Во что превращается глина
Подумайте и напишите, во что люди могут превратить эти материалы. Глина, Шерсть, Древесина
Когда я остаюсь одна, в голову приходят гениальные мысли. Так случилось, когда я гуляла в горах. Спонтанно я придумала, как можно использовать глину в интерьере. А вы сегодня тоже убедитесь в том, что природа обогатила нас, без её ресурсов мы бы не смогли прожить. Пару креативных идей для дома я тоже расскажу.
Ресурсы Земли
Человек в процессе эволюции научился правильно пользоваться водными объектами, землей, солнечной энергией. За последние 100 лет произошли серьезные изменения, если так будет дальше, то мы просто исчерпает земные резервы.
Человек активно перерабатывает глину, шерсть, древесину. Не верите? Тогда посмотрите внимательно на предметы, которые есть в вашей квартире, и поинтересуйтесь, из какого материала возведен дом.
Люди могут превратить глину, шерсть, древесину в предметы искусства
Все знают, как можно легко использовать природные ресурсы и шерсть животных. Я же хочу рассказать новую информацию.
Начну с дерева. Древесина — природный материал, который получают из многолетних деревьев. Материал легко поддается обработке. Самое необычное применение древесины:
Глина и шерсть
Глина — это осадочная горная порода, которая имеет пластичную форму. Её используют скульпторы. Глину добавляют в корма для животных. Её научились умело перерабатывать наши предки ещё в 13 столетии, когда делали посуду для еды.
Шерсть — волосяной покров животных, срезанный и обработанный. Чаще всего, используют собачью и овечью шерсть. Овечья согревает в стужу. Даже королева Великобритании держит у себя подкладку из этого материала. Это традиция: во время коронации необходимо сидеть на шерсти, чтобы в будущем правление увенчалось успехом. Ее можно переработать и получить эксклюзивную шубу, сумочку, угги, одеяла; использовать в интерьере.
Мыслите глубже и поймете, что богатство рядом, и это сама природа.
От свистульки до сервиза: удивительная глина
Керамика…Податливая глина, узнавшая опытные руки мастера, прошедшая сквозь огонь и воду и ставшая кувшином для масла, кофейной чашкой, ярким изразцом, сказочной свистулькой и веселой игрушкой. Секреты изготовления керамики были известны нашим предкам, жившим тысячи лет назад. В Китае за 2000 лет до нашей эры делали не только глиняную посуду – в ходу уже был фарфор. А первые упоминания о гончарах и их изделиях можно найти в Ветхом Завете. В век космических технологий и электронных гаджетов мы продолжаем пользоваться плодами древнейшего ремесла – наливая утром кофе в фарфоровую чашку, отправляя в духовку жаркое в глиняном горшочке и украшая дом изящными статуэтками – напоминаниями о чудесных путешествиях и людях.
На пути к печи
Двадцать лет мастер Виталий Гычев из Барнаула занимается гончарным делом. Первый свой круг, еще будучи мальчишкой, он соорудил из проигрывателя: накопал на ручье глины, включил пластинку и начал крутить на нем бурый комочек. Волшебный кувшин тогда сделать не удалось. Зато сегодня в руках мастера рождаются настоящие чудеса – древнерусские крынки и квасники, статные амфоры и вазы.
Виталий Гычев, гончар:
– Для работы подходит практически любая глина. Правда, если глина тощая, с большим содержанием песка, как в нашей местности, она менее пластична, мелкие изделия лепить из такого материала сложно. Поэтому сначала глину очищают от примесей: высушивают, чтобы легче расходилась в воде, а затем на сутки-двое замачивают в бочке – тяжелые частички песка оседают, а глина остается во взвешенном состоянии.
Жидкую глину пропускают через сито – очищают от корней растений и камней, а потом долго-долго вымешивают, как тесто. Это необходимо, чтобы выгнать из глины воздух, иначе при сушке она пойдет трещинами. Перед тем, как попасть на гончарный круг, она снова подсыхает – консистенция глины зависит от типа материала и того, какое изделие задумал создать гончар. По пловам Виталия, путь от эскиза до его полного воплощения иногда занимает месяцы.
С дружиться с гончарным кругом и вылепить простой горшок или чашку с первого раза не получается почти ни у кого из новичков. Поэтому, если вы решили попробовать себя в роли гончара, не расстраивайтесь, если глина не поддастся сразу – терпение и тренировки, и вот уже изделие после просушки можно отправлять в печь.
Температура, при которой мягкая податливая глина обретает каменную прочность, составляет 900-1000 градусов Цельсия.
Виталий Гычев:
– При обжиге есть критические точки – 300, 600 градусов, проходить которые нужно очень плавно. Глина может лопаться: при сушке прошел где-то сквознячок, обсохла глина неравномерно, и при нагревании ее начинает разрывать. Поэтому до 30% брака – это обычное дело у гончаров.
У каждого мастера гончарного дела есть свои секреты работы.
Виталий Гычев:
– Мой омский друг – гончар с большим стажем – как-то пришел ко мне в мастерскую и спросил: «А почему ты горшки не переворачиваешь, когда сушишь? У них ведь донышки выпучиваются». А я, чтобы не выпячивалось, когда горшок делаю, внутри бугорок на дне оставляю – он и тянет глину внутрь, и не наружу.
Молоко, свинец, глазурь
Чернолощеная, краснолощеная, обварная, майолика…Каких только разновидностей и способов отделки керамики за тысячелетия не придумали гончары! После обжига необработанная глина имеет пористую структуру и пропускает воду, а значит, такую посуду нельзя использовать на кухне. Чтобы сделать материал водонепроницаемым, мастера используют старинные техники обработки. По словам Сергея Зацаренского, гончара из Ростова-на-Дону, наиболее популярные – молочение, обвара и ганозис.
Сергей Зацаренский:
– Молочение так называется потому, что обожженное изделие окунают в жирное молоко, а потом прокаливают при температуре 300 градусов. Казеин склеивает поры, глина становится водонепроницаемой, а изделие приобретает красивый цвет – от коричневого до черного, а также блеск. А вот чтобы получить черные разводы с хаотичными пятнами, делают обвару: раскаленное докрасна изделие окунают в мучную болтушку с дрожжами, отрубями и кисломолочными отходами. Также чтобы глина не пропускала воду, ее вощат – эта технология называется ганозис. Воск с маслами слегка подогревают, пропитывают ими нагретое изделие, а затем полируют тряпочкой из сукна или войлока.
Появляются и новые технологии – так, фасадную керамику для водонепроницаемости теперь модно пропитывать аквастопами.
Придать цвет керамике можно не только с помощью молока, воска и мучной болтушки. Богатую палитру цветов дают смеси различных минералов, солей, пепла и шлака. Глазури медью и малахитом окрашивают в голубые, синие оттенки, свинцовые – в зеленые и так далее.
Сергей Зацаренский:
– В прежние времена для получения цвета гончары пережигали на чугунной сковороде свинец в муку, просеивали через сито. Для зеленого цвета добавляли медный купорос, для красного – железный, для желтого – сурьмы и белил, для коричневого – окись марганца. Само изделие обмазывали солидолом и керосином, обсыпали приготовленной мукой и ставили на обжиг – приставший глет образовывал яркую блестящую глазурь.
Блестящие крынки глубокого черного цвета – это чернолощеная керамика. Такая изготавливалась еще в третьем тысячелетии до нашей эры. В чернолощеной посуде долго не киснет молоко и сливки, не засахаривается мед, она стойко выдерживает перепады температуры. Рецепт изготовления черных горшков на протяжении веков оставался неизменным: сначала изделие формируют на гончарном круге, сушат и обжигают в печи, а затем помещают в чан с опилками, закрывают крышкой и коптят. После этого натирают до блеска.
Виталий Гычев, гончар:
– Гончарное искусство сегодня перестало быть утилитарным, а носит декоративный характер. Крынки и квасники теперь редко используют по назначению, а чаще приобретают для украшения интерьера. Хотя лично я дома люблю готовить и хранить пищу в глиняной посуде – это не только красиво, но еще и очень удобно.
Гостья с Майорки
Вершина глиняного перевоплощения – яркая майолика – разновидность керамики, изготавливаемая из обожженной глины с использованием расписной глазури. В технике майолики выполняют изразцы, посуду, статуэтки, декоративные панно. Секретами этой техники владели еще мастера Древнего Египта. Но по-настоящему популярной расписная керамика стала в эпоху ренессанса, попав в Италию через испанский остров Майорку – от географического названия и произошел термин «майолика».
Одним из крупных центров майолики в России еще в XVII веке стал Ярославль, где изготавливали изразцы для украшения храмов и домов. И сегодня Ярославль славится своей керамикой – таких сервизов и скульптур не производят больше нигде в мире.
Создание ярких статуэток начинается с лепки пластилиновой миниатюры. На этом этапе будущая майолика мягка и податлива, а скульптор может проработать даже мелкие детали. Далее мастера заливают миниатюры гипсовым раствором, который, застывая, принимает форму скульптуры. Затем гипсовую форму заполняют шникером – жидким раствором глины. Спустя несколько минут форму освобождают от шникера и оставляют сушиться. После того, как гипсовые оковы снимают, остается тонкий глиняный черепок – через несколько суток его отправляют в печь.
Обожженную керамическую фигуру окунают в белую эмаль и расписывают матовыми стекловидными красками, которые мгновенно засыхают. Это невероятно кропотливый процесс, ведь у художника нет права на ошибку – если рука дрогнет, лишнее пятнышко уже ничем не закрасишь. После обжига матовая блеклая фигурка обретает яркость и глянец. Получается такая вот красота:
Если вы хотите украсить свой дом изразцами, почитайте советы наших форумчан в этой теме. Также советуем посмотреть наше видео, в котором подробно рассказывается о производстве изразцовой плитки. Рекомендации по выбору правильной посуды для готовки в печи вы найдете здесь.
Во что превращается глина
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Происхождение глины на Земле. Синтез основных объёмов.
Традиционно почвы рассматриваются как результат взаимодействия во времени пяти факторов почвообразования: почвообразующих пород, климата, живых организмов, рельефа и человека.
Глины также рассматривают как результат взаимодействия этих пяти факторов.
В условиях гидротермального (ГТ) процесса происходит глинистое минералообразование. В почвах термальных полей синтезируется большое количество окристаллизованных глинистых минералов. Попросту, рождается глина. Причем образуется её на порядок больше, чем на соседних территориях, где ГТ процессы отсутствуют. Опуская (ГТ) процессы в недра литосферы получаем производство глины в объёмах, соответствующих её объёмам на поверхности Земли.
«Почвы, формирующиеся в условиях современного ГТ-процесса, распространены во всех вулканических областях Земли, но не образуют протяженных массивов».
На фотографии — левый берег реки Гейзерной с многочисленными гейзерами и источниками пара в Кроноцком заповеднике на Камчатке.
Немного цитат из автореферата по теме «Влияние гидротермального процесса на почвообразование (на примере Камчатки)».
В отличие от окружающих их песчаных и каменистых почв на вулканических отложениях с разновозрастными пеплами темно-серого, бурого, палевого и белесого тонов (каждый из которых присущ одному из близлежащих вулканов), термоземы имеют глинистый состав за счет глубокого преобразования исходного субстрата. Под действием тепла Земли и поступающих растворов разноцветные и разновозрастные прослои пеплов превращаются в однородную субстанцию бурого цвета, сначала сохраняющую остаточную слоистость, а затем в красноокрашенный термометаморфический горизонт.
Историю формирования эти почв можно проследить, если сделать разрезы в разных местах: более молодые термоземы будут полосатыми, а более старые — уже однородными.
Во что можно превратить глину?
Глина — один из самых распространенных в природе ресурсов. Именно поэтому гончарное ремесло развивалось довольно широко по всему миру с самых древних времен. Керамическая промышленность является одной из древнейших на Земле, она оказала огромное влияние на человеческий прогресс.
Строительные материалы — это первые керамические изделия. Плитка, кирпич, черепица были наиболее просты для изготовления. Предметы быта, такие как горшки, блюда, тарелки и другие разные емкости, требовали больше мастерства для их изготовления. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры был изобретен гончарный круг.
Одно из самых древних искусств — искусство керамики (с греческого «керамос» — глиняная посуда). В процессе раскопок были обнаружены черепки изделий времен неолита. Керамические изделия разделяют на:
Грубые (черепица, кирпич, стенная майолика, терракота).
Тонкие (фарфор, цветная майолика, фаянс).
Изначально самым ценным керамическим изделием был фаянс. Еще в Древнем Египте и Китае изготовлялись изделия, похожие на современные изделия из фаянса. Название «фаянс» произошло от названия города в Северной Италии, города Фаэнц, рядом с которым широко развивалось керамическое ремесло.
На смену фаянсу пришла еще более ценная и благородная керамика — фарфор. Впервые фарфор был получен в Китае в 620 году. Секрет его изготовления настолько бережно хранили, что только в 1708 году саксонские экспериментаторы сумели получить европейский фарфор!
Стоит упомянуть и о менее известных видах керамики. Терракота занимает особое место в истории керамического ремесла. Она представляет собой пористые изделия из цветной глины. Терракотовая пластика была распространена во многих неолитических культурах. Терракота применялась в изготовлении саркофагов, статуй, фигурок, рельефов. В Древней Греции, Древнем Египте, Древней Индии и даже Древней Америке были найдены экземпляры этого искусства. Самое знаменитое творение из этой керамики — это терракотовая армия.
Майолика — это керамика из обожженной глины, в которой используется расписная глазурь. В данной технике создаются различные наличники, декоративные панно, посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Техника майолики существовала с древних времен в Вавилоне, Египте, в странах Древнего Востока. В России это искусство начало процветать в 18 веке. Московский завод Гребенщикова и мастерские в Гжельской волости были основными центрами производства майолики. В современном строительстве терракоту и майолику используют для оформления садов, отделки интерьеров и парков.
Самая простая глина способна превращаться в руках опытных мастеров в настоящие чудеса. С некоторыми из этих превращений мы ознакомились. Но кто знает, на какие еще превращения способна глина.
ПРЕВРАТИТЬ ГЛИНУ В КАМЕНЬ: СЕКРЕТЫ НЕМЕЦКИХ И РУССКИХ ГОНЧАРОВ
«История одной вещи» — совместный проект с Томским краеведческим музеем.
Гордость музейной коллекции — две пивные кружки из Германии середины 19 века. Обе декорированы рельефным орнаментом и сдержанной по цвету глазурью. Многие краски не годились для сильного обжига, поэтому количество глазури в производстве штайнгутов («каменных товаров») было ограничено. Часто для глазурования пользовались поваренной солью — ее кидали в горн в конце обжига, и сода, которая в ней содержалась, соединялась с силикатами, покрывая поверхность тонким слоем глазури. Зато каменные товары можно было резать, шлифовать, гравировать. Чаще всего на кружках высекались растительность, гербы, маскароны (изображения человеческих и звериных голов) и национальные пословицы и поговорки.
В олово, из которого делали крышечки, добавляли 1/10 или 1/12 часть свинца — получался легкоплавкий материал, довольно пластичный, на котором можно было прорабатывать мельчайшие элементы рельефа. Игра света и тени на свежеотлитой оловянной крышке имела великолепный декоративный эффект. Такая посуда ценилась очень высоко».
Каменный товар, по словам Елены Малофиенко, известен давно. Еще в Древнем Египте делали что-то подобное. А в Германию традиция заниматься именно такой керамикой пришла в 16 веке со Средиземноморья. В Германии, в отличие от Италии, в тот момент было много лесов. Поэтому немцы могли себе позволить производство, требующее большого количества древесины.
В одном историческом очерке сообщалось, что в Англии во времена королевы Елизаветы даже придворные кавалеры пили из кожаных кубков. Это давало повод насмешливым французам утверждать, что англичане, якобы, пьют из собственных сапог».
Музейные каменные кружки таят в себе несколько загадок. Так, на крышке одной из них есть три клейма. На двух из них орел — геральдический символ Германии. А на третьем, вероятно, герб города — две башни, а между ними человек с мечом. Такого герба Елена Малофиенко нигде не встречала — а он мог бы многое рассказать и о месте, где было производство кружек и оловянной посуды, и о самом производстве. Известно, что рецептуру каменной массы немецкие гончары разрабатывали в ходе экспериментов, смешивая природные компоненты (глину, полевой шпат, кварц) в разных пропорциях.
Томский гончар Андрей Салтан немецкими технологиями каменной массы тоже интересовался. Ему иногда нужны особенные материалы для изделий с определенными свойствами. Например, турка для кофе, если ее делать из местной глины, будет нефункциональной — не выдержит нагревания на газе. Тут лучше всего подойдет выписанная из Испании кордиеритовая масса, которая способна выдержать подобный термоудар. Впрочем, и обычную глину из томских карьеров можно закалить так, что она будет, как каменная. Ну, или почти как каменная.
Технологии молочения и вощения, придуманные гончарами-славянами еще в средневековье, и сейчас, по мнению Андрея Салтана, одни из лучших для изготовления водонепроницаемой и крепкой керамики. Для тех, кому интересно, как это делается — пошаговая инструкция:
Интересный факт — когда глину готовили в больших количествах, ее закладывали в большие ямы и плотно закрывали от солнца и ветра — чтобы добиться идеальной влажности. Сохла она там очень медленно. Например, предприятие «Гжель» в советские времена готовило свою глину по 25 лет. А братья-китайцы, которые делали свой тонюсенький фарфор, готовили глину. для внуков!»
2. Работаем на гончарном круге
Крынки бывают женскими, мужскими и холостяцкими. Холостяцкие, например, имели более широкое горлышко, чтобы хозяин мог проникнуть туда своей широкой дланью и помыть сосуд после использования самостоятельно. Декор можно и не наносить, а вот края крынки обработать желательно. Чтобы губы не поцарапались, горлышко можно шлифануть кусочком сыромятной кожи, ну или на худой конец — полиэтиленовым пакетиком».
3. Сушим и обжигаем
И, как любой кирпич, он умеет делать то же самое — впитывать и пропускать влагу. Поэтому, если мы нальем в такую крынку воду, то через некоторое время обнаружим на столе лужу. Что делать? Первый способ был гениально прост — сосуд смазывали изнутри жиром, пленочка не давала воде выходить наружу. Но пить воду с жиром было не очень приятно. Поэтому 800 лет назад придумали другой интересный способ».
Стенка пропитывалась на глубину до полутора миллиметров всего, но уже никогда не пропускала влагу. Плюс сосуд уже мог выдержать температуру до 420 градусов — его смело можно ставить в духовку. А потом обратили внимание на еще один момент — влагонепроницаемая стенка прекрасно пропускала воздух: если складывать туда собранные ягоды, то они будут оставаться свежими гораздо дольше, чем в стеклянной или пластиковой посуде!»
Метки: Томск, Томская область, Томский краеведческий музей, керамика, глина, каменный товар, Германия, гончар, Андрей Салтан