.
Продолжение поста «Очередной раз про ОСАГО»
Делюсь последними новостями. На данный момент написал в РСА, что некорректный крос-код на аналоговую деталь. Что касаемо клиента с фарой. Скинул скрин-шоты с сайта РСА и написал письмо, что Российский союза автостраховщиков немного п**дит. В страховой на местном уровне поняли, и даже прониклись ситуацией( я сейчас абсолютно серьёзно и без сарказма заявляю!). Обещали отправить в головной офис СК для рассмотрения.
А сайт РСА опять порадовал. У них нет тех поддержки, НО можно скачать бланк «Жалоба», а в бланке графы «Наименование Страховой компании» и «№ выплатного дела». Таким образом получается, что ты хочешь написать жалобу на РСА и пишешь жалобу на Страховую!
P.S. Спасибо комментаторам за идеи для новых постов! На подходе статья «Что внутри у современных фар» и «Автоюристы и потребительский экстремизм»
Ответ на пост «Очередной раз про ОСАГО»
Хорошо, это с относительно свежей машиной. Но что делать со старой, а не дай бог, антиквариатом? Перемещаться на старом авто никто не запрещает. Просто проходишь то, покупаешь страховку, да также ездишь. Но стоит кому-то вьехать в тебя и начинается веселье. Хорошо, что сейчас хоть износ ограничили 50%, а то в славном 10м году, когда приехали в зад моих жигулей, мне насчитал РГС износ 140%!
Старые машины, негласно, не отправляют на ремонт, откупаются обычно деньгами. Но считают они вообще какую-то ересь. Например, у меня стоял фонарь металлический, а мне считают как пластиковое фуфло, которое ни по каким нормам не пройдет. Мой вариант фонаря не выпускается лет цать, но на авито можно купить даже новый, однако ценник от РСА отличается иногда в десятки раз. Бампер считают в сборе, ага, молодцы, покажите мне где купить новый бампер в сборе, сам куплю. Многие детали приходится собирать по крупинкам с разных уголков страны, да еще и с пересылками. И никак не доказать факт покупки. Ты же все у частников берешь. А не дай бог у тебя на той же копейке стояли фары Евролюкс, например (для справки, одна новая фара на ранние жигули может стоить до 30т.р.), то тебе тоже посчитают фару за 150р как современный аналог?
По идее, по закону об отсОСАГО транспортное средство должно быть восстановлено в состояние до ДТП. Так какого фига там считают современные аналоги? У меня стоял хромированный металлический фонарь? Будьте добры, оплатите мне оригинальный фонарь. Стоял у меня собранный бампер, так и оплатите его со всеми комплектующими, а не голую балку. И так во всем со старым авто. Каждый рубль приходится отбивать. Последний раз пришлось реально брать каталог запчастей на свою машину и тыкать носом эксперта в каждую деталь. И даже после всей нервотрепки приходится доплачивать из своего кармана.
Очередной раз про ОСАГО
Давно хотел написать подобный пост, но вот сегодня прям накипело.
Решено.Что там творится с базой ЕАИСТО?
Upd: номера ДК у меня нет, но ТО пройдено на 2 года. Т.е. у машины есть действующий ТО
Разногласия у участников ДТП при оформлении Европротокола
Европротокол
Начинаем цикл постов про Европротокол. Он же извещение!
Когда можно заявить убыток по Осаго в рамках Европротокола?
2. Нет пострадавших / погибших
3. Оба водителя имеют полисы ОСАГО и вписаны в них!
СЕЙЧАС можно заявить и без признания вины!
Как понять застрахован ли второй участник дтп??
Для этого качаем приложение РСА
Либо заходим через браузер на Сайт РСА Проверить полис ОСАГО, вбиваем в строки поиска серию и номер полиса ОСАГО второго участника, и ждём результат, должны появиться данные, совпадающие с тем, что написано в полисе.
И если все ок, то заполняем извещение и мысленно считаем ущерб!
А если не ок и полис лажа, то обратиться по европротоколу нельзя! ❌
Нужно звонить в ГИБДД (либо их ждать либо попросят приехать на пост, если дтп неоднозначное, нет камер, свидетелей и тд, то лучше ждать сотрудников на месте).
Если полиса нет и вы с виновником договорились о добровольной компенсации, то составьте предварительный заказ-наряд (плюс осмотр скрытых повреждений) на сервисе, где вы будете осуществлять ремонт и эту сумму получите от виновника (переводом на карту ) и составьте соглашение о добровольном возмещении ущерба.
*Пример ниже на картинке
А следующий пост будет про то, как получить возмещение, если полис фальшивый. 😉
Ниже привожу картинки
Проведя такую проверку вы точно поймёте, застрахован ли второй участник дтп или нет!
Сказ о том, как один законопослужный гражданин жене проклятую ОСАГУ продлевал.
Опустим тему необходимости самой страховки. Эта тема отдельная. Я просто хочу поделиться своим опытом в решении конкретной ситуации.
А теперь сама история:
Что имеем? Имеем жену, машину (оформленную её) и всратую систему страхования.
Нужно получить ОСАГО. (страховка изначально довольно дорогая, т.к. маленький стаж + в нашем регионе куча наценок)
Первый год страховка
13000 (дорого, но других вариантов нет)
Второй год страховка
12000 (еще дорого, хоть и онлайн)
Третий год страховка
15000 (это еще почему?)
Друзья говорят мы лохи и можно оформить дешевле. Мы ищем варианты и пока ищем страховка поднимается до 19500, а потом и до
21500. Важно! Бешеный рост страховки пришёлся на конец июня 2020. Как раз, когда в РСА обновляли свою базу.
Спокойно делаю запрос через сайт ГосАвтоИнспекции: «Какого хрена, собственно?» И получаю ожидаемый ответ, что всё нормально, аварий на владельце нет, что там в базах у страховых мы не знаем. Обращайтесь в страховые. Справедливости ради, один из прошлых владельцев авто был в аварии. И я предположил, что эта авария прилепилась к жене после косяков у РСА.
Казалось бы, официальный ответ от МВД поможет решить проблему! И с этом документом обращаемся в несколько страховых.
Страховщики говорят, мы ничего не знаем. Коэффициент, который мы берем у РСА 1.4. Он говорит о том, что у вас была авария. Оформляйте страховку будем разбираться. 21000р за страховку. Идите лесом.
Отлично. Нужно официально обратиться в страховую. Выбираю Всратую Страховую Компанию, на сайте пытаюсь оформить жалобу и. (данный указывал верные. сейчас просто решил проверить и до сих пор даёт эту ошибку)
Меня начинает клинить. Писать еще раз в страховую и ждать непонятного ответа нет ни желания, ни времени, ни сил.
Жена решила сходить напрямую в офис и поговорить со специалистами напряму. Самих офисов в нашем городе нет, есть только представители. Но вдруг войдут в положение и помогут? Короче вышла она выжатая как лимон, с истерикой с слезами. «Покупайте страховку за 21000р. Будем посмотреть. Можете ещё попробовать поехать в соседний город в наш офис и там поговорить»
Тут, как говорится, наши полномочия всё. (деньги вернули и на этом спасибо)
Всё достало! Нашел инфу, что можно пожаловаться в Центробанк. Он занимается страховками. Ок. Собираем аргументы, пишем и ждем.
Получаем это (если коротко, то без действующего договора ОСАГО мы ничего не решаем. А так обращайтесь в страховую):
Позвонил еще одному агенту страховой, объяснил ситуацию, скинул документы. Вошла в положение, охренела от такого расклада, но ничего сделать не смогла. Предложила только купить страховку и они займутся вопросом ну и приехать к ним в соседний город для разбирательств. Но гарантий она дать не может. Уж больно случай сложный! На второй круг ада идти мне не хотелось. Тем более заплатив 21000р.
Легкая апатия, ковыряние в документах, поиск решения. Хотел еще раз написать обращение в страховую или в 10 сразу. и с этим ответом опять в РСА или в ЦБ. Можно было бы и в Роспотребнадзор написать или в Спортлото, но высока вероятность еще раз прокатиться на этом всратом паровозике. И я пошел с поклоном к Светлоликому, он же Темнейший (в зависимости от предпочтений)
Ну что ж. зря вертикаль что ли строилась? Отправляем на самый верх и ждем решения.
Через день(!) пришло это (типа все приняли, пруфов от вас много, ждите):
Еще через сутки(. ) жене позвонили из страховой и знаете что? Они там ошибочку у себя нашли! Представляете? Нашли! Ошибочку! Умнички! Обещали исправить.
Ну что ж. ждем дальше. И. Вот оно! Сбылась мечта идиота (всё посмотрели, у всех спросили, понизили КБМ до правильных 0.9):
Тут наверное нужно подвести итоги. Я попробую.
Удачи Вам в отстаивании своих прав!
Не страхуйтесь в Альфастраховании 2
Ребят, спасибо всем за участие)
Сегодня альфа снизошла. Ответили что договор расторгнут так как в стс не тот адрес что в договоре.
Договор заключен на прописку в паспорте,
владелец живет по прописке в паспорте,
машина находится по прописке в паспорте,
страховой риск рассчитан по прописке в паспорте.
Но альфа считает что данные предоставлены недостоверные.
Договор расторгнут, денег не вернут.
Ни времени ни желания судиться с ними нет, так что пусть это будет на их совести.
Этот урок стоил мне около 9000 рублей, делюсь бесплатно со всеми)):
Не страхуйтесь в Альфастраховании
Не страхуйтесь в Альфастраховании
Хочу уберечь собратьев автомобилистов от Альфа Страхования.
В мае онлайн оформил ОСАГО на автомобиль в Альфастраховании.
7-го августа приходит email примерно такого содержания : «Страховая в одностороннем порядке расторгла договор, т.к. были предоставлены неверные сведения. Денег не вернем.».
Полтора часа и более 20 звонков на горячую линию:
— Они НЕ могут сказать почему расторгли, горячая линия говорит что у них нет доступа к этой информации.
Единственный вариант: писать письмо на help_ocago@alphastrah.ru. Написал, но там уже больше недели не отвечают О_О
Я уверен в машине, уверен в предоставленных документах, но я не могу ничего сделать(( Страховки нет уже неделю, машина на приколе.
— Вы уехали на машине утром на работу, а в середине дня остались без страховки. Вечером дети в секции, вы на работе, машина на пустой стоянке. заказывать такси и вызывать эвакуатор?
— Деньги за страховку заплачены, страховка должна действовать еще почти год. А сейчас у вас забрали эти деньги и вам снова надо покупать осаго.
Сегодня 15 августа, прошло больше недели. За это время со мной никто не связался, ни по телефону, ни по емейл. Звонил на горячую линию, заполнял форму на сайте, писал на электронную почту. Тишина, страховки нет, машина стоит.
п.с.комент для минусов внутри
цель поста: либо спасу кого-то от неприятностей, либо альфастрах поменяет свою политику и не будет без предупреждения так поступать (правда ведь, ну хоть предупредили бы чтоль)
upd: добавил тег «без рейтинга»
Собрался продлить осагу которую не один год оформлял в Тинькофф-страхование. И обломился.
Имею бонус/малус 0,55 и много лет стажа. Начал оформлять. На мою обычную легковушку в селе вышло чуть более 2000 руб. Но закончить оформление не могу, возвращает на страничку заполнения и пишет «заполните данные об автомобиле» И это бесконечная история. На любом компе, с любым страховщиком и автомобилем.
Служба поддержки советует чистить куки, менять браузер, компьютер, страну.
Но! Стоит поставить галочку «без ограничения водителей» (станет 8000 руб.) или добавить неопытного водителя (станет 4000 руб.) так милости просим, можно оплачивать.
Спасибо Тинькофф, теперь я точно знаю за что вас козлами называют.
Грёбаное ОСАГО, Альфастрахование, РСА и страховые компании
С понедельника, вот уже 4 дня пытался продлить полис ОСАГО ХХХ0103071423, оформленный в Альфастраховании. Дата окончания действия 20.11.2019.
4 дня, Карл! Раньше не имел проблем (к слову, на мне больше 8 автомобилей).
Автомобиль 2018г, категория С, марка ГАЗ-C45R92.
При продлении полиса через личный кабинет Альфастрахования, приходит ссылка на емэйл типа «для продолжения оформления полиса нажмите ссылку».
Жмёшь ссылку и, вуаля, ошибка 404 такой страницы не существует.
«Ваши данные невозможно проверить». Далее перенаправление на сайт РСА (Российский союз автостраховщиков).
На сайте РСА предлагает заполнить все поля (делаем).
-Не совпадает марка/модель ТС.»
Самое интересное, при прикреплении копии ПТС, идёт отсчёт времени 20 минут, уже через полминуты приходит отказ. По факту, никто и не смотрит ваши копии ПТС, человека просто футболят.
Ах думаю, эрасты и педуарды!
Пишу в службу контроля качества Альфастрахования, чтобы добавили мою модель транспортного средства в базу. Заявки 424050 и 424068.
С 19.11.2019 ответа нет.
Вчера (20.11.2019) звоню на горячую линию Альфастрахования по тел. +7 800 333 0 999.
и автоответчик мне рассказывает, что мои неоднократные попытки оформить полис могут нанести вред работе сайта Альфастрахования. Поэтому, мягко говоря, идите вы.
Ладно, думаю, выберу другую страховую из списка членов РСА, предоставляющих услугу заключения электронного ОСАГО.
Живу в городе с населением 100.000 человек, а страховых по пальцам пересчитать.
Плюнул, поехал 20.11.2019 оформить полис в живую в офис «РЕСО-Гарантия».
Оператор посмотрела документы, говорит, чудно так:
Оператор: «ООооООо! у вас категория С, да зарегистрировано на физлицо!»
Я: «И? у нас в стране запрещено?»
Оператор: «Нет, но у нас нет права такие страховки делать. Езжайте ка вы в Новосибирск в центральный офис, там сделают вам полис. Но запишитесь заранее по телефону, очередь на страхование 3 месяца»
Всё остопиздело! Сажусь и пишу претензию в РСА, отправил вчера 20.11.2019.
Надеюсь, что-то сдвинется.
По факту машина ещё не застрахована.
И сегодня я понял почему 50% населения нашей необъятной передвигаются без страховок ОСАГО.
Прошу вывести в ТОП, может, задумаются!
UPD: позвонил в страховую, к агенту. Агент сообщил, что с 1 ноября Альфастрахование не берёт на страхование грузовые авто.
UPD2 21.11.2019 в 11:00:
смог застраховаться в ZETTA. Ото была уже 12 по счёту компания, в которой я пытался оформить полис.
ВС: РСА не смог экономически обосновать цены в справочниках
Российский союз автостраховщиков (РСА) не представил Верховному суду доказательства того, что его действия при формировании справочников с ценами на запчасти для автомобилей носили экономически обоснованный характер.
Это следует из определения ВС РФ.
«На вопрос судьи о том, каким образом и на основании каких документов и законов проводились исследования стоимости запчасти, нормочаса и лакокрасочных материалов, представитель РСА ответил: «Мы производили исследования так, как нам сказал ЦБ РФ», – рассказал АСН эксперт, который присутствовал на заседании судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. То, каким образом ЦБ или РСА проверяли справочники (которые для них сформировал ЗАО ЦИТ «Автоинжиниринг») ни регулятор, ни союз пояснить не смогли, отметил он. При этом представители обеих организаций утверждали, что справочники проверяли, добавил эксперт.
Как уже сообщало АСН, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан вынесло РСА предписание, в котором союз обвинялся в использовании своего доминирующего положения на рынке ОСАГО и занижении цен в справочниках запчастей. Союз обжаловал предписание в суде, однако первая инстанция отказала РСА в иске. Тогда союз обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования РСА. Суд округа поддержал это решение. Антимонопольный орган подал кассационную жалобу в ВС РФ и она была удовлетворена.
В своих решениях суды второй и третьей инстанций отметили, что РСА не мог нарушить закон о защите конкуренции, поскольку является некоммерческой организацией – профессиональным объединением страховщиков, наделенным полномочиями по формированию справочников на безвозмездной основе. Однако Верховный суд не разделил эту позицию. Согласно определению, в соответствии с п. 5 ст. 4 закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается в том числе некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
«Следовательно, в той мере, в которой РСА выступает коллективным представителем (объединением) продавцов финансовых услуг на рынке ОСАГО – страховщиков, связан с ними экономически, в том числе посредством формирования имущества РСА за счет членских взносов, и имеет возможность влиять на размер страхового возмещения, выплачиваемого потребителям, заявитель может рассматриваться в качестве хозяйствующего субъекта, вовлеченного в функционирование рынка страхования по ОСАГО и обладающего интересом в извлечении дохода из своего участия на указанном рынке», – заключил Верховный суд.
Кроме того, ВС указывает на прямые нарушения, которые были допущены союзом при составлении справочников. Так в соответствии с Единой методикой, в основу формирования справочников должны быть положены сведения о ценах, собранные в городах с численностью населения не менее 1 млн человек и во всех административных центрах субъектов РФ по каждому экономическому региону. «Однако сформированные РСА справочники основаны на исследовании цен, проведенном лишь в 11 городах. При этом невозможно провести проверку соответствия средней стоимости запасных частей и материалов, содержащихся в них источникам получения РСА информации», – отмечает ВС РФ.
Кроме того, цены в справочниках были скорректированы в сторону уменьшения с учетом возможных скидок, предоставляемых оптовым покупателям. «Однако пунктом 7.2.3. Единой методики предусмотрено применение скидок к розничным ценам, по которым услуги по ремонту оказываются потребителям и оплачиваются гражданами», – подчеркивает суд.
Цены отдельных запасных частей и нормочаса, указанных в справочниках, оказались существенно ниже цен, сложившихся на рынке, отметил ВС. «Вопреки части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, со стороны РСА данные обстоятельства не опровергнуты и не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что действия РСА при формировании справочников носили экономически обоснованный характер», – заключил суд.
ВС РФ отменил решения судов второй и третьей инстанции и оставил в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан. Таким образом, постановление УФАС по РТ, согласно которому РСА обязан устранить нарушение (необоснованно заниженные цены в справочниках), также остается в силе.