Во что верили мусульмане до возникновения ислама
Каким богам поклонялись арабы до ислама
До появления ислама на Аравийском полуострове жили племена скотоводов-бедуинов. Это было примерно до 700 года. Некоторые из племён становились оседлыми и создавали свои цивилизации. Доисламская религия в Аравии была смесью местных политеистических верований, древнего арабского христианства, несторианского христианства, иудаизма и зороастризма.
Доминирующей системой верований у древних арабов был политеизм. Он основывался на вере в божеств и других сверхъестественных существ, подобным джиннам. В Каабе и Мекке находились арабские святыни, где они поклонялись богам и богиням. Некоторые историки считают, что Аллах мог быть одним из многочисленных богов религии, которой придерживались в Мекке.
Доисламскому Аллаху даже была посвящена одна из святынь. Есть мнение, что в те времена Аллах вовсе не имел отношения к религии. Возле Каабы археологами было найдено большое количество доисламских идолов, около 360-ти.
Также у древних арабов были и другие религии, но они были представлены в меньшей степени. Когда Аравия попала под влияние Римской, Аксумской и Сасанидской империй, в ней стали появляться первые христианские общины. Особенно это проявилось на северо-востоке и юге.
Однако христианство не смогло оказать большого влияния на народ, но этой религии всё же удалось обеспечить некоторые преобразования в обществе. Только северо-восток Аравийского полуострова и в Персидский залив христианство почти не задело. У арабов доминирующей формой христианства было монофизитство.
Кроме христиан со стороны Римской империи в Аравию стали мигрировать и евреи. Они создавали там свою диаспору, которую пополнили новообращённые. Со стороны Сасанидской империи в Аравии появились и иранские религии. На востоке и юге процветал зороастризм, а также манихейство и маздакизм. Особенно это было заметно в Мекке.
До появления ислама почти все племена бедуинов придерживались политеизма, который чаще всего проявлялся в виде анимизма. Исповедующие его свято верили, что не только люди, но и неодушевлённые предметы, животные и растения имеют духовную сущность. Арабы поклонялись тотемам и идолам, которые олицетворяли природные явления.
Это были довольно распространённые религиозные практики в доисламском арабском мире. Идолы в Мекке и Каабе привлекали большие толпы поклонников, которые стекались в эти святые места со всей Аравии. Даже в Священном Коране написано, что Ибрагим и его сын Исмаил заложили фундамент дома, начав работу в Каабе примерно в 2130 году до нашей эры.
В Аравии верховным богом считался Хубал, сирийский бог Луны. У него были три дочери. В мекканской арабской мифологии их звали: Аллат, Аль-Узза и Манат. Царицей поземного царства считалась Аллат. Также была у арабов богиня плодородия Аль-Узза, которую они называли «Сильнейшей».
Ей молились во время военных действий, прося защиты и победы. Манат считали богиней судьбы. С древних времён сохранилась книга идолов, которая считается самой древней из всех, где описаны идолы. Там приведены арабские боги и обряды, связанные с ними. В этой книге сильно критикуется идолопоклонство доисламской религии.
Евреев учёные считают самыми известными монотеистами. Однако кроме них монотеистами были персы и мидяне. Но одной из самых древних монотеистических религий всё же считается иудаизм. В доисламском мире арабов была и еврейская община. В ней присутствовали как оседлые, так и кочевые племена. Евреи появились в Аравии во времена Рима. Они прекрасно владели как ивритом, так и арабским, и арамейским языками.
Они поддерживали связь с евреями Вавилонии и Палестины. Сначала, в IV веке, в иудаизм были обращены йеменские химьяриты и их вассалы кинда. Все они обращались за советами к вавилонским раввинам. Есть исторические свидетельства, что одно из арабских племён тоже было обращено в иудаизм. Некоторые арабские женщины Ясрибы и Медины говорили, что сделают своего ребёнка евреем, если он выживет после сильной болезни. Они считали евреев очень образованными людьми.
После завоевания Константином Византии в 324 году, христианство стало стремительно распространяться в Аравии. Христианство приняли химьяры, гассаны, рабиа, тагабы, быхры, тунчухи, жители Наджрана и арабы Худа. И евреи, и христиане верят в единого Бога, Создателя Вселенной. И в христианстве, и в иудаизме полностью отвергается, что Бог полностью трансцендентен и отделён от мира. В этих религиях полностью отвергается и атеизм, и политеизм.
Особенно христианскому влиянию подверглись регионы на северо-востоке и северо-западе, также на юге, где сейчас находится современное государство Йемен. На северо-западе особое влияние оказывали римские миссионеры, которые обратили в христианство Гассанидов. На юге, в Наджране, христианство развивалось под влиянием царства Аксум, которое располагалось по другую сторону Красного моря, где сейчас находится современная Эфиопия.
Как и Гассаниды, южные христиане стали придерживаться монофизитства. Только в 622 году растущий ислам смог остановить распространение христианства в Аравии. Однако в Мекке продолжали сосуществовать обе эти религии, постепенно вытеснив анимистических божков.
В бедуинских племенах поэзия была излюбленным средством общения. Её использовали и в качестве пропаганды. Поэты воспевали священные места, черпая, как считалось, своё вдохновение от Бога. Свои стихи они записывали на классическом арабском языке, значительно отличающемся от разговорного.
Поэзия и музыка исламских поэтов разлеталась по всей Аравии до Северной Африки, Персии и Сирии. Однако начало её было положено ещё за тысячу лет до появления ислама. Она превратилась их простых караванных песен в сложные вокальные произведения. Певцы пели о красоте природы, воспевая кочевой образ жизни. Постепенно эта музыка становилась религиозными гимнами, хвалой всевышнему Аллаху.
Арабы до Ислама
Сегодня арабские народы и их культура прежде всего ассоциируются с Исламом – последней по времени возникновения из мировых религий. Однако сами арабы существовали задолго до появления Ислама. В те давние времена их территория ограничивалась Аравийским полуостровом, а сирийцы, палестинцы, египтяне, ливийцы и другие народы, сегодня являющиеся частью арабского этноса, еще не влились в него и говорили на собственных, хотя и родственных арабскому, языках. Поскольку именно в арабском обществе Ислам зародился как религиозная система, в общей культуре исламского мира имеется множество арабских элементов, но древняя арабская культура, в свою очередь, тоже претерпела глубокие изменения под влиянием Ислама. Подробнее об Исламе и его проповеднике Мухаммеде вы можете прочитать здесь же на history-thema.com в следующих наших статьях. В наши дни основные сведения о том, как жили арабы в доисламский период, мы можем черпать из древнеримских и византийских письменных источников и ранней исламской литературы, рассказывающей о жизни первых мусульман, начавших исповедовать свою религию в окружении арабов-язычников.
Традиционная арабская архитектура
Арабы славились как бесстрашные и жестокие воины; древние римляне нередко нанимали их на службу в своих войсках. Описывается случай, когда конный отряд арабов на римской службе атаковал пешее германское войско. Германцы, как все варвары Европы, умеющие хорошо отражать конные атаки, долго и упорно держались, не подпуская арабских всадников на достаточное для перехода к рукопашной схватке расстояние. Однако в конце концов одному из воинов-арабов удалось сразить германца. Торжествуя, араб спрыгнул с лошади, приложился губами к исходящей кровью ране на теле поверженного противника и стал высасывать кровь, а затем запрокинул голову и издал громкий вой подобно волку. Германцы, увидев такую картину, решили, что перед ними оборотень и в ужасе обратились в бегство. Саму Аравию ни римляне или византийцы, ни персы завоевать не могли, да и, вероятно, не хотели: большей частью безжизненные горячие пески, вглубь которых без надежных проводников не могло пройти войско ни одной державы, не привлекали богатые империи.
Тяжелый и тревожный быт заставлял общество ценить способных трудиться и сражаться членов, радоваться рождению мальчиков. В воспитании детей арабы тесно сочетали порой безмерные любовь и ласку со строгой дисциплиной и субординацией. В то же время в доисламской Аравии был широко распространен инфантицид: в голодные годы новорожденных девочек как менее полезных обществу, чем мальчики, живыми закапывали в землю.
Вообще, женщина в глубоко патриархальном древнеарабском обществе почти не обладала какими-либо правами. Если в семье рождался мальчик, устраивался большой праздник, если же рождалась девочка, семья проводила обряды скорби. Богатые люди, случалось, заводили целые гаремы из десятков жен; некоторые мужья заставляли своих жен заниматься проституцией и на вырученные средства содержали семью. Женщины ели отдельно от мужчин. Конечно, не каждый араб относился к женщинам как к презренным существам, и некоторые знатные, обладавшие умом и решительностью женщины даже могли иметь значительное влияние в обществе, но в целом отношение к слабому полу доминировало высокомерное, потребительское. Уже проповедуя Ислам, пророк Мухаммед в VIIв. особо указывал, что за убийство женщины преступник тоже подлежит казни.
Первобытно-патриархальный уклад жизни древних арабов выражался не только в восприятии женщины как второстепенного члена общества, но прежде всего в четкой внутриродовой субординации. Глава семьи имел полную власть над всеми домочадцами, родовые старейшины – над всеми другими членами рода. Практиковались продажа детей родителями, обмен людьми между родами. В раннее Средневековье широко распространилось патриархальное рабство (рабы находились на положении младших членов семьи, но после смерти ее главы не становились свободными, а распределялись между наследниками). Случалось, что род, не желая по обычаю кровной мести терять своего члена, убившего кого-то из другого рода, по договору с кровниками убивал одного из своих рабов: и свободный представитель рода оставался живой, и на пару рабочих рук по принципу воздаяния становилось меньше.
Реконструкция древнего арабского города
Одежда арабов в древности была похожа на одежду современных арабов-бедуинов, но в силу давности времени имела и определенные отличия. Нижней одеждой был изар – род длинной набедренной повязки. У богатых людей изар достигал длиной до ступней и даже до земли. На торс надевалась длинная и широкая рубаха: широкие складки одежды в характерную для аравийских пустынь жару способствовали поддержанию оптимальной температуры между телом и тканью. Для дополнительной защиты от жары во время переезда по пустыне и от свойственного пустыням ночного холода сверху надевался широкий халат. Голову арабы обвязывали чалмой, защищавшей от солнечных лучей, перегрева и впитывавшей в себя пот, не давая тому растекаться по лицу и причинять неудобство. Женщины носили также просторные длинные накидки, называемые аба. На ноги арабы надевали сандалии – жесткие подошвы на ремешках, защищавшие ноги от ожогов при передвижении по раскаленному солнцем песку.
Арабский язык относится к семитской группе афразийской семьи языков. Языки афразийской семьи грамматически во многом построены подобно языкам индоевропейской семьи (присутствуют предлоги, окончания родительного и винительного падежа), но имеют и свои важные особенности. Например, словообразование осуществляется не прибавлением приставок или суффиксов, не сложением слов, а изменением гласных в слове. Например «катаба» в арабском языке означает «писать», отсюда «катиб – писатель», «китаб – книга». Арабы имели свою письменность, сохранившуюся почти без изменений и до нашего времени, с некоторыми изменениями заимствованную в эпоху Арабского Халифата другими народами, исповедующими Ислам. К началу VIIв. в арабской среде начался значительный культурный подъем. В большом почете было стихосложение. Самым известным поэтом доисламской Аравии является Маджнун.
Помимо божеств, арабы верили в различных невидимых простому человеческому глазу существ. В частности, как и приверженцы монотеистических религий, они верили в служителей Аллаха – ангелов (по-арабски «маляк»), обладающих сверхъестественной силой. Окружающую среду же: пустыни, горы, долины, человеческое жилище, населяли огненные духи – джинны, способные принимать различный облик. Джиннов считали способными как помогать людям, так и вредить им. Некоторых духов наделяли большой силой и опасностью для людей, например, гулей – чудовищ-людоедов, по представлениям древних арабов, водившихся в пустыне. Враждебных людям духов арабы называли шайтанами – от древнесемитского слова со значением «враг», то же происхождение имеет перешедшее из древнееврейского языка в греческий слово «сатана».
В VIIв. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать Ислам, которому в очень скором будущем было суждено стать второй по числу приверженцев из мировых религий. Новая религия, предусматривающая веру только в одного Бога и строгое исполнение данных людям Богом законов, веру в жизнь после смерти и посмертное воздаяние Раем или Адом за добрые дела и грехи, в считанные десятилетия распространилась сначала в Западной Аравии, а затем и на всем Аравийском полуострове, стала распространяться и за его пределами в Сирии, Палестине, Египте, Ираке, принадлежавших тогда Византийской и Сасанидской империям. Ислам непримиримо боролся с языческими верованиями вплоть до полного их искоренения. Кроме того, он принес в арабское обществе систему новых ценностей, повсюду возобладала строгость нравов, а в течение веков жившие разрозненно арабские племена на базе одной религии объединились под властью сначала Мухаммеда, затем – его преемников – халифов. Все это происходило с такой по тем временам быстротой, что в Византии и Иране вовремя не заметили, как под боком у этих двух древних империй на месте полудиких пустынь Аравии возникло новое, сильное своей сплоченностью и преданностью подданных своей религии государство – Халифат. Вторжение войск Халифата в принадлежавшие Византии и Ирану земли Сирии, Палестины, Ирака, где среди местного населения тоже появилось много мусульман, хотевших видеть своим правителем халифа, а не императора, во многом стало неожиданностью для этих держав. Под знаменем Ислама арабы с головокружительной быстротой отвоевали половину территорий, принадлежавших Византии и сокрушили вековую «опору Востока» — иранскую империю Сасанидов, завоевав все ее территории, превратив Иран в одну из провинций новой – религиозной, империи. И затем, пополнив боевые ряды принявшими Ислам другими народами, продолжили свои завоевания дальше на восток и запад, создав огромную державу, вошедшую в историю под названием Арабского Халифата – территорию, на которой вплоть до нашего времени твердо укрепился Ислам, распространились исламские духовные ценности и культура. Однако мусульмане, расширяя границы своей державы, активно заимствовали культурные и технические достижения народов, покорившихся халифу, в том числе персов и византийцев. В свою очередь, как уже говорилось, Ислам отменил многие древние арабские обычаи и элементы культуры. Поэтому исламская культура несет в себе лишь часть, причем сравнительно скромную, культуры Древней Аравии.
История возникновения ислама
Ислам – религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек.
Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией.
Мусульмане, в большинстве принадлежат к течению суннитов, составляет от 85 до 90% всех последователей ислама, а остальные подразделяются на шиитов и ибадитов.
Ислам и его источники
В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «предание себя Единому Богу» или «покорность». Ислам является мировой монотеистической авраамической религией.
Посланник Аллаха Пророк Мухаммед ﷺ – проповедник ислама, а основным источником ислама является Священная Книга Коран, а также Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ, которая является вторым по значению источником исламского права и вероучения. Сунна – это совокупность хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ или преданий, рассказов, в которых сообщается о жизни Посланника Аллаха ﷺ, его изречениях и мудрых высказываниях, о его деяниях. Исламские богослужения совершаются на арабском языке.
Первые мусульмане
Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву. В ряду исламских пророков называют Нуха или Ноя, Ибрахима или Авраама, Давуда или Давида, Мусу или Моисея, Ису или Иисуса, а также ряд других.
Представители других авраамических религий – христиане и иудеи – называются в исламе «Людьми Писания». В Священной Книге Коран представлены истории о сотворении мира, о том, как возник первый человек на земле, о всемирном потопе и прочие.
Зарождение Ислама
Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.
В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.
Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.
Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама
В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.
Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.
Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана «Слон».
Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама
Основатель ислама: пророческая деятельность Мухаммеда ﷺ
Вопреки расхожему мнению, основателем ислама не является Мухаммед ﷺ. По мнению мусульман – до него уже были пророки, и Мухаммад ﷺ – это последний пророк ислама или «Печать пророков». Мухаммед ﷺ не проповедовал новую религию, но восстановил истинную веру.
Пророк Мухаммед ﷺ, будучи мекканцем по своему происхождению и рождению, выходцем из курайшитов, вел активную деятельность мекканского ханифа: с момента рождения до начала своей пророческой миссии он вел обычную жизнь, позже занимался скотоводством и перегонял караваны. Мухаммад ﷺ принимал активное участие в восстановлении курайшитами общеарабской святыни Каабы.
По словам Мухаммеда ﷺ, всем народам были посланы пророки, появление которых было связано с тем, что они должны были наставить на истинный путь людей. Одними из главных вопросов, на которые обращал внимание Пророк Мухаммад ﷺ, был вопросы веры (имана) и неверия (куфра), вопросы загробной жизни, Ада и Рая.
Противостояние распространению Ислама
Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.
От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.
Переселение мусульман
Первую хиджру, паломничество и переселение совершил Пророк Мухаммед ﷺ в 621 году: он переехал в Йасриб, чтобы разорвать все связи с обществом, в котором он вырос, но которое не приняло призыв к единобожию и стало преследовать его и его последователей. Позже Йасриб в честь Пророка Мухаммеда ﷺ был назван Мадинат-ун-Наби, что в переводе означает «город Пророка».
В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.
В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.
Причина битв Пророка ﷺ
Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.
Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.
Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.
Распространение ислама
Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.
Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.
Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.
Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.
Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.
История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат
Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.
После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.
Правление Абу Бакра ас-Сиддыка
После смерти Пророка Мухаммада ﷺ, когда встал вопрос о том, что следует избрать халифа, то есть его «заместителя», был избран на эту должность Абу Бакр. Ему удалось пробыть у власти всего два года, после чего он умер, но даже за эти два года он успел убедить племена, которые отвернулись от Ислама, чтобы они вновь вернулись в религию.
История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.
Правление Умара ибн аль-Хаттаба
Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.
При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.
Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.
Расширение Халифата во времена праведных халифов
Правление Усмана ибн Афвана
Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.
При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.
Правление Али ибн Абу Талиба
Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.
Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.
Развитие Халифата
Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.
Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.
История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)