Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора

Интеллектуальная игра для учащихся 9–11-х классов, посвященная 60-летию снятия блокады Ленинграда

Цель игры: развитие познавательного интереса к истории Родины, воспитание патриотизма, формирование умения играть в команде

Ведущий: Мы начинаем игру, посвящённую героической странице периода Великой Отечественной войны – снятию блокады Ленинграда. 1-й тур называется “Защитный рубеж”. За каждый правильный ответ команда получает жетон, который можно использовать во втором туре.

Вопросы 1-го тура.

1. 9 сентября 1941 г. Сталин вызвал Жукова к себе и сказал: “Очень тяжёлое положение сложилось сейчас под Ленинградом, я бы сказал, положение катастрофическое”. Жукову стало ясно, что Сталин явно клонил к тому, что ликвидировать ленинградскую катастрофу, наверное, лучше всего сможет он, Жуков. Понимая, что Сталин уже решил послать его на это…, Жуков сказал, что готов поехать командующим Ленинградским фронтом.

Сталин, как бы пытаясь проникнуть в состояние Жукова, снова произнёс те же слова, внимательно при этом глядя на него:

Жукова удивило такое повторение.

О чём подумал Жуков, а Сталин произнёс?

Ответ: Безнадёжное дело.

2. Прилетев в Ленинград и подъехав к Смольному, Жуков с удивлением обнаружил, что его не ждали, к тому же дежурный не пропускал его.

Чем дежурный объяснял то, что он не может пропустить Жукова?

Ответ: Нет пропуска.

3. Когда Жуков узнал, что в мастерской Мариинского театра делают “игрушки” для обмана немцев, то довольно скептически отнёсся к этой затее, но вместе с тем приказал за ночь сделать их не 50, а 100 штук.

Что за “игрушки” делали в мастерской Мариинского театра?

Ответ: Макеты танков.

4. 5 сентября 1941 г. фельдмаршалу фон Леебу, командующему группой армий “Север”, действующих в направлении на Ленинград, исполнилось 64 года. Гитлер поздравил его и подарил щедрый подарок – 250 тыс. марок. С этим известием к Леебу прибыл специальный офицер от Гитлера, который должен был поздравить фельдмаршала и первым передать Гитлеру важное сообщение.

Какое сообщение должен был сделать этот офицер?

Ответ: О взятии Ленинграда.

5. Фельдмаршал фон Лееб, писал Гитлеру, что Ленинград сильно укреплён и представляет собой уже не город, а настоящую крепость, и не просто сухопутную крепость, а …

В какую крепость был превращён Ленинград, по мнению Лееба?

Ведущий: 2-й тур нашей игры называется “Жизнь и героизм блокадного Ленинграда”. Правила второго тура: команда может спросить правильный ответ у любого взрослого человека, находящегося в зале, за исключением жюри и ведущего, столько раз, сколько жетонов она заработала в первом туре.

На чём основывалось это мнение?

Ответ: Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке.

2. Из дневника Веры Инбер: “Немецкий лётчик, раненый, придя в сознание, спрашивает, где он. Узнав, что в Ленинграде, в госпитале под знаком Красного Креста, умоляет, чтобы его перевели в другое место.

— Но ведь это госпиталь… Красный Крест.

— Вот именно поэтому. Это особенно опасно”

Чем немецкий лётчик аргументировал, что в госпитале опасно?

Ответ: “Наши лётчики специально бомбят русские госпитали”.

3. В то время как люди от голода умирали на улицах Ленинграда, руководители города, все приписанные к столовой Смольного, сотрудники НКВД получали нормальное питание. Во время блокады продолжала работать особая пекарня, где выпекались сдобные булки, пирожные, белый хлеб.

Чем объясняли такую ситуацию официальные работники?

Ответ: “Пекари даже в условиях блокады не должны терять своего мастерства”.

4. Почему в годы войны значительная часть сокровищ ленинградских музеев была спрятана в самом заметном для фашистских лётчиков и артиллеристов здании – Исаакиевском соборе?

Ответ: Купол Исаакиевского собора являлся идеальным ориентиром для пристрелки немецких орудий.

5. Наблюдения за оставшимися в Ленинградском зоосаде животными во время блокады дали весьма интересный результат. Так, например, лисиц, хорьков, горностаев, коршунов, грифов можно было накормить растительным фаршем, смочив его отваром из старых костей или сдобрив его незначительным количеством крови. Но уссурийские тигры, орлы, филины, совы такую смесь не ели. Работникам зоосада удалось найти способ накормить таких животных этой же смесью, прибегнув к действию сильных зрительных раздражителей. Какой приём придумали работники Зоосада, чтобы накормить животных?

Ответ: Смесью наполнялась и затем зашивалась пустая шкурка какого-либо зверька, например, кролика, и такую бутафорскую добычу хищник съедал всю.

6. Во что превратили жители блокадного Ленинграда площадь у Исаакиевского собора?

7. В ассоциации “Мир – детям мира!” при Советском комитете защиты мира возник вопрос: чьи имена могли бы осветить её ежегодные премии? Чьи жизни? Дети из разных стран назвали 3 имени, ставшие символами недетского мученичества, недетской отваги: Садако – варварское использование гениальных научных открытий в Хиросиме, Анна Франк – ужасы шовинизма…

Назовите третье имя.

Ответ: Таня Савичева.

8. Весной 1942 г. при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

9. На “Невском пятачке” была особенная огневая точка. Внешне она ничем не отличалась от других, если бы не верёвка. Обыкновенная верёвка, не толще большого пальца, длиною метра в 2, переброшенная через перекладину жердяного навеса. Нижний её конец тлеет незаметным огоньком, распространяя чуть ощутимый аромат каких-то засушенных цветов.

Как бойцы называли эту точку за скромный, никогда не угасающий осадный огонёк, необходимый всем курильщикам, не обеспеченным спичками?

Ответ: “Дай прикурить”.

10. Было в блокадном Ленинграде и бесчувствие, была чёрствость, воровство, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих.

Закончите высказывание, которое употребляли воры, обшаривая умирающих людей. “Умирать-то умирай, только…”

Ответ: “…карточки отдай”.

11. О каком произведении искусства одна из зарубежных газет написала: “Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, непобедима!”

Ответ: Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.

Ответ: “Житель блокадного Ленинграда”.

13. В январе 1943 г. Илья Эренбург писал, что немцы вошли в Париж, как в гостиницу, и так же хотели разместиться в Зимнем дворце или в “Астории”. Но советские воины их разместили в другом месте. Где?

14. Реальная действительность заставляла Сталина пересмотреть свою религиозную политику во имя борьбы с фашистской Германией. Прекратились аресты священнослужителей, открывались церкви, в государственных типографиях печатались послания митрополитов. Характерным фактом стало снятие в 1942 г., в первую военную Пасху, запрета на ночной крестный ход вне храма.

Чем регулярно снабжались православные приходы Ленинграда даже в голодную зиму 1941/1942 года для совершения одного из таинств?

Ответ: Вином и мукой. Для причащения богомольцев.

Как она могла позвонить, если не было электричества?

Ведущий: 3 – ий тур, который получил название “Прорыв”, будет играться по следующим правилам: на сцену приглашаются по одному представителю от команды. Они отвечают на вопросы индивидуально. Ответы называют ведущему игры. Команды отвечают так же, как и в предыдущих турах. Таким образом, за правильный ответ команды могут получить по 2 балла.

1. О.Берггольц в “Февральском дневнике” писала:

Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
То Армия рвала (2 слова пропущены)
Вела огонь по нашему врагу.
Что рвала армия?

Ответ: Кольцо блокады.

2. 17 января 1943 г. немецкое командование решило вывести свои войска из Шлиссельбурга. Наши части преградили им путь. Тысячи вражеских солдат и офицеров так и не смогли вырваться из мешка, в который их загнали.

Именно в это время волховчане захватили неизвестный ранее танк. Большая, мощная машина шла к Шлиссельбургу навстречу выходившим оттуда частям. Наши артиллеристы открыли по ней сильный огонь, но машина продолжала идти, снаряды не пробивали её броню.

Так и прорвался бы танк, но нервы механика-водителя не выдержали. Он свернул на заболоченное поле, машина стала вязнуть, погружаться в торфяную жижу.

Вскоре трофейную машину вытащили. Она очень заинтересовала наше командование. Редкий трофей отправили в Москву, где его внимательно изучили. С помощью таких танков Гитлер рассчитывал изменить ход войны.

Что это был за танк?

3. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – “Дорога Жизни”. Но немногие знают, что это название появилось позднее, а как называли этот путь в начале, когда он только начал действовать?

Ответ: “Дорога Смерти”.

Как называется этот памятник?

Ответ: “Разорванное кольцо”.

5. Как называется стихотворение Павла Булушева, фрагмент которого вы услышите?

Черное небо вспорото
Сабельным взмахом ракет.
Небо великого города
Окрашено в разноцвет.
Вьюжится, вьюжится, вьюжится,
Огненный снегопад.
В огненном вальсе кружится
Праздничный Ленинград.
И я – со товарищи – рядом,
Сбросив на снег шинель,
Развешиваю над Ленинградом
Праздничную шрапнель.

Источник

Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Урожай на газонах: как блокадный Ленинград спасал свою жизнь…

Блокадники сами обеспечивали себя овощами.

Сбор урожая капусты у Исаакиевского собора, 1942 год

Все же жизнь движется по спирали. То, что в 80-е народ бросился на освоение участков для огородов, чтобы выжить в условиях безденежья, блокадники Ленинграда освоили в годы войны, во время голода.

Первый год блокады унес сотни тысяч жизней ленинградцев. Чтобы не умереть от голода, блокадники разбили огороды прямо на улицах осажденного города. С долгожданной весной 1942 года в Ленинград пришла надежда.
Первая блокадная зима миновала. В марте 1942 года исполком Ленсовета принял положение «О личных потребительских огородах трудящихся и их объединений». Трудящиеся блокадники должны были обеспечивать себя овощами, а промышленные предприятия и учреждения стали организовывать свои подсобные хозяйства. По радио говорят: каждый ленинградец должен иметь огород… Все скверы превращены в огороды. Семена моркови, свеклы, лука дают бесплатно. У нас на Большом проспекте посажены лук и щавель.
Сады, парки, скверы, стадионы, откосы рек и каналов превратились в многочисленные грядки, а жители Ленинграда — в новоявленных огородников.
На фотографиях тех лет можно увидеть, что огород был разбит даже на Исаакиевской площади — там выращивали капусту!
Владельцам подсобных хозяйств власти города оказывали поддержку — раздавали рассаду и помогали рационально ее использовать, предоставляли инвентарь, и удобрения.
Школьники Дзержинского района идут на работу на огороды в Летнем саду, 1943 год

В 1942 и 1943 годах их засевали одним турнепсом. Весной 1944 года посадили куски картофельной кожуры с глазками. Хоть и небольшой, но получился урожай картофеля. Потом появилась картошка сорта «берлиха», красная, с желтой мякотью, необыкновенно вкусная.
Большинство ленинградцев никогда не занимались сельским хозяйством, поэтому наряду с агитационными плакатами стали выпускать специальные пособия с правилами обработки земли и сбора урожая.
В блокадном Ленинграде издавались разные полезные книги, одну я берегу до сих пор. У нее коричневый шрифт на желтой бумаге и рисунки — как растить овощи в голодное время. Из картошки вырезали глазки, проращивали их, и затем уже из них растили картофель.
Огороды во дворе Академии художеств

Трудностей было немало: огромная часть земельных участков была попросту непригодна для выращивания овощей, множество грядок так и не дали свой первый урожай из-за вражеских бомбежек. Страдали огороды и от крыс, которых в осажденном городе было не счесть.
Весной 42-го мы с сестрой шли на огород, разбитый прямо на стадионе на Левашевской улице. И вдруг увидели, что прямо на нас движется какая-то серая масса. Крысы! Когда мы прибежали на огород — там все уже было съедено.
Тем не менее, первый урожай помог тысячам блокадников пережить следующую зиму. А уже в 1943 году почти каждая семья в Ленинграде обрабатывала свой или коллективный огород.

Сбор урожая на площади у Исаакиевского собора, 1942 год

Мы жили на Кировском проспекте. До огорода ездили на велосипеде: я на перекладине спереди, папа на сиденье, а мама сзади на багажнике. Овощей хватало не только поесть в свежем виде, но и запасти на зиму. В ванной комнате появились десятилитровые бутыли с маринованной свеклой и морковью.

Источник

Виртуальная викторина 2021 Летопись блокадного Ленинграда вопросы и ответы

Викторина Летопись блокадного Ленинграда 2021 года создана на основании реального события — одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Это День воинской славы России, который был установлен в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года.

Вопросы и ответы на викторину «Летопись блокадного Ленинграда» 2021 год

Вопросы с ответами на тему блокадного Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Полностью блокада Ленинграда была снята в ходе Ленинградско-Новгородской операции 1944 года. В результате мощного наступления советской армии немецкие войска были отброшены от Невской твердыни на расстояние 60-100 км.

Какие вопросы фашисты решили бы захватом Ленинграда?

Немецкое командование захватом Ленинграда решило бы важные стратегические вопросы, которые могли поменять весь ход войны. Какой из нижеперечисленных к ним не относится?

Правильный ответ: Расчистить северный путь, ведущий к наступлению на Финляндию

Когда началась блокада Ленинграда?

Правильный ответ: 8 сентября 1941 года

Что в 1941 году Черчилль записал в своем дневнике о блокаде Ленинграда?

Правильный ответ: Ленинград окружён, но не взят

Когда Ленинград впервые был подвергнут артиллерийским обстрелам со стороны города Тосно, который взяли немецкие войска?

Правильный ответ: 4 сентября 1941 года

Сколько людей оставалось в городе на момент блокады?

Правильный ответ: 2 млн 544 тыс

Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

Правильный ответ: 871

Какой период блокады был самым тяжелым для населения

Правильный ответ: зима 1941-1942 гг

Сколько примерно погибло в Ленинграде людей от голода?

Правильный ответ: 640 тысяч

Кладбище Ленинграда, где захоронены тысячи блокадников

Правильный ответ: Пискаревское

Когда было принято решение о том, чтобы начать создание еще одного рубежа обороны в направлении Пскова, в районе Луги?

Правильный ответ: 23 июня 1941 года

По какому озеру проходила дорога жизни?

Правильный ответ: по Ладожскому озеру

С какого вокзала было налажено железнодорожное сообщение по направлению к Ладожскому озеру, которое именовалось «Дорогой жизни»?

Правильный ответ: С Финляндского вокзала

Кто(что) стоил(о) в январе 1944 г в Ленинграде 500 рублей, когда зарплата сторожа была 120 рублей:

Правильный ответ: котенок

Сколько грамм хлеба выдавали в сутки рабочим после сокращения пайка 20 ноября зимой 1941-1945 года после принятия решения о сокращении пайка?

Правильный ответ: 250 грамм

Самая низкая норма выдачи хлеба во время блокады?

Правильный ответ: 125 грамм

Сколько человек за период с 1 января до 1 мая 1942 года успели обслужить специальные стационары, выдававшие дополнительное питание по повышенным нормам?

Правильный ответ: 60 тыс. человек

Кто написал симфонию 7, позднее названную ленинградской?

Правильный ответ: Шостакович

Где ленинградцы спасались во время авианалётов и артобстрелов?

Правильный ответ: в бомбоубежище

Сколько громкоговорителей было установлено на улицах Ленинграда в первые месяцы блокады?

Правильный ответ: 1500

Печальным символом блокадного Ленинграда стал

Правильный ответ: звук метронома

Где брали воду ленинградцы во время блокады?

Правильный ответ: в реке

Что было самым страшным для людей во время блокады?

Правильный ответ: голод

Какому транспортному средству установлен памятник на 10 км по Дороге жизни в посёлке Осиновец?

Правильный ответ: ГАЗ-АА «Полуторка»

Когда немцы обещали взять Ленинград?

Правильный ответ: 9 августа 1941 года

Кто такая Таня Савичева?

Правильный ответ: девочка-блокадница

Кто такая Ольга Берггольц?

Правильный ответ: поэтесса

Какая известная актриса пережила блокаду Ленинграда?

Правильный ответ: Лидия Федосеева Шукшина

Как звали поэта, родившегося в Ленинграде и пережившего первую зиму блокады?

Правильный ответ: Иосиф Бродский

Во что превратили жители блокадного Ленинграда площадь у Исаакиевского собора?

Правильный ответ: огород

Сколько всего было волн эвакуации во время блокады?

Правильный ответ: 3

Какое неофициальное название получила временная железная дорога, построенная в январе 1943 года после прорыва блокады?

Правильный ответ: Дорога победы

Когда был произведен первый этап эвакуации?

Правильный ответ: с 29 июня по 27 августа 1941 года

Как называлась военная операция по окончательному снятию блокады?

Правильный ответ: Январский гром

Когда окончилась блокада Ленинграда?

Правильный ответ: 27 января 1944

Одним из обвинительных документов против фашистских преступников на Нюрнбергском процессе был:

Правильный ответ: дневник Тани Савичевой

Командующим Ленинградским фронтом был:

Правильный ответ: Жуков

Как называется медаль, которую вручали блокадникам и защитникам нашего города?

Правильный ответ: «За оборону Ленинграда»

Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. 2021012807. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора фото. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора-2021012807. картинка Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. картинка 2021012807. Цель игры: развитие познавательного интереса к истории Родины, воспитание патриотизма, формирование умения играть в команде

Возможно вам будет интересна статья: Большой этнографический диктант 2020 года — Санкт-Петербург

Источник

Архитектура подвига: как выглядел Ленинград во время блокады

Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. . Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора фото. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора-. картинка Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. картинка . Цель игры: развитие познавательного интереса к истории Родины, воспитание патриотизма, формирование умения играть в команде

В этот день, 27 января, в 1944 году в 20.00 в Ленинграде прогремел салют в честь освобождения города от фашистской блокады. Вражеское кольцо замкнулось 8 сентября 1941 года и было прорвано в середине января 43-го. Но на полное освобождение Ленинграда советской армии понадобился еще год. Сайт «РИА Недвижимость» решил достать старые фотографии из архива и посмотреть, какой была северная столица в военные 40-е годы.

Ленинградцы на огородах

Среди множества снимков внимание привлекает тот, на котором с беззаботной улыбкой двое советских воинов и жительница блокадного Ленинграда убирают урожай капусты на огороде у Исаакиевского собора – одной из главных архитектурных жемчужин города, главной работы архитектора XIX века Огюста Монферрана.

В 1942 году большая часть садов, парков и скверов были усеяны рассадой овощей, которая специально была подготовлена Ботаническим институтом. Плантации развернулись по всему городу, жителями было обработано более 10 гектаров земли. К примеру, на Сенатской площади, в то время площади Декабристов, была посажена картошка, а на грядках в пределах других общественных территориях, где раньше проходили торжественные мероприятия и гуляла молодежь, росли белокочанная и цветная капуста, морковь, свекла, картофель и укроп.

Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. 404227292. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора фото. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора-404227292. картинка Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. картинка 404227292. Цель игры: развитие познавательного интереса к истории Родины, воспитание патриотизма, формирование умения играть в команде

Отвлекающий маневр

Жители Ленинграда стали своего рода ангелами-хранителями культурного наследия города. Уже в начале войны инспекция по охране памятников представила Ленгорисполкому план по защите зданий, монументальной и декоративной скульптуры.

Шпили, купола соборов были или покрыты маскировочной краской или чехлами с изображением деревьев и зданий. В частности именно таким образом удалось спасти Михайловский замок, Адмиралтейство, купола Никольского собора, Смольный и другие важные объекты.

Такие крупные монументы, как например, Медный всадник (на фото) и памятник Николаю I было принято решение укрыть мешками с песком и деревянными щитами.

Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. 404227468. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора фото. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора-404227468. картинка Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. картинка 404227468. Цель игры: развитие познавательного интереса к истории Родины, воспитание патриотизма, формирование умения играть в команде

Кроме того, был и третий способ сохранения памятников. Так, кони Клодта с Аничкова моста были сняты с пьедесталов и зарыты в землю.

Эвакуация Эрмитажа

Третий эшелон не успел перевезти оставшиеся коллекции, и они все 900 дней находились под защитой в Эрмитаже, в дворцовых подвалах которого без света и отопления жили сотрудники музея и члены их семей, а также деятели искусства и культуры – около 2 тысяч человек.

Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. 404227518. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора фото. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора-404227518. картинка Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. картинка 404227518. Цель игры: развитие познавательного интереса к истории Родины, воспитание патриотизма, формирование умения играть в команде

Здание Эрмитажа не раз подвергалось артобстрелам. Всего в здания музея попали тридцать снарядов, и две авиабомбы. Кроме того, оказались полностью разрушены водопроводная и отопительная сети.

На небезопасной стороне

На одном из домов по четной стороне на Невском проспект написано трафаретное предупреждение: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. 404227645. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора фото. Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора-404227645. картинка Во что превратили жители блокадного ленинграда площадь у исаакиевского собора. картинка 404227645. Цель игры: развитие познавательного интереса к истории Родины, воспитание патриотизма, формирование умения играть в команде

Ленинградцы жили в нечеловеческих условиях практически 900 дней. Многие не увидели ни салюта в честь снятия блокады, ни в честь победы, но те, кто спасся, запомнили ужас тех дней на всю жизнь. За время блокады, по официальным данным, погибло 1,5 миллиона жизней.

Источник

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады.

В городе нашлись запасы органических и химических удобрений. Имевшийся сельскохозяйственный инвентарь был отремонтирован, в дополнение городская промышленность выполняла мелкие запасы на его производство.

Агитационный плакат Окна ТАСС

К вспашке и посеву в Ленинграде и пригородах приступили 633 вновь организованных подсобных хозяйства предприятий и учреждений, хозяйства трестов и 1468 объединений, в которые вошли более 176 тысяч индивидуальных огородников. Помимо этого, посевом овощей занимались свыше 100 тысяч трудящихся, не вошедших в огородные объединения.

Всего весной 1942 года индивидуальными огородниками, подсобными хозяйствами и совхозами городских трестов было вспахано 9,8 тыс. гектаров земли (план был перевыполнен в 1,5 раза), из них вручную, лопатами, вскопано 3,3 тыс. гектаров (33%).

Обработка огорода, разбитого в сквере возле Исаакиевского собора. 1942 г.
ИТАР-ТАСС / В. Капустин

Трудности новоявленных огородников состояли не только в том, что они были мало знакомы с сельскохозяйственной деятельностью — им в помощь специально издавались стенгазеты и брошюры с инструкциями по возделыванию земли, но и в непригодности большинства участков для выращивания овощей из-за состава почвы. Бывали и досадные случаи, когда урожай, выращенный с таким трудом, в одночасье уничтожался артобстрелом.

Выращивание овощей на площади у Исаакиевского собора во время блокады. 1942 г.
ИТАР-ТАСС / М. Трахман

Тем не менее, план сбора урожая в Ленинграде и пригородах совхозами и подсобными хозяйствами был выполнен на 106%, сверх плана сдали 2,8 тыс. тонн овощей.

Работники Н-ского госпиталя Е.Скарионова и М.Бакулин за сбором капусты. 1942 г
ИТАР-ТАСС / Архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда

В 1943 году почти каждая семья в Ленинграде обрабатывала свой участок земли или принимала участие в обработке коллективных огородов. Индивидуальным и коллективным огородничеством занимались 443 тыс. человек. За сезон 1942 года горожане приобрели некоторый опыт ведения огородного хозяйства и оценили исключительное значение огородов в условиях вражеской блокады.

Сбор урожая капусты у Исаакиевского собора. 1942 г.
ИТАР-ТАСС / Архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда

Ранней весной сотрудники Ботанического института приготовили для ленинградцев 11 млн единиц рассады. Посевная кампания началась с первых благоприятных для посадки дней. На территории города и в его окрестностях было обработано и засажено 11,8 тыс. гектаров земли. С осени ленинградцы позаботились о заготовке удобрений для своих коллективных и индивидуальных огородов. На эти цели шли торф, мусор старых свалок, древесная зола. Ученые разработали способ употребления в широком масштабе бактериального удобрения — азотогена.

Дети у грядок на набережной в Ленинграде.
ИТАР-ТАСС / Архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда

Пригородные хозяйства, несмотря на значительные потери в кадрах, технике и гужевой силе, сумели добиться роста производительности даже в сравнении с довоенным периодом. Производство овощей на одного совхозного рабочего в 1943 году возросло почти в 1,5 раза по сравнению с 1940 годом. На городских рынках появились сельскохозяйственные продукты, которых не было в 1942 году. Цены на картофель упали в 6 раз по сравнению с летом 1942 года, на свежую капусту и свеклу — более чем в 4 раза. Ленинградцы вполне обеспечили себя на зиму овощами.

Блокадный огород во дворе Технологического института.
http://1.lti-gti.ru/museum

Г. П. Фитингоф, «Ленинградцы на огородах»

Во дворе Академии художеств в блокаду были расположены огороды, которые кормили ленинградцев

Огороды на Круглом дворе Академии художеств, 1944. Фото С. Г. Гасилова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *